Леонардо да винчи тайная. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря. Как увидеть фреску Тайная Вечеря

“Тайная вечеря” Леонардо да Винчи – одно из наиболее известных изображений последней трапезы Иисуса Христа со своими учениками. Он начал работу над ней в 1495 или 1496 году, а закончил в 1498-м. Этот шедевр времен Возрождения восхваляют, изучают и копируют уже более 500 лет, а сама фреска все так же находится на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Издание Business Insider поговорило о ней с историком и автором книги “Леонардо да Винчи и “Тайная вечеря” Россом Кингом.

В свое время фреска была очень популярной

Несмотря на то, что сегодня да Винчи знают как автора различных изобретений, рукописей, рисунков и эскизов, именно “Тайная вечеря” обеспечила ему известность еще при жизни. По словам Кинга, это изображение сразу же стало очень популярным в Европе. “Это была наиболее копируемая картина следующего века. В ход шла не только краска, но и мрамор, воск и керамика. Каждый хотел иметь свою версию. Леонардо наконец-то создал работу, о которой так мечтал и которая принесла ему славу”, – отметил он.

Композиция построена на основе правила третей. Фото: Wikimedia Commons

На фреске изображена реакция апостолов на слова Иисуса: “Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня”. Кинг отметил, что да Винчи, как никто другой, отдал должное этому эпизоду. “Он сгруппировал 13 фигур на изображении таким образом, чтобы каждый выделялся своими жестами, но не отвлекал внимание от общего эффекта”, – добавил историк. Каждая из фигур получилась уникальной и запоминающейся, и все благодаря деталям.

Фреске чудом удалось уцелеть

“Тайная вечеря” пережила бомбардировки, сырость и несколько веков экологического ущерба. На вопрос, почему это изображение XV века и сегодня так почитают, Кинг отвечает, что ее сохранность – почти чудо. “Еще сто лет назад ее считали утраченной навсегда. А после недавней реставрации мы можем оценить ее красоту. Даже несмотря на некоторые повреждения, это прекрасная картина”, – добавил он.

Несколько раз “Тайная вечеря” находилась на грани уничтожения

В истории фрески было немало опасностей. Когда король Людовик XII вторгся в Милан в 1499 году, он намеревался срезать изображение со стены собора и забрать его с собой. К середине XVI века фреска считалась полностью уничтоженной из-за влажности и расслаивания краски.

В 1796 году на нее вновь посягали французы. На этот раз в лице Французской революции. Тогда войска использовали трапезную монастыря в качестве своей базы и высказывали свои антицерковные мысли напротив изображения.

Однако это еще не все плохое в его истории. Власти города использовали это помещение для удержания заключенных. В XIX века некоторые люди с благими намерениями пытались отреставрировать фреску, однако их попытка едва не закончилась тем, что картина разорвалась на две части. Однако наиболее драматичный инцидент произошел 15 августа 1943 года, когда войска союзников бомбили здание. И хотя большая часть церкви превратилась в груду обломков, “Тайная вечеря” осталась невредимой .

Все начиналось по-другому

Да Винчи начал работу над фреской в очень неподходящее время. Всего за год до начала проекта Людовик XII начал Первую итальянскую войну. “Это была ужасная трагедия для Италии, начало десятилетий оккупации и борьбы. Для художника эти события означали потерю заказа, над которым он работал около 10 лет, – огромного бронзового всадника на коне”, – рассказывает Кинг.

В те времена бронзу собирали и переплавляли в оружейную сталь. Да Винчи не только потерял деньги из-за войны, но и возможную славу и репутацию в творческих кругах, которой он так сильно хотел достичь. В качестве компенсации он получил заказ на “Тайную вечерю”, хотя для него это казалось не очень хорошей заменой.

Да Винчи казалось, что он уже никогда не создаст шедевр

“Сейчас Леонардо считают гением, которому все под силу. Но у него были свои разочарования и неудачи. В 1499 году ему было 42 года. Тогда многие современники считали, что он впустую растратил свой потенциал. Он не смог завершить несколько заказов, в результате чего люди стали считать художника ненадежным”, – комментирует историк. Один из поэтов насмехался над да Винчи из-за того, что за 10 лет он едва ли закончил одну картину. Потому он очень хотел создать что-то, что принесло бы ему славу и репутацию среди будущих поколений. Все это ему удалось получить после “Тайной вечери”.

