Святая ефросинья полоцкая как символ русского единства. Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность

История Евфросинии

Родилась Евфросиния в семье князя Святослава-Георгия и княгини Софии, и дали ей старинное имя Предслава. С ранних лет у Предславы проявилась любовь к книжному слову. В отчем доме она познакомилась с книгами, образование получила при монастыре. Она познакомилась с произведениями римских и византийских богословов, читала «Изборники», роман об Александре Македонском и другие книги.

Будучи взрослой, переводила с греческого, знала латынь, сама писала оригинальные произведения. Когда ей исполнилось 12 лет, родители подготовили приданное и планировали выдать ее замуж. Но княжеская дочь выбрала иной путь - посвятить жизнь служению Богу.

Она приходит в монастырь, где игуменьей была ее тетя и берет себе имя Евфросинии Александрийской из Египта. «Житие» рассказывает, что Евфросинии приснился сон, в котором ангел ее отвел в село Сельцо под Полоцком, где на берегу реки Полоты стояла деревянная церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. Ангел промолвил: «Здесь надлежит быть тебе».

В Сельце Евфросиния основала два монастыря - женский и мужской. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII в. Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. При монастырях открывались для детей школы, где учили читать, писать, получали знания по природоведению, медицине, риторике, там работали скриптории - мастерские по переписыванию книг, создавались иконописные мастерские.

Достигнув преклонных лет и предвидя близкую свою кончину, преподобная возжелала посетить места, связанные с земной жизнью возлюбленного ею всем сердцем и всей душой Спасителя.

В 1173 году блаженная Евфросиния с сестрой Евпраксией и братом Давидом покинули Полоцк. Совершив многотрудное путешествие, полоцкие паломники достигли Святой Земли. Во время своего пребывания в Иерусалиме преподобная трижды приходила на поклонение Гробу Господню, где молила Христа, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь во Святом Граде.

Молитва ее была услышана. Пролежав на одре болезни двадцать четыре дня, 23 мая 1173 года святая Евфросиния предала свою душу Господу и «вошла в покой небесный». Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого, недалеко от Иерусалима.

В 1187 году Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах-ад-Дином. Покидая город, христиане не пожелали оставить в руках мусульман свои святыни. Нетленные мощи преподобной княжны также были унесены из Святой Земли и Промыслом Божиим оказались в .

Спасо-Евфросиниевская церковь

Жемчужиной монастыря - Спасо-Евфросиниевская церковь с уникальными фресками XII века. Одной из самых драгоценных святынь монастыря является знаменитый Крест Евфросинии Полоцкой, созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей (крест пропал во время войны, сейчас в монастыре храниться его копия).

Этот крест, а также мощи святой заступницы стали предметом поклонения тысяч паломников, ежегодно прибывающих в Полоцк. Любопытно, что на стенах церкви сохранились граффити XVII века - типа «Здесь был Вася» (только на латыни) - и год 1617, 1632…



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве

Ефросинья Полоцкая – первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия. Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени. Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим — дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной). Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии…» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей. В «Житии…» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь. Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки. Так Ефросинья стала монахиней.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья – «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны. Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом. Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Святыни Белой Руси

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая ст. ст.) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день считается днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.

К этой дате Отдел редких книг и документов подготовил книжную выставку «Святая патронка Беларусі – Еўфрасіння Полацкая» , которая размещена в читальном зале библиотеки.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом помещены публикации житий сявтой праведной. Последнее издание его вышло в 2012 г. и подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые церковнославянский текст жития из списка XVI в. был адаптирован для чтения мирянам. Издание богато украшено клеймами житийной иконы преподобной Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жук.

Во второй части экспозиции помещены материалы по теме «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают через прикосновение к страницам истории извлечь уроки жизни о Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.

Третья часть выставки соодержит издания по истории и иллюстрации одной из главнейших святынь Беларуси – Креста, созданного в XII полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Игумении. В отделе редких книг и документов хранится виленское издание «Западно-русского месяцеслова на 1865 год», в котором в 1864 г. напечатана статья «Святыня города Полоцка: Церковь Св. Спаса и Крест преподобной Евфросинии» – одна из немногих дореволюционных публикаций посвященной Кресту Евфросинии Полоцкой. Кроме того, здесь представлена статья Вл. Орлова «Хто выкраў Крыж Еўфрасінні?» (Адраджэнне: гістарычны альманах. Мн., 1995. Вып. 1. С. 22–36), где писатель излагает собственное исследование о судьбе Креста и выдвигает гипотезу о месте его нахождения сегодня. Как известно, святыня Беларуси до сих пор не найдена.

«Тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с апостолами труды проповедниче­ства», – прочла вслух молодая княжна-игуменья, обращаясь к собравшимся вокруг нее девушкам из знатнейших княжеских семей. – «Так пишет . Неужели те апостольские времена миновали, сестры мои?»

«Что у тебя за вещи?» – строго спросил епископ Илия. – «Не достоит инокине украшаться одеждами, а у тебя их целый сундук, как я вижу!»

«У меня нет иных одежд, которые на мне», – спокойно ответила Евфросиния.

«Что же у тебя в сундуке? Не золото ли?» – нахмурился Илия. Он скептически относился к постриженицам из благородных семей, считая это – не всегда необоснованно – глупостью и блажью.

«То, что дороже золота», – ответила Евфросиния, с усилием открывая кованую крышку тяжелого сундука. Митрополит заглянул и – онемел. Сундук был доверху заполнен свитками и кодексами на славянском, греческом и латинском языках.

«Дитя мое», – проговорил митрополит Илия, – «дитя мое, да как же ты это одна потащишь!»

Он приказал двум диаконам поднять сундук в келью Евфросинии.

«Вот сюда», – сказала она. – «Чтобы было удобно его открывать. И еще, владыка, я хотела бы стол, на нем я буду переписывать эти книги».

«Дитя мое», – епископ покачал головой, – «а есть ли у тебя хоть шубейка какая? Скоро морозы!»

«Владыко, я взяла с собою только книги», – ответила Евфросиния и добавила: – «И еще три хлеба».

Так, в 1128 началась ее жизнь при полоцкой церкви Святой Софии, Премудрости Божией. Евфросинии было тогда около 25 лет. Время летело, вокруг нее собирались другие девы – дочери князей и других знатных людей. Собирались для того, чтобы изучать Священное Писание, для того, чтобы читать слова Христовы. Епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Святого Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния.

Подражающи дванадесятолетна дванадесятнолетну Христу,

учившему во святилище Божию слову, последовала еси, Евфросиние…

Не случайно названа была юная Евфросиния в честь Александрийской подвижницы. Александрия – это и знаменитый оазис учености, прославленный библиотекой и Мусеем, родина великого богословов раннего христианства Климента и Оригена, родина святителей Александра Александрийского и Афанасия Великого, борцами с ложью Ария, учившего, что Сын – не Бог. В Александрии жила и великая женщина-ученый четвертого века, Гипатия, одним из учеников которой был епископ Немесий, написавший сочинение «О природе человека». Сама Гипатия, трагически погибшая от рук толпы, так и не успела стать христианкой…

Преподобная Макрина

В то давнее время, в четвертом веке – за восемь веков до Евфросинии Полоцкой – жила и преп. Макрина, сестра свт. Василия Великого, которую сейчас многие исследователи называют «Четвертым Каппадокийцем». Она основывала монастыри, занималась просвещением и творила дела милосердия. Ее образованность позволила ей поспорить с братом, когда он, приехав из Афинской Академии, с юношеской хвастливостью, стал кичиться своей ученостью – и выйти из спора победительницей.

Не был ли этот спор со старшей сестрой и судьбоносным для дальнейшей жизни Василия, ставшего защитником Православия, глубоким богословом, заботящимся о бедных епископом, получившего имя «Великого»?

Св. Макрина была наставницей своих младших братьев, Григория, которого Церковь прославляет под именем святителя Григория Нисского, и Петра, впоследствии тоже святого, епископа Севастийского. Макрина была не только ученой монахиней, но и вела строгую аскетичную жизнь. Не случайно второе ее имя было «Фекла», в честь мученицы-девы, последовавшей за проповедником Евангелия, апостолом языков, Павлом.

В мудрости и аскезе подражала Предслава-Евфросиния всем великим женам прошлого, и, безусловно, своей покровительнице, преп. Евфросинии Александрийской. Эта девушка была единственной дочерью знатного александрийца. Имея все возможности прожить жизнь блистательно, она удаляется в монастырь, и, для того, чтобы ее не нашла безутешная семья, избирает мужской монастырь – она знает, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского. Братия приходят к ней за советом, за поддержкой, за Евангельским словом о Христе – и все находят просимое.

