Каракатица - это головоногий моллюск: описание, образ жизни и питание. Чернила каракатицы У осьминогов есть три сердца

Про историю появления бумаги, мы уже рассказывали в статье «История бумаги». А сегодня вы узнаете про историю появления первых инструментов для письма.

Первые чернила

Начиная с XVII-XVIII веков, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Но сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержится дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском камышовом дереве.

На Руси тоже существовало много способов изготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе.

Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила.

XV век дал новый рецепт - «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».

Первые инструменты для письма

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек и стилосов потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо.

В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь. На смену каламу пришло упругое гусиное перо с косым срезом и расщепленным концом. Оно применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Первое металлическое перо

Первые письменные данные о металлических перьях относятся к XIII и XIV столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д" Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д"Артуа, родного брата короля Людовика IX, употреблял «бронзовое перо».

При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами.

Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в XV столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготовлялись в Англии, в Бирмингеме, по заказу всех желающих неким мастером Горризоном. Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1717 году в Голландии, о чем имеется соответствующая запись в Голландской патентной книге.

Известный поэт Поп даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но надо думать, что все-таки стальное перо в то время являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

Рисунки пером, даже несовершенным, сделанные великим Леонардо да Винчи, и сейчас восхищают своей красотой.

И лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того как англичанин Джон Митчелл запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера.

Первое стальное перо в Германии появилось около 1820 года. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась оттого, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то ныне насчитывается несколько десятков разновидностей: по назначению - ученические, канцелярские, чертежные, плакатные, картографические, нотные и другие; по изготовлению - из нержавеющей стали, золоченые, с кончиком загнутым, утолщенным или упроченным твердым сплавом, покрытые никелем, хромом, лаком, анодированные.

Первая шариковая ручка

Мало кто знает, что шариковой ручке, без которой уже невозможно себе представить нашу жизнь, больше 50 лет. Впервые промышленное производство этого «чуда» началось в 1945 году в Соединенных Штатах. Причем, довольно дорогие по тем временам письменные принадлежности, ценой в 8,5 американского доллара каждая, разошлись за 24 часа десятитысячным тиражом.

Шариковая ручка вошла в обиход, когда этого мало кто ожидал: она появилась во время Второй мировой войны, которая, говорят, и способствовала популярности нового пишущего приспособления: военным нужно было писать чем-то надежным и долговечным. Хотя сама идея - заменить острый перьевой наконечник свободно движущимся шариком - была вовсе не нова.

Она была запатентована изобретателем Лаудом еще в 1888 году. В описании, которое автор представил в патентное бюро, была предвосхищена широко распространенная сегодня конструкция. Чернила из специальной емкости поступали по трубочке, смачивая шарик, скользящий по бумаге. Аналогичная мысль легла впоследствии в основу разработки фломастера.

Идея, как это часто случается, пролежала под спудом, дожидаясь своего часа. Час наступил не скоро - через полвека, когда за ее разработку взялись два венгра - братья Ладислав и Георг Биро. Они предложили свой вариант, запатентовали его. Но поскольку в Европе вот-вот должна была вспыхнуть война, братья предпочли уехать подальше - в Аргентину и там спокойно занялись усовершенствованием своего детища. Приоритет, казалось, оставался за ними. В некоторых странах новинка называлась в честь ее создателей - «биро».

Так было до тех пор, пока ручками не заинтересовался предприимчивый и оборотистый американец Милтон Рейнолдс. Он совершил несколько поездок в Аргентину; вернувшись в Америку, погрузился в архивы, отыскал старый патент Лауда, что-то добавил, что-то усовершенствовал. И именно ему приписывается главная заслуга в том, что сегодня мы в основном пишем шариковыми ручками. После сенсационной распродажи 1945 года Рейнолдс наштамповал их столько, что за два года сколотил целое состояние.

Самый древний письменный прибор

В Каирском историческом музее хранится письменный прибор, которым пользовался придворный писарь в Древнем Египте. В комплекте имеется ручка, сделанная в виде заостренной палочки, небольшой пузырек, служивший чернильницей, а также песочная подушечка, заменяющая промокательную бумагу. Этот музейный экспонат является самой древней из известных письменных принадлежностей человека. Возраст прибора почтенный - ни много, ни мало 50 веков.


