Политическая система советского типа. Политическая система ссср

Сущность политической системы СССР

Ядро Политической системы советского общества составляет Коммунистическая партия Советского Союза. При ее руководстве функционируют все остальные звенья данной системы: Советское государство; комсомол; профсоюзы; кооперативные и другие организации общества, которые отражают единение и своеобразность интересов всех уровней населения.

Замечание 1

Происходящие в СССР изменения революционного характера и процессы обновления общества социализма вели к выводам о необходимости реформаторства системы политики советского общества, которая была направлена на закрепление и развитие основных принципов государственности социализма, рожденых Великим Октябрем.

Система политики советского общества должна освобождаться от всего, что связывается с последствиями культов личностей, командно-административными методиками управления, бюрократизмом, отстранением рабочих от власти. Она должна становиться динамичной, которая способна к своевременному обновлению при учетеизменяющихся условий международной и внутренней жизни.

Новым образом предстает роль КПСС. В соответствии с ленинской концепцией партии как политического авангарда класса рабочих, всех трудящихся, она призывала, на основании марксистско-ленинского учения разработать стратегию и теорию развития общества, внешнюю и внутреннюю политику, формировать идею социалистической новизны, проводить организаторскую и политическую работу в массах, расстановку и воспитание кадров.

Развитие политической системы СССР

При жизни В. И. Ленина и под его руководительством партия так и существовала. Но после его кончины произвелось отхождение от ленинских принципов, от выработанного им концепта социалистического устройства. Данное положение в какой-то мере сохранилось и в годы застоя. Это отрицательно сказывалось на реализации основного функционала партии, сводило к ослабленности ее идейного и политического воздействия влияния, делало острыми множестводругих проблем развития общества. КПСС находила в себе силы самокритичной оценки создавшегося положения. Партия устремлялась создавать такие механизмы политики и гарантии, исключающие в будущем возможности нарушения ленинских принципов руководства партии обществом.

Ключевым вопросом политики партии является развитие и закрепление советской социалистической государственности. Устанавливается задача завершения создания социализма правового государства, в котором верховным принципом будет являться безусловная подчиненность всего и всех законодательству.

Замечание 2

Главное значение в этом плане имеет раздел функционала государственных и партийных органов, рождение полновластия Советов народных депутатов как базиса государственности социализма и самостоятельного управления в нашем государстве. Важное значение в этой связи отдается усовершенствованию форм народного представления в Советах. Огромную роль в этом деле призвана играть реформа избирательной системы.

Основным значением обладает передача на рассмотрение и разрешение Советов абсолютно всех вопросов хозяйственной, государственной, социальной, культурной жизни. В этой связи является необходимость расширения материальных возможностей местных Советов, открытость и гласность их деятельности, утверждения подлинного верховенства Советов над исполнительными органами.

Важной предпосылкой эффективной жизнедеятельности системы политики в советском обществе является преобразование верховной власти в стране. В качестве верховного властного органа страны представляется съезд народных депутатов СССР, который образует Верховный Совет СССР, - работающий на постоянной основе распорядительный, законодательныйи контрольный орган. Утверждается пост Председателя Верховного Совета, который избирается съездом.

Демократизация советского общества являет необходимость перестроения аппарата государства, всех управляющих органов. Устанавливается вопрос о том, чтобы добиваться:

  • ликвидации лишних звеньев;
  • сокращения численности данного аппарата;
  • упразднения в нем командно-нажимных методов, формализма и бюрократизма.

В резолюции 19 Всесоюзной конференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвинута задача, чтобы советская государственность полностью соответствовала понятию сущности общенародного государства, чтобы все дела в государстве могли быть решены народом, его полномочными представителями, находились под его абсолютным и действенным контролем.

Перестройка системы политики советского общества предполагает демократизацию изнутри и увеличение роли в процессе политики организаций общества. Их основной задачей партия находит в том, чтобы они развили социальную, политическую активность, могли удовлетворить разнообразные интересы граждан, раздавали навыки самоуправления обществом.

В условии перестройки возникала необходимость в полном объеме воплощать идеи ленинизма по организации контроля, придавая ему действенность. В данной связи представляется разумным создание одной, подчиняющейся выборным властным органам системы общественного государственного контроля.

Немаловажное значение приобрел вопрос о принятии назревающих мер по последующему развитию советской федерации. При том ключ к последующему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплочения советского общества - органическое объединение самостоятельности автономных и союзных республик, пр. национальных образований с их ответственностью за общие союзные интересы.

Партия неуклонно проводила линию демократизации управления, процессов разработки и принятия решений государства, которые обеспечивают выбор их оптимальных вариантов, сопоставление и учет разнообразных предложений и мнений трудящихся. Расширяется круг вопросов, решения по которым могут приниматься лишь после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в организациях общества. Получает дальнейшее развитие практика общенародного обсуждения, голосования по важным вопросам жизни государства.

3.1. «Социалистический строй». К середине 30-х гг. советскую партийно-государственную систему можно считать окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР.

Конституция СССР, принятая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовавшая до 1977 г., законодательно закрепляла «победу социалистического строя» в СССР. Высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) было заявлено «о победе социализма в основном» и о «переходе к развернутому строительству коммунизма».

В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: замена частной собственности коллективистской, отсутствие эксплуататорских классов, плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Формально юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности – государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства.

