На контурной карте обозначьте государственную границу россии и. На контурной карте обозначьте государственную границу россии и Отрасли химической промышленности

«Государственные символы Беларуси» - Наша любімая маці-Радзіма, Вечна жыві і квітней, Беларусь! Беларуси. Символы государства. 1951 год. Государственная символика. 1937 год. Из истории флага. Значение цвета в геральдике. *Флаг *Герб *Гимн. Флаг Минска. Гимн (текст). Паусюль закаханыя пары І шэпат, і смех над ракой. 1991 год. Прыпеу. Горда ж узвіся ў ясныя высі, Сцяг пераможны - радасці сцяг!

«Государственный бюджет» - Правовое регулирование Административное регулирование Экономическое регулирование. Какие виды налогов вы можете назвать? Куда расходуются средства госбюджета? Расходы федерального бюджета, % ВВП. Функции налогов. Бюджетный дефицит. Государственный долг. Виды бюджетного дефицита. Региональные налоги.

«Государственные символы России» - Задачи: Красный цвет – означает отвагу, мужество и героизм. Люди, проживающие в какой-либо стране. Государственный гимн. День принятия Конституции – является государственным праздником и отмечается с 12 декабря 1993 г. Ключевое слово: Родина. Творческое задание. Россия В каком государстве мы живем? Государственные символы России.

«Государственная итоговая аттестация» - п.6 ГИА проводится в форме. п.2.1. Выпускники IX классов сдают 4 экзамена: п.3.5. Аттестат об основном общем образовании итоговые отметки по предметам второй ступени (5-9 кл.) 5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетворительно). Утверждает персональный состав организаторов и распределяет по ОУ-ППЭ. п.16 ГВЭ проводится в пунктах проведения экзамена время доставки выпускника не более часа размещаются, как правило, в ОУ в котором обучались выпускники.

«Система государственного управления» - Государственное управление как система. Конституция Российской Федерации Статья 94 - 109. Взаимосвязь государственного управления и государственной власти. Виды государственного управления. Единство государственной власти Российской Федерации. Признаки государства. Основные понятия. Конституция Российской Федерации Статья 5 Статья 11 Статья 65 - 79.

«Государственная власть» - Судебная власть субъектов РФ. Законодательная власть (гл.5ст. 54-109 Конституции РФ). Конституционно уставных суды. Федеральные службы. Теологическая теория является одной из самых древних. Государственный совет. Верховой суд Российской Федерации. Федеральная судебная власть. Президент внёс в Госдуму законопроект о внесении изменения в Уголовный кодекс.

В состав сборника вошли основные практические работы, которые можно использовать на уроках географии в курсе 9 класса "Экономическая география России". Могут быть использованы с различными учебниками по географии, выборочно либо на постоянной основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические работы по географии.

9 класс.

Учитель географии Федорова Е. В.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

9 КЛАСС

Практическая работа № 1.

Анализ карт административно-территориального деления России.

Определение по картам особенностей экономико-географического положения России.

Ход работы:

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
  5. Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50 о северной широты;
  6. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
  7. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
  8. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Практическая работа № 2.

Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.

Ход работы:

На контурной политико-административной карте России:

  1. красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. зелёным цветом обозначьте границы республик, входящих в состав Российской Федерации и подпишите их названия;
  3. подпишите названия столиц республик Российской Федерации.

Практическая работа № 3.

Оценка природно-ресурсного потенциала России.

Ход работы:

  1. На контурной карте России обозначьте условными знаками и подпишите названия важнейших месторождений минерального сырья:
  • нефти - Альметьевск (Ромашкинское), Грозный (Урус-Мартан), Нижневартовск (Самотлор), Оха, Самара (Мухановское), Сургут, Туймазы, Усинск;
  • природного газа - Астрахань, Войвож, Оренбург, Саратов, Ставрополь, Уренгой, Ямбург;
  • каменного угля - Новокузнецк и Кемерово (Кузбасс), Воркута (Печорский бассейн), Шахты (Донбасс), Черемхово (Иркутский бассейн), Нерюнгри (Южно-Якутский бассейн);
  • бурого угля - Назарово и Ирша-Бородинское (Канско-Ачинский бассейн), Тула (Подмосковный бассейн);
  • железных руд - КМА, Качканар, Магнитогорск, Костомукша, Приангарье (Коршуновское);
  • алюминиевых руд - Бокситогорск, Сулея, Хибины;
  • медных руд - Гай, Красноуральск, Кыштым, Норильск, Ревда, Сибай, Удокан;
  • никелевых руд - Норильск, Никель, Верхний Уфалей и Реж;
  • полиметаллических руд - Дальнегорск, Забайкалье, Алтай (Орловское), Садон, Салаир;
  • оловянных руд - Верхоянск, Депутатский, Кавалерово, Певек, Шерловая Гора, Эсэ-Хайя;
  • золота - Алдан, Бодайбо, Золотая Гора, Омсукчан, Усть-Нера;
  • поваренной соли - Баскунчак, Эльтон;
  • калийных солей - Соликамск и Березники;
  • фосфоритов - Егорьевск, Брянск, Кингисепп, Рудничный;
  • апатитов - Хибины;
  • серы - Самара;
  • асбеста - Асбест, Ак-Довурак;
  • янтаря - Янтарный;
  • алмазов - Мирный, Удачный, Айхал, Эбеляхское.
  1. Зелёным цветом заштрихуйте лесоизбыточные регионы России, коричневым цветом - регионы, обеспеченные почвенными ресурсами, условными знаками обозначьте районы, богатые гидроэнегоресурсами, геотермальными и рекреационными ресурсами.

