История Харбина. Маленький кусочек России. Исторические заметки о харбине

Как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали . Одним из основателей города был Свиягин Николай Сергеевич (1856-1924), руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).

Заселение

Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими КВЖД и переехали в Харбин для работы на железной дороге. Харбин (станция Сунгари-первая) фактически построили первые поселенцы, которые возвели дома, а мебель и личные вещи привезли из России. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться. К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине.

После революции

В результате революции и гражданской войны около 100-200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении , члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, интеллигенция и самые обычные люди. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.

Маньчжоу-го

В 1930-ые годы Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-го . В 1935 году СССР продал свою долю КВЖД этому государству. Весной и летом 1935 года тысячи русских харбинцев - граждан СССР вместе с имуществом были вывезены поездами в СССР. Большинство из них сразу или позже были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности, в частности, согласно Приказу НКВД № 00593, подписанному 20 сентября 1937 года .

Многие русские харбинцы сначала положительно отнеслись к японской оккупации, надеясь, что Япония поможет им в борьбе с советским влиянием и защитит от Китая, который пытался восстановить суверенитет над Харбином. Тем не менее, многие уехали из Харбина в другие китайские города, как то Шанхай (см. Русский Шанхай), Пекин , Тяньцзинь и Циндао .

После войны


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русский Харбин" в других словарях:

    Город Харбин 哈尔滨 (哈爾濱) … Википедия

    Здание консульства Российской империи одно из старейших в Шанхае. В промежутке между мировыми войнами в Шанхае, как и в Харбине … Википедия

    Русский фашизм период развития русского национализма в 1930 40 е годы, характеризующийся симпатией итало немецкому фашизму, а также ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом. Русский фашизм был распространён среди белоэмигрантских… … Википедия

    Русский юридический факультет в Харбине. Юридическое образование в Харбине было тесно связано с Владивостоком. Именно в этом дальневосточном городе в сентябре 1919 года был учреждён частный юридический факультет при Восточном институте, открытом… … Википедия

    Российское общество туристов (РОТ) Эмблема РОТ 1895 г. Членство: 2061 чел. (1903 г.) Правление: Санкт Петербург (позже Москва) Официальные языки … Википедия

Буддийский монастырь Цзилэ (что в переводе означает "блаженство", "наивысшая радость") - один из самых больших на северо-востоке Китая. Построенный в 1923-м году монастырь Цзилэ стал настоящим символом города Харбин. Храмовый комплекс выполнен в традиционном китайском стиле.

Храм Блаженства достигает в высоту тридцати метров. От его основания до самой вершины установлены бронзовые статуи некоторых Будд и различных бодхисаттв.

Храм Цзилэ довольно большой, он состоит из нескольких залов. Пройдя через красочные Горные ворота, вы попадёте в Зал Небесного Короля, в центре которого находится статуя сидящей Будды Майтрейи. Далее вы попадёте в главный зал - Махавира, в центре которого возвышается статуя Будды Шакьямуни. В следующем зале Трёх Святителей вас ждёт статуя Будды Намо Амита.

Хэйлунцзянский университет

Хэйлунцзянский университет - это китайский университет, который расположился в городе Харбин в провинции Хэйлунцзян.

Этот университет является главным комплексным образовательным учреждением в провинции Хэйлунцзян. Тут проходит обучение по многим направлениям - естественным и гуманитарным наукам, иностранными языкам и многому другому.

В последнее время Хэйлунцзянский университет достаточно быстро развивается. Площадь его сейчас составляет около 1930 тысяч квадратных метров,а численность студентов более 30 тысяч.

В Хэйлунцзянском университете проходит обучение по 10 отраслям наук. Университет обладает последним современным научно-исследовательским оборудованием, а в архивах библиотеки хранятся эксклюзивные китайские и иностранные книги в количестве более двух миллионов экземпляров.

А какие достопримечательности Харбина вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Парк Тигров

Изначально Парк северо-восточных (амурских) тигров в Харбине создавался с единственной целью - содержание и разведение вымирающих животных. Уже потом, спустя десять лет после открытия, было принято решение создать полноценный туристический парк, прибыль которого окажет неоценимую помощь в развитии этого благородного дела.

Северо-восточный (он же - амурский) тигр занесён в Красную книгу. В природе их осталось не более нескольких сотен особей. Когда парк в Харбине только открывался, в нём содержалось только 8 тигров. С тех пор многое изменилось, и сейчас парк населяют более 300 редких животных.

Сегодня площадь Парка тигров составляет 144 квадратных километра. Это самый большой парк в мире, занимающийся разведением северо-восточного тигра. Парк делится на 15 районов, осмотреть их всех за один день можно только с использованием транспорта.

Парк «Окно в Европу и Азию» предлагает всем желающим совершить кругосветное путешествие и увидеть главные достопримечательности всех стран мира. В этом парке в миниатюре воссозданы пирамиды Хеопса, стены Кремля, французская Триумфальная арка, Индейская деревня и многое другое.

Парк «Окно в Европу и Азию» поделён на несколько тематических участков. Здесь имеется Африканская, Европейская, Азиатская зона, а так же Сад павлинов, Площадь голубей, обширные поля для гольфа и многое другое. Обойти парк за один поход едва ли представляется возможным (общая площадь парка превышает 320 000 квадратных метров), потому будьте готовы посетить его вновь.

В зимнее время года парк «Окно в Европу и Азию» предлагает своим посетителям прокатиться на лыжных горках.

Парк имени Сталина

Парк имени Сталина, занимающий площадь более 10 квадратных километров, протянулся вдоль набережной реки Сунгари вблизи дамбы в Хабрине. Сегодня это самый красивый парк, расположившийся в самом центре города. Это одно из самых популярных мест, в котором можно встретить тысячи приезжих с разных уголков Земли.

В парке в 1958 году был установлен монумент, посвященный людям, сражавшимся с наводнением, произошедшим годом ранее. Памятник получил символическое название – «Победившим наводнение».

В те времена, когда велось строительство китайской железной дороги, на территории сегодняшнего парка были размещены склады, а после китайской революции на этом месте был основан парк, который назывался довольно обыденно - Набережная.

После смерти вождя мирового пролетариата – Сталина, парк был переименован и получил свое сегодняшнее название парк Сталина.

Вся архитектура в парке выполнена в классическом русском стиле. Есть здесь и знаменитый в Хабрине русский ресторан «Прибрежный», который является одним из ярких примеров деревянного русского зодчества.

Во время государственных праздников на площади парка ведутся развлекательные мероприятия для гостей и жителей города.

Набережная реки Сунгари

Жизнь набережной Сунгари является частичным отражением современной жизни столицы северо-восточного Китая – города Харбина.

Если с набережной Сунгари посмотреть направо, то можно увидеть железнодорожный мост, который когда-то был самым большим мостом на всей Транссибирской магистрали. На набережной расположен Памятник победы над Наводнением 1957 года. Ниже памятника есть фонтан, который особенно красиво выглядит вечером или ночью.

Телебашня «Дракон»

Радио- и телевизионная башня Харбина, известная как "башня Дракон", высотой 336 метров - одна из главных достопримечательностей города. Помимо своих основных функций (трансляция телевизионных программ, радиокоммуникация) она пользуется большой популярностью как туристический объект. С нее открывается великолепная панорама города, здесь можно развлечься и перекусить в ресторане. В Азии она является самой высокой, а в мире занимает второе место по высоте.

