«Древняя» икона своими руками. Как сделать уникальный подарок к Рождеству. Все о резных иконах

Зачем нужны резные деревянные иконы? Почему, выбрав резной иконостас, вы точно не пожалеете? Во-первых, данный вид оберега – это неповторимая работа, выполненная мастером со всей душой. Во-вторых, изготавливают резные иконы, придерживаясь всех православных традиций. В-третьих, такое изделие прослужит вам очень долго, так как используется качественное дерево и лак для покрытия поверхности.

Резные иконы из дерева стали широко использоваться православными христианами давно, еще во время существования Руси. Их начали изготавливать именно из этого материала, так как раньше дерево было просто незаменимым в быту, все было деревянным: от столовой посуды до мебели. В то время резные иконы встречались даже в церквах, они были столь почитаемыми, как и писаные образы. О том, что дерево является незаменимым материалом, говорится и в библии, из-за этого его нередко называют «созданный богом». Вот и до наших времен дошла резьба по дереву, так как этот вид искусства, бесспорно, один из самых ярких его представителей.

Резные иконы из дерева

Древние ремесленники изготовляли не только резные иконы из дерева для церкви и домов, но и кресты,
моще вики, уменьшенные нательные образы и многие другие приспособления для храмов. Обычно изделия были сделаны из липы, сосны, дуба, березы, осины и других видов местных деревьев, которых всегда было много на территории Руси. Но мастера не останавливались на этом, и иконостасы деревянные резные могли быть изготовлены из привезенного дерева: кипарис, можжевельник, тис и другие виды.
Внешние вид резной иконостас имел примерно такой же, как и у писаных икон, а именно: расписанный темперой, покрытие из сусального золота, серебряная отделка, вставки из металла, недешевые ткани и дорогостоящие камни. Иконостасы деревянные резные изготавливали, используя натуральные такие природные пигменты, как масла, воски, олифа и др.
В семнадцатом веке было уничтожено большое количество христианской символики и изделий, литературных произведений. Все это сожгли дотла или измельчили на мелкие части. Но все-таки, как бы сильно не старался патриарх Никон стереть с лица земли этот вид искусства, людям удалось сохранить до нашего времени некоторые старые экземпляры. Резные иконы удалось уберечь от злосчастных рук некоторым отшельникам, приверженцам старых обрядов, но часть икон остались в целости благодаря тому, что находились в хороших семьях, которые жили в северной части России.

Купить резную икону

Резные деревянные иконы можно приобрести в нашем магазине, здесь вы увидите их огромный ассортимент. Икона сохранила свою ценность до сегодняшних дней, к тому же, она становится все более востребованной. Приобретение данного оберега – ответственный и серьезный момент, купить резную икону нужно именно у хороших мастеров или в проверенных магазинах, которые специализируются на этом. Наши мастера имеют огромный опыт в изготовлении любой церковной утвари.

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода . Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

Есть поверье, что дом живой, а его стены хранят всю информацию. В некоторых домах у хозяев возникает чувство, что им не хватает уюта, тепла. А это в большой мере влияет на настроение, самочувствие и душевный комфорт. Не составляет большого труда родные стены, защищающие не только от непогоды, а и от тревог, усталости, раздражения, превратить в уютный домашний очаг.

Способность дерева убирать отрицательную энергию известна человечеству с незапамятных времен. Деревянные изделия излучают тепло. Стоит особенно выделить православные иконы, изготовленные резчиками по дереву. Помимо гармонии и уюта они защищают дом и всех его жителей, дарят мир и спокойствие, доброту, успех.

Резьба по дереву: традиции и следование канону

На землю Русскую традиция резной иконы из дерева пришла из Византийского государства параллельно с христианской верой. По сей день в Эрмитаже хранятся удивительные образцы византийского искусства резьбы по дереву — иконы и кресты.

