История России.Аскольд и Дир. Аскольд и Дир: кем на самом деле были первые киевские князья

История древней Руси хранит немало тайн и секретов. Одна из таких загадок - первые князья Киева, которых мы знаем как Аскольда и Дира. Кто они были по происхождению, откуда пришли, кем приходились друг другу? А может, это вообще был один человек?

Попробуем разобраться, изложив общепринятую версию, а также несколько вариантов событий, которые допускают историки, основываясь на вполне конкретных фактах.

Официальная версия

Принято считать, что Аскольд и Дир были по происхождению варягами - русами, как их тогда называли. Они не имели родства с правящим князем Рюриком, а были просто его «боярами». Когда Рюрик сел в Новгороде, он стал раздавать своим ближайшим людям. Так Дира и Аскольда он отпустил на юг в поисках подходящего места для правления. Те, спускаясь по Днепру вниз, увидели славный город Киев, в котором жили поляне. Аскольд и Дир решили там остаться и объявили себя правителями.

Они лояльно относились к населению, местным обычаям и религии. Дань оставили на прежнем уровне. Кроме того, как любые северные воины, они хорошо знали военное дело и пришли в сопровождении хорошо вооруженного отряда. Поэтому киевляне решили не бунтовать и спокойно приняли своих новых правителей.

Примерно в 860-866 годах Аскольд и Дир совершили амбициозный военный поход на Константинополь. Чтобы защитить свой город от воинственных русов, правящий император Михаил III решил прервать войну с арабами и поспешно вернулся в столицу.

Прибыли под стены Константинополя, ведя за собой внушительную флотилию из двухсот кораблей. Они быстро и успешно разграбили предместья и осадили город. Над столицей Византии нависла реальная угроза завоевания. Тогда император Михаил и святой стали усиленно молиться о защите центра христианского мира. Внезапно на море поднялась жуткая буря, которая разметала и уничтожила воинственные корабли русов. Константинополь был спасен Божественным провидением.

Аскольд и Дир вынуждены были заключить мирный договор с Византией и решили креститься в христианство.

В 879 году скончался в Новгороде князь Рюрик, оставив наследником малолетнего сына Игоря, а его опекуном - своего родственника, который известен как Вещий Олег. Тот решил взять власть не только над северными, но и над южными землями, поэтому собрал из славян и варягов внушительное войско и двинулся в южном направлении. Ему покорились Смоленск и древний Любеч. Вскоре Олег подошел и к Киеву.

Он хорошо понимал, что киевские князья имеют сильную дружину и будут защищаться, чтобы не отдать власть. Поэтому решил действовать хитростью. Он оставил основное свое войско в засаде, а сам выдал себя за мирного купца и пригласил Аскольда и Дира к себе на переговоры о торговле. Те без опасений пошли на встречу, но на берегу их окружила военная дружина. Согласно «Повести временных лет», Олег вышел перед схваченными князьями и обвинил их, что они не знаменитого роде и обманом правят народом. Затем он показал на маленького Игоря и сказал:»Вот князь, вот сын Рюрика!»

Аскольд и Дир были незамедлительно убиты. Курган с останками Аскольда до сих пор стоит на крутом берегу Днепра, а прах Дира длительное время покоился возле храма Святой Ирины.

Так Олег начал править в Киеве от Именно он объявил Киев матерью городов русских, центром русских земель. В 882 году впервые северные и южные земли объединились под властью одного князя.

Такова официальная версия событий. Но историки рассматривают множество вариантов, основываясь на сравнении различных летописей и преданий.

Варианты истории

Например, существуют разногласия о происхождении Дира и Аскольда. Одни историки полагают, что Аскольд был славянином и прямым потомком Дира. Другие, напротив, только Диру приписывают и роль подчиненного, а Аскольда считают варягом и воеводой.

Древние византийские источники при описании военного похода руссов 866 года вообще упоминают только об одном князе, поэтому вполне возможно, что Аскольд и Дир - один и тот же человек, варяг Аскольд по прозвищу Дир. В переводе с древнесеверного языка Дир означало «Зверь», что могло быть прозвищем-титулом.