Практическая работа № 4.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.

Ход работы : Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.

Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.

Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.

Используя диаграмму на страницах учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.

Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.

- Используя карты атласа и справочную литературу, на контурной карте России выполните следующее задание:

  1. Обозначьте границы экономических районов России;
  2. Подпишите названия городов-миллионеров России;
  3. Сделайте вывод о размещении населения России.

Практическая работа 5.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу

Языковая семья

Народы

Ареал расселения

Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения

1.Индоевропейцы

Русские

Украинцы

Белорусы

Немцы

2. Алтайская

Татары

Чуваши

Башкиры

3.Урало –

Юкагирская

Мордва

4. Северо- кавказская

Чеченцы

Кабардино-балкарцы

Ингуши

  1. - Определите области с преобладанием русского населения.
  2. - Назовите регионы с многонациональным составом населения.
  3. - Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.
  4. - Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
  5. - Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.

Практическая работа 6.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.

Ход работы: Заполните таблицу:

Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.

План

Характеристика

1. Географическое положение

2. Оценка уровня развития

3. Основные центры

А) добычи нефти

Б) переработки нефти

транспортировки

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти

Вывод. Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.

Практическая работа 7.

Составление характеристики угольного бассейна России.

Цель работы: отработать умение составлять экономико-географические характеристики угольных бассейнов (топливно-энергетических баз) по плану, используя картосхему, карты атласа и другие источники информации.

Материалы для выполнения работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс).

Ход работы:

Вариант 1.

Задание: Дайте характеристику бассейна по плану (на примере Печорского угольного бассейна).

План характеристики:

Печорский угольный бассейн

1.Географическое положение бассейна. В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн?

2. Способ добычи:

3. Глубина добычи:

4. Мощность пластов:

5. Качество угля:

6. Себестоимость добычи:

7. Величина добычи и запасы угля:

8. Потребители:

9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.)

10. Перспективы развития бассейна.

Вариант 2:

Задание: по карте атласа определите местоположение Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов. Дайте их сравнительную характеристику и сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов. Заполните таблицу, сделайте вывод.

План сравнения

бассейн

Кузбасс

Канско-Ачинский

1. географическое положение

2.Способы добычи

3. условия добычи и затраты на добычу.

4. Количество (добыча и запасы) и качество добываемого угля

5. Потребители

6. Проблемы окружающей среды

7. Перспективы развития

Вывод

Практическая работа 8:

Составление характеристики одной из металлургических баз России - Центральной.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристик) топливной базы по картам и статистическим данным.

План.

  1. Географическое положение относительно потребителей;
  2. Сырьё, месторождения;
  3. Топливные ресурсы;
  4. Металлургические комбинаты (центры);
  5. Значение.

Практическая работа 9.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.

Ход работы: Заполните таблицу:

Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

Практическая работа 10:

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

оценочная 7

Цель работы : составить развернутую характеристику одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам, выявить факторы размещения каждого из направлений (отраслей).

Результаты анализа материалов оформить в виде таблицы

Отрасли химической промышленности

Факторы размещения

Выводы, значение отрасли

Горно-химическая промышленность

Калийные соли:

Фосфорные:

Азотные: Сера:

Калийные удобрения:

Фосфорные удобрения:

Азотные удобрения:

Щелочи, кислоты и соли:

Органическая химия

Практическая работа 11:

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.

Ход работы: Заполните таблицы:

Растениеводство

Фактор размещ ения

Природная зона

Экономические районы

1.Пшеница

А) озимая

Б) яровая

Теплый климат, увлажнение

Лесостепная и степная зоны

3. Кукуруза

Теплый климат, увлажнение

степная зона, предгорные районы

3. Картофель

Умеренный климат

увлажнение

Густонаселенные районы

Лесная зона, лесостепная зона

4. Лен

Умеренный климат

Лесная зона

5. Подсолнечник

Теплый климат, увлажнение

Степная зона

Животноводство

Фактор размещ ения

Природная зона

Экономические районы

1. Овцеводство

Сухой, горный климат

Степная зона и

предгорные районы

2.КРС

а) мясное

б) молочное

Сухой климат

увлажнение

Лесостепь и степь.

