Храм всех богов в древнем риме. Загадочная история Пантеона. День всех святых

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где находится?

«Ангельский, а не человеческий дизайн”… эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен, Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия он остается таким же величественным, каким он был в начале своей жизни.

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda в Риме (Италия). Сегодня все указатели говорят «Базилика Санта-Мария-Мартир» или «Базилика Святой Марии и мучеников».

У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие.
Другое значение слова — монументальное здание, в котором захоронены великие личности.

Римский Пантеон и его нераскрытая тайна

Здание Пантеона до сих пор окутано тайной. В чём первоначальное назначение храма? Нам говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура храма сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.


Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно (здание) получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Очень вероятно, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным.

Что сделал византийский император с Пантеоном?

Сегодня Пантеон - это католическая церковь. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию (Вонифатию) IV. С тех пор он использовался как христианский храм. Начиная с 609 г. каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Чего мы уже никогда не увидим в храме?

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над надписью) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отметил самый большой в мире цельный блок Лукулланского черно-красного мрамора. Входя в Пантеон впервые, посетитель не предполагал, что попадёт в просторное круглое помещение. Его форму скрывают здания вокруг, а вход — прямоугольный.

Контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством поражает и сегодня. Но в древности он был еще более впечатляющим: внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии, этого драгоценного металла было в избытке. Золото, должно быть, символизировало высшие уровни земной атмосферы. Считалось, что они состоят из чистого огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид. Теодор Моммзен (1817-1903 гг) предположил, что в них должны были стоять статуи семи планет. Также была статуя Юлия Цезаря, признанного после смерти небесным Богом.

Порядок их не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Таким образом, семь апсид символизировали Вселенную.

Фактически вы можете храм созерцать таким же, каким видели его древние римляне, только разграбленным. Конечно, здесь появился христианский алтарь, фрески святых, но размеры здания, его форма наряду со значительной частью его украшений, остались прежними.

Купол Пантеона и философия Платона

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире. Он больше купола Св. Петра в Ватикане , построенного в 16 веке.

Самым поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании. Это - непревзойдённая жемчужина архитектуры Древнего Рима!


Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. By Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Философские идеи Платона быстро набирали популярность во II веке. Они объясняют функцию купола с отверстием в космологическом дизайне Пантеона. Боги могут перемещаться из нашего мира за его пределы. В то же время они являются проявлением единого Всебожественного начала - Пантеона. Теперь понятно, о чём говорил Кассий Дион?

Поток воздушного света через 6-метровое отверстие открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по позолоченному куполу. Своеобразный планетарий.

В единственный день года луч свет падает прямо перед входом. Кто-то утверждает, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, кто-то — в день весеннего солнцестояния (23 марта), другие — в день летнего равноденствия (23 июня). Где правда?

Купол римского Пантеона (125 г.) в диаметре больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 году).

Сколько было Пантеонов?

Этот Пантеон … не оригинал! Не пугайтесь — это все еще единственный античный храм, не разрушенный и не испорченный в период средневековья. Но третья его версия.

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э. (более 2000 лет назад), но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построили (или восстановили) в 125 г. во времена правления императора Адриана.

Что за странная надпись над входом?

Это, кстати, объясняет надпись над крыльцом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры …. так как это возможно?

Известно, что на всех архитектурных сооружениях, которые император Адриан создавал во время своего правления, он никогда не писал своего имени, за исключением храма своего отца Траяна.

Может потому, что римский Пантеон был восстановлен, он имеет надпись своего основателя Марка Агриппы?

Кто построил Пантеон в Риме?

Предположительно зодчим, соорудившим Пантеон, считается Апполодор родом из Дамасска. Он был архитектором моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и других сооружений и любимцем Траяна.

Но и сам Адриан, как архитектор, тоже мог принимать участие в работе. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Обиженный император сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектурные «фишки» Пантеона в Риме


Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg : , CC BY-SA 3.0 , Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Также он знал о природе своих строительных материалов. Поэтому более легкие материалы находятся в верхней части купола. На самом низком уровне использовал травертин, самый тяжелый. Затем применил смесь травертина и туфа, после туф и кирпич. И, наконец, пемза — самый легкий и самый пористый из материалов на потолке купола.

