Комментарии. Русско-византийские отношения

Ближайшим южным соседом Древнерусского госу-дарства являлась Византия. Мирные отношения сме-нялись военными конфликтами. В 860 г. Русь впервые «пошла» на Константинополь. Но император Михаил III был занят совсем другим - войной с арабами, поэтому результа-том похода стало мирное соглашение. В 907 г. киевский князь Олег собрал многочисленное войско и отправился к столице Византии. Итогом этого похода стало разорение окрестностей Константинополя, а в 911 г. Русь заключила выгодный для себя мирный договор, предусматривавший существование постоянных колоний русских купцов в столице Византии. В 941 г. в ответ на нарушение византийцами договора князь Игорь отправился на Константинополь, однако потерпел не-удачу. В 944 г. он предпринял новый поход, во время которо-го откликнулся на предложение греков и подписал с ними до-говор о мире. Его жена княгиня Ольга укрепила отношения между двумя странами, совершив в 955 г. дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство.

Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава - сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II Фока решил столкнуть между собой Русь и Ду-найскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить. По-этому Никифор предложил Святославу совершить поход на Балканы. Каково же было изумление императора, когда Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае в городе Переяславце! Возникла угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которыми Визан-тия не смогла бы соперничать. Чтобы не допустить такого по-ворота событий, византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов. Пока Святослав пребывал в Болга-рии, они едва не взяли Киев. Святослав заключил союз с бол-гарским царем Борисом против Византии. Началась война.

Военные действия проходили с переменным успехом. В итоге Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. византийский император Иоанн Цимисхий начал наступление. Он занял столицу Болгарии и разгро-мил войско Святослава. Киевскому князю пришлось согласить-ся на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по-лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружени-ем. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.

При Владимире отношения с Византией вступили в но-вый этап, ознаменованный

принятием Русью хрис-тианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который за-хватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это им-ператор пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот им-ператор не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство.

Предыдущие статьи:

Уже с IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии. Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом.

Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию -- в 907 г. и в 911 г. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи. Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь.

В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию -- возможно, это был поход-реванш. Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи.

Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию. В 946 г. туда отправилась великая киевская княгиня Ольга. В 955 г. Ольга совершает второе посольство в Константинополь и принимает там крещение.

В крещении Ольга принимает имя Елена, в честь святой царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси.

В 967 г. византийский император Никифор Фока предлагает киевскому князю Святославу Игоревичу (945-972) за большую оплату совершить поход на Балканы против враждебной Византии Болгарии. В 968 г. Святослав разбивает болгарское войско, но не лишает при этом трона болгарского государя Бориса. Через некоторое время происходит объединение военных сил Бориса и Святослава и совместный поход против Византийской империи.

В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980-1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II -- выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну. Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять обещание Василий II не торопился -- видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает Херсон (Корсунь) -- византийское владение в Крыму. И только после этого император Василий II присылает в Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира. В это же время французский король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому союзу Франции с Византией, также пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось.

Византийский император отправляет свою сестру русскому князю -- но с условием, что Владимир откажется от язычества и примет христианство по восточному обряду. Князь Владимир принимает крещение и получает церковное имя Василий, в честь крестного, которым был сам византийский император. Князь Владимир возвращается в Киев, вернув Византии захваченную им Корсунь.

Если дипломатия Византии по отношению к Руси носила настороженный, скрыто-враждебный характер под легким флером утонченной любезности, присущей цивилизованным византийцам, то поступок Владимира говорит о том, что русская дипломатия по отношению к Византии была совсем иной -- более открытой. В этом историческом эпизоде выявились два мира -- уходящий мир Византии с его изысканной цивилизацией и утонченнейшей дипломатией и мир молодого государства, который шел на контакт открыто и доверчиво. Уходя из Корсуни, Владимир оставляет там военный гарнизон, содержащийся за счет Киевского государства, который, обновляясь, в течение ста лет сражался за интересы византийской империи на всех ее обширных рубежах.

Владимир вернулся в Киев не только с женой и войском, но и с новым митрополитом Киевским, назначенным византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I -- апостолом среди князей.

Принятие православия открыло широкий доступ на Русь более высокой византийской культуре. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией и христианской письменностью. Славянская письменность попадает на Русь из Болгарии, куда она была принесена в IX в. солунскими братьями Кириллом и Мефодием, которые перевели на славянский язык Библию и богослужебные книги. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа.

В 1204 г. Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г. монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.

XI-XIII века, когда пути двух стран расходились, были для Византийской империи периодом сложных исторических катаклизмов. В XI в. значительно ослабляются позиции Византии на международной арене.

Русско-византийская дипломатия IX-XV вв. -- сложная, противоречивая, с резкими колебаниями от вражды к миру, от мира к вражде, привела к тому, что Русь, Россия становится духовно-религиозной преемницей Византии, а Москва -- третьим Римом. В этом аспекте можно сказать, что русско-византийские; отношения продолжают существовать в бесконечности времен.

Наши цены на типовые услуги вы можете посмотреть тут. Цены же на ремонт и изготовление ювелирных изделий на заказ - договорные. Рассчитать точную стоимость работы вы можете заполнив форму ниже, наш мастер свяжется с вами максимально оперативно и назовет точную цену услуги.


§ 8. Русско-византийские отношения во второй половине I-XI вв.

И только после разгрома в 960-х годов Хазарского каганата политические, экономические и культурные связи между Русью и Византией упрочились. Эти дружественные взаимоотношения, полностью определившиеся в 986 году, сохранились почти на 500 лет - до захвата Константинополя турками в 1453 году. Но и после этого поддерживалась теснейшая связь русской церкви с Константинопольской патриархией. Например, в 1472 году Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софии Палеолог. Современный исследователь русско-византийских отношений Г.Г. Литаврин писал о ситуации, сложившейся к концу X в.: с одной стороны, «ни с каким другим независимым государством Европы Византия не была тогда столь связана, как с Русью...». .

