Негативная сторона позитивного мышления. Доклад: Позитивное мышление как компонент психического здоровья

Метки: Позитивное мышление

Сегодня я начинаю серию статей, посвященных теме позитивного мышления. Лично мне эта тема очень интересна, поскольку я вижу, какое колоссальное влияние оказывают мысли на нашу жизнь, и каких удивительных результатов можно достичь, если менять образ своего мышления в правильном направлении. Поэтому я планирую осветить эту тему достаточно глубоко. Впереди Вас ждет много интересного и полезного. Будут рекомендации, практические упражнения, - в общем, все, что необходимо для того, чтобы самостоятельно начать формировать у себя позитивное мышление.

Но начать я хочу не с практических упражнений. Начать я хочу с обсуждения того, что же собой представляет позитивное мышление. Это словосочетание вроде бы всем знакомо, и смысл его ясен. Тем не менее, на самом деле не все так просто. Часто понятие «позитивное мышление» очень сильно упрощают, порой делая это настолько сильно, что теряется вся изначальная суть.

В этой статье я хочу дать характеристику основным признакам, которые, на мой взгляд, присущи позитивному мышлению. Если Вы стремитесь научиться мыслить позитивно, надеюсь, это Вам поможет более четко увидеть цель, к которой стоит стремиться.

Итак, переходим к признакам позитивного мышления.

1. Позитивное мышление является источником положительных эмоций и заряда энергии.

С одной стороны, это очень простой и понятный принцип, но мало кто из нас задумывается, какое огромное влияние он оказывает на нашу жизнь. Предлагаю провести небольшой эксперимент. Подумайте о лимоне. Представьте себе, как Вы его режете, и капельки сока стекают по ножу. У Вас пошла слюна? Только вообразите, какое влияние оказывают наши мысли на наше внутреннее состояние! Вы только подумали о лимоне - и у Вас уже выделилась слюна!
Мысли способны влиять не только на слюноотделение. Колоссальное воздействие они оказывают на эмоции.

Приведу пример ситуации, которая наверняка многим знакома. Предположим, Вам на работе предстоит какой-то неприятный разговор, и эта перспектива вызывает у Вас массу переживаний. Вы находитесь дома, в спокойной и душевной обстановке, сейчас вечер пятницы, впереди все выходные. Вы наслаждаетесь общением с близкими, или заняты какими-то приятными хлопотами. На душе у Вас легко и радостно. Как вдруг… что-то напомнило Вам о работе. И мысль о предстоящем разговоре больно Вас пронзает, а внутри поселяется неприятное тягостное чувство. Всего одна мысль - и вот, пожалуйста, эмоциональное состояние меняется мгновенно.

Это была только небольшая наглядная иллюстрация того, как наши мысли влияют на эмоции. А теперь задумайтесь: каждую минуту в нашей голове рождается огромное количество мыслей, большую часть из которых мы даже не успеваем осознать. Что-то произошло, в ответ пришла мысль, оставила еле заметный след в душе и исчезла. И так происходит постоянно.

Например, так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, и с грустью думаете о том, что уже осень, и впереди три унылых месяца зимы. Мимо проплывают лица прохожих, а Ваши мысли уносятся в неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад. Вы прокручиваете ее вновь и вновь, по кругу проживая неприятные мгновения. У Вас появляются мысли о том, что не будь Вы таким растяпой и неудачником по жизни, ситуация бы сложилась совсем по-другому. От этого Вам становится еще грустнее, и Вы никак не можете отключится от размышлений о своих неприятностях.

Или так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, а затем Ваше внимание привлекает симпатичная вывеска кафе-кондитерской, и Вы с удовольствием думаете о том, что, когда в следующий раз будете в этом районе города, стоит заглянуть туда, потому что в кафе с такой вывеской скорее всего очень уютная атмосфера. Мимо проплывают лица прохожих, и Вы вдруг вспоминаете неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад.

Вы допускаете, что в этой ситуации можно было бы повести себя по-другому, и все сложилось бы иначе. Но Вы знаете, что ошибки допускает каждый, поэтому прощаете себе возможные оплошности. Вы также думаете о том, что чуть позже стоит еще раз проанализировать ситуацию, для того чтобы в будущем при подобном стечении обстоятельств выбрать наилучшую линию поведения. Ведь Вы уверены, что у Вас достаточно способностей и качеств для того, чтобы правильно реагировать в подобных ситуациях. Поразмыслив об этом, Вы легко переключаетесь на планирование выходных, с удовольствием продумывая варианты интересного отдыха.

Итак, каждая мимолетная мысль, возникшая в нашей голове, рождает мимолетную эмоцию. Но из таких ничего не значащих мыслей состоит наш мысленный поток, а из мимолетных эмоций рождается наше настроение. Поток позитивных мыслей рождает позитивные эмоции и дарит заряд энергии.

2. Позитивное мышление рождается изнутри, человек себя не понуждает мыслить позитивно.

Часто случается такая история. Человек чувствует, что его мысли отрицательно влияют на его эмоции, настроение, поведение, отношения с другими людьми и т.д. Тогда он решает, что с этим надо что-то делать и пора учиться мыслить позитивно. Он начинает замещать свои «плохие» мысли на «хорошие», стремится во всем видеть светлую сторону. И что же получается в итоге? Очень часто это превращается в постоянную борьбу, когда человек сражается со своими собственными негативными мыслями, пытаясь вырвать их с корнем и насадить вместо них что-то, на его взгляд, более позитивное.

Проблема заключается в том, что происхождение негативных мыслей обычно имеет свою продолжительную историю, и их корни, соответственно, очень часто оказываются длинными, пронизывают глубокие слои психики, и просто так взять и выдрать их по факту оказывается не просто невозможно, но даже и вредно. Поэтому описанные попытки взрастить у себя позитивное мышление, как правило, ни к чему не приводят.

О том, как же все-таки формировать позитивное мышление, мы поговорим в следующих статьях. Здесь же мне хочется подчеркнуть, что позитивное мышление никогда не исходит из попыток заставить себя мыслить определенным образом. Сила воли здесь не поможет никак. Если бы все было так просто, подавляющее большинство людей уже давно бы научилось мыслить позитивно.

3. Позитивное мышление реалистично.

В человеческой жизни происходят самые разные, и далеко не всегда радостные, события. В ней бывают ссоры и конфликты, неудачи и падения, болезни, потери. Так вот позитивное мышление - это ни в коем случае не мышление человека, глядящего на мир через розовые очки.

Человек, по-настоящему умеющий позитивно мыслить, способен посмотреть прямо не только на хорошее. Видеть хорошее, по сути, умеют многие люди. Но совсем немногие умеют смотреть прямо в глаза неприглядной стороне жизни, оставаться наедине с собственной болью и не пытаться от нее убежать, при этом сохраняя веру в себя, продолжая доверять миру и искать позитивные пути для движения вперед.

Позитивное мышление - это способность увидеть ситуацию такой, какая она есть, и найти в ней ресурсы, какой бы эта ситуация ни была.

4. Позитивное мышление вдохновляет к действиям.

Это утверждение является продолжением идеи о тесной связи позитивного мышления с реальностью. Если мысли человека никак не связаны с его действиями и поведением, то они не имеют никакого смысла, какими бы позитивными на первый взгляд они ни казались. Наш ум - это инструмент, который позволяет нам ориентироваться в реальности и строить свое поведение наилучшим для нас образом. Если большее число мыслей так и остается мыслями, происходит отрыв от реальности, и человек уходит в мир фантазий. Поэтому, работая над формированием позитивного мышления, почаще стоит задавать себе вопрос: «Каким образом мои позитивные мысли влияют на то, как я действую?»

5. Позитивное мышление творит реальность.

Еще одно утверждение о связи позитивного мышления с реальностью. Через внутренний настрой и действия наше мышление создает нашу реальность. В эзотерике есть такой принцип: реальность - это зеркало того, что происходит в нашем сознании. В обиходе мы нередко используем выражение: «Наши мысли материальны». Поэтому если в Вашей реальности Вас что-то не устраивает, стоит обратиться к себе и попытаться понять: что внутри Вас формирует именно такую реальность?
Интересен вот какой вопрос: а почему наши мысли оказывают такое огромное влияние на реальность? И на этот вопрос есть как минимум два ответа.

