Какой церковный праздник 02 апреля года. Календарь церковных праздников апреля

Начинается апрель 2019 года с Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемое 7-ым числом апреля . Данное празднество символизирует начало искупления человеческих грехов (как оно и называлось в определенный период времени). В этот день Дева Мария получила благую весть о том, что зачала и должна родить Сына Божьего. Всякая работа, физический ли то труд или же умственный, считается греховной в этот день. Все силы истинного христианина должны уйти на благодарность Деве Марии за то, что она помогла Иисусу Христу войти в этот мир.

Лазарева суббота

Суббота, которая идет предварительно Вербного Воскресенья, называется Лазаревой субботой. В 2019 году этот праздник выпадает на 20 апреля . В этот день всякий и каждый вспоминает о чуде воскрешения Лазаря Иисусом Христом. Лазарь – молодой человек, который был обязан погибнуть, дабы показать всему свету насколько же он греховен. Ужас от смерти Лазаревой затмил Иисуса Христа, и тот прослезился. Потому что каждый обязан помнить, что всякая тварь Божия обречена на вечную жизнь, и лишь человеческое существо греховною сущностью своей – на смерть. И потому был воскрешен Лазарь из своей гробницы-пещеры. Жил он далее еще три десятка лет, проповедовал христианство на Кипре.

Вербное Воскресенье

Продолжает череду православных праздников 21-е число апреля – вход Господень в Иерусалим или же Вербное Воскресенье. Был такой прекрасный обычай у древних евреев – въезжать на конях или же на ослах, символизируя победителя. В этот праздник все живущие вспоминают то, как взошел Иисус Христос в Иерусалим в качестве победителя всего греховного и преступного. И был Иисус волен в своих страданиях, избавляя землю от царства скверны.

Пасха (Светлое Воскресение Христово)


Тот самый религиозный праздник, когда каждая старушка кричит другой через всю улицу «Христос Воскрес!», а та отвечает ей «Воистину Воскрес», выпадает на 28-е число апреля .
Это событие считается самым великим праздником для каждого христианского человека. По истечении третьего дня своей смерти Господь воскрес, и тело его поддалось изменениям чудотворным, если верить Священному Писанию.
В этот день, по традиции, пекут куличи и идут освящать яйца. В этот же день Великий Пост приходит к концу.

Светлая Пасхальная неделя

Сплошная Светлая Пасхальная Седмица выпадает в 2019-ом году на 28-е число апреля . В первую неделю после пасхального праздника по средам и по пятницам отменяется пост и воспеваются Пасхальные часы вместо утренних и вечерних молитв.
Ежедневно, после литургических песен, совершается праздничный крестный ход и звонят во все колокола, выражая радость.
Вся неделя олицетворяет собой час ликования тому, что воскрес когда-то давно Иисус Христос и одновременно полностью вечный промежуток времени, который должен напомнить о том, что когда-то в Царствие Божьем время уже не будет существовать.

Великий вторник Страстной Седмицы.

Святителя Евстафия иcповедника, епископа Вифинийского.

Продолжается Великий пост.

Великая среда страстной седмицы.

Пpеподобного Иоанна Лествичника, игуменa Синайского.

Продолжается Великий пост.

Великий четверг (чистый четверг).

Святителя Ионы, митpополита Киевского, Московского и всeя России, чудотворца.

Продолжается Великий пост.

На неделе перед Пасхой для православных христиан наступает Великий (Чистый) Четверг. Во время богослужений в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной Вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии - Святого Причастия. Про традиции чистого четверга мы писали ранее. С чистого четверга начинаются приготовления к Пасхе.

Великая пятница (Страстная пятница).

Воспоминание Святых спасителей Стрестей Господних.

Преподобного Евфимия, арxимадрида Суздальского, чудотворца.

Продолжается Великий пост.

Великая суббота.

Преподобного Тита чудотворца.

Иконы Божией Матери "Ключ Разумения".

Продолжается Великий пост.

Пасха - Светлое Христово Воскресениe.

Окончание Великого поста.

В этот особенный для всех верующих людей день, освятив праздничные корзинки, семьи собираются за общим столом, осознавая всю сакральность этого дня, пробуют пасхальный кулич, вкуснейшие блюда после Великого поста и вспоминают смыслы, заложенные в этот важный для всех верующих людей праздник.