Но этими признаками характеристика советского строя не ограничивалась.

3.2. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х гг., который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Пирамида высших руководителей ВКП(б) и Советского государства замыкалась на генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Главным способом воздействия партии на деятельность государства стал ее контроль над кадровыми вопросами. К началу 30-х гг. в руках Сталина было сосредоточено назначение высших руководящих кадров в стране, размещение их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

3.3. Социальная база сталинизма. Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную – ближайшее окружение вождя и советская партийная номенклатура на местах – и пассивную. Последнюю представляли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

3.4. Идеологизация культуры и всех сторон жизни вылилась в требование соблюдения принципа партийности. Литература, живопись, музыка должны были отражать революционную борьбу пролетариата и успехи строительства социализма, воспитывать советских людей в духе преданности «делу партии и коммунизма». Все стороны жизни получили идейное обоснование; в науке также провозглашался «классовый подход».

3.5. Был установлен партийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни. Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации (формально общественные, а фактически руководимые партией), содержавшиеся государством Союзы писателей, композиторов, художников – эти и другие организации, «добровольные» общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Даже личная, в том числе семейная, жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности.

3.6. Идеология и общественное сознание.

Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, «социалистическую» религию.

При этом Сталин, которого с 1929 г. называли «Ленин наших дней», стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии и революции, признания своей непогрешимости. «История ВКП(б). Краткий курс», вышедшая в 1938 г. под его редакцией, также служила целям унификации мировоззрения народа.

В то же время в официальной идеологии произошла переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций (в частности, русской культуры и русской истории).

Утверждение русских патриотических идей, проникнутых державными мотивами в сочетании с социалистическими идеями, превратилось в составляющую часть советского мировоззрения 30-х гг. Преодолевалось негативное отношение к семье как «ячейке общества», ставилась задача заботы о детях. Ужесточилось отношение к бракоразводным процессам, были запрещены аборты. Одновременно возродились некоторые дореволюционные традиция, в том числе празднования новогодних елок, постановок «старорежимных» детских сказок. Особое внимание уделялось воспитанию высоких нравственных принципов (культивировался спорт, крепкое физическое здоровье).



Культурное строительство привело к формированию нового типа сознания и «нового человека», с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности «генеральной линии партии», а с другой – вынужденного постоянно опасаться стать жертвой «ошибки» карательных органов. Диктатура Сталина отождествлялась для советских людей с революционными идеями, социализмом, социалистическим государством, именно поэтому, как считают историки, даже подвергнувшись репрессиям, многие сохраняли веру в Вождя.

Сформировавшееся в этих условиях «коммунистическое» сознание являлось сильно политизированным, в значительной степени управляемым сверху. Оно не рассматривало человека как творческое начало, представляло его частью класса, партии, коллектива. Люди с таким сознанием были готовы исполнять чужую волю, опираясь на утопические идеалы. Вера в непогрешимость вождя становилась при этом сродни религиозной вере, в общественном сознании с помощью различных механизмов поддерживалась иллюзия единства общества и власти, партии и народа.

Неполнота идейного контроля. Однако даже в условиях сталинизма массовое сознание не представляло собой единого целого. В обществе существовали многочисленные группы людей, различающиеся по политическим симпатиям, нравственным убеждениям и социальным ориентирам. Проявлялось идеологическое инакомыслие в среде научной элиты (П. Л. Капица, И. П. Павлов, В. И. Вернадский и др.), деятелей культуры. Особенно на бытовом, повседневном уровне преодолевалось единообразие и единомыслие, что нашло отражение в письмах, которые посылали рядовые граждане в 30-е гг. на имя Сталина, Молотова, Микояна и других партийных деятелей с критическим анализом сложившейся ситуации в экономике, требованиями и просьбами изменить отношение к рабочему человеку, привести в соответствие реалии повседневной жизни с политическими заявлениями партии.

Кроме того, и сама власть, заигрывая с населением, допускала некоторые послабления. На основании принятого в 1930 г. постановления «О работе по перестройке быта» начинается период строительства индивидуальных квартир. Возрождается традиция индивидуального пошива одежды и обуви; модным стало стремление хорошо одеваться (хотя не всем это было доступно). Больницы, учебные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные учреждения стали неотъемлемыми элементами городского быта, что достигалось бесплатностью и льготным характером здравоохранения, культурного обслуживания, политикой низких цен на книги, билеты в кино, театр, музеи и т. д.

Выводы

1. Характер советского общественно-политического строя.

Многие современные исследователи определяют политическую систему 30-х гг. как «государственный социализм». Наряду с элементами, традиционно относимыми к социализму, ее характерными чертами являлись: сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; стирание границы между государством и обществом; контроль со стороны государства над обществом и, в определенной степени, личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, тенденция к распространению вовне советских идей и порядков.

2. При этом политическая система 30-х гг. гарантировала своим гражданам определенные права и социальные блага, однако за них общество заплатило очень высокую цену.

3. Партийно-государственный контроль, установленный над различными сферами общественной жизни, не исключал разнообразия в мышлении, чертах повседневности, отношении к жизненным ценностям.

4. Общественная атмосфера в стране также отличалась двойственностью: ощущение обстановки «осажденной крепости» в капиталистическом окружении, страх перед репрессиями сочетались с энтузиазмом, верой людей в «светлое будущее».