Лесная зона

3. Свиноводство

Густонаселенные

Районы, пригородные районы

Лесная зона, лесостепь, степь

Практическая работа 12:

Анализ экономической карты России.

Группировка отраслей по различным показателям.

Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.

Ход работы:

Заполните таблицу:

Межотраслевые комплексы России.

Межотраслевые комплексы

Хозяйственные функции

Отрасли, входящие в комплекс

Научный

Военно-промышленный

Машиностроительный

Топливно-энергетический

Металлургический, химико-лесной

Агропромышленный

Инфраструктурный

Практическая работа 13.

Составление экономико-географической характеристики одного из экономических районов России.

Изучение Северного экономического района.

Выполнение практической работы:

План экономико-географической характеристики региона.

  1. Состав территории.
  2. Размеры территории.
  1. Границу Северного экономического района;
  2. Подпишите названия морей, омывающих берега района;
  3. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ухта, Усинск), природного газа (Войвож), каменного угля (Воркута, Инта), железных (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), медных (Печенга), никелевых (Никель), алюминиевых руд (Хибины и Иксинское), апатитов (Кировск) и поваренной соли (Серёгово);
  4. Условными знаками обозначьте районы распространения лесных, рыбных и гидроэнергетических ресурсов;
  5. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Мурманск, Мончегорск, Кандалакшу, Петрозаводск, Надвоицы, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Великий Устюг, Вологду, Череповец, Сыктывкар, Ухту, Воркуту) и отметьте отрасли их промышленной специализации);
  6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного экономического района.

Практическая работа № 14.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.

Ход урока:

На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:

  1. Границу Северо-Западного экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Подпишите названия морских объектов, омывающих берега района;
  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Калининградское), горючих сланцев (Сланцы), алюминиевых руд (Бокситогорск), фосфоритов (Кингисепп) и янтаря (Янтарный);
  5. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Санкт-Петербург, Колпино, Выборг, Светогорск, Великий Новгород, Псков и Калининград) и отметьте отрасли их промышленной специализации);
  6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северо-Западного экономического района.

Практическая работа № 15.

Составление картосхемы экономического развития Центрального экономического района.

Оценочная 9

Ход урока:

  1. Состав территории.
  2. Размеры территории.
  3. Вид и особенности экономико-географического положения (в какой части России находится, с чем и где граничит, какими морями и где омывается, вывод о экономико- и политико-географическом положении).
  4. Природно-ресурсный потенциал и вывод об обеспеченности природными ресурсами.
  5. Характерные черты населения (численность, размещение, состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграции и обеспеченность трудовыми ресурсами).
  6. Отрасли промышленной специализации и их крупнейшие центры.
  7. Важнейшие отрасли сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные регионы.
  8. Особенности развития транспортной системы, крупнейшие транспортные узлы.
  9. Особенности развития непроизводственной сферы.
  10. Внешние экономические связи, структура внешней торговли, основные вывозимые и ввозимые товары.
  11. Проблемы и перспективы развития региона.
  12. Вывод о экономическом развитии региона.

Практическая работа № 16.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Кавказского экономического района.

Ход работы:

На контурной карте Европейского Юга (Северного Кавказа) обозначьте:

  1. Границу Северо-Кавказского экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Подпишите моря, омывающие берега района, включая Каспийское море;
  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Гудермес, Избербаш, Ахтырский), природного газа (Ставрополь, Мирное, Тахта), каменного угля (Шахты), полиметаллических (Садон), вольфрамовых и молибденовых руд (Тырныауз), цементного сырья (Новороссийск), минеральных вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сочи);
  5. Условными знаками обозначьте районы распространения почвенных и рекреационных ресурсов;
  6. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Ставрополь, Невинномысск, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу) и отметьте отрасли их промышленной специализации);
  7. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного Кавказа;
  8. Условными знаками обозначьте важнейшие морские порты региона (Таганрог, Новороссийск, Туапсе, Махачкалу).

Практическая работа № 17.

Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.

Ход урока:

Работа выполняется при изучении Уральского и Поволжского экономических районов.

Поволжский экономический район.

