Ефросинья Полоцкая: фото, описание, биография, деятельность, интересные факты из жизни. Крест Ефросиньи Полоцкой. Святая евфросиния полоцкая

Евфросиния Полоцкая — это первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, мы ее знаем и как первую женщину на Руси, причисленную к лику святых. Несмотря на то что жизнь Евфросинии Полоцкой приходилась на тот период, когда христианство уже раскололось, ее одинаково высоко почитает как православная, так и католическая церковь.

Основными заслугами святой считаются перевод и переписывание книг, а также строительство собственных монастырей и церкви, которые являлись настоящими образовательными центрами Полоцкого княжества.

Евфросиния Полоцкая… Это имя вписано золотыми буквами не только на страницах духовной жизни, которая существовала на восточнославянских землях, но и во всю историю культуры Беларуси.

Евфросиния Полоцкая — княжна и монахиня. Но, прежде всего, это известная просветительница, оставившая незабвенную память в душах людей. Между нынешним временем и тем периодом, когда жила знаменитая княжна, лежит более восьми столетий. И поэтому нет ничего удивительного в том, что не так уж много сведений о ней сохранилось в истории восточнославянского народа. Однако и они способны дать оценку великой полочанке как талантливой женщине-просветительнице, указав на ее общеевропейское значение. Вся деятельность Евфросинии, как и ее знаменитых соотечественников К. Смолятича и К. Туровского, без всяких сомнений, говорит о высоком культурном подъеме, который наблюдался в те годы на белорусской земле.

Житие святой княжны

Будущая святая Евфросиния Полоцкая родилась в 1110 году. Изначально ей дано было имя Предслава. Она была дочерью полоцкого князя Святослава (сына Всеслава Чародея) и приходилась правнучкой княгине Рогнеде и князю Владимиру. Отец Предславы не получил от родителей удела, и поэтому вместе со своей семьей жил при дворе старшего брата — Бориса Всеславича.

В конце 12 века была написана книга «Житие Евфросинии Полоцкой». Ее автор нам неизвестен. Скорее всего, им являлся игумен или монах, живший в одном из монастырей, основанных княжной. Есть большая вероятность и того, что автор книги — ученик самой Евфросинии. Но как бы там ни было, данное повествование подробно рассказывает читателям о жизни святой женщины.

К сожалению, «Житие…» в первой своей редакции до наших дней не дошло. Виной тому — войны и пожары. Однако мы можем ознакомиться с книгой в шести редакциях и практически в 150 списках. Это является подтверждением большой популярности произведения. Одним из самых полных списков является Погодинский. Датируется он 16 веком.

«Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» является настоящим памятником агиографической восточнославянской литературы 12 века. Текст книги построен по тем канонам, которые отличали житийную литературу. Предполагают, что у данной работы есть свой первообразец. Им вполне могло служить произведение «Житие Евфросинии Александрийской». Однако автор восточнославянского памятника литературы внес в свой труд индивидуальные особенности. Так, исследователями отмечается яркость диалогов и монологов самой Евфросинии. Вполне вероятно, что они были взяты из книг, написанных святой княжной.

Структура «Жития Евфросинии Полоцкой»

Знаменитое произведение предваряется риторическим вступлением, традиционным для агиографии. Далее следует основная часть. В ней повествуется о жизненном пути святой полочанки, подтверждающем ее духовное восхождение. Завершающая часть произведения — Похвала. Здесь, несмотря на агиографические традиции, отсутствуют рассказы о произошедших посмертных чудесах. Для тех, кто не читал «Житие Евфросинии Полоцкой», краткое содержание книги будет приведено ниже.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим — дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной).

Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии…» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей.

В «Житии…» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Выбор жизненного пути

Полоцкая княжна отличалась не только своей мудростью, но и красотой. Однако поступавшие ей многочисленные предложения о браке она без всяких колебаний отвергала. Предслава осознанно решила отказаться от мирской жизни в 12-летнем возрасте. Это был период, когда родители впервые стали задумываться о замужестве дочери. Девочкой руководили идеи о подвижническом служении высоким моральным идеалам и важности духовного совершенствования. Княжна решила пойти за «Женихом своим» — за Христом.

Предслава обратилась к жившей в Полоцке родственнице, вдове ее дяди Романа Всеславича. Та была игуменьей и могла помочь девочке стать монахиней. Однако необыкновенная красота Предславы и ее ранний возраст показались старой княжне несовместимыми с постригом. Переубедить старую княжну помогли глубокий разум и высокая религиозная убежденность девочки. Игумения призвала иерея, который и совершил постриг, дав Предславе имя Евфросиния.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья — «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны.

Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом.

Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

Открытие собственной обители

Согласно «Житию…», Илия — епископ Полоцкий — получил от Божьего ангела подтверждение высоты подвижничества и служения Евфросинии. Одновременно с этим высшие силы указали ему на то, что он должен поставить монахиню во главе обители. Три раза с подобной вестью ангел являлся и к Преподобной Евфросинии, которая с радостью восприняла выбор Христа. Для расположения обители было определено находящееся неподалеку от Полоцка Сельцо. Здесь же находилась церковь Спаса и располагалось место погребения епископов.

Торжественная передача Сельца Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илья благословил Преподобную на создание в этом месте женского монастыря.

Расцвет обители

Преподобная Евфросиния Полоцкая стала основательницей Спасо-Преображенского женского монастыря. Эта обитель получила широкую известность на всей полоцкой земле. Здесь же постриглись в монахини и сестры Евфросинии.

При монастыре была создана женская школа. В ней осуществлялась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой. Княгиня, собравшая молодых девиц, учила их пению и написанию книг, рукоделию и многим другим полезным ремеслам. Заботилась монахиня и о том, чтобы девушки знали закон Божий и были трудолюбивы. Стоит отметить, что школа, основанная при Спасо-Преображенском монастыре, во многом способствовала быстрому расцвету обители.

Строительство храма

В середине 12 века на месте деревянной церкви Евфросиния Полоцкая задумала возвести каменную. Для осуществления своей мечты она пришла за советом к Иоанну. У этого монаха уже имелся опыт в строительстве храмов. Согласно «Житию…» все работы прошли довольно быстро. Уже спустя 30 недель храм Евфросинии Полоцкой был воздвигнут. Его открытие состоялось в 1161 году. «Житие…» повествует о диве, случившемся в самом конце возведения. Оно состояло в том, что в процессе строительства закончился кирпич, и каменщики не знали, как завершить свою работу. Но на следующий день, после молитвы святой, мастера обнаружили нужный материал в печи.