Ответ №1. Он попроще и понагляднее. Мы ведь говорили, что наше мышление связано с нашим внутренним состоянием и нашими действиями. Человек действует исходя из своих представлений о мире, своей веры в возможность тех или иных событий, своих надежд или своих страхов. Как правило, сам того не осознавая, он формирует свою жизненную ситуацию в полном соответствии со своими убеждениями. В классической психологии есть даже такой термин: «самоисполняющееся пророчество». Он как раз об этом.

В повседневной жизни можно найти немало иллюстраций к этой закономерности.

«Все мужики - сволочи!» - думает женщина, проявляя подозрительность и скрытую агрессию к каждому встретившемуся на ее пути представителю противоположного пола и, по сути, отталкивая своим поведением любого мужчину, готового к нормальным здоровым отношениям.

«Я не обладаю достаточным количеством талантов и способностей для того, чтобы достичь эту цель», - думает некто и действительно, встретившись с трудностями на своем пути, он видит в этом подтверждение своих убеждений и отказывается от дальнейшего движения вперед, ни разу не задумавшись о том, что препятствия практически всегда и у всех встречаются при достижении сколько-нибудь значимой цели.

Самое сложное в таком пророчестве то, что для человека ситуация выглядит таким образом. У него есть некое убеждение, затем его убеждение подтверждается в реальности, и он укрепляется во мнении, что это убеждение верное. Получается замкнутый круг. Убеждение формирует реальность, а получившаяся реальность, в свою очередь, подтверждает верность убеждения.

Ответ №2. Этот ответ не настолько нагляден, как первый, но лично я не раз убеждалась и в собственной жизни, и на примерах других людей, что закономерность, о которой я сейчас расскажу, работает. Эта закономерность описывается эзотерическими знаниями, и смысл ее в следующем.

В нашу жизнь притягиваются те события, обстоятельства, люди, которые являются отражением того, что происходит в нашем сознании. Это довольно сложно полностью объяснить с точки зрения современной науки. Поэтому проще в это либо верить, либо не верить. Мой опыт говорит мне о том, что эта закономерность работает и действительно существует. Неважно, как ее можно объяснить. Гораздо важнее то, что знания о ней можно продуктивно использовать.

Если меня что-то не устраивает в моей жизни, я всегда задаю себе вопрос: что внутри меня может создавать то, что мне не нравится? Стоит сказать, что ответ на этот вопрос далеко не всегда очевиден, и порой на его поиски может уходить довольно много времени. Тем не менее, найденный ответ - это первый шаг к позитивным изменениям, которые, как Вы уже, наверное, поняли, касаются внутренней реальности (сознания). А через изменения во внутренней реальности неминуемо меняется и реальность внешняя.

6. Позитивное мышление - это образ жизни.

Обычно работа над позитивным мышлением начинается так. Человек осознает, что образ его мыслей негативно влияет на какую-то одну или несколько сфер его жизни. Желая изменить такое положение вещей, человек принимается за работу над собой. Если все происходит правильно, то постепенно образ мыслей действительно меняется, а в тех жизненных сферах, где были проблемы, появляются положительные перемены. Но такие перемены - это не конец внутренней работы, а только начало.

Дело в том, что, работая над собой, человеку необходимо чаще и внимательнее прислушиваться к самому себе, заглядывать вглубь себя. И в процессе такого прислушивания к себе обязательно открываются все новые и новые горизонты. Все больше начинают осознаваться те негативные мысли, которые до этого не осознавались вообще, или которым не придавалось никакого значения. Появляется все больше понимания того, как эти мысли влияют на внутреннее состояние, поведение и жизненные обстоятельства. И конечно же появляется желание сделать свое внутреннее пространство чище, избавившись от негативных мыслей.

Негативная мысль стоит за любым необоснованным раздражением, за любой обидой, чувством вины и многими другими эмоциональными реакциями. Трансформируя свое мышление, обучаясь искусству мыслить позитивно, человек обязательно учится позитивно принимать себя, других людей, окружающий мир и жизненные обстоятельства. Он учится относится с любовью к себе и окружающим. Он учится доверять себе и миру. Он учится быть мудрым. Согласитесь, что такие трансформации - это уже не изменения в какой-то одной жизненной сфере. Это уже что-то намного более глубокое, затрагивающее глубинные человеческие ценности и влияющее на весь образ жизни.

Таковы, на мой взгляд, признаки позитивного мышления. Надеюсь, что знакомство с ними поможет Вам в работе над собой. А в следующей статье мы рассмотрим, какие ловушки подстерегают человека, который начинает учиться мыслить позитивно. Рекомендую ознакомиться. Ведь если предупрежден - значит вооружен!

Бесполезных тренингов и прочих сравнительно честных способов отъема денег у населения.

Этот «концепт» предполагает, что нужно улыбаться миру и людям, причем не только натягивая на лицо фальшивый «смайл», но и внутренне: думать о хорошем, визуализировать позитивные образы, медитировать на чувство «что все хорошо», преодолевать негативные чувства и мысли усилием воли и т.д. и т.п. Соответственно проповедники позитивного мышления фактически предлагают адептам всегда быть в хорошем настроении, быть веселым, улыбчивым, легким в общении и пр. Предполагается, что такие практики (почти духовные) должны помочь человеку не впадать в уныние и быть способным действовать правильно.

На самом деле никакой экспериментально подтвержденной связи между позитивными мыслительными «практиками» и эффективностью деятельности нет. В большинстве случаев позитивность позволяет человеку не достигать реальных результатов, а лишь утверждаться в своих иллюзиях, легитимизировать свою лень и нежелание реально работать. Человек, всерьез поверивший в силу позитивного мышления, начинает думать, что все у него прекрасно, а значит, зачем действовать? Зачем что-то менять?

Чтобы еще лучше понять, помогает позитивное мышление или мешает, давайте зададимся следующим вопросом. Кто тратит больше сил: тот, кто просто работает или тот, кто при этом еще старается улыбаться и быть позитивным? А ведь тот, кто тратит больше сил, понятное дело, находится в менее выгодном положении.

Вообще позитивное мышление - это понятие из круга «притвориться - значит стать!» ("fake it till you make it"; "act as if"). А проповедники позитивного мышления утверждают, что достигнет успеха тот, кто выглядит успешно и чувствует себя как успешный человек. Но, в действительности, такого рода утверждения и эмоциональные призывы - это просто психо-лепет (psychobabble), т.е. ахинея, которая, будучи хорошо запакованной, позволяет получать за нее деньги с населения.

Разумеется, единственное мышление, которое может помочь в реальной жизни, - это мышление правильное, мышление качественное, мышление критическое. Только человек, здраво оценивающий реальность, может эффективно действовать в ней. Мышление и развивалось в процессе эволюции как механизм адаптации к среде, а не как способ ухода в мир иллюзий.

Проповедники же позитивного мышления не соглашаются с такой критикой и часто применяют софизм, согласно которому, в частности, если человек погружен в депрессию, то он не может действовать эффективно, а значит надо вначале стать позитивным, выйти из депрессии и уж тогда начать действовать (на место слова «депрессия» можно поставить «плохое настроение»). На самом деле, все ровно наоборот. Из депрессии можно выйти, совершая действия, хотя бы простейшие, например, перекладывать спички из полного коробка в пустой коробок (см. в главу про депрессию).

Другими словами, начинайте действовать независимо от того, насколько у Вас плохое настроение, не переставайте трудиться, и настроение улучшится.

Вообще работа, труд часто сопровождаются переживаниями и ощущениями отнюдь не позитивными. Поэтому человеку гораздо полезнее научиться продолжать работать, когда нет желания работать, когда испытываешь дискомфорт, когда не видишь смысла в работе. А истинные преимущества приобретает тот, кто работает, при прочих равных, больше других - это простая арифметика.