Однако, к сожалению, во многих работах историков даже после разгрома Хазарского каганата, который был общим врагом Древней Руси и Византии, продолжала преобладать тенденция всячески «ухудшать» и «обострять» взаимоотношения Руси и Византии. Кроме того, даже забывался факт того, что буквально через двадцать лет Русь принимает в 988 году православное христианство Византии. Но, вместе с тем, в самое последнее время появились исследования, выяснившие действительный ход событий конца X - начала XII вв., в которых опровергается точка зрения на якобы конфронтационный характер русско-византийских отношений. Рассмотрим ряд событий, которые связаны с походами Руси на Византию после разгрома Хазарского каганата, и обратим внимание на характер этих отношений и причины, которые способствовали походам Русских войск на Константинополь. Например, антивизантийский характер внешней политики Древней Руси связывают в первую очередь со следующими самыми значительными походами русских войск на Византию: во-первых, поход Святослава в 968-969 годах на Балканы и Византию; во-вторых, осада и взятие Владимиром Святославовичем Херсонеса (Корсуни) в 988 году и прибытие в том же году шеститысячного русского корпуса в Византию, а также принятие Русью христианства; в-третьих, поход сына Ярослава Мудрого, Владимира Ярославовича, на Константинополь в 1043 году.

Далее, в исследовании проблемы большое значение имел поход Святослава в 968-969 годах на Балканы и Византию . Это был первый поход русских войск после разгрома Каганата и имел, по мнению некоторых ученых, антивизантийскую направленность Святослава. Так, например, одним из авторов этой версии является знаменитый византийский историк Лев Диакон , создавший повествование о событиях в Византии в 959-976 годах. На этот источник ссылаются в своих исследованиях многие историки, подчиняясь в буквальном смысле настроению византийского историка. Автор этой работы, опираясь на новейшие источники по данной проблеме, считает, что все эти походы были направлены не против самой Византии, а против сил, которые вели борьбу с той византийской властью, которую на Руси считали законной. Дело в том, что в истории Византии было многочисленные внутренние конфликты, даже войны за власть. И Русь постоянно в этих междоусобицах поддерживала законную власть. Об этом в своих работах писали Г.Г. Литаврин , М.Н. Тихомиров , А. Поппэ и другие исследователи русско-византийских отношений.

Однако после разгрома Хазарии Святослав совершает в 968-969 годах первый поход в Византию и Болгарию. Здесь следует подчеркнуть, что в IX-X вв. Русь и Болгария поддерживали между собой самые тесные отношения. Русские лодки-однодревки, плававшие в Константинополь, делали остановки у болгарских берегов во время своего путешествия. Война с Болгарией была связана по другой причине, то есть не из-за обострившихся отношений.

Итак, в 968-969 годах киевский князь начинает войну с Болгарией, а затем с Византией. Византийский историк Лев Диакон, как отмечено выше, изобразил в своей работе русского князя Святослава как злейшего врага Константинополя. Эта версия была продолжена, благодаря Льву Диакону, другими исследователями. В этой связи необходимо отметить, что незадолго до того как Святослав предпринял наступление на Хазарский каганат в Константинополе начал править Никифор II Фока - один из самых выдающихся императоров за всю историю Византии. Именно во время его правления в 964 году русские войска совместно с византийскими войсками выступили против арабов. Как видим, конфликта между Святославом и Византией не было, а была совместная борьба с общим врагом. Поэтому в 966 году Никифор призывает на помощь Святослава для совместной борьбы с Болгарией. И эта просьба была исполнена. Византийский император отправляет к Святославу своего полномочного представителя Калокира, который везет с собой в Киев в качестве дара огромное количество золота (около 450 кг.). Византийский посол Калокир завязал крепкую дружбу и даже принял «побратимство» со Святославом и уже почти не расставался со Святославом во время его последующих походов.

Однако в работе Льва Диакона появляется версия в том, что византийский посол Калокир склонял Святослава «помочь ему в борьбе за овладение престолом и византийской державой», обещая за это «несказанное богатство из царской сокровищницы», а также и власть над Болгарией (дунайской) . Но в комментарии к вышедшему в Москве в 1988 году новому изданию «Истории» Льва Диакона вполне убедительно отвергается утверждение византийского историка, будто бы Калокир - фаворит и посланец Никифора - побуждал Святослава свергнуть этого императора. Позднее этот тезис Льва Диакона был опровергнут и другими современными исследованиями, например, византологом М.Я. Сюзюмовым (один из авторов, который участвовал в издании «Истории» Льва Диякона) и Г.Г. Литавриным .

В реальности в 968 году Святослав с 60-тысячным войском выступил против болгар (мисян) и быстро одержал победу. Византия была избавлена от болгарской опасности, а сами болгары даже обратились к Никифору с просьбой о мире и о спасении их от русского войска. После победы Святослав обосновался в городе Малый Преслав (Переяславец) и дальнейшем захвате Болгарии не помышлял. М.Н. Тихомиров уже давно показал, что Малый Преслав, расположенный в дельте Дуная, находился на самой окраине владений Святослава. Архангелогородская летопись гласит: «...хочу жити в Переславце на Дунаю среде земли моея» , - то естьсреди в пределах своей земли, а не в середине, как зафиксировано в ПВЛ: «хочю жити в Переяславце на Дунае, яко то есть середа земли моей» .

В этой связи встает вопрос, почему Святослав имел основание считать своею эту придунайскую землю? М.Н. Тихомиров объясняет это тем, что восточно-славянские племена уличей и тиверцев, согласно летописи, «седяху бо по Днестру, приседяху (присоединили) к Дунаеви... оли (вплоть) до моря» . Кроме этого, в 940 году тиверцы вошли в состав Руси, так как они участвовали в походе Олега II на Константинополь. Этот факт отмечен в летописи: «тиверцы, яже суть толковины » , - то есть толмачи, переводчики, находясь поблизости к Византии, тиверцы владели греческим языком. В настоящее время на месте Переяславеца, сейчас находится румынское село Нуфэру, хотя еще в начале XIX века оно называлось Приславой. И нынешняя граница Одесской области проходит всего в полутора десятках километров от этого села, а также прославленный Измаил, где в 1945 году был воздвигнут памятник Суворову, но мог бы стоять и памятник Святославу, который не проявлял зверств и опустошений на земле Болгарии, как писал Лев Диакон. Царский дворец не был разорен русскими, как и царская сокровищница, а царь Борис не лишился знаков царского достоинства. Была конфискована лишь библиотека Бориса - одна из крупнейших в Европе. Видимо она сыграла большую роль в том, что Киев вскоре превратился в один из крупнейших центров книжности.