Осьминог действительно может вырабатывать чернила?

Издавна известно умение головоногих «пускать пыль в глаза». В минуту крайней опасности они выбрасывают из воронки струю чёрной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск более или менее благополучно уходит от погони. Ныряет в какую-нибудь расщелину или удирает, оставляя врага блуждать в потёмках.

В чернилах содержится органическая краска из группы меланинов, близкая по составу к пигменту, которым окрашены наши волосы. Оттенок чернил не у всех головоногих одинаков: у каракатиц он сине-чёрного тона (в сильном разведении цвета «сепии»), у осьминогов - чёрный, у кальмаров - коричневый.

Чернила вырабатывает особый орган - грушевидный вырост прямой кишки. Его называют чернильным мешком. Это плотный пузырёк, разделённый перегородкой на две части. Верхняя половина отведена под запасной резервуар, в нём хранятся чернила, нижняя - заполнена тканями самой железы. Её клетки набиты зёрнами чёрной краски. Старые клетки постепенно разрушаются, их краска растворяется в соках железы - получаются чернила. Они поступают на «склад» - перекачиваются в верхний пузырёк, где хранятся до первой тревоги.

Не всё содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через пол-часа уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Красящая способность чернильной жидкости необычайно велика. Каракатица за пять секунд окрашивает извергнутыми чернилами всю воду в баке вместимостью в пять с половиной тысяч литров.

А гигантские кальмары извергают из воронки столько чернильной жидкости, что морские волны мутнеют на пространстве в сотню метров!

Головоногие моллюски рождаются с мешком, наполненным чернилами. Одна почти микроскопическая крошка-каракатица, едва выбравшись из оболочки яйца, тут же окрасила воду пятью чернильными залпами.

И вот какое неожиданное открытие было сделано биологами в последнее десятилетие. Оказалось, что традиционное представление о «дымовой завесе» головоногих моллюсков следует основательно пересмотреть. Наблюдения показали, что выброшенные головоногими чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся. Они долго, до десяти минут и больше, висят в воде тёмной и компактной каплей. Но самое поразительное, что форма капли напоминает очертания выбросившего её животного. Хищник вместо убегающей жертвы хватает эту каплю. Вот тогда она «взрывается» и окутывает врага темным облаком. Акула приходит в полное замешательство, когда стайка кальмаров одновременно, как из многоствольного миномета, выбрасывает целую серию «чернильных бомб». Она мечется туда-сюда, хватает одного мнимого кальмара за другим, и вскоре вся скрывается в густом облаке рассеянных ею чернил.

Зоолог посадил кальмара в кадку и попытался поймать его рукой. Когда его пальцы были уже в нескольких дюймах от цели, кальмар внезапно потемнел и, как показалось Хэлу, замер на месте. В следующее мгновение Хэл схватил... чернильный макет, который развалился у него в руках. Обманщик плавал в другом конце кадки. Хэл повторил свою попытку, но теперь внимательно следил за кальмаром. Когда его рука вновь приблизилась, кальмар снова потемнел, выбросил «бомбу» и тут же стал мертвенно бледным, затем невидимкой метнулся в дальний конец кадки.

До чего тонкий маневр! Кальмар ведь не просто оставил вместо себя своё изображение. Нет, это сцена с переодеванием. Сначала он резкой сменой окраски привлекает внимание противника. Затем тут же подменяет себя другим темным пятном - хищник автоматически фиксирует на нем свой взгляд - и исчезает со сцены, переменив наряд. Обратите внимание: теперь у него окраска не чёрная, а белая.

Хитра на выдумки природа.