Преодолевать боль, уметь отказываться от удовольствия гораздо полезнее, чем приучить себя всегда быть позитивным. На этот вывод наталкивает и знаменитый стэнфордский эксперимент с пастилой (stanford marshmallow experiment) .

Этот эксперимент получил свое название постольку, поскольку для исследования применялась та самая пастила, которую так любят жарить на костре американские детишки (а еще печенье и конфеты).

Как же проходил эксперимент?

Детям предлагали выбрать: получить одну пастилу немедленно или получить две пастилы, но после ожидания в комнате в течение 15 минут. После этого детей, принявших участие в эксперименте, отслеживали. По прошествии лет получилось, что те из детей, которые предпочли две пастилы после ожидания, достигли в жизни большего, чем не пожелавшие посидеть без удовольствия. Адепт позитивного мышления, конечно, подобен ребенку, который хочет получить удовольствие немедленно, сейчас же и, более того, - получать его непрерывно.

Еще один софистический аргумент проповедников позитивного мышления таков: при прочих равных людям приятнее общаться с позитивными людьми, поэтому такие люди приобретают преимущество. Ничего подобного. Например, начальникам-самодурам гораздо приятнее общаться с людьми виктимными, легко принимающими подчиненное положение, испытывающими постоянное беспокойство за свое место. Именно таких людей начальники будут продвигать, оставляя при себе (точнее, под собой). Кроме того позитивность может вызывать зависть, и позитивному человеку могут начать вставлять палки в колеса.

Да и не являются симпатии окружающих ключевым фактором жизненного успеха (если Вы, конечно, не актер или секретарша). Ключевой фактор тут, извините за тоску, труд, и только труд.

Проповедники позитивного мышления не понимают главного: постоянно быть позитивным просто не возможно. Например, любой актер подтвердит, что поддерживать никак не оправданную эмоцию долгое время просто невозможно. Но проповедники и адепты позитивного мышления, как и многие другие сторонники лженаучных идей, находятся в плену слепой веры в силу мысли. Они считают, что любые негативные переживания и мысли можно побороть, думая о хорошем.

На самом деле вера в то, что, думая о хорошем, можно перестать думать о плохом, противоречит экспериментальным данным. Крупный американский психолог Даниэль Вегнер (автор знаменитой задачи под названием "не думай о белом медведе") показал, что люди не могут усилием мысли заставить себя не думать о плохом, как не могут заставить себя не думать о белом медведе (см., например, ). Это экспериментально зафиксированное явление, кстати, даже обозначается специальным термином "парадоксальный умственный процесс" (ironic mental process). Поэтому верить в то, что с помощью силы концентрации, усилия мысли и позитивных визуализаций можно отбрасывать от себя весь негатив, означает пребывать в глубоком и злокачественном заблуждении.

Так что адепты позитивного мышления вредят сами себе, когда пытаются воздействовать на самих себя с помощью силы мысли, медитативных усилий и визуализаций, тратят силы на достижение того, чего достичь просто не возможно, т.е. совершают лишние усилия, действуют в не оптимальном режиме. Они верят в метод, видят, что он не работает, этот факт вступает в противоречие с верой, и возникает когнитивный диссонанс, а в результате адепты позитивного мышления получают дополнительное напряжение, дополнительный стресс. Поэтому вместо облегчения адепты позитивного мышления приобретают усложнение, они усложняют себе жизнь и деятельность.

Но представьте на минуту, что Вы все-таки научились каким-то чудесным образом испытывать удовольствие без всяких внешних причин: не зависимо от того, добились Вы того, чего хотели или не добились, уволили Вас или повысили, приняли Ваши ухаживания или отказали. Тогда зачем вообще что-то делать? Зачем есть и пить? Можно просто погрузить в волны удовольствия, раствориться в них и умереть. Думаете - это просто логические рассуждения? Нет - это экспериментальные данные.

Еще в 1953 году Джеймс Одс и Питер Милнер провели в лаборатории Дональда Хебба (Университет Мак-Гилл) серию экспериментов, в которых крысам вживляли электрод прямо в мозг - в так называемый «центр удовольствия». В одном из таких экспериментов крыса сама могла пропускать ток по электроду, нажимая на рычаг, т.е. самостоятельно стимулировать собственный центр удовольствия. И что в результате? Вы уже догадались: крысы нажимали на рычаг по 7000 раз за час, отказываясь при этом от пищи и воды и довели себя до полного истощения .

Вообще позитивное мышление именно в силу того, что постоянно быть позитивным нельзя, - это беспроигрышный вариант для тренеров и писателей, которым нечего предложить клиенту и читателю: поскольку позитивно мыслить всегда просто невозможно, постольку все случаи, когда позитивное мышление не сработало, клиент, читатель легко спишет на то, что мыслить позитивно не получилось. Плюс всегда есть возможность «впарить» человеку еще один тренинг, еще одну книжульку - ведь никто и никогда не сможет освоить позитивное мышление так, чтобы быть уверенным в том, что освоил его полностью.

Итак, позитивное мышление - это типичное пустое понятие, симулякр и идея-манок, использующаяся любителями «срубить бабла по-легкому» - лжепсихологическими дельцами. Так что не пытайтесь мыслить позитивно, но старайтесь мыслить правильно, старайтесь не делать глупых ошибок, старайтесь оперировать проверенной и достоверной информацией, ну, а если хотите выбиться из середнячков - работайте самоотверженно, работайте на износ, работайте так, чтобы приходить после работы и сваливаться.

Есть, правда, еще два варианта: стать коррупционером или бандитом. Но и в этих случаях трудиться надо постоянно, поскольку конкуренция жесткая…

ЛИТЕРАТУРА


  1. Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain // Journal of Comparative and Physiological Psychology. — 1954. — № 47(6). — Pp. 419-427.

  2. Shoda Y., Mischel W., Peake P.K. Predicting Adolescent Cognitive and Self-Regulatory Competencies from Preschool Delay of Gratification: Identifying Diagnostic Conditions // Developmental Psychology. — 1990. — №26(6). — Рр. 978-986.

  3. Wegner, D. M. You can"t always think what you want: Problems in the suppression of unwanted thoughts // Advances in experimental social psychology. — 1992. — Vol. 25. — Рр.193-225.

  4. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной в методе «позитивного мышления»...

Сегодня, гуляя по интернету, на одном психологическом сайте наткнулась на статью о позитивном мышлении . Читая ее, никак не могла поверить в то, что когда-то всерьез этим увлекалась: старательно заучивая различные аффирмации, верила в то, что моя жизнь вот-вот изменится к лучшему…

«Если не можешь поменять ситуацию, измени свое отношение к ней» - так заманчиво звучал лозунг «позитивного мышления», обещая новую жизнь через самовнушение позитивных мыслей.

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной. Воображение - действительно мощная сила, поэтому неудивительно, что на какое-то время этот метод для меня сработал.

Сейчас я системно понимаю, что временное облегчение и внутренний подъем были не более чем обыкновенной раскачкой образами, мыслями и мнимыми ощущениями - «моя жизнь действительно начала меняться!». Увы, это был самообман. Возвращение в реальность было очень болезненным.

Надуманность позитивных изменений обнаружилась очень скоро. Несмотря на каждодневное многократное повторение позитивных фраз: «Я люблю себя. Я люблю жизнь. Я принимаю себя такой, какая я есть. Я даю своим мыслям свободу. С прошлым покончено. У меня спокойно на душе», - жизнь не ответила мне взаимностью. При первом же столкновении с серьезной проблемой мое позитивное мышление дало трещину. Старые мысли, пропитанные многолетней ненавистью к себе, стали стремительно возвращаться, а вместе с ними и все прежние негативные эмоции и состояния, по-прежнему оставалась для меня тайной. Как чертики из коробочки повыскакивали из темных уголков моей души детские на родителей, так много мне недодавших, не научивших адаптироваться к жизни, воспитавших меня беспомощной и безынициативной. Вернулась внутренняя психологическая зажатость и вечное недовольство собой. Расстаться с надеждой на освобождение от власти прошлого и разувериться в возможности принять и полюбить себя такой было очень тяжело, так мой опыт позитивного мышления обернулся сильной депрессией, затянувшейся на несколько месяцев.