В это время в Византии произошли события, которые и определили в дальнейшем взаимоотношения между Древней Русью, Византией и Болгарией, а также ход военных действий на Балканах. Этому способствовало то обстоятельство, что византийский император Никифор - союзник и соратник русского князя Святослава был свергнут в 969 году будущим императором-узурпатором Цимисхием. Он совместно с Феофано - изменницей-женой императора Никифора - подготовил заговор и предательски и зверски убил ночью в своей спальне Никифора Фоку. Положение изменилось. Во второй войне 969 года болгары стали союзниками Святослава против нового императора Цимисхия, который лишил болгарского царя престола, а Болгарию пытался превратить в византийскую провинцию . По мнению М.Н. Тихомирова, «Святослав и не ставил своей задачей покорения Болгарии, а довольствовался Добруджей и вступил в союзные отношения с болгарским царем, обещав ему свою поддержку против Цимисхия и греков, угрожавших независимости Болгарии и несколько времени позже осуществивших свою угрозу... становится понятным участие болгар в русском войске... Во второй войне Святослава... русские и болгары были не врагами, а союзниками» [там же, с. 118-119]. Святослав, имея прекрасные союзнические отношения с предыдущим византийским императором, и на сей раз остался верен себе, то есть он не выступал против Византии как государства, а только против узурпатора Цимисхия, который вызвал недовольство военной византийской аристократией по поводу расправы над Никифором и возведения на престол его убийцы. В результате в Византии вспыхнули восстания против Цимисхия. Святослав, будучи человеком воинской чести и долга, также объявил войну против Цимисхия - организатора убийства законного императора Никифора, который был союзником Святослава.

В написанной «Истории» Львом Диаконом много, как видим противоречий и искажений, что объясняется тем, что он служил «придворным дьяконом» самого Иоанна Цимисхия в последний год его правления (975 г.), что доказал известный византинист К.Б. Газе. Этот факт послужил, по нашему мнению, поводом к тому, что Лев Диакон писал о войске Святослава злобно, что не помешало ему оставить такую запись: «...этот народ безрассуден, храбр, воинственен и могуч» . Но особенные заветные слова Святослава, характеризующий дух русского воинства, донесла до нас «Повесть временных лет», где говорится: «Уже нам некамо ся дети (некуда деться), волею и неволею стать противу; да не посрамим земли Русские, но ляжем костьми, мертвыми бо срама не имам. Аще ли побегаем, срам имам. Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду: аще моя глава ляжеть, то промыслить собою» (позаботьтесь сами о себе) .

Наш анализ источников показывает, что Святослав не победил Цимисхия, но и не потерпел поражения. Согласно «Повести временных лет» Святослав в конце сражения «видев же мало дружины своея, рече в себе: «Пойду в Русь, приведу боле дружины» [там же], то есть собирался позднее вновь вступить в борьбу с Цимисхием. Но в год 972, когда наступила весна и Святослав с малой своей дружиной возвращался к себе домой, у днепровских порогов настигла его смерть от напавших на дружину печенегов.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что византийский император-узурпатор ненадолго пережил Святослава. Через четыре года он был отравлен одним из своих приближенных. На византийский престол взошел законный император Василий II - внук того самого Константина Багрянородного, который в свое время заключил тесный союз с Ольгой. При нем союзные отношения Византии с Русью были восстановлены. Известно, что уже в 980 году сын Святослава Владимир отправил в Константинополь дружественное посольство.

Итак, можно отметим, что после разгрома Хазарии Святослав совершает в 968-969 годах первый поход в Византию и Болгарию по приглашению союзника и законного византийского императора Никифора. И согласно союзническим отношениям в 968 году он с 60-тысячным войском выступил против болгар (мисян) и чрезвычайно быстро одержало победу. Причина этого похода заключается в том, что в 969 году в Византии был убит в результате заговора законный император Никифор - союзник и соратник киевского князя Святослава. Новым императором стал Цимисхия. Святослав выступил против самозванца-узурпатора, но не против Византийской империи, где на стороне Святослава находились и болгарские войска.

Кроме того, во время правления русского князя Святослава (особенно после разгрома Хазарии) Русь становилась первостепенной политической силой и по существу добивалась гегемонии в Восточной Европе. Она начинает выступать как сильная самостоятельная держава, имеющая свою собственную политическую волю. В результате Русь выходит на новый этап развития международных связей, которые в дальнейшем расширит и укрепит сын Святослава Владимир.

Через шестнадцать лет после гибели Святослава, в 988 году в Византии вновь возникнет военный заговор против законного императора Василия II, и, как писал М.В. Левченко, «Владимир... без промедления послал шеститысячный отряд... в Константинополь. Этот отряд явился вовремя, чтобы изменить ход войны и спасти Василия II» . Владимир направляет часть русского корпуса на помощь византийскому императору Василию II, а другую часть возглавляет сам, которая направляется на Корсунь. В «Повести временных лет» повествование об осаде и захвате Владимиром столицы византийских владений в Крыму - Корсуне (Херсонесе) толкуется как враждебная акция русичей по отношению к Византии, что де основная цель Владимира состояла лишь в том, чтобы заставить императора Василия II исполнить обещание отдать ему в жены сестру Анну. Этой точке зрения на поход в Херсонес придерживаются большинство современных историков. Диссертант не согласен с такой точкой зрения, так как источники свидетельствуют о другом.