На фоне "телебашни Дракон" соседние 35-40-этажные небоскребы кажутся миниатюрными. На высоте 180 метров расположена обзорная площадка, а особо смелые могут пройтись там по стеклянной дорожке. Чуть выше обзорной площадки расположен вращающийся ресторан. Еще две площадки расположены на высоте 190 и 203 метра, отсюда открывается великолепная панорама Харбина.

Первые этажи этого высотного сооружения заняты экспозицией, в которой представлены восковые фигуры китайских императоров и воинов, великих людей Китая, многочисленные кафе, сувенирные киоски и даже аптеки. Особенно прекрасна "башня Дракон" в вечернее время, когда ее ярко освещают многочисленные прожекторы.

Собор Святой Софии

Софийский собор - недействующий храм Харбинской и Маньчжурской епархии Китайской православной церкви. С ноября 1996 года собор находится в списке памятников культуры Китайской Народной Республики.

Площадью почти 721 квадратный метр и высотой около 54 метров, собор Святой Софии является примером типичной византийской архитектуры, наиболее редко встречающейся в Китае. Тщательно разработанная и оформленная, изящная церковь была внесена в список памятников культуры под охраной государства в 1996 году и спустя полгода была отремонтирована. После ремонта в здании церкви открылась небольшая художественная галерея, где выставлено около 1000 фотографий, отображающих историю, современную жизнь и будущее известного культурного города Харбина.

Самые популярные достопримечательности в Харбине с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Харбина на нашем сайте.

Еще достопримечательности Харбина

Утром 16 августа 1897 г. жители пограничных сел и станиц Южно-Уссурийского края - Покровки, Константиновской и других - наблюдали интересную картину: двадцать две тройки одна за другой мчались по почтовому тракту в сторону китайской границы. В тройках ехали гости, приглашенные на церемонию официального открытия работ по постройке Китайско-Восточной железной дороги. На противоположном, китайском, берегу реки Уши на возвышенности раскинулся большой круглый павильон в китайском стиле: с красными лакированными колоннами по периметру стен, с окнами, забранными резными деревянными решетками. По конькам и краям выгнутой черепичной крыши возвышались фигурки обезьян, собак, львов и драконов. Над павильоном развевался странный флаг: наполовину китайский, наполовину русский. По диагонали полотнище разделялось на два цвета - белый и желтый, на одной половине - солнце и дракон, на другой, в левом верхнем углу, - российский бело-синий-красный флаг. Это было знамя нового Общества КВЖД. Оно символизировало дружбу и сотрудничество России и Китая в постройке железной дороги. Русские строители железной дороги, как и все иностранцы в Китае, пользовались правом экстерриториальности. В соответствии со статьей 6 контракта на постройку КВЖД в полосе отчуждения постепенно были созданы все обычные институты русской административной системы: полиция, в которой служили русские и китайцы, а также суд. По договоренности с китайскими властями КВЖД обязательно выкупала у частных владельцев отчуждаемые ею для нужд дороги земли. Ширина отчуждаемой земли на перегонах между станциями устанавливалась в 40 сажень (85,4 м) - по 20 сажень в каждую сторону, но фактически была меньше: по 15 сажень (32 м) с одной стороны и по 18 сажень (38,4 м) - с другой. Под большие станции отчуждалось по 50 десятин земли (54,5 га), под остальные станции и разъезды -до 30 десятин (32,7 га).