Оправившись от неудачного опыта, я продолжила поиски: прошла тренинг Норбекова, занималась самостоятельно по кассетам Тенсегрити, читала книги модных эзотериков, увлекалась методикой холотропного дыхания. Но каждый раз я проходила через один и тот же сценарий: небольшое временное облегчение - и неминуемая , с каждым разом становившаяся все более и более затяжной. постучалась ко мне именно в тот момент, когда разочарование и усталость достигли почти критической точки. Моя последняя в жизни депрессия растянулась на целых три года, за это время я потеряла интерес к жизни, желание куда-то стремиться ушло. Я спала целыми сутками, почти ни с кем не общалась, меня мучили головные боли, и единственной моей мыслью было: «Господи, ! Мое рождение было явной ошибкой!»

Моим проводником в мир «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана стала моя сестра. Если бы не она, я бы не обратила на этот тренинг никакого внимания. В отличие от меня, моя сестра никогда не проходила никаких тренингов, у нее не было в этом нужды, в ее жизни все было хорошо - семья, работа, четкие цели в жизни и удивительная работоспособность. Меня очень удивило, что именно она позвала меня на какой-то психологический тренинг. Защищаясь первое время недоверием, я слушала то, что она рассказывала про тренинг Юрия Бурлана, и мой угасший интерес снова стал разгораться.

Сестра говорила такие вещи, которые звучали очень заманчиво и убедительно. В итоге я решила рискнуть последний раз в своей жизни, сказав про себя, что если не сейчас, то уже больше никогда.

Теперь, обладая знаниями, полученными на тренинге «Системно-векторная психология», я очень хорошо понимаю, почему какие-либо методики, построенные на работе с мыслями, дают только временное облегчение и, по сути, являются не работающими. Эти методики не могут дать самого главного - САМОСТОЯТЕЛЬНОГО мышления.

Наши мысли нам не подвластны. Ни у одного человека нет такой психической энергии, чтобы управлять своими мыслями! Мысли - это не рычаги управления, а подневольные слуги наших бессознательных желаний, которые управляют каждым из нас. Мысль - это лишь поверхностный слой психического. Причины нашего поведения и всех наших эмоциональных состояний лежат намного глубже уровня сознания - в нашем . Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана - это уникальная методика, которая позволяет работать именно на уровне бессознательных . Это позволяет проникать в самые дальние уголки нашей души, в самые глубокие слои нашего психического.

Каждый человек - это определенная система желаний. Вся наша жизнь построена на довольно простом принципе наслаждения. Желание получить наслаждение - это то, что бессознательно управляет нами, независимо от того, осознаем мы это или нет.

Осознавая скрытое психическое, мы получаем возможность увидеть свои настоящие желания и понять скрытую, ускользающую от нас причину внутреннего беспокойства. Только наполнение наслаждением наших врожденных желаний, осознание своей сущности и своего предназначения способно дать нам ощущение сбалансированности, радости, гармонии, наполненности жизнью (под желаниями понимается не примитивное желание «съесть вкусное мороженное», а настоящие глубинные желания нашего психического).

На тренинге «Системно-векторная психология» становится отчетливо видно, что каждая наша мысль не случайна, она обслуживает то или иное наше бессознательное желание. Я хочу - и у меня появляются мысли, обеспечивающие действием наслаждение в это мое «я хочу».

Единственная задача, которая стоит перед каждым человеком, - это познать себя, свои желания и максимально реализовать свой врожденный потенциал. От того, насколько мы научимся это делать, зависит и все остальное в нашей жизни.

Не наши мысли меняют наши желания, а наши желания, состояние их наполненности и реализованности обуславливают то, какие мысли рождаются у нас в голове.

Когда у нас болит что-то - это дает одно восприятие окружающей действительности, когда же мы здоровы и полны энергии - восприятие совершенно иное. Реализованный, сбалансированный человек и мыслит соответственным образом, и соответственным же образом проявляет себя в пространстве действиями.

Наши мысли, словно сигналы маячков, показывают нам, насколько верно мы движемся по жизни, насколько мы уравновешены и удовлетворены внутри себя. Если мы начинаем наполнять СВОИ желания, выбираем СВОЮ судьбу, проживаем СВОЮ жизнь, то наши мысли и поведение меняются сами, а вместе с ними и восприятие окружающего мира, открываются новые горизонты и новые возможности.

Нам не нужно искать ответы в книжках, заучивать факты и чужие выводы. Причина всех наших состояний только внутри нас самих, именно там и нужно искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами наша собственная жизнь. Чтобы изменить ее, не нужно придумывать себе мнимую реальность и натягивать на себя чужие искусственные утверждения. Важно научиться смотреть внутрь самого себя, внимательно отслеживая каждое движение мысли, задавая самому себе правильные вопросы: «Откуда это во мне? Почему это так?»

Изменить свою жизнь можно, только поняв механизмы своих желаний.

Настоящее мышление формируется только тогда, когда мы прикладываем настоящие самостоятельные усилия.

Позитивный жизненный сценарий - это максимальная реализация себя и своих желаний!

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Антон Ясыр

Как часто вам приходится жаловаться на вашу жизнь? Два, пять, а быть может десять раз за день? Какой бы ответ вы ни выбрали, само наличие жалоб на жизнь и желания эти жалобы выразить является сигналом к тому, что вы склонны мыслить негативно. Человек может даже не выказывать никому своего недовольства, чем создавать у других впечатление уверенного и оптимистично настроенного человека, однако переживания и негатив в его душе настолько сильны, что он чудом сдерживает себя.

Вы можете возразить: “Но у нас такая жизнь – экономический кризис, безработица, катаклизмы, дефицит товаров! Как тут не стать пессимистом”. Позвольте вас заверить, что это скорее отговорка, нежели объективная причина. Человек проявляет себя как пессимист не потому, что у него много проблем, и не потому, что так в стране сложились обстоятельства, а потому что он таков сам по себе. Многие люди живут и не понимают, что оптимизм – это как раз та “палочка-выручалочка”, которая дает человеку силы справиться с любыми, даже самыми тяжелыми проблемами.

Для доказательства вышесказанного достаточно провести простой эксперимент. Если двух людей, оптимиста и пессимиста, поставить в одинаковые, непривычные для них условия существования, когда их жизнь сдвинется с намеченного ими графика, то их реакция на происходящее будет кардинально противоположной. Представим, что оптимисту и пессимисту сообщили, что их увольняют с работы и сегодняшний рабочий день станет для них последним в данной компании.

Пессимист: “О нет! Что же делать? Я же отдал этой компании 10 лет жизни, а они так со мной! Куда же я теперь пойду, кому я теперь нужен? Мне же не за что будет кормить свою семью, мы умрем с голода! Я знаю – это правительство во всем виновато, они не создали рабочие места! Еще и цены на товары постоянно растут. Все, моя жизнь не имеет смысла…”

Оптимист: “Да уж, сейчас становится актуальным поиск новой работы. Ну, ничего, за 10 лет работы в данной компании я накопил значительный опыт и знания, которые помогут мне найти работу с достойной оплатой труда. Специалисты моего уровня нужны всегда, жизнь на этом не заканчивается. Более того, перемены всегда к лучшему, да и засиделся я на одном месте – пора уже повышать свою квалификацию. Посмотрим, что сегодня за работу предлагают другие компании”.

Удивит ли вас тот факт, что оптимист найдет себе новое место работы в течении недели, тогда как пессимист спустя месяц будет сидеть и оплакивать свое прежнее место работы, обвиняя в своих неудачах всех, кого не лень.

Согласно социологическому опросу интернет-пользователей со всего мира, проведенному одним из ведущих социологических сайтов, 21.57 % жителей Европы считают себя оптимистами, 18.95 % - умеренными оптимистами, и еще 16.99 % интернет пользователей в большей степени причисляют себя к оптимистам, нежели к пессимистам. Итого выходит, что практически 58 % жителей Европы считают себя оптимистами! Даже если это и соответствует действительности, то большая часть из них явно приходится не на страны бывшего СССР. Так уж сложилось, что у нашего человека выработана пагубная привычка – быть постоянно чем-то недовольным. Причем настоящий “талант” заключается в способности в период очередной жалобы утверждать, что человека оптимист… Те же, кто поскромнее в своей самооценке, называют себя умеренными оптимистами. Что это может быть? Наверное, что-то вроде самовнушения.