Да Винчи создавал фреску поверх своих ранних работ

Так, один из апостолов напоминает об одной из ранних его работ. Да Винчи всегда был в поиске интересных лиц, которые можно было бы запечатлеть. По словам Кинга, одно из них можно найти в изображении Иакова Зеведеева.

“Он разводит руки и с открытым ртом смотрит на хлеб и вино. Раньше там был красивый рисунок красным мелом, созданный за 5 лет до этого. Подобная поза указывает, что на месте апостола был музыкант, играющий на струнном инструменте. Леонардо очень любил музыку и сделал подобный набросок. Через 10 лет он использовал его для фигуры Иакова”, – продолжает Кинг.

Несмотря на распространенное предположение, Марии Магдалины на изображении, вероятнее всего, нет

В течение многих лет существовали предположения, что справа от Иисуса изображена Мария Магдалина, а не Иоанн Богослов. Однако Кинг считает, что это не так. “Иоанн Богослов был самым молодым апостолом, которого всегда изображали позади Иисуса – без бороды и слегка андрогинным. Ленонардо придерживался этого описания, ведь именно такой мужчина был идеалом красоты, который постоянно возникал в его творчестве”, – отмечает Кинг.

По словам историка, Мария Магдалина действительно иногда появлялась на некоторых картинах, описывающих тайную вечерю. Например, итальянский художник Фра Беато Анджелико на одной из фресок в монастыре Сан Марко во Флоренции показывает ее подготовку к причастию вместе с другими апостолами. Потому нет ничего удивительного или странного в ее появлениях на таких картинах. Однако в этом случае ее изображение искать не стоит.

Как и другие скрытые символы

“Я с подозрением отношусь к идее скрытых посланий и кодов в картинах эпохи Возрождения. В них есть много вещей, которые мы не можем понять или оценить через 500 лет, например, жесты апостолов. Каждый из них может иметь свое значение, но мы его никогда не узнаем”, – отмечает Кинг.

Он также советует не относиться слишком серьезно к теориям заговора в романах Дэна Брауна. По его мнению, да Винчи лишь хотел передать эмоции и драму, а не какие-то тайные символы. Это навязчивая идея нашего века, а не его.

Однако на фреске есть несколько отсылок к жизни самого художника

О скрытых символах и зашифрованных посланиях можно забыть, но это не значит, что на фреске нет интересных деталей. Кинг считает, что изображения апостолов во многом напоминают друзей да Винчи и его современников, а фреску отчасти можно считать изображением окружения Лодовико Сфорца – герцога Милана и заказчика. Кроме того, гобелены на фреске напоминают гобелены в его резиденции.

На фреске да Винчи изобразил Иисуса Христа вегетарианцем

Хлеб и вино во время тайной вечери имеют для христиан особое значение. Однако на фреске да Винчи добавил несколько деталей, которые сегодня могут показаться странными – кусочки угря на гриле. Художник сам был вегетарианцем, потому добавил это и на своей картине.

“Тайная вечеря” – апогей творчества одного из самых выдающихся художников в мире

"Тайная вечеря"- история одной картины

В прекраснейшем городе Милане - названном ЮНЕСКО городом Леонардо да Винчи, в старинной церкви из красного кирпича, Санта - Мария дела Грация, находится одна из самых известных во всём мире фресок - картин, старинная фреска середины XV века «Тайная вечеря».

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498 г.г. (до реставрации).

Классическое, известное всем любителям искусства во всём мире изображение выглядело раньше таким плачевным образом.

"Тайная вечеря" (после реставрации).

Я попала в Милан в октябре 2013 года, но не смогла увидеть её воочию, так как нужно было за 2 недели зарегистрироваться в электронной очереди на специальном сайте, о чём, я совершенно естественно, не знала.

Пришлось довольствоваться фотографиями самой церкви и площади, а всю информацию черпать с местных сайтов и из местных газет и журналов, из книг и каталогов по искусству и великого интернета.

