Население австралии. Повседневная жизнь австралийских аборигенов

Племя Yolngu австралийских аборигенов не разрешает «чужим» входить на территорию своей резервации. Туда можно попасть только по специальному приглашению. Одним из тех, кому это удалось, был фотограф агентства Рейтер Дэвид Грей. Он наблюдал за жизнью коренных австралийцев и сопровождал их во время знаменитой охоты на крокодилов. Повседневная жизнь австралийских аборигенов в объективе Дэвида Грея.

20 ФОТО

1. Аборигены из племени Yolngu являются коренными жителями Австралии и народом с самыми старыми традициями на континенте. Встретить их можно в основном на территории Арнем-Ленда — полуострова, расположенного на севере страны между Тиморским и Арафутским морями и заливом Карпентария. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
2. На полуострове находится крупнейшая резервация аборигенов, который был создан в 1931 году. Его площадь составляет около 97 тысяч квадратных километров и на ней проживает 16 тысяч человек. Доступ на территорию резервации для «чужих», некоренных жителей ограничен, войти можно только если есть специальное разрешение. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
3. Название коренных народов Австралии в переводе с латыни означает «те, кто был здесь с самого начала». Считается, что аборигены прибыли на континент около 40-60 тысяч лет назад. Они долго странствовали по Африке и Азии и добрались до территории сегодняшней Индонезии и Новой Гвинеи. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
4. Аборигены вели кочевой образ жизни, охотились на кенгуру и других животных, дополняя свой пищевой рацион тем, что смогли собрать в лесу. Благодаря этому, коренные жители Австралии считаются одними из самых умелых охотников в мире, к примеру, они знают множество способов охоты на кабана . В 1770 году на территории Австралии насчитывалось более 500 племен аборигенов. В настоящее время, количество коренных жителей составляет чуть более 200 тысяч человек, которые живут в основном в Западной Австралии, Квинсленде и на Северной территории. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
5. Одной из традиций коренного населения Австралии является охота на крокодилов. В настоящее время жители Арнем-Ленда имеют право убивать рептилий только для собственных нужд. Продавать их запрещено. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
6. Дети помогают своим родителям охотиться на этих земноводных пресмыкающихся, у них лучше, чем у взрослых, получается находить их на болотистой местности. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
7. Самой тяжелой частью крокодилов является их толстая, покрытая чешуей шкура. Поэтому аборигены разделывают их прямо там, где словили, а в свою деревню несут только мясо. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
8. Ничто, что может быть использовано в качестве пищи, у аборигенов не может пропасть. Поэтому коренные австралийцы забирают с собой в деревню внутренности мертвых рептилий (кишки), заворачивая их, например, в большие листья. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
9. Аборигены охотятся не только на крокодилов. Деликатесом у них считаются также ящерицы из семейства варановых. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
10. Коренные жители еще охотятся на буйволов, мясо которых является одним из ингредиентов их традиционной кухни. На фото: аборигены несут в машину отрезанную ногу застреленного буйвола. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
11. У аборигенов в Австралии была нелегкая жизнь: на протяжении многих лет они умирали от болезней, голода и конфликтов с белыми поселенцами. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
12. Коренным жителям материка не помогало и правительство, а скорее наоборот. До середины 60-х годов XX века власти пытались их насильно ассимилировать. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
13. Аборигены в соответствии с местными законами первоначально даже не считались людьми: у них не было гражданских прав, поскольку, по мнению законодателей, они не обладали «высшим сознанием». (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
14. С целью ассимиляции коренного населения Австралии по решению правительства детей отбирали у их родителей и помещали в специальные учреждения или отдавали на воспитание белым семьям. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
15. По оценкам, с 1910 по 1970 года было отобрано около 100 тысяч детей, которые очень часто в новых «домах» подверглись насилию и преследованиям. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
16. За десятилетия преследований и нечеловеческого обращения с коренными жителями Австралии только в 2008 году открыто извинился премьер-министр Кевин Радд во время своего выступления в парламенте. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
17. Не все политики, однако, были такого же мнения, что и премьер-министр Кевин Радд. Тони Эббот, например, считает, что многие дети были «спасены, в то время как другие получили помощь, и, следовательно, нужно достоверно отражать историю нашей страны». (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
18. Два охотника из племени Yolngu — Norman Daymirringu и James Gengi — привезли добычу в деревню. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
19. Robert Gaykamangu, один из членов племени Yolngu, был сфотографирован на болотистой местности во время охоты на водоплавающих птиц. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
20. Охотники из племени Yolngu возвращаются с удачной охоты. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).