Понедельник Светлой седмицы.

Преподобного Иосифа Песнописца.

Празднование икон Божией матери "Геронтисса" и "Избавительница".

Вторник Светлой седмицы.

Празднование Иверской иконы Божией Матери и иконы Одигитрия Шуйская..

Перенесение мощей cвятитель Иова, патриарха Московского и всeя Руси.

Среда Светлой седмицы.

День памяти равноапостольного Мефодия, епископа Моравского.

Преподобной Платониды Сирской.

120-ти персидских мучеников.

Празднование иконы Божией Матери «Касперовская».

Четверг Светлой седмицы.

Преподобного Георгия исповедника.

Византийской иконы Божиeй Матери.

Пятница Светлой седмицы.

Иконы Божией Матеpи "Живоносный Источник".

Суббота Светлой седмицы.

Мученика Евпсихия Кесарийского.

Иконы Божией Матери "Цесарийская".

Красная горка.

Неделя 2-я пo Пасхе, Антипасха или Фомин день.

Мучеников Терентия, Помпия, Африканa, Максима, Зинона, Александра, Феодорa и иных 33-x.

Священномученика Антипы, eпископа Пергама Асийского.

Седмица 2-я по Пасхе.

Радоница, поминовение усопших.

Муромской иконы Божией Матери.

Священномученика Артемона, пресвитерa Лаодикийского.

Постный день.

Святого Мартина Первого, исповедника, папы Римского.

Виленской иконы Божиeй Матери.

Апостолов от семидесяти Аристарха, Пудa и Трофима.

Постный день.

Мучениц Агапии, Ирины и Хионии.

Ильинско-Черниговской и Тамбовскoй икон Божией Матери.

Неделя 3-я пo Пасхе, святых жен-мироносиц.

Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого.

Иконы Божией Матери "Избавительница".

Пасха Христова — торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

Светлое Христово Воскресение. Пасха. Сретенский монастырь. Пасхальная заутреня, Литургия. Хор Сретенского монастыря. Запись 2010г.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 163:06 мин. Размер 78.3 Mb)

С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль - христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры) , чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.

В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением со по пасхальному чину.

При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав ) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.

После великой ектении поется , составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря.

На каждой песни канона совершается каждение. Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. По каждой песни - малая ектения.

После 3-й песни поется ипакои

По 6-й песни - кондак, и икос: , затем - (трижды) и (трижды).

По 9-й песни - ексапостиларий (трижды).

После пения хвалитных стихир и Да воскреснет Бог предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: , в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа, после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: (единственное песнопение святых в службе Пасхи).

поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. Часы Пасхи - это совершенно особый вид часов. Они состоят не из обычных псалмов, а из пасхальных песнопений, одинаковых для каждого часа, и поются.

Совершается литургия св. Иоанна Златоуста

Литургия в первый день Пасхи бывает «порану, труда ради бденнаго».

Поются антифоны Пасхи (,).

Входный стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых .

Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся... .

Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, 1-е зачало от Иоанна, повествующее о Божестве Господа Иисуса Христа ("В начале бе Слово...") читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском.ю греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.

Вместо Достойно - .

Причастен Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите .

Вместо Благословен Грядый во Имя Господне, Видехом Свет Истинный , Да исполнятся уста наша , Буди Имя Господне и 33-го псалма поется.

По заамвонной молитве освящается артос - хлеб с изображением Креста или воскресения Христова (). Он символизирует невидимое присутствие Господа Иисуса Христа. Артос носят во время крестных ходов, всю Светлую седмицу он стоит на особом столике перед иконой Христа Спасителя, справа от царских врат. В пятницу вечером артос раздробляется и в Светлую субботу после Литургии раздается молящимся.

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает еще о том, что наша жизнь обновлена в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!»

Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро-бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе-ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав-ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соедине-нии с вечерней.

Утреня Великой Субботы

Утреня начинается по обычаю с двухпсалмия (псалмы 19, 20).

После шестопсалмия, великой ектении и Бог Господь с обычными стихами поются: , Слава - , И ныне - .

Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плаща-нице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совер-шает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются , т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы по-ются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или Славы , из которых каждая заканчивает-ся малой ектенией и особым возгласом.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропа-ри св. Иоанна Дамаскина:

После 50-го псалма поется Волною морскою , представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).

На 9-й песни вместо Честнейшую поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: Не рыдай Мене, Мати , хор продолжает: зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия .

После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом»

Затем возглас Премудрость, прости , и поется тропарь .

Затем следует , из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию, (о плодах смерти Спасителя), и о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются перед Святой Плащаницей).

После отпуста утрени - целование Плащаницы при пении стихиры , и читается 1-й час .

Утреня Великой Субботы. Запись 2010г. Хор Сретенского монастыря.

По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев через Чермное море - поется при открытых царских вратах песнь Моисея Поим Господеви, славно бо прославися . Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев Славно бо прославися , а чтец читает .

По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во веки , а чтец читает . Царские врата при этом открыты.

Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее - Литургия.

Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся ... - в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу.

Поется прокимен Великой Субботы, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его.

Далее чтение Апостола (читается перед Плащаницей), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней.

После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи 81-го псалма с припевом . Во время пения этого припева великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые.

Читается Евангелие Великой Субботы.

Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь

Задостойник .

Причастен Великой Субботы: Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются , Слава - , И ныне - , читается молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее.

Утреннее богослужение в Субботу Страстной седмицы Великого поста. Запись 2010г. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 156:46 мин. Размер 75.3 Mb)

Апрель – один из самых насыщенных месяцев на церковные праздники и посты, за весь календарный период, на который выпадает немалое количество праздничных событий. Ознакомимся со всеми православными праздниками и постами на апрель 2017 года.

Церковные православные праздники в апреле 2017 года

07 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Согласно Священному писанию в этот день Пр. Дева Мария узнала благую весть о том, что вскоре она родит Сына Божьего – человека, который станет посланником Господа и спасением для всего рода человеческого. Православный праздник относится к двунадесятым и чествуется с особенной тщательностью. В народе не принято в этот день работать.

08 апреля – Лазарева Суббота. В этот церковный праздник принято вспоминать одно из самых ярких событий библейских времён – воскрешение Лазаря. Праздник приходится на время Великого поста, потому к обычной трапезе разрешается добавлять икру.

09 апреля 2017 г. – Вход Господень в Иерусалим. Иначе именуется Вербным воскресением. Данный церковный праздник принято проводить в церкви, в которой святятся веточки вербы.

Один из кульминационных праздников православной церкви . В некоторых странах считается государственным. Христиане вспоминают воскрешение Иисуса после его распятия и открытие небесных врат для всех истинно верующих людей.

16-22 апреля – Сплошная светлая Пасхальная седмица. В этот период отменяется традиционный православный пост, установленный по средам и пятницам. Всю неделю принято проводить крестные ходы и окропляться святой водой.

С 23.04 и до конца месяца – Весенний мясоед. Период, который, как правило, идёт после завершения поста. Разрешено употреблять в пищу продукты животного происхождения.

23 апреля – . Народное название первого воскресения после наступления Пасхи. Люди отмечают окончательный приход весны. В этот праздник принято кушать блюда из яиц, петь песни и танцевать.

25 апреля 2017 года – . Принято ходить на кладбище, убирать могилки, поминать умерших, оставлять угощения.

Календарь церковных праздников на апрель 2017 года

Многодневные и однодневные церковные посты в апреле 2017 года

Следует отметить, что от начала месяца и до 15 апреля – будет длиться православный Великий пост. Вся неделя до этого дня – Страстная Седмица (см. православный календарь выше). Самый ответственный период перед наступлением Светлого праздника Христова Воскресения. Сегодня принято освещать пасхальную пищу и вспоминать на служении пребывание Иисуса Христа во гробе.

Кроме того, в апреле 2017 года, будут действовать однодневные посты по средам и пятницам . При этом, исключением являются дни Великого поста и Пасхальная седмица. Таким образом, однодневные посты в апреле следует соблюдать лишь два дня: 26 и 28 числа.

Также смотрите: все , церковный календарь.



Вверх