Икона "Пётр и Павел" и её значение. Святые Петр и Павел. Первоверховные апостолы

Вероятно, икона апостолов Петра и Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч? символ жертвенности — в руках другого? свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром Софийскому собору в Новгороде. До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов — это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.

Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.

У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.

Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть

«Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)

и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь

«Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).

Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.

Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:

«Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).

Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.

В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:

«Паси агнцев Моих».

Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.

По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.

« Что нам делать? » — спрашивали его.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)

Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,

«которого носили и сажали каждый день при дверях храма»

Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:

«Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою » тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу ». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:

«что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».

Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.

По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:

«Куда идешь Господи?»

и услышал ответ:

«Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:

Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:

«… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».

Апостол позже так писал об этом:

«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»

По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул

«уверовал, дивясь учению Господню».

После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви »
В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим ». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей », но апостол Павел отвечал:

«Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».

Римское гражданство выручило Павла , воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.

12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он

«недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).

Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.

Такие разные личности, такие различные судьбы!

Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:

«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».

Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:

«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».

12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:

«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

ВИДЕОФИЛЬМ

Святой апостол Петр - старший брат апостола Андрея Первозванного - до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1, 42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1, 29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.
По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13-20; 5, 27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5-10), а мертвые воскресали (Деян. 9, 40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1-8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32-34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).
Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).
В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.
Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.
В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1, 14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.
Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (+34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.
В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка - агнцем, из терния - виноградом, из плевел - пшеницей, из врага - другом, из богохульника - богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).
Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11-18); имя Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19, 13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).
По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим-она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа. Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Правнук равноапостольного князя Владимира святой благоверный князь Ярополк Владимиро-Волынский в святом крещении носил имя Петр (+1086; память 22 ноября). Этот святой князь воздвиг в Киеве храм во имя святого апостола Петра (XI в.). 28 августа Русская Церковь празднует память преподобного Павла Послушливого Киево-Печерского (+XIII); 30 июняпреподобного Петра, царевича Ордынского и Ростовского (+1290); 10 января - преподобного Павла Комельского, Обнорского (+1429); 21 декабря - святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (+1326).
Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Петр и Павел. Апостолы, икона у нас в магазине

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете заказать рукописную икону Первоверховных апостолов Петра и Павла. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла - дар храму Председателя Попечительского совета программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В.Медведевой. На иконе работы конца ХVIII века апостол Петр изображен со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".(Мф: 16,18)

Частицу мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла храм обрёл в день Великого освящения престола 11 октября 2009 года. Сам мощевик - искусной древней ручной работы, мощи ранее хранились в запасниках Ватикана; привезены и переданы благотворителями в день освящения храма.


Частица мощей и икона праведного воина Феодора Ушакова.
Икона - дар храму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мощи св. праведного Феодора Ушакова храм обрёл в апреле 2010 года. Они были доставлены прихожанином Александром Демидовым из Санаксарского монастыря.

Праведный Феодор Ушаков известен как непобедимый флотоводец, но более воинских заслуг его украшали необыкновенное милосердие, глубокая вера и любовь к Православию. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

Он освободил греческий остров Корфу, где пребывают мощи святителя Спиридона Тримифунтского и где несколько лет флотоводец был генерал-губернатором. Благодарные греки воздвигли ему монумент в центре Керкиры.


Икона "Торжество Пресвятой Богородицы " Порт-Артурская

Дар храму в день Великого освящения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На иконе Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках является как Взбранная Воевода русского воинства. Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.

Богородица держит в руках плат с ликом Христа Спасителя. Синий хитон символизирует Божественную тайну и Чистоту Божией Матери, темно-вишневое верхнее одеяние - цвет её торжества и величия. Стопы Богоматери попирают обнаженные обоюдоострые мечи. С правой стороны над Пречистым ликом Богородицы изображен Архистратиг Михаил, а с левой - Архангел Гавриил. Над ней ангелы держат дорогую корону, увенчанную двумя перекрещивающимися радугами с крестом. Ещё выше бесплотные силы поддерживают облака, на которых восседает Господь Саваоф.

Икона в нашем храме - символ духовной связи флотских традиций и Церкви. Русские моряки от зарождения нашего флота и до наших дней свято и достойно защищают Отечество и основы Православной веры. Они гордость России и пример новым поколениям и, хочется верить, гарантия будущих побед.

Частица мощей преподобного Серафима Саровского.


Частица мощей и икона святителя Нектария Эгинского

22 ноября 2012 года в день памяти святителя Нектария Эгинского милостью Божией и по молитвам и ходатайству благочестивой семьи прихожан, храм обрел частицу мощей эгинского чудотворца и отныне через свои нетленные мощи он подаёт помощь всем, кто обращается к нему с верой и теплой молитвой. Частица, пребывающая в храме является самой крупной частицей в России.