Основание города Харбин

Под Харбин первоначально было отчуждено 5650,03 десятины (6158,53 га) несколькими отдельными участками, а в 1902 г. площадь отчуждения увеличилась до 11102,22 десятины (12101,41 га). На правом берегу Сунгари (Харбин) отчуждалось 5701,21 десятины, палевом берегу (Затон) -5401,01 десятины. Вся эта площадь была объединена общей границей. Строительство Южной линии было одной из первоочередных задач, поставленных русским правительством перед Обществом КВЖД. Забегая вперед, замечу, что 5 февраля и 29 июня 1899 г правительство поручило Обществу устройство морского пароходства на Тихом океане. К 1903 г. КВЖД располагала двадцатью крупными океанскими пароходами. Они обеспечивали грузовое и пассажирское сообщение между портами Приморской области, портом Дальний и крупными портами Кореи, Китая и Японии, осуществляли транзит пассажиров из Западной Европы на Дальний Восток. Забегая вперед, скажу, что в ходе русско-японской войны флот КВЖД был полностью уничтожен. В Маньчжурии на КВЖД выросли новые города: Дальний, Маньчжурия и Харбин. Последний стал сердцем КВЖД. Ее 107 станций вскоре превратились в цветущие поселки. К 1903 г. Обществом КВЖД в них было выстроено 294 061 кв. м жилых помещений, а к 1910 г. - 606 587 кв. м, то есть 467,9 кв. м на I км главного пути. В 1903 г.общее число служащих дороги достигало 39 112 человек, из них русских было 18 123, а китайцев - 20 948, австрийцев, итальянцев, швейцарцев и турок было вместе 17 человек, еще 17 японцев и 9 корейцев. Стоимость КВЖД, включая содержание порта Дальний и города Дальний, составляла к 1903 г. 318 640 236 руб. золотом. К 1906 г. она возросла до 375 млн руб. В последующие годы эта сумма приблизилась к 500 млн. Так сколько же стоила вся КВЖД? На этот вопрос дать точный ответ невозможно. Для сокращения сроков постройки дороги администрация КВЖД решила создать крупный опорный пункт непосредственно на самой территории Маньчжурии, который бы отвечал одному, но главному требованию: сюда с наименьшими затратами должен быть обеспечен подвоз огромного количества строительных материалов, необходимых для сооружения этого гигантского транспортного предприятия. Этим пунктом было выбрано место пересечения железнодорожной магистралью реки Сунгари. И назван он был просто: Сунгари, или железнодорожный поселок Сунгари. Так был основан город Харбин. Происхождение названия Харбин точно не установлено. Есть версия, что
оно произошло от названия китайской деревни Хаобин, или Хабинь, которое можно перевести как Хороший берег или Веселая могила (?). Деревня эта будто бы располагалась недалеко от будущего Харбина. Однако никаких документальных подтверждений этой версии и самого факта существования оной китайской деревушки нет. Г.В. Мелихов175 считает, что слово «Харбин» имеет маньчжурские корни, скорее всего от слова «харба», обозначающее брод, переправа. Русские, видимо, добавили суффикс ин. По такому принципу словообразования составились названия многих старинных русских городов, например, Калязин на Волге. Первоначальное значение корня этого названия - грязный, грязниться. То же в полной мере относится и к названию Харбин. В пользу этого толкования можно привести тот дополнительный аргумент, что в разговорной речи харбинцев длительное время сохранялось ударение на первом слоге - Харбин. Отношение русских к основанию Харбина хорошо выразил поэт А.И. Митропольский (псевдоним Арсений Несмелое):
Под асфальт, сухой и гладкий, Наледь наших лет, - Изыскательской палатки Канул давний след... Флаг Российский. Коновязи. Говор казаков. Нет с былым и робкой связи, - Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот. Фляга. Карабин. Здесь построим русский город, Назовем Харбин. Для приема грузов, предназначенных для постройки новой дороги, 12 апреля 1897 г. Обществу КВЖД была передана во временное пользование часть бухты Золотой Рог во Владивостоке, а именно пристань Эгершельд. В феврале - марте 1898 г. была произведена сводка всех данных, необходимых для начала строительных работ. Одним из важнейших подготовительных мероприятий к постройке дороги стала организация речной флотилии КВЖД. На нее ложилась основная тяжесть доставки в Маньчжурию огромного количества грузов и оборудования, необходимых для строительства. Работами по созданию флотилии руководил инженер С.М. Ваховский. В 1897 г. он был командирован в Бельгию и Англию, где заключил контракт на поставку для КВЖД мелкосидящих пароходов и металлических барж, пригодных для плавания по перекатам Сунгари. Морским путем в разобранном виде они были доставлены из Европы во Владивосток, а оттуда для сборки и спуска на воду их перевезли на станцию Иман Уссурийской железной дороги, а затем и на Красную речку под Хабаровском. «Работы по сборке и склепке судов были поставлены инженером Ваховским весьма умело и быстро, что вызывало немалое удивление даже у испытанных в этом отношении иностранцев, которым довелось увидеть столь сложное техническое оборудование и кипучую работу в неожиданном и глухом уголке безлюдного Приамурья»176. Первый пароход, так и названный «Первый», был спущен на воду 20 июля 1898 г. Вскоре был спущен и «Второй» пароход. Всего было собрано и спущено на воду 18 пароходов, получивших названия с «Первого» по «Восемнадцатый», 4 катера, 40 стальных и 20 деревянных барж и одна землечерпалка. За время строительства дороги и города Харбин эта флотилия перевезла не менее 650 тыс. т различных грузов. Вместе с пароходством КВЖД на Сунгари были созданы и другие частные пароходства: Товарищества Амурского пароходства В.Н. Лютикова и М.И. Кожевникова, Г.Н. Косицина, Б.А. Алексеева, М.З. Буянова, Курбатова, А.Л. Вертопрахова, А.К. Лукьянова и др. 6 мая 1898 г. из Хабаровска вверх по Уссури в Харбин отправился первый пароход. Это был пароход «Благовещенск», арендованный у частного Амурского общества. На борту его находились руководители строительного управления во главе с С.В. Игнациусом в сопровождении рабочих, служащих и казаков Охранной стражи. Плавание проходило трудно. Главным препятствием были многочисленные сунгарийские перекаты и мели. Вода в реке была низкая. Это вызвало недоумение у строителей, привыкших видеть реки Европейской России после таяния снегов наиболее полноводными. Но в Маньчжурии, где зимой снега почти не бывает, его таяние не вызывает повышения уровня воды в реках. Но в период интенсивных и частых муссонных дождей - в июле и августе - вода в реках достигает своей наивысшей отметки. Из-за многочисленных задержек на мелях, когда приходилось сгружать с парохода наиболее тяжелые грузы, например рельсы, и оставлять их на островках, это путешествие по Сунгари длилось более 20 дней. 28 мая 1898 г. пароход «Благовещенск» прибыл в Харбин. Этот день многие авторы считают днем основания города. Но следует заметить, что рейс «Благовещенска» получил такую известность из-за присутствия на его борту начальства. Фактически первым пароходом, шедшим в Харбин, стал «Святой Иннокентий», привезший туда из Хабаровска рядовой персонал КВЖД. Поселок Сунгари как по волшебству стал превращаться в город. 28 мая 1898 г. во временном бараке открылась первая железнодорожная больница. Первыми европейскими врачами в Харбине стали главный врач КВЖД М.И. Полетика и хирург Свентицкий, которые практиковали в этой больнице в Старом Харбине. Вскоре в Новом Харбине открылась капитальная, превосходно оборудованная центральная больница КВЖД. В одной из фанз бывшего завода «Сян-фан» открылась небольшая столовая для строителей, которой заведовал грузин Агрести - первый частный предприниматель в Харбине. Открылась первая, тоже частная, гостиница «Номера для проезжих Гамартели». Хоть была она маленькая и грязноватая, но номера там не пустовали. К июлю в одном из бараков начало свои операции отделение Русско-Китайского банка во главе с С.Б. Габриелем. Начала торговлю популярная на Дальнем Востоке фирма И.Я. Чурина. Ю.П. Нациевский первым открыл в Харбине кафе-кондитерскую. 12 августа распахнул свои двери первый парфюмерный и галантерейный французский магазин и парикмахерская Руссиаль (позднее - Бланша). Руководители постройки позаботились и о типографии. В 1898 г. в саманном доме были установлены первые четыре новенькие типографские машины. 6 декабря 1898 г. открылась первая начальная школа для детей рабочих и служащих.
В феврале 1898 г. в доме Анпера в Старом Харбине открылась первая маленькая домовая церковь. А первым православным священником в Маньчжурии стал отец Александр Журавский, живший там с 1897 г. С прибывшими в Харбин в 1899 г. частями Охранной стражи появился здесь и отец Сергей Брадучан. Позднее в Старом Харбине между улицами Офицерской и Армейской построили небольшую, но очень красивую трехглавую церковь. Первое время у строителей дороги были большие проблемы с продовольствием. Отсутствовали основные, привычные для русских продукты, так как китайцы не выращивали в Маньчжурии ни картофеля, ни капусты, не держали молочный скот, и на рынках почти не было говядины и молочных продуктов. В.Н. Веселовзоров в своих воспоминаниях, опубликованных в харбинской газете «Русский Голос», писал: «Жители и служители дороги страдали от отсутствия ржаного хлеба и гречневой каши. Дичь - фазаны, козулятина, изюбрятина- была в изобилии, но приедалась, а обыкновенной говядины достать было почти невозможно, так как она тоже была привозная. Русская капуста, картофель были редкостью во времена постройки города. Их так же, как и сливочное масло, привозили из Сибири. Зато спиртных напитков было в изобилии благодаря беспошлинной торговле и свободным портам Владивостоку и Порт-Артуру. Например, коньяк лучшей марки «Три звездочки» - Мартель стоил 1 рубль 20 копеек бутылка, а четверть водки стоила 30-40 копеек! За пустую бутылку крестьяне давали курицу, за сотню яиц брали четвертак (25 коп.), а за пару фазанов - 20 копеек! В то же время побриться у парикмахера стоило 2 рубля золотом». В 1899 г. в Харбине жило около 14 тысяч выходцев из Российской империи, в основном русских, но были и поляки, евреи, армяне и другие национальности. Еще в 1898 г. Харбин был соединен с Россией телеграфной линией, что существенно облегчило строительство дороги, и вместе с тем в первый период постройки передавалась масса смешных и пустячных телеграмм, которые шли по всем крупным станциям. Например, однажды со станции Пограничная Восточной линии оповестили всю дорогу о краже петуха и кур у помощника начальника станции. В телеграмме во всех подробностях передавались приметы украденных кур: «Петух красный, бесхвостый, стоимостью в 70 коп. и 5 кур, из них одна черная с белыми пятнами, одна с рябинами, одна желтая и две светло-желтые с