Я увидела репродукцию этой фрески в раннем детстве и так как, была «домашним» ребёнком, которого «с пелёнок» приучали к прекрасному, а особенно к классическому искусству, поэтому у меня сформировался определённый образ, который я пронесла в своей памяти до сегодняшнего дня, но новая редакция этого образа меня откровенно порадовала.

Внешний вид фрески стал чётче, а краски ярче, но никаких изменений в образах и явных дорисовок не заметно. Стиль не изменился, а фреска «посвежела и похорошела». Это одна из самых, на мой взгляд, лучших реставраций.

Существует множество копий этого произведения, так как оно стремительно разрушалось и хотелось сохранить её для потомков, хотя бы в виде копии.

«Тайная вечеря» копия Джакомо Рафаэли начала XIX века.

Самая известная копия «Тайней вечере» неизвестного художника XVII века считается самой точной.

Размер фрески примерно 460 х 880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо. Годы создания 1495—1498.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте.

Роспись в церкви была начата в 1495 году (предварительные эскизы делались в течении нескольких лет) и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами на другие заказы мастера. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены».

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова .

Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Реставрации фрески

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать.

В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие.

В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся от фрески краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком.

Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца.

Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности .

В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Затем трапезная использовалась как тюрьма.

В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской . Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

К концу второй мировой воины "Тайная вечеря" пришла в такое бедственное состояние, что, казалось, и краски, и грунтовка вот-вот превратятся в пыль.

Итальянское Министерство изящных искусств предприняло последнюю попытку спасти живопись, понимая, что оно ничего не теряет в случае неудачи и много приобретает в случае успеха.

Мастер реставрации Мауро Пелличоли пустился в восьмилетнее рискованное предприятие, потребовавшее от него сверхъестественно точной и тонкой работы. Для начала Пелличоли закрепил живописный слой на стене с помощью только что изобретенного шеллака, абсолютно чистого воска.

Такого успеха многие специалисты в этой области не ожидали.

С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барчилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Реставрация заняла 21 год.

Группа реставраторов под руководством синьоры Барчилон поставила перед собой две цели. Первая была вполне традиционной - сделать всё возможное для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение «Тайной вечери». Вторая заключалась в том, чтобы очистить фреску от многочисленных напластований разных эпох, оставив на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие только то, что было написано самим Леонардо да Винчи.

Перед началом собственно реставрационных работ фреска была подвергнута тщательному обследованию с использованием самых современных технологий. Такому же тщательному обследованию была подвергнута и кирпичная кладка стены. С помощью сверхмощных микроскопов, рентген-аппаратов и технологии инфракрасной рефлектоскопии был досконально изучен каждый миллиметр шедевра Леонардо да Винчи.

«Тайная вечеря» также скрупулёзно исследовалась методами современного химического анализа для того чтобы определить состав красок и лаков, которые составляли живописный слой фрески.

Реставрационные работы осуществлялись крайне осторожно. В своей книге синьора Барчилон вспоминала, что результат работы её группы за один день иной раз заключался в том, что они могли очистить фрагмент фрески площадью с почтовую марку.

Рабочая группа синьора Барчилон подтвердила вывод Мауро Пелличоли о том, что от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее - 30%.

И если оставить всё, как есть, то фреска будет выглядеть как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.

В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение, чтобы дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

Когда 28 мая 1999 года роспись была открыта для осмотра посетителей, естественно, тут же разгорелись ожесточённые споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у ряда изображённых на фреске фигур.

Американский искусствовед Джеффри Морсбург озадачил общественность вопросом: «Сегодня мы можем только догадываться, как работа Леонардо выглядела изначально. Да, усилиями синьоры Брамбиллы и её коллег фреска была очищена от результатов всех предыдущих реставрационных потуг. Синьора Брамбилла говорит, будто бы в ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежит руке Леонардо. Но вот вопрос: что она подразумевает под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи? Но в любом случае является фактом то, что синьора Брамбилла обнаружила лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески».