Кто захоронен в римском Пантеоне?

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных фигур в итальянской истории. Прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитого художника эпохи Возрождения Рафаэля и его невесты покоятся здесь.

Трагичная история преданной любви

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?

Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм - преображение совершает архитектура.

Это - храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.

Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни?

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма греческое и означает “храм всех богов”.

Памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.


Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.


Ротонда Пантеона , выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола - символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.


Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.


Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).


В погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.


Пантеон является уникальным архитектурным памятником. Это одно из немногих строений, времен античности, которое сохранилось полностью. Еще одной особенностью был наибольший диаметр купола, среди все сооружений мировой архитектуры. Эти позиции Пантеон сохранял вплоть до XIX века.

История создания

Пантеон является величайшим памятником центрическо-купольного стиля в архитектуре. Его название переводится с греческого языка, как “Храм, посвященный всем богам”. Он был построено во II в. н.э. по приказу императора Адриана. На этом месте ранее располагался храм, воздвигнутый консулом Марком Агрипой. Тем не менее, по императорскому указу, на его месте появилось новое сооружение. Причины этого заключаются в пожаре, который почти разрушил это строение. Тем не менее, первоначальный замысел его создателя был увековечен тем, что на фронтоне храма была сделана надпись, указывающая на его возведение Марком Агриппой.

Очевидно, при Адриане имели место веские причины для перестройки этого колоссального сооружения. Его личный биограф упоминает, что при Адриане проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы. При этом, имена первоначальных создателей сохранялись. Спустя 80 лет Пантеон подвергся реставрации и некоторым незначительным дополнениям, при императоре Септимии Севере. Была обновлена мраморная отделка, облицовка, а так же некоторые мелкие детали.

Особенности конструкции

Пантеон существенно отличается от классических прямоугольных храмов, которые мы можем наблюдать в Риме и Греции. В его архитектурных формах чувствуется явное преобладание центризма, которым отличались древние хижины и святилища Рима. Раскрывает сооружение себя во всей своей красоте именно изнутри.

Ротонда и колоссальный купол являются живыми доказательствами архитектурного гения зодчих Рима. Купол создан из цельного бетона и лишь у основания укреплен кирпичными вставками. Ротонда поделена на восемь ниш, что было сделано для придания конструкции легкости. Одной из главных чудес Пантеона является окулус. Специальный, обрамленный бронзой иллюминатор, 9 м. в диаметре создан для пропуска солнечного света. В полдень луч света проникает под прямым углом и выглядит как гигантский столб. Это восхитительно красивое зрелище и поныне приводит в восторг посетителей. Будучи в Риме, обязательно посетите храм в полдень.

Ротонда Пантеона в основе состоит из кирпича, с мраморной облицовкой. В символической форме, ее геометрия отражает представления об астрологическом строении вселенной, которые господствовали в эпоху Древнего Рима. Окулус в центре символизирует солнечный диск. Он является единственным источником, благодаря которому внутрь сооружения поступает свет. Храмовый комплекс воздвигнут на 16 колоннах из гранита, которые принадлежат к коринфскому ордену. Они состоят из гранита, а их капители построены из белого мрамора.

Удивительно, но архитекторы Древнего Рима достигли значительных высот в подборе материала. Состав бетона, из которого сделан купол неравномерный и меняется в зависимости от его высоты. Нижние уровни заполнены твердой травертиновой крошкой, в то время как верхние состоят из пемзы и туфы. Возвышается купол над ротондой на 22 м. Высота сооружения составляет почти 50 м. Пол, а так же облицовка стен выполнена из разноцветного мрамора, ввиду чего внутренний интерьер поражает своей роскошью.

Внутренний интерьер

Вход в здание осуществляет через колоссальные ворота из бронзы, которые достигают более 7 метров в высоту. При входе, посетитель сразу же попадает в вестибюль, который соединяется с ротондой в северной части. Наружные части стен выполнены либо целиком из мрамора, либо покрыты облицовочным мрамором. Ранее купол храма покрывала позолоченная бронза.