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Памятник в Полоцке

Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже находила слова для братии основанного ею монастыря – кроме девичьей обители, названной в честь Преображения Господня, она была основательницей и обители мужской, во имя Пресвятой Богородицы.

Кроме братии монастыря к ней приходят за советом и судом все – ссорящиеся в бесконечных распрях князи, попавшие в беду купцы, и совсем простые люди. Рядом с Евфросинией ее верные сподвижники и друзья – младшая сестра, единомысленная с ней Евпраксия и брат Давыд.

Евфросиния имеет связи с Византией, ведет широкую переписку, общается с такими великими святыми и христианскими просветителями своего времени, как свт. Мина Полоцкий и свт. Кирилл Туровский.

Евфросиния смотрит на свою жизнь, как на путь, как на бесконечное следование за Христом, странствующим и учащим о Своих грядущих Страстях и о Царстве. Ее отроческий побег в монастырь, ее переселение без вещей – только с книгами! – в Сельце в конце ее жизни венчаются последним странствованием – в Иерусалим. Она едет туда умирать, прощаясь со всеми, оставляя две обители, как две зажженные свечи на берегах Западной Двины. Она едет туда, куда стремился Христос – в Иерусалим, на смерть.

«Створитеся, пшеница чиста, и смелитеся в жерновах смирением и молитвами и постом, да хлеб чист принесется на трапезу Христову», – говорит она братии и сестрам на прощание слова священномученика Игнатия Богоносца. Мартирия, мученический подвиг, свидетельствующий о Христе Воскресшем – вот исполнение ее монашеских обетов. Она вручает два своих монастыря покрову Богоматери-Одигитрии, оставляет сестру Евдокию игуменьей вместо себя и навсегда покидает родной Полоцк.

Она, уже старица, достигла Гроба Господня и зажгла на нем золотую лампаду. На следующий день она слегла – и уже не вставала. Ее омыли водой из Иордана, до которого ей не пришлось дойти. Последний, предсмертный жест-символ – просьба быть похороненной в мужском монастыре преп. Саввы Освященного – вызвал недоумение у монахов, предложивших похоронить ее на кладбище для женщин. Времена, когда «женщины спорили с мужами в мужестве», как говорил свт. Григорий Богослов, остались позади. Она смиренно приняла отказ. Пролежав около месяца в болезни, она скончалась 23 мая 1173 г.

Умерла Евфросиния, как и желала, в том городе, где умер и воскрес возлюбленный ею с детства Христос…

Что ты пришла – по земле и по морю,
с книгою в путь отправившись свой?
Что ты пришла, назвавшись сестрою –
Макрины и Феклы младшей сестрой?

Александрия – далёко на юге,
севера солнце кожу не жжет.
Путь твой узнали девы-подруги –
Путь среди ночи и путь среди вод.

Двенадцати лет, открываясь взору,
тебя нарек Он невестой-сестрой –
Отрок, толкующий в Храме Тору,
Новый Иона и Новый Ной.

Слышите? Бросьте направо сети,
сети закиньте в пучину вод!
Мачта и якорь – смотрите, дети, –
летучие рыбы ведут хоровод.

Будет путь твой стремительный длиться
так, как мчится из лука стрела.
Крылья голубки, крылья орлицы,
Крепкие крылья большого орла.

И ни к чему отныне рассказы –
Покрытый в Субботу морской волной
Унес на рассвете ворота Газы,
Ворота смерти унес с Собой.

Евфросиния Полоцкая - это первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, мы ее знаем и как первую женщину на Руси, причисленную к лику святых. Несмотря на то что жизнь Евфросинии Полоцкой приходилась на тот период, когда христианство уже раскололось, ее одинаково высоко почитает как православная, так и католическая церковь.

Основными заслугами святой считаются перевод и переписывание книг, а также строительство собственных монастырей и церкви, которые являлись настоящими образовательными центрами Полоцкого княжества.

Знаменитая княжна

Евфросиния Полоцкая... Это имя вписано золотыми буквами не только на страницах духовной жизни, которая существовала на восточнославянских землях, но и во всю историю культуры Беларуси.