На самом деле для того, чтобы не считать себя оптимистом, а являться им в реальной жизни, человек должен начать с изменения своего мировосприятия, изменения собственной реакции на происходящие в его жизни события, выработать в себе позитивное мышление. В примере мы рассматривали эксперимент с оптимистом и пессимистом. Так вот, основное отличие в реакции этих людей на неприятные изменения в собственной жизни заключаются в форме реакции, выраженной в виде вопроса.

Вопрос пессимиста: “За что мне это? В чем я виноват?”.

Вопрос оптимиста: “Что я могу предпринять для того, чтобы изменить ситуацию”.

Обратите внимание – вопрос оптимиста предполагает нахождение ответа на конкретный вопрос, в результате которого в дальнейшем человеком проводятся определенные действия. Человек действует, а не сидит сложа руки и не ждет, пока ситуация разрешится сама собой – так можно и вечность целую прождать. В отличие от оптимиста, пессимист всегда и во всем ищет виновных, пытаясь защитить себя в своих собственных глазах и не попасть под упреки окружающих. Иногда подобное поведение вызывает смех, так как зрелая состоявшаяся личность со стороны начинает походить на ребенка, у которого была похищена игрушка, и теперь он жалуется маме, что это сделал Вова (Вася, Петя).

Безусловно, как вы понимаете, пессимизм не имеет ничего общего с успехом и позитивным мышлением. Итак, в первую очередь необходимо определиться с тем, что же такое позитивное мышление. Позитивное мышление – главная составляющая успеха и личностного роста, способность человеческого ума концентрироваться на положительных мыслях в любой сложившейся ситуации. Для человека, обладающего позитивным мышлением, не составляет труда увидеть в людях их наилучшие качества, найти что-то хорошее даже в самой негативной ситуации. Позитивное мышление – это не способ мировосприятия, это настоящее искусство, владеют которым немногие.

Посредством позитивного мышления человек проявляет доброе отношение к людям и окружающему миру, человек думает о хорошем и верит, что жизнь – прекрасная сказка, причем вера эта исходит из сердца, а не навязывается человеческому сознанию. Если человека вести в глубокий гипноз и заставить “мыслить позитивно” через неоднократное повторение фразы: “Моя жизнь прекрасна и удивительна”, то это не будет позитивным мышлением. Позитивное мышление – осознанный выбор человека, оно не может быть навязано ни обществом, ни правительством. Человек с позитивным мышлением верит в успех любого дела, за которое он принимается, в противном случае он его просто не начинает. Такой человек излучает улыбку, окружающим людям приятно находиться в его компании, так как они знают, что на позитивного человека всегда можно положиться, что его слово – закон, и просто так обещаниями он не разбрасывается.

В последнее время участились заявления относительно того, что позитивное мышление – блеф, самообман человека, что человек своими же руками надевает себе “розовые очки” для того, чтобы не замечать всю серьезность проблемы, уйти от нее. Однако данные заявления в большинстве своем являются попыткой негативно мыслящих людей навязать другим свое мнение. Зачастую такие люди не до конца понимают истинную сущность понятия “позитивное мышление”, наделяя его чертами пофигизма. Но человек, обладающий позитивным мышлением, стремится не игнорировать существующую проблему, а взглянуть на под другим углом, основываясь на вере в собственные силы. Этим он в корне отличается от негативно настроенного человека, не верящего в самого себя и не предпринимающего решительных действий.

Если вы – человек, раз и навсегда решивший быть сторонником позитивного мышления, вдруг столкнетесь с заявлениями относительно вредного воздействия позитивного мышления на человека, то просто взгляните на тех людей, кто агитирует быть противником позитивного взгляда на жизнь. Вы видите их успешными людьми, добившимися высоких профессиональных чинов, создавших крепкие семьи и обеспечивших старость себе и будущее своим детям? Нет и еще раз нет! Чаще всего эти люди живут “от зарплаты до зарплаты”, вечно недовольны жизнью, своей работой, своей семьей, и при этом пытаются кого-то чему-либо научить. Бегите от таких учителей. Обращайте свой взор на по-настоящему успешные личности, среди которых вы вряд ли встретите людей с негативным мышлением, потому как такие люди не достигают успеха, ломаются при первых проблемах.

Следует помнить о том, что мысли материальны, и если вы, надеясь на улучшение текущей ситуации, смело идете вперед, вы получите что? Верно – улучшение текущей ситуации! Вот вам и секрет позитивного мышления – позитивные люди получают позитив. Эта же сила притяжения действует и при общении с людьми. Если вам навстречу идет человек и смотрит в вашу сторону, а вы, глядя на него, подумаете: “Чего ты смотришь? Что тебе нужно?”, то ваш вопрос невольно отразится в вашем выражении лица, вашей мимике и взгляде, и человек отвернется от вас, почувствовав негативную энергетику, исходящую от вас мощным потоком. Однако, стоит вам ответить собеседнику дружелюбным приветливым взглядом, как вы тут же получите этот взгляд в ответ. Улыбнитесь встречному – и он улыбнется вам в ответ.

Посредством позитивного мышления человек повышает собственную самооценку, говоря себе: “Да, я могу! Я самый лучший”. Человек таким образом проявляет любовь к самому себе, а без этого невозможна любовь и принятие вас другими людьми.

Преимущества позитивного мышления. Итак, вы стоите на пути выбора модели собственного мышления. Ваш выбор крайне прост – либо позитивное (успешное) мышление, либо негативное (неуспешное) мышление. Попробуем облегчить ваш выбор приведя основные преимущества позитивного мышления:

1. Уверенность в собственных силах. Когда человек мыслит позитивно, он начинает верить в то, что всего способен достичь. Позитивное мышление способствует реализации великого потенциала, заложенного в каждом человеке, но не нашедшего своего проявления.

2. Притягивает в жизнь человека хорошие вещи. Когда человек думает о хорошем, он и получает хорошее. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. Если человек выработает в себе позитивный настрой, он будет привлекать внимание других людей. Запомните, никто не хочет проводить время с неуверенными в себе людьми, постоянно жалующимися на обстоятельства.

3. Эффективная борьба со стрессом. Когда приходят проблемы, пессимист начинает нервничать и переживать, тратя на это последние силы. Человек с позитивным мышлением, прежде чем убиваться в горе, способен трезво взглянуть на ситуацию и найти правильное решение. Когда возникают стрессовые ситуации, позитивное мышление человека позволяет заменить негативные мысли на позитивные, представить, будто ситуация уже благополучно разрешилась, что сохранит нервную систему в целостности.


АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

Факультет: Kультуры

Кафедра: ООД

KОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Психология и этика делового общения

на тему: Позитивное мышление в проблемнои? ситуации. Как конструктивно воспринимать критику

Выполнила студентка: Группы 301ПВ, 3-го курса Заочного отделения

Павленко Юлия

Проверила: Ст. Преп. Дмитриева П.Н.

Алматы, 2015

ВВЕДЕНИЕ

1. Суть позитивного мышления

2. Техника овладения позитивным мышлением. Проблемные ситуации

3. Способы конструктивного принятия критики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Стрессовые ситуации переполняют жизнь современного человека. Часто сложно справиться с существующими эмоциональными нагрузками. Одним из эффективных путей борьбы со стрессом является путь культивирования позитивного мышления Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. - 83с. . Именно оно позволит сохранить внутреннее спокойствие и гармонию, и, в конечном итоге сохранить психическое и физическое здоровье. Не менее важным навыком является умение воспринимать критику. От того какое у нас отношение к критике, как мы воспринимаем критику в свой адрес зависит многое. Неправильно реагируя на критику, мы можем испортить отношение не только с начальством и коллегами по работе (что может сказаться на карьерном росте), но и с близкими людьми.

