Творожная пасха: история происхождения и возникновения. Символическое значение творожной пасхи. Готовим на Пасху: кулинарный обзор

Пасха в 2018 году , главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа, отмечают 8 апреля. В этот день начнутся народные гулянья, и основными яствами станут яйца, куличи и творожные пасхи.

В православной традиции Пасха считается «царем дней». Главное событие празднества - богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. В течение Великой субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают все, что

Приготовлено к праздничному столу. Первым блюдом во время пасхальной трапезы является яйцо, которое по традиции разрезается на кусочки по количеству людей, сидящих за столом. После этого каждый получает по ломтику кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставят красное вино и остальную праздничную еду.

Каждая семья издавна готовила на Пасху свои фирменные блюда, в основе которых лежала старорусская кухня. На стол ставили различные закуски, студни, сальник из печени, няню - томленую гречневую кашу с бараньим мясом и сычугом, жаркое с грибной приправой, говядину с репой, буженину в сенной трухе с пивом, утку с медом или гуся, жаренного с можжевельником.

Варились кисели и сбитни, доставались домашние настойки и вина. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд - по числу дней истекшего поста. Но кроме семейных кушаний непременными атрибутами праздника были и обрядовые блюда.

Куличи и по сей день остаются главным символом праздника. Издревле их надо было печь таких размеров, чтобы каждому члену семьи хватало по кусочку на каждый день пасхальной недели. Кроме того, считалось, что в большом объеме тесто лучше выбраживается. Кулич пекут в память о том, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскресение. Кулич символизирует собой присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость и красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом сушестве. Поэтому готовые куличи богато украшают глазурью, различными символическими надписями (буквами ХВ) и крашеным пшеном. Считается, если кулич удался, то в семье будет все хорошо. Поэтому в день, когда творятся куличи, в доме должно быть мирно и покойно - тогда ничто не потревожит подходящее в формах тесто и куличи получатся чудными.


Пасхальные яйца - символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Поэтому, хотя яйца и красят в разные цвета, традиционным является красный.


Творожные пасхи принято делать в виде четырехгранной пирамиды - олицетворения Голгофы. Если у вас нет пасочницы - разборной деревянной формы из четырех дощечек, - воспользуйтесь небольшой круглой формой. Главный компонент пасхи - протертый творог, к которому кладут сливочное масло, сметану или сливки, яйца, сахар и всевозможные добавки по вкусу. Рецептов пасх сушествует множество: вареные иневареные, сметанные и сливочные, шоколадные и фисташковые. Пасха присутствует на праздничном столе как символ ветхозаветного пасхального агнца и напоминание, что время кровавых жертв прошло.

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion - круглый хлеб) - высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

Творожная пасха (в Требнике - «млеко огустевшее», то есть творог) имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием «Христос Воскресе!». При этом с апостольских времен принято целование. По традиции, верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.

До революционных событий 1917 года в России широко и с удовольствием отмечали праздник Пасхи – Светлое Христово Воскресение. С приходом Советов всё резко изменилось: церкви разрушались, священники преследовались, а все христианские праздники оказались под запретом. Со временем ситуация смягчилась, но отмечать религиозные праздники, а тем более ходить в церковь решались единицы: чаще это были старики, а люди среднего возраста делать это не решались – никто не хотел неприятностей. Молодёжь тем более была далека от подобных вопросов, да и воспитание тогда было соответствующим, однако и в те времена крашеные яички и куличики были желанным развлечением: их даже потихоньку приносили с собой в школу и угощали друзей.

Сейчас традиции стали возрождаться: в день Пасхи проходит торжественное богослужение во всех храмах, и никому не приходит в голову удивляться, когда красивые куличи в ярких обёртках продаются «на каждом углу» - коммерсанты и бизнесмены сумели «поймать момент».

Пасхальный стол в дореволюционной России

А каким было пасхальное застолье наших соотечественников в прежние времена? Всегда праздничным и по-своему богатым – в том числе у тех, кто жил скромно, и не имел даже среднего достатка. В обычные дни люди питались ржаным хлебом, овощами, крупами, а на Пасху обязательно пекли куличи из белой муки, пышные и сладкие. Кроме того, Великий пост , предшествующий празднику, позволял накопить и сэкономить немало продуктов. Поэтому в большинстве православных семей столы буквально ломились от праздничных кушаний и лакомств, и мясных блюд в пасхальные недели съедалось немало. Это запечённая и фаршированная домашняя птица – куры, утки, гуси, индейки, а также дичь – куропатки, рябчики, фазаны; целиком запечённый барашек или молочный поросёнок; домашняя ветчина, язык, окорока, колбаса, сало, шпик и т.д.