рябинами, стоимостью по 70 коп. Прошу принять меры розыска». А одну из телеграмм вообще не могли понять: «В 11 часов вечера Кирилл В. нанес ножом рану в правую холку Степану Л.», далее сообщалось о принятых мерах. Когда стали выяснять, какая часть тела имелась в виду под «холкой», то оказалось, что это ягодица. Полицейский употребил простонародный термин, который телеграфист отказался передать, тогда и придумали «холку». А одна телеграфистка передала с Южной линии: «При забивке свай утопили женщину. Срочно пришлите другую». Оказалось, что слово «баба», стоявшее в первоначальном тексте, показалось телеграфистке слишком грубым, и она отказалась передавать его в Харбин. В начале XX века резко возрос объем строительства в Харбине. С 1901 г. площадь вновь построенных жилых помещений возрастала ежегодно на 22 750 кв. м. Одновременно строилось здание Управления дороги площадью около 16 800 кв. м, штабы охраны (более 2270 кв. м), мужские и женские коммерческие училища (более 7280 кв. м), Железнодорожная гостиница (около 3640 кв. м), почтово-телеграфная контора, школы для мальчиков и девочек и здание Общественного собрания, достраивалась центральная больница. В начале 1903 г. на Вокзальном проспекте выросло большое красивое здание РусскоКитайского банка. По итогам первой в истории Харбина переписи, проведенной 15 марта 1903 г., население полосы отчуждения Харбина составило 44 576 человек (38 983 мужчины и 5593 женщины). Из них русских подданных было 15 579, китайских подданных - 28 338, японцев - 462, прочих - 200. Так что трудно сказать, был ли в то время Харбин больше китайским, или русским городом. Замечу, что к этому времени в районе Порт-Артура -Дальнего было свыше 17 тысяч русских, а всего в Маньчжурии их жило около 83 тысяч. Администрация уделяла большое внимание культурному досугу русских строителей. Одним из развлечений было посещение по вечерам открывшегося 25 декабря 1898 г. в Старом Харбине Железнодорожного собрания. Что же ставилось в этом первом маленьком Железнодорожном собрании? Харбинцы очень любили хоры, как светские, так и церковные. Они всегда пользовались в Харбине чрезвычайно широкой популярностью. Первый самодеятельный хор пел на маленькой сцене Железнодорожного собрания. Любители играли на различных музыкальных инструментах, привезенных ими из России. Большим праздником для харбинцев стали первые концерты профессиональных артистов. В мае 1899 г. состоялся один из первых на территории города концертов камерной музыки, который дало приехавшее сюда чешское семейство Эрмль. В начале 1900-х гг. в Харбин приезжали знаменитый в России скрипач Костя Думчев и певцы - чета Фигнер. Со временем наряду с такими видами отдыха в Харбине быстро стали появляться и места отдыха и развлечений несколько иного типа, например кафешантан под громким названием «Бельвю». Среди строителей, в подавляющем большинстве своем молодых и холостых мужчин, заведение это было чрезвычайно популярно. Для офицеров Охранной стражи, месяцами живших на пустынных полустанках и разъездах линии дороги, Харбин был притягательнейшим местом отдыха. Расстояние в 200 и даже в 300 верст до Харбина считалось для молодых офицеров пустяком и часто преодолевалось ими в оба конца верхом. Так что дощатый кафешантан постоянно был набит публикой и работал всю ночь. «Окутанный облаками табачного дыма, при свете керосиновых ламп и свечей на эстраде-помосте гремел "румынский" оркестр, выступали "французские" шансонетки, отплясывал кордебалет. Это была, так сказать, эстрада. А рядом, в стороне, за зелеными столами, между завсегдатаями, случайными игроками и непременными участниками подобных компаний - шулерами шла азартная игра в девятку, железку, штос и банчок. Стопки золотых монет переходили из рук в руки. Возникавшие недоразумения иногда разрешались ссорами и драками, однако без стрельбы. Русские предпочитали орудовать не револьверами, а кулаками»178. Теперь вряд ли удастся установить автора названия «Желтороссия», данного полосе отчуждения КВЖД и прилегающим к ней районам. Главное, что к концу 1890-х гг. термин Желтороссия широко использовался не только населением, но и прессой. Как уже говорилось, в Желтороссии появилась и своя армия - Охранная стража КВЖД. Первым начальником Охранной стражи стал бывший командир 4-й Закаспийской стрелковой бригады полковник А.А. Гернгросс179. Личный состав Охранной стражи служил по вольному найму, большую часть его составляли казаки. Первоначально было сформировано 5 конных сотен: одна - из Терского казачьего войска, две - из Кубанского, одна - из Оренбургского и одна сотня смешанного состава. 26 декабря 1897 г. все пять сотен прибыли на пароходе «Воронеж» во Владивосток и приступили к службе в Маньчжурии. Жалованье в Охранной страже было куда больше, чем в армии. Так, рядовые получали 20 руб. золотом в месяц, вахмистры - 40 руб. с готовым обмундированием и столом. Для казаков Охранной стражи была создана и своя форма: черные открытые тужурки и синие рейтузы с желтыми лампасами, фуражки с желтым кантом и тульей. В соответствии с договором, Россия не должна была вводить в Маньчжурию частей регулярной армии. И чтобы еще больше подчеркнуть отличие Охранной
стражи от частей регулярных войск, погоны они не носили. На офицерской форме их заменяло изображение желтого дракона. Такой же дракон украшал сотенные значки и был на пуговицах и на кокардах папах, из-за чего в уральской сотне даже произошли волнения. Казаки решили, что дракон - печать антихриста и носить такое изображение христианину не подобает. Они отказались носить на себе драконов, но начальство пригрозило, и казаки нашли выход - стали носить папахи кокардами назад, ведь печать антихриста ставится на лоб, а насчет затылка ничего не говорится. Кроме того, офицеры носили наплечные позолоченные жгуты. Но они очень болезненно переносили отсутствие погон, особенно во время поездок в Россию. Замечу, что армейские офицеры не любили офицеров Охранной стражи, а саму Охранную стражу именовали «таможенной стражей» или «гвардией Матильды» - по имени супруги шефа всего корпуса Пограничной стражи С.Ю. Витте Матильды Ивановны. Интересно, что в Охранной страже КВЖД в разное время служили прапорщик А.И. Гучков- будущий министр Временного правительства, будущие генералы и вожди белых армий А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, а также Е.И. Мартынов - впоследствии главный начальник снабжения Красной армии и генерал-лейтенант.
Военное ведомство отстало от других стран с принятием на вооружение скорострельных (патронных) полевых пушек180 . А тратить деньги на старые полевые пушки обр. 1877 г. Витте не пожелал и закупил для КВЖД через Аргентину 75-мм пушки Круппа. Эта акция вызвала буквально бурю гнева у великого князя Сергея Михайловича и верхушки Военного ведомства. Несколько забегая вперед, скажу, что Охранная стража 19 января 1901 г. была включена в состав Особого Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи с доведением ее численности до 25 тыс. всех родов войск - конницы, пехоты и артиллерии. К маю 1911 г. на вооружении Заамурского округа пограничной стражи имелось 62 пушки: из них восемь 3-дюймовых обр. 1900 г., двадцать 75-мм Круппа, двенадцать 3-дюймовых горных обр. 1904 г. и 22 легкие (87-мм) обр. 1877 г. После вхождения в корпус пограничной стражи у Охранной стражи появилось лишь новое начальство в среднем звене. Дело в том, что сам корпус был в ведении министерства финансов и подчинялся лично С.Ю. Витте, а сам Витте подчинялся лично царю. Судя по воспоминаниям и мемуарам участников строительства КВЖД, службу свою Охранная стража несла исправно. Главной ее задачей являлась охрана строителей, станций и линий железной дороги. Вся линия дороги была поделена на отрядные участки, которые делились на ротные участки. Непосредственно вдоль линии дороги были установлены посты пехоты (от 5 до 20 человек в каждом). У каждого поста строилась вышка для наблюдения и «веха» - высокий столб, обмотанный просмоленной соломой. Во время тревоги или при нападении солому поджигали, что служило сигналом для соседних постов. (Непрерывно от поста к посту проводилось патрулирование линии. В первое время нападения хунгузов181 на посты происходили довольно часто. Охранная стража отражала все нападения, затем преследовала разбойников и учиняла над ними жестокую расправу. В результате хунгузы были так напуганы русскими казаками, что практически перестали нападать на КВЖД. Формально Охранной страже вменялось в обязанность контролировать местность на 25 верст в стороны от железной дороги (сфера непосредственной охраны) и вести дальнюю разведку еще на 75 верст (сфера влияния). Фактически же Охранная стража действовала на расстоянии 100-200 верст от железной дороги. Кроме того, стража охраняла и пароходные сообщения по Сунгари (конвой на пароходах и посты вдоль берегов реки), крупные лесные заготовки дороги, исполняла судебно-полицейские функции. Из Харбина строительство дороги велось одновременно по трем направлениям: к русской границе на запад и на восток, и на юг - на Дальний и Порт-Артур. Одновременно дорога строилась и с конечных пунктов: от Никольска-Уссурийского, со стороны Забайкалья и Порт-Артура, а также на отдельных отрезках между этими пунктами. Была поставлена задача как можно скорее сомкнуть пути, хотя бы на временной основе. Скорейшая организация движения стала главной целью. Дорога проектировалась однопутной. Расстояния между станциями на равнинных участках не должны были превышать 35 км, а на горных - 25 км. Путевые казармы строились на расстоянии 13-19 км одна от другой, а между ними были еще полуказармы. Расстояния между главными и оборотными депо составляли 100-170 км. Станциями с узловыми депо были назначены Пограничная, Ханьдаохэцзы, Бухэду и Маньчжурия. Пропускная способность была принята в 10 пар паровозов с перспективой доведения ее в будущем до 16 пар, то есть почти до верхнего предела для однопутных железных дорог, который составлял 18 пар поездов в сутки. К лету 1901 г. укладка пути достигла Бухэду и стала подниматься к Хинганскому хребту. Подход к будущему тоннелю по крутым восточным склонам хребта инженер Н.Н. Бочаров спроектировал в виде полной петли радиусом 320 м, в которой нижний путь проходил в каменной трубе под верхним. Это было также обусловлено необходимостью уменьшить длину будущего тоннеля. Уже по проложенному пути на Хинган были доставлены необходимые для строительства машины, оборудование и строительные материалы. Петля и тоннель строились с марта 1901 по ноябрь 1903 г. А в это время железная дорога от Хингана ушла далеко на запад, и 21 октября 1901 г. у Унура произошла смычка Западной линии.