Цель данной работы: изучить позитивное мышление в проблемной? ситуации и методы овладения им, а также приемы конструктивного восприятия критики.

Для достижения цели стоит решение следующих задач:

Ознакомиться с термином позитивного мышления;

Изучить технику овладения позитивным мышлением и проблемные ситуации.

Рассмотреть способы конструктивного приянятия критики.

Литература по данному вопросу достаточно многообразна, при написании использовалась литература таких авторов как Аронсон Э., Сидоренко Е.В., Захаров В.П., Скотт Дж. Гр., Маи?эрс Д., Козлов Н.И. и других.

Структура работы состоит из введения, трёх основных глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Суть позитивного мышления

Одно из важных мест в теории позитивизма занимает работа Нормана Винсента Пила - «Сила позитивного мышления». Описываемая в ней практика базируется на сплетении религии, психологии и психотерапии.

Философия Пила основана на вере в себя и в свои силы и способности, дарованные Богом. Успеху способствует вера в человеческий дух, который является источником людской силы и пробуждение которого необходимо для достижения свершений.

Суть позитивного мышления в том, чтобы видеть в жизни не препятствия и недостатки, неуспех и нужду, а воспринимать ее как цепочку положительно разрешаемых возможностей, благоприятных желаний, которые следует культивировать в себе и в окружающих. Впрочем, не каждому дано принять принципы позитивного мышления, хотя стремиться к этому необходимо Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -28с. .

Обычно люди проводят свою жизнь в постоянном противостоянии с неурядицами и в своем стремлении наверх не прекращают жаловаться на сопровождающие их путь сложности. Даже имеется понятие такое - невезение, но наряду с ним существует еще и сила духа. И нет причин постоянно сдаваться, сетуя на обстоятельства и не проявляя при этом заложенный в каждого потенциал борьбы.

Один из путей, доступных индивиду - позволить управлять трудностям разумом и оказаться в итоге перед фактом превалирования их в жизни. Если же пойти по пути избавления от негативизма своих мыслей, то каждый человек в состоянии преодолеть препятствия, которые в противном случае его бы сломили. Как говорит сам Пил, все изложенное в книге от Бога, именно он - Великий Учитель человечества.

Прежде всего - вера в собственные силы и дарования, если личные способности не осознанны, то преуспевания не добиться, в этом случае будет мешать чувство неполноценности, граничащее с крушением планов и желаний. Но именно ощущение уверенности в себе способствует личностному росту и свершению поставленных целей.

Рекомендации Пила по изменению внутренней позиции основаны на технологии очищения разума, которую следует проводить хотя бы дважды в день. Страхи и безнадежность, сожаления и ненависть, обиды и чувство вины, все это следует утилизировать и выбрасывать. Уже один факт приложенных в этом направлении усилий сам по себе приносит относительное облегчение.

Впрочем, пустоты не существует, так и тут, на место удаленных отрицательных мыслей приходят новые, но чтобы они вновь не были отрицательными, нужно стремиться к получению положительных эмоций, чтобы мысли были созидательными и позитивными.

Для этого на протяжении дня следует культивировать в себе умиротворяющие образы, которые бы оказывали положительное воздействие на душу и личность. К образам подобным можно отнести впечатления от созерцания морской глади в лунном свете или тишину и спокойствие векового соснового леса, например. Образам помогает артикуляция, ведь в каждом слове скрывается сила Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. -84с. . Для контроля своего внутреннего состояния следует иметь увлечения, поскольку исключительно после погружения в некую позитивную деятельность, человек может избавиться от ощущения усталости. В противном случае происходит утекание энергии сквозь безысходность праздности и безделья.

Отсутствие жизненных положительных событий ведет к вырождению индивида и наоборот, чем более глубокое погружение в значимый вид деятельности, тем больше положительной энергии и меньше возможностей погрязнуть в мелких неурядицах. Имеется несложная формула преодоления невзгод с помощью чтения молитв и положительных представлений. Родовым по отношению к термину «позитивное мышление» является понятие «мышление», поэтому рассмотрим их взаимосвязи и специфику.

По мнению ведущих психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, мышление выступает как совокупность умственных действий, направленных на разрешение определенной проблемы, жизненной ситуации. Мышление есть оперирование в уме образами, символами, знаками с целью принятия правильного решения.

Целый ряд психологических теорий рассматривает проблемы сущности, видов и механизмов мышления, возможностей его развития - это ассоциативная теория, гештальт-психология, бихевиоризм, концепция Ж. Пиаже, деятельностная, смысловая, информационно-кибернетическая теории мышления, теория множественности интеллекта Э. Гарднера и др.

При этом позитивное мышление является относительно новым, недостаточно изученным феноменом в современной психологии и педагогике, а потому - оно не представлено ни в традиционных классификациях видов мышления, ни в упомянутых выше теориях мышления. Проблема воспитания позитивного мышления также ждет своего решения и поиска соответствующих педагогических концепций и технологий.

Одним из основных вопросов психологии, по мнению Л.С. Выготского, является «вопрос о связи между интеллектом и аффектом». Он пришел к выводу о существовании единства аффективных и интеллектуальных процессов. «Мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания», поскольку «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности». Идеи Л.С. Выготского послужили основанием для последующих выводов о том, что между эмоциональными и интеллектуальными процессами имеется закономерная взаимосвязь; что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления; что существуют мотивационная и эмоциональная регуляция мышления.

А.Н. Леонтьев отмечает, что «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, у человека благодаря этой системе эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми».

Наиболее разработанной теорией взаимосвязи мышления и эмоций является теория А. Эллиса. Созданная им «формула АВС» показывает, что активизирующая ситуация или событие «вызывает» представления о ситуации, мысли, взгляды и т.п., которые как следствие «порождают» эмоции и поведенческие реакции. Согласно этой модели, первично мышление, поскольку именно оно «запускает» переживание различных эмоций, эмоции выступают как результат мыслей и убеждений человека. По мнению А. Эллиса, важна именно интерпретация, а не сама жизненная ситуация.

Возможность разработки концепции и технологии воспитания позитивного мышления основана на указанной точке зрения о преобладании когнитивных оценок над эмоциями, в силу чего человек может использовать свои мысли, чтобы влиять на чувства. Изменяя когнитивные оценки, можно научиться иначе относиться к происходящему.

В контексте исследуемой нами проблемы особого внимания требует рассмотрение психических явлений оптимизма и пессимизма.

Ясно, что оптимизм и пессимизм проявляются в позитивном или негативном ощущении и восприятии мира, в позитивном и негативном стилях мышления. Очевидно, что оптимизм является одной из важнейших составляющих позитивного мышления и отношения к жизни наряду с активностью и уверенностью в себе.

Как отечественные, так и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что в проблемной ситуации оптимист, человек с позитивным мышлением будет ориентирован на действие. Он стремится выработать достаточный список альтернативных стратегий решения проблемы и поведения. Пессимист, негативно мыслящий, напротив, ориентирован на состояние, в результате чего он не склонен ни искать варианты для преодоления возникшей трудности, ни активно действовать.

Оптимизм и пессимизм отражают не просто тот или иной стиль мышления личности, они представляют собой различную практическую ориентацию человека в мире.

В различных исследованиях посвященных проблеме позитивного мышления употребляются следующие близкие по содержанию термины: саногенное, исцеляющее мышление, положительное, оптимистическое, конструктивное, рациональное, гармоничное, мышление с позиции надежды Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -58с. .

Сущность позитивного мышления, проблема его формирования с древних времен интересовали человечество, науку и практику. Известно учение тибетского ламы Т. Лобсангу Рампы о влиянии мышления на жизнь человека: «мысль - это величайшая сила. И только благодаря позитивному разуму - всегда позитивному - … можно пережить и преодолеть все уготованные страдания и испытания, противостоять обидам, лишениям и, вообще, выжить». Согласно этому учению, негативные мысли вызывают переживание отрицательных эмоций, и не только препятствуют нормальной жизни человека, но и, являясь показателем «лености мышления», существенно задерживают духовное развитие человека. Овладение позитивным мышлением напротив, позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять своими поступками и сознанием в целом. В конечном итоге, «все зависит от нашего образа мышления».