Жители каждой страны имеют особенности менталитета. Разные привычки, разный характер и разные правила поведения… Это то, что отличает японцев от китайцев, американцев от англичан, украинцев от россиян. У каждого народа собственная богатая история, которая корнями уходит в глубину времён и формирует облик современного человека. Кем были коренные жители Австралии и кто живёт в стране сейчас? Об этом подробнее.

Первые упоминания об австралийском континенте относятся аж к XVII веку, а вот исследовали его только сто лет спустя – в 1770 году Джеймс Кук высадился на берег с экспедицией. Именно с этого момента начинается европейская история государства. Спустя 18 лет, 26 января 1788 года, на берега континента ступил капитан Артур Филлип, который и основал первое поселение – Сидней-Коув. Эта дата и сейчас является большим праздником в стране и отмечается как День Австралии.

Историю заселения континента нельзя назвать романтичной: первыми поселенцами были английские заключённые, для которых попросту не нашлось места в местах лишения свободы. Они, во главе с капитаном Артуром Филлипом, и начали освоение Австралии в конце XVIII века.

Уже спустя 100 лет группа заключённых разрослась до вполне зрелого общества. Иммиграция шла полным ходом, со всего света стекались желающие жить на «новом континенте». Австралия стала полноценным участником экономической жизни Великобритании, оттуда даже шёл экспорт мяса и шерсти.

Власти пытались вводить ограничение въезжающих по расовому признаку: так одно время азиатам иммиграция сюда была запрещена. Но ограничения не принесли результатов, поэтому публика подобралась разношёрстная. Большинство приезжих имеют азиатское, новозеландское, английское происхождение.

Конечно, невозможно уложить историю становления целого народа в одну небольшую статью. Если вам интересно, как происходило освоение континента англичанами, советуем к просмотру этот документальный фильм, снятый австралийцами об австралийцах.

С момента заселения англичанам начались проблемы коренных жителей Австралии. Изначально численность составляла, по разным данным, от 300 тысяч до 4 млн. человек, но с появлением на материке не самых интеллектуальных англичан с уголовным прошлым, количество аборигенов стало резко сокращаться.

Коренные жители Австралии: как пала древнейшая цивилизация?

Так кем же были хозяева континента до появления на нём Артура Филлипа? Коренных жителей Австралии ещё называют бушменами. Существует теория, согласно которой именно бушмены – древнейшие люди на Земле. Цивилизация насчитывает более 70 тысяч лет! Коренные жители Австралии подразделяются на три отдельных типа, на момент высадки европейцев на континенте разговаривали более чем на 500 языках. Основными занятиями австралийцев были охота, собирательство, строительство.

Коренные жители Австралии относятся к одноимённой расе – австралоидам, черты лица у них соответствующие: кожа тёмная (но светлее, чем у негроидов), нос широкий, волосы пышные, очень тёмные и кудрявые

Была у аборигенов и религия, согласно которой Бог – это природа и все явления, которые окружают человека. Горы, деревья, вода – это священные вещи, в которых спрятан дух могучих богов.

Как живёт коренное население Австралии в наши дни?

Парадокс в том, что потомки аборигенов не могли являться гражданами Австралии вплоть до 1967 года. До этого времени они жили в специальных резервациях – посёлках, куда был закрыт доступ посторонних. Их не учитывали даже при переписи населения. Только полвека назад коренные жители Австралии получили право выбирать место жительства и перемещаться по территории страны. Далеко не все, впрочем, покинули резервации. Более того, часть из них так и не пришли к цивилизации. Порядка десяти тысяч потомков древних австралоидов так и живут, не зная письменности, английского языка, современных технологий.

Большая часть аборигенов разъехалась по стране, встретить их можно в любом городе. Некоторые работают в сфере туризма: развлекают туристов экскурсиями в бутафорские племена или настоящие резервации, в которых сохранился быт и уклад исторических времён.

В качестве сувениров можно купить разнообразные вещицы, изготовленные якобы руками аборигенов. На самом деле редко попадаются действительно аутентичные вещи, обычно под их видом продаётся обычный деревенский «масс-маркет». Мы написали статью о том, какие сувениры приобрести в стране. Некоторые из них могут быть не менее интересны. Список лучших сувениров из Австралии изучайте .

Неподалёку от Австралии, в Новой Зеландии тоже есть аборигены. Называются они маори, что переводится как «естественный, настоящий». Эти племена запомнились как отважные люди, защищающие свои права как никто другой.

