«Экология- что это?» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Классный час на тему"детям- об экологии" Изменение озонового слоя и глобальное потепление

Галина Голикова
Статья: «Малыш и экология»

Мир природы! Это и чарующий взор краски,

это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий

в нас новые силы. Это и несметные богатства

которые людям надлежит беречь и преумножать…

Валова З. Г.

Моисенко Ю. Е.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей . Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри» , почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

Начиная с детского сада, воспитатель должен вложить в сознание ребёнка бережное отношение к природе и экологии родного края . Дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают знания по экологии , если занятия проводятся в доступной увлекательной форме.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных) . Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску : педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н. А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии , проблемами влияния человека на природу и многими другими. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители .

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

Экология для ребенка ассоциируется с цветами, растениями, домашними животными. Прежде чем осуществлять экологическое просвещение, необходимо поговорить с детьми о звездах, воде, воздухе, солнце.

Экология для детей дошкольного возраста - это бабочки, кузнечики, муравьи, красивые цветочки.

Наука о жизни

Природа является общим домом для всех живых существ. Человек должен бережно относиться к ним, не допускать разрушения гармонии и единства.

Экология для ребенка - сложный предмет, поэтому воспитатель во время занятий рассказывает о ее важности, значимости. Педагог отмечает, что между комарами, бабочками, съедобными и ядовитыми грибами, волками и зайчиками есть связь.

Детские поэты о природе

Замечательные стихи про экологию для детей есть у Бориса Заходера. Вот отрывок его произведения:

Все на свете,

На свете нужны,

Не меньше нужны, чем слоны…

Человек не может жить в современном мире без применения природных богатств. Эти стихи про экологию для детей - повод задуматься о том, что именно от человека зависит красота и гармония в природе.

Игра по станциям

Предлагаем сценарий по экологии для детей младшего школьного возраста. В рамках декады экологии можно провести интересную игру по станциям.

Путешествие в страну «Экоголиков» начинается с разделения ребят на четыре команды. Они выбирают капитана, придумывают название и эмблему, связанную с экологией.

Каждой группе вручается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения «экологической тропы». Дети должны ответить на все вопросы, тогда они смогут попасть в страну «Экоголиков».

Первая станция под названием «Звуки природы»

Ребята должны угадать пение соловья, воробья, сороки, вороны. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу.

Вторая станция называется «Угадай меня»

Ребятам предлагаются загадки, посвященные живой природе:

  • Желтое и теплое, но не цыпленок (солнце)..
  • Зимой и летом одним цветом (елка).
  • Красная Наташка в зеленой рубашке (клубника).
  • За правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Викторина по экологии проводится старшеклассниками.

    Третья станция - «Береги лес!»

    Ребятам предлагается викторина по экологии, посвященная правилам поведения в лесу. Ребята рассказывают, что можно, а что нельзя делать во время прогулки по лесу.

    Четвертая станция - «Перевоплощение»

    Каждой группе предлагается представить себя в роли птицы или зверя, показать особенности поведения. Присутствующие должны отгадать, какой образ представляет член команды.

    Завершается мероприятие для детей по экологии подведением итогов, награждением, вручением призов, грамот, подарков.

    Правила поведения в природе

    Программа «Экология для детей» предполагает проведение тематических бесед, ролевых игр, викторин, которые позволяют ребятам формировать представление о связи человека и живой природы.

    Например, на одном из занятий, ребята формулируют правила поведения в лесу:

    • не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей;
    • беречь лягушек, так как они поедают насекомых;
    • не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек;
    • не разорять муравейники;
    • не ломать на деревьях ветки;
    • не оставлять на природе мусор.

    Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь.

    Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно питаться, беречь и охранять животных, пить чистую воду.

    Изготовление кормушек

    Каждую осень национальные парки в РФ предлагают для воспитанников детских садов и образовательных учреждений различные конкурсы в рамках «Марша парков». Например, школьниками создается сценка про экологию, которая связана с жизнью птиц. Затем вместе с родителями они создают домики и кормушки для птиц. Готовая сценка про экологию демонстрируется другим ребятам, чтобы показать важность и своевременность мер, направленных на защиту природы.