Установлено, что «светлые», позитивные мысли являются результатом сознательного управления, а негативные мысли - следствием автоматического реагирования без размышлений и волевых усилий. Доминирование тех или иных мыслей определяется человеком, в силу чего каждый является хозяином своей судьбы настолько, насколько он обладает властью над своими мыслями. Это проявляется, во-первых, в том, что человек есть то, что он о себе думает; во-вторых, образ мыслей способен породить соответствующий образ жизни; в-третьих, результат зависит от качества мыслей и, в-четвертых, «качество» жизни определяет не объективная ситуация, а субъективное реагирование на нее, проявляющееся в преобладающем стиле мышления.

Не секрет, что смысл одного и того же события меняется в зависимости от хода мыслей человека. В соответствии с этим Ю.М. Орлов вводит понятия саногенного (позитивного) и патогенного мышления.

Сущность саногенного (позитивного) мышления состоит в различении вещей, зависящих от нас, от вещей, которыми мы не можем управлять. Это различение позволяет человеку в первом случае - активно изменять ситуации, а во втором - принимать ситуации такими, какие они есть, и приспосабливаться к ним, что сохраняет его психическое и физическое здоровье. Можно утверждать, что саногенное мышление присуще «человеку воли», а патогенное - «человеку привычки». Способность мыслить позитивно представляет собой необходимое условие проявления субъектности, а степень овладения позитивным мышлением говорит о степени внутренней свободы человека.

Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме позитивного мышления, позволяет, во-первых, раскрыть сущность понятия «позитивное мышление» и выделить ряд характеризующих его признаков, во-вторых, определить структуру позитивного мышления как психолого-педагогического явления, в-третьих, определить функции позитивного мышления в жизни человека. Все это дает нам возможность представить свою модель позитивного мышления.

Итак, позитивное мышление характеризуется рядом специфических признаков, ведущими из которых будут: наличие положительной Я-концепции; осознание человеком возможности решения проблем, направленность на поиск путей их конструктивного преодоления, наличие мотивации достижения успеха; оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности; управление образом мыслей; видение позитивной жизненной перспективы.

2. Техника овладения позитивным мышлением. Проблемные ситуации

Первое, что необходимо для овладения позитивным мышлением - осознание того, что каждый человек сам создает свой дом счастья.

Второе, чего не следует избегать, так это стремления уяснить все проблемы, которые не дают покоя и гложут.

Третий принцип позитивного мышления подразумевает постановку целей и приоритетов. Важны четкие цели и мысленное, в подробностях, моделирование их достижения. Мощное средство - умственная визуализация целей.

Четвертый принцип - это улыбка: «Смех продлевает жизнь».

Принцип пятый - умение ценить то что есть «здесь и сейчас», каждое мгновение уникально и более никогда не повторится.

Принцип шестой - оптимизм. Не тот оптимист, который видит все исключительно в розовом свете, а тот, кто уверен как в себе, так и в своих силах.

Позитивное мышление - искусство. Душевный баланс, психическое равновесие, им способствует подлинное искусство - позитивное мышление. Одной из величайших планетарных сил в реальности является сила мысли. Человеку в силах эволюционировать до величайших высот силой собственной мысли.

Если же мыслительный процесс направлен в сторону негатива, то вместо развития будет наблюдаться деградация личности, столь интенсивная, сколь активен в своем падении человек. Сила же позитивного мышления скрывается в неподвластности человека, его в себе культивирующего, влиянию гнева и ненависти, корыстолюбию и мелочности, страху и подлости, то есть негативизму в любых его проявлениях. Каждый индивид своеобразно реагирует на окружение, и именно такая его реакция и будет основой его будущего. Этот постулат свидетельствует о том, что лишь от собственно индивида зависит, какое будущее его ожидает, радостное или же какое-то иное.

В основе позитивного мышления лежат три главных концептуальных принципа Скотт Дж. Гр. Конфликты, пути их преодоления. - Киев: Внештогиздат, 2011, -83с. :

Обмен энергиями;

Искоренение умственной загрязненности;

Взаимозависимость тела и ума.

Обмен энергиями заключается в том, что буквально каждая ощущаемая индивидом эмоция сохраняет на тонком его теле вполне определенные следы, впоследствии оказывающие влияние на линию его будущих мыслей. В связи с этим эмоции делятся на одаривающие энергией и отбирающие ее. Для приобретения гармонии следует погрузиться в медитативное состояние, дать возможность разуму модифицировать мысли в положительное русло, гнев преобразовать в милость, печаль - в благодарность.

Устранить совершенно неблагоприятные мысли практически невозможно, однако добиться превращения их в мысли благоприятные вполне доступно. Есть мнение, будто дурные эмоции засоряют мозг, среди них чванливость и ревнивость, запальчивость и ненасытность, своекорыстие и вожделение, зависть и опрометчивость.

Прежде всего, необходимо избавляться именно от них, ибо они - суть проекция недостатков на физическое и духовное здоровье человека. Переживания каждого человека находят отражение в нем самом и в окружающем его мире, поэтому следует принять в качестве аксиомы утверждение о взаимосвязанности человеческого тела с генерируемыми мозгом мыслями. Согласно сути позитивного мышления и сопровождающей его практики предстоит погружение в медитативное состояние, сосредоточение на проблемной ситуации и - ее мысленное разрушение.

3. Способы конструктивного принятия критики

Для начала следует понять: что же мы понимаем под понятием “критика”? Критика -- это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков Ожегов С., Изд: Оникс-ЛИТ, Толковый словарь русского языка, 2013, 376 стр. .

Многие люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Происходит это потому, что негативная информация вообще для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания. Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить. Однако используя ее, необходимо учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в какое время и в каком месте. Так, хорошие тренеры никогда не критикуют своих спортсменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена.

Как же рационально воспринимать критику? Нам нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям:

Критика в ваш адрес -- ваш личный резерв совершенствования. Объективно критика -- это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе. Критика в ваш адрес -- это указание направлений совершенствования того дела, которым вы занимаетесь. Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользы.

Всякое приглушение критики вредно, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатка.

Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие критических замечаний не может зависеть от того, какими мотивами критикующий руководствовался (важно, чтобы была верно указана суть недостатка).

Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания. Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится; главное, чтобы были проанализированы недостатки. Главный принцип конструктивного восприятия -- все, что я сделал(а), можно сделать лучше. Ценнейшая способность -- уметь отыскивать в критике рациональное зерно даже тогда, когда оно с первого взгляда не просматривается.

Любая критика требует размышлений: как минимум -- о том, чем она вызвана, как максимум -- о том, как исправить положение Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2013, -83с. .

Польза критических замечаний состоит в том, что они анализируют и сферы работы, не затрагиваемые в обсуждении. Первый шаг правильного восприятия критики -- фиксация; второй -- осмысление и выявление возможности использовать для дела; третий -- исправление недостатка; четвертый -- создание условий, исключающих его повторения. Если критикуют -- значит верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

Если критика в ваш адрес отсутствует -- это показатель пренебрежения к вам как к работнику.

Наиболее ценная критика указывает на реальные ошибки того, кто, как кажется, работает хорошо.

Критика возможных негативных последствий принятых мною решений -- предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

Умение увидеть в задаваемых вопросах критическое содержание -- важная способность сотрудника и условие обнаружения слабых мест в организации дела.

Подлинно деловое поведение человека предполагает умение выявить критическое отношение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

В свою очередь, критикуйте конструктивно. Когда кто-то из вашей команды делает что-либо не так, вам, как руководителю, следует указать ему на это и объяснить, как нужно действовать. Но будьте осторожны -- резкость или нетактичность в этом деле могут пошатнуть уверенность человека в себе или подорвать его моральный дух. Мало кому нравится критиковать людей (за исключением отдельных невротиков, которые, увы, иногда встречаются среди нас), но если избрать правильный подход, критика может принести пользу обеим сторонам. Наши краткие рекомендации помогут превратить критику в позитивный инструмент.