Евфросиния Полоцкая - княжна и монахиня. Но, прежде всего, это известная просветительница, оставившая незабвенную память в душах людей. Между нынешним временем и тем периодом, когда жила знаменитая княжна, лежит более восьми столетий. И поэтому нет ничего удивительного в том, что не так уж много сведений о ней сохранилось в истории восточнославянского народа. Однако и они способны дать оценку великой полочанке как талантливой женщине-просветительнице, указав на ее общеевропейское значение. Вся деятельность Евфросинии, как и ее знаменитых соотечественников К. Смолятича и К. Туровского, без всяких сомнений, говорит о высоком культурном подъеме, который наблюдался в те годы на белорусской земле.

Житие святой княжны

Будущая святая Евфросиния Полоцкая родилась в 1110 году. Изначально ей дано было имя Предслава. Она была дочерью полоцкого князя Святослава (сына Всеслава Чародея) и приходилась правнучкой княгине Рогнеде и князю Владимиру. Отец Предславы не получил от родителей удела, и поэтому вместе со своей семьей жил при дворе старшего брата - Бориса Всеславича.

В конце 12 века была написана книга «Житие Евфросинии Полоцкой». Ее автор нам неизвестен. Скорее всего, им являлся игумен или монах, живший в одном из монастырей, основанных княжной. Есть большая вероятность и того, что автор книги - ученик самой Евфросинии. Но как бы там ни было, данное повествование подробно рассказывает читателям о жизни святой женщины.

К сожалению, «Житие...» в первой своей редакции до наших дней не дошло. Виной тому - войны и пожары. Однако мы можем ознакомиться с книгой в шести редакциях и практически в 150 списках. Это является подтверждением большой популярности произведения. Одним из самых полных списков является Погодинский. Датируется он 16 веком.

«Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» является настоящим памятником агиографической восточнославянской литературы 12 века. Текст книги построен по тем канонам, которые отличали житийную литературу. Предполагают, что у данной работы есть свой первообразец. Им вполне могло служить произведение «Житие Евфросинии Александрийской». Однако автор восточнославянского памятника литературы внес в свой труд индивидуальные особенности. Так, исследователями отмечается яркость диалогов и монологов самой Евфросинии. Вполне вероятно, что они были взяты из книг, написанных святой княжной.

Структура «Жития Евфросинии Полоцкой»

Знаменитое произведение предваряется риторическим вступлением, традиционным для агиографии. Далее следует основная часть. В ней повествуется о жизненном пути святой полочанки, подтверждающем ее духовное восхождение. Завершающая часть произведения - Похвала. Здесь, несмотря на агиографические традиции, отсутствуют рассказы о произошедших посмертных чудесах. Для тех, кто не читал «Житие Евфросинии Полоцкой», краткое содержание книги будет приведено ниже.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим - дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной).

Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии...» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей.

В «Житии...» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Выбор жизненного пути

Полоцкая княжна отличалась не только своей мудростью, но и красотой. Однако поступавшие ей многочисленные предложения о браке она без всяких колебаний отвергала. Предслава осознанно решила отказаться от мирской жизни в 12-летнем возрасте. Это был период, когда родители впервые стали задумываться о замужестве дочери. Девочкой руководили идеи о подвижническом служении высоким моральным идеалам и важности духовного совершенствования. Княжна решила пойти за «Женихом своим» - за Христом.

Предслава обратилась к жившей в Полоцке родственнице, вдове ее дяди Романа Всеславича. Та была игуменьей и могла помочь девочке стать монахиней. Однако необыкновенная красота Предславы и ее ранний возраст показались старой княжне несовместимыми с постригом. Переубедить старую княжну помогли глубокий разум и высокая религиозная убежденность девочки. Игумения призвала иерея, который и совершил постриг, дав Предславе имя Евфросиния.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья - «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны.

Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом.

Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

Открытие собственной обители

Согласно "Житию...", Илия - епископ Полоцкий - получил от Божьего ангела подтверждение высоты подвижничества и служения Евфросинии. Одновременно с этим высшие силы указали ему на то, что он должен поставить монахиню во главе обители. Три раза с подобной вестью ангел являлся и к Преподобной Евфросинии, которая с радостью восприняла выбор Христа. Для расположения обители было определено находящееся неподалеку от Полоцка Сельцо. Здесь же находилась церковь Спаса и располагалось место погребения епископов.