Издавна известно умение головоногих «пускать пыль в глаза». В минуту крайней опасности они выбрасывают из воронки струю черной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск более или менее благополучно уходит от погони. Ныряет в какую-нибудь расщелину или удирает, оставляя врага блуждать в потемках. В чернилах содержится органическая краска из группы меланинов, близкая по составу к пигменту, которым окрашены наши волосы. Оттенок чернил не у всех головоногих одинаков: у каракатиц он сине черного тона (в сильном разведении цвета «сепии»), у осьминогов - черный, у кальмаров - коричневый.

Чернила вырабатывает особый орган - грушевидный вырост прямой кишки. Его называют чернильным мешком. Это плотный пузырек, разделенный перегородкой на две части. Верхняя половина отведена под запасной резервуар, в нем хранятся чернила, нижняя - заполнена тканями самой железы. Ее клетки набиты зернами черной краски. Старые клетки постепенно разрушаются, их краска растворяется в соках железы - получаются чернила. Они поступают на «склад» - перекачиваются в верхний пузырек, где хранятся до первой тревоги. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через пол - часа уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил.. Каракатица за пять секунд окрашивает извергнутыми чернилами всю воду в баке вместимостью в пять с половиной тысяч литров. А гигантские кальмары извергают из воронки столько чернильной жидкости, что морские волны мутнеют на пространстве в сотню метров!

Головоногие моллюски рождаются с мешком, наполненным чернилами. Одна почти микроскопическая крошка каракатица, едва выбравшись из оболочки яйца, тут же окрасила воду пятью чернильными залпами.

И вот какое неожиданное открытие было сделано биологами в последнее десятилетие. Оказалось, что традиционное представление о «дымовой завесе» головоногих моллюсков следует основательно пересмотреть. Наблюдения показали, что выброшенные головоногими чернила растворяются не сразу, не раньше чем на что-нибудь наткнутся. Они долго, до десяти минут и больше, висят в воде темной и компактной каплей. Но самое поразительное, что форма капли напоминает очертания выбросившего ее животного. Хищник вместо убегающей жертвы хватает эту каплю. Вот тогда она «взрывается» и окутывает врага темным облаком. Акула приходит в полное замешательство, когда стайка кальмаров одновременно, как из многоствольного миномета, выбрасывает целую серию «чернильных бомб». Она мечется туда сюда, хватает одного мнимого кальмара за другим, и вскоре вся скрывается в густом облаке рассеянных ею чернил.

* Правда, еще в 1878 году Фредерик писал, что каракатица сепиола выбрасывает чернильные капли, похожие на нее по форме, и благодаря такой имитации спасается от хищников. Но этому наблюдению не придали значения. Так нередко случалось и с другими открытиями, идущими вразрез с общепринятым мнением. Прошло почти сто лет, прежде чем наблюдение Фредерика было вновь «открыто». Исследованием этого вопроса наука обязана многим натуралистам, и в первую очередь должны быть упомянуты немецкий зоолог Вильгельм шефер и английский океанолог Д. Хэл.

Зоолог посадил кальмара в кадку и попытался поймать его рукой. Когда его пальцы были уже в нескольких дюймах от цели, кальмар внезапно потемнел и, как показалось Хэлу, замер на месте. В следующее мгновение Хэл схватил... чернильный макет, который развалился у него в руках. Обманщик плавал в другом конце кадки. Хэл повторил свою попытку, но теперь внимательно следил за кальмаром. Когда его рука вновь приблизилась, кальмар снова потемнел, выбросил «бомбу» и тут же стал мертвенно бледным, затем невидимкой метнулся в дальний конец кадки. До чего тонкий маневр! Кальмар ведь не просто оставил вместо себя свое изображение.. Сначала он резкой сменой окраски привлекает внимание противника. Затем тут же подменяет себя другим темным пятном - хищник автоматически фиксирует на нем свой взгляд - и исчезает со сцены, переменив наряд. Обратите внимание: теперь у него окраска не черная, а белая. Хитра на выдумки природа.

Вильгельм Шефер считает, что, по видимому, есть две группы головоногих моллюсков: одни производят быстро рассеивающиеся в воде чернила (типа дымовой завесы), чернила других изображают в воде грубую модель их обладателя (тип - «чернильная бомба»).