Открытие Китайской железной дороги (КВЖД)

Путь от Харбина до Владивостока был соединен еще 5 февраля 1901 г. у станции Ханьдаохэцзы, а от Харбина до Дальнего - 5 июля того же года. Укладка пути на КВЖД была, таким образом, закончена на всем протяжении, и дорога открыта для рабочего движения поездов. Осенью 1901 г. после прибытия необходимого оборудования начались интенсивные работы по пробивке тоннеля. До завершения работ по строительству тоннеля и петли поезда пропускались в обоих направлениях по системе временных тупиков, устроенных на восточном склоне Большого Хингана, и нижнему заезду петли. Рабочий поселок, выросший у восточного портала Хинганского тоннеля, получил название Петля. В первую очередь прокладывалось железнодорожное полотно и устраивались тупики, с помощью которых Бочаров успешно решил задачу преодоления железной дорогой Хинганского хребта. Эти знаменитые бочаровские тупики начинались сразу же за станцией Петля. Строительство их было обусловлено необходимостью организации временного обходного железнодорожного сообщения для подвоза стройматериалов и оборудования для строившейся линии, а также для доставки пассажиров до тех пор, пока не будет готов тоннель. Для этого и служила система железнодорожных тупиков - отрезков пути по полкилометра длиной каждый, расположенных в три яруса в виде зигзага по склону хребта. Тупики позволяли поездам как спускаться с крутого восточного склона Большого Хингана, так и подниматься с низу на самую высшую точку перевала и обеспечивали, таким образом, возможность непрерывной железнодорожной связи в обход.
Движение поездов по тупикам было разработано до мельчайших деталей. Стоит привести описание поездки по тупикам Н.А. Байкова в феврале 1902 г.: «С перевала поезд спускался на тормозах по тупикам, которых было всего шесть. Таким образом, поезд двигался то вперед головой, то хвостом. Уклон был так велик, что паровоз, становившийся всегда в голове поезда, несмотря на усиленный "задний ход", мчался с головокружительной быстротой. Из-под тормозов сыпались искры и пахло горелым железом. Буксы горели во многих вагонах. Во время этого сумасшедшего бега нас качало, как на море, и многие пассажиры читали молитвы, вручая свои души Богу. На всех лицах был написан панический страх и ужас, даже поездная прислуга крестилась и слышались возгласы: "Пронеси, господи!" Каждое колено тупика длиною в одну версту мы пробегали в 20-30 секунд и каждый раз ожидали того момента, когда поезд, не будучи сдержан тормозящим паровозом, выскочит из тупика и пойдет "вверх тормашками" вниз по откосу горы. Но, к счастью, этого не случилось; мы благополучно доехали до нижнего тупика, и все с облегчением вздохнули... "Вот это езда, так езда! " - сказал мой Михаил». 1 июля 1903 г. КВЖД перешла в регулярную эксплуатацию, хотя и с большим числом недоделок, оцененных в 57 млн руб. Тоннель через Большой Хинган еще не был достроен. Зимой 1903/04 г. между Москвой и портом Дальний еженедельно ходили четыре роскошно оборудованных пассажирских поезда. Они отправлялись из Москвы по понедельникам, средам, четвергам и субботам. В полдень на третьи сутки поезд прибывал в Челябинск, утром на восьмые сутки - в Иркутск. Затем была четырехчасовая переправа через Байкал на пароме (или езда по Кругобайкальской дороге после введения ее в эксплуатацию). В полдень на двенадцатые сутки поезд прибывал на станцию Маньчжурия, а еще через пять суток - в порт Дальний. Вся поездка занимала 16 суток вместо 35 на океанском корабле. В 1904 г. Транссиб представлял собой комплекс железных дорог, протяженность которых приведена в таблице. Стоимость строительства дорог Транссиба составила около одного миллиарда рублей, средняя стоимость 1 км пути доходила до 120 тыс. руб. С началом строительства Транссиба встал вопрос о дополнительных железнодорожных подходах к нему из европейской части России. Для этого в 1896 г. построили линию от Екатеринбурга до Челябинска длиной 252 км, а к 1899 г. - от Перми до Котласа через Вятку (866 км). Таким образом, появился выход на Северную Двину, по которой далее грузы попадали в Архангельск, и новый подход к Транссибу. Для обеспечения кратчайшего выхода к Великому Сибирскому пути с северозапада решили провести линию Петербург - Вологда - Вятка. Царский указ о ее строительстве вышел в 1902 г. Для предпостроечных изысканий и последующего сооружения линию разделили на две части: Петербург - Вологда протяженностью 599 км и Вологда - Вятка протяженностью 642 км.