Игумения Феодосия из монастыря на острове Эгина с большой любовью относится к России и русским православным людям. Это стало немаловажной причиной передачи мощей святителя Нектария. По инициативе матушки игумении иконописцы монастыря написали образ свт. Нектария специально для храма апостолов Петра и Павла г. Сестрорецка. Икона освящена на мощах святого. Благоухающая частица мощей святого Нектария была передана в скромном ларце. Подложкой стала восковая пасхальная печать из Иерусалима от Гроба Господня.

Святитель Нектарий жил и подвизался на греческом острове Эгина на рубеже XIX-XX веков. Причисленный Греческой Православной Церковью к лику святых (канонизация его состоялась в 1961 году), святитель Нектарий как при жизни, так и по блаженном успении стяжал славу великого заступника и молитвенника за всех бедствующих и обуреваемых
напастями. Перенесший немало скорбей и скончавшийся от тяжкой и мучительной болезни, он, после преставления своего, является помощником для тех, кому уже не на кого и не на что надеяться на земле — безнадежных больных, обреченных, казалось бы, на неминуемую смерть...

Сугубое почитание святого, как помощника и заступника при онкологических заболеваниях началось с чудесного исцеления священника, также носившего имя Нектария, страдавшего этим недугом и, не смотря на жестокие страдания, продолжавшего трудиться над строительством церкви. Однажды святитель Нектарий явился страждущему и, видя его горячее желание завершить богоугодный труд, дабы возносить в этом храме молитвы к Богу вместе с прихожанами, заплакал и обнял больного, сказав: "Радуйся, чадо! Ты был испытан болезнью, но Господь дарует тебе исцеление и весь мир узнает об этом чуде!" Священник Нектарий, воодушевленный этим явлением, успешно завершил строительство храма, а случай этот действительно получил всемирную огласку.

Каждую среду в 18.00 прихожане поют акафист святителю, совершается Таинство Святаго Елея (Соборование).

Среди святынь храма - чудесно просветлевший образ Успения Пресвятой Богородицы . Икона была преподнесена в дар храму несколько лет назад, была темного цвета, с трудом различались фигуры. По центральному образу, определили, что это образ Успения Пресвятой Богородицы. Икону поместили в алтарь, где она ждала своей очереди на реставрацию. За время пребывания в алтаре образ самопроизвольно просветился: чернота, покрывавшая икону, бесследно исчезла и образ засиял первозданными красками! Теперь легко читаются надписи на нимбах апостолов. Пресвятая Богородица явила нам свой образ для молитвенного почитания, утешения, укрепления в вере. Это не единственный случай обновления икон в храме. Также обновился и просветлел образ Спаса Нерукотворного (он расположен на западной стене храма под хорами), образ Архангела Гавриила.


Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

Икона изображает Богоматерь в красной порфире, восседающую вместе с Младенцем на царском троне (символ высшей власти). Благославляющий Младенец на левой руке Божией Матери. Богомладенцу предстоят архангелы. Один из них простирает руки, другой сложил их крестообразно на груди.

Богоматерь на этой иконе - милостивая Царица и Госпожа всего рода христианского.

В России списки с иконы Божией Матери «Всецарица» появились сравнительно недавно. Сама чудотворная икона XVII столетия находится в афонском Ватопедском монастыре. Когда люди стали замечать, что перед иконой чудесным образом исцеляются от рака, был сделан в 1993 году первый список для Греции. Слухи об исцелениях, разумеется, мгновенно дошли и до России. Появились бумажные иконки-открытки, но их было так мало, а беда была так велика, что возникла острая потребность в самой иконе. Иноки монастыря, выполняя просьбу русских верующих, написали список с чудотворной иконы, который и прибыл в Россию на самолете заказным рейсом. Произошло это в 1996 году. Подтверждение, что икона чудотворная, произошло буквально впервые месяцы её пребывания в Москве. Икона начала источать благодатное миро на праздник Рождества Божией Матери, а затем и на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Икона, находящаяся в нашем храме, освящена на чудотворном образе в Ватопедском монастыре в год принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы.в 2011 году. Прежде чем попасть в храм, образ Всецарицы проделал многокилометровый путь на руках прихожан, паломников на Святую Гору, по афонским горным тропам и дорогам, а затем и воздушным путем из Греции в наш город.


Иверская икона Божией Матери
подарена храму в день его освящения сестрами Константино-Еленинского монастыря. Икона написана на Афоне в 2002 году.

Распятие - Крест Христов. Распятие выполнено в старинных русских традициях XV - XVI веков Дмитрием Касимовым, прихожанином Собора Владимирской иконы Божией Матери.


Икона Сестрорецких святых - новомучеников святителя Николая (Клементьева), архиепископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Сербаринова
написана на средства, собранные прихожанами. Икона была принесена в храм для молитвенного поклонения 31 декабря 2014 года.

Утром последнего дня уходящего года было совершено торжественное соборное служение Божественной Литургии. Все, кто молился в этот день в храме, понимали, что и служба, и день это особые, подобных еще не было, если не считать дня 11 октября 2009 года, когда совершалось Великое освящение храма. В этот субботний день совершилось прославление новомучеников сестрорецких, прославление именно всенародное, ибо официальное прославление Церковью свершилось десять лет назад.