К сожалению, среди аборигенов, перебравшихся в крупные города, немало представителей маргинальных слоёв населения. Большой процент преступлений, совершаемых в стране, приходится именно на них; среди потомков древних людей, увы, часто встречаются наркозависимые и любители выпить.

Современные жители Австралии: кто они?

Местные жители Австралии пестрят разнообразными типажами, цветами кожи и глаз. Эта картина совершенно непривычна взору туриста из России, ведь в своей стране мы видим только похожих на нас людей. Здесь всё смешалось, поэтому, как бы вы ни выглядели – никогда не поймаете на себе ни одного косого взгляда. По этой же причине в стране мирно сосуществуют представители разных конфессий. Религии распределились следующим образом: 26% местного населения Австралии – протестанты, 19% — католики, остальных – менее 5%.

В стране, по здешним меркам, очень дешёвая еда. Это сыграло с жителями злую шутку: на солнечном континенте сильно распространено ожирение.

Число местных жителей Австралии – чуть больше 24 миллионов человек. Это данные на 2016 год. К 2030 ожидается прирост до 28 миллионов. Рождаемость тут самая большая в мире: на каждую женщину в среднем приходится по 1,9 ребёнка. Средняя продолжительность жизни тоже одна из самых высоких – более 80 лет. Большинство жителей Австралии составляют, конечно, выходцы из Англии. Следом идут приезжие из Новой Зеландии и Италии. Коренных жителей Австралии совсем мало, менее 5%.

Наиболее крупный город Австралии по числу жителей – Сидней, но среди них много азиатов, из-за чего нельзя назвать город благополучным и комфортным для жизни.

Тем не менее и в Сиднее есть на что посмотреть, достаточно лишь знать, куда идти. Чтобы узнать, какие достопримечательности осматривать в крупнейшем городе континента, чтобы не натыкаться постоянно на гастарбайтеров — прочтите . В ней мы собрали самые интересные достопримечательности Сиднея

Чем занимаются жители Австралии?

В стране высокий уровень жизни: покупательная способность среднестатистического гражданина – 3000$ в месяц. Это значит, что жизнь не направлена на постоянное зарабатывание денег. Местные жители Австралии много времени уделяют саморазвитию, увлечениям, активному и пассивному отдыху.

Тут нет чрезмерного стремления хорошо выглядеть. Одеваются «с иголочки» только на работу и по важным поводам. В остальное же время из-за жаркой погоды невозможно постоянно наводить шик.

Дело не только в погоде, но и в менталитете: местные жители Австралии примерно одинаково обеспечены, поэтому они не стремятся кому-то что-то доказать, а лишь живут в удовольствие. Соответственно, никто не пытается одеться вычурно и дорого. Отличить служащего от миллионера нелегко.

Хобби жителей Австралии напрямую связано с окружающей средой. Вокруг много скал? Отлично, залезем на них! Кругом океан? Просто замечательно, хватаем доску для сёрфинга! Совсем нет снега, зато тонны песка в пустыне? В чём проблема, изобретём сноуборд на песке!

Этот вид спорта называется «снэдборд». Он доказывает, что отсутствие снега – не помеха настоящим экстремалам. Правила те же, что и в сноуборде: скользить на доске. С той лишь разницей, что вместо снега – дюны, а вместо тёплого костюма – майка и шорты.

Ещё одно увлечение австралийцев – азартные игры и скачки. Оно и понятно: когда люди не ощущают постоянного недостатка денег, легко пускать их на ветер.

Местных жителей Австралии называют словом «оззи». Вернее, они сами себя так называют. Быть оззи – значит путаться в словах Национального Гимна, гордиться пивным пузом и наплевательски относиться к тому, что происходит во всём остальном мире.

Вообще, у австралийцев довольно много странных черт характера. Именно эти черты и формируют правила поведения в Австралии для туристов. Чтобы вы знали, как вести себя в этой далёкой стране – мы собрали все правила

Грубо говоря, Вселенная для оззи ограничена океаном. Там, где кончается континент – кончается всё, что может волновать местных жителей. Если вдруг вы бы сообщили жителю Австралии, что за пределами континента происходит много интересных и важных событий – скорее всего, он усмехнулся бы, и без обиняков заявил, что ему это неинтересно. Здесь вообще, как правило, не церемонятся и говорят напрямую, как есть. Но на очаровательных простодушных оззи, тем не менее, совсем не хочется за это обижаться.