Храм Евфросинии Полоцкой не перестает удивлять исследователей. Он отличается от многих сооружений того времени своими пропорциями, двускатным перекрытием, а также необычной вытянутостью барабана. Загадочным для посетителей кажется и сам интерьер церкви: несмотря на массивные стены, он загружен толстыми столбами.

Оснащение храма

После постройки новой церкви Евфросиния провела активную работу для того, чтобы в этом доме Божьем имелось все необходимое для проведения служб. Монахиня пригласила художников, расписавших стены библейскими сюжетами, на которых были изображены лики святых. Удивительные по своей красоте рисунки были нанесены на хорах, а также в келье, предназначенной для Преподобной.

Для собственной обители в церкви Евфросиния приобрела икону Божьей Матери (чудотворную Одигитрию Эфесскую). По преданию, ее написал сам евангелист Лука.

Напрестольный крест

Особое место в новом храме было отведено вещи, которую изготовил лучший ювелир Киевской Руси Лазарь Богша. Это крест Евфросинии Полоцкой. Заказала его монахиня специально для построенной ею церкви. На кресте просматривались точная дата изготовления (1161 год) и имя мастера.

Крест Евфросинии Полоцкой имеет шестиконечную форму. По мнению богословов, такое решение является символом первобытного света. Шесть концов креста означают те шесть дней, в течение которых Господь сотворил мир. Украшали шедевр древнего ювелирного мастерства иллюстрации, касающиеся всей истории Нового Завета, а также древней церкви. Крест (смотрите фото) Евфросинии Полоцкой имел изображения Христа и Богородицы, Архангела Гавриила и Михаила, апостолов Павла и Петра, самой святой Евфросинии, а также Иоанна Предтечи. Украшали эту исторически значимую вещь драгоценные металлы и камни.

Но особую ценность реликвии придавали частицы святых мощей. Так, в верхнем перекрестье на лицевой стороне Креста была размещена Кровь Христа. Немного ниже — «Древо Животворящее». В верхнем перекрестье на обратной стороне имелся камень, взятый из Гроба Пресвятой Богородицы, а ниже располагалась частица Гроба Господня.

К сожалению, во время войны с фашистской Германией святыня бесследно исчезла. Этот Крест, как и пресловутую Янтарную комнату, считают одним из самых ценных произведений искусства, поиски которого продолжаются до сих пор. На сегодняшний день в Свято-Евфросиньевском Полоцком монастыре находится точная копия реликвии, которая была выполнена в 1997 г. брестским ювелиром-эмалировщиком Н. П. Кузьмичем.

Мужской монастырь

Евфросиния Полоцкая считается основательницей не только женской обители. По ее заказу был построен мужской монастырь, а при нем — церковь св. Богородицы.

Впоследствии обе обители стали для Полоцкого княжества настоящими центрами образования. В открытых при них школах молодые люди учились письму и грамоте. Здесь работали библиотеки и мастерские по написанию книг, а также выполнялись иконописные и ювелирные работы. Сама Преподобная Евфросиния Полоцкая создавала, а затем и записывала молитвы и проповеди. Но помимо своей просветительской деятельности монахиня была известна современникам как советчица, миротворец и справедливый судья.

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Евфроси́ния По́лоцкая (также встречается форма Ефросинья , вероятное крестное имя Евпраксия или Параскева , мирское имя - Предсла́ва (Предисла́ва); между и - 23 мая или 25 мая , Иерусалим) - дочь витебского князя Святослава Всеславича , внучка Всеслава Брячиславича , инокиня и просветительница периода Полоцкого княжества .

После достижения совершеннолетия (12 лет) отказалась от династического брака и ушла в монастырь. После поселилась в келье Полоцкого Софийского собора , где в храмовом скриптории переписывала, а возможно, и переводила книги, вела активную миротворческую и просветительскую деятельность. Построила на свои средства две церкви в Полоцке , основала под Полоцком женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве (работали учильни, библиотеки, скрипторий, богадельня, вероятно, иконописная и ювелирная мастерские). По её заказу Лазарь Богша сделал крест. Мужскому монастырю подарила замечательное произведение византийского искусства - икону «Богоматерь Одигитрия Эфесская». В 1167 году умерла в Иерусалиме, совершая туда паломничество, и была похоронена в монастыре Св. Феодосия.

Дата рождения

Не осталось никаких документальных свидетельств о точной дате рождения Евфросинии. В различных научных работах указываются разные даты рождения: начиная от 1100 года и кончая 1120 годом , некоторые исследователи уменьшают этот период 1101-1104 или 1110-1113 годами . Известный исследователь жизни Е. Полоцкой А. Мельников считает 5 января 1104 года наиболее вероятной авторитетной датой рождения святой .

Семья

Предслава или Предислава (возможное значение имени - «давняя слава », - в память былого величия Полоцка) происходила из рода князей, происходившего от Изяслава - сына Владимира Крестителя и его жены - Рогнеды . Внук Изяслава князь-чародей Всеслав Брячиславович , отвоевавший своё право на великокняжеский престол , - был дедом Предиславы, а её отец «меньший» (возможно, младший) из семи сыновей Всеслава - Георгий. Традиционно считается, что Георгий - крестное имя Святослава Всеславича, но оно могло принадлежать и князю Ростиславу : судьбы братьев были очень похожи, а конкретных исторических сведений о них сохранилось чрезвычайно мало .

Предислава была старшей и долгожданной дочерью в семье . Князь Георгий, отец Предиславы, был младшим из всех своих братьев, поэтому он не мог владеть Полоцким княжеством. Многие исследователи считают, что Георгию для княжения и несения христианского просвещения был выделен город Витебск , где, как полагают, возможно и была рождена Предислава .

По косвенным данным, мать была одной из старших дочерей Владимира Мономаха , и, возможно, звалась Софией . Существует мнение, что через мать Предислава приходилось родственницей византийского императорского дома Комнина. Так, Лев Горошко заявляет, дядей Предиславы по матери, возможно, был Мануил I Комнин , однако не дает никаких ссылок и аргументов. Нынешняя историческая наука сведения о близком родстве с домом Комнинов считает маловероятными .