Чернила типа «бомбы», насколько мне известно, обнаружены пока лишь у следующих видов: Alloteuthis subulata, Sepiola atlantica, Loligo sp. Sepioteuthis australis, Octopus vulgaris, Ommastrephes pte ropus.

Каждый моллюск в зависимости от обстоятельств может извергать чернила того или другого типа. Ведь, чтобы чернильную бомбу превратить в дымовую завесу, достаточно небольшого препятствия, о которое ее можно предварительно разбить. У всех кальмаров и каракатиц и некоторых осьминогов внутри воронки есть такое препятствие: клапан, который перекрывает ее просвет. Когда нужно выбросить «бомбу», клапан может быть плотно прижат к стенке воронки. Если моллюск чуть приподнимет его, он рассечет бомбу на мелкие осколки еще внутри сифона и наружу извергнется рассеянное облако чернил.

Могут быть и другие способы предварительного «взрыва» бомбы: например, более сильное и резкое, под большим давлением, выбрасывание чернил или пульсирующие («жующие») движения самой воронки. Возможно, что в преобразовании одной формы чернил в другую принимает участие и загадочный «орган воронки» - фигурное утолщение на ее внутренней стене, о назначении которого существуют пока лишь одни сомнительные догадки.

В последние десятилетия химикам удалось выделить вещества с необычными свойствами, которые могут пригодиться человеку. Найти их удалось, изучая морских животных. Удивительные вещества, добытые из рыб, водорослей и морских животных, известны человеку уже несколько тысячелетий. Мореплаватели и рыбаки подмечали странные и необычные свойства многих морских обитателей и даже использовали их в быту и в медицине.

Морские звезды так прочно приклеиваются к камням и днищам кораблей, что оторвать их можно только вместе с куском поверхности, так как место склеивания прочнее, чем металл. Конечно, такие повреждения вредят судну, зато такой крепкий клей может пригодиться в медицине. Химики обнаружили, что такой клей – это амор­фный метилирован­ный по­лиса­хари­д. От­верди­тель для такого клея – простая во­да. Клей не изменяет своих свойств при разных температурах, его нельзя растворить щелочью или кислотой.

Такое же вещество исследователям удалось выделить из мидий. Аме­рикан­ским би­ологам удалось за 5 лет получить всего 3 миллиграмма этого уникального клейкого вещества из 20 тысяч моллюсков. Синтезировать в лаборатории такое вещество химикам пока не удалось, а ведь оно очень пригодилось бы стоматологам и офтальмологам, в этих сферах медицины очень важно использовать клей, который не меняет своих свойств под воздействием жидкости.

В 1967 году в лаборатории американского биохимика Альберта Сент-Дь­ер­ди из моллюска было выделено вещество с про­тиво­опу­холе­вой ак­тивностью. Наиболее сильное противоопухолевое действие было получено из мол­люска Mercenarra mercenaria. Вещество назвали мерценин. В опытах на животных были получены блестящие результаты: животные с саркомой получали инъекции мерценина в течение 6 дней, а действие препарата длилось более 6 месяцев.

Как были обнаружены лечебные свойства чернил каракатицы

Интересные свойства некоторых морских веществ впервые были замечены врачами-гомеопатами. Основоположник гомеопатии немецкий врач Ганнеман наблюдал странные симптомы у своего друга-художника. Несмотря на то, что художник следовал всем рекомендациям своего врача, симптомы болезни не отступали. Ганнеман тщательно наблюдал за привычками больного, обращая внимание даже на те детали, которые, казалось бы, не имели никакого отношения к болезни. Он отметил в своих записях, что больной во время работы часто смачивает во рту кисточку, пропитанную сепией. Краску эту получают из чернил каракатицы. В то время считалось, что сепия совершенно безвредна, но по совету врача художник перестал облизывать кисточку и все симптомы его болезни исчезли. В дальнейшем Ганнеман испытал на себе действие сепии и оставил тщательное описание своего эксперимента.