Существуют различные точки зрения на характер политического строя СССР 30-х гг. Одни считают реальной «победу социалистического строя» в СССР, хотя и в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие характерные признаки, как ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, террор и т. д. рассматриваются ими как проявление деформации, происшедшей под воздействием многих факторов, в том числе отсталости страны, враждебного СССР капиталистического окружения, личности самого Сталина и пр.

Другие с утверждением сталинизма связывают становление тоталитарного общества в СССР, истоки которого обнаруживаются уже в годы правления Ленина и даже в более ранней истории России. Под тоталитарными режимами сторонники этой точки зрения понимают форму власти, которая базируется на насилии и исключает принципы гражданского общества. Господствовавшая в такой стране идеология, по мнению этой группы авторов, связывала между собой власть и массы, превращая массовое сознание в единое контролируемое целое.

Некоторые историки считают, что сталинизм представлял собой один из вариантов модернизирующегося общества, а именно – ультралевый (осуществлявшийся в экстремальных условиях экономического кризиса), в отличие от ультраправого – фашистского и в противоположность неолиберальному – американскому и западноевропейскому.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте текст Конституции 1936 г. Какие противоречия в развитии советского общества нашли в ней свое отражение?

2. Какую роль в становлении советского политического режима 30-х гг. сыграла психология людей того времени?

3. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.

4. Какие демографические и социальные последствия имел развязанный в стране террор?

5. Известный русский философ Н. А. Бердяев писал: «Старая русская автократическая монархия имела корни в религиозных верованиях народа, она себя сознавала и оправдывала как теократию, как священное царство. Новое русское коммунистическое государство тоже автократично и тоже имеет корни в верованиях народа, оно тоже сознает себя и оправдывает как священное царство, как обратную теократию». Как вы понимаете эти слова? Прав ли был философ?

Литература

Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е годы). Сб. статей. М., 1999.

Медведев Р. О Сталине и сталинизме. М, 1990.

Солдатенков В. Д. Политические и нравственные последствия усиления власти ВКП(б). 1928–1941. М., 1994.

Соколов А. К. Курс советской истории. 1917–1940. М., 1999. Ч. IV. Разд. 4–7.

Такер Р. Сталин у власти: История и личность. 1928–1941. М., 1997.

Холмс Л. Социальная история России. 1917–1941 гг. Ростов н/Д., 1993.

Изменение административно-территориального деления. В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. страна перешла к новому административно-территориальному делению. Вопросы районирования (так называлась реформа административно-территориального деления) рассматривал XII съезд партии (1923 г.). При проведении районирования учитывались исторические и экономические особенности регионов, национальный состав их населения. К 1929 г. завершился первый этап районирования: губернии, уезды и волости повсеместно были ликвидированы, и вместо них образованы края, области, округа и районы.

Краевое и областное деление первоначально получила только РСФСР. Края создавались, как правило, на территориях со смешанным в этническом отношении населением, области, наоборот, – с однородным. Края и области делились на округа, округа на районы. В состав краев входили также созданные по национальному признаку автономные области и иногда – автономные республики. Так, например, в состав Горьковского края входили Чувашская АССР, Марийская и Удмуртская автономные области, в состав Северо-Кавказского края – Дагестанская АССР, Адыгейская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаевская, Северо-Осетинская, Черкесская и Чеченская автономные области. Территория других союзных республик была разделена только на округа и районы. В 1930 г. окружное деление ликвидируется. Были оставлены лишь национальные округа.

На втором этапе районирования (до принятия Конституции СССР 1936 г.) совершенствование административно-территориального устройства шло по линии разукрупнения краев и областей. Областное деление получили Украина и Казахская АССР (1932 г.). Разукрупнялись и районы. Причем разукрупнение районов продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Органами государственной власти в новых административно-территориальных единицах были съезды Советов: краевые, областные, районные, а органами государственного управления – соответствующие исполкомы. Эта система организации власти и управления на местах существовала до принятия новой Конституции СССР в 1936 г.

Во второй половине 1930-х гг. административно-территориальное деление страны претерпевает серьезные изменения: к республикам, уже имевшим областное деление добавляются Белорусская, Узбекская, Киргизская и Таджикская ССР; возрастает число областей и районов в РСФСР; ряд автономных областей преобразуются в автономные республики, число которых достигло 20. К 1941 г. в стране насчитывалось 6 краев, 101 область, 9 автономных областей, 10 национальных округов, 4007 сельских районов. Была реорганизована также и система местных органов советской власти. Конституция СССР 1936 г. заменила краевые, областные, районные съезды Советов на сессионно работавшие Советы депутатов трудящихся.

Политический строй СССР в 30-е годы. Политический режим, установившейся на рубеже 20-30-х гг. в СССР, многими современными исследователями характеризуется как тоталитарный. Признаки тоталитаризма были сформулированы в западной политологии Х. Арендт, К. Фридрихом и З. Бжезинским. К таковым обычно относят: 1) наличие единственной массовой партии с харизматическим лидером во главе; 2) существование официальной идеологии; 3) монополия государства на средства массовой информации; 4) контроль над вооруженными силами; 5) проведение политики массовых репрессий; 6) складывание системы централизованного руководства экономикой; 7) полный контроль за частной жизнью граждан. Все эти признаки можно обнаружить в политической жизни Советского государства 1930-х гг.

Предпосылкой создания тоталитарной системы власти стало формирование однопартийной системы в стране. В острейшей внутрипартийной борьбе, развернувшейся после ухода В.И. Ленина, победу одержал И.В. Сталин. Устранив с политической арены своих соперников (Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова), он установил режим единоличной диктатуры, в рамках которого самой коммунистической партии отводилась роль послушного орудия Сталина. За какие-то 10 – 15 лет советская политическая система прошла путь от диктатуры класса через диктатуру партии к диктатуре личности. Власть Сталина основывалась на существовании мощного репрессивного аппарата и системе политико-идеологического контроля за обществом, вылившейся в так называемый культ личности Сталина.

10 июля 1934 г. был учрежден союзно-республиканский Наркомат внутренних дел СССР (НКВД). В его состав вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Помимо этого в системе НКВД были образованы: Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Главное управление пожарной охраны, отдел ЗАГС и др. Позднее функции НКВД значительно расширились за счет передачи в его ведение целого ряда самостоятельных отраслей и учреждений: геодезии и картографии, переселенческого дела, управления шоссейными дорогами, архивного дела, центрального управления мер и весов, медвытрезвителей, отделов борьбы с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) и т.д.

При Наркомате внутренних дел в 1934 – 1953 гг. действовало Особое совещание, которое имело право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря, высылку за пределы СССР. Наделение этого административного органа судебными полномочиями приводило к нарушениям законности и прав граждан.

Органы НКВД в 1930-е гг. и позднее использовались для проведения массовых репрессий. В той или иной степени репрессии коснулись всех слоев советского общества. Однако их острие было направлено против партийных функционеров и командного состава Красной Армии, так как в тех политических условиях именно он них зависело сохранение единоличной диктатуры Сталина. Масштабы репрессий носили беспрецедентный характер: согласно официальным данным с 1921 по 1954 г. за «контрреволюционные преступления» были осуждены 3777380 человек, в том числе к высшей мере наказания было приговорено 642980 человек. Во главе НКВД в предвоенный период находились Г.Г. Ягода (1934 – 1936), Н.И. Ежов (1936 – 1938), Л.П. Берия (1938 – 1945). Все они впоследствии тоже оказались репрессированы: Ягода и Ежов при Сталине, Берия – после его смерти.

На 1930-е годы пришлась реорганизация контрольных органов, органов прокуратуры и судебной системы. В 1934 г. упраздняются Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, не вписавшийся в административно-командную систему управления. Образованные взамен него Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР не обладали авторитетом предшественника. В 1933 г. создается Прокуратура СССР. Однако стать подлинно независимым органом, стоящим на страже законности, она в условиях тоталитарного режима не смогла. Возглавлявший ее в 1935 – 1939 гг. А.Я. Вышинский проявил завидное рвение в организации фальсифицированных политических процессов. Усиление карательной политики привело к появлению новых видов судов: в 1930 г. создаются железнодорожные линейные суды, в 1934 г. – водные транспортные суды. В 1936 – 1938 гг. на основе новой Конституции была проведена унификация обычных судов. Однако она не внесла изменений в систему специальных судов – военных трибуналов и транспортных. Для контроля за деятельностью судов и улучшения качества их работы в 1936 г. был образован орган судебного управления – союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР.

Конституция СССР 1936 г. Глубокие перемены, произошедшие в СССР во второй 20-х – первой половине 30-х гг. ХХ в. и затронувшие все стороны государственной и общественной жизни, потребовали разработки и принятия новой Конституции. В феврале 1935 г. с соответствующей инициативной выступил ЦК ВКП(б). Под председательством И.В. Сталина была образована Конституционная комиссия. Помимо нее были созданы 12 подкомиссий, занимавшихся изучением отдельных вопросов конституционного строительства. В течение года шла работа над проектом нового Основного закона страны. 12 июня 1936 г. после одобрения проекта партийным пленумом он был опубликован во всех газетах страны. С целью придания будущему Основному закона демократического лоска началось направляемое и контролируемое сверху его «всенародное обсуждение». 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию, неофициально названную сталинской.

Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Она провозглашала Советский Союз социалистическим государством. Политической основой СССР объявлялась Советы депутатов трудящихся, которым формально принадлежала вся власть. Коммунистическая партия была названа руководящим ядром общественных и государственных организаций. Конституция провозглашала экономической основой СССР социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, существующую в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Вместе с тем допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде.

В Конституции были отражены перемены в национально-государственном устройстве страны. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. За ними было сохранено право выхода из СССР. Но в целом в новой Конституции прослеживалась тенденция к унитаризму и централизму: расширялись компетенция общесоюзных наркоматов в сфере народнохозяйственного развития и обороноспособности страны, права союзных республик умалялись.

Конституция СССР 1936 г. перестроила всю систему высших органов государственной власти и управления. Съезд Советов СССР, ЦИК, Президиум ЦИК упраздняются и вместо них создаются двухпалатный Верховный совет (состоял из Совета союза и Совета национальностей) и его постоянно действующий орган – Президиум Верховного совета. Верховный совет образовывал правительство – Совнарком. Конституция изменяла также избирательную систему: закреплялось всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста. Но в условиях сложившейся однопартийной системы и фактической диктатуры Сталина выборы не стали инструментом подлинного народовластия.

Конституция провозгласила право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, по болезни, при потере трудоспособности, на получение бесплатного образования; подтверждалось предоставление женщине равных прав с мужчиной. Все эти важнейшие социально-экономические и культурные права объявлялись завоеванием социализма и гарантировались государством. Конституция декларировала также свободу совести, слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право объединения в общественные организации, неприкосновенность личности и жилища граждан. Реальная практика тех лет, политические репрессии и атмосфера идеологической нетерпимости, насаждаемая властями в обществе, не позволяли советским гражданам воспользоваться в полном объеме демократическими правами и свободами, записанными в Основном законе страны. Демократическая по своему содержанию Конституция СССР 1936 г. фактически стала прикрытием тоталитарного политического режима, сложившегося в те годы в нашей стране.

В течение 1937 г. во всех союзных республиканских, включая РСФСР (Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 г.), вступили в силу новые республиканские конституции. Они полностью соответствовали союзной Конституции 1936 г. В 1940 г., после вхождения в состав СССР Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии и образования Карело-Финской ССР, были разработаны и приняты конституции соответствующих союзных республик.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите причины образования СССР. Раскройте особенности этого процесса.

2. Когда, как и почему была установлена однопартийная система в СССР?

3. Какие изменения произошли в организации высших государственных органов СССР по сравнению с системой высших государственных органов РСФСР?

4. Какие федеральные наркоматы и ведомства были образованы в СССР?

5. Когда было образовано ОГПУ? Какими полномочиями оно было наделено?

6. Чем было вызвано создание системы отраслевых промышленных наркоматов? Назовите основные этапы в ее формировании.

7. Что собой представляла административно-командная система? Объясните значение понятия номенклатура.

8. Какие изменения произошли в административно-территориальном делении страны на рубеже 1920 – 1930-х гг.?

9. Какие признаки тоталитарного режима можно обнаружить в политической системе СССР 30-х годов?

Проведите сравнительный анализ Конституций СССР 1924 г. и 1936 г.

Одним из самых дискутируемых вопросов в современной историографии советского периода истории России является проблема определения формы правления в СССР. Сложность заключается в том, что советской политической элитой была создана не имеющая аналогов в мире система управления союзным государством. Политическая терминология этого периода отличается неоднозначностью: должность генерального секретаря по внутреннему содержанию термина явно не отвечает ее значению в соотношении властных структур и должностных лиц Советского Союза.

Основные виды форм правления

Прежде чем выяснять, какая форма правления была в СССР, необходимо определиться с непосредственным содержанием этого термина. Под формой правления понимается организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их формирования, а также взаимоотношения как внутри них, так и с населением государства.

Выделяются две основные формы правления: Каждая из них подразделяется на подтипы. Под монархией понимается персональное единовластие. Если оно ничем не ограничено, монархия считается абсолютной, если имеется парламент, не оказывающий существенного влияния на политическую жизнь страны - дуалистической. Если же полномочия монарха ограничены парламентом и ответственным перед ним правительством, монархия называется конституционной.

При республиканской форме правления властными полномочиями по воле народа, выраженной через выборы, наделяются коллективные властные структуры: парламент, правительство. Чаще всего республика возглавляется президентом. Ее подтипы определяются сложившейся системой взаимодействия между президентом и парламентом. Если последний обладает широкими полномочиями, формирует правительство и играет ведущую роль в политической жизни страны, то республика считается парламентской. В противоположном случае - президентской. В некоторых случаях исследователи настаивают на выделении суперпрезидентской и смешанной форм правления.

Политический режим

Изучение сложившейся политической системе в выбранной стране с точки зрения только установившейся формы правления окажется неполным. Для полноценной характеристики того, какая форма правления была в СССР, необходимо рассмотреть основные виды политических режимов.

Существует три основные классификации:

  1. По принадлежности государственной власти - охлократия, олигархия, тирания;
  2. По применяемым методам осуществления власти выделяются либеральные, умеренные и репрессивные политические режимы;
  3. По механизму осуществления власти: демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

В истории можно наметить три вехи его развития, связанные с личностью высшего должностного лица в государстве: окончательный приход И. В. Сталина к власти (1928-1929), его смерть (1953), приход к власти М. С. Горбачева и запуск процесса модернизации, в обиходе и наук известного под именем "перестройка" (1985). Эти рубежи позволяют конспективно наметить изменения в политическом режиме по трем его видам:

На данный момент признаются неизбежными свертывание демократических инициатив и процессов, переход к более жестким формам правления в СССР, государствах Западной Европы и Латинской Америки. Тридцатые годы прошлого века стали эпохой становления тоталитарных диктатур в самых различных по уровню развития и политической культуры странах: Германии, Испании, Португалии, Италии, в государствах Латинской Америки. Тоталитарной угрозы всерьез боялись жители даже таких стран, как Франция и Великобритания. Разрушительная Первая мировая война продолжилась трудным периодом восстановления, прерванным разразившемся в 1929 году мировым экономическим кризисом. Утрата прежних ценностей и ориентиров способствовала распространению радикальных идей.

Революция 1917 года в России

Советская историография настаивала на выделении Февральской революции как буржуазно-демократической и Октябрьской как социалистической. В настоящее время это разделение признается искусственным и непродуктивным, а события 25 октября (7 ноября по новому стилю) являются логическим следствием из неспособности Временного правительства решить наиболее острые вопросы: о мире с державами Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария), о перераспределении земли и о срочных мерах по исправлению тяжелейшей экономической ситуации в стране.

В любом случае штурм Зимнего дворца - резиденции Временного правительства - ознаменовал крушение надежд либеральных слоев общества на демократическое урегулирование. К власти пришли большевики, наиболее радикальная из существовавших тогда политических сил, возглавляемые В. И. Лениным, Л. Д. Троцким, Г. Е. Зиновьевым и другими. Революция в Петрограде и Москве не означала немедленного перехода всей страны под власть большевиков. Отстоять свое право на осуществление власти им удалось лишь в долгой и кровопролитной Гражданской войне (1917 - 1922).

Образование СССР

К 1922 году сопротивление белых (в их числе были как убежденные монархисты, так и сторонники демократических преобразований) в основном было сломлено. Политическая карта территории бывшей Российской Империи представляла собой конгломерат спонтанно возникших государственных объединений. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состояла из многочисленных автономных образований, присоединенных в ходе Гражданской войны. Похожая ситуация наблюдалась в Закавказской Советской Федеративной Социалистической республике, образованной Грузией, Арменией и Азербайджаном. Еще двумя мощными центрами были Украина и Белоруссия.

Историческая традиция и насущные необходимости требовали организации сотрудничества между четырьмя республиками. Еще в период Гражданской войны их лидеры искали возможные пути соглашения и объединения государств. Единого мнения по методам объединения не было: одна сторона предлагала унитарную республику (ярым ее сторонником был Сталин), другая настаивала на федерации. После долгих споров и ожесточенной борьбы, в ходе которой многие лидеры республик были смещены, 30 декабря 1922 года в Большом театре был подписан союзный договор. Нормативное определение сущности нового государства растянулось еще на год. Окончательной датой появления СССР можно считать 31 января 1924 года, когда на II Съезде Советов была утверждена и принята Конституция.

Форма правления в СССР по Конституции 1924 года

После принятия союзной Конституции и приведения основных законов республик в соответствие с ней, установилась единая система органов управления. Высшим законодательным органом являлся Всесоюзный съезд советов, который должен был в плановом порядке собираться один раз в год. В промежутках между съездами текущую законодательную власть осуществлял Центральный исполнительный комитет, в состав которого на принципе равноправия входили Совет Союза и Совет Национальностей. Внутри ЦИК СССР существовал Президиум, который формировал правительство - Совет народных комиссаров, первым главой которого - хотя и формальным в силу серьезных проблем со здоровьем - стал В. И. Ленин.

СНК состоял из отраслевых народных комиссариатов, которые делились на три типа:

  • общесоюзные (иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа);
  • объединенные (дублировались в каждой республике);
  • республиканские (существовали только в конкретно взятом субъекте; их наличие определялось специфическими особенностями республики).

Хотя открытые боевые действия к 1924 году прекратились окончательно, существовали определенные слои общества, которые не желали мириться с победой большевизма и советской властью. Помимо этого, уже внутри правящей партии стали появляться фракции и течения, готовые к схватке за власть после смерти Ленина. С целью противодействия этим силам при СНК был создан обладающее широкими полномочиями Объединенное государственное политическое управление, подконтрольное лишь прокурору Верховного суда.

Символика СССР

Конституция окончательно закрепила положение Москвы как столицы СССР, а также ввела новую государственную символику. Гербом стало изображение серпа и молота на фоне земного шара и надписью на государственных языках СССР (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский и тюркско-татарский) "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

Флаг государства представлял собой красное полотнище с отношением ширины к длине как 1:2. В верхнем углу рядом с древком располагались золотые серп и молот с пятиконечной звездой над ними.

Политическая борьба после смерти Ленина и трансформация политического режима

В СССР форма правления и определялась потребностями умиротворения и восстановления народного хозяйства. С этой целью Ленин инициировал новую экономическую политику (нэп), дозволяющую частную кооперацию и многоукладность экономики. Однако прогрессирующая болезнь не позволила довести ему дело до конца. Парализованный вождь последние годы жизни находился в фактической изоляции на своей даче в подмосковных Горках.

Уже на самом раннем этапе существования СССР одним из главных инструментов контроля над политической жизнью страны стали кадровые перестановки. Возрастающая бюрократизация высших органов государственного управления способствовала размыванию их властных полномочий. В этих условиях все большее значение приобретает пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б) (в дальнейшем название этого поста менялось в соответствии с названием партии). Первоначально в функции генсека входило лишь руководство партийным аппаратом, но оказавшийся на этой должности И. В. Сталин сумел сосредоточить в своих руках значительную власть, что вызывало опасения как дряхлеющего Ленина, так и возможных его преемников - Троцкого, Зиновьева, Каменева.

Сразу же после смерти Ленина в партии разгорелась политическая борьба за лидерство. Главным кандидатом на роль лидера был Троцкий, но коалиции Зиновьева, Каменева и Сталина удалось оттеснить его на второй план. Вслед за этим произошел конфликт уже в лагере победителей, победителем из которого вышел Сталин.

Логика политической борьбы вынуждала Сталина идти по пути ужесточения уже сложившихся в период Гражданской войны и системе военного коммунизма авторитарных тенденций. Уже к 1924 году были уничтожены основные политические соперники большевиков, как и их союзники - левые эсеры. Не одобрялось инакомыслие в партии: борьба с Троцким, а затем с Зиновьевым и Каменевым позиционировалась как борьба с оппортунизмом и правым (или левым) уклоном. Таким образом, легальные возможности существования оппозиции были уничтожены.

Диктатура пролетариата, провозглашенная после революции, осуществлялась не самими рабочими и тем более крестьянами - это была прерогатива партии. Этот лозунг тоже стал удобной ширмой для прикрытия централизации и ужесточения системы управления. Нэп, существовавший короткий срок, так и не смог кардинально изменить положение дел в экономике, а заложенная в нем возможность многоукладности не могла существовать и реализоваться при установлении диктатуры в политической сфере.

Уже в 20-е годы начался процесс сращивания партии и государства: любую должность, даже незначительную, мог занимать лишь большевик. В конечном итоге возник разветвленный и неповоротливый класс партийной номенклатуры, чье существование не предусматривалось Конституцией. После масштабной национализации средств производства именно в руках номенклатуры оказались крупнейшие фабрики и заводы.

Ситуация, в которой конституционные органы управления фактически не имели реальной власти, а все к рукам прибрала номенклатура, была на руку Сталину как главному человеку, отвечающему за кадровые перестановки. Эта власть позволила ему одержать победу над Н. И. Бухариным. Схватка между этими двумя претендентами на власть была неизбежна: Бухарин после смерти Ленина стал главным идеологом партии, имел возможность высказывать свои идеи через "Правду" - главную газету страны, его ставленники занимали высшие руководящие должности. Помимо этого, Бухарин не чурался интриг и играл заметную роль в начинающихся репрессиях. Победа Сталина оказалась возможной лишь в силу ассоциации Бухарина с терпящим крах нэпом, а также непрекращающихся интриг.

Установление тоталитарной диктатуры

Расправившись с соперниками, Сталин получил возможность привести к единообразию всю страну. Частная кооперация была уничтожена в ходе процессов индустриализации и коллективизации, а с оставшимися соперниками генсек расправлялся репрессивными методами. На VII съезде ВКП(б) в 1934 году старые большевики предприняли последнюю попытку отстранить Сталина от власти. Он был подвергнут критике за ошибки, допущенные в ходе коллективизации, а большая часть партийцев проголосовала против его переизбрания. Однако С. М. Киров, главный кандидат на пост генсека, отказался от должности, а итоги выборов были сфальсифицированы, что стало одним из шагов по установлению тоталитарной формы правления в СССР при Сталине.

В итоге съезд партии перестал проводиться вовсе (при Сталине это случилось лишь дважды: в 1939 и 1952 гг.) Нераскрытое убийство Кирова дало повод массовым репрессиям, в ходе которых были физически уничтожены все несогласные с генеральной линией партии. Параллельно рост культ личности Сталина: его мнение стало непререкаемым авторитетом во всех научных исследованиях, в его честь слагались поэмы. Таким образом, форма правления в СССР в 30-е годы приобрела все характеристики тоталитарной диктатуры.

Конституция 1936 года

Произошедшие в ходе борьбы за власть и установления тоталитаризма изменения отразились в тексте новой союзной Конституции. Она официально закрепляла руководящую роль Коммунистической партии, но при этом разграничивала органы исполнительной и законодательной власти. Так, последняя принадлежала исключительно Верховному совету СССР, избираемому на 4 года. Внутри него сохранялись прежние палаты - Совет Союза и Совет Национальностей - с одинаковом правом законодательной инициативы. Закон утверждался, если обе палаты принимали его большинством голосов.

Верховный совет работал на посессионном принципе. В интервалах между сессиями высшей властью обладал Президиум Верховного совета. Исполнительная власть принадлежала СНК, включающему 8 общесоюзных наркоматов и 10 союзно-республиканских. В интересах единообразия чисто республиканские наркоматы упразднялись.

Дальнейшие изменения в системе управления

Форма правления в СССР в 1945-1953 гг. характеризуется все большим ростом тоталитарных тенденций и культа личности Сталина. Вторая мировая война сменилась холодной войной, что спровоцировало новые репрессии, направленные на Однако даже лица, входящие в круг ближайших соратников Сталина все больше сомневались в целесообразности такого курса.

Со смертью Сталина вновь разгорелась борьба за власть, победителем из которой вышел Н. С. Хрущев. По его инициативе в 1956 году прошел где был прочитан секретный доклад, осуждающий культ личности и раскрывающий истину о масштабных репрессиях, ставших неотъемлемой частью формы правления в СССР при Сталине. Это событие стало первым на пути постепенной демократизации режима.

Так была ограничена деятельность карательных органов, а сами они стали нести ответственность перед партией. Еще при Сталине наркоматы были заменены отраслевыми министерствами, что должно было войти в состав реформы органов управления. Это продолжил Хрущев, полагавший, что чрезмерная централизация власти ведет к снижению эффективности отправления властных функций. Однако следствием этого стал резкий рост бюрократии. На эффективности, о которой мечтал Хрущев, это сказалось не лучшим образом.

Реформаторские устремления Хрущева вызвали опасения в среде партийной номенклатуры.

Возможность утраты многочисленных привилегий и контроля за наиболее доходными отраслями промышленности спровоцировала заговор, в результате которого Хрущев был отстранен от власти, а новым лидером страны стал Л. И. Брежнев.

Форма правления в СССР по Конституции 1977 года

Время правления Брежнева не случайно именуется застоем: стагнация наблюдалась не только в экономической сфере, но и в политической. Полнота власти оказалась в руках номенклатуры и бюрократии, система управления была практически парализована волокитой и повальным взяточничеством.

Все это отразилось на тексте новой Конституции, вводившей невиданное прежде определение советского народа и государства развитого социализма. Формально декларировались демократические принципы управления, права и свободы граждан, но на деле система властных структур по-прежнему оставалась авторитарной, а реальной властью в стране обладала олигархия. Сращивание партии и государства констатировалось положением о руководящей роли КПСС, о ее центральном положении в системе власти.

В заключительной части Конституции подтверждался столичный статус Москвы, а также фиксировалась государственная символика. Это по-прежнему был серп и молот на фоне земного шара в качестве герба и красное полотнище с серпом и молотом в качестве флага. Отличие от 1924 года состояло в том, что надпись теперь дублировалась на всех языках союзных республик.

Эпоха перестройки

Необходимость изменения формы правления СССР при Горбачеве была очевидна всем. Руководящие должности занимали престарелые люди, неспособные адекватно решать задачи по реформированию внутреннего устройства и экономики страны. Особенно ярко это проявилось в годы правления в пришедших на смену Брежневу (Ю. А. Андропов, К. У. Черненко).

Реформирование политической системы началось под лозунгом обновления кадров: за первые два года перестройки около 80% руководителей было отправлено в отставку. Вслед за этим Горбачев решительно начал вводить демократические методы: на выборах в органы местного самоуправления в 1987 году было разрешено участвовать нескольким кандидатам. Тогда же разрешается создание новых политических партий, объединений и движений. Это нанесло столь значительный удар по номенклатуре, что в 1989 году удалось сравнительно мирно отменить статью Конституции, закрепляющую руководящую и направляющую роль КПСС, а в следующем году была упразднена и должность генсека, вместо которой вводился институт президентства.

На волне гласности и демократизации общественной жизни все чаще стал подниматься вопрос о пересмотре союзного договора 1922 года. Многие республики вспомнили о существовании статьи, позволяющей выйти из состава СССР - прежде она была всего лишь формальностью. Изменение формы правления в СССР при Горбачеве запустило процесс децентрализации государства. Введение института президентства в союзных республиках, создание системы демократических равных выборов позволяло требовать новых уступок со стороны власти. Итогом этого, как известно, стал распад СССР.

Таким образом, форма правления в СССР с 1922 по 1991 гг. так или иначе менялась. От попыток демократического переустройства страны в межреволюционный период через тяжелый этап сначала военного коммунизма, а потом тоталитарной диктатуры, общество пришло к брежневскому застою и авторитарным методам управления. Горбачевская перестройка сумела возродить демократические традиции, но платой за это стал распад государства.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР по Конституции 1936 г. составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность по Конституции была представлена либо государственной, либо колхозно-кооперативной собственностью.

Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. как тогда считалось, навечно.

Конституция закрепляла важнейший социалистический принцип распределения: "от каждого по способности, каждому по труду", Объявляла труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР.

В главе II Конституции "Государственное устройство" закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольности объединения советских союзных республик, закреплялся их суверенитет.

Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенность республики. За каждой республикой конституционно сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия.

В главах с III по VIII Конституция СССР 1936 г. рассматривала организацию, систему и порядок деятельности высших органов власти автономных республик, местных органов власти.

Высшие органы власти в СССР.

Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции был Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они были приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями с согласия Президиума Верховного Совета.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый на совместном заседании обеих палат.

В главе V Конституции СССР определялась компетенция правительства СССР – Совета народных комиссаров, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

СНК объединял и направлял работу общесоюзных и республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений. По Конституции 1936 г. было 8 общесоюзных наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они в области своей компетенции имели право издавать приказы и инструкции, а также проверяли исполнение постановлений и распоряжений СНК СССР.

В главе IX Конституции, которая называлась "Суд и прокуратура", были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По конституции 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР.

Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их закону, который на практике нередко нарушался.

В главе X Конституции СССР 1936 г. закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на демократические права и свободы граждан СССР; право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы и т. д.

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а поясняла гарантии этих прав. В частности, провозглашая право на труд, Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил Советского общества, ликвидацией безработицы. Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в их пользование широкой сети курортов.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, укреплять общественную социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция 1936 г. рассматривала как почетную обязанность каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что она не содержала программных положений. По форме эта Конституция была самой демократической. Но она была бездействующим Основным Законом: ее демократические принципы были перечеркнуты чрезвычайными мерами, и в реальной жизни большинство ее положений воплощения не имели.

Конституция РСФСР 1937 г.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Конституция РСФСР 1937 г. во многом повторяла Конституцию СССР 1936 г. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР.

Граждане всех других республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами России. Каждая автономная республика в составе РСФСР имела свою Конституцию, учитывавшую особенности данной республики. Главы с III по VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в России в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органам власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР.

Местные органы власти РСФСР были построены в соответствии с конституцией СССР. Особенностью Конституции России 1937г. является структура отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов.

Глава IХ говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им на утверждением Верховного Совета РСФСР, который публиковался для всеобщего сведения. Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссии, которая докладывала Верховному Совету свое заключение по бюджету.

Глава Х "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IХ Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР. Прокурор РСФСР назначался сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчинялся только прокурору СССР.



Вверх