Харбин, Harbin (кит. упр. 哈尔滨, пиньинь: Hā’ěrbīn) – административный центр провинции Хэйлунцзян. Харбин находится на северо-востоке Китая и является крупнейшим экономическим, промышленным, культурным и финансовым центром в этой части страны. Площадь Харбина с прилегающими районами составляет 53 тыс. км 2 .

Харбин делится на 9 городских районов, 2 городских уезда (пригорода) и 7 уездов, которые относятся к сельской местности. Площадь 9 городских районов Харбина (6 центральных и 3 отдаленных) насчитывает 10 тыс. км 2 . Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились на этих землях задолго до нашей эры, однако современная история города Харбин начинается с 20 века и тесно связана с Россией, поэтому Харбин часто называют русским городом в Китае.

Время в Харбине

Русская история города Харбин

Предыстория: в середине 19 века многие европейские страны и Япония обратили свой взгляд на Китай и начали осваивать просторы этой страны, долгое время закрытой для иностранцев. Анализируя политическую активность по данному направлению, глава Министерства иностранных дел Российской Империи, светлейший князь Александр Михайлович Горчаков неоднократно беседовал с государем императором Александром II о необходимости расширения влияния России на Дальнем Востоке для заключения политических и торговых союзов.

Как результат переговоров в Китае были созданы две русские торговые концессии. В 19 веке в Китае транспортная сеть была очень плохо развита, в частности железные дороги. Правительство двух стран понимало необходимость развития данного вида транспорта для увеличения торговли, а также в военно-стратегических целях. Поэтому был предложен проект продления участка Сибирской железной дороги через Манчжурию. Главная идея состояла в том, чтобы соединить уже построенные русские железные дороги более коротким путем через Маньчжурию. По замыслу проектировщиков, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), так назвали этот участок, помогла бы «выпрямить» Сибирскую магистраль, сократив тем самым ее длину на целых 514 верст.

Для поиска подходящего места для строительства основы КВЖД был послан выдающийся русский инженер Адам Иванович Шидловский. Именно он выбрал поселение, расположенное в точке пересечения ж/д дороги с широкой водной артерией Северо-Западного Китая рекой Сунгари. С этого момента начинается история современного города Харбина как крупного транспортного и торгового центра.


В мае 1898 года на правом берегу реки Сунгари с прибытием строителей из Хабаровска закипела оживленная работа. Застройка города осуществлялась по градостроительному плану, составленному русскими архитекторами. При деятельном участии архитектора И.И.Обломиевского была воздвигнута часть зданий Управления железной дороги на Большом проспекте, на протяжении десятилетий считавшимся самым большим по площади комплексом зданий на всем Дальнем Востоке. На противоположной стороне Большого проспекта со временем выросло изящное здание Железнодорожного собрания с просторными залами, огромными люстрами и сценой.

На протяжении всего времени существования русского Харбина, это здание являлось одним из центров русской культуры. По мере своего расширения, город постепенно наполнялся русскими эмигрантами – образованными людьми разных профессий и сословий, многие из которых внесли свой вклад в развитие Харбина. В городе существовало две администрации: китайская и русская, поэтому многие вопросы решались совместными усилиями. В 1935 году Советский союз продает свою долю собственности КВЖД Японии, после чего начинается отток русской эмиграции на Родину или юг Китая. С этого момента Харбин перестал считаться русским городом. Сегодня только лишь немногочисленные оставшиеся здания, построенные русскими архитектора, напоминают о присутствии русских в этом городе.

Численность населения Харбина

Согласно первой переписи населения Харбина, которая проводилась в 1903 году, всего в городе и его окрестностях проживало 45,5 тыс. человек, из них 28 тысяч китайцев и 15,5 тысяч русских. На конец 2015 года общая численность населения, зарегистрированного в Харбине, составляла 9 614 000 человек, что на 259 000 человек больше, чем в предыдущем году. Среди них городское население составляет 5,5 млн человек, 4,6 млн человек проживают пригородах и сельской местности. Что касается этнического состава населения, то здесь помимо ханьцев (этнических китайцев) проживают представители 47 малочисленных народностей (монголы, маньчжуры, дауры, эвенки, орочоны и другие), что в общей сложности составляет около 62 тыс. человек.

Климат в Харбине

Харбин единственный город в Китае, в котором бывают как максимально низкие, так и максимально высокие показатели температуры воздуха на территории всей страны. Длинная и холодная зима, незаметные весна и осень, короткое лето. Для данной местности свойственны резкие суточные колебания температур, поэтому погода в течении недели часто меняется. Средняя температура в январе — 19°, летом — +23°C. Несмотря на столь суровый резко континентальный климат в Харбине, местные жители научились использовать преимущества долгой и снежной зимы, а также прохладного лета: именно здесь проводиться уникальный фестиваль снежных скульптур, а летом проходит Харбинская ярмарка.

Метро Харбина

Харбинский метрополитен – городская система наземного и подземного ж/д транспорта, а также первый метрополитен в стране, приспособленный к работе при суровых погодных условиях (низкие температуры, снегопад, метели). Строительство метрополитена началось 31 марта 2008 года. Властями запланировано строительство 9 линий метро и одной кольцевой линии, общей длиной 340 км. По состоянию на 2017 год введена в эксплуатацию 1 линия подземного метро, идет строительство 2 и 3 линии.

Достопримечательности Харбина. Фото

Харбин – один из самых нетипичных городов Китая. Да, он не самый развитый и богатый город в стране, но Харбин научился ценить свои сильные стороны и использовать слабые. Город не стесняется своей русской истории, а наоборот сохраняет и реставрирует многочисленные православные соборы и храмы, улочки и целые кварталы, построенные в русском стиле. Суровые зимы и морозы сделали город центром проведения ледового фестиваля скульптур из снега. В любое время года в Харбине есть что посмотреть и куда сходить! Летом – это прогулки по городу, посещение острова Солнца, собора Святой Софии, парка амурских тигров. Зимой все катаются на горных лыжах в близлежащих горах Харбина и посещают фестиваль снега и льда, смотрят панораму города с телебашни. Большинство экскурсий по Харбину включают в себя посещение следующих достопримечательностей:

Солнечный остров 太阳岛

Знаменитый остров солнца в Харбине является самым популярным местом отдыха и досуга как местных жителей, так и туристов. Попасть на остров можно на автобусе № 29, 47, 80, 119, 125 до остановки Тайян даокоу (太阳道口); на фуникулере, стоимость билета в одну сторону — 50 юаней, «туда-обратно» — 80 юаней. При входе в парк можно арендовать велосипед или электромобиль (20 юаней), для того чтобы ускорить свое перемещение по парку и успеть осмотреть его за один день.