Со времен Ганнемана прошло около 200 лет, а биологическая активность чернильной жидкости каракатицы до сих пор не была исследована с помощью методов современной химии. Только в 2015 году, наконец, были проведены исследования чернил каракатицы. Египетские ученые изучали действие этого вещества при карциноме Эрлиха. Оказалось, что чернила каракатицы эффективно подавляют рост опухоли. В Египте также были проведены исследования, которые доказали противогрибковый эффект чернил каракатицы.

Кроме чернил каракатицы медики с древности использовали и другие ее части. Внутреннюю раковину каракатицы растирали в порошок и использовали при лечении астмы, кожных заболеваний и невралгии.

Порошок раковины каракатицы использовали и как средство для отбеливания зубов, его смешивали с зубным порошком, чтобы усилить отбеливающий эффект.

Многие обитатели морского дна помогли медикам. Так, пептид эледозин был выделен из слюнных желез осьминога. Эледозин расширяет сосуды, снижает давление, усиливает моторику кишечника. Из нервных узлов кальмара, обитающего у Курильских островов, биохимикам удалось выделить холинэестеразу – это фермент, который теперь применяется в медицине, как противошоковое средство. Подобный фермент, полученный из мозга коровы, в 10 раз менее эффективен.

Фосфатаза, добытая из желез кальмара, обитающего в Японском и Беринговом морях, полезна при воспалительных процессах. Японский ученый Окутани исследовал применение вытяжки из скелета кальмара для лечения саркомы у подопытных мышей.

С древних времен применялись и препараты, приготовленные из других моллюсков. Размельченных улиток использовали для лечения болезней прямой кишки, головной боли, при болезнях почек и кишечника. В 1985 году советские ученые Орлов и Гелашвили описали опыт применения улиток ахатин в Нигерии. Экстракты, приготовленные из ахатин, применялись нигерийцами при угрозе выкидыша и нарушении менструального цикла. При конъюнктивитах в глаза закапывали жидкость, выделенную из моллюска. При изучении химического состава этой жидкости оказалось, что в нем содержатся вещества с успокаивающим действием. Они снижали кровяное давление и удлиняли сон.

Еще множество веществ ждет своей очереди в лабораторию биохимика. Удивительные свойства многих субстанций, полученных из морских рыб и животных, могут стать основой новых фармакологических препаратов для лечения тех заболеваний, которые сейчас считаются неизлечимыми.

Вконтакте

Одноклассники

Прародителями чернил для струйной печати были обычные чернила для письма и рисования. Их история уходит своими корнями в глубокую древность.

В Каирском музее хранится артефакт – письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, выполнявшей функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад этот прибор принадлежал придворному писцу в Древнем Египте.

При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила – сажа, разведённая в масле. Кстати, аналогичный рецепт для изготовления чернил III тысячи лет тому назад использовали египтяне, которые сжигали корни водного растения папируса, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.

Растение папирус, корни которого в Древнем Египте использовали для изготовления чернил

В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.

До наших дней сохранились рецепты чернил из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.

Каштан Черника
Бузина чёрная Грецкий орех

Растения, которые в древние времена использовали для изготовления чернил

Один из древнеримских рецептов предписывал использовать для изготовления чернил большого количества винограда. Такой виноград следовало съесть, а косточки собрать, просушить и сжечь до получения сажи, которая являлась естественным природным красителем. Для придания чернилам необходимой вязкости и консистенции сажу соединяли и тщательно перемешивали с небольшим количеством растительного масла. После этого чернила из виноградных косточек были готовы к использованию.

Виноградные косточки – сырьё для производства чернил

Ещё древние люди заметили, что осьминоги и каракатицы в минуту опасности выпускают из специальных мешков маскировочную чернильную бомбу. Люди стали использовать чернильную жидкость головоногих для письма и рисования. Для этого мешочки с чернилами извлекались из тела осьминогов и каракатиц, сушились на солнце, перемалывались в пыль, смешивались со щёлочью, разогревались, обрабатывались серной кислотой, снова сушились на солнце и помещались под пресс. В результате перечисленных манипуляций получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок.