На контурной карте Поволжья обозначьте:

  1. Границу Поволжского экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Подпишите Каспийское море;
  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ромашкинское, Мухановское), природного газа (Астраханское, Саратов, Ики-Бурул), серы (Астрахань и Самара), поваренной соли (Баскунчак);
  5. Условными знаками обозначьте районы распространения рыбных и почвенных ресурсов;
  6. Условными знаками обозначьте Волжскую, Саратовскую и Волгоградскую ГЭС, Балаковскую и Димитровградскую АЭС, Заинскую ГРЭС;
  7. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Казань, Набережные Челны, Ульяновск, Самару, Тольятти, Чапаевск, Сызрань, Саратов, Энгельс, Балаково, Пензу, Волгоград, Волжский, Камышин, Астрахань) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Поволжского экономического района

Уральский экономический район.

На контурной карте Урала обозначьте:

  1. Границу Уральского экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Туймазы, Оса, Мишкинское), природного газа (Оренбург), каменного угля (Кизел), бурого угля (Копейск, Кумертау), железных (Качканар, Магнитогорск, Гай), хромовых (Сараны), марганцевых (Полуночное), медных (Гай, Красноуральск, Кыштым, Ревда, Сибай), никелевых (Верхний Уфалей, Реж), алюминиевых руд (Сулея), золота (Берёзовское, Кочкарское), асбеста (Асбест), серы (Оренбург), калийной (Соликамск, Березники) и поваренной соли (Березники, Соль-Илецк);
  4. Условными знаками обозначьте районы распространения лесных и почвенных ресурсов;
  5. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Уфу, Стерлитамак, Салават, Ижевск, Пермь, Соликамск, Березники, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Орск, Новотроицк, Курган) и отметьте отрасли их промышленной специализации);
  6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Уральского экономического района.

Практическая работа № 18.

Составление картосхемы экономического развития Западной и Восточной Сибири.

Ход работы:

Работа выполняется при изучении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Часть 1. На контурной карте Западной Сибири обозначьте:

  1. Границу Западно-Сибирского экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Самотлор, Салымское, Сургут, Варьеганское), природного газа (Новый Уренгой, Ямбург, Медвежье, Заполярное), каменного угля (Новокузнецк, Кемерово), полиметаллических руд (Салаир, Орловское), поваренной (Бурла) и глауберовой соли (Кучук);
  4. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Омск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Рубцовск, Новоалтайск, Кемерово, Новокузнецк, Белово, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Ленинск-Кузнецкий) и отметьте отрасли их промышленной специализации;
  5. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Западной Сибири.

Часть 2. На контурной карте Восточной Сибири обозначьте:

  1. Границу Восточно-Сибирского экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Подпишите моря, омывающие берега района;
  4. Условными знаками обозначьте месторождения каменного угля (Черемхово, Абакан), бурого угля (Назарово, Ирша-Бородинское, Чита), железных руд (Коршуновское), медных и никелевых руд (Норильск), вольфрамовых и молибденовых (Джидинское), оловянных руд (Шерловая Гора), золота (Бодайбо, Советское), платины (Норильск), асбеста (Ак-Довурак), поваренной соли (Усолье-Сибирское);
  5. Условными знаками обозначьте Саянскую, Красноярскую, Братскую, Усть-Илимскую и Иркутскую ГЭС, Берёзовскую ГРЭС;
  6. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Красноярск, Ачинск, Канск, Саяногорск, Норильск, Дудинку, Игарку, Лесосибирск, Иркутск, Шелехов, Братск, Усть-Илимск, Улан-Удэ, Читу) и отметьте отрасли их промышленной специализации;
  7. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Восточной Сибири;
  8. Условными знаками отметьте главные морские порты района: Дудинку, Игарку, Диксон.

Практическая работа № 19.

Составление картосхемы экономического развития Дальневосточного экономического района.

(Оценочная 9)

Ход работы:

На контурной карте Дальнего Востока (Восточной Сибири и Дальнего Востока) обозначьте:

  1. Границу Дальневосточного экономического района;
  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;
  3. Подпишите моря и океаны, омывающие берега района;
  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Оха), природного газа (Средневилюйское), каменного угля (Нерюнгри, Сангар, Средний Ургал, Партизанск, Бошняково), бурого угля (Райчихинск, Бикин, Артём, Углегорск), полиметаллических руд (Дальнегорск), оловянных руд (Певек, Депутатский, Эссе-Хайя, Кавалерово, Перевальное), золота (Дукат, Усть-Нера, Нежданинское, Аллах-Юнь, Золотая Гора), поваренной соли (Кемпендяй), алмазов (Мирный, Айхал, Эбеляхское);
  5. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Находка, Дальнегорск, Благовещенск, Якутск, Магадан, Петропавловск-Камчатский) и отметьте отрасли их промышленной специализации;
  6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Дальнего Востока;
  7. Условными знаками обозначьте важнейшие морские порты: Владивосток, Находку, Холмск, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Тикси, Певек.

Практическая работа № 20.

Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Ближнего Зарубежья.