Если все же уверенно рассматривать их как двух отдельных людей, то вполне логично предположить, что Аскольд и Дир правили в разное время, а в Повести временных лет они искусственно объединены в соправителей. Летописец мог их объединить по логике, как двух незаконных правителей. Историков удивляет факт, что два князя, убитые одновременно, согласно писанию, были похоронены в столь удаленных друг от друга местах. А Иоакимовская летопись гласит, что Олег убил только одного князя - Аскольда, а имени Дира там вообще не упоминается.

Если сравнивать множественные исторические источники, то становится вполне очевидно, что Дир был первым правителем Киева и жил в начале и середине 9 века, а Аскольд стал его преемником и княжествовал во второй половине 9 века.

Как мы видим, в истории этих киевских князей много невыясненных обстоятельств, которые надежно укрыты от нас многовековой историей. Разгадаем ли мы их когда-нибудь?

Как писалось в предыдущей статье о формировании первых поселений на территории Киева, признаки градостроения начали проявляться приблизительно в V-VI-м веке. Точных данных о том, кем был основан город не существует, но большинство теорий гласят, что первыми правителями Киева были выходцы из Скандинавии - варяги. Интенсивному росту города способствовало очень выгодное географическое размещение (знаменитый торговый путь из «варягов в греки» вдоль Днепра), а также возрастающее могущество дружины (войска) полянского племени (центром которого и являлся Киев). Именно военное превосходство полянских земель помогло объединить вокруг Киева, близ расположенные соседние восточнославянские племена, в большинстве своем находившиеся на территории современной Украины. Вся интересная информация о первых киевских князьях доступна во время наших .

Аскольд и Дир. Первыми князьями Киева, имена которых упоминаются в летописях, являются князья Аскольд и Дир, которые правили Киевом в промежутке с 860 по 880-е года. Достоверно мало известно об этом периоде, а также о том, как князья «засели» в Киеве, но теории их происхождения также сходятся на скандинавских корнях, а некоторые ученные утверждают, что Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика. Существует мнение, что Аскольд мог быть потомком Кия, а Дир это лишь его второе имя либо прозвище. Первый военный поход киевского войска на Царгород (Константинополь) в Византию был совершен в это же время, что свидетельствует об уже определенном могуществе киевских земель.

Олег в Киеве. Согласно одному из основных источников, на основании которого мы можем выстраивать хронологию развития Киева - это Повесть временных лет, в 882-м году в Киев вступил князь Олег и убил Аскольда (Аскольда и Дира) и стал править Киевом и всеми подконтрольными ему землями. Олег являлся, скорее всего родичем, легендарного Рюрика. Согласно общей теории, после смерти Рюрика, взяв с собой его сына, еще малолетнего Игоря, Олег набрал войско и начал спускаться в южном направлении. После завоевания Смоленска и Любеча, Олег пришел в Киев, и убив местных князей, стал здесь править. Олегу понравился новый город и его расположение, и он решил засесть в нем, тем самым, якобы, соединив свои северные земли с новыми, Киевскими и сделав столицей именно их.

Олег правил Киевом более 30-ти лет. За это время он значительно увеличил владения своей новой державы - присоединил к Киеву древлян, радимичей и северян. В ходе победоносных походов на Византию в 907-м и далее в 911-х годах были подписаны одни из первых письменных договоров между Константинополем и Киевом, установлены льготные права для торговли руских купцов. Олег заимел титул Великого Князя, считается основателем рода Рюриковичей-князей Киева. Легенды о смерти Олега от укуса змеи также обрела народную популярность.

Среди множества секретов, которыми столь богато прошлое нашей Родины, особенно интригующей является история Аскольда и Дира - легендарных князей, правивших на Киевской земле во второй половине IX века, вскоре после появления в Новгороде Рюрика и его варяжской дружины. Вокруг личностей этих героев по сей день не утихают научные споры, поскольку нет точных данных, касающихся обстоятельств их жизни. Некоторые исследователи даже склонны полагать, что в летописях под этими именами скрывается какой-то один человек.

Откуда стало известно об этих князьях?