Площадь острова 38 км 2 , вся его огромная территория разделена на тематические зоны:

Русская деревня , которая занимает практически ¼ Солнечного острова. Не стоит ожидать увидеть настоящую этнографическую русскую деревню. При посещении этого места создается впечатление, что это какие- то рекламные макеты, вариации на тему, русская деревня в европейском стиле, где стоит много матрешек, медведей и мужичков с балалайками. У русских туристов это место вызывает улыбку и легкое недоумение, но китайские посетители приходят в восторг от таких видов и с радостью фотографируются с матрешками. Примечательно, что в туристический сезон в деревне «поселяются» русские актеры, которые создают движение и жизнь в городке, попутно знакомя иностранных туристов с русскими традициями.

Цветочный парк на северо-западе острова, который включает в себя Лебединое озеро, Остров белки и Олений сад, где можно встретить соответствующих животных. На всей территории Цветочного парка создана хорошая инфраструктура для отдыха и развлечения с детьми: различные качели и аттракционы. В центре сада каждый год создают цветочные и ландшафтные композиции, например, в этом году была тематика, связанные со знаками зодиака.

Музей Севера (Harbin Polar Museum ) – первый в мире полярный парк развлечений. Это место часто называют Харбинским полярным аквариумом, оно строго рекомендуется к посещению, потому что там устраивают настоящие шоу с белыми медведями, пингвинами, белухами, морскими котиками и другими обителями Арктики. Так же в музей есть павильоны, в которых искусственным образом воспроизводятся различные явления природы, например, метели и бураны. Цена взрослого билет -150 юаней, детского – 75, для детей ростом меньше 120 см вход бесплатный. Работает парк с 9 до 17.00 ежедневно.

Мир льда и снега. Зимой на этой части острова проходят Фестиваль льда и снега в Харбине. Фестиваль проводится ежегодно в январе месяце, начиная с 1999 года, притягивая туристов со всего мира. Команды участников фестиваля делают скульптуры из снега и льда, которые благодаря климатическим условиям Харбина, сохраняются на протяжении 2-3 месяцев. Стоимость входного билета для взрослого – 240 юаней. Для того чтобы провести целый день на открытом воздухе оденьтесь потеплее и возьмите с собой термос с горячим чаем и что-нибудь перекусить. На территории парка есть много кафе, где можно погреться, однако цены на еду и напитки достаточно высокие.


Парк тигров 东北虎林园

Парк был создан в 1986 году с целью разведения и поддержания популяции Амурских (сибирских) тигров, которые являются особо охраняемым видом. Но уже в 1996 году парк открыли для посещения туристов. В парке живут не только тигры, но и львы, пантеры. В 2017 году там насчитывалось 700 особей крупных кошек разных видов. Парк разделен на 2 зоны: пешеходную и сафари. Пешеходная зона представляет собой специальную тропу, которая ведет посетителей по мостикам, расположенных над местами обитания тигров, то есть можно осматривать животных на безопасном расстоянии. Сафари – поездка в открытом или закрытом автобусе по территории парка в непосредственной близости от тигров. За дополнительную плату можно сфотографироваться с тигренком, покормить местных обителей куском мяса. Парк тигров открыт с 9 до 16.00. Вход стоит 90 юаней. До парка можно добраться на автобусе № 35, 122, 123, остановка Hulinyuan (虎林园站) или на такси. Примерная стоимость поездки из центра города составляет 30-35 юаней.

Аквапарк «Царство Посейдона» 波塞冬海洋国王

Из многих аквапарков Харбина, самым популярным аквапарком является «Царство Посейдона» (Poseidon Kingdom). Новый и современный аквапарк построен на подобии парка развлечений только все горки водные. Парк разделен на тематические зоны:

  • Остров русалок,
  • Остров приключений,
  • Храм Посейдона,
  • Гроты Медузы,
  • Дельфинарий.

В каждой зоне установлены горки для детей и взрослых с соответствующим тематическим оформлением, проходят различные конкурсы и развлекательные программы. В парке помимо горок есть кафе, spa-центр, отель. Аквапарк «Царство Посейдона» работает ежедневно с 9 до 16.30.

В выходные дни особенно много посетителей, лучше приезжать по будням в первой половине дня.

Стоимость билета для взрослых – 198 юаней, для детей ростом не выше 1.40м – 130 юаней, для детей ниже 120 вход бесплатный. Аквапарк расположен в 23 км от города, примерная стоимость поездки на такси 50-60 юаней, ехать около 1 часа.

Телебашня в Харбине 龙塔

«Башня Дракона» именно такое название носит стальная башня в Харбине высотой 336 метров. После своего открытия она сразу же стала одним из символов города. Уровень развлечений поднимается вместе с высотой башни:

  • На первом и втором этаже представлено несколько музейных экспозиций: сельская жизнь, мир динозавров и макет аэропорта, есть кинотеатр;
  • 181 м – помещение в форме кольца, которое окружает башню. Длина окружности 60м. Внутри помещения размешены памятные таблички с отпечатками рук китайских знаменитостей;
  • 186 м – Панорамный ресторан, который вращается вокруг оси башни. Площадь ресторан 1256 м 2 , вместимостью 350 человек одновременно. Есть возможность купить билет, включающий посещение шведского стола;
  • 190 м – открытая и закрытая смотровая площадка, с которой открывается обзор на 360 градусов;
  • 203 м — чайная комната;
  • 206 м – зал «Молитв о счастье». Стены зала расписаны 1000 разных иероглифами, означающих «счастье»;
  • 210 м – аттракцион качели. Можно покачаться на качелях, подвешенных на высоте 210 метров над землей!

Идеальное время для посещения башни – солнечный и ветренный день, в такую погоду открываются лучшие виды.

Вход на башню стоит 150 юаней. Режим работы с 9 до 18.00. До телебашни можно добраться на автобусах № 7, 112, 71, 24, 209, остановка Longta (龙塔站).

Зоопарк «Северный лес» в Харбине 哈尔滨北方森林动物园

Харбинский зоопарк (Beifang Forest Zoo/ Harbin North Forest Zoo) является одним из восьми крупных зоологических парков Китая и занимает площадь в 848 га. Зоопарк расположен в 43 км от Харбина. Объёмы инвестиций в строительство и развитие этого парка доходят до 230 миллионов юаней, этих средств сполна хватило, чтобы сделать из этого места волшебное царство флоры и фауны. По территории курсирует прогулочный автобус, останавливаясь возле птиц, оленей и других неопасных животных, которые свободно гуляют в специально созданных для них зонах. В зоопарке представлено более 200 разных видов животных. Зоопарк работает с 9 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 80 юаней, для детей ростом ниже 1.2 бесплатный вход. Добраться до Зоопарка можно на автобусе №6, 11, которые отходят ежедневно от площади перед Главным ж/д вокзалом Харбина (哈尔滨火车站), здание Хуши даша (沪士大厦), стоимость проезда 20 юаней.