(Оценочная 10)

Ход работы:

Используя типовой план экономико-географической характеристики страны, текст учебника, справочную и другую литературу, составьте экономико-географическую характеристику страны Ближнего Зарубежья (по вариантам)и сравните 2 страны на выбор между собой, используя план ЭГХ пособия..


Мы надеемся, что контурные карты помогут вам при изучении такого интересного предмета, как география. При выполнении любых заданий вы можете пользоваться школьным учебником и географическим атласом, но это не значит, что нужно перерисовывать подробно карты атласа, выполняйте только конкретные задания. Для того чтобы облегчить вашу работу, на каждой карте уже нанесена часть географических объектов. Это поможет вам быстрее сориентироваться, выполняя те задания, которые указаны на контурной карте, и задания, предложенные учителем дополнительно.
Помните, что контурная карта должна быть заполнена не только правильно, но и аккуратно. Посмотрите, как располагаются названия географических объектов в картах атласа. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие географические объекты можно отметить цифрами, а затем пояснить их значения в легенде карты.
Для правильного и аккуратного нанесения на контурную карту географических названий используйте линии рамок карты, речные системы, береговую линию и границы государств.
Перед началом работы определите условные знаки, которые вы будете использовать, и покажите их значение в легенде карты.
Желаем вам успехов в изучении географии и познании того мира, в котором мы живём.

Примеры.
Подпишите на контурной карте названия стран, граничащих с Россией. Штриховкой выделите страны - члены СНГ и подпишите их столицы.
Выделите разным цветом соседей первого и второго порядка.
Проведите границу между европейской и азиатской частями Российской Федерации. Определите и подпишите на карте долю
каждой из частей в населении и территории. Рассчитайте среднюю плотность населения для всей страны в целом и для каждой из её частей в отдельности.
Подпишите названия городов - крупных морских портов. Оцените значение морей, омывающих территорию России, для её внешней торговли.
Обозначьте основных торговых партнёров России.

Обозначьте все республики в составе Российской Федерации и подпишите их административные центры.
Нанесите на контурную карту границы и подпишите названия автономных округов (АО).
Штриховкой выделите самую большую и самую маленькую по площади республику в составе Российской Федерации.
Выделите субъект Российской Федерации, в котором вы живёте. Подпишите название административного центра, площадь территории и количество населения. Рассчитайте среднюю плотность и сравните со средней плотностью населения всей страны.
Нанесите границы федеральных округов, подпишите их центры.

СОДЕРЖАНИЕ
Страницы
1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
2-3 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
4-5 НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
6 РЕЛИГИИ НАРОДОВ РОССИИ
7 ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР И СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ
8 ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ
9 ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ РОССИИ
10 ПОВОЛЖЬЕ
11 ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ
12-13 УРАЛ
14-15 ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
16 ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, 9 класс, Контурные карты, Сиротин В.И., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • География, Экономическая и социальная география мира, Учебник для учащихся 9 классов школ общего среднего образования, Каюмов А., Сафаров И., Тиллябаева М., Федорко В., 2019

Практические работы по географии.

9 класс.

Учитель географии Федорова Е. В.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

9 КЛАСС

Практическая работа № 1.

Анализ карт административно-территориального деления России.

Определение по картам особенностей экономико-географического положения России.

Ход работы:

На контурной карте России:

    Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;

    Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;

    Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;

    Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;

    Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50 о северной широты;

    Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;

    Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;

    Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Практическая работа № 2.

Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.

Ход работы:

На контурной политико-административной карте России:

    красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;

    зелёным цветом обозначьте границы республик, входящих в состав Российской Федерации и подпишите их названия;

    подпишите названия столиц республик Российской Федерации.

Практическая работа № 3.

Оценка природно-ресурсного потенциала России.

Ход работы:

    На контурной карте России обозначьте условными знаками и подпишите названия важнейших месторождений минерального сырья:

    нефти - Альметьевск (Ромашкинское), Грозный (Урус-Мартан), Нижневартовск (Самотлор), Оха, Самара (Мухановское), Сургут, Туймазы, Усинск;

    природного газа - Астрахань, Войвож, Оренбург, Саратов, Ставрополь, Уренгой, Ямбург;

    каменного угля - Новокузнецк и Кемерово (Кузбасс), Воркута (Печорский бассейн), Шахты (Донбасс), Черемхово (Иркутский бассейн), Нерюнгри (Южно-Якутский бассейн);

    бурого угля - Назарово и Ирша-Бородинское (Канско-Ачинский бассейн), Тула (Подмосковный бассейн);

    железных руд - КМА, Качканар, Магнитогорск, Костомукша, Приангарье (Коршуновское);

    алюминиевых руд - Бокситогорск, Сулея, Хибины;

    медных руд - Гай, Красноуральск, Кыштым, Норильск, Ревда, Сибай, Удокан;