Все сведения, касающиеся Аскольда и Дира, почерпнуты главным образом из «Повести временных лет» - летописи XII века, авторство которой традиционно приписывается монаху Киево-Печерской лавры Нестору, а также взяты из более поздних источников. Однако их достоверность вызывает сомнения, поскольку тексты многократно копировались от руки и могут содержать в себе как случайные ошибки переписчиков, так и умышленно внесенные искажения, сделанные в угоду определенным политическим тенденциям той эпохи. Восстановить же более или менее объективную картину минувших времен позволяет лишь сопоставление информации, заключенной в ряде независимых источников, которыми являются европейские, византийские и арабские документы.

Разногласия, содержащиеся в литературных памятниках

Годы жизни Аскольда и Дира точно не установлены, поскольку летописцы не выражают по этому поводу единого мнения. Даже само их прибытие в Киев описывается по-разному. В «Повести временных лет» автор утверждает, что, появившись вместе с Рюриком в 862 году на новгородской земле и будучи его дружинниками, они добровольно изъявили желание отправиться в поход на Константинополь (Царьград) и с этой целью предприняли путешествие вниз по Днепру.

Однако на основе более поздней, Никоновской летописи, относящейся к XVI веку, родилась гипотеза о том, что Аскольд и Дир, обделенные Рюриком при раздаче земель, подняли мятеж, после подавления которого спускались вниз по Днепру, спасаясь от преследования. Так или иначе, но, поравнявшись со славным городом, основанным, по утверждению его жителей, неким Кием, они узнали, что в нем нет правителя, и, располагая вооруженной дружиной, тут же восполнили этот пробел.

Причины покорности киевлян

О том, почему киевляне позволили распоряжаться у себя прибывшим невесть откуда иноземцам, летописцы упоминают лишь вскользь. Но на основании приведенных ими материалов можно заключить, что варяги достаточно лояльно относились к местным жителям и, при условии своевременной выплаты дани, не были намерены нарушать привычный уклад жизни. Общей у них была языческая религия. Кроме того, и мощный отряд, стоявший за спиной претендентов на власть, являлся весьма существенным аргументом.

Поход Аскольда и Дира на Византию

Все народы, проживавшие к северу от Черного моря, греки именовали русами, и об их разбойничьих набегах поведали миру в своих исторических хрониках. Об этих же событиях сообщает летописец Нестор, а также составители итальянских хроник той эпохи. Несмотря на некоторые малозначительные расхождения, в их рассказах нет существенных противоречий, и они заслуживают доверия.

Данное событие - грабительский набег на Византию - относится примерно к 860 году. Тогда к Царьграду с моря подошло до 300 судов, наполненных вооруженными русичами, во главе которых были киевские князья Аскольд и Дир. Истощенные длительной войной с арабами, византийцы не могли оказать им должного сопротивления и оказались на грани гибели. Безнадежность ситуации усугублялась слухами о жесточайшем разграблении, которому уже подверглись пригороды столицы.

Праздник, переживший века

Спастись от кровавых бесчинств иноземцев жителям Царьграда удалось лишь благодаря чудесному заступничеству Царицы Небесной, которая по молитвам во Влахернской церкви патриарха Фотия и самого царя Михаила распростерла над городом Свою ризу. Налетевшая буря тут же раскидала корабли русичей и тем самым вынудила завоевателей отступить. Покинули берега Босфора и их князья, предварительно заключив с царем Михаилом торговый договор. Праздник, установленный в честь этого события Русской православной церковью, отмечается ежегодно 14 октября и носит название Покрова Пресвятой Богородицы, вот только далеко не все знают, что связан он с именами киевских князей Аскольда и Дира.

Ошибки, утвердившиеся в истории

Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).

Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.

Кроме того, он обращает внимание на то, что ни в одной из ранних летописей нет упоминания о личном участии Аскольда и Дира в Цареградском походе 866 года. На этом основании ученый делает заключение, что их имена были вставлены в текст значительно позднее, с целью придать обоим большую историческую значимость.

Убийство киевских правителей

В 879 году, после смерти Рюрика, наследником княжеской власти стал его малолетний сын Игорь, опекуном которого и временным правителем был назначен его родственник Олег, вошедший в российскую историю с прозвищем Вещий. Воспользовавшись оказавшейся в его руках властью, он пожелал распространить свое влияние не только на северные земли, но и на обширные районы, простиравшиеся к югу от Новгорода. Собрав из варягов и славян многочисленное войско, он покорил Смоленск и Любеч, а в скором времени оказался у стен Киева.