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Аборигены Австралии — самая древняя из живущих на Земле культур. И одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» — «от начала

Фото State Library of New South Wales
Прибывшие в 1788 году колонисты изгнали аборигенов с их земель, что привело к гибели части культур и расслоению в обществе. Англичане завезли болезни, против которых у местного населения не было иммунитета. Эпидемии, алкоголь окончательно добивал их. Вооруженное сопротивление аборигенов колонизаторам оборачивалось истреблением местного населения.
Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях — отдаленных пустынных частях континента, куда посторонние не допускались. Даже в переписях населения аборигены не учитывались. 11 ноября 1869 года в штате Виктория впервые в Австралии был принят «Акт защиты аборигенов» () — законодательные нормы, регулирующие жизнь аборигенов. Только в 1967 году, в результате всенародного референдума, коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение.


Часть племен сохранила образ жизни, не отличающийся от того, который они вели в течение многих тысячелетий: в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи.


Язык австралийских аборигенов не похож ни на один другой и включает шесть языковых групп и множество диалектов. Их речь дополняется жестами. Большинство диалектов до сих пор не имеет своей письменности.


Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента — в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире.
еще об Австралии и ее коренных жителях
Согласно археологическим данным Австралия заселялась человеком примерно в период 30- 12 тыс. лет до н.э. По антропологическим признакам аборигены относятся к австралийской ветви негро-австралоидной расы. По языковому признаку австралийские аборигены делятся на две большие группы: южную и северную. Вплоть до XIX в. У аборигенов сохранялся первобытнообщинный строй. Австралийские аборигены вели кочевой образ жизни и жили родовыми общинами, которые управлялись советом взрослых мужчин. Климат Австралии суров. 3начительную часть материка занимает каменистая пустыня, мало пригодная для жизни человека. Но местное население на протяжении тысячелетий вырабатывало навыки, позволявшие ему приспосабливаться к суровым природным условиям. Мужчины традиционно занимались охотой на кенгуру, валлаби, кускуса, опоссума, австралийского страуса, эму, птиц, черепах и змей. Они были опытными охотниками, способными ориентироваться среди дикой природы. Большую помощь им оказывала полудикая собака динго.

классические австралоиды - аборигены Австралии .
Австралийские аборигены передают по наследству своим детям уникальные способности находить воду в безжизненной каменистой пустыне, раскинувшейся на многие сотни километров. В качестве оружия во время охоты на млекопитающих использовали копье. Копье посылали в цель с помощью копьеметалки, которая увеличивала дальность полета и силу удара. Копье, брошенное рукой, летит на 25-30 м, а при помощи копьеметалки на 100 - 150 м. Для охоты на птиц использовали бумеранг . Его делали из твердых пород дерева - железного, эвкалипта, акации. Особенностью этого вида оружия было то, что в полете он описывал замкнутую линию, и не попав в цель, возвращался к ногам того, кто его метнул. Траектория полета этого вида охотничьего оружия определялась наличием неровных лопастей и небольших винтообразных шероховатостей на его поверхности. Изготовление бумеранга требовало навыков и особого мастерства. В качестве военного снаряжения для зашиты от ударов копий использовали щиты.

Женщины традиционно занимались собирательством. Во время перекочевок в поисках пиши женщины собирали съедобные корни и побеги растений, орехи, семена, яйца эму, различные виды насекомых, личинок и складывали их специальные деревянные сосуды, которые носили на голове. Вечером на месте стоянки они готовили из найденных продуктов пищу.

Изготовлением оружия и орудий труда, а также предметов домашнего обихода, занимались мужчины. Оружие, орудия труда и большинство предметов домашнего обихода австралийцы делали из камня, раковин, кости, дерева, растительных волокон, шкур, человеческих волос. Многие виды оружия и орудии труда напоминали те, которые наши далекие предки, охотники каменного века, делали из камня и кости. Например, наконечники копий "пирри" делались с зубчатыми краями и по способу изготовления были похожи на ранненеолитические.

Для приготовления пиши пользовались огнем костра. Огонь разводили трением двух кусков дерева друг о друга. Работа по извлечению искры занимала от получаса до часа. Пишу не варили, мясо и рыбу жарили на прямом огне или пекли в углях, завернув в листья. Для приготовления мяса, растительных продуктов использовали иногда земляную печь.