    никелевых руд - Норильск, Никель, Верхний Уфалей и Реж;

    полиметаллических руд - Дальнегорск, Забайкалье, Алтай (Орловское), Садон, Салаир;

    оловянных руд - Верхоянск, Депутатский, Кавалерово, Певек, Шерловая Гора, Эсэ-Хайя;

    золота - Алдан, Бодайбо, Золотая Гора, Омсукчан, Усть-Нера;

    поваренной соли - Баскунчак, Эльтон;

    калийных солей - Соликамск и Березники;

    фосфоритов - Егорьевск, Брянск, Кингисепп, Рудничный;

    апатитов - Хибины;

    серы - Самара;

    асбеста - Асбест, Ак-Довурак;

    янтаря - Янтарный;

    алмазов - Мирный, Удачный, Айхал, Эбеляхское.

    Зелёным цветом заштрихуйте лесоизбыточные регионы России, коричневым цветом - регионы, обеспеченные почвенными ресурсами, условными знаками обозначьте районы, богатые гидроэнегоресурсами, геотермальными и рекреационными ресурсами.

Практическая работа № 4.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.

Ход работы : Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.

Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.

Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.

Используя диаграмму на страницах учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.

Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.

- Используя карты атласа и справочную литературу, на контурной карте России выполните следующее задание:

    Обозначьте границы экономических районов России;

    Подпишите названия городов-миллионеров России;

    Сделайте вывод о размещении населения России.

Практическая работа 5.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу

Языковая семья

Народы

Ареал расселения

Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения

1.Индоевропейцы

Украинцы

Белорусы

2. Алтайская

3.Урало –

юкагирская

4. Северо- кавказская

Кабардино-балкарцы

    Определите области с преобладанием русского населения.

    Назовите регионы с многонациональным составом населения.

    Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.

    Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.

    Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.

Практическая работа 6.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.

Ход работы: Заполните таблицу:

Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.

План

Характеристика

1. Географическое положение

2. Оценка уровня развития

3. Основные центры

а) добычи нефти

б) переработки нефти

транспортировки

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти

Вывод. Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.

Практическая работа 7.

Составление характеристики угольного бассейна России.

Цель работы: отработать умение составлять экономико-географические характеристики угольных бассейнов (топливно-энергетических баз) по плану, используя картосхему, карты атласа и другие источники информации.

Материалы для выполнения работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс).

Ход работы:

Вариант 1.

Задание: Дайте характеристику бассейна по плану (на примере Печорского угольного бассейна).

План характеристики:

Печорский угольный бассейн

1.Географическое положение бассейна. В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн?

2. Способ добычи:

3. Глубина добычи:

4. Мощность пластов:

5. Качество угля:

6. Себестоимость добычи:

7. Величина добычи и запасы угля:

8. Потребители:

9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.)

10. Перспективы развития бассейна.

Вариант 2:

Задание: по карте атласа определите местоположение Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов. Дайте их сравнительную характеристику и сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов. Заполните таблицу, сделайте вывод.

План сравнения

бассейн

Кузбасс

Канско-Ачинский

1. географическое положение

2.Способы добычи

3. условия добычи и затраты на добычу.

4. Количество (добыча и запасы) и качество добываемого угля

5. Потребители

6. Проблемы окружающей среды

7. Перспективы развития

Вывод

Практическая работа 8:

Составление характеристики одной из металлургических баз России - Центральной.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристик) топливной базы по картам и статистическим данным.

План.

    Географическое положение относительно потребителей;

    Сырьё, месторождения;

    Топливные ресурсы;

    Металлургические комбинаты (центры);

    Значение.

Практическая работа 9.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.

Ход работы: Заполните таблицу:

Группа отраслей

Основной фактор размещения

Районы

Трудоемкое

машиностроение

Металлоемкое машиностроение

Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

Практическая работа 10:

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

оценочная 7

Цель работы : составить развернутую характеристику одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам, выявить факторы размещения каждого из направлений (отраслей).

Результаты анализа материалов оформить в виде таблицы

Отрасли химической промышленности

Факторы размещения

Выводы, значение отрасли

Горно-химическая промышленность

Калийные соли:

Фосфорные:

Азотные: Сера:

Калийные удобрения:

Фосфорные удобрения:

Азотные удобрения:

Щелочи, кислоты и соли:

Органическая химия

Практическая работа 11:

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.

Ход работы: Заполните таблицы:

Растениеводство

Фактор размещ ения

Природная зона

Экономические районы

1.Пшеница

а) озимая

б) яровая

Теплый климат, увлажнение

Лесостепная и степная зоны

3. Кукуруза

Теплый климат, увлажнение

степная зона, предгорные районы

3. Картофель

Умеренный климат

увлажнение

Густонаселенные районы

Лесная зона, лесостепная зона

Умеренный климат

Лесная зона

5. Подсолнечник

Теплый климат, увлажнение

Степная зона

Животноводство

Фактор размещ ения

Природная зона

Экономические районы

1. Овцеводство

Сухой, горный климат

Степная зона и

предгорные районы

а) мясное

б) молочное

Сухой климат

увлажнение

Лесостепь и степь.