Предислава была не единственным ребенком в семье, кроме неё были еще младшие сестры и братья. В «Житие» агиограф называет их имена: младшая сестра Гордислава Святославовна и брат Давид . Летопись «Повесть временных лет » говорит еще о Васильке .

Монашеский постриг

Предслава получила сравнительно хорошее для того времени домашнее образование. В 12-летнем возрасте отец хотел выдать её замуж . Княжна, однако, отказалась от брака и вообще от светской жизни, и тайно приняла постриг в Полоцком монастыре (исследователь «Жития» Алексей Мельников полагает, что это произошло 15 февраля 1116) . Причины такого поступка неизвестны .

Игуменьей монастыря была вдова князя Романа Всеславича , тётя Предиславы. Та сначала критически отнеслась к решению девушки и, боясь гнева отца, отговаривала племянницу. Однако после просьб Предиславы, благословила её. Отец не одобрил выбора дочери, отговаривал дочь. Согласно «Житию» по Предиславе «скорбел весь дом» . Исследователи обращают внимание, что Предислава была пострижена в ангельский чин не епископом (как требовали того монашеские Правила), а обычным священником. А. Мельников объясняет это тем, что тогдашний епископ Мина Полоцкий доживал свои последние дни и нельзя было в такой деликатной ситуации просить его о благословении .

Девушка получила при постриге имя Евфросиния. Возможно, что постриг состоялся 25 сентября, когда церковь отмечает день святой Ефросинии Александрийской .

Просветительская деятельность

Переписывание книг

Через некоторое время после пострига девушка переселилась (между 1118 и 1122 годами, возможно, что после военных действий 1119) с помощью епископа Илии в келью - голубницу Софийского собора, где начала переписывать книги («нача книгу писати своими руками») в скриптории при тамошней библиотеке. Переписка книг была, по-видимому, одним из её монашеских обетов.

Процесс письма был чрезвычайно сложный и медленный, это была нелегкая физическая работа, и ей занимались исключительно мужчины. Переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, которой упирался локтем в колено. Писали на пергаменте уставом - крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделялась от соседней. Переписчик должен был не только хорошо знать грамматику, но и иметь художественные способности, так как начальные буквы и заголовки разделов надо было оформлять животным или растительным орнаментом. Кроме того книги часто украшались специально выписанными заглавными буквами, буквицами или инициалами и миниатюрами. За день можно было списать не более четырех страниц .

По устному преданию, некоторые историки (Борха и Ластовский) выдвинули гипотезу, что летопись Полоцкого княжества , которая находилась в Полоцкой библиотеке и которая не сохранилась до наших дней, была написана преподобной Евфросинией. Однако исследователи считают, что сведения о писание Ефросиньей Полоцкой летописи скорее всего легендарные, ничем не подтвержденные .

Строительство храмов и монастырей

«Житие» рассказывает, что однажды ангел во сне взял Евфросинию и привел её в Сельцо, за две версты от Полоцка, на берегу Полоты, и сказал: «Здесь надлежит тебе быть!» Сон повторился трижды. После этого полоцкий епископ Илья, призвав полоцкого князя Бориса , отца Святослава и других знатных полочан, объявил, что отдает монахиням Сельцо .

Там же, в Сельце Ефросинья инициировала строительство женского Спасского монастыря . Около 1133 года закончилось строительство Спасского собора , что стало одним из главных событий полоцкого зодчества того периода (заказчиком постройки мог быть князь Василько , который вернулся на родину из Византии ). Согласно «Житию» церковь была построена рекордно быстро по тем временам - 30 недель (один строительный сезон). Если у строителей закончился строительный материал - плинфа , то после молитвы Евфросинии назавтра в печи нашлась плинфа и в тот же день был вознесен крест (историк архитектуры и археолог М. Воронин считал, что нехватка кирпича была вызвана необычностью верхних частей храма, которые требовали большего количества строительного материала ). Строил церковь Святого Спаса известный зодчий Иоанн. Церковь в Сельце представляет собой трехнефный крестово-купольный храм размером 8x12 метров . Построенный на берегу Палаты храм стоял на месте старой резиденции полоцких епископов (легендарное явление (знак) ангела и благословение епископа относятся, возможно, к ночи праздника Преображения Господня 6 августа 1126 ), а Ефросинья тогда же была возведена в сан игуменьи этого монастыря. На сегодня - это единственный в Беларуси храм, где сохранились росписи XII века .

Призвание родных сестер к монашеству

Помощницами Евфросинии стали сестры: родная Гордислава и двоюродная Звенислава .

Евфросиния, которая в то время была игуменьей, попросила отца прислать к ней младшую сестру для обучения грамоте; а после тайно постригла её в монахини. Отец, узнав об этом, в большом отчаянии приехал в Сельцо, горько плакал и не хотел отдавать в монахини и вторую дочь. Постриг Гордиславы состоялся не позднее 1129 года .

В том же 1129, или может даже в 1128 году, вскоре после смерти своего отца, вслед за Гордиславой, в обитель вступает и двоюродная сестра Евфросинии Звенислава Борисовна . Звенислава сама пришла к Евфросинии и принесла своё богатое приданое в дар храму. Получив после пострига имя Евпраксия, она была особенно близка с Евфросинией - «яко един душа въ двою телесу». Позже Евпраксия заняла место Евфросинии и стала игуменьей, продолжая просветительскую деятельность сестры.

Перед самым отъездом вопреки воле своего брата постригла в монашество его дочерей: Ольгу и Кирияну. «Житие» утверждает, что Евфросиния имела от Бога дар: взглянув на кого, сразу видела, имеет ли тот человек дух добродетельный и может ли он стать Божиим избранником .

Образ Божией Матери Полоцкой

С именем Евфросинии связывается приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. В то время существовали только три таких образа, и считалось, что при жизни Богородицы эти иконы были написаны евангелистом Лукой . Евфросинья послала слугу Михаила к византийскому императору Мануилу (который мог приходиться родственником монахини) и патриарху Луке Хрисовергу в Константинополь за иконой святой Эфесской Богородицы для Богородицкого монастыря. Многих историков удивляет то, что посол был направлен не полоцким епископом, а самой игуменьей, и они считают, что в XII веке высшая церковная, а отчасти и светская власть принадлежала настоятельнице полоцких монастырей .