Икона является произведением искусства особенного рода, многим не схожее с привычной для наших глаз на сегодняшний день картиной. Исходя из учения Отцов Церкви образ иконы восходит к первообразу. Другими словами он не является субъективным восприятием художника евангельских и ветхозаветных лиц, историй и откровений, а представляет запечатленную художником духовную истину. Иконный образ обладает в рамках доступных человеку знаниями о Божественном мире, к примеру, как Священное писание. Вышесказанное предполагает, что художник-мастер должен соблюдать приемы иконографии и не изменять композицию и облик изображаемых персонажей по собственной воле.

Иконография, включая и резные иконы, гарантирует правильность изображенного образа Священному преданию, а также соборному опыту христианской Церкви. Именно так и произошло формирование одного из основных признаков искусства Средних веков — каноничности, то есть следования канону (строгим правилам). Следование канону в особенности касалось иконописцев древнерусских, использовавших постоянный и точной набор определенных сюжетов, в особенности типов изображений и композиционных схем, утвержденных традицией и Церковью.

Наивысший расцвет русской резной иконы приходится на 16-17 века. В то время существовали наилучшие условия: было много древесины высокого качества, много искусных опытных мастеров, которые умело обращались даже с таким капризным материалом как дерево. А также стремительно росло количество приверженцев христианской Церкви, что в свою очередь увеличивало спрос на изделия религиозной тематики и обеспечивало заказами мастеров.

Но, не настолько безмятежными были страницы истории православной иконы на Руси. Некоторые видели в данном предмете пережитки язычества, а другие усматривали влияние «латинянства». Уничтожали много икон войны, городские пожары, различные восстания. Но особенно страшным ударом стала никонианская церковная реформа 50-60 гг. 17 века. Патриарх Никон ввел новые правила, которые запрещали изготовление и хранение объемных икон.

Несмотря на все это, до наших дней дошли удивительные резные иконы, которые хранятся в музеях Кремля в Москве, в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, в реставрационном центре Грабаря

Наши дни. В наличии в интернет-магазине:

Резьба по дереву сегодня выполняется с помощью станков с числовым программным управлением. Они обеспечивают предельную точность и детальность узора. Для таких устройств нет ничего не возможного! Сначала создается 3D модель будущего изделия, затем работает станок, вырезая пазы из массива дерева, в соответствии с заданной программой, далее изделие проходит ручную постобработку мастером, шлифовку, лакировку, окрашивание.

С помощью нашей компании вы можете купить православную икону в магазине в Москве и в Санкт-Петербургее.

3dekor предлагает вам каталог с уникальными резными иконами, точными копиями существующих на сегодняшний день и древних иконописных образов. Все изделия выполнены из древесины высокого качества квалифицированными мастерами и обладают прекрасным внешним видом и долговечностью. Такой вариант станет отличным подарком - дорогим, стильным и несущим смысл.

Наши цены - одни из наиболее выгодных.

Изготовление по вашим размерам:

Есть возможность изготовления любой иконы на заказ . Не нашли почитаемого Святого? Не устраивают размеры или стоимость? Свяжитесь с нашими менеджерами! Обычно компания идет навстречу заказчикам. Мы готовы предложить разные варианты по стоимости, а также предоставить скидки. Наши дизайнеры создадут 3d модель, а фрезеровальные станки с ЧПУ с предельной точностью вырежут из дерева нужный образ.

Адреса московских и питерских офисов указаны в правом верхнем углу страницы. Если вы находитесь в любом другом городе России или даже за рубежом, то все сотрудничество осуществляется в режиме онлайн.

Купить икону в Москве или Санкт-Петербурге:

Православные иконы можно купить в нашем магазине или через интернет. Москва и Санкт-Петербург - основные города доставки. Но доступна также доставка в любой другой регион по всей России с помощью транспортных компаний. Надежно упаковываем изделие и гарантируем его целостность при транспортировке в любую точку мира.

Приобретая святые лики, вы делаете свой дом настоящим домашним очагом, который будет хранить вас и ваших близких! А подарив такое изделие близким - обеспечите защитой небесных покровителей.

Наши преимущества:

  • быстрое изготовление,
  • идеальный результат и длительная гарантия,
  • скидки и спецпредложения,
  • доставка по всему миру.

Видео:

ИКОНЫ - не что иное, как святое изображение. Резные иконы выполненные на дереве-естественное стремление сделать святое изображение красивее и долговечнее. В первую очередь-это выражение любви и почитания тому образу, которому мы поклоняемся. Красота и роскошь присутствует не только в православии. но и в других религиях мира. Благоукрашение -это посвящение БОГУ своей жертвы в виде заработанных денег.Резные иконы-в первую очередь-почитание Бога, проявляемое в художественной символике. Украшение резьбой икон и церковной утвари-зримая философия почитания божественной сущности, заключенного в иконе.Резные иконы на термированном дереве-долговечное вложение. Обидно, когда почитаемый образ, купленный в виде репродукции или фотографий через год, а то и раньше, просто приходит в негодность. Это недопустимое кощунство! Именно поэтому мы выбрали путь резных икон, с использованием новейших технологий обработки дерева, что бы святой образ, находился рядом с нами на протяжении многих лет и намоленный ни одним поколением, хранил частицу Бога, передаваясь к потомкам, храня и защищая их, нашей и Божественной любовью и заботой.

В чем смысл резных икон?

ИКОНА РЕЗНАЯ СВЯТАЯ ТРОИЦА - или "Тройная радость"-для православных имеет особый смысл-чудотворная икона имеющая в своей основе Триединство божественного образа.

Проявление непрерывности существование Бога-она вносит в душу покой и уверенность в незримом присутствии Господа. Этой иконе молятсятысячи людей нуждающихся в душевном умиротворении и находящиеся в духовном поиске.

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - молитвы этой иконе, спасли миллионы людей от пагубных привычек-пьянства, наркомании, курении. Чудоворный образ-незримо охраняющий семьи и исцеляющий страждущих. Исцеление человека от алкоголизма-самое распространенное чудо-которое дарит образ Божьей Матери миллионам людей во всем мире.

ИКОНА РЕЗНАЯ "СВЯТАЯ МАТРОНА"-"Все, все приходите ко мне, после того как я умру и рассказывайте мне обо всем, как живой-я буду и слышать, и видеть вас и помогать в скорбях ваших" Нет правил или обязательного списка с которыми можно б было обратится к Матронушке, с любой бедой, с любой просьбой может прийти верующий и искренней молитвой своей, истинней верой, обращаясь к Матронушке, получить поддержкуи помощь. Ни от кого не отвернеться Великая Святая.

ИКОНА РЕЗНАЯ "ТИХВИНСКАЯ БОГОРОДИЦА"

Мало кто знает, что именно эта икона вляется покровительницей детей-имеенно эта икона способна помочь при обращении к ней матерей с просьбой усмирить буйный нрав ребенка и направить его на путь истинный. Именно с просьбой обисцелении больного ребенка следует обратиться к Тихвинской Богородице. Позаботиться она и о бесплодных-помогая им с чудом деторождения.

Мастер-Класс "Объемная деревянная икона"

ИСТОЧНИК -


Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду - не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации "История резной иконы" .

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка


с изображением Ангела-Хранителя


нам понадобится:


  • липовая доска

  • стамески для резьбы по дереву

  • наждачная бумага

  • карандаш простой, линейка, циркуль

  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага

  • морилки на водной основе (можно и без них)

  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)

  • кисти мягкие (белка, колонок)

  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи - птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.



Следующий шаг - выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.



Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро - здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.


Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы - это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.



Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.



Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).



Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.



Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.


Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.



Далее - нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.



Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.


Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.




Вот и все. Можно нести доску в храм - освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Удачи!


Мира Вам и добра.



Вверх