Как добраться до Харбина

Близкое расположение Харбина к границе с Россией, сделала этого город крупным транспортным узлом. Многие жители России, живущие в приграничных городах, предпочитают на автобусе или поезде пересекать китайскую границу и в крупном городе, например, Харбине пересаживаться на местный транспорт, чтобы продолжить свой путь.
В Харбине есть 4 ж/д вокзала:

哈尔滨站 Главный вокзал Харбина/ Harbin Railway Station

Самый первый вокзал в городе, построенный в 1899 году. В прошлом главная станция КВЖД. От этого вокзала отходят поезда до всех крупных городов Китая – Пекина, Шанхая, Даляня, Тяньцзиня, Гуанчжоу, Сианя, Чунцина, и даже до города Хайкоу на острове Хайнань (24 часа в пути). Ближайшая станция метро Bowuguan.

哈尔滨西站 Западный вокзал / Haerbinxi Railway Station

С этого вокзала отходит скоростной поезд Харбин- Далянь (Северный вокзал). Протяженность маршрута 921 км, максимальная скорость 350 км/ч

哈尔滨东站 Восточный вокзал/ Harbin-Dong Railway Station

Историческая ветка КВЖД. Сегодня с этой станции, как и 100 лет назад, отправляется поезд Харбин-Маньчжурия. Расстояние маршрута 935 км. Также с этого вокзала отправляется поезд Харбин- Пекин (время в пути около 15 часов, стоимость билета от 156 до 422 юаней). Возле вокзала есть соответствующая станция метро Hadongzhan.

哈尔滨北站 Северный вокзал/ Harbin-Bei Railway Station

От этой станции отходит скоростной поезд Харбин-Цицикар (齐齐哈尔) и скорый поезд Харбин- Пекин (время в пути около 8 часов).

Международный аэропорт Харбина «Тайпин» (Harbin Taiping International Airport) расположен в 33 км от Харбина. Аэропорт разделен на два терминала – внутренний и международный. Обслуживает рейсы 26 локальных и зарубежных авиакомпаний, в том числе Аэрофлот, Уральские авиалинии, S7 Airlines. Прямым рейсом до Харбина можно улететь из Красноярска, Екатеринбурга, Якутска, Владивостока и Новосибирска.

Из Москвы и Санкт-Петербурга на данный момент нет прямых рейсов.

Добраться от аэропорта до центра Харбина можно на такси (примерная стоимость 130 юаней) или на автобусе, который отходит от 1 этажа внутреннего терминала, стоимость билета 20 юаней.


История Харбина уникальна. Город, основанный русскими на территории Китая, до сих пор остается удивительно похож на старые районы Москвы и Санкт-Петербурга. Вывески с китайскими иероглифами смотрятся странно, словно какой-то шутник развесил их в преддверии тематического фестиваля. Что же делали русские так далеко от своей Родины? И зачем построили город в Китае, когда просторы собственной страны поражали воображение?

Китайско-восточная железная дорога


КВЖД была одной из важнейших частей грандиозной Транссибирской магистрали. Ветка связывала Европу и Азию, Восток и Запад, позволяя отдаленным районам Сибири и Китая развиваться экономически.


Для того, чтобы китайские власти были посговорчивее, председатель Совета министров Российской империи С.Ю. Витте даже предложил канцлеру Ли Хунчжану «взятку» - три миллиона рублей, целое состояние. Официальные лица факт передачи, конечно, не подтвердили, но секретом это вознаграждение не было.

Как поселок на реке Сунгари стал Харбином

Проект КВЖД был разработан в конце XIX века, и одним из самых сложных участков был мост над рекой Сунгари. В одноименном поселке были построены первые бараки, в которых и жили русские строители.


Первым, официально зарегистрированным жителем поселения, стал инженер Адам Шидловский. Именно он заложил первую постройку на территории, где раньше стояли лишь временные хижины рыбаков. Но даже возведение самых простых хижин стала настоящим испытанием. Кирпичи жители этого региона производили настолько примитивные, что сложить из них что-то более значимое, нежели курятник, было невозможно. Все строительные материалы, включая гвозди, приходилось «добывать» - везти из России или заказывать доставки из южных районов Китая. Вокруг поселка на многие километров ни души, только болота и полчища комаров.


Но, не смотря на все сложности, под руководством Шидловского строительные работы проходили быстро и слаженно. Поселок сначала был назван Мостовым, а затем, когда число рабочих выросло, он получил свое современное название Харбин. Топонимика названия остается загадкой – в путонхуа (государственном языке) аналогов ему нет, вероятно, это одно из диалектических наименований, искаженное в дальнейшем русскоязычными жителями.


Но, даже получив китайское «имя», город не стал азиатским. Напротив, он напоминал государство в государстве – действовали российские законы, администрация была полностью из Москвы и Санкт-Петербурга, охраняли Харбин тоже только русские войска. Была создана даже специальная валюта – рубль от русско-азиатского банка. До 1903 года, только 11% жителей были азиатами – остальные приехали из России.


Вокруг железнодорожного полотна сохранялась «защитная зона» - принадлежащая России, несмотря на то, что значительная часть пути проходила по территории другой страны. Это было обусловлено и соображениями безопасности – Япония была настроена воинственно и постоянно засылала диверсантов, ведь в ее интересы никак не вписывалось усиление враждебных императору государств.

Флаг Российский.
Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи – Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот.
Фляга. Карабин.
Здесь построим русский город,
Назовем Харбин.
Без тропы и без дороги
Шел, работе рад.
Ковылял за ним треногий
Нивелир – снаряд.
Перед днем Российской встряски,
Через двести лет,
Не Петровской ли закваски
Запоздалый след?

Это строки известного харбинского поэта Арсения Несмелова о первых поселенцах-строителях

Нападения на Харбин

Удивительно, но Китай, которому постройка железной дороги была выгодна, также регулярно совершал нападения на бывший тогда русским Харбин. В 1900 году ситуация накалилась, и китайские войска попытались захватить город. Они трижды нападали с разных сторон, но все атаки оказались неудачными. Эти налеты назвали «боксерскими», так как они были инициированы в первую очередь местным населением, в частности, «Братством большого кулака». Рыбаки, носильщики и многие другие потеряли работу, не смогли справиться с конкуренцией и попытались захватить Харбин.


Точку в противостоянии поставила эпидемия чумы в 1910 году – многие погибли, огромное количество русских и китайцев спешно покинули город из-за недостаточно качественного медицинского обслуживания. Отсутствие чистой воды и полного набора медикаментов не давало шансов на выздоровление.

Убежище для русского дворянства


После запуска КВЖД начали оживать и близлежащие территории – закипела торговля, начато строительство. В 1917 году грянула Октябрьская революция, и в Харбин начало переселяться русское дворянство. Именно в этот период и сформировалась уникальная архитектура города, так напоминающая Москву и Санкт-Петербург. Строились церкви, театры, школы, открылось шесть высших учебных заведений. Многие переселенцы стремились сохранить привычный уклад жизни, поэтому щедро жертвовали деньги на ремонт дорог, постройку новых зданий.



Еще более двадцати пяти лет Харбин жил так, словно революции никогда и не было. Он разросся, успел побывать столицей марионеточного государства Манчжурия-го, частью Японии, а затем и Китая. Но на какой бы территории не оказался город, Харбин сохранил в себе частичку русской души.

C Китаем связаны судьбы многих русских эмигрантов. Именно в Шанхае начался .



Вверх