Так, например, в 1970-х годах польский историк Древней Руси и Византии Анджей Поппэ привел ряд убедительных аргументов о том, что «Владимиров поход на Корсунь не был направлен против Византийской империи. Наоборот, русский князь предпринял поход, чтобы поддержать своего шурина (брата жены; имеется в виду, что вопрос о женитьбе Владимира на Анне был уже решен) - законного византийского императора, - в подавлении внутреннего мятежа» . Император Василий II находился в то время в труднейшем положении и просто вынужден был войти в теснейший союз с Русью. К сожалению, реальная историческая ситуация в Византии в 986-989 годах обычно не учитывается учеными, пишущими о походе Владимира на Корсунь. В одном из новейших исследований истории Херсонеса говорится, что «17 августа 986 года византийские войска потерпели катастрофическое поражение в сражении с болгарами... Давний претендент на ромейский престол, Варда Склир, заручившись поддержкой арабов, вновь выступил против Василия II... Перед лицом нарастающей опасности Василий II возвратил опальному полководцу Фоке... важнейший в создавшейся ситуации пост, но с приказом выступить против Склира в Крыму. Но в августе Фока сам провозгласил себя императором, и, захватив обманом Склира, объединил под своей властью оба мятежных войска» . И тогда Василий II отправил «посольство к Владимиру». По предположению Анджея Поппэ «весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон» [там же, с. 46], - и именно в это самое время Владимир осадил Корсунь. И далее Анджей Поппэ показывает несостоятельность, даже абсурдность представления, согласно которому одно войско Руси спасает императора Василия II, а другое в то же время агрессивно захватывает столицу его крымских владений. Автор таким образом объясняет поход Руси на Херсонес тем, что последний примкнул к «мятежнику» Варде Фоке [там же, с. 54-56].

Этот вывод Анджея Поппэ нашел подтверждение в целом ряде работ археологов, изучавших остатки Херсонеса. До недавнего времени считалось, что Владимир чуть ли не до основания разрушил и сжег этот византийский город. Но новейшие археологические исследования доказали , что в 988 году Херсонес не потерпел никакого урона, а поход Владимира на Херсонес преследовал одну цель - не нанести ущерб Империи, а, напротив, возвратить Византии захваченный мятежниками город. Освободив от них город, Владимир оставил его в целостности и сохранности.

Все это свидетельствует о том, что версия о конфликте Владимира с Византией, и в частности с императором Василием II, лишена серьезных оснований. Разумеется, могли иметь место те или иные разногласия, в частности не исключено, что брак Владимира с Анной встречал поначалу резкие возражения, поскольку противоречил византийским традициям. Но в основе своей отношения русского князя и византийского императора были отношениями близких союзников. Об этом говорит и тот факт, что при Крещении Владимир принял имя Василия, которым он и называется позднее в «Слове о Законе и Благодати» Илариона . И наконец, современный исследователь русско-византийских отношений Г.Г. Литаврин пишет что «ни с каким другим независимым государством Европы Византия не была тогда столь связана, как с Русью. Обе правящие династии были связаны тесными родственными узами. С согласия Владимира русский шеститысячный корпус остался на императорской службе и стал постоянной боевой единицей византийского войска. В Византии сложилось два центра, к которым тяготели... русские. И одним из них стал русский монастырь на Афоне, основанный, по-видимому, на рубеже X-XI в. Гораздо большую роль играл русский центр в столице империи. Здесь создалось своеобразное землячество, объединявшее не только купцов и дипломатов, но и военных, служивших в византийском войске, паломников, путешественников, духовных лиц. Русская колония в столице империи была, по всей вероятности, многочисленной и составляла, с точки зрения византийских государственных деятелей, определенную политическую и военную силу. Русских приблизил к своей особе родной брат русской княгини Анны (супруги Владимира Святославовича) Константин VIII. С ними он решал важнейшие вопросы, возводил их в высокие достоинства и щедро награждал». С другой стороны, и «на Руси, прежде всего в Киеве, в свою очередь, появилось греческое население: штат греческого митрополита, возглавившего русскую православную церковь, византийские архитекторы, живописцы, мозаичисты, стеклоделы, певчие» .

Кроме того, к тому времени Русь не только восстановила связи с Византией, но и значительно их укрепила. Уже к концу X века она предстает в более величественном виде. Многозначительны летописные сообщения о походах Владимира в 981-988 годах. Русь заново собирает и присоединяет земли, которые отпали в годы «смуты» после гибели Святослава, и устанавливает границы с Польшей и Литвой на Западе и с волжскими булгарами на Востоке. Одновременно расширились связи с другими странами через экономические, политические и династические связи. Согласно летописи, «Памяти и похвале Иакова» Мниха мы узнаем о походе Владимира на хазар, хотя это сообщение не раз подвергали сомнению, полагая, что Владимиру в нем приписан поход его отца Святослава. Однако оно подтверждается современными арабскими источниками, согласно которым, после сокрушительного разгрома Каганата, тот в какой-то мере восстановился благодаря помощи связанного с ним с давних пор сильного мусульманского государства Хорезм, но для этого Каганату пришлось объявить себя исламским государством. Это произошло в начале 980-х годах, уже после гибели Святослава, и крупнейший арабский географ ал-Мукаддаси (947-1000 гг.) писал в конце 980-х годов, что хорезмийский эмир ал-Мамун «обратил Хазарию в ислам. Затем... войско из ар-Рума, которых зовут ар-Рус напало на них и овладело их страной» . Почему русское войско арабский географ назвал ар-Рум?

Дело в том, что союз Руси и Византии был тогда настолько прочен, что арабскому автору русское войско представлялось частью византийского. Именно Владимир, окончательно подчинив себе Каганат, принял титул «каган», который наследовал его сын Ярослав. Образ князя Владимира оказался в центре системы персонажей сложившегося к тому времени богатырского эпоса, в котором Царьград и правящий в нем былинный «царь Константин Боголюбович» предстают как верные союзники Киева. Это во-первых. Во-вторых, Владимир улаживает пограничный конфликт с Польшей. Под 981 годом в «Повести временных лет» сообщается о присоединении великим киевским князем Владимиром Святославовичем Червенских городов «иде Володимер к ляхам и зая грады их - Перемышль, Червей и ины грады, иже суть и до сего дне под Русью» . И к концу правления Владимира русско-польские отношения несколько стабилизировались: согласно летописному сообщению 996 года, он жил в мире с польским правителем Болеславом Храбрым, присылавшим в 992 году в Киев послов для переговоров. А между 1009 и 1012 годами был заключен брак приемного сына Владимира - Святополка и дочери Болеслава. В-третьих, кроме установления посольской и династической связи с польским правителем, Владимир осуществляет аналогичный обмен посольств и с Чехией, женившись на «чехине Вышеславе», а свою дочь Предславу отдав в жены чешскому князю Болеславу III Рыжему. В-четвертых, Владимир восстанавливает русско-болгарские отношения. От одной из своих жен - болгарини - имел сыновей Бориса и Глеба, ставших впоследствии первыми святыми на Русской земле. В-пятых, происходит событие огромнейшего значения во время правления Владимира Святославовича - официальное принятие Русью в 988 г. христианской веры (православной).