За Литургией служили клирики храма и гости - протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья и протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Шпалерной улице. На Леушинском подворье издано жизнеописание священомученика Николая, составленное на основе архивных документов и семейных преданий внучкой святого Натальей Ивановной Семеновой. В храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте» в течение десяти лет с 1912 года служил настоятелем протоиерей Григорий (Сербаринов). В храме создан музей Новомучеников, где собраны личные вещи, книги, документы пресвитера Григория Сербаринова. В храме находится замечательная икона святого.

Мир управляется Промыслом Божиим. В этом мы убедились еще раз в тот субботний день 31 декабря. В храме служил иеромонах Иеремия из Великого Устюга - города, где проходило архипастырское служение святителя Николая (Клеменьева). Отец Иеремия приехал в Петербург по делам. Зашел накануне в храм Леушинского подворья и, узнав от отца Геннадия Беловолова о событии, что должно совершиться в Сестрорецке, не смог не приехать в наш храм. Так сестроецкие святые собрали в один день в храме столько не случайных людей.

После окончания Литургии перед новонаписанным образом был совершён праздничный молебен c чтением акафиста (также написанного специально к этому дню) священномученику Николаю (Климентьеву), чья память совершается в последний день года.

К престольному празднику 12 июля 2013 года над входом в храм было открыто мозаичное изображение святых первоверховных апостолов Петра и Павла , покровителей храма и города Сестрорецка. Мозаичное панно выполнено по древней технологии «прямого набора» из кусочков разноцветной и золотой смальты, натуральных камней, таких как мрамор, травертин, гранит. Работа выполнена группой мастеров под руководством художника-мозаичиста М. Богданова. Средства на мозаичный образ собрано частными лицами и организациями.

На мозаике - слова апостола Павла: «Яко мы ныне живы есмы, аще Вы стоите о Господе».

Любой магазин икон имеет в своем ассортименте икону Божией Матери иконографического типа "Умиление" ("Елеуса"). К этому же типу относится достаточно редкий образ Богородицы - икона Взыграние Угрешская, бывшая на протяжении многих лет одним из главных символов Николо-Угрешской обители (современный г. Дзержинск в Московской области). Купить икону "Взыграние" или "Взыграние младенца" прежде всего стремятся женщины, желающие иметь детей, поскольку этот образ Божией Матери символизирует полноту и счастье Материнства.

Икона Взыграние Угрешская - русская древняя икона, написанная с греческого образца. Она изображает Богоматерь с Богомладенцем, сидящим на Ее правой стороне и поддерживаемым обеими Ее руками. Младенец Иисус изображается в "игривой" позе, одновременно прильнувшим к Своей Матери и обращенным при этом к молящимся. Пресвятая Богородица в умилении прижалась щекой к щечке Богомладенца, взор ее полон светлой печали.

На иконах "Взыграние" поза Младенца Иисуса напоминает сцену Сретения, в которой Богомладенец, влекомый Своим жертвенным предназначением, тянется из рук Божией Матери в руки Симеона Богоприимца, возвещающего Его страстной путь. Доподлинно неизвестно, как появилась в Николо-Угрешском монастыре икона Взыграние Угрешская, но датой ее явления считают 1793 год. Официальный праздник был установлен в 1795 году 7 ноября. Икона долгое время стояла в Успенском храме Николо-Угрешской обители, привлекая множество верующих на поклон. Но в 1918 году Николо-Угрешская обитель была разорена, и икона Взыграние Угрешская утрачена. Лишь в 2003 году случилось чудо, которого уже никто не ждал - неизвестная женщина пожелала пожертвовать икону Пресвятой Богородицы монастырю. Оказалось, что эту икону семью женщины когда-то приобрела у коллекционера, который утверждал, что образ как-то связан с Николо-Угрешской обителью. Приехавшие в квартиру благочестивой женщины монахи увидели икону Богоматери, очень схожую по описанию с утерянной. Когда же обретенный образ был доставлен в монастырь и поставлен на прежнее место, все увидели, что это и есть утерянная икона Взыграние Угрешская.

Икону в Николо-Угрешской обители встречали как покровительницу Небесную, ценнейшую святыню. Торжественным крестным ходом внесена она была в Спасо-Преображенский собор, где в честь благодетелей отслужили праздничный молебен. Теперь икона Пресвятой Богородицы стоит в алтаре Спасо-Преображенского собора. Предположительно, вскоре икону поместят, как и прежде, в храм Успения Пресвятой Богородицы.

Вместе с возвращенной святой иконой в Николо-Угрешскую обитель вернулись былое величие и святость. Вновь многочисленные верующие обрели почитаемую святыню, помогающую в молитвах о материнстве и рождении здоровых детей. Беременность и рождение ребенка - это удивительные события, показывающие божественное величие жизни, потому так важно этот период проводить в молитвах. Если же нет возможности посещать церковь, можно молиться дома, перед иконой Божией Матери "Взыграние".



Вверх