Если руководствоваться вторым соображением Морсбурга, то получается, что от изначального замысла Леонардо да Винчи, в сегодняшней «Тайной вечери» после многочисленных переписываний, подправок и реставраций вполне могло остаться всего-то… 9% красочного слоя.

И вот тут возникает вопрос: каков же, на самом деле, был шедевр Леонардо?

Хотя общее впечатление от реставрации очень положительное, но если внимательно присмотреться, то есть некая излишняя тщательность в прорисовки или в дорисовке деталей.

Конечно понятно, что более точной реставрация и не могла быть и не только от предыдущих многочисленных реставраций, но и от того, что вместе с Леонардо, детали фрески писали и его ученики, а сам мастер, как и в других работах писал лица и руки, поэтому сейчас уже трудно сказать, какая часть работы самого мастера сохранилась и дошла до нас в первоначальном виде.

Я лично считаю, что реставрация с реконструкцией была сделана слишком буквально, обнажая, то, что у художника было более мягко и нежно написано. Я считаю, что даже цветовая палитра картины нарушена, одежда апостолов и самого Христа, поменяла свой цвет. Всё стало похоже на современную литографию, некую подделку под старинную работу.

Но местные реставраторы настаивают на своей правоте, говоря, что в связи с отсыревшей старинной штукатуркой и гнилостным грибком, копотью от свечей и плохой вентиляцией помещения церкви, красочный слой был полностью разрушен.

Фреска, грубо говоря, «поплыла», размылась, и была бы полностью утрачена для Человечества, если бы не произошла её полная реставрация.

Цвета изменились со временем от гнилостных процессов в красочном слое, а чёткость линий исчезла от влаги и испарений…

Скорее всего, это всё правда, но я считаю, что реконструкция фрески должна была бы быть более мягкой.

Хотя, может быть, это моё субъективное мнение и реставраторы абсолютно правы…

Но это дело вкуса и восприятия индивидуально для каждого человека, а суть моего рассказа о фреске совсем не в том…

Персонажи

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа.

Группы апостолов, слева направо: Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ; Иуда Искариот (с тёмным лицом и в одежде голубо - зелёного цвета в подлиннике, и в одежде голубого и бурого цвета в новом варианте), Петр и Иоанн (Иоанн по нетрадиционной версии - это Мария Магдалина- жена и ученица Иисуса), Фома (Иуда Фаддей), Иаков Зеведеев и Филипп , Матфей , Иуда Фаддей (Фома) и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа. Каждый, кто стоял в трапезной перед «Тайной вечерей», может подтвердить, что она выглядит как иллюзорное продолжение реального пространства.

ГОЛОВА АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ. 1495-1497.

В подготовительном рисунке головы апостола Варфоломея (в Евангелии от Иоанна — Нафанаил) находят сходство с автопортретами Леонардо. Существует мнение, впрочем, что Леонардо изобразил здесь апостола Матфея.

Совершенно очевидно, что и другие лица и характеры были «списаны» с натуры. Косвенным свидетельством могут послужить слова Леонардо, записанные его современником, видевшим фреску, слава о которой разносилась по миру, и беседовавшим с художником в Амбуазе в 1517 году: «Персонажи ее — суть настоящие портреты большинства людей Двора того времени, а также миланцев разного положения».

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные уже давно усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется —1515 годами), изображающий его в старости, изображает именно его.

Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола Иуды Фаддея (или Фомы) для «Тайной вечери». Однако сам Леонардо ни в одной детали не повторил замыслов ни своих предшественников, ни современников.

АПОСТОЛЫ ИУДА (ФАДДЕЙ), СИМОН ЗИЛОТ. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Образ Леонардо до сих пор вызывает споры и интерес учёных всего мира.

Как на самом деле выглядел этот уникальный для своего времени художник и великий изобретатель, загадочный масон - магистр тайного общества и величайший инженер того времени, так никто и не знает, а эксгумировать и изучить останки этого человека - загадки не разрешает правительство Франции, на чьей территории он прожил последние годы жизни и умер, и где находится его склеп.

Тот же самый «автопортрет» наложенный зеркально на изображение Джоконды. 100% совпадение. Чудеса и тайны мастера так и не разгаданы.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»*), и реакция каждого из них на его слова.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица.

Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий, те самые, 30 монет, полученные им за предательство Иисуса, или кошель является намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве их казначея.

Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа римской стражей.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним.

Мы видим, что Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Традиционное прочтение персонажей, исходя из их родственных связей и исторической правды.

Фигура Иисуса расположена и освещена таким образом, что внимание зрителя концентрируется, прежде всего, на него.

Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три: апостолы сидят группами по три человека; позади Иисуса — три окна; контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Иоанн или Мария Магдалина

О том, что любимым учеником Спасителя был апостол-юноша - Иоанн, свидетельствует только он сам, никаких других исторических свидетельств не сохранилось. А вот о любви Иисуса к Марии Магдалине свидетельствует и сам Иоанн (в образе Марии из Вифании) и сама Мария , и Филипп (в своих апокрифических евангелиях).

Причем там говориться, что ее он любил больше, чем всех апостолов, вместе взятых , что их откровенно злило всех учеников, а особенно Петра.

Мария постоянно сопровождала Иисуса. Будучи «одержимой», как называли это состояние тогда, так до сих пор и не установленным и не подтверждённым психическим расстройством, она постоянно нуждалась в его защите и помощи, которую он ей и оказывал, «изгоняя бесов». Могу только предположить, но не утверждаю, что Мария могла быть нимфоманкой, откуда и сложилось мнение о ней, как о «блуднице», но конечно никаких доказательств этому не может быть.

Эскиз к Иоанну. Модель Салаи.

Иоан Креститель. Модель Салаи.

Судя по вразумительным текстам остатков ее евангелия, а также по многим фрагментам евангелия от Иоанна, в написании которого, как считается, она принимала самое активное участие, с головой у Марии все было в порядке.

А вот ее сексуальная потребность, судя по всему, была постоянно не удовлетворенной. Именно это и сделало ее в свое время блудницей . В этот период она, видимо, вела роскошный образ жизни, что подтверждается ее благовониями, стоимость которых только в одном носимом ею сосуде была равной годовой заработной плате рабочего или наемного воина.

Иисус находил управу на ее «бесов», но всегда только на некоторое время. Это еще одно свидетельство именно сексуального характера «одержимости» Марии.

"... спутница Сына - это Мария Магдалина . Господь любил Марию более всех учеников , и Он часто лобзал ее уста ". (Филипп, 55).

Стоит ли тогда сомневаться, что за столом (когда им удавалось за него попадать) Мария всегда сидела рядом с самим Иисусом?

Они были нормальной любящей парой , о чем знали и мать Иисуса, и его тетка Мария Клеопова. (Иначе бы Магдалина не смогла бы оказаться бы в кругу их семьи в момент распятия Христа и его погребения, значит она жила с ними или по крайней мере «считалась частью семьи»).

Все это, безусловно, было известно и Леонардо да Винчи. И в своей росписи он смело располагает Марию Магдалину на самом почетном месте за столом - в центре, рядом с Иисусом, по правую руку от него.

Чем бы мог добиться подобной чести молоденький, почти - что мальчик Иоанн Заведеев?

Пожалуй, только слепой может не видеть, что у так называемого (официально) Иоанна - чисто женское , прекрасное и застенчивое лицо , в меру идеализированное художником:

На поздней копии картины Джакомо Рафаэли вместо юноши - Иоанна изображена "цветущая женщина" средних лет.

Обратите особое внимание на женское лицо и брошку на вороте, на богатую отделку ворота и белую нежную кожу, это зрелая женщина- блондинка.

Непропорционально удлиненные руки Марии, наверное, объясняются тем, что нарисованы кем-то из учеников Леонардо (к тому же, считающим, что изображает руки молодого мужчины).

Явно обрезанное левое плечо Марии, видимо, приобрело такой вид после одной из предыдущих реставраций.

Усаженные рядом с Марией Матфей и Филипп оказываются здесь, как нельзя более, кстати. Именно они впоследствии помогали Марии в ее противостоянии с некоторыми апостолами после распятия Христа и его вознесения на небо.