Следовательно, можно с полной уверенностью сказать, что во второй половине 980-х годов Русь являла собой мощную силу: ведь несмотря на все величие Византийской империи, она стала «покровительствовать» Империи, а не наоборот, и аналогичные ситуации будут иметь место и позже - при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе.

В высшей степени существенно, что принятие Владимиром и Русью христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как это было во многих землях, подчинившихся ей), но по собственной воле Руси, о чем справедливо писал Анджей Поппэ .

После смерти Владимира Святославовича в 1015 году на Киевский престол был посажен его сын Ярослав Владимирович (Мудрый), который, как известно, достойно продолжил дело отца. Русско-византийские отношения во время его правления ещё больше укрепились. Но тогда чем объясняется поход 1043 году Ярослава Мудрого на Византию, который также стал поводом негативного толкования русско-византийских отношений, всячески принижавшей и искажавшей облик Византии, так или иначе противопоставить Русь и Византию.

Казалось бы, борьба Руси с Византией налицо, ибо, как хорошо известно, в 1043 году Ярослав отправил своего старшего сына Владимира в поход на Константинополь, в котором из-за сильной бури на Черном море погибла большая часть русского флота еще до начала боевых действий. Однако новейшие исследования доказывают, что и этот поход был не против Византии как таковой, а только против определенных сил, стремившихся захватить власть в Империи. Попробуем сначала разобраться в политической обстановке, которая была в Византии накануне похода русских войск. С 1028 года, после кончины своего отца, Константина VIII, носительницей легитимной власти в Византии стала его дочь Зоя (сыновей у Константина не было). Однако вскоре она начала подвергаться всякого рода унижениям и насилию, а в апреле 1042 года ее вообще отстранили от власти и постригли в монахини. В результате в Константинополе вспыхнуло восстание, в котором, что может показаться удивительным, самое активное участие приняли находившиеся в городе русские. Как сообщает знаменитый хронист, современник событий - Михаил Пселл, они «все готовы были пожертвовать жизнью за царицу» .

Однако этот факт не может удивлять, так как Зоя была племянницей Анны - родной сестры ее отца, императора Константина VIII и супруги Владимира Святославовича. Таким образом, Зоя являлась двоюродной сестрой Ярослава Мудрого. Вместе с тем, как дочь императора, не имевшего наследника мужского пола, Зоя представала в глазах ее сторонников, в том числе русских, законной наследницей трона: «Хотим законную наследницу », - кричали восставшие на площадях Константинополя. В результате Зоя была немедленно возвращена к власти, а 11 июля 1042 года она вступила в брак с представителем знатного рода Константином Мономахом. Однако вскоре обнаружилось, что Константин имеет намерение «заменить» Зою своей любовницей Склиреной, из-за чего 9 марта 1043 года произошло новое восстание под лозунгом «Не хотим Склирену царицей, да не примут из-за нее смерть матушки наши Зоя и Феодора!» (Феодора - младшая сестра Зои, ставшая ее соправительницей). Но главное дело было даже не в Склирене, а в очередной попытке отстранить Зою от власти, попытке, которая и вызвала поход Руси, чей флот подошел к Константинополю через четыре месяца после восстания, в июле 1043 года (вполне вероятно, что Зоя сама обратилась к своему русскому двоюродному брату за помощью) .

В результате гонения и интриги против Зои прекратились, и она спокойно царствовала до своей кончины в 1050 года в возрасте 72-х лет (после смерти Зои роль носительницы законной власти исполняла ее сестра Феодора). В 1046 году, по всей вероятности, именно благодарная Зоя устроила бракосочетание сына Ярослава Мудрого Всеволода с дочерью своего супруга (от предыдущего его брака) Константина Мономаха, которая считалась теперь и ее дочерью, - Анастасией. В 1053 году Анастасия родила сына - в будущем одного из известных русских князей - Владимира Всеволодича Мономаха .

Здесь стоит отметить, что сама мысль о борьбе Ярослава с Византией решительно противоречит коренным основам его внешней политики. Утвердив свою власть внутри страны, Ярослав стремился установить мирные отношения со всеми соседними и более отдаленными государствами. Это в частности выразилось в имевших непосредственно политическое значение браках самого князя, его сыновей и дочерей, а также сестер Ярослава с отпрысками иностранных династий, благодаря этим бракам Ярослав породнился с властителями Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Польши и, конечно, Византии.

Сам Ярослав Мудрый, как известно, был женат на дочери шведского короля Ингигерд, а его дочери были замужем: Анастасия - за венгерским королем Андреем, Елизавета - за норвежским королем Харальдом, а после его смерти - датским Свейном, Анна - за королем Франции Генрихом I.

Таким образом, именно Ярославу окончательно удалось утвердить государственное пространство Руси. Русь к концу правления Ярослава простиралась с севера на юг от Белого до Черного моря и с запада на восток от Балтики и бассейна Вислы до Печоры и Камы. Только после смерти в 1054 году Ярослава Мудрого на южных рубежах Киевской Руси вместо разгромленных врагов древнерусского государства - хазар и печенегов - появится (1050-1055 гг.) новая угроза Древней Руси в лице кочевого воинственного племени - половцев, более сильных и беспокойных, чем кочевое племя печенегов. Именно в это время начинает править внук Ярослава Мудрого, замечательный русский государственный деятель - князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.).