Хватало и рыбных блюд, причём рыбу выбирали вкуснейшую: сёмгу, форель, стерлядь, осетров; готовили заливное, рыбные солянки, наваристую уху, кулебяки и пироги. Была даже традиция: ставить на пасхальный стол 48 разных блюд – столько, сколько дней длится Великий пост.

Блюда на столе украшались живыми и искусственными цветами, сделанными из яркой бумаги и цветных лоскутков, обязательно ставили несколько свечей, а крашеные яйца укладывали в специальные корзиночки с яркой зелёной травой, выращенной заранее из семян злаков.

Па́сха (творожная пасха ) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи . Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Традиция и символика

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница . В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.

Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста , копья , трости , проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Способ приготовления

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй , влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз - на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами , бабами , крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

  • В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века , известная как «Кулич и пасха» , так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня - пасхи. Церковь имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами , а внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами ; колокольня - вид четырёхгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Такой своеобразной архитектурой храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Вяземскому .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пасха (блюдо)"

Ссылки

  • на сайте Православие.Ru
  • // Российский Этнографический Музей

Отрывок, характеризующий Пасха (блюдо)

– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?

Древнейший символ гроба Господня, в котором произошло великое чудо Воскрешения Спасителя человечества, победа света над тьмой – творожная пасха. История происхождения и возникновения блюда уходит в глубины тысячелетий. Символическое значение творожной пасхи для всех верующих огромно.

Накануне светлого праздника Пасхи православные верующие готовят обязательные пасхальные блюда: красят яйца, пекут куличи, делают творожные пасхи. Каждое кушанье имеет свою историю и глубинный смысл.

Заблуждаются те, кто считает, что для празднования Светлой Пасхи достаточно запастись крашеными яйцами и сладким сдобным куличом. Главное пасхальное блюдо, имеющее одинаковое название с праздником праздников, – творожная пасха.

Творожная пасха – что это?

Творожную пасху готовят на основе творога. Добавляют разные ингредиенты: мед (сахар), сметану (сливки), сливочное масло, куриные яйца, ванилин, варенье, настойки, ликеры, цукаты, сухофрукты, цедру цитрусовых, орешки.

Изготовление творожной пасхи – процесс индивидуальный, особенно важный для благополучия всей семьи, в чьем доме делается блюдо. Каждая хозяйка должна сама выбирать продукты для этого сакрального кушанья. Необходимо наилучшим образом приготовить это традиционное пасхальное блюдо из самых свежих продуктов.

Пасочница – деревянная разъемная форма со специальной резьбой для изготовления творожной пасхи

Творожную пасху помещали в специальную пасочницу, где она застывала и после извлечения из деревянной резной формы приобретала вид усеченной пирамиды. На деревянных боковинах были изображены образы мучений Христа:

  • крест, копье, трость

и Воскрешения Спасителя:

  • цветы, ростки, травы.

Пасочницу передавали по наследству, приобретали в храмах или на православных ярмарках.

Украшение творожной пасхи

На верху усеченной пирамиды из творога размещают литеры ХВ, которые имеют приветственное значение:

– Христос Воскрес!

Бока творожной пасхи украшают символическими знаками, которые напоминают верующим о мучениях Спасителя в Страстную пятницу, когда его распяли (крест, копье). Помещают на боках и цветы, ростки – знаки чудесного Воскрешения Иисуса.

Символическое значение творожной пасхи

Усеченная пирамида – форма, повторяющая вид Небесного Сиона (непоколебимой основы Нового Иерусалима, Божьего города). Творожная пасха символизирует радость Воскрешению Христа, красоту и чистоту жизни в раю, единение с Господом, духовное спасение, которое доступно каждому, кто полюбит Господа, раскается в плохих мыслях и деяниях, станет жить по законам любви и милосердия.

Форма усеченной пирамиды, которую придают творожной пасхе, является символом Голгофы. На высокую гору Иисус из Назарета вынужден был нести тяжелейший деревянный крест, на котором после восхождения Сына Божьего и распяли. Сегодня Голгофа имеет значение «терпеть страдания».

Символическое значение творожной пасхи: вечным напоминанием о человеческой жестокости и божьей милости, терпении и смирении выступает усеченная пирамидальная пасха из творога.

Во многих культурах (египтяне, майя, ацтеки) были обнаружены постройки в форме усеченных пирамид. Видимо, в древности считалось, что именно такая форма является концентрацией энергии Вселенной или божьей благодати, возможности достичь совершенства.