Есть цитата обращения Матфея к Петру: "... если Спаситель счел ее достойной, кто же ты , чтобы отвергнуть ее?)

Модели для апостолов и Христа

Не всех моделей на сегодняшний день мы можем предположительно назвать, но некоторые из них вполне узнаваемы.

Салаи (Салаино; итал. Salai, Il Salaino — «дьяволёнок»; годы жизни 1480-19 января 1524), настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено (Gian Giacomo Caprotti da Oreno) — ученик Леонардо да Винчи , его любимая модель, который был моделью и для женских и для молодых мужских персонажей, поскольку обладал уникальной андрогенной внешностью.

Второй по счёту из двух юношей, помимо Франческо Мельци , с которым художника связывали длительные — более 25 лет — и, возможно, интимные отношения, судя по эскизам мастера, где он ясно обозначал его «восставшее» мужское достоинство.

Существует маргинальная версия, что Салаи, одетый в женское платье, был моделью Моны Лизы, но есть так же версия, что это был сам мастер.




Это лицо смотрит с многих картин мастера.

Салаи был ещё и моделю для апостола Филиппа.

Скорее всего Салаи позировал для образа Иоанна (Марии Магдалины).

По непроверенным данным мастер сам изобразил себя в виде старика - апостола, предпоследний слева от Христа или, если смотреть на картину, предпоследний справа.

Образы Иисуса и Иуды.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды.

Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди молодых певчих собора Дуомо в Милане.

Эскиз к фреске.

ГОЛОВА ХРИСТА. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех - четырёх лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина с очень характерным порочным лицом, которого состарило беспробудное пьянство.

Леонардо поразила его внешность, и он пригласил пропойцу в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда же пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он был молод и хорош собой, и пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Эскизы Иуды.

Я не знаю, что почувствовал тогда мастер, но он написал с него тот образ Иуды, и получилось, что образ и предателя и жертвы воплотил один и тот же человек. Иносказательно он стал олицетворением и Вселенского света и Вселенской тьмы.

Сколько бы лет ни прошло, а тема Добра и Зла, сомоотречения и предательства всегда будет существовать на Земле, пока наши души не научаться совершенству и любви к ближнему, как и учил Иисус.

культура искусство литература проза проза Тайная вечеря

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

«Тайная вечеря». (wikimedia.org)

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.


Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Лодовико Сфорца. (wikimedia.org)

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.


Санта-Мария-делле-Грацие. (wikimedia.org)

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.


Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Число 3

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3

Фигура

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

3

Жест

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

3

Анализ

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

3

Симон Кананит

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Прозвище Зилот иногда истолковывается как приверженность иудейскому национализму (зелотам).

Симон Кананит отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Саломии) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Его отождествляют с Симеоном, апостолом из числа 70, который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

3

Апостол Фаддей

Брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы.

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

3

Левий Матфей

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

3

Апостол Филипп

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин. 1:43-46). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5-7); приводит к Иисусу Еллинов (эллинизированных иудеев) (Ин. 12:20-22); просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8-9).

Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп Диакон или Филипп Евангелист - другое лицо, тёзка апостола Филиппа.

Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей, с которыми был знаком и Папий. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Тита в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

3

Иаков Зеведеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Сын Зеведея, родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.

3

Апостол Фома

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов, о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!».

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском, можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

3

Иоанн Богослов

Один из Двенадцати апостолов, сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей.

Согласно традиции большинство христианских конфессий, Апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

3

Апостол Петр

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков».

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого».

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

3

Иуда Искариот

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.

3

Андрей Первозванный

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа.

3

Иаков Алфеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Брат апостола Иуды Иаковлева, возможно брат апостола и Евангелиста Матфея. В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати, однако других сведений о нём не сообщается.

Согласно житию, Иаков был мытарем, проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина).

3

Апостол Варфоломей

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы

3

О картине

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

3

«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) - фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495-1498. Ultima cena. 460×880 см. Санта-Мария делле Грацие, Милан
Фото кликабельный

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Основная реставрация

В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

Санта-Мария делле Грацие



Вверх