Отличительной чертой внутреннего убранства Пантеона, является характерная для архитектуры Древнего Рима целостность, строгость и ясность композиции, которая сочетается с роскошью и большим вниманием к мелким деталям. Благодаря превращению в 609 году н.э. в христианский храм святой Марии, он сохранился в отличном состоянии.

Пантеон как культурный элемент

Отличительной особенностью данного сооружения является его превосходная сохранность. Это одно из немногочисленных строений, доставшееся нам со времен Древнего Рима, которое в наши дни не только не подверглось разрушению, но и сохранило в прекрасном состоянии даже самые мельчайшие элементы. Несомненно, это один из славнейших памятников этой знаменитой эпохи.

За все время своего существования, это колоссальное сооружение являлось объектом пристального внимания жителей Рима и туристов. Естественно, он манил и людей искусства. Во времена эпохи Возрождения, которое в целом характеризуется воскрешением интереса к античному наследию, он стал объектом для восхищения художников, архитекторов и скульпторов. Микеланджело называл его не иначе как ангельским творением. Рафаэль мечтал, чтобы быть похороненным в этом храме. Его современники воплотили мечту гениального творца в жизнь. С тех пор, Пантеон стал местом захоронения, честь погребения в котором принадлежала великим людям, оставившим свой след в истории.

Здесь так же были погребены Рафаэль, король Умберто I, а так же первый король объединенного королевства Эммануил II. Одним словом, не было того, кто остался бы равнодушен к этому, вне всякого сомнения, гениальному сооружению.

Посещение Пантеона

Как бы удивительно это не звучало, но бесплатно эту величайшую достопримечательность можно обозревать не только снаружи, но и внутри. Вход абсолютно бесплатный, а открыто для посещения оно каждый день. Время его работы с 9 до 19 часов. В утренние часы здесь наблюдается наименьшее число посетителей. Поэтому, тем кто хочет наиболее подробно ознакомиться с Пантеоном, без лишней суеты рекомендуется его посещения с 9 утра до 11.

Первого числа января и мая место закрыто для посещения. Это единственные праздничные дни, когда эта достопримечательность недоступна.

Пантеон – еще одна важнейшая историческая достопримечательность Рима, с посещением которой непременно ассоциируется туристическая поездка в вечный город.

Древний Пантеон представляет собой языческий храм, который во времена расцвета католической религии был освещен и приобрел статус церкви Святой Марии и мучеников. Таким образом, это удивительное сооружение пережило новое рождение.

Пантеон или Храм всех Богов известен не только как великолепный образец архитектуры эпохи античного мира, но и как место погребения итальянских королей, а также в нем находится гробница знаменитого Рафаэля. Сооружение настолько хорошо сохранилось с древних времени, что даже не потребовало значительных реконструкций.

История возникновения Пантеона

Пантеон был построен во 2 веке н.э. на месте старинного храма, возведенного по приказу Марка Агриппы (Marcus Agrippa) в 27 году до н.э. Консул Агриппа был родственником первого императора Рима Октавиана Августа (Octavianus Augustus).

Храм Агриппы

Это был первый храм, возведенный не в честь одного или двух божеств, как это делали раньше, а в честь сразу всех главных древнеримских богов.

Еще одной особенностью храма было то, что все горожане могли входить в храм через триумфальную арку наравне с жрецами. До этого все ритуалы устраивались на прилегающей площади, а внутрь сооружения имели право входить только жрецы.

Во то время в Пантеоне поклонялись таким древнеримским богам, как Венера, Юпитер, Марс, Плутон, Меркурий, Нептун и Сатурн, для которых устраивали жертвоприношения в виде животных. Для данных обрядов в здании было специально сделано отверстие в куполе — «окулус» (oculus), под которым располагался алтарь.

Интересно, что изначально здание имело форму квадрата. Оно пережило два пожара и уже в 80 году н.э. было практически разрушено, а на его месте устроили банный бассейн.