Большинство современных исследователей считают, что на самом деле в Полоцк были присланы копии цареградской (а не Эфесской) Одигитрии и реликвии , а само путешествие за иконой состоялось между 1156 и 1160 годами . В 1239 году (по другим сведениям, в XVI веке) икона была внесена в Воскресенскую церковь Торопца . Сейчас икона хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге , в 2009 году временно перемещена в церковь Александра Невского в Княжьем Озере .

Крест Евфросинии Полоцкой

К просветительской деятельности Ефросиньи Полоцкой относится и открытие иконописной и ювелирной мастерских . В 1161 году Ефросинья заказала местному мастеру Лазарю Богше изготовление напрестольного креста с реликвиями, который позже стал известен как Крест Ефросинии Полоцкой . Реликвия стала белорусской национальной святыней и одновременно памятником старобелорусской письменности .

Крест был ковчегом для хранения христианских реликвий. Он был шестиконечный, высотой 52 см, длиной верхней поперечины - 12 см, нижней - 21 см, толщиной - 2,5 см. Основа креста - кипарисового дерева, покрыт золотом с драгоценными камнями.

Крест хранился в церкви Святого Спаса до начала XIII в., После сперва был перевезен в Смоленск , оттуда в 1514 году Иваном III в Москву, однако был возвращен на родину Иваном Грозным . Во время войны 1812 года крест был спрятан в стене Софийского собора в замурованной нише, а в 1841 году вновь возвращен в храм Спаса .

В 1921 году крест был изъят советскими властями. В 1928 году директор Белорусского государственного музея В. Ластовский вывез крест из Полоцка в Минск , а в следующем году передал его Белорусскому музею в Могилеве, о чем был составлен акт. Акт 1929 свидетельствует о больших художественных убытках креста: 13 образов святых были выломаны или испорчены, из драгоценных камней остались только два - аметист и гранат , из разных частей памятника исчезли кусочки золота и бусинки жемчуга , видны следы неудачных попыток ремонта .

Крест окончательно утрачен в 1941 году во время отступления Красной армии из Могилёва .

Послевоенные поиски креста были безуспешными, поэтому в 1997 году брестским мастером Николаем Кузьмичом сделано точная копия креста, которая хранится в Полоцке в церкви Ефросинии Полоцкой .

Паломничество в Иерусалим

В конце жизни Евфросиния собралась выехать в длинное путешествие в Иерусалим , что было с тревогой воспринято полочанами. На прощание с Ефросиньей прибывают в Полоцкий монастырь братья Василёк, Вячеслав и Давид. Любимый брат Вячеслав приезжает с двумя дочерьми - Кирьяной и Ольгой, которых представляет сестре и просит о благословении, что свидетельствует о большом почете, которой при жизни была вознаграждена Евфросиния, а после исполняет волю Евфросинии, чтобы две его дочери остались на послушание в монастыре. Игуменство над монастырями Евфросиния передает своей сестре Евдокии .

Получив благословение епископа Дионисия, она отправилась вместе с братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией сначала в Константинополь , затем в святую землю. Возможно, что при этом Ефросинья выполняла и церковно-дипломатическую миссию, а на землях Руси, через которые проезжала - миротворческую миссию. Само путешествие было сухопутным, а не традиционным путём «из варяг в греки», иначе невозможна была бы встреча княжны с императором Мануилом .

Вероятно, в конце апреля 1167 года Евфросиния достигла Иерусалима. Иерусалим принадлежал крестоносцам, царствовал им Амальрих I , который приходился Евфросинии дальним родственником - через жену французского короля Генриха I Анну , которая была дочерью Ярослава Мудрого . В Иерусалиме Евфросиния направилась к Гробу Господню . Через несколько дней она заболела и послала брата с сестрой за святой водой на Иордан .

После появления Евфросиния начала подготовку к своей кончине. В древнюю Лавру Саввы Освященного она посылает с прошением, чтобы её похоронили в монастырском храме. Однако Лавра была мужским монастырем и там не принимали женщин. А. А. Мельников справедливо утверждает, что желание быть похороненной в монастыре Святого Саввы было результатом наследования Евфросиньей Полоцкой жизни Евфросинии Александрийской, которая прожила жизнь под видом инока Измарагда и была похоронена в мужском монастыре. Получив отказ, Ефросиния посылает слугу купить гроб в камере храма Пресвятой Богородицы в монастыре Феодосия Великого .

Влияние на общественную жизнь

Считается, что Ефросинья оказывала значительное влияние на политическую и общественную жизнь в Полоцке в середине 12 в. Она была своеобразным знаменем борьбы полочан за свою независимость .

В XII веке шел интенсивный процесс феодального разложения, образовывались новые княжества, руководители которых вели жестокую борьбу за власть. Князья Полоцкие, Витебские, князья Минские , Слуцкие враждовали не только между собой, но выступали и против своих киевских родственников. Евфросиния всем своим духовным складом была создательницей взаимопонимания между людьми и защитником мира . На Рюриковом городище в Новгороде была найдена печать Евфросинии, которая подтверждала большую роль княжны-игуменьи в политической жизни княжества. Через вече она могла влиять на назначение епископов и на приглашение князей. В 1132 году Полоцк лишил власти киевского ставленника Святополка и выбрал князем родного брата монахини Василька. Княжна возможно имела отношение к событиям 1151 года, когда полоцкое вече отказало в доверии Рогволоду-Давиду ; и до событий 1158, когда половчане вновь захотели видеть на своем посту Рогволода. Усобицы в Полоцком районе продолжались и в 1162, а затем и в 1167 году. «Житие» говорит, что Ефросинья никого не хотела видеть врагами: «Ни князя со князем, ни бояре с Боярин, ни служанина со служанином - но всех хотяше имети, яко един душю» .