Творожная пасха: история происхождения и возникновения

Творожные кушанья издревле имели сакральное значение, символизировали плодородие. Многие обряды в старину совершались с использованием творога и прочих продуктов из молока. Вспомним, к примеру, сказку о Коньке-Горбунке, где для омоложения царю нужно было окунуться в кипящее молоко.

По библейской версии пророк Моисей, выполняя божью волю, освободил иудеев от египетского рабства. Моисей вывел свой народ в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Эти благословенные продукты (мед и молоко) символизировали великую радость и бесконечное счастье освобожденных иудеев и всех, кому открылось Царствие Небесное после Воскрешения Христа.

История происхождения и возникновения творожной пасхи многогранна и таинственна.

Самая ценная, наполненная питательными веществами часть молочной продукции – творог. Весь вкус и польза сосредоточены в нем. Творог в союзе со сливочным маслом и сахаром – настоящий подарок небес.

Бедный человек в старину мог позволить себе такую роскошь нечасто, лишь во время великих праздников была возможность вкусит немного божественной пищи. Творожную пасху освящали в храме и тогда это кушанье становилось благословенным.

До восемнадцатого столетия творожную пасху (церк.-слав. – млеко огустевшее) готовили из скисшего молока. После уже стали делать одно из главных сакральных блюд пасхального периода из творога. И еще позже стали добавлять сливочное масло, яйца, сахар, сметану. Импортные сладости, привезенные из-за далеких морей, стоили несколько веков назад достаточно дорого. Их использование для приготовления творожной пасхи могли себе позволить только очень богатые люди. И тогда в массу для творожной пасты попадали цукаты, сухофрукты, орешки.

Какие бывают творожные пасхи?

Различают сырые, заварные (гретые) и запеченные в духовке творожные пасхи.

Приготовление сырой творожной пасхи:

  • обезжиренный творог протирают через сито несколько раз
  • протертый творог смешивают с любимыми ингредиентами
  • используя пасочницу, формируют из протертой творожной массы, смешанной с разными продуктами в соответствии с рецептом, усеченную пирамиду

Нюанс

Чтобы творожную пасху можно было легко извлечь из деревянной пасочницы, массу нужно было поместить сначала в мокрую марлю, а затем прижимать боковинами и трамбовать.

  • украшают по своему вкусу.

Приготовление заварной (гретой) пасхи

  1. перемешивают указанные в рецепте ингредиенты с творогом
  2. варят (томят) на маленьком огне творожную массу в течение 60 минут
  3. перекладывают в пасочницу и прессуют до получения формы усеченной пирамиды.

Приготовление запеченной в духовке творожной пасхи

  • смешивают продукты с творогом
  • выкладывают в форму для выпечки
  • пекут в духовом шкафу
  • украшают по вкусу после извлечения из духовки.
  1. использовать мелкий нежирный творог
  2. протирать творог без добавления ингредиентов
  3. с сахарной пудрой смешивать уже протертый творог
  4. яйца куриные взбивать с сахаром до побеления массы
  5. протертый творог смешивать со сметаной и сливочным маслом
  6. творожно-масляную смесь смешивать с побелевшей яичной массой
  7. при желании добавлять порошкообразные пряности
  8. в последнюю очередь добавлять просушенные распаренные сухофрукты, жареные орешки, засахаренные цукаты. Все перемешивать до однородного состояния.

Польза творожной пасхи

Фосфор и кальций, содержащиеся в твороге, калий – в изюме, аминокислоты и прочие полезные вещества в этом кушанье дают мощный заряд энергии прошедшим через сорокадневный пост верующим. Истощенному организму нужна подпитка. Кальций укрепит кости, калий – сердце, аминокислоты – нервы.

Целебные возможности творожной пасхи

Славяне были уверены, что творожная пасха обладала магическими свойствами:

  • оберегала от болезней
  • защищала от нечисти
  • привлекала удачу и благополучие в дом.

Небольшой кусочек ритуального кушанья заворачивали в полотняный мешочек и хранили до следующего праздника Пасхи в качестве домашнего оберега. Некоторые носили с собой наподобие ладанки. Водку, настоянную на творожной пасхе, изготовленной в чистый четверг, применяли для изгнания бесов и лечения алкоголизма.

В заключение разговора о творожной пасхе: история происхождения и возникновения. Символическое значение творожной пасхи хотим пожелать нашим читателям готовить с радостью и удовольствием.

В мире и согласии желаем встречать праздник праздников. Хранить в сердце любовь и милосердие. Быть внимательными к ближнему и добрыми к себе. Света вам, надежды и согласия. Праздничного настроения и тепла в душе.

(Visited 3 544 times, 4 visits today)



Вверх