Натуральная сепия изготавливалась из чернильного мешка осьминогов и каракатиц

Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Такие чернила имели приятный блеск и выглядели так, словно они только что вышли из-под пера писца. Ореховые чернила имели один недостаток: первые 10-12 часов после нанесения они оставались совершенно прозрачными, и лишь спустя некоторое время темнели и приобретали блеск.

Наросты – галлы на листьях дуба

Для оформления религиозных книг византийские и русские писцы изготавливали золотые и серебряные чернила. Для этого небольшую горошину патоки соединяли с тончайшими золотыми или серебряными листочками. Полученная смесь тщательно вымешивалась до однородной консистенции и использовалась для письма. Затем мёд аккуратно вымывался, а нарядные золотые буквы оставались. В Швеции до сих пор хранится пурпурная библия, написанная серебряными чернилами. Возраст этой «серебряной» библии составляет около 1,5 тысяч лет.

Библия, написанная серебряными чернилами

В Греции и древнем Риме в III в. до н.э. из киновари и пурпура изготавливали красные царские чернила. Пурпур получали из тел моллюсков брандариса, которые извлекали из раковин, помещали в солёную воду, затем вялили на солнце и варили. Из 10 тысяч моллюсков получался всего лишь 1 грамм пурпурных чернил. По приблизительным расчётам 1 кг пурпурных чернил должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Красные чернила под страхом смертной казни запрещалось использовать за пределами императорского двора. К ним была приставлена специальная стража, которая собственной головой отвечала за сохранность чернил.

Болинус брандарис, из которого в Древней Греции и Древнем Риме изготавливали пурпурные чернила

На Руси подобных строгостей, связанных с пурпурными чернилами, не было. Их научились изготавливать из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква разрисовывалась красными чернилами в виде картинки. Это облегчало деление текста на главы и его восприятие.

Личинки червеца карминоносного, из которого на Руси изготавливались красные чернила

До сих пор не разгадана загадка рубиновых, сапфировых и перламутровых чернил, которые получили название «чернил драгоценных камней». Рецепт изготовления таких чернил в строгой тайне хранили монгольские монахи.

Считается, что первым печатающим устройством, в котором были использованы черные чернила, стал пресс Иоганна Гутенберга, изобретённый в 1456 году. Пресс оборудован съёмными литерами с изображением букв. Из таких букв можно было составлять слова, фразы и целые предложения. Литеры можно было использовать многократно. Их помещали под пресс на бумажный лист и таким образом получали оттиски.

Пресс Иоганна Гутенберга

Изобретение пресса Иоганна Гутенберга значительно ускорило процесс развития чернил для струйной печати.

В 1460 году была изобретена технология печати при помощи льняного масла , которая позволила наносить изображения на металлические поверхности. Достоверного рецепта льняных чернил до наших дней не дошло. Известно лишь, что основными компонентами таких чернил были многооксиды и растительные пигменты.

Спустя несколько столетий овощные и льняные масла стали основными компонентами чернил. Такие чернила были жидкими и медленно сохли. Тогда же были изготовлены первые чернила с добавлением нефтяного дистиллята.

В XVI веке появились железные чернила , которые изготавливали из корня ольхи, ореховой или дубовой коры и чернильных орешков, настроенных в сосуде с обломками железа. При варке ольховой коры из неё выделялись дубильные кислоты, которые, взаимодействуя с обломками железа, продуцировали закисные железные соли. Свежие чернила имели бледную окраску, но при высыхании железо окислялось и темнело. Полученные отпечатки были устойчивыми к свету и не растворялись в воде. Для придания чернилам необходимой вязкости и прочности в их состав вводили вишнёвый клей (камедь), имбирь, гвоздику и квасцы.

В XVII веке вместо обломков железа при изготовлении железных чернил стали использовать медный купорос. Это позволило ускорить процесс изготовления чернил. Черные чернила, полученные таким способом, стали называть на Руси «чернила добрыя».

В 1847 году немецкий химик-органик, профессор Рунге изготовил чернила из экстракта тропического сандалового дерева. Сок этого дерева содержит гематоксилин, который при окислении вырабатывает пигмент фиолетово-чёрного цвета. Поэтому чернила, разработанные профессором Рунге, имели фиолетовый оттенок.