Торжественная передача Сельца Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илья благословил Преподобную на создание в этом месте женского монастыря.

Расцвет обители

Преподобная Евфросиния Полоцкая стала основательницей Спасо-Преображенского женского монастыря. Эта обитель получила широкую известность на всей полоцкой земле. Здесь же постриглись в монахини и сестры Евфросинии.

При монастыре была создана женская школа. В ней осуществлялась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой. Княгиня, собравшая молодых девиц, учила их пению и написанию книг, рукоделию и многим другим полезным ремеслам. Заботилась монахиня и о том, чтобы девушки знали закон Божий и были трудолюбивы. Стоит отметить, что школа, основанная при Спасо-Преображенском монастыре, во многом способствовала быстрому расцвету обители.

Строительство храма

В середине 12 века на месте деревянной церкви Евфросиния Полоцкая задумала возвести каменную. Для осуществления своей мечты она пришла за советом к Иоанну. У этого монаха уже имелся опыт в строительстве храмов. Согласно "Житию..." все работы прошли довольно быстро. Уже спустя 30 недель храм Евфросинии Полоцкой был воздвигнут. Его открытие состоялось в 1161 году. "Житие..." повествует о диве, случившемся в самом конце возведения. Оно состояло в том, что в процессе строительства закончился кирпич, и каменщики не знали, как завершить свою работу. Но на следующий день, после молитвы святой, мастера обнаружили нужный материал в печи.

Храм Евфросинии Полоцкой не перестает удивлять исследователей. Он отличается от многих сооружений того времени своими пропорциями, двускатным перекрытием, а также необычной вытянутостью барабана. Загадочным для посетителей кажется и сам интерьер церкви: несмотря на массивные стены, он загружен толстыми столбами.

Оснащение храма

После постройки новой церкви Евфросиния провела активную работу для того, чтобы в этом доме Божьем имелось все необходимое для проведения служб. Монахиня пригласила художников, расписавших стены библейскими сюжетами, на которых были изображены лики святых. Удивительные по своей красоте рисунки были нанесены на хорах, а также в келье, предназначенной для Преподобной.

Для собственной обители в церкви Евфросиния приобрела икону Божьей Матери (чудотворную Одигитрию Эфесскую). По преданию, ее написал сам евангелист Лука.

Напрестольный крест

Особое место в новом храме было отведено вещи, которую изготовил лучший ювелир Киевской Руси Лазарь Богша. Это крест Евфросинии Полоцкой. Заказала его монахиня специально для построенной ею церкви. На кресте просматривались точная дата изготовления (1161 год) и имя мастера.

Крест Евфросинии Полоцкой имеет шестиконечную форму. По мнению богословов, такое решение является символом первобытного света. Шесть концов креста означают те шесть дней, в течение которых Господь сотворил мир. Украшали шедевр древнего ювелирного мастерства иллюстрации, касающиеся всей истории Нового Завета, а также древней церкви. Крест (смотрите фото) Евфросинии Полоцкой имел изображения Христа и Богородицы, и Михаила, апостолов Павла и Петра, самой святой Евфросинии, а также Иоанна Предтечи. Украшали эту исторически значимую вещь драгоценные металлы и камни.

Но особую ценность реликвии придавали частицы святых мощей. Так, в верхнем перекрестье на лицевой стороне Креста была размещена Кровь Христа. Немного ниже - «Древо Животворящее». В верхнем перекрестье на обратной стороне имелся камень, взятый из Гроба Пресвятой Богородицы, а ниже располагалась частица Гроба Господня.

К сожалению, во время войны с фашистской Германией святыня бесследно исчезла. Этот Крест, как и пресловутую Янтарную комнату, считают одним из самых ценных произведений искусства, поиски которого продолжаются до сих пор. На сегодняшний день в Свято-Евфросиньевском находится точная копия реликвии, которая была выполнена в 1997 г. брестским ювелиром-эмалировщиком Н. П. Кузьмичем.

Мужской монастырь

Евфросиния Полоцкая считается основательницей не только женской обители. По ее заказу был построен мужской монастырь, а при нем - церковь св. Богородицы.