Храм Адриана

Форму круга Пантеон приобрел только в 118-125 годах н.э. при Адриане (Publius Aelius Traianus Hadrianus), который и построил новый храм на месте прежнего. Создателем проекта и руководителем строительных работ был Аполлодор Дамасский. Возведенный им сферический купол стал настоящим архитектурным чудом.

Церковь Святой Марии и мучеников

В 608 году император Фока передал Пантеон во власть церкви, а именно, римскому папе Бонифацию IV, который осветил здание и превратил его в храм католической религии. Конечно, все языческие скульптуры богов были вынесены.

Кроме того, папа приказал перевести в храм останки первых приверженцев христианства. Так храм получил новое название – Церковь Святой Марии и мучеников. Под покровительством папы Бонифация IV храм сохранил свое первоначальное состояние.

Средневековая крепость

Однако, Пантеон не всегда использовался в качестве церкви. С 14 по 16 век он служил даже в роли крепости. Его стены были настолько мощными, что могли выдержать даже сильные военные удары. После четырехсотлетнего периода упадка здание вновь обрело статус храма.

В настоящее время

На сегодняшний день это одно из немногочисленных строений древнеримской эпохи, так хорошо сохранившееся до нашего времени. Невозможно приехать в Рим и пройти мимо Пантеона – одного из древних символов Рима, превратившегося с течением многих веков из храма языческой культуры в католическое место покоя знаменитых жителей вечного города.

Архитектура Пантеона

Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.

При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.

Окно Пантеона

В частности, неповторимость архитектуры строения касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».

Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.

Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства. Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.

В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.

Купол Пантеона

На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.

При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.

На входе в храм

Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима. На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.

Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.

Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.

Что посмотреть внутри

В самом Пантеоне и на площади возле него всегда много туристов, ведь площадь Пьяцца-делла-Ротонда не менее привлекательна и интересна, чем древний храм с уникальной историей.

В настоящее время в Пантеоне хранятся не только уникальные картины и скульптуры 18-го века, но и останки итальянских королей — Умберто I, Виктора Эммануила II, королевы Маргариты, а также находится могила Рафаэля (Raffaello Santi) и надгробья других художников – Карраччи и Дзуккари.

Легенды Пантеона

Несомненно, вокруг такого древнего памятника архитектуры и языческой культуры, ходит много легенд. Согласно одной из них, для того, чтобы построить купол, строение специально ровными настилами заполняли землей вместе с золотыми монетами. Только представьте, сколько монет накопилось для возведения купола такой высоты!

После окончания работ император разрешил римлянам забрать все монеты, которые они впоследствии смогут найти. Так из Пантеона исчезли монеты, которыми было наполнено пространство сооружения.

Другая легенда касается отверстия в куполе. Многие предполагают, что оно не была спроектировано в Пантеоне изначально, а образовалось во время первой мессы, когда злые языческие существа пытались прорваться наружу.

Как добраться до Пантеона

До Пантеона можно добраться на метро и выйти на станции Barberini, или же на одном из многочисленных автобусов, курсирующих по центру Рима.

Находится Пантеон на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

Часы работы

Пантеон открыт для посещения в любой день недели: с понедельника по субботу с 9.00 до 17.15, а в воскресенье работает до 17.45. По официальным праздникам базилика открыта с 9.00 до 12.45, но закрыта 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Лучше всего приходить в первые два часа с утра, когда меньше всего туристов.

Вход в Пантеон

Вход в Пантеон абсолютно бесплатный по состоянию на 2019 год, двери базилики открыты для всех желающих. В храме также можно бесплатно делать фотографии. Также вы можете взять аудиогид на русском языке – это будет стоить 5 Евро.

Посетите также

Рядом с Пантеоном располагается прекрасная площадь Пьяцца-делла-Ротонда (PiazzadellaRotonda), собирающая всех желающих полюбоваться уникальным строением. На площади часто играют уличные музыканты. В окружении домов изысканной архитектуры, древнего храма, плеска фонтана и музыки можно провести потрясающий вечер.