В этой связи необходимо подчеркнуть, что к концу своего правления Ярославом были утверждены вполне благоприятные отношения со всеми имевшимися к началу Ярославской эпохи соседними государствами - Булгарией (Волжской), Швецией, Польшей, Чехией, Венгрией, Византией; наладились и прочные дипломатические связи с более дальним «зарубежьем» - Норвегией, Англией, Данией, Германией. В 1125-1132 годах киевским князем был старший сын Мономаха, Мстислав Владимирович. Это был последний период относительного политического единства Киевской Руси. Приближалась эпоха Руси Владимиро-Суздальской.

Таким образом, завершился длительный период взаимоотношений между Киевом и Константинополем, начавшийся в 860 г. (по другим источником раньше) путем дипломатической заявки киевского князя Аскольда и закончившийся в 988 г. Крещением Руси. Частые международные контакты Древней Руси с Византией, большей частью дружеские, родственные связи Владимира, разгром Каганата - все это предопределило принятие Русью в 988 г. христианства (Православной веры), что соответствовало самосознанию древних руссов. К этому акту Русь шла с 860 г. - целый век.

После принятия христианства Русь особенно активно стала развивать культурные, экономические и политические связи с Византийской империей. Политические и культурные связи сыграли огромную роль в формировании и создании единого Древнерусского государства.

II. Классический и поздний периоды феодализма

Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, вернемся на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правление этих императоров, особенно Юстиниана, начала формироваться пока еще не дипломатия Византии со славянским миром, в то время разобщенным, но во всяком случае вырабатывалось определенное отношение, которое впоследствии ляжет в основу дипломатических отношений с Русью, в XI-XV вв. Непосредственное знакомство Византии со славянским миром началось в правление императора Юстиниана . Одной из особенностей правления этого императора-воина, царствовавшего 38 лет, была та, что 32 года он непрерывно вел войны на всех рубежах обширной Византийской империи: войны с арабо-мусульманским миром, войны с Западом, войны с печенегами, с персами, со славянами. При Юстиниане особенно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи, которое происходило в контексте Великого переселения народов. Сначала славяне осели на нижнем и среднем Дунае и оттуда делали набеги на Византию, возвращаясь обратно на Дунай с богатой добычей. Позже они заселяют территорию империи: Балканы – Македонию, побережье Эгейского и Адриатического морей, их острова. Юстиниан был встревожен этой ситуацией, поэтому по всей береговой территории Дуная, примыкавшей к границам Византийской империи, он строит систему крепостей против славян. Но эта мера оказалась малоэффективной: славяне по-прежнему продолжали проникать на территорию империи, все более и более широко заселяя территорию Балкан. Постепенно славяне становятся вторым этносом Византийской империи на Балканах (после греков) и начинают играть заметную роль в жизни Византийской империи.

Стратегия и тактика славян, их расселение на территории Византии, постепенное ославянивание завоеванных регионов формируют у императора отношение неприятия славянского этноса и враждебную настороженность. Это отношение ляжет в дальнейшем в основу византийско-русской дипломатии, определит политику Византии по отношению к Киевской и, в значительно меньшей степени, к Московской Руси.

О восточных славянах византийцы имели представление из сочинений византийских писателей-историков, в частности, Прокопия Кесарийского. С восточными славянами Византия столкнулась вплотную в VIII-IX вв., когда руссы начали нападать на византийские территории в Крыму и на побережье Черного моря. Существует предположение, что легендарный поход Аскольда в Константинополь в 860 г. значительно изменил русско-византийские отношения. По преданию, Аскольд и его свита приняли крещение в Византии. Вернувшись в Киев, этот князь начинает первые шаги по пути христианизации населения древнерусского государства. Таким образом, можно считать, что уже с IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии. Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой


Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом.

Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию – в 907 г. и в 911 г. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи. Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь. После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали принимать активное участие в византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро нуждалась в русских воинах. После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали как бы ближе друг другу – по крымским и причерноморским владениям Византии. Торговые связи Византии и Руси приобретают регулярность. Ежегодно, летом флотилия руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Константинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.

В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию – возможно, это был поход-реванш. Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси. Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии. Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что Византия в то время постоянно воевала и сильно нуждалась в новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшим силу соседом – Киевской Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах.

Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию. В 946 г. туда отправилась великая киевская княгиня Ольга. Этот поход сыграл огромную роль как в развитии русско-византийской дипломатии, так и в дальнейшей судьбе самого древнерусского государства. В 955 г. Ольга совершает второе посольство в Константинополь и принимает там крещение. В это время императором Византии был Константин VII (945-959) Багрянородный. Как писатель он оставил целый ряд сочинений, в том числе о Киевской Руси и о посольстве Ольги.

В крещении Ольга принимает имя Елена, в честь св. равноап. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне справедливо, но умалять значения Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов. Сын ее Святослав не пожелал последовать примеру матери и христианства не принял, заявив, что если он примет православие, то над ним вся дружина будет смеяться. Можно сказать, что великая княгиня Ольга вывела древнерусское государство на международную арену. И именно она положила начало очень важному направлению русской внешней политики – юго-западному. Походы Ольги имели и еще одно важное последствие: именно с этого момента русская дипломатия начинает стремиться к династическим контактам с Византией. Ольга имела намерение женить своего сына Святослава на дочери Константина Багрянородного Анне, но оно не увенчалось успехом. Из дошедших до нас сочи скрыт нений императора Константина следует, что династические браки между византийскими принцессами и варварами-руссами были ему явно не по душе. Как уже отмечалось, несмотря на целый ряд благоприятных дипломатических ситуаций, постоянно сохранялась нестабильность русско-византийских отношений, которые к 956 г. вновь осложняются. Этим обстоятельством воспользовался император Священной Римской империи Оттон, который отправляет на Русь своего миссионера – католического священника Адальберта, присвоив ему титул епископа Русского. Приезд Адальберта в Киев вызвал всеобщее возмущение – киевляне не пожелали, чтобы их государство превращалось в католическую епархию, и Адальберту вместе со свитой пришлось срочно покинуть Киевскую Русь. Клубок противоречивых отношений между Русью, Византией и Западной Европой затягивался, но это не приводило к дипломатическому разрыву ни с одной из сторон. В 973 г. Оттон созывает съезд католических посольств, на который приглашается и посольство Руси – конечно, не случайно. Несмотря на неудачу миссии Адальберта, Оттон не терял надежды на включение Руси в католический мир. Еще раньше, в 960 г. русское войско участвовало в войне с арабами на стороне Византии.