    Проект «Мы выбираем жизнь!»

    Тема экологии для детей старшего школьного возраста реализуется посредством проектной деятельности. Предлагаем краткое знакомство с материалом, посвященным формированию у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни.

    Цели проекта:

    • привлечение внимания к проблеме наркомании среди молодежи;
    • выяснение уровня информированности по данной проблеме;
    • рассмотрение классификации наркотических веществ, механизма их действия на организм человека;
    • выявление причин данного явления в молодежной среде;
    • знакомство с возможными последствиями употребления наркотиков

    Методы написания проекта:

    • реферативный;
    • анонимный социологический опрос;
    • исследовательский;
    • применение ИКТ

    Проект направлен на повышение уровня информированности молодежи по проблеме наркомании. В нем представлен теоретический материал по классификации наркотических веществ, способам приема, механизму их действия на организм. Проект имеет практический блок - социологический мини-опрос. Рассмотрены некоторые причины явления наркомании в молодежной среде, наглядно показаны последствия употребления наркотиков.

    Продемонстрирован другой образ жизни молодежи - без наркотиков (на примере деятельности исследовательского клуба), представлены наглядные фотографии ребят, которые нашли смысл своей жизни в исследовательской деятельности. Проект содержит выводы по проблеме.

    Данный материал может быть использован в беседах по профилактике проблемы наркомании в молодежной среде.

    Если человек будет уважительно относиться к самому себе, он сможет беречь живую природу, заботиться о растениях и животных.

    Среди интересных мероприятий, которые можно предложить детям, выделим раздельный сбор мусора. К этой акции воспитатель подключает родителей своих воспитанников. Папы и мамы своим примером формируют у ребенка правильное отношение к утилизации мусора. В одну коробку укладываются бумажные отходы: бумага, картон. Вторая коробка предназначается для пластика, а третья - для металлических отходов. Подобные мероприятия способствуют формированию у подрастающего поколения ответственности за мусор, способы его утилизации, рациональность переработки.

    Проект по экологии

    Интересным вариантом привития интереса к экологии является проектная деятельность. Предлагаем фрагмент работы школьника «Фонтан для учителя», посвященной сохранению психологического здоровья педагогов.

    Введение. Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода, звезды. Прозрачные струйки воды переливаются и куда-то торопятся. Такая релаксация не только приятна для души, но и благотворно отражается на здоровье. Дети могут часами играть у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж, прохладен. Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает, заставляет забывать о тревогах.

    Мы предлагаем внести в школу частичку живой природы, установив маленькие фонтанчики на столах школьных учителей. Такое незатейливое приспособление внесет в профессиональную деятельность педагога гармонию и покой. Помимо эстетической функции, самодельный настольный фонтан имеет и практическое назначение, ведь он является отличным увлажнителем воздуха.

    В чем заключается актуальность темы? Необходимо создавать все условия для релаксации педагогов, чтобы представители этой сложной профессии могли расслабляться во время перемен, настраиваясь на новые трудовые подвиги. Настольный фонтан станет прекрасным средством для снятия стресса, стимулом для настроя учителей на позитив.

    Цель работы: создание настольного фонтана для релаксации школьных учителей.

    Задачи работы:

    • разработать дизайн настольного фонтана;
    • создать на базе проекта действующую модель;
    • сделать выводы и дать рекомендации по проблеме исследования

    Объект исследования: свойства жидкости.

    Методы работы:

    Основная часть. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не только для красоты, но и для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

    Во время сложного рабочего дня любой учитель мечтает о расслаблении, возможности забыть о своих проблемах и тревогах. Не у всех есть возможность отдыхать на берегу моря, озера, предаваться размышлениям. В качестве отлично работающего способа для расслабления мы предлагаем рассмотреть самодельный комнатный фонтан. Вода, струящаяся из такого незатейливого приспособления, способна успокаивать психику, благотворно влиять на здоровье. Настольные фонтаны способны стать и отличной профилактикой профессиональных болезней учителей, связанных с дыхательной системой. Для начала был разработан дизайн настольного средства для релаксации.