После смерти

Церковное почитание

Ефросинья была похоронена в Феодосиевском Иерусалимском монастыре, а после захвата города мусульманами, в 1187 году гроб был перенесен и захоронен в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавре . По преданию, монахи собирались перенести святыню в Полоцк, однако им помешала вражда киевских и полоцких князей . Существует другое мнение, что последней волей Евфросинии могло быть захоронение в монастыре Святого Феодосия, что и стало причиной того, что останки были оставлены в Киеве, в Феодосиевой пещере, а не возвращены в Полоцк . Ещё одной причиной могло являться то, что просветительская деятельность Ефросиньи могла иметь не вполне канонический характер, а её церковная деятельность могла быть направлена, на основе её высокого происхождения, в обход церковной иерархии, на повышение самостоятельности Полоцка в церковных делах. Это могло быть причиной конфликтов между Ефросиньей и церковными властями, истинной причиной того, почему останки Евфросинии были оставлены в Киеве, а не возвращались в Полоцк .

Церковное почитание в Полоцкой земле началось уже в конце XII в. Уже в это время существовали церковная служба преподобной Евфросинии Полоцкой и агиографическое «Житие» (вероятно созданное в одном из основанных Ефросиньей монастырей). Церковное почитание к 16 в. имело только местный характер, и в Московской Руси , к включению в Макарьевские списки, имя Евфросинии почти не было известным . Однако, и на Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов официальной канонизации не произошло. Общая служба святой была утверждена РПЦ лишь относительно недавно - в 1893 году .

В начале ХХ в. в печати появились сведения о канонизации Ефросинии папой римским Григорием Х на втором Лионском соборе в 1274 году. Этому нет документального подтверждения, но по традиции Евфросинию признают святой и католическая, и униатская церкви .

Возвращение мощей в Полоцк

В 1858 году во время правления императора Александра II о перенесении мощей Евфросинии ходатайствовали жители Полоцка, в 1864 году ходатайство поддержал генерал-губернатор Северо-Западного края Муравьёв . И только в 1871 году епископ Полоцкий Савва добился, чтобы в Спасский монастырь была доставлена часть мощей .

Разрешение на конечный перенос мощей было получено только от императора Николая II . Сами останки, за исключением символической части, были перенесены в Спасо-Ефросиньевский монастырь в 1910 году. Также была объявлена и целебность останков. Перенос происходил очень торжественно, мощи сопровождали известные религиозные и государственные лица России. В день смерти подвижницы - 23 мая (5 июня) - нетленные останки привезли в Спасский собор и положили в специально сделанную кипарисовую раку, обложенную серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей .

Рака была изготовлена московским фабрикантом Мешковым по проекту и чертежам художника Павла Зыкова . По углам раки находились капители, а на лицевой стороне точная копия старинного барельефа, который был на гробу Евфросинии в Киево-Печерской лавре. На гробу располагалась икона Евфросинии Полоцкой в полный рост в лежачем положении.

Рака Евфросинии Полоцкой исчезла в 20-е годы XX века. Восстановленная рака была изготовлена художником Николаем Кузьмичом (который восстановил и Крест Евфросинии Полоцкой) и освящена 5 июня 2007 года. После церемонии освящения митрополит Минский и Слуцкий Филарет наградил президента Беларуси Александра Лукашенко орденом Святого Владимира I степени .

Новая рака представляет небольшой ковчег и имеет размеры 210 х 120 х 90 см. Кленовая рама-каркас облицована серебряными пластинами и украшена бронзовыми золотистыми барельефами. Изображения отличаются от первоначального оригинала. Боковые барельефы изображают важнейшие моменты биографии игуменьи: момент закладки церкви Спаса и перенесение её останков из Иерусалима в Киев. На тыльной стороне показаны тринадцать белорусских святых и сама Евфросиния. В головах - отлит крест в сиянии и надпись «собеседница ангелов», в ногах - образ Полоцка XII в. По периметру пропущен орнамент из цветных эмалей и виноградной лозы. В верхней части раки Евфросиния показана в полный рост. Риза, мантия и схима святой выполнены из серебра. Новая рака является не копией бывшей раки, а самостоятельным авторским произведением М. Кузьмича .

Вскрытие мощей Евфросинии Полоцкой

Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году останки были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь . В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции СССР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране . Там, в Ростове в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, останки были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все ценности, которые были при останках, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты .

Во время немецкой оккупации верующие перенесли останки в Свято-Покровскую церковь , а после 23 октября 1943 г. останки были возвращены в Спасо-Евфросиньевский монастырь, где остаются и поныне .

Почитание

Местное почитание Евфросинии Полоцкой восходит к XIV в. Тексты иконописных подлинников лаконичны: «Оки Евдокии». Поясное изображение преподобной на иконе «Русские святые» (1814) находится в одном ряду с Евфросиньей Суздальской . Только в начале XX века древнерусская княжна и игуменья, основательница двух монастырей в Полоцке, получила настоящую славу. На столпах Владимирского собора в Киеве известный художник Виктор Васнецов разместил её напротив св. Евдокии .

В списках 16-18 вв. сохранились церковные песнопения о Евфросинии Полоцкой. Одна стихира известна из рукописи конца 12 в., что является уникальным памятником музыкальной культуры раннего Средневековья в Беларуси .

Православные храмы во имя Евфросинии Полоцкой существуют в Лондоне , Саут-Ривер (близ Нью-Йорка , США), Торонто . В Беларуси существовала Ивенецкая Свято-Евфросиниевская церковь (построена в 1914 году, разрушена в 1951 году), в 1990-х также была построена новая церковь того же имени. В Минске на улице Притыцкого в конце 1990-х годов была построена церковь в честь Евфросинии Полоцкой.

В 1992 году в Полоцке появилась улица Евфросинии Полоцкой, а в 2000 году был поставлен памятник знаменитой полочанке (скульптор Игорь Голубев) . С 2010 года улица Евфросинии Полоцкой есть в Минске , в 2012 году улица Евфросинии Полоцкой появилась и в Слониме .

«Житие»

«Житие» было составлено, вероятно, монахом из монастыря Св. Богородицы. В произведении автор прославляет настойчивую и самоотверженную женщину, её стремление к знаниям и духовному совершенству, передает в строгой хронологической последовательности подлинные исторические факты, сведения о Полоцке, его культурная жизнь, быт княжеской семьи . В «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» отсутствует обычный для агиографии рассказ о посмертных чудесах .

В искусстве

Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентина Ковтуна «Призванные».

Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В Полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская («Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния») .

Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича , на гобелене Симона Свистунович .

Примечания

  1. Церковний календар Червень 2014 Інформаційний ресурс Української Греко-Католицької Церкви
  2. , с. 32.
  3. , с. 99.
  4. Ранее существовало мнение о годе смерти - 1173, но сейчас эта дата считается маловероятной.
  5. , с. 52.
  6. , с. 11.
  7. , с. 45-47.
  8. , с. 10.
  9. , с. 35.
  10. , с. 19.
  11. А. А. Мельников со ссылкой на мнение В. Л. Янина считает, на основании тогдашней традиции придания монашеского имени, одинакового в первой буквe со светским, что та дочь Мономаха Софья, выданной за венгерского королевича и позже принявшей монашество, имела на самом деле имя Елена (церковнасл. Евфимия и Елена, см , с. 31-32
  12. , с. 10.
  13. , с. 20.
  14. П.Брыгадзін. Матэрыялы па гісторыі Беларусі. - 1997.
  15. , с. 42-48.
  16. , с. 40-41.
  17. , с. 58.
  18. , с. 43.
  19. , с. 12.
  20. , с. 48.
  21. , с. 54-55.
  22. , с. 100.
  23. , с. 70-72.
  24. Сяліцкі А. Загадкі Полацкага храма // Искусство. - 2008. - Вып. 2 .
  25. , с. 58.
  26. , с. 67.
  27. , с. 31.
  28. , с. 13.
  29. , с. 61-62.
  30. , с. 109.
  31. , с. 98-99.

Все о религии и вере - "ефросинье полоцкой молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Спасо-Ефросиниевский монастырь в Полоцке, был основан в 1120-м году, принявшей монашество полоцкой княжной Ефросиньей, которая была в нем игуменьей в течение 45 лет.

Существует поверье, что Ефросинья основала монастырь по воле Бога. Епископ полоцкий Ілья увидел во сне ангела, который приказал преподобной Ефросиньи основать обитель при Спасовой церкви, где в то время находился загородный дом архиепископа. Такой же сон увидела 3 раза сама Ефросинья и на берегу р. Палата, основала монастырь.

При раскопках проводившихся в 1950-х годах выявили храм-усыпальницу в Сельца и склеп с мужскими останками, которые, возможно, являются останками первых полоцких епископов. Изначально тут стояла деревянная церковь Спаса. Первыми монахинями были родные и двоюродные сестры Ефросиньи. Скоро, услышав про ее благочестье, в монастырь начали приходить женщины из разных обителей. Бурное строительство монастыря было развернуто, между 1133 г. и 1143 г., когда полоцкий престол занимал родной брат Ефросиньи. В 1579 г. король Стефан Баторий основал в монастыре свою резиденцию, а потом передал ее иезуитам.

Иезуиты значительно перестроили монастырские строения. В 1656 г. после захвата Полоцка согласно приказу московского царя Алексея Михайловича монастырь возвращен православным. После освобождения города от московских захватчиков в 1667 г. комплекс опять принадлежал иезуитам. В 1832 г. монастырь передан православному духовенству. С 1841 г. он действует как женский. В 1844 г. при монастыре открыто 3-классное женское училище, сиротский приют.

В 1899 г. архитектор Коршыков построил в монастыре величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в конце 19 ст. при игуменье Евгении. В декабре 1905 г. полоцкий и витебский епископ ходатайствует перед св. Синодам о выделении средств на строительство нового строения Спасо-Евфросиньевского женского училища, проект которого был утвержденный 5.12.1905 г. В 1910 г. из Киева в монастырь были торжественно перевезены мощи св. Ефросиньи Полоцкой.

В 1915 г. во время первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский и разместился в Богоявленском монастыре. В 1921 г. при переезде были утеряны архив и библиотека. После октября 1917 г. политика государства по отношению к церкви изменилась. Расширилась борьба против церкви, началась реквизиция церковных ценностей, которая проводилась, по официальной версии, в целях организации помощи голодающим Поволжье. Согласно сведениям Витебской губернской комиссии по реквизиции церковных ценностей в 1-й половине 1922 г. по губернии было реквизировано более чем 100 пудов серебра и небольшое количество других ценных металлов. О реквизиции имущества монастыря свидетельствует то, что в фондах государственных властей сохранились списки имущества монастыря, его церквей, составленные в 1922 r. A это делалось в то время только в случаях учета ценностей и следующей реквизиции. В 1928 г. монастырь был закрыт.

Во вторую мировую войну на территории монастырского комплекса был лагерь советских военнопленных, многие строения разрушены. С 1943 г. монастырь начал действовать. В 1945 г. в нем проживала 50 монахинь. В первые послевоенные годы местные власти поддерживали деятельность монастыря.

Средь монахинь было много инвалидов, которые не могли работать. В 1954 г. таких женщин в монастыри было 13. В хозяйстве монастыря имелся 2-этажный дом, где жили монахини, церковь, и 3 га земли, которая была разделена на наделы. Внутренняя жизнь регламентировала сама игуменья. Монахини работали на земле, занимались рукоделием, шили одеяла для горожан. Кормились они самостоятельно, получая на это 100-150 руб. в месяц. 2 раза в день молились. Многие монахини пели в церковном хоре, за что дополнительно получали по 150 руб. в месяц.

Доходы монастыря складывались из денег, заработанных от продажи церковных предметов (крестиков, образов, свечек) и выполнения церковных дел в монастырской церкви. Церковь навещали все верующие Полоцка, ведь это была единственная действующая церковь в городе. Средств от верующих поступала немного. Но, несмотря на слабое, на первый взгляд, хозяйство, монастырь сумел отремонтировать на свои деньги Спасо-Евфросиниевскую церковь. В 1950-я годы известность монастыря росла. В особенности притягивали внимание верующих мощи Ефросиньи Полоцкой.

В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность.

В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

Молитва преподобной Евфросинии Полоцкой

О преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, Отечеству, обители твоей и всей стране Российстей помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая.

Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преуспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подаждь нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением я помощию возможем безбедно пройти истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть.

Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Его же и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Ефросинья Полоцкая: фото, описание, биография, деятельность, интересные факты из жизни. Крест Ефросиньи Полоцкой

Ефросинья Полоцкая первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Особенности жизни в Полоцке до появления монголов

Это повествование следует начать с краткого описания жизни жителей Древней Руси, чтобы понять, в какое время родилась Ефросинья Полоцкая – одна из самых образованных женщин своего времени.

XII век был периодом, когда жители древней Руси начали активно принимать православную веру. Новая вера начала находить свое отображение в архитектуре, литературе и искусстве.

Православные храмы были украшены сюжетами из Библии; при многих монастырях открывались скриптории, где работали переводчики с греческого и переписчики книг; актуальными стали ювелирные мастерские.

Сам Полоцк на то время был одним из крупнейших центров по изготовлению книг, а также прекрасным местом для желающих получить образование. Здесь велось летописание, из которого сейчас мы можем почерпнуть знания о выдающихся личностях того времени.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия.

Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени.

Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь.

Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки.

Так Ефросинья стала монахиней.

При постриге Предславу нарекли другим именем, теперь она стала Ефросиньей. Выбор этого имени был не случаен. Ефросинья Александрийская, которая жила в V веке, была прекрасным примером для девочки. К тому же это имя означает «радость», так что предпосылок для выбора этого имени было несколько.

Родители Ефросиньи были опечалены таким ее решением и предпринимали попытки вернуть дочь домой. Согласно летописи, князь Георгий плакал о своей дочери, как об умершей, но эти слезы ничего не изменили. Ефросинья Полоцкая осталась в монастыре, где превосходила всех в своем рвении к молитве, посту и ночным бдениям.

Став монахиней, девушка посвятила себя разным наукам. Она изучала книги, которые находила в церковных хранилищах, а это были произведения славянских богословов, древние летописи, а также труды византийских и римских просветителей.

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.

Описать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Мечта Ефросиньи

У Преподобной Ефросиньи была своя заветная мечта – она очень хотела побывать на святых местах Палестины. Это желание она решила осуществить, будучи далеко в преклонном возрасте.

Раньше жизнь Ефросиньи Полоцкой была посвящена переписыванию и написанию собственных книг и учений мирянам, а также налаживанию жизни монахов при монастырях. Достигнув запланированного, она, оставив обитель на свою сестру Евдокию, отправилась в путешествие.

На пути к Иерусалиму она встречалась с Константинопольским патриархом Лукою. А прибыв к месту назначения и посетив Живоносный Гроб Господень, остановилась в Русском монастыре.

Именно здесь ее настигла болезнь. 23 мая 1173 года, так и не излечившись, Ефросинья отошла в мир иной. Согласно завещанию святой, ее тело было захоронено в обители Преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима.

С 1187 года ее мощи хранились в Киево-Печерской лавре, а в 1910 году они были возвращены на родину Ефросиньи в Полоцк, где находятся и сейчас.

Ефросинья Полоцкая: интересные факты

Святая была известной меценаткой. Она приложила свои усилия для того, чтобы не было прекращено полоцкое летописание; заботилась о постоянном пополнении новыми книгами библиотеки Софийского собора.

Одной из главных достопримечательностей, связанных с ее именем, считается крест Ефросиньи Полоцкой. Этот шедевр древнерусской культуры был создан по ее заказу и назван ее именем.

Крест обладал чудодейственной силой, его использовали только в особо торжественных богослужениях. Существует предание, что крест Ефросиньи Полоцкой брал с собой в поход на Полоцк Иван Грозный. Он пообещал, что в случае победы вернет реликвию на место, и, несмотря на огромную ценность креста, сдержал свое слово.

К сожалению, реликвия была утеряна во время Великой Отечественной войны, но в 1997 году, согласно сохранившимся описаниям, копия креста была изготовлена брестскими ювелирами.

Ефросинья была канонизирована в 1547 году, в 1984 году ее причислили к Собору белорусских святых. С 1994 года день смерти святой стал Днем святой Ефросиньи и широко отмечается в Белоруссии.

Молитвы святым

Память: 23 мая / 5 июня

Преподобная Евфросиния славна с юных лет удивительным умом и мудростью, которые в зрелости возросли еще более, особенно благодаря ее трудам по переписки духовных книг. Став игуменьей, открыла первую женскую школу при монастыре. Ум, аскетичность и молитвенность позволили ей стать покровительницей русского женского монашества. Молитвенно к ней обращаются за помощью о дарование мудрости, честности, воздержанности в борьбе с похотями, взрослении своих инфантильных, ленивых и нежелающих учиться чад.

Тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние. Славу временную и земнаго обручника оставльши и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи и многия к Нему наставляющи, во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси, идеже моли, Егоже возлюбила еси, о чтущих благочестно память твою.

Ин тропарь преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Богатство свое нищим расточивши и славу княжескую ни во что же вменивши, обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси и, уневестившися Жениху Христу, Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние. Емуже ныне в веселии предстоя, поминай нас, чтущих память твою.

Кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 8

Чистое свое девство и честное милостынею, яко светильник елеем, украсившую и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую, Евфросинию славную ублажим и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания и умильне к ней возопием: яко имея дерзновение ко Христу Богу моли избавится зловония страстей и спастися душам нашим.

Ин кондак преподобной Евфросиние Полоцкой, глас 4

Превитаеши от земли Полотския, отечество свое, яко Авраам, наследовавши, Евфросиние, землю высоку сообразну – Горний Сион, темже тело твое душевным благомужествием, страданием постным яко жертву приносила еси милосердием Своим, Давшему Себе за человеки Жертву благоприятну.

Молитва первая преподобной Евфросиние Полоцкой

О преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, отечеству, обители твоей и всей стране помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходящих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая. Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подай нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, снятых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением и помощию возможем безбедно проити истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть. Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Егоже и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцом и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобной Евфросиние Полоцкой

О преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Акафист преподобной Евфросинии Полоцкой:

Канон преподобной Евфросинии Полоцкой:

Житийная и научно-историческая литература о преподобной Евфросиние Полоцкой:

  • Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая – Православие.Ru



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве

Ефросинья Полоцкая – первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия. Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени. Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим — дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной). Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии…» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей. В «Житии…» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь. Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки. Так Ефросинья стала монахиней.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья – «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны. Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом. Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Святыни Белой Руси

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая ст. ст.) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день считается днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.

К этой дате Отдел редких книг и документов подготовил книжную выставку «Святая патронка Беларусі – Еўфрасіння Полацкая» , которая размещена в читальном зале библиотеки.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом помещены публикации житий сявтой праведной. Последнее издание его вышло в 2012 г. и подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые церковнославянский текст жития из списка XVI в. был адаптирован для чтения мирянам. Издание богато украшено клеймами житийной иконы преподобной Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жук.

Во второй части экспозиции помещены материалы по теме «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают через прикосновение к страницам истории извлечь уроки жизни о Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.

Третья часть выставки соодержит издания по истории и иллюстрации одной из главнейших святынь Беларуси – Креста, созданного в XII полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Игумении. В отделе редких книг и документов хранится виленское издание «Западно-русского месяцеслова на 1865 год», в котором в 1864 г. напечатана статья «Святыня города Полоцка: Церковь Св. Спаса и Крест преподобной Евфросинии» – одна из немногих дореволюционных публикаций посвященной Кресту Евфросинии Полоцкой. Кроме того, здесь представлена статья Вл. Орлова «Хто выкраў Крыж Еўфрасінні?» (Адраджэнне: гістарычны альманах. Мн., 1995. Вып. 1. С. 22–36), где писатель излагает собственное исследование о судьбе Креста и выдвигает гипотезу о месте его нахождения сегодня. Как известно, святыня Беларуси до сих пор не найдена.

Преподобная благоверная княгиня Ефросиния Полоцкая, причисленная церковью к лику святых, считается одной из самых сильных небесных заступниц белорусской земли. Известная просветительница Полоцкого княжества. В совсем юном возрасте осознанно отказалась от предстоящего династического брака и решила податься в монахини. Основным делом ее жизни стала просветительская и миротворческая деятельности. Активно выступала против ведения войн, занималась переписыванием и переводом книг. На скопленные средства построила две церкви в Полоцке, которые длительное время являлись известными центрами просвещения. В качестве просветительской деятельности считается причастной к открытию ювелирной и иконописной мастерских. До наших дней хорошо сохранился один из т.н. крестов Евфросинии Полоцкой, заказанный одному из мастеров указанной ювелирной.

Точная дата рождения по причине отсутствия официального подтверждения неизвестна. Предположительно это период с 1101 по 1005 годы. Зато достоверно известно, что родилась достаточно зажиточной витебской княжеской семье Святослава Всеславича. Начало ее жизни не отмечено ничем примечательным. Получила начальное образование дома. Отец Евфросинии был самым младшим из братьев, поэтому на руководство Полоцким княжество претендовать не мог. Тем не менее в роду было предписано, кто и когда соединит династии в брачном союзе. Однако, как отмечалось выше, к 12 годам Евфросиния решила податься в монахини и после посвящения поселилась в Софийском соборе в Полоцке. Причем произошло все это в тайне от семьи. Уже в столь юном возрасте ее хотели выдать замуж. Но не по годам взрослый поступок юной княжны свидетельствовал о сформированном желании отказаться от утех и прочих аспектов светской жизни.

После первоначальной адаптации Евфросиния стала заниматься переписыванием и переводом церковных книг. Несмотря на то, что в то время в основном это дело по причине физической сложности поручали мужчинам. И если выведение печатных букв с одной стороны не вызывало больших сложностей, выведение заглавных, основу которых составлял различный орнамент, требовало определенных художественных умений. По некоторым преданиям и сохранившимся сказаниям примерно в 1130 году Евфросиния несколько раз увидела сон, в котором ангел приводил ее к определенному месту (недалеко от реки Полота) и сообщал о том, что оно подходит для возведения храма. Рассказав об этом полоцкому епископу Илье, последний связался с князем Борисом, после чего вскоре началось возведение мужского монастыря-храма. Спустя несколько лет там же Евфросиния выступила с инициативой строительства и женского монастыря. Так примерно в 1133 году появился Спасский собор. Длительное время эти два вновь возведенных храма были центром полоцкого просвещения. Возведение храмов, как передано предками, было связано с покровительством и мольбами Евфросинии. К примеру, в одно время закончились строительные материалы (плинфа). Однако на следующее утро они необъяснимым образом появились в печах. А само возведение храмов в среднем занято 30 недель. По тем временам это невероятно короткий срок.

Известен факт о том, что примерно в это же время Евфросиния, пригласив к себе родную сестру, втайне от отца постригла и посвятила ее в монахини. Этот факт стал очередным горестным ударом для отца, который желал младшей дочери светского брака и продолжения рода. После его смерти похожая ситуация произошла и с двоюродной сестрой Евфросинии. Религиозная деятельность не ограничивалась посвящением в монахини новых прихожанок и просвещением через книги. Несколько позже описанных событий игуменья приняла решение о приобретении иконы Богородицы Эфесской у византийского императора Мануила. Так, один из ее слуг был отправлен в дальний путь. После длительного времени икона прибыла в Воскресенскую церковь. Сохранилась до наших дней и хранится в церкви Александра Невского в России. Известен факт заказа нескольких необыкновенных церковных крестов у местных полоцких мастеров. Один из них (так называемый крест Евфросинии Полоцкой), к большому сожалению, был утерян во время Второй Мировой войны, и не найден до сих пор. В 1997 году была изготовлена его точная копия, которая хранится в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.

Как говорят, талантливый человек талантлив во всем. Так и Евфросиния Полоцкая сочиняла музыку, сама рисовала и хорошо относилась к живописи, была известной меценаткой. Активно занималась общественной деятельностью. Тот период считается временем борьбы Полоцкого княжества за обретение независимости. Считается, что влияние Евфросинии на процессы, происходившие в обществе, было значительным. Смерть наступила в Иерусалиме в 1167 году во время паломничества к святыням. Там же и была первоначально похоронена. Затем останки были перевезены в Киев. И лишь спустя длительное время обратно в Полоцк. С канонизацией несмотря на церковное почитание начиная уже с конца XII века, оказалось все не так просто. Лишь в конце XIX века РПЦ провела официальную службу святой. В настоящий момент останки хранятся в Спасо-Евфросиньевском монастыре. Лик и образ просветительницы и святой считается одним из самых значимых для белорусов. В ее честь названы улицы городов, установлены памятники, выпущены памятные монеты.



Вверх