Впоследствии обе обители стали для настоящими центрами образования. В открытых при них школах молодые люди учились письму и грамоте. Здесь работали библиотеки и мастерские по написанию книг, а также выполнялись иконописные и ювелирные работы. Сама Преподобная Евфросиния Полоцкая создавала, а затем и записывала молитвы и проповеди. Но помимо своей просветительской деятельности монахиня была известна современникам как советчица, миротворец и справедливый судья.

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Ефросинья Полоцкая - первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Особенности жизни в Полоцке до появления монголов

Это повествование следует начать с краткого описания жизни жителей Древней Руси, чтобы понять, в какое время родилась Ефросинья Полоцкая - одна из самых образованных женщин своего времени.

XII век был периодом, когда жители древней Руси начали активно принимать православную веру. Новая вера начала находить свое отображение в архитектуре, литературе и искусстве.

Православные храмы были украшены сюжетами из Библии; при многих монастырях открывались скриптории, где работали переводчики с греческого и переписчики книг; актуальными стали ювелирные мастерские.

Сам Полоцк на то время был одним из крупнейших центров по изготовлению книг, а также прекрасным местом для желающих получить образование. Здесь велось летописание, из которого сейчас мы можем почерпнуть знания о выдающихся личностях того времени.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия.

Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес.Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени.

Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь.

Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки.

Так Ефросинья стала монахиней.

Постриг

При постриге Предславу нарекли другим именем, теперь она стала Ефросиньей. Выбор этого имени был не случаен. Ефросинья Александрийская, которая жила в V веке, была прекрасным примером для девочки. К тому же это имя означает «радость», так что предпосылок для выбора этого имени было несколько.

Родители Ефросиньи были опечалены таким ее решением и предпринимали попытки вернуть дочь домой. Согласно летописи, князь Георгий плакал о своей дочери, как об умершей, но эти слезы ничего не изменили. Ефросинья Полоцкая осталась в монастыре, где превосходила всех в своем рвении к молитве, посту и ночным бдениям.

Став монахиней, девушка посвятила себя разным наукам. Она изучала книги, которые находила в церковных хранилищах, а это были произведения славянских богословов, древние летописи, а также труды византийских и римских просветителей.

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.

Описать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Мечта Ефросиньи

У Преподобной Ефросиньи была своя заветная мечта - она очень хотела побывать на святых местах Палестины. Это желание она решила осуществить, будучи далеко в преклонном возрасте.

Раньше жизнь Ефросиньи Полоцкой была посвящена переписыванию и написанию собственных книг и учений мирянам, а также налаживанию жизни монахов при монастырях. Достигнув запланированного, она, оставив обитель на свою сестру Евдокию, отправилась в путешествие.

На пути к Иерусалиму она встречалась с Константинопольским патриархом Лукою. А прибыв к месту назначения и посетив Живоносный Гроб Господень, остановилась в Русском монастыре.

Именно здесь ее настигла болезнь. 23 мая 1173 года, так и не излечившись, Ефросинья отошла в мир иной. Согласно завещанию святой, ее тело было захоронено в обители Преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима.

С 1187 года ее мощи хранились в Киево-Печерской лавре, а в 1910 году они были возвращены на родину Ефросиньи в Полоцк, где находятся и сейчас.

Ефросинья Полоцкая: интересные факты

Святая была известной меценаткой. Она приложила свои усилия для того, чтобы не было прекращено полоцкое летописание; заботилась о постоянном пополнении новыми книгами библиотеки Софийского собора.

Одной из главных достопримечательностей, связанных с ее именем, считается крест Ефросиньи Полоцкой.Этот шедеврдревнерусскойкультуры был создан по ее заказу и назван ее именем.

Крест обладал чудодейственной силой, его использовали только в особо торжественных богослужениях. Существует предание, что крест Ефросиньи Полоцкойбрал с собой впоход на Полоцк Иван Грозный. Он пообещал, что в случае победы вернет реликвию на место, и, несмотря на огромную ценность креста, сдержал свое слово.

К сожалению, реликвия была утеряна во время Великой Отечественной войны, но в 1997 году, согласно сохранившимся описаниям, копия креста была изготовлена брестскими ювелирами.

Ефросинья была канонизирована в 1547 году, в 1984 году ее причислили к Собору белорусских святых. С 1994 года день смерти святой стал Днем святой Ефросиньи и широко отмечается в Белоруссии.



Вверх