По свидетельству автора «Повести временных лет», город на Днепре захватил при помощи самого изощренного коварства. Сознавая, что Аскольд и Дир сделали все необходимое для укрепления своей столицы, и взять ее приступом будет нелегко, он прибег к хитрости. Оставив в засаде основную часть своего войска, временщик выдал себя за мирного купца и пригласил правителей города выйти к нему для ведения торговых переговоров.

Не подозревая о нависшей над ними опасности, те появились на берегу Днепра без надлежащей охраны и тут же были схвачены набежавшими воинами. Обвинив князей в том, что они незаконно захватили власть, которая по праву должна принадлежать малолетнему сыну Рюрика, а до его совершеннолетия лично ему, Олег приказал их незамедлительно убить. Могилой князя Аскольда стал курган, до сих пор возвышающийся на днепровском берегу, а мощи его соправителя Дира долгое время покоились в Киеве, рядом с храмом святой великомученицы Ирины.

Единоличный правитель

Совершив это двойное убийство, Вещий Олег захватил в свои руки власть над Киевом, сделав его центром обширного княжества и впервые объявив «Матерью городов русских». Это событие, относящееся, по свидетельству летописцев, к 882 году, положило начало объединению всех южных и северных земель под властью одного правителя. Погиб он, если верить легенде, от укуса змеи, скрывавшейся в останках его коня.

Гипотезы и догадки ученых

В завершение статьи уместно будет привести несколько гипотез, касающихся происхождения коварно убитых Олегом князей. По одной из них, участником всех описанных выше событий был один лишь Дир, тогда как Аскольд являлся его потомком. При этом оба они были по происхождению не варягами, а славянами. Согласно другой версии, Аскольд единолично княжил в Киеве, происходил из варягов, в то время как Дира вообще не существовало, и его образ является плодом фантазии позднейших хроникеров.

В то же время исследователи, допускающие историчность обоих этих персонажей, вполне логично заключают, что княжили они в разные исторические периоды, и летописцем Нестором были объединены как незаконные соправители и узурпаторы власти. Сторонники какой из гипотез находятся ближе к истине - покажет время, поскольку исследования в этой области не прекращаются и по сей день.

Аскольд и Дир (2-я пол. IX в.) - киевские князья. В 860, зная, по словам летописца, о тяжелом внешнеполитическом положении Византии, совершили успешный поход на Константинополь ("идоща на Царьград"). В 882 Аскольд и Дир были обманом вызваны за крепостные стены и убиты новгородским князем Олегом, решившим отныне править в Киеве.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

АСКОЛЬД - легендарный варяг, бывший в 864-882 гг. Киевским князем. + 882 г.

"Повесть временных лет" сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа - Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: "Чей это город?" Тамошние жители ответили: "Было три брата - Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.

В 866 году аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.

Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

АСКОЛД (Осколд, Аскольд) и ДИР (ск. 882?), бояре новгородского князя Рюрика.

Согласно “Повести временных лет”, Асколд и Дир “отпросились” у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Асколд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Асколд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.

Воскресенская и другие летописи сообщают, что Асколд и Дир воевали с древлянами и уличами. А в Иоакимовской летописи говорится, что Асколд успешно воевал с хазарами.

В 866 Асколд и Дир пошли в поход на Константинополь. 200 русских военных кораблей ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград. Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о прибрежные скалы и лишь немногим удалось возвратиться домой.

В Никоновской летописи под 864 сообщается о гибели сына Асколда “от болгар”, под 865 - о походе Асколда и Дира на полочан, “которым они много зла сотворили”, под 867 - о возвращении их из-под Царьграда с остатком дружины и об избиении ими множества печенегов. Там же говорится о крещении киевских русов вместе с их князьями. Это событие произошло около 874 и подтверждается византийскими хрониками.

В 882 новгородский князь Олег Вещий заманил Асколда и Дира в киевское предместье Угорское, где они были убиты. Асколд был похоронен на Угорской горе. Над его могилой впоследствии была поставлена церковь Свт. Николая. А Дирова могила, отметил летописец, находится за церковью Св. Ирины.