В 967 г. византийский император Никифор Фока предлагает киевскому князю; Святославу Игоревичу (945-972) за большую оплату совершить поход на Балканы против враждебной Византии Болгарии. В 968 г. Святослав разбивает болгарское войско, но не лишает при этом трона болгарского государя Бориса. Через некоторое время происходит объединение военных сил Бориса и Святослава и совместный поход против Византийской империи. Святослав был князем-рыцарем, предпочитавшим воинскую славу всякой другой. Киев он не любил и мечтал основать новую столицу на Дунае в Переяславце. Поэтому он совершает три похода на Дунай, т.е. трижды сталкивается с Византийской империей в качестве ее врага. Во время последнего похода в 971 г. войско Святослава было разбито. По дороге домой, в Киев, на Днепровских порогах его встретили войска печенегов во главе с вождем Курей. Святослав был убит. В исторической науке эта встреча печенегов с остатками русского войска считается не случайной. Есть основания полагать, что она была подготовлена византийской дипломатией. Убийство великого киевского князя не сыграло существенной роли в русско-византийских отношениях и не послужило поводом к их разрыву, при всей их холодности и нестабильности.

В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980-1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II – выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну . Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять обещание Василий II не торопился – видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает Херсон (Корсунь) – византийское владение в Крыму. И только после этого император Василий II присылает в Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира. В это же время французский король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому союзу Франции с Византией, также пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось.

Византийский император отправляет свою сестру русскому князю – но с условием, что Владимир откажется от язычества и примет христианство по восточному обряду. Князь Владимир принимает крещение и получает церковное имя Василий, в честь крестного, которым был сам византийский император. Князь Владимир возвращается в Киев, вернув Византии захваченную им Корсунь.

Если дипломатия Византии по отношению к Руси носила настороженный, скрыто-враждебный характер под легким флером утонченной любезности, присущей цивилизованным византийцам, то поступок Владимира говорит о том, что русская дипломатия по отношению к Византии была совсем иной – более открытой. В этом историческом эпизоде выявились два мира – уходящий мир Византии с его изысканной цивилизацией и утонченнейшей дипломатией и мир молодого государства, который шел на контакт открыто и доверчиво. Уходя из Корсуни, Владимир оставляет там военный гарнизон, содержащийся за счет Киевского государства, который, обновляясь, в течении ста лет сражался за интересы византийской империи на всех ее обширных рубежах.

Владимир вернулся в Киев не только с женой и войском, но и с новым митрополитом Киевским, назначенным византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I – апостолом среди князей.

Принятие православия открыло широкий доступ на Русь более высокой византийской культуре. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией и христианской письменностью. Славянская письменность попадает на Русь из Болгарии, куда она была принесена в IX в. солунскими братьями Кириллом и Мефодием, которые перевели на славянский язык Библию и богослужебные книги. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа.

Влияние высокой византийской культуры на более молодую культуру Киевской Руси сказалось и в зодчестве. В подражание собору Св. Софии в Константинополе киевские князья стали строить на территории Руси многочисленные Софийские соборы. Первые из них были построены в Киеве и Новгороде, а последний – в Вологде, во время правления Ивана Грозного (XVI в.). Русь переняла у Византии искусство мозаики и фрески. В нач. XI в. на Афоне был основан русский монастырь, ставший центром русско-византийских духовно-религиозных связей и сыгравший заметную роль в дипломатии двух стран. Последний поход на Византию был совершен в 1043 г . сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Но этот поход оказался неудачным, флот князя Владимира был сожжен «греческим огнем», и отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Но уже в 1047 г. Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. Русь помогла Константину Мономаху сохранить престол, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. В 1204 г . Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г . монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.

XI-XIII века, когда пути двух стран расходились, были для Византийской империи периодом сложных исторических катаклизмов. В XI в. значительно ослабляются позиции Византии на международной арене. На Западе, в Италии, происходит разрыв отношений южно-итальянских городов с Византией и складывается мощная антивизантийская коалиция норманнов, которые создают герцогства Aпyлию и Калабрию. В это же самое время обостряются отношения Византии с арабо-мусульманским миром. В системе антивизантийской экспансии с Востока и с Запада грозной силой начинает подыматься папство. Запад все настойчивее стремится лишить Византию ее былого могущества, тем более, что в многочисленных битвах империя явно ослабевала. К концу XI в. империи удается ослабить натиск норманнов, сельджуков и печенегов. Первый крестовый поход, вопреки всем намерениям папы, сыграл весьма положительную роль для Византии (XI в.). В результате этого крестового похода к Византии отходят важные территории в Малой Азии, отбитые крестоносцами у турок-сельджуков. Второй крестовый поход в контексте продолжающейся борьбы Византии с арабо-мусульманским миром и с Западом скорее ослабляет, чем укрепляет позиции Византийской империи. В XII в. Византия одерживает последние победы. Одной из таких побед завершилась борьба за Балканы, что позволило Византии начать вторжение в Италию. Целью этого вторжения было создание союза Византии и южно-итальянских городов. Во второй половине XII в., однако, все ощутимее становится ситуация, которая привела Византию к исторической катастрофе. Византийская армия была разбита турками-сельджуками. Империя отказывается от военных операций в Малой Азии и в Италии. В своих действиях против Византии активизируются сицилийские норманны. Обостряются отношения со Священной Римской империей.