Высказывайте критические замечания без промедления, прямо в лицо и с глазу на глаз. Если кто-то делает то, что не должен, вы должны указать на это при первом же удобном случае -- не откладывайте разговор надолго. Обращайтесь к человеку напрямую, но уважительно и так, чтобы ситуацию можно было обсудить должным образом. Позаботьтесь о том, чтобы при вашем разговоре не было посторонних. Публичное унижение членов вашей команды вряд ли пойдет на пользу делу.

Убедитесь, что человек согласен с вами. Вы, например, считаете, что ваш подчиненный забыл что-то подготовить на завтра. Но прежде чем устраивать разнос, удостоверьтесь, что это действительно так. Возможно, человек вполне обоснованно передал свою работу кому-нибудь еще, поскольку сам был занят. Поэтому постарайтесь достичь согласия по фактам.

Попросите объяснить причины, а затем выслушайте ответ. Вы оба согласны с тем, что забыли что-то подготовить, но почему? Может быть, вашему работнику проблемы. Но может оказаться, что он просто заболтался с коллегами. Очевидно, что каждый случай требует своего подхода. Дайте работнику возможность объясниться.

Критикуйте действия, а не человека Столяренко, Л. Д. Психология делового общения для студентов вузов: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2012, -63с. . Не пытайтесь пристыдить кого-либо, не бросайте таких фраз, как: «Ты просто болтун, вот в чем вся проблема». Навешивая ярлыки, вы лишь укрепляете нежелательную модель поведения. Фокусируйте внимание на действии: «Проблема в том, что посторонние разговоры во время работы отвлекают вас».

Представьте ошибку в более широком контексте. Вполне возможно, что ваш сотрудник не полностью представляет возможные последствия своей оплошности. Объясните, почему на нее следует обратить внимание: «Если что-то не готово заранее, то завтра не будет на это времени. График нарушается, и мы будем опаздывать весь день, вызывая недовольство наших подопечных. А кроме того, ...».

Найдите согласованное решение. Ошибка допущена, время вспять не повернуть. Важнее всего сделать так, чтобы она не повторилась впредь. Вам надо найти такое решение, которое удовлетворит вас обоих. В идеале оно должно исходить от самого провинившегося. В этом случае он будет чувствовать себя обязанным выполнить его.

Завершите разговор на позитивной ноте. Вам совершенно ни к чему оставлять работника в подавленном состоянии или подрывать его уверенность в своих силах. Это не способствует повышению производительности труда. Поэтому всегда завершайте разговор комплиментом: «Мы рассчитываем, что с этим будет все в порядке, ведь ты всегда отличался обязательностью» или «Кстати, спасибо за вчерашнее мероприятие ты был там на высоте...».

Не всегда на критику следует отвечать сразу, особенно это касается импульсивных людей. Если вы отличаетесь взрывным характером, лучше немного подождите. Отвечая зло, с чувством оскорбленной гордости, мы, как правило, потом об этом жалеем.

Также чтобы правильно воспринимать критику следует усвоить что: Любая конструктивная критика несет пользу. Не обращение внимание на критику вредно, так как загоняет проблемы глубоко внутрь и затрудняет преодоление недостатков. Не важно, какими мотивами руководствовался критикующий вас человек, важно чтобы верно была указана суть ошибки или недостатка Столяренко, Л. Д. Психология делового общения для студентов вузов: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2012, -163с. . Всякая критика требует размышлений: минимум о том, что ее вызвало, максимум о том, как поправить положение.

Человек, стремящийся к успеху и самосовершенствованию должен уметь выявлять критическое отношение к себе и к своим действиям даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

Американские психологи Коннира и Стив Андреас занимающиеся изучением воздействия критики на здоровье и самочувствие людей пришли к выводу, что ключевым различием между людьми, хорошо переносящими критику, и теми, кто, услышав замечание, чувствует себя опустошенным, является отношение к критике. Людям, остающимся спокойными, легче оценить критику, решить, есть ли в ней рациональное зерно и определиться, как следует себя вести себя. А те, кто не умеет правильно реагировать на критику, не понимает ее истинный смысл, принимают сказанное близко к сердцу и приходят в отчаянье. Если критика конструктивна, не направлена на личность и ведет к повышению производительности деятельности в будущем, то она служит общим интересам. Именно поэтому эффективный вожатый никогда не уклоняется от критики. Стоит заметить, что критики в ваш адрес будет меньше, если вы сами критикуете нечасто и обоснованно. Если это не так, то стоит ознакомиться с секретами бесконфликтности Козлов Н.И., «Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день», 4изд. пер. и доп., -М: Аст-пресс, 2001г., -336с. .

позитивный мышление конструктивный критика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Польза позитивного мышления для успеха современного человека бесспорна. В основе позитивного мышления лежат три главных концептуальных принципа: 1) обмен энергией; 2) искоренение умственной загрязненности; 3) взаимозависимость тела и ума.

Конструктивно воспринять критику значит:

Внимательно выслушать человека, который вас критикует, и тем самым выразить уважение к нему;

Попробовать разобраться в своих проблемах и тем самым выразить уважение к себе;

Обдумать и воплотить в жизнь предлагаемые перемены, если они уместны.

Также чтобы правильно воспринимать критику следует усвоить, что любая конструктивная критика несет пользу Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2013. -83с. . Не обращение внимание на критику вредно, так как загоняет проблемы глубоко внутрь и затрудняет преодоление недостатков. Не важно, какими мотивами руководствовался критикующий вас человек, важно чтобы верно была указана суть ошибки или недостатка. Всякая критика требует размышлений: минимум о том, что ее вызвало, максимум о том, как поправить положение. Человек, стремящийся к успеху и самосовершенствованию должен уметь выявлять критическое отношение к себе и к своим действиям даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г., -328с.

2) Козлов Н.И., «Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день», 4изд. пер. и доп., -М: Аст-пресс, 2001г., -336с.

3) Маи?эрс Д. «Социальная психология», СПб, 2012 г., -225с.

4) Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -328с.

5) Скотт Дж. Гр. Конфликты, пути их преодоления. - Киев: Внештогиздат, 2011, 183с.

6) Столяренко, Л.Д. Психология делового общения для студентов вузов: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2012, -163с.

7) Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2013.

Подобные документы

    Изучение схемы проблемного обучения, постановки преподавателем учебно-проблемной задачи, создания для учащихся проблемной ситуации, осознания, принятия и разрешения возникшей проблемы. Анализ правил управления процессом усвоения в проблемной ситуации.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Структура процессов мышления: набор базисных логических операций и процедур. Анализ и синтез проблемной ситуации. Абстракция и обобщение, их схемы. Виды мышления и характерные свойства. Этапы творческого процесса. Связь между мышлением и творчеством.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие мышления, его сущность, типология и основные качества, виды и индивидуально-психологические особенности. Значение творческого мышления в новой социокультурной ситуации, проблемы развития черт творческой личности и рекомендации их решения.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Осознание проблемной ситуации - начало мыслительной работы. Определение движущей стратегии решения, основные мыслительные операции. Виды мышления и особенности их проявления в умственной деятельности человека. Решение сложных эвристических проблем.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2009

    Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления в детском дизайне. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2009

    Самооценка как психологический феномен. Формирование позитивного мышления учащихся. Связь самооценки и позитивного мышления учащихся. Проблема поддержания стабильной самооценки и стабильного образа "Я". Мышление как особый психологический процесс.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2015

    Развитие человеческого общества - история развития человеческой сущности. Природа человеческого мышления. Мышление чувственными образами как предыстория мышления. Исследование первобытного мышления. Анимизм, магия, фетишизм, тотемизм как предтечи религии.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Обоснование мышления как психического процесса. Изучение возможностей и условий развития мышления младших школьников. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений с целью улучшения уровня мышления учащихся и повышения их успеваемости.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Исследование подходов к пониманию эмоций в структуре мыслительной деятельности. Характеристика классификации видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и отвлеченного. Обзор закономерностей и мотивов мышления в психологической литературе.



Вверх