Историки высказали предположение, что Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а являлись потомками князя Кия.

О. М. Рапов

Литература:

Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси. IX - первая половина Х в. М., 1980.


Аскольд князь Киевский (совместно с Диром)
864 — 882

Б. Ольшанский. В лето 908 года. Идущие на Царьград

?—882
Аскольд — варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864—882 гг. (правил совместно с Диром).

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (864).



Поход руси на Константинополь в 860 году
Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.

С именами Аскольда и Дира в летописи связывается первый поход Руси на Царьград, датированный 866 годом (вероятно имел место в 860 году; византийские источники сообщают только об одном предводителе русов, не называя его имени), за которым последовало так называемое первое крещение Руси. Возможно, что христианским именем Аскольда было имя Николы, так как на месте его могилы была построена церковь в честь этого святого.

Аскольд и Дир были убиты (882) новгородским князем Олегом, обвинившим их в незаконном захвате власти, поскольку они не из рода Рюрика.

По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком, и пришли в Киев до приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами.


Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век

Описание в поздних источниках

В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано, что: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…» .

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели сына Аскольда в борьбе с болгарами (872), походах Аскольда на полочан (872), кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повестью временных лет к 866, датирован 874-875 годами.

Осада Константинополя руссами во главе с Аскольдом и Диром. Патриарх Фотий и Император Михаил III касаются Ризой Богоматери поверхности моря. Радзивиловская летопись.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (возможно, составленном для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд был полянским князем, потомком Кия, основателя Киева. Он был воеводой у князя Дира, возможно, сместившим последнего с престола и ставшим самовластным правителем.

Историография по Аскольду


Аскольдова могила, Иван Билибин

В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центр Старая Русса) . Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут... лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.

Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания».

Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии — имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты.

В 2010 В.В.Фомин счел возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) "были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге"

Дир (в Ипатьевской летописи также Дирдъ, ?—882) — легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.

Согласно «Повести временных лет», являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Далее в ПВЛ сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь (а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году), затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и, по легенде, завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине незаконности их правления ввиду отсутствия княжеского достоинства, представив им Игоря, сына Рюрика.


Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо ещё до его прихода. По одной из версий Дир, упомянутый аль-Масуди, правил после Олега Вещего, но был смещён и убит легендарным Олегом II (которого в свою очередь около 936 года изгнал двоюродный брат Игорь Рюрикович). По этой версии, автор ПВЛ совместил предание об устранении Аскольда князем Олегом Вещим с преданием об устранении Дира легендарным Олегом II. По другой версии Дир княжил в Киеве до Аскольда и принимал участие в походе 860 года. Высказывалось предположение, что Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа’куби наравне с правителями Византии и Хазарии. В. Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира. Впрочем, сам Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи.


Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда — Hoskuldr, или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

По другой версии «Дир» — это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений. Советский историк-славяновед академик Рыбаков Борис Александрович писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Поход на Константинополь.

Сосредоточив после смерти братьев власть в своих руках, Рюрик жил в Новгороде, раздав лучшим дружинникам в кормление города Полоцк в земле кривичей, Ростов в земле мери, Белоозеро в земле веси, Муром (город одноименного финского племени на реке Оке). Он разрешил Аскольду и Диру отправиться в поход на Константинополь. Существуют разные мнения о происхождении Аскольда и Дира. По одной версии, Аскольд, русский каган, являлся прямым потомком Кия — основателя Киева. Он правил Киевом вместе с Диром (или Дмиром). По другой версии, киевским князем был Дир, у которого воеводой служил Аскольд. По третьей версии, Аскольд и Дир являлись дружинниками и товарищами Рюрика.

С небольшой дружиной они спустились по Днепру до Киева, остановились у полян и стали собирать войско. Киевляне платили дань хазарам. Аскольд и Дир обещали освободить их от дани и осели в богатом городе. Варяги во главе с опытными военачальниками провели несколько успешных походов в степь, и хазарам расхотелось требовать дань от киевлян. За четыре года активной боевой жизни дружина Аскольда и Дира значительно усилилась. Они решили идти на Константинополь.