Лесная зона

3. Свиноводство

Густонаселенные

Районы, пригородные районы

Лесная зона, лесостепь, степь

Практическая работа 12:

Анализ экономической карты России.

Группировка отраслей по различным показателям.

Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.

Ход работы:

Заполните таблицу:

Межотраслевые комплексы России.

Межотраслевые комплексы

Хозяйственные функции

Отрасли, входящие в комплекс

Научный

Военно-промышленный

Машиностроительный

Топливно-энергетический

Металлургический, химико-лесной

Агропромышленный

Инфраструктурный

Практическая работа 13.

Составление экономико-географической характеристики одного из экономических районов России.

Изучение Северного экономического района.

Выполнение практической работы:

План экономико-географической характеристики региона.

    Состав территории.

    Размеры территории.

На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:

    Границу Северного экономического района;

    Подпишите названия морей, омывающих берега района;

    Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ухта, Усинск), природного газа (Войвож), каменного угля (Воркута, Инта), железных (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), медных (Печенга), никелевых (Никель), алюминиевых руд (Хибины и Иксинское), апатитов (Кировск) и поваренной соли (Серёгово);

    Условными знаками обозначьте районы распространения лесных, рыбных и гидроэнергетических ресурсов;

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Мурманск, Мончегорск, Кандалакшу, Петрозаводск, Надвоицы, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Великий Устюг, Вологду, Череповец, Сыктывкар, Ухту, Воркуту) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

    Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного экономического района.

Практическая работа № 14.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.

Ход урока:

На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:

    Границу Северо-Западного экономического района;

    Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

    Подпишите названия морских объектов, омывающих берега района;

    Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Калининградское), горючих сланцев (Сланцы), алюминиевых руд (Бокситогорск), фосфоритов (Кингисепп) и янтаря (Янтарный);

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Санкт-Петербург, Колпино, Выборг, Светогорск, Великий Новгород, Псков и Калининград) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

    Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северо-Западного экономического района.

Практическая работа № 15.

Составление картосхемы экономического развития Центрального экономического района.

Оценочная 9

Ход урока:

    Состав территории.

    Размеры территории.

    Вид и особенности экономико-географического положения (в какой части России находится, с чем и где граничит, какими морями и где омывается, вывод о экономико- и политико-географическом положении).

    Природно-ресурсный потенциал и вывод об обеспеченности природными ресурсами.

    Характерные черты населения (численность, размещение, состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграции и обеспеченность трудовыми ресурсами).

    Отрасли промышленной специализации и их крупнейшие центры.

    Важнейшие отрасли сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные регионы.

    Особенности развития транспортной системы, крупнейшие транспортные узлы.

    Особенности развития непроизводственной сферы.

    Внешние экономические связи, структура внешней торговли, основные вывозимые и ввозимые товары.

    Проблемы и перспективы развития региона.

    Вывод о экономическом развитии региона.

Практическая работа № 16.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Кавказского экономического района.

Ход работы:

На контурной карте Европейского Юга (Северного Кавказа) обозначьте:

    Границу Северо-Кавказского экономического района;

    Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

    Подпишите моря, омывающие берега района, включая Каспийское море;

    Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Гудермес, Избербаш, Ахтырский), природного газа (Ставрополь, Мирное, Тахта), каменного угля (Шахты), полиметаллических (Садон), вольфрамовых и молибденовых руд (Тырныауз), цементного сырья (Новороссийск), минеральных вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сочи);

    Условными знаками обозначьте районы распространения почвенных и рекреационных ресурсов;

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Ставрополь, Невинномысск, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

    Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного Кавказа;

    Условными знаками обозначьте важнейшие морские порты региона (Таганрог, Новороссийск, Туапсе, Махачкалу).

Практическая работа № 17.

Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.

Ход урока:

Работа выполняется при изучении Уральского и Поволжского экономических районов.

Поволжский экономический район.

На контурной карте Поволжья обозначьте:

    Границу Поволжского экономического района;

    Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

    Подпишите Каспийское море;

    Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ромашкинское, Мухановское), природного газа (Астраханское, Саратов, Ики-Бурул), серы (Астрахань и Самара), поваренной соли (Баскунчак);

    Условными знаками обозначьте районы распространения рыбных и почвенных ресурсов;

    Условными знаками обозначьте Волжскую, Саратовскую и Волгоградскую ГЭС, Балаковскую и Димитровградскую АЭС, Заинскую ГРЭС;

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Казань, Набережные Челны, Ульяновск, Самару, Тольятти, Чапаевск, Сызрань, Саратов, Энгельс, Балаково, Пензу, Волгоград, Волжский, Камышин, Астрахань) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Поволжского экономического района

Уральский экономический район.