Профессор Рунге – изобретатель чернил из экстракта сандалового дерева

В 1870 году, спустя 414 лет после изобретения печатного пресса Иоганна Гутенберга, чернила стали использоваться в первых печатных машинках. Такие машинки были оснащены ударным механизмом с буквенными литерами и чернильной красящей лентой. Ударяя по ленте, литеры переносили на бумагу соответствующие чернильные буквы и знаки. Одна из первых моделей печатных машинок показана на рисунке ниже.

Одна из первых моделей печатных машинок

Следующим этапом в развитии чернил стало появление ализариновых чернил, которые в 1885 году изобрёл саксонский педагог Христиан Августан Леонгарди. Чернила Леонгарди изготавливались из сока орешков-галлов с добавлением краппа из корней восточного растения марены. Мареновый крап обеспечил бесцветно-мутным галловым чернилам насыщенный сине-зелёный оттенок. Позже крапп заменили на синтетический краситель, а галловые орешки – на галловую кислоту. Так ализариновые чернила стали полностью синтетическими и более дешёвыми в изготовлении. Ещё позднее был найден синтетический краситель прекрасного ярко-фиолетового цвета. Чернила, изготовленные с использованием такого красителя, получили название анилиновых.

Спустя век после изобретения ализариновых и анилиновых чернил в конце 70-х годов ХХ века были разработаны первые системы струйной печати. В 1976 году свет увидел первый струйный принтер компании IBM – Model 6640, в 1977 году первый струйник сошёл с конвейера компании Siemens, в 1978 году о разработке новой технологии струйной печати BubbleJet заявила корпорация Canon, немного позже инновационную технологию струйной печати drop-on-demand представила компания Hewlett Packard.

В первом поколении струйных принтеров использовались водные чернила, состоящие из красящей жидкости и воды. Водные чернила за счёт своей однородной консистенции и отсутствия твёрдых частиц пропитывают не только поверхностные, но и глубинные слои бумаги. Они дают очень яркие и сочные отпечатки, гораздо более красочные, чем пигментные чернила. Преимуществом водных чернил является их экономичность, недостатком – неустойчивость к солнечным лучам и влаге. Такие чернила быстро выгорают на солнце и смываются обычной водой. Отпечатки, сделанные водными чернилами, следует хранить в сухом затемнённом месте, лучше всего – в фотоальбоме.

Развитие технологии струйной печати привело к появлению фотопринтеров, предназначенных для печати качественных фотографий. В таких фотопринтерах используются пигментные чернила, в состав которых входят вода, пигменты и специальные добавки. Пигменты – это микроскопические частицы твёрдого вещества органического или не органического происхождения. Размер таких частиц в 500 раз меньше толщины человеческого волоса, поэтому они свободно проходят сквозь сопла печатающей головки. Преимуществом пигментных чернил является их устойчивость к воздействию солнечного света и влаги, недочётом – недостаточная яркость по сравнению с водными чернилами.

Изготовив первые пигментные чернила, производители тут же приступили к улучшению их состава. Сегодня химическая отрасль работает над повышением реалистичности и разнообразия оттенков струйных чернил, уменьшением размера выбрасываемых капель, повышением светостойкости и влагостойкости и т.д.

Расширяются цветовые схемы струйной печати. Если в первых струйных принтерах были установлены четырёхцветные картриджи со стандартным набором цветов CMYK (чёрный, жёлтый, пурпурный и голубой), то сегодня выпускают расширенные схемы CMYK, состоящие из шести, восьми и даже одиннадцати цветов.

К инновационным разработкам в сфере струйной печати следует отнести симпатические чернила , которые проявляются под действием ультрафиолета, исчезающие чернила , которые обесцвечиваются при нагревании, флуоресцентные чернила , которые светятся в темноте, серебряные чернила , проводящие электрические импульсы, текстильные чернила , которые превосходно печатают на ткани, латексные , в состав которых входят полимеры из искусственного латекса и некоторые другие виды чернил. За этими видами чернил стоит будущее струйной печати.

Вконтакте



Вверх