Подготовка к сложному походу завершилась, и 200 ладей отправились в 860г. по Днепру к Черному морю. В каждой ладье было по 40—50 человек.


Жертвоприношение Рюрика 862 год.
Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Время для похода они выбрали очень удачное. В Царьграде в тот год не было ни армии, ни императора Михаила III, который вел трудную борьбу с арабами. В столице находился лишь патриарх Фотий, но он не думал о нашествии врага, обремененный государственными, религиозными и личными делами. Летом 860 г. император Михаил III ушел в поход на арабов. Ладьи Аскольда и Дира спешили к столице Византийской империи.

18 июня 860 г. в Константинополе стояла тихая солнечная погода. Вдруг на севере в проливе показалось пестрое пятно, и люди застыли от ужаса: ладьи руссов разрезали мягкую волну, приближаясь к городу. Ладьи шли точно по намеченному Аскольдом и Диром курсу. Каждая знала свое место в строю. Руссы четко высадили десант, взяли невысокие загородные ворота, рассыпались по предместьям. Работали воины Аскольда и Дира слаженно: все ценное они бросали в ладьи, затем огонь — в дома...

А византийские воины готовились к вражескому штурму. Они очень надеялись на высокие прочные стены Константинополя.

Справившись с первой задачей налета, руссы приблизились к городу и принялись сооружать насыпь. Защитников было слишком мало, и настроение у них быстро менялось. Они были близки к панике, отчаянию. С внешней стороны под стенами копошатся упрямые любители чужого добра. С внутренней стороны крепости, как из вулкана, неожиданно проснувшегося, несется шум паникующего Константинополя.

И вдруг стал затихать вулкан: что-то важное произошло в городе. Там в храме Святой Софии патриарх Фотий говорил спокойно, твердо. И речь его была странной. Он обличал сограждан, напоминая о том, как «греки несправедливо обежили приезжих руссов», о других грехах.

Насыпь росла. А жители столицы мировой державы шли к храму, откуда доносился уверенный голос: «Мы получали прощение и не миловали ближнего. Сами обрадованные, всех огорчали, сами прославленные, всех бесчестили... Наконец настало время прибегнуть к Матери Слова, к Ней, единственной надежде и прибежищу. К ней возопим: «Достопочтимая, спаси град твой, как ведаешь!»».

Из Влахернского храма подняли ризу Божией Матери, и отправился люд в Крестный ход. Патриарх и духовенство в полном облачении, хоругви, торжественный хор голосов, вереница горожан и впереди — чудотворная риза...

Руссы снизу увидели людей на крепостной стене и небо, подрезанное кромкой кирпичной стены. В небе продвигались не спеша люди, спаянные единым духом...

Несколько десятилетий подряд ходили славяне на славян, и не было у них единения, не было могучей опоры духа, который вел византийцев по стене. Рюрик мечом наводил порядок у славян — удалось ли это? Страх слегка угомонил славян, но между высокой стеной и небом византийским было другое. Не страх вел горожан в Крестный ход.

Византийцы все шли и шли по стене. Единой массой. Голоса певчих воздействовали на руссов магически. Руссы были не из пугливых. И то состояние, которое они испытывали, испугом назвать нельзя. То было более сильное чувство. И не чувство то вовсе было, но — Вера. В тот миг воины поняли, что людей на стене победить нельзя, как нельзя заставить солнце не светить. И когда неспешная процессия приблизилась по кромке между небом и стеной к строителям насыпи, кто-то из руссов вскрикнул, бросил инструмент и помчался к ладьям, увлекая за собой соратников. Никто в них не стрелял, никто не гнался за ними. А они бежали, бежали, будто от огня.

Взволнованные руссы отправились домой...

В 867 г., как говорит Фотий в послании Папе Римскому, племя руссов приняло христианскую веру. Это было одно из племен, осевших в Причерноморье. Впрочем, некоторые историки утверждают, будто первым на Руси принял православную веру Аскольд, а значит, и многие из его дружины.

Этот эпизод, зафиксированный в послании Константинопольского патриарха, нужно иметь в виду, обсуждая тему Крещения Руси, которое состоялось более чем через столетие после описываемых событий.



Вверх