На контурной карте Урала обозначьте:

    Границу Уральского экономического района;

    Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

    Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Туймазы, Оса, Мишкинское), природного газа (Оренбург), каменного угля (Кизел), бурого угля (Копейск, Кумертау), железных (Качканар, Магнитогорск, Гай), хромовых (Сараны), марганцевых (Полуночное), медных (Гай, Красноуральск, Кыштым, Ревда, Сибай), никелевых (Верхний Уфалей, Реж), алюминиевых руд (Сулея), золота (Берёзовское, Кочкарское), асбеста (Асбест), серы (Оренбург), калийной (Соликамск, Березники) и поваренной соли (Березники, Соль-Илецк);

    Условными знаками обозначьте районы распространения лесных и почвенных ресурсов;

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Уфу, Стерлитамак, Салават, Ижевск, Пермь, Соликамск, Березники, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Орск, Новотроицк, Курган) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

    Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Уральского экономического района.

Практическая работа № 18.

Составление картосхемы экономического развития Западной и Восточной Сибири.

Ход работы:

Работа выполняется при изучении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Часть 1. На контурной карте Западной Сибири обозначьте:

    Границу Западно-Сибирского экономического района;

    Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

    Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Самотлор, Салымское, Сургут, Варьеганское), природного газа (Новый Уренгой, Ямбург, Медвежье, Заполярное), каменного угля (Новокузнецк, Кемерово), полиметаллических руд (Салаир, Орловское), поваренной (Бурла) и глауберовой соли (Кучук);

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Омск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Рубцовск, Новоалтайск, Кемерово, Новокузнецк, Белово, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Ленинск-Кузнецкий) и отметьте отрасли их промышленной специализации;

    Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Западной Сибири.

Часть 2. На контурной карте Восточной Сибири обозначьте:

    Границу Восточно-Сибирского экономического района;

    Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

    Подпишите моря, омывающие берега района;

    Условными знаками обозначьте месторождения каменного угля (Черемхово, Абакан), бурого угля (Назарово, Ирша-Бородинское, Чита), железных руд (Коршуновское), медных и никелевых руд (Норильск), вольфрамовых и молибденовых (Джидинское), оловянных руд (Шерловая Гора), золота (Бодайбо, Советское), платины (Норильск), асбеста (Ак-Довурак), поваренной соли (Усолье-Сибирское);

    Условными знаками обозначьте Саянскую, Красноярскую, Братскую, Усть-Илимскую и Иркутскую ГЭС, Берёзовскую ГРЭС;

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Красноярск, Ачинск, Канск, Саяногорск, Норильск, Дудинку, Игарку, Лесосибирск, Иркутск, Шелехов, Братск, Усть-Илимск, Улан-Удэ, Читу) и отметьте отрасли их промышленной специализации;

    Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Восточной Сибири;

    Условными знаками отметьте главные морские порты района: Дудинку, Игарку, Диксон.

Практическая работа № 19.

Составление картосхемы экономического развития Дальневосточного экономического района.

(Оценочная 9)

Ход работы:

На контурной карте Дальнего Востока (Восточной Сибири и Дальнего Востока) обозначьте:

    Границу Дальневосточного экономического района;

    Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

    Подпишите моря и океаны, омывающие берега района;

    Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Оха), природного газа (Средневилюйское), каменного угля (Нерюнгри, Сангар, Средний Ургал, Партизанск, Бошняково), бурого угля (Райчихинск, Бикин, Артём, Углегорск), полиметаллических руд (Дальнегорск), оловянных руд (Певек, Депутатский, Эссе-Хайя, Кавалерово, Перевальное), золота (Дукат, Усть-Нера, Нежданинское, Аллах-Юнь, Золотая Гора), поваренной соли (Кемпендяй), алмазов (Мирный, Айхал, Эбеляхское);

    Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Находка, Дальнегорск, Благовещенск, Якутск, Магадан, Петропавловск-Камчатский) и отметьте отрасли их промышленной специализации;

    Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Дальнего Востока;

    Условными знаками обозначьте важнейшие морские порты: Владивосток, Находку, Холмск, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Тикси, Певек.

Практическая работа № 20.

Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Ближнего Зарубежья.

(Оценочная 10)

Ход работы:

Используя типовой план экономико-географической характеристики страны, текст учебника, справочную и другую литературу, составьте экономико-географическую характеристику страны Ближнего Зарубежья (по вариантам)и сравните 2 страны на выбор между собой, используя план ЭГХ пособия..



Вверх