    Наш фонтан состоит из бутылки с водой, трубочек от капельницы и емкости, где будет скапливаться вода. Мы выбрали струйный вариант насадки, чтобы добиться максимального увлажнения воздуха в классной комнате.

    Принцип действия основан на законе Паскаля. Во время сжатия бутылки с водой вода под давлением начинает передвигаться по трубке. На другом конце трубки закреплена насадка. Вода под напором струйками выливается в емкость, декорированную нами в цветочном стиле. Для обеспечения циркуляции воды мы использовали закон сообщающихся сосудов. Для решения проблемы был сделан обратный ввод в бутылку с помощью трубочки от медицинской капельницы.

    Выводы. В данной исследовательской работе приводятся рекомендации и инструкции для самостоятельного создания фонтана у себя дома для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья человека в целом.

    Заключение

    Экологическое воспитание подрастающего поколения - важная задача, стоящая перед воспитателями детских дошкольных организаций и учителями общеобразовательных школ. Для того чтобы в полной мере формировать у подрастающего поколения бережное отношение к живой природе, педагоги разрабатывают программы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках таких программ проводятся тематические классные часы, туристические походы, конкурсы, викторины.

    Морские выдры во сне держатся лапками друг за друга, чтобы их не разделило течением.

    Детям об экологии

    «Нужны все на свете!
    Нужны все подряд –
    Кто делает мёд
    И кто делает яд»

    из сказки Бориса Заходера «Про все на свете».

    Экология – молодая наука. Хотя о жизни животных и условиях их обитания писали еще древние индийские трактаты.

    Эта наука развивается так быстро, что ученые затрудняются сказать, где ее границы.

    Эта наука такая нужная! Она рассказывает, как живут существа в своих «домах» – экосистемах.

    Эта наука говорит о том, что есть незыблемые законы, которым подчиняемся и мы, и наши соседи – животные, птицы, растения. Эти законы описывают и наши условия жизни – землю, воздух, воду и камни.

    Девочка в городском дворе.

    Все мы связаны, зависим друг от друга, нужны друг другу. Если меняется что-то вокруг нас, начинает меняться и все остальное. Например, в камнях жили одни звери, а люди убрали камни, распахали поля – и вот в полях стали жить другие животные и птицы; если поля пересохнут, станут жить новые виды живых существ.

    Нам здесь лучше, чем в каменных джунглях.

    Экология – точная наука. Благодаря ее формулам можно рассчитать, например, сколько километров леса нужно дикому волку, чтобы он не беспокоил фермерских животных, и многое другое.

    Cколько нам надо парков?

    Шмель на цветке

    Не только человек меняет пространство вокруг себя – это делают и муравьи, и термиты, и пчелы. Это делают птицы и рыбы, огромные медведи и маленькие дождевые червяки. Но только человек так меняет все вокруг себя, что на десятилетия на планете Земля остаются безжизненные места – там нет ни птиц, ни червяков, ни медведей. И люди селятся там неохотно.

    Асцидии - морские животные. Правда, очень красивые?

    Даже просто хозяйствуя на Земле, люди каждый день уничтожают живое, и не просто живое – целые виды живых существ. Навсегда.

    Подумаешь, пропадут микробы какие-нибудь, слизни, медузы, цветочки, червячки – да кому они нужны! – скажешь ты. Мало, что ли, их осталось? Каждый год новые виды находят – медуз, рыб, крабов там всяких или червячков.

    Но ведь даже самое крошечное существо на земле кормит кого-то покрупнее. И если мы забудем об этом, страшно подумать, что мы натворим в конце концов и к чему это приведет!

    Сегодня я все-таки хочу рассказать тебе о хорошем: о том, как мы, люди, используем богатства природной кладовой.

    Ученые-бионики – слышали о такой науке? – изучают, как устроены растения, животные, насекомые. Дело в том, что в живой природе все сделано удивительно экономично, красиво и удобно. Эти законы и секреты природы ученые открывают, а потом – применяют в технике.

    Ты, наверное, знаешь, что множество лекарств было создано благодаря растениям. Так и хочется сказать – нет бесполезных растений, есть неизученные!

    Розовый землекоп в своем доме

    Но больше всего меня поражают животные, которых изучают, чтобы узнать их тайны. Первым в моем списке идет, конечно, розовый землекоп. Живет он в жарких душных пещерах, где никто, кроме него, жить не может! А вот он – живет! Как? Почему? Почему он не болеет? Что позволяет розовому землекопу выжить?

    На нашей планете есть существа, которые прячут тайну бессмертия – аксолотли, кишечнополостная гидра, и другие. А морские звезды и асцидии – морские животные – пока не раскрыли нам секрет вечной молодости.

    Как же мы будем изучать тайны и секреты, находить лекарства и совершать удивительные открытия, если вокруг будет только изученный мир? Вернее – если все не изученное будет убито мусором, нефтяными пятнами, вырубками?

    Каждый год ученые открывают множество новых видов живых существ, а исчезает их в 2 раза больше! Мы сами, люди, позволяем засыпать мусором и убивать наши природные богатства, наших неведомых спасителей, наших неизвестных защитников.

    Чему могут научиться люди, глядя на эту красоту?

    В сказке Бориса Заходера написано об экологии – но так просто и понятно! И называется она просто – «Сказка про всех на свете». Родители могут помочь тебе найти мультик, который был снят по этой сказке.

    Фото Аллы Мутелики, Марины Лидис

    Прежде, чем рассказать детям об экологии , надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

    А экология - это наука о законах жизни природы.

    В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.


    У Бориса Заходера есть замечательные стихи:

    Все на свете,

    На свете нужны,

    Не меньше нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись

    Без чудищ нелепых

    И даже без хищников, -

    Злых и свирепых.

    Нужны все на свете!

    Нужны все подряд -

    Кто делает мед

    И кто делает яд!

    Плохие дела

    У кошки без мышки,

    У мышки без кошки

    Не лучше делишки!

    И, если мы с кем-то

    Не очень дружны,

    Мы все-таки ОЧЕНЬ

    Друг другу нужны!

    А если нам кто-нибудь

    Лишним покажется,

    То это, конечно,

    Ошибкой окажется!

    Все на свете,

    На свете нужны,

    И это все дети

    Запомнить должны!

    Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское.

    Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно.

    Помни простые правила поведения в природе:

    • Не лови и не приноси домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
    • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
    • Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
    • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
    • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
    • Не ломай веток на деревьях.
    • Не оставляй за собой мусор на природе.

    Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много веков.

    Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озерах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

    Прежде, чем рассказать детям обэкологии, надо сначала поговорить с ними о природе.Природа - это солнце, звёзды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы.

    Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений.

    Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

    А экология - это наука о законах жизни природы.

    В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме.

    Главный закон экологии - всё связано со всем.

    Природе нужны зайчики и волки,ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.

    А ещё дождь, снег, и чистый воздух.

    Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.

    Много-много лет люди брали у природы всё, что хотели, не задумываясь о последствиях.

    Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания.

    Вместо лесов появились пустыни, высохли озёра и реки, и даже целое море - Аральское.

    Природе плохо и ей надо помочь.

    Леса, луга, реки, озёра - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля.

    Надо жить в мире и согласии со своими соседями.

    Ко всему, что движется, и растёт нужно относится бережно.

    Помни простые правила поведения в природе:

    • Не лови и не приноси домой здоровых детёнышей лесных зверей и птиц.
    • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
    • Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
    • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
    • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
    • Не ломай веток на деревьях.
    • Не оставляй за собой мусор на природе.

    Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека ещё много-много веков.

    Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озёрах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО

    Самые редкие животные в мире.

    Рыжий волк (Canis rufus) сильно пострадал от предрассудков фермеров восточной части США, где он обитает. По мнению фермеров, волк – причина абсолютно всей порчи скота. На самом же деле эти выводы были многократно преувеличены. Такое интенсивное истребление привело к практически полному исчезновению рыжих волков. Из трех подвидов этого вида два уже вымерли, остался лишь Critically endangered. Этот подвид занесён в Международную Красную книгу. К началу 21 века численность рыжего волка ограничивалась 270 особями.

    Флоридская пума (Puma concolor coryi) – единственная пума, занесенная в Красную книгу. Основная причина вымирания, конечно же, - человек и его деятельность. Этот подвид обитает в США (штат Флорида).

    Дальневосточный леопард (Panthera pardus orientalis ) – еще одно редкое животное. Как у большинства исчезающих видов, причиной упадка численности этих прекрасных зверей стала деятельность человека. Люди, поселившиеся на землях дальневосточных леопардов, вытеснили их, а зверей, не пожелавших уйти, истребили. Вот и результат: численность дальневосточных леопардов сократилась до 30 особей в России и около 10 в Китае.

    Яванский носорог (Rhinoceros sondaicus) встречается только в природе. Содержать этих животных в неволе ещё никому не удалось. Да и, вероятно, уже никому не удастся, ведь яванских носорогов осталось меньше 60-ти особей, а нелегальная охота на них продолжается…

    Золотистый лемур (Hapalemur aureus), долгое время не встречался исследователям, пока в 70-х годах учёные не наткнулись на одну популяцию этих животных. Впоследствии было обнаружено ещё несколько популяций, но общее число всех золотистых лемуров, эндемиков Мадагаскара, не превышает 130 особей. Эти лемуры зависят от бамбука, поэтому его вырубка наносит большой вред этим зверькам.

    Квинслендский вомбат (Lasiorhinus krefftii) – ночное растительноядное млекопитающее. Уничтожение естественной среды обитания привело к тому, что квинслендские вомбаты остались только в охраняемой зоне – Национальном парке Квинсленда – в количестве около 113 особей.

    Голубой ара (Cyanopsitta spixii) больше не встречается в дикой природе. Все оставшиеся представители этого вида содержатся в неволе у частных коллекционеров. Последний дикий самец исчез не так давно – в 2000 г. Попытки восстановить численность голубых ара в их естественной среде не удалась во многом из-за того, что причина уменьшения численности птиц не устранена - браконьеры, вырубка лесов и африканские пчёлы, занявшие дупла для гнездования голубых ара. Тем не менее, работы по спасению вида продолжаются. В 2007 г в неволе содержалось 90 птиц, а в 2010 уже 105.

    Нелетающий попугай какапо (Strigops habroptilus) – представитель ночных токовых птиц, обитающий в Новой Зеландии (её эндемик). Эти птицы становятся крайне редкими в основном из-за завезённых хищников (крыс, кошек и других) и копытных, а также деятельности человека. Несмотря на то, что вольерное содержание какапо переносят хорошо, разводить их в неволе трудно, так как эти птицы не образуют пар. На сегодняшний день существует около 62 какапо.

    Японский, или красноногий ибис (Nipponia nippon). Эти птицы настолько редкие, что даже определить их численность и природоохранный статус очень сложно. Известно, что в начале 20 века их было около 100. Дальнейшие сведения (ближе к 50-м годам) говорили о резком снижении численности (примерно 27 птиц). Данные 60-х годов свидетельствуют о продолжающейся тенденции к снижению числа особей. Новых данных о японских ибисах нет, поэтому принято считать, что сегодня в мире существуют от 6 до 20 особей этих птиц.

    Деятельность человека и его неосторожное вмешательство в природные экосистемы стали причиной гибели тысяч видов животных по всему миру. Тенденция такова: в год исчезают значительно большее количествовидов животных, чем открываются учёными.



    Вверх