Жилищем австралийцам служили шалаши. Домашняя утварь не отличалась многообразием и была полностью приспособлена к кочевому быту. В качестве одежды использовались набедренные повязки из растительных волокон и шкур. Скудость одежды аборигенов восполнялась обилием украшений, изготовленных из различных материалов и отличавшихся разнообразием форм. Украшения, в основном, носили мужчины. Ожерелья делали из бобов, раковин, тростника, зубов животных. Перламутровые кулоны декорировали сложным геометрическим орнаментом. Их носили на шее или на лбу. Ноги и руки украшали браслетами из раковин, коры деревьев, перьев птиц яркой окраски, растительных волокон. Большое внимание уделялось раскраске тела. Раскраска имела эстетическое (чтобы привлечь внимание представителей противоположного пола), гигиеническое (толстый слой краски, разведенной жиром, предохранял кожу), магическое (необычное сочетание красок могло напугать врага) и символическое (определенный узор позволял определить социальный статус владельца) значения.

В обществе аборигенов Австралии широкое распространение получили обряды перехода из одной возрастной или социальной категории в другую, или инициаций. Обрядом возрастных инициаций отмечался переход. австралийских мальчиков в статус взрослых мужчин. В возрасте 9 лет мальчиков изолировали от жизни племени и в специальных уединенных местах - святилищах - взрослые мужчины подвергали их разнообразным испытаниям на мужество и выносливость. На гpyдь и спину острыми кремневыми ножами наносили рубцы, которые затем в гигиенических целях посыпали раскаленным пеплом. После такой процедуры рубцы приобретали объемный характер и сохранялись

на всю оставшуюся жизнь. В носовую перегородку вставляли палочку, протыкали уши и вдевали в отверстия серьги из костей птиц.

Племя австралийцев делилось на родовые группы, каждый из которых имела своего собственного духа-хранителя или "тотем". Такой дух-хранитель мог иметь облик какого-то животного, растения, предмета неживой природы или явления природы: змеи, лягушки, муравья, кенгуру, радуги и т.п. Согласно мифологическим представлениям австралийцев, вместилищами тотемов или духов-покровителей - чуринги - служили специфические предметы овальной формы из дерева или плоские камни продолговатых очертаний. Старейшины родовых групп держали чуринги в особых священных местах, надежно спрятанных от глаз непосвященных.

Как только голландцы ступили на берег Австралии, которая была в те времена западной южной землей, перед ними сразу же предстали представители древнейшей на планете цивилизации – австралийские аборигены.

К гостям из Европы коренные жители материка отнеслись крайне осторожно . Особенно аборигены Австралии начали возмущаться, когда на земли Зеленого Континента зачастили любопытные мореплаватели из Европы. Так кто же такие аборигены Австралии и каков был их уклад жизни?

Типичный внешний вид австралийского аборигена

Одна из версий говорит о том, что первые жители появились в Австралии примерно 50 тысяч лет назад .

Но некоторые исследователи и ученые утверждают, что люди жили на территории Австралии и 70 тысяч лет назад , когда от материка еще не отделились Новая Гвинея и Тасмания.

Прибыли на Зеленой Континент первые жители Австралии по морю. Откуда именно они иммигрировали по сегодняшний день неизвестно.

Уклад жизни аборигенов Австралии оставался более сорока тысяч лет в неизменном виде. Если бы европейцы не начали осваивать эти отдаленные земли, коренное население Австралии долгое время не узнало бы что такое письменность, радио и телевидение.

До сих пор придерживаются своих давних традиций и привычек аборигены таинственного и магического аутбэка Австралии. Этих людей можно назвать настоящими представителями первобытного уклада жизни .

На фото представлены ритуальные обряды аборигенов Австралии:

В этом засушливом и бесплодном районе на сегодняшний день проживает 17% аборигенов, которые проживают в Австралии. Крупнейшее поселение составляет 2500 человек .

Квалифицированную медицинскую помощь здесь начали оказывать только, начиная с 1928 года . Также здесь отсутствуют какие-либо учебные заведения, а дети обучаются по радио.

Как выглядят бушмены Австралии?

Темнокожий человек с пышной копной вьющихся волос, выпуклой лицевой частью черепа, а также широким основанием носа – именно так выглядит типичный абориген Австралии.

Характерное телосложение бушменов (так называют коренное население материка) достаточно щуплое, но при этом бушмены Австралии спортивны и имеют развитую мускулатуру.

Фото австралийских бушменов :

10 % живших на Соломоновых островах к северо-востоку от Австралии аборигенов с темной кожей имели цвет волос оттенка блонд. Ученые долго спорили, не связано ли это с европейскими экспедициями к южной земле.