Столь же катастрофически обостряются внутренние проблемы империи, силы которой были подорваны III и особенно IV Крестовыми походами. Ватикан, вдохновляющий и благословляющий эти походы, все решительнее направлял их на уничтожение Византийского государства. Целью IV Крестового похода было подчинение Византийской Православной Церкви папе Римскому. В 1204 г . крестоносцы овладели Константинополем, и было принято решение о partitio romaniae, т.е. разделе Византийской империи. В результате возникает новое государство, которое получило название Константинопольская, или Латинская империя. В этой новой империи православие официально было заменено католицизмом, императором стал Болдуин Фландрский. Силы этого, наспех созданного, государства были достаточно эфемерными, однако Латинская империя сыграла серьезную роль в ослаблении Византии. В это время на незавоеванных крестоносцами греческих территориях (Никея, Эпир, Трапезнд) Византийской империи вызревают национально-патриотические силы. Начинается борьба против Латинской империи и за возрождение Византии. В 1261 г . Византийская империя была восстановлена. Но эта империя уже не могла сравниться с прежней великой державой. Некогда блестящая столица – Константинополь – являла собой печальное зрелище. Он напоминал Рим времен нашествия варваров.

IV Крестовой поход в определенном смысле коснулся и Руси. Воспользовавшись тяжелым положением Византии, папа Иннокентий III по дипломатическим каналам обратился к русским князьям с предложением принять католицизм. Он посылает на Русь своих нунциев, легатов. Однако русские князья отказались от предложений папы, а тяжелейшее положение Византии привело к сплочению православной Руси. Противостояние Руси папа Иннокентий III не забудет. Он станет вдохновителем Тевтонского ордена на экспансию Прибалтики, к Северным Крестовым походам.

После уничтожения Латинской империи Византия вновь начинает войну за Балканы. В этот период активизируется арабо-мусульманский мир. Обезопасить Византию от нашествия мусульманских сил Востока могло только одно – заключение унии с Западом, т.е. с Ватиканом. Византия решилась на этот шаг. В 1274 г . на соборе в Лионе была подписана уния, по которой Византия обязывалась принять католическую догматику, признать супрематию папы в церковных делах. Однако несмотря на то, что Лионская уния была подписана на самом высоком уровне, духовенство и монашество Византии отказались ее принять. К внешнему катастрофическому положению Византии добавляется серьезный внутренний конфликт: в империи начинаются гражданские войны. В борьбе за центральную власть одерживает победу сепаратистская феодальная аристократия Византии. Эта победа втягивает всю империю в новый виток катастрофы, способствуя ее окончательному разрушению и падению.

В это время начинается планомерное, целенаправленное завоевание империи турками-сельджуками. В 1389 г. происходит печально знаменитая битва на Косовом поле, решившая дальнейшую судьбу Балкан (которые были чрезвычайно важны для империи, открывая ей путь на Запад) в пользу турок-османов.

В русско-византийские отношения, практически давно прервавшиеся, будут вписаны еще два эпизода, когда обе страны соприкоснулись. После утраты Балкан византийцы, остро ощутившие реальную угрозу турецкого завоевания, вновь озаботились вопросом: как спасти империю? И Византия снова обращается к Западу. В 1439 г . во Флоренции была подписана новая, Ферраро-Флорентийская уния с Ватиканом, многие параграфы которой повторяли Лионскую унию 1274 г. И вновь условиями унии было признание Византией супрематии папы, принятие православной империей католической догматики. Византия в православии сохраняла только внешние культовые обряды. Среди приглашенных на собор во Флоренци было и русское духовенство, возглавляемое митрополитом Исидором, греком национальности. Митрополит Исидор подписывает унию. На Руси этот акт митрополита Исидора вызвал гневный протест не только в духовной, но и в светской среде, в том числе и самого великого князя Московского Василия II. По возвращении в Московское княжество митрополит Исидор был смещен, и назначен вый митрополит Иона. Впервые в истории Русского государства назначение митрополита произошло самостоятельно, без обращения к Константинопольскому патриарху. Этим актом Василий II положил начало автокефалии Русской Прав славной Церкви.

С середины XIV в. до середины XV можно говорить о затянувшейся агонии древнего высокоцивилизованного, некогда могущественного государства – Византийской империи. В XV в. турки-османы переходят к решительным действиям. На рассвете 29 мая 1453 г . штурмом был взят Константинополь. Византийская империя пала. На месте Византии возникает новое государство – османская турецкая империя.

Но все же не стоит торопиться ставить последнюю точку в русско-византийской дипломатии. В нее был вписан еще один очень интересный эпизод, имевший место, когда Византия канула уже в Лету, и относящийся к период, правления великого князя Московского Ивана III, вступившего в брачный союз с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, Софьей . Софья жила и воспитывалась в Италии под покровительством и внимательным наблюдением римского папы, связывавшим с ней определенные цели. Соглашаясь на брак Ивана III с Софьей Палеолог, папа имел полное основание надеяться, что Софья сделает все, чтобы обратить в «истинную веру», в католицизм своего мужа – великого князя Московского, со всеми вытекающими отсюда последствиями для Русского государства. Папа воспитывал Софью как своеобразного католического эмиссара. Однако его стратегия не увенчалась успехом. Софья привезла с собой в Москву атрибуты императорской византийской власти – герб Византии (двуглавый орел), скипетр и державу, тем самым как бы делая своего супруга преемником византийских императоров, Московскую Русь – преемницей) Византии. Став великой княгиней, Софья способствовала укреплению православия в Московии.

Русско-византийская дипломатия IX-XV вв. – сложная, противоречивая, с резкими колебаниями от вражды к миру, от мира к вражде, привела к тому, что Русь, Россия становится духовно-религиозной преемницей Византии, а Москва – третьим Римом. В этом аспекте можно сказать, что русско-византийские; отношения продолжают существовать в бесконечности времен.

Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.

Русско-византийские отношения

Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли приводили к военным столкновениям.

При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944 г.

В соответствии с договорами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье города. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой.

Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и подчинить своему влиянию. Так, византийский император Никифор Фока пытался воспользоваться русскими войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968 г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и политический центр в низовьях Дуная. Успешное наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969 г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии.

Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгромили византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую армию, войска Святослава захватили ряд крупных городов и дошли до Адрианополя. Под Адрианополем был заключен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Византии.

Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Византия становились союзниками.

Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043 г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за обиду, князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046 г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим союзом - браком сына Ярослава Всеволодовича дочерью императора Константина Мономаха.



Вверх