На площади располагается фонтан с египетским обелиском Рамзеса II, которого со всех сторон окружают дельфины. Фонтан действительно запоминающийся, не менее, чем Пантеон. Он был возведен по эскизам известного архитектора Джакомо Дела Порта в 1575 году.

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

(итал. Pantheon) - исторический и архитектурный памятник Древнего Рима. Первоначально известен как античный Храм всех Богов , однако после падения Римской империи освящён как христианская Церковь святой Марии и Мучеников.

содержание:
Практическая информация:

Пантеон Агриппы

Пантеон Агриппы

Первое здание Пантеона было построено в 27–25 годах до нашей эры. Его название происходит от двух греческих слов: «пан» - «все» и «теон» - «божественный». Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн). Строительством руководил консул Марк Агриппа, друг и зять императора Августа. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму. Стены были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами. На фронтоне здания буквами из бронзы была выложена надпись «М. Agrippa L F cos Tertium Fecit» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Фасад украшали статуи и кариатиды. Плиний о достопримечательности оставил следующие слова: «На редкость прекрасны кариатиды на колоннах храма, а капители этих колонн сделаны из сиракузской меди».

Пантеон Агриппы окружала небольшая площадь, мощённая плитами из травертина. На противоположной стороне площади находился Храм Нептуна. Первый Пантеон был уничтожен во время трехдневного пожара в 80 году нашей эры, однако наряду с другими храмами был полностью отстроен во время восстановительных работ императора Домициана. Его руины сейчас расположены на глубине 2,5 метров.

Постройка современного Пантеона (Рим)

Пантеон Агриппы, в очередной раз разрушенный при правлении Траяна (в него попала молния) был полностью перестроен уже императором Адрианом, который написал в своих мемуарах: «Я хотел, чтобы это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу». Поэтому Пантеон Адриана стал фактически новой постройкой.

Найденная в результате исследований маркировка на кирпичах Пантеона, указывает на период 115-127 годов, когда предположительно и велось строительство сооружения по проекту известного архитектора того времени Аполлодора Дамасского. Он спроектировал и построил множество зданий и сооружений в Риме. Например, Термы Траяна, Триумфальную арку Траяна и порт Траяна в Остии. Аполлодор продолжал работать и после смерти Траяна, когда императором стал Адриан.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Архитектура Пантеона

По проекту Аполлодора Пантеон был ориентирован на север, а его размеры значительно увеличены. Сооружение было возведено на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг Пантеона повысился, и сейчас он расположено даже в неглубокой впадине.


Конструкция храма имеет цилиндрическую форму, представляя собой круглую ротонду. Высота купола от пола равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем. Потолок купола кессонный и первоначально был позолочен. Свет проникает через «Глаз Пантеона » (окулус) - единственное круглое отверстие диаметром 8,5 метров в центре свода. Каждый год 21 июня (день летнего равноденствия) в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Пол спроектирован слегка выпуклым, что способствует отводу дождевой воды в специальные отверстия, которые являются частью сложной системы подземных стоков.

Стены толщиной более шести метров составляют сложнейшую и хорошо продуманную структуру, которая помогает удерживать высокий купол. Состав бетона, из которого возводили стены, меняется в зависимости от высоты. Нижний ярус состоит из бетона с травертиновой крошкой, затем следуют пояса с более лёгкими наполнителями из туфа или пемзы.

Фасад Пантеона образован массивным портиком с фронтоном. Портик вымощен плитами цветного мрамора, которые расположены в виде орнамента из кругов и квадратов, и включает 16 гранитных колонн коринфского ордера с капителями из белого мрамора. Колонны, высотой 14 метров, поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон, на котором размещена надпись со старого Пантеона Агриппы. В пространстве под треугольным фронтоном, видны отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве дубовый венок, символ власти.

Фронтон здания также был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно выполненными Диогеном Афинским. Впоследствии по приказу папы Урбана VIII все бронзовые украшения с фасада были использованы архитектором Бернини при строительстве Базилики Святого Петра. Такой варварский поступок послужил поводом для знаменитого в то время пасквиля: «Что не сделали варвары - сделали семейство Барберини» («quod non fecerunt barbari - fecerunt Barberini»).

Пронаос (проходная часть или передний зал Пантеона) связывает портик с круглым залом. Наружные стены пронаоса частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Пронаос имеет прямоугольную форму и три ряда коринфских колонн, восемь из серого гранита в переднем ряду и восемь из красного. В пронаосе находились статуи императора Августа и Агриппы.

Большие бронзовые двери, предположительно сохранившиеся с античных времён и отреставрированные в XVI веке, ведут в круглый зал Пантеона. Его стены внутри покрыты плитами из цветного мрамора. На нижнем уровне находятся семь больших ниш, поочерёдно трапециевидных и закругленных. Ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам - Солнцу и Луне. На верхнем уровне над этими нишами расположены помещения, куда можно попасть через внешнюю галерею. Ранее в Пантеоне находились статуи семи богов, которые впоследствии были заменены на статуи святых. Это были статуи самых почитаемых богов римской мифологии (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн).

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

История Пантеона после падения Римской империи

Пантеон был спасён от уничтожения в эпоху раннего Средневековья, благодаря тому, что в 608 году византийский император Фока подарил его Папе Бонифацию IV, который превратил сооружение в церковь. На следующий год Пантеон был торжественно освящён как Церковь святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Название было дано в честь мощей христианских мучеников, которые были перевезены из катакомб Рима в Пантеон. Однако в 655 году Констант II, император Константинополя, во время визита в Рим, вывез из храма некоторые бронзовые детали отделки и позолоченную черепицу. Только в начале VIII века время правления Папы Григория III здание покрыли свинцовой крышей. До XIV века Пантеон неоднократно пребывал в запустении (например, во время нахождения римских пап в Авиньоне). В 1378-1417 годы храм стал крепостью в борьбе между римскими семьями Колонна и Орсини.

Сразу же после превращения храма в церковь, все предметы, связанные с языческим культом были уничтожены, а вместо них появились статуи христианских святых и картины на библейские сюжеты. В Пантеоне появился алтарь и апсида, выполненные по заказу папы Климента XI и по проекту Алессандро Спекки. В апсиде находится копия византийской иконы Мадонны. Оригинальная икона сейчас находится в Ватикане. В 1840 году был добавлен хор, разработанный Луиджи Полетти.

Внутри главного зала устроено восемь ниш, одна из которых является входом, а в других расположены семь статуй святых: святого Анастасио, святой Агнес, Мадонны дель Какко, святой Эрасио, святой Николай, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура святой Анны и Пресвятой Богородицы.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками. Наиболее известны: «Благовещение» Мелоцци да Форли, «Святой Лаврентий и Святая Агнес» Клемента Майоли, «Поклонение пастухов» Франческо Козза, а также «Поклонение волхвов» и «Сошествие Святого Духа» Пьетро Лабрузи.

Захоронения в Пантеоне (Рим)

Начиная с эпохи Возрождения в Пантеоне, как и во всех церквях, стали устраивать захоронения выдающихся людей своего времени. В частности, здесь покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Таддео Цуккари, Джованни да Удине, Рафаэль Санти и его невеста Мария Биббиена, архитектор Бальдассаре Перуцци, скульптор Фламинио Вакка, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь также находятся усыпальницы венценосных особ из Савойской династии. Одним из первых в Пантеоне был похоронен первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II Савойский - великий борец за единство своей страны, о чём говорит надпись на его надгробии: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества). Также здесь находится гробница его сына и преемника, короля Умберто I с супругой Маргаритой. Король в 1900 году был застрелен монархистом, а Маргарита умерла спустя 36 лет. Королевские гробницы охраняются волонтёрами Национального института почётной охраны, основанного в 1878 году.

Пантеон одно из немногих сооружений Античности, сохранившихся в состоянии, которое даёт нам полное представление о монументальной архитектуре Древнего Рима. Несмотря на все перипетии выпавшие за минувшие столетия, Пантеон и сегодня остаётся символом величия Римской империи.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро



Вверх