Вывод исследователей говорит о том, что такая, казалось бы, несовместимость темной кожи и светлых волос – это генетическая мутация тысячелетней давности.

Современные аборигены Австралии (фото) :

Аборигены Австралии делятся на три расы. Самое темнокожее коренное население Австралии проживает сегодня в провинции Северный Квинсленд.

Украшение тела аборигенов Австралии – шрамирование (фото):



Самые высокие аборигены Австралии, которых ученые относят к третьей волне переселенцев, проживают на севере материка. У них темная кода, а растительность на голове и теле практически отсутствует.

А вот долину крупнейшей реки Зеленого Континента Муррей населяют коренные жители мюррейского типа . Население среднего роста с густыми волосами на теле и голове ученые относят ко второй волне переселенцев-мореплавателей.

Фото традиционного вида оружия аборигена Австралии – бумеранг :


Язык аборигенов Австралии

До появления на материке европейцев аборигены говорили на 500 наречиях , каждый язык из которых не был похож на другой. На сегодняшний каждое коренное племя австралийцев имеет свой собственный уникальный язык.

Важно знать! В основном языки аборигенов Австралии существуют в устном виде, так как некоторые племена, так и не освоили письменность.

Мелодически ни на один из африканских, европейских или азиатских языков эти диалекты не похожи. Сегодня лингвисты говорят о том, что аборигены Австралии говорят более чем на двух ста языках .

Танцы аборигенов Австралии – подражание повадкам животных (фото):

Интересно , что практически все жители племен аборигенов Австралии говорят на английском языке.

Обычаи аборигенов Австралии

Священная австралийская гора Улуру – это главный объект поклонения бушменов . Коренное население Австралии говорит, что эта скала является дверью между мирами.

Важно знать! Ученые утверждают, что святыне коренного населения Австралии более шести миллионов лет.

Называют эту гору по-разному. Так в Европе горе Улуру дали название Эйрс или Айрес-Рок. Очень популярным видом отдыха являются экскурсионные туры к этому необычному природному явлению и местной святыне.

Внимание! Не раз туристы, которые пытались взобраться на вершину горы, трагически погибали. Не стоит «заигрывать» со смертью в этих таинственных местах, ведь не зря же существуют обычаи.

Различные обряды, которые проводились тысячи лет назад, и по сегодняшний день практикуют коренные жители Австралии у горы Улуру. Поверье гласит, что поднятие на вершину приведет к гневу духов и предков .

Изобретение бумеранга и традиционная дудка аборигенов диджериду

Мало кто знает, но изобретение бумеранга принадлежит австралийцам. Управлять им могут только настоящие воины.

Этому искусству коренные жители обучают туристов на восточном побережье в местечке Тжапукай .

Культура, быт и традиции коренного населения Австралии очень разнообразны .

Так, в племенах, которые населяют северные районы материка, пользуются популярностью индивидуальное пение под сопровождение ударных инструментов. А вот в центре и в южных частях Зеленого Континента популярно групповое пение.

Интересно , что ряд музыкальных инструментов коренного населения Австралии имеет священное значение. К примеру, магическая гуделка аборигенов из камня и дерева, с нанесенными сакральными символами. Она издает очень странные и ужасающие звуки.

А вот созданный природой диджериду – это духовный музыкальный инструмент бушменов . Съеденный внутри термитами ствол бамбука или эвкалипта, длина которого от одного до трех метров, коренные жители Австралии и по сегодняшний день украшают тотемными символическими изображениями.

Важно знать! На протяжении многих веков аборигены Зеленого Континента знали о движениях звезд и планет благодаря каменному сооружению, которое в точности повторяет знаменитый Стоунхендж. Находится он на пути от Мельбурна к Джелонгу. Расположенные сто каменных огромных глыб высотой от полуметра до метра в точности указывают на летнее и зимнее солнцестояние, а также на дни равноденствия.

Аборигены Австралии – это коренное население Зеленого Континента, которое по сегодняшний день хранит традиции , обычаи и даже уклад жизни людей, которые проживали на территории материка тысячи лет назад.

Благодаря их культуре можно узнать, как жили люди в Австралии до прибытия на континент европейцев. Надо сказать, что жизнь многонационального цивилизованного общества существенно отличается от образа жизни коренных жителей. В этом вся Австралия!

Предлагаем вам посмотреть интересное видео о том, как австралийские аборигены демонстрируют ритуальные танцы, метание копья, старинный музыкальный инструмент — диджериду:



Вверх