Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь. Лукино. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Крестовоздвиженский монастырь в шеветони

Необъяснимое чувство охватывает, когда слышишь истории монастырей. Равно как и судьбы человеческие, они также неповторимы, и пути их неисповедимы. Сегодня обители восстанавливаются и растут, а несколько десятилетий тому их оскверняли, сжигали, закрывали. Крестовоздвиженский Иерусалимский не является исключением. Его история, так же, как и других монастырей, наполнена разными событиями.

Ставропигиальный монастырь - что это значит?

Прежде чем обращаться к истории Крестовоздвиженских обителей, следует выяснить значение слова «ставропигия», которое присутствует в названиях некоторых из них. Его дословно можно перевести с греческого как водружение, установление креста. Собственно, именно этот чин совершается перед началом строительства храма, и в канонах церкви называется «ставропигией». Тогда же устанавливается крест на месте, где будет находиться престол. Этот чин может проводить сам архиерей или, по его благословению, священник или будущий настоятель. Если водружение проводит Святейший, будущему храму присваивает особый, высший статус. В этом случае храм находится в непосредственном подчинении самому Патриарху. То есть жизнь обители управляется не местной епархией, а Святейшим. При этом он обладает правом назначать наместника. Крестовоздвиженский ставропигиальный возглавляет игуменья. Обителям, получившим такой статус, предоставляются привилегии, которые касаются в основном богослужений.

Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь ставропигиальный

Найти эту обитель можно в Домодедовского района Московской области. Место нынешнего расположения монастыря известно тем, что ранее здесь была усадьба Н.А.Головиной. Помещица, последовав совету святителя Филарета (Дроздова), в 1869 году подарила все своё Лукинское имение Флоро-Лаврской общине. Тогда в селе был храм Воздвижения Креста Господня, от которого община приняла новое имя и стала называться Крестовоздвиженской.

Тот факт, что обитель также именуют Иерусалимской, также имеет свою историю. Связана она с иконой Божьей Матери, которая была подарена святителем Филаретом. Список с древней Иерусалимской иконы стал поводом для освящения одноимённой церкви, которая также находится на его территории. Позднее он получил название Крестовоздвиженский иерусалимский монастырь.

История возникновения монастыря: дореволюционный период

Утверждён он в 1865 году на основе Фроло-Лаврской богадельни, которая существовала до этого при одноимённой церкви в деревне Старый Ям. Через некоторое время созданную женскую общину перевели в деревню Лукино и преобразовали в монастырь.

С семидесятых годов XIX столетия начинается период расцвета обители. Небольшой каменный Крестовоздвиженский храм значительно расширили. На деньги меценатов были построены: двухэтажный келейный корпус, гостевой дом, трапезная, колокольня, хозяйственные дворы. Позднее к келейному корпусу пристроили церковь, которую в 1873 году освятили в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери.

В девяностых территория, которую сейчас занимает Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный), пополнилась еще одним красивейшим храмом. По проекту архитектора С.В. Крыгина здесь был возведено прекраснейшее по своей архитектуре творение - Вознесенский собор. Именно он теперь является так называемой визитной карточкой обители.

Послереволюционный период

После того, как отгремела революция, жизнь монастыря изменилась. Он стала именоваться, как и другие, источником растления нравственности общества и в 1919 году подлежала закрытию.

Некоторое время на его территории располагалась сельскохозяйственная артель, которая в тридцатых годах прекратила своё существование и уступила место профсоюзному дому отдыха. Все это время на территории Крестовоздвиженского храма не прекращались богослужения, однако в 1935 году его всё-таки закрыли. Священника, который нёс в нём служение, священномученика Косму Коротких, арестовали и через два года следствий и пыток расстреляли. Позднее в церквях и корпусах монастыря в разное время располагались общежития, гостиницы, фабрика по производству табачных изделий. В годы войны здесь был госпиталь, потом санаторий, который в 1970 годах стал реабилитационным центром для детей. Все, что так долго и по крупицам создавалось насельницами обители и её благодетелями было либо уничтожено, либо осквернено.

Современная жизнь обители

В 1991 году монастырь возвращён Русской православной церкви. Восстановив свой прежний статус, он стал именоваться Крестовоздвиженский иерусалимский женский монастырь ставропигиальный. С этого момента здесь началась иная жизнь. Его обители вновь пополнились насельницами, перед образами святых зажглись лампадки, зазвучала непрестанная монашеская молитва, возобновились богослужения. Позднее была отреставрирована также В 2001 году храм был освящён Святейшим Алексием ІІ.

Сегодня Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь (ставропигиальный) активно восстанавливается. Монахини проводят социальную работу. При монастыре есть воскресная школа, в которой дети изучают Священное Писание, этические основы православия, устройство церкви и многое другое. Община храма организует паломнические поездки к святыням, проводит праздничные концерты, помогает детским домам и интернатам.

Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород): история основания

Сияние крестов и звон колоколов этого монастыря освящает один из прекраснейших древних городов земли русской - Нижний Новгород. Отыскать обитель за огромными безликими постройками не так просто. Словно кто-то хочет скрыть от людских глаз это сокровище, которое, кроме своей архитектурной и исторической ценности, имеет и особое духовное значение. Однако найти монастырь среди построек вполне возможно: в этом помогут кресты, которые приведут гостя от городской площади прямо к воротам обители.

Древний Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород), равно как и другие расположенные здесь архитектурные и духовные ценности, имеет свою историю. Началась она ещё в середине четырнадцатого столетия и связана с именем преподобной Феодоры Нижегородской (в миру Анастасия Ивановна). Именно она является основательницей монастыря. Через несколько лет после смерти мужа, суздальского князя Андрея Константиновича, принявшего схиму с имененм Дионисий, Анастасия раздала всю своё имущество, приняла иночество, нареклась Вассой и поступила в Зачатьевский монастырь. Позднее, уже приняв схиму, стала Феодорой. Следует заметить, что эта обитель была возведена ещё при жизни Андрея Константиновича и располагалась у самого подножия на волжском берегу.

Краткая летопись монастыря

Деревянные стены монастыря не раз сгорали дотла. Ещё одной проблемой была повышенная влажность (здания располагались на берегу Волги), которая также способствовала разрушению строений. Именно поэтому в 1812 году игуменья обители Дорофея обратилась к местным властям с просьбой о перенесении монастыря на южную окраину города. Туда же со временем перенесли Воскресенскую и Происхожденскую обители.

Уже к 1820 году огромный пустырь возле кладбища украсил красивейший монастырский собор. Его архитектурной особенностью является интересная форма - здание построено в виде равноконечного креста.

Кроме собора, здесь было возведено восемь корпусов, больница, гостиный двор. Позднее, в 1838 году, было открыто училище для девушек-сирот, которых обучали чтению, правописанию, рукоделию. Монастырь посещали известнейшие и императорские особы, путешественники. После революции монастырь закрыли, а его здания использовались по самым разным нуждам, порой самым скверным. Есть даже версия, что несколько лет здесь располагался советский концлагерь для политических осуждённых. Позднее монастырские помещения были складами, заводскими цехами, хранилищами отходов и т. д.

Наконец в 1995 году справедливость была восстановлена, началось восстановление Крестовоздвиженского храма, который был практически полностью разрушен. Уже в 1999 в нём начались богослужения, а в 2005 году он получил своё нынешнее название - Крестовоздвиженский женский монастырь.

Сегодня храм монастыря открыт для посетителей. Здесь есть медпункт, куда могут обратиться за помощью и мирские люди. Послушницы и насельницы монастыря помогают детским домам, многодетным и бедным семьям города и области.

Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве: история создания

Основан он был в 1650 году как Инициатором его создания называют Мартына Пушкаря, которого поддерживали казаки и жители Полтавы. Первые постройки были сооружены из дерева, легко подвергались разрушениям. В конце семнадцатого века было принято решение о строительстве каменного собора на деньги, предоставленные Василием Кочубеем, который был тогда казацким судьёй. В 1708 году его казнили, и завершить начатое довелось его сыну В.В. Кочубею.

Дата окончания возведения собора неизвестна. Те времена были очень неспокойными. Обитель не раз подвергалась опустошениям и практически полному разрушению. В 1695 году её разорили крымские татары, в 1709 году, после восстановления, она снова была разрушена, на этот раз шведскими войсками.

Освещение Крестовоздвиженского монастыря состоялось лишь в 1756 году. С этой даты начинается его расцвет: строительство новых корпусов, вспомогательных помещений. Этот период ознаменовался появлением новых храмов и колокольни. В конце восемнадцатого века монастырь стал своеобразным средоточием культуры. Открытие Славянской семинарии привело в эти благословенные стены, кроме талантливых учеников, многих известных людей того времени.

После революции начались сложные для обители времена. В конце концов в 1923 году её закрыли. В помещениях монастыря некоторое время располагалась детская колония для беспризорников, позднее в корпусах разместили студенческое общежитие и столовые. К своему истинному предназначению обитель вернулась лишь в 1942 году, когда община монахинь обратилась с прошением о её восстановлении в качестве женского монастыря. Храмы и постройки сильно пострадали от немецких бомбёжек, однако силами послушниц в послевоенное время строения постепенно восстанавливались. В шестидесятых монастырь снова был закрыт. В 1991 году обитель открывает свои двери женской общине.

Национальное достояние Украины

Этот красивейший монастырь являет собой один из ценных архитектурных памятников. Полтавский Крестовоздвиженский монастырь включает несколько храмов и колокольню. Построенный на возвышении, он хорошо просматривается со всех сторон и не имеет основного фасада - все стороны этого архитектурного ансамбля являются равнозначными.

Ценностью Крестовоздвиженского монастыря является также и то, что он представляет собой редкий образец украинского барокко. Издалека можно видеть три его составляющие.

  1. Самая высокая колокольня, стиль которой напоминает подобные сооружения на территории Киево-Печерской лавры. Она была возведена в 1786 году.
  2. Семикупольный Крестовоздвиженский собор, располагается в центральной части территории монастыря. В целом по своей архитектурной традиции близок к другим соборам Украины, однако есть ряд деталей, которые отличают этот храм от других подобных ему.
  3. Троицкая церковь, являющая собой однокупольное каменное строение, которое некоторое время служило трапезной, но во второй половине XIX столетия было перестроено и освящено.

Несмотря на то, что все строения были созданы в разное время, вместе они образуют завершённый архитектурный ансамбль, являясь истинным украшением Полтавского края.

Когда собираешься в аэропорт Домодедово, то в связи с непредсказуемостью загруженности МКАД, выезжаешь заранее. Вот и сегодня поступил также, но доехал очень быстро и осталось много времени. Зная, что не доезжая 10 км до аэропорта Домодедово есть монастырь решил туда и заехать. Расположен он в с. Лукино, Домодедовского района Московской области.

1. Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов презрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".

2. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

3. На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета.

4. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

5. Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года. Было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

6. К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов.

7. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. 15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

8. Васильевский корпус (для паломников).

9. Игуменский корпус.

10. Монастырская стена, святой источник и колокольня были восстановлены в конце 90-х годов.

11. Гостиница. Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное.

12. И еще немного советской истории. В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет. После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". В монашеских кельях располагались медицинские кабинеты, проживал персонал и дети младших классов. Рядом с гостиницей была деревянная школа, которая сгорела несколько лет назад. Старшие дети проживали в построенном корпусе (на фото слева), в котором сейчас расположена поликлиника.

13. Еще до войны здание Вознесенского собора было разделено на 2 этажа. На 1-м этаже была кухня и столовая, на втором клуб с кинотеатром, а еще в башенках располагались несколько медицинских кабинетов. В одном из них мне лечили зуб:). Как вы догадались, я там был в санатории зимой 1983 года. То что это был монастырь мы даже не знали. Куполов, конечно же, не было. Стены в были покрашены зеленой масляной краской. В монастырской трапезной, к которой пристроена церковь Воздвижения Креста Господня, были оборудованы дешевые. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. Если и у Вас будет время перед вылетом или будет задерживаться рейс, который вы встречаете, заезжайте. Это гораздо приятнее, чем сидеть в машине на паркинге.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Я посетил его в первый раз только в этом году, и он сразу стал одним из самых моих любимых монастырей Москвы и Подмосковья.

Как доехать. На автомобиле: со Старого Каширского шоссе на развязке сразу после МКАД на шоссе в аэропорт Домодедово, на развязке через 9 км левый поворот по указателю «Детский реабилитационный центр», далее 1 км до с. Лукино. На автобусе: м. Домодедовская, далее авт. 404, 510 до ост. «Детский санаторий»

В середине 19-го века известная помещица Александра Головина, овдовев и потеряв свою единственную 15-летнюю дочь, подарила всё своё имение в селе Лукино, а это более 500 гектаров земли, женской православной общине, для того, чтобы здесь молились об упокоении душ её мужа и дочери.

Женскую общину с богадельней преобразовали в женский монастырь по указу митрополита московского Филарета в 1887 году. Сразу же после революции обитель была разорена, и с 1921 года вместо детского приюта для девочек, тенистого парка и фруктового сада, пасеки и иконописной мастерской возникли - табачная фабрика, общежитие, кинотеатр.

Вознесенский храм монастыря - самый большой и самый молодой. Его начали восстанавливать в 1979 году перед Олимпиадой. Но не для того, чтобы вернуть церкви, просто художники нашли причину для реставрации. Купола этого собора были ориентиром для возвращавшегося с охоты Ленина, который жил здесь недалеко в Горках.

А потом в соборе расположились кинотеатр и столовая, местные рабочие приглашали сюда девушек на танцы или на просмотр фильмов, у них вычитали для этого два рубля из зарплаты. По тем временам хорошие деньги, на них нормально можно было попраздновать, и люди толпами приходили в храм.

Главная святыня монастыря, Иерусалимская икона Божьей матери, находится сегодня в Иерусалимском храме. Икона эта была подарена обители митрополитом Филаретом Московским, а после закрытия и разграбления монастыря она стала поддоном для угля. