Новоиерусалимский монастырь. Новый иерусалим

Имеет богатую историю, которая тесно взаимосвязана с памятью его отца-основателя - патриарха Никона. Святейший очень любил эту обитель и прожил тут около восьми лет после того, как был удалён из Москвы. Все свои силы преподобный направил на то, чтобы воплотить собственный замысел: в Подмосковье должен был быть создан монастырь, который стал бы точной копией знаменитого храма Воскресения Господня, находящегося в Иерусалиме. В соборе были полностью воспроизведены священные подобия пещеры гроба Голгофы, места погребения и Воскресения Христова. Патриарх хотел, чтобы православный народ созерцал обитель как место святых страстей.

Особенности территории

По замыслу архитекторов, топономика, топография, сооружения самого монастыря и окружающей территории, которая простирается на несколько десятков километров, должны были воссоздать образ Святой земли и главных христианских святынь Палестины. В центре огороженного пространства был основан монастырь - город-храм. Башни обители приобрели символические названия - Гефсиманская, Входиерусалимская. По русской Палестине протекает быстрая и извилистая река. Она дополняет и украшает местность, окружающую Новоиерусалимский монастырь. Истра - не единственный водный объект на территории. Кедроносный поток также обтекает монастырский холм.

Новоиерусалимский монастырь начал возводиться в 1656 году, когда Никон ещё находился в доброжелательных отношениях с царём Алексеем Михайловичем. При его пособии строительство шло быстро, однако приостановилось на четырнадцать лет после ссылки патриарха. Усердием царя Фёдора Алексеевича благое дело возобновилось. В его же царствие сбылось пожелание самого святейшего - вернуться в свою излюбленную обитель. От царя он получил разрешение возвратиться в Новый Иерусалим, но преставился на пути из ссылки и был погребён.

После смерти Никона строительство продолжалось, и в 1685 году собор был освящён. Таинство провёл патриарх Иоаким. Годом позже державные ктиторы Воскресенского собора решили даровать храму «вечно утверждённую грамоту» на все угодья и вотчины.

В начале XIX века Новоиерусалимский монастырь был одним из самых популярных паломнических центров в стране. Когда неподалёку было проложено железнодорожное полотно, количество прихожан возросло ещё больше. В 1913 году обитель посетило около 35 тысяч человек. На средства, выделенные монастырём, был возведён странноприимный дом для нищих паломников и гостиницы. Богатые вклады в ризницу вносили даже члены царской семьи.

Исторические исследования

В XIX веке началось научное изучение этапов развития обители. Крупнейшим историком храма стал архимандрит Леонид, создавший поистине фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского монастыря». Рукопись была издана в 1874 году и содержала не только исторический очерк, но и публикации многих документов, имеющих научную ценность, которые сейчас вовсе утрачены. Кроме того, архимандрит основал музей, в котором были выставлены предметы личного пользования патриарха Никона, иконы, книги, картины, ткани из собрания обители. По сей день Воскресенский Новоиерусалимский монастырь знаменит своим музеем.

Закрытие обители в революцию

В смутное для России время по решению местного уездного съезда советов Новоеирусалимский монастырь был закрыт. Имущество обители согласно предписанию было арестовано и национализировано. По сей день в фондах действующего исторического музея «Новый Иерусалим» выставлена памятная доска. На ней выгравирована надпись о том, что Великая русская революция устранила "культовый" Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и передала его народу. Собор перестал служить. Чуть позже наиболее ценные предметы были изъяты из ризницы и перемещены в Оружейную палату.

Монастырские дела и Великая Отечественная война

В 1941 году обитель оказалась в очаге ожесточённых боёв за Москву. Большинство построек и зданий монастыря очень сильно пострадали, некоторые из них и вовсе были разрушены. Сведения об этом фигурировали даже на Нюрнбергском процессе. После войны, ближе к 50-м годам, в монастыре начались Архитектурный комплекс обители был поднят из руин. Затем были проведены работы по восстановлению внутренней отделки собора. Милостью Господа ожил Новоиерусалимский монастырь, Истра по сей день протекает по его территории, подчёркивая умиротворение и благолепие местности.

Собор и современная история

В 1994 году Русская Православная Церковь объявила о возобновлении деятельности русской Палестины. Новоиерусалимский монастырь, реставрация которого тогда ещё не началась, получил нового главу. Второй назначил наместника обители - архимандрита Никиту.

С середины 2008 года Священный синод РПЦ утвердил главой благочинного игумена Феофилакта. В этом же году обитель посетил сам патриарх в сопровождении Президента РФ Дмитрия Медведева. Они ознакомились с сооружениями и сошлись на том, что предстоит много сделать, чтобы возродить прежнее благолепие русской Палестины. Именно тогда был создан благотворительный фонд монастыря.

В 2009 году Президентом был подписан указ, благодаря которому были предприняты меры по воссозданию исторического облика территории. Из федерального бюджета выделяются субсидии на восстановление обители. По замыслу архитекторов вся местность должна принять свои исторические черты, которыми так знаменит Новоиерусалимский монастырь. Когда закончится реставрация, двери обители широко откроются для всех паломников и прихожан.

Музей монастыря

Художественный и историко-архитектурный музей монастыря был основан в 1920 году. На сегодняшний день это один из самых крупных и старейших государственных музеев, расположенных в Подмосковье. За период своего существования он пережил множество потрясений и преобразований. В 1941 году здание было практически разрушено фашистскими захватчиками. Несмотря на столь сильный ущерб, памятное место возродилось и по сей день активно развивается.

Современный музей стал вместилищем более 180 тысяч экспонатов, где пристального внимания заслуживают уникальные коллекции зарубежной и отечественной живописи, оружия, фарфора, раритетные печатные и рукописные издания. Можно ознакомиться с коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства, графикой и живописью двадцатого века. В парковой зоне прямо под открытым небом расположен отдел деревянного зодчества. Любой турист или паломник может осмотреть исторические памятники XIX века: мельницу, часовню, крестьянские избы.

На сегодняшний день музей размещён в современном здании, которое было возведено специально неподалеку от обители. Посещать Новоиерусалимский монастырь, фото которого представлено ниже, благодаря такому решению, стало удобнее.

Экскурсионные программы

Прежде всего, внимания достойна эксклюзивная программа, которая рассчитана на зимнее время года. В рамках этой экскурсии проводится осмотр архитектурного ансамбля Воскресенского монастыря. Просмотр достопримечательностей предусматривает посещение центральной части собора, подземной церкви святых Елены и Константина, приделов и многого другого. Программа также подразумевает катание на лошадях и чаепитие с монастырскими пирогами. Посещение доступно для любых возрастных групп.

Экскурсия «Патриарх Никон»

Музейный работник в ходе экскурсии рассказывает о судьбе основателя обители. Широко освещается его роль в русской истории XVII века. Хождение по памятным местам проводится для взрослых и детей. За самую символическую плату можно осмотреть Новоиерусалимский мужской монастырь, собор и прилегающие территории.

Особенного внимания заслуживает экскурсия о православных храмах и церковном искусстве в целом. Тут можно узнать полезную информацию о тонкостях устройства русских обителей, церковных таинствах, предметах и атрибутах церковного искусства, которые используются при проведении богослужений. Посетители музея могут совершить настоящее путешествие в мир русской иконы, во всех подробностях узнав о чтимых в православии святых, о знаменитом образе «Спас Нерукотворный», о становлении иконописи и отношении к иконам в старину.

Реставрационные работы

На сегодняшний день предприняты все меры по возрождению обители как одного из самых важных духовных центров России. Благодаря обширным реставрационным работам музей Воскресенского монастыря станет главнейшей выставочной площадкой Подмосковья. Тут будут воссозданы все необходимые условия для восстановления, хранения исторических коллекций художественного музея «Новый Иерусалим».

Музей начнёт функционировать полноценно в конце 2015 года. Его новое здание практически в три раза превышает старое. Кроме экспозиционно-выставочной зоны, проектом реставрации предусмотрено создание современных фондохранилищ, музейных магазинов и кафе, множества культурно-образовательных зон. Несмотря на ремонтные работы каждый прихожанин или турист может посетить Новоиерусалимский монастырь. Экскурсии проводятся регулярно.

Сейчас готовится к выпуску издание, которое будет освещать все этапы спасения и реализации реставрационных работ архитектурного ансамбля Новоиерусалимского монастыря. В нём будет обнародовано множество воспоминаний современников, документов и фотографий.

Все реконструкционные работы, которые переживает Новоиерусалимский монастырь, планируется завершить к концу будущего года, музей будет отреставрирован чуть раньше. Обитель полностью восстановится.

Воскресенский собор

На сегодняшний день он является единственным памятником русского искусства, в котором для внутреннего убранства интерьеров использовались изразцы. Парапеты галерей, керамические фризы, надписи полностью соответствуют членению пространства храма. Дверные проёмы оформляют керамические порталы. В семи приделах удалось сохраниться уникальным иконостасам, которые также выполнены из изразцов. Особенно впечатляют трехъярусные иконостасы, высота которых достигает восьми метров. Воскресенский монастыря поражает своей красотой.

Как доехать до обители

От Москвы с отходит электричка до станции «Истра» или «Новоирусалимская». Затем следует пересесть на автобус или маршрутное такси и доехать до остановки «Монастырь». Кроме того, на станции метро «Тушино» расположена остановка, откуда отходит рейсовый автобус до Истры. Билеты лучше покупать заранее, чтобы не стоять в утомительных очередях.

Если подразумевается автомобильное путешествие, следует выехать на Волоколамское шоссе. Двигаться необходимо мимо Нахабино, Красногорска, Снегирей, Дедовска, через город Истра, шоссе как раз походит мимо монастыря. На территории предусмотрены специальные места, где можно оставить собственное транспортное средство.

В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.

Истра. Новый Иерусалим

Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации

В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.

К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.

Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.


Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем

На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.


Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

История Новоиерусалимского монастыря

История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.


Новый Иерусалим. Следы войны

Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.


Воскресенский собор. Декоративные элементы


Воскресенский собор. Изразцы

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы, воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.



Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.


Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.


Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.


Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности, так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.


Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.


Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.


Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.


Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.


Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).


Воскресенский собор


Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы


Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2

Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.

На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД

Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала (сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.

Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».

Где находится Новоиерусалимский монастырь

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372 , который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства : богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:
  • Обзорная экскурсия , в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю , рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря.

Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы . Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.
Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря , который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

Расписание служб в монастыре в Истре

Знаете ли вы? Новоиерусалимский монастырь, как и большинство других, составляет свое расписание богослужений в зависимости от церковного календаря. Точное расписание на каждую седмицу уточняйте на сайте монастыря либо по телефону Паломнической службы.

  • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
  • а вечерние – в 17:00;
  • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем

В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу» . У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона , который основал собор в 1656 году .

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году .
В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества .
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей .
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви , реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня , которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда , располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

    Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.

  • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» , находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель , которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс , датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном» , написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Фото Новоиерусалимского монастыря

Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.


Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.


А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!


Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.


Вход в уникальную подземную церковь.

Новоиерусалимский монастырь на видео

Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

А если вы уже бывали в этом великолепном месте, с радостью почитаю ваши комментарии с впечатлениями от поездки.

Откровение Патриарха Никона.

Воскресенский ставропигальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных мне монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого - великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей.
Обитель прекрасна в погожий день, когда в куполе главного Воскресенского храма горит неземным огнем подмосковное солнце. В отраженном свечении оно ярче. Не образ ли Вечного Солнца Правды, незаходящими лучами освещающего Иерусалим Небесный?
Здесь все проникнуто вечным смыслом и все особенно, неслучайно. Мы подходим к восточным воротам, через которые Христос въезжал в Иерусалим, теплым апрельским вечером, сгущались сумерки. Напротив южной стены монастыря, вдалеке, полыхало зарево пожара, слышались тяжелые удары, вспоминалась Палестина, осажденная израильскими танками Храм Рождества Христова в Вифлееме, пожары ближневосточных войн.
За триста пятьдесят лет, будто мгновение вечности пронесшихся над Новым Иерусалимом, Россия вряд ли стала ближе ко Христу. Тогда, в середине XVII столетия, самобытная Православная цивилизация столкнулась с почти непреодолимыми препятствиями на своем уже довольно долгом историческом пути. Единственный наследник Православных Византийских Императоров Царь Алексей Михайлович Тишайший осознал себя державным Покровителем и защитником всех Православных христиан. В царских дворцах строились планы покорения Константинополя и Иерусалима, освобождение от иноверцев Византии и Святой земли.

Помощником, соратником и «собинным другом» Царя стал Патриарх Московский и всея Руси Никон. Размах его личности уникален. Святейшего Никона сравнивали и с Василием Великим, и с Иоанном Златоустом, и с Константинопольским Патриархом Фотием. Он поведал Царю (и только ему) свой вселенский замысел: создать в России канонический образ Святой Земли Иерусалима. Как икона при каноническом написании привлекает к себе благодать первообраза, так и архитектурный «список» Палестины привлечет в Россию благодать ее святынь. А еще… об этом знали только Царь и Патриарх: Новый Иерусалим будет иконой Царствия Небесного, где центром мироздания является таинственный Божий Храм с престолом Пантократора и Агнца. Государь замысел понял и поддержал.
Это была блестящая кульминация очень короткой русской симфонии Патриаршей и Царской власти. Святейший Никон, воздвигая в России свой Новый Иерусалим, приобретал невиданную и ни с кем не сравнимую значимость, в чем-то даже превосходившую значение четырех восточных Патриархов и даже… Русского Царя. Чем не замедлили воспользоваться враги России. Особое участие в ссоре Царя с Патриархом принимал римский папский престол. Святейший Никон вынужден был покинуть Москву, не отрекаясь от великого Архиерейства, и на несколько лет поселился в Новом Иерусалиме. Собор «знакового» 1666 года сместил его с кафедры и объявил простым монахом. Никона отправили в ссылку, на Север. Патриарх сказал Царю: «Бог тебя судит, я еще при избрании своем узнал, что тебе, Государю, быть добру ко мне только до шести лет, а потом быть мне возненавидимым и мучимым».
Я всматривался в образ Патриарха Никона на фоне новоиерусалимского монастыря со свитком в правой руке, на котором пронзительной правдой начертано свидетельство о Воскресении Христовом: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия…» Может быть, этот образ, дописанный до иконы, когда-нибудь станет святыней воскресшей Руси. И ему, Святейшему Никону, русский народ будет обязан и тем, что преодолеет безчисленные прозападные «реформы», от петровских до современных, и тем, что воскресит Господь и русскую Самодержавную монархию, как оказалось впоследствии - безпомощную перед стихиями зла без содействия Патриаршей власти. И даже тот всплеск русскости, названный «золотым веком» нашей культуры в XIX столетии, при ближайшем рассмотрении оказывается только бледной светской тенью возможного, но так и не состоявшегося духовно-культурного расцвета Святой Руси.
Великие проекты Никона: выход к Балтийскому и Черному морям, провизантийские реформы всех сторон русской жизни и многое другое довелось осуществлять сыну Алексея Михайловича Петру Первому, человеку прозападно настроенному и духовно вполне ограниченному. Расправившись с патриаршеством в России, Петр I сосредоточил всю свою энергию на строительстве европейского Петербурга, а отнюдь не на освобождении от неверных Нового Рима, Константинополя, о чем так мечтал его венценосный отец. И то сказать, надо ли было стремиться к Константинополю, чтобы насадить на Босфоре вместо власти Вселенского Патриарха тот же Святейший Правительствующий Синод с его Цензурным комитетом, что и на берегах Невы? А Петербург в конце концов стал историческим музеем монархии, построившей свою империю по латинским, но никак не Византийским образцам.
Семнадцатый век обернулся семнадцатым годом и ужасающей до сих пор катастрофой. А северная ссылка Никона - соловецким СТОНом (СТОН - соловецкая тюрьма особого назначения).
- Патриарх Никон страшен для исторической России последних столетий, - сказал это и в упор посмотрел на меня послушник Виктор (Шмидт), насельник Ново-Иерусалимского монастыря. - Он страшен и для вас, и для России современной.
- Но почему же для нас?
- Знаете, как сказал один молодой человек, студент Духовной Академии, случайно заехавший к нам в монастырь? «Я ничего здесь не понимаю и уже никогда не смогу понять…» Никто, наверное, не понимает всей грандиозности стремлений Патриарха Никона и всей драматичности непонимания и неприятия его образованным русским обществом, значительной его частью. И мы по-прежнему не готовы его принять, страна не готова. В этом ключ к страшным тайнам русской истории. Хотя во всех крупнейших монастырях России он почитается как святой. Например, в молитвенном призывании Киево-Печерских старцев, в Соловецкой обители. В прошлом году Соловецкий ставропигальный монастырь подавал «дело» Патриарха Никона в комиссию по канонизации под председательством Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского. «Дело» отложено, потому что «не сформировано». Но доказательств святости Патриарха Никона более чем достаточно. Еще до революции, в 1912 году было издано описание чудотворений у гробницы Святейшего Никона, книга называлась «Дела врачебные паче же рещи чудеса целебные». (Патриарх и при жизни, в ссылке, исцелял людей). В прошлом году книга переиздана в Москве с некоторыми дополнениями под названием «Крестный путь Патриарха Никона». А в этом году исполняется 350 лет его поставления на Патриарший Престол. 37-й номер «Богословских трудов» (издание Московской Патриархии) посвящен этой дате. Отдельной книгой в Москве, в издательстве МГУ, надеемся, выйдет сборник «Патриарх Никон: жизнь и труды. Стратегия Русского Патриаршества». Наследие Патриарха Никона, как это ни странно, известно больше иностранцам, чем его соотечественникам. Еще в середине XIX века Вильям Пальмер, английский ученый-историк, перевел на английский язык неизданный труд Святителя Никона «Царь и Патриарх».
Не бывает пророк без чести, разве только во Отечестве своем.
«Столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искустнейший, отеческий догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший», - из грамоты Костантинопольского Патриарха Иакова от 5 мая 1682 года о Святейшем Патриархе Никоне, год спустя после его смерти… Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 года, возобновивший традицию Русского Патриаршества, в грохоте братоубийственной войны начался панихидой в Новом Иерусалиме, у гробницы Никона. Патриарх–Исповедник Тихон при поставлении на кафедру был в мантии своего предшественника - Патриарха Никона.
- «Он был несдержан, груб, чрезмерно горд и еще хотел светской власти как папа», - говорят про Никона. Но ведь это полный бред его завистников, - иронизирует сотрудник паломнической службы монастыря Евгений Васильевич Коршунов. - Патриарх Никон добровольно, ради сохранения мира в стране оставил Москву, отказавшись от Патриаршества. А к расколу Церковь привели те же люди, которые интриговали против Никона и добились от Царя суда над ним. Писали всякую чушь: «… в такое прииде напыщение гордостный Никон, яко же сам ся хиротониса патриархом Нового Иерусалима, манастырь бо, его же созда, наречь Новым Ирусалимом, именуя святый гроб, Голгофу, Вифлеем…» Придворный интриган митрополит Паисий Лигарид (впоследствии была доказана его связь с католиками) в своей ненависти зашел дальше других: дескать, Никон имел 80 саккосов и по двадцать раз за Литургией переоблачался, желая быть подобным Вышнему, расчесывался в алтаре перед зеркалом, приравнивал себя к святым и, наконец, только тем и занимался, что «запершись, считал золото, драгоценности и сибирские меха».
Да, Святейший мало учитывал политическую конъюнктуру своей эпохи, он был прямым, безхитростным, иногда резким, в народе его очень любили. И в то же время он - тонкий ученейший богослов, духовидец-молитвенник, церковный зодчий, строитель, мудрый государственный деятель. Недаром Алексей Михайлович в лучшую пору их дружбы пожаловал Патриарха Никона царским титулом «Великий Государь», но этого Святейший никогда не домогался. Не был он идеологом в узком смысле этого слова, понять его в наш идеологизированный и одновременной безпринципный век совсем не просто, это слишком глобальная фигура и для предков наших, и для нас. Мы до сих пор не можем его вместить. Личность византийского размаха, безусловно. Старообрядцы (русские протестанты) к нам иногда заезжают, так, знаете, фыркают, говорят, это гнусно, гадко… Грустно их слушать. Пойдемте, я проведу вас.

Вслед за своим провожатым мы входим в полуразрушенный внутри храм Воскресения Христова. Огромный, небесных размеров алтарь с тронами для невидимого присутствия на богослужениях пяти вселенских Патриархов, камень повития, часовня Гроба Господня, придел Ангела, фотография взрыва, устроенного отступавшей по Волоколамскому шоссе от Москвы дивизией СС - Райх (колокольня после взрыва не восстановлена до сих пор, все восстановительные работы государством прекращены еще в самом начале 90-х годов). Заалтарный обход, темницы Христова и Иоанна Предтечи. Поднимаемся на Голгофу, читаем молитву Святому Кресту. Тишина. Под Голгофой - гробница Святейшего Никона. Невероятное на земле количество ангельских ликов под мощными, высочайшими сводами и ниже, рядом с нами, почти у самой земли. Мы не оставлены ангельскими чинами. И кажется, что в полуразрушенном храме, в его неразгаданной тишине мощно, не прекращаясь ни на минуту, звучит торжественно непобедимое: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Пасху встретят именно здесь, у этого престола, в этом вселенском размахе, почти в Небесах. Христос Воскресе! По узкой лестнице спускаемся в подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, первого Православного Византийского Императора и его Царственной матери, обретшей Крест Господень на Святой Земле. Святой колодезь на месте обретения Креста. Святейший Никон был счастлив, когда узнал, что из-под Голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник, кладезь нахождения, как на Голгофе древней. Господь благословил безпрецедентный замысел Патриарха и дал это знамение Своего покровительства Иерусалиму Новому! «Сим победиши!» - явил Господь на небе знамение креста Константину Великому, и Царь - триумфатор взял павший к его ногам языческий ветхий Рим и изменил судьбу мира! Не станем ли мы свидетелями триумфа, неизбежного, спустя века? Слишком уж грандиозно то, что он перенес на тихую подмосковную землю, и слишком невероятно забыто, а может быть просто скрыто до полноты времен?

Существует миф, якобы Патриарх Никон способствовал церковному расколу. Однако факты говорят иное. Патриарх не только не запрещал старые книги, старые церковные предания, но, напротив, неоднократно высказывался в том духе, что можно молиться как по старым, так и по новым книгам. Но лучше все же по новым. Потому что это - возвращение к Византийской традиции. Известный историк Церкви протоиерей Лев Лебедев в книге «Москва Патриаршая» убедительно доказал, что раскол произошел как раз потому, что был осужден и сослан Патриарх Никон. Он-то бы раскола не допустил. Вот почему якобы «обидное» прозвание никонианами нас старообрядцами вовсе не оскорбительно. Действительно, современная Русская Церковь во многом порождена реформами Никона. Незавершенными реформами. Но это были особые реформы, направленные не на «прогресс», а на возврат к древней Византийской традиции. Этого не поняли старообрядцы, да и мы вряд ли до конца осознаем.
Почти каждый день, кроме счастливого, тихого дня монастыря - понедельника, в подмосковный Иерусалим приезжают толпы экскурсантов. Настоящих паломников здесь немного, так как монастырь сейчас не принимает посетителей, нет гостиницы и в городке Истре, что неподалеку. Поэтому одетые в шорты, а то и чуть ли не в купальные костюмы «варвары» - явление для этих святых мест более чем обычное, хотя привыкнуть к этому невозможно, слишком уж бросается в глаза смешение стилей: великого и мелочного, вечного и новомодного, русского и псевдоевропейского. Смешно слышать восторженные пошлые шуточки каких-нибудь «умных» студентов на темы русской истории. Величественный монастырь сурово и молчаливо подчеркивает, обличает порочную низменность современного общества потребления удовольствий. «Веселитесь, смейтесь, - как бы говорят монастырские стены, - горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете!»
Но стоит побыть в обители чуть побольше, чем это принято в среде любопытствующих туристов, и все становится на свои места. Человек, задержавшийся здесь хоть на пару дней, раскрывается таким, каков он есть, спадет с души все притворное, суетное, ненужное. Здесь как на ладони перед Богом, да и друг перед другом тоже, стоит лишь присмотреться и тогда… «И верится и плачется, и так легко - легко…»
Может быть, это место и в самом деле ближе других на земле к Царствию Небесному? Во всяком случае, невидимо ярким потоком Божией благодати с Небес оно освещается и днем, и ночью.
Из Нового Иерусалима не хочется уезжать. Работники историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» все как один «влюблены» в это святое место, «прикипели» к нему. Весной, к дню тезоименитства Патриарха Никона, и осенью, к годовщине его успения, они собирают в монастыре научные конференции, посвященные жизни и деятельности Патриарха. И так уже не один год. Каждый, кто имел возможность подольше побыть в Новом Иерусалиме, стремится сюда опять. Иерусалимский синдром? Дыхание Духа Святого.
Еще в детстве Господь посылал Патриарху видения. Незадолго до его смерти, по преданию, на Гроб Господень в Новом Иерусалиме сошел Благодатный Огонь.
Мы вошли в Гефсиманский сад, раскинувшийся у западных стен обители. Силоамский источник, поток Кедрон, русское солнце в водах Иордана. Все так. Чуть поодаль - Елеон и… следы запустения. Разорения и вандализм преследовали обитель. Монастырь так и не возрожден, ни в архитектурном, ни в духовном смысле. Когда-то, в XVII веке, некоторые службы здесь проходили только на греческом, что подчеркивало вселенское значение обители. Братии было до пятисот человек, а сейчас только двое. Отец наместник Архимандрит Никита (Латушко) приветствовал нас:
- Благословляю. Ваша публикация необходима. Люди должны знать правду о своем великом Патриархе.
- Происходят ли сейчас чудеса у гробницы Святейшего?
- Да, происходят, у нас есть свидетельства об этих чудесах. Однако позвольте мне пока умолчать о них. Время близко, но оно еще не пришло. Для того, чтобы понять, что Патриарх Никон - святой, более чем достаточно и того, что уже известно. Он в канонизации не нуждается, его прославление необходимо нам, России, всему миру.
Не наше дело знать времена и сроки.
На гробнице Святейшего Никона, под Голгофой, царила таинственная, почти абсолютная тишина. Мощи Святейшего покоятся под спудом. Музейные работники говорят, что в тридцатые годы, когда у Церкви отбирали драгоценности, в гробу Святейшего искали вроде бы золото и алмазы. Однако, акта вскрытия гробницы не существует и сказать достоверно так это или не так, опять же, никто пока что не может.
Душа же Патриарха Никона навечно поселилась там, где «скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними… И отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откровение 21, 3-4). Душа его там, куда сквозь огненные вселенские испытания он, твердо, не хромая, шел всю свою жизнь и куда указал кратчайший путь всем нам.
Прощальный взгляд на Новый Иерусалим. Фото на память. На черной весенней земле перед нами - камень в меру того, что отвалил Ангел от двери Гроба, а еще подальше 100-пудовый колокол. Когда эсэсовцы взрывали храм, колокол этот, отлитый Новоиерусалимскими старцами Паисием и Сергием Турчаниновым, упал с обрушившейся колокольни и… не только не разбился, но и дивно звонит теперь, созывая всех на Литургию в Новый Иерусалим. Когда-нибудь его непременно поднимут на новую колокольню (для того ведь и не разбился), и он огласит каким-то последним неведомым словом Россию. Но это будет уже другая страна, другая эпоха. Не та ли, уже самая последняя, в которой на малое время прощальным огнем вспыхнет крест над Константинопольской Софией, над Новым Римом, как сверкнул нам на прощание крест над Воскресенским Храмом Ново-Иерусалимского монастыря?
Не нам давать ответ на этот многовековой вопрос.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона - инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.
Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.
Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.
Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П.И. Заборский, Я.Г. Бухвостов, В.В. Растрелли, М.Ф. Казаков, К.И. Бланк.
Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви - она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.
При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.
Патриарх Никон - человек своенравный и фанатичный - был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала - в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича - в Кирилло-Белозерский.
Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
В XIX - начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.
При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.
В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.
Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Собор Воскресения Христова в плане почти идентичен храму Гроба Господня.
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений , как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм - четырехстолпный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной - ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн - оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень.
Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень - подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа - придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII-XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе - из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один - придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов - жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» - крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т.п.


Общая информация

Местонахождение : город Истра, Россия.
Предназначение : мужской православный монастырь.

Дата основания : 1656 г.

Язык : русский.

Религия : православие.

Денежная единица : рубль.

Река : Истра.

Цифры

Крепостные стены : длина - около 1 км, высота - 9 м, толщина - до 3 м, башни - 8.

Удаленность : 40 км к северо-западу от Москвы.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Холодная зима, теплое лето.

Средняя температура января : -8,5ºС.

Средняя температура июля : +19ºС.
Среднегодовое количество осадков : 700 мм.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Достопримечательности

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (XVII-XIX вв.) : Воскресенский собор (1656-1685 гг.), остатки колокольни (разрушена в 1941 г.), церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.), Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.), трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.), палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.), солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.), настоятельские покои (конец XVII в.), братский корпус (конец XVII в.), караульные палаты (1690-е гг.), палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.), больничные палаты (1698 г.), квасной погреб (1690-е гг.).
Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Варуха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).
Постройки за крепостной стеной : скит Никона (1658 г.), Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

Любопытные факты

■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села - Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, - Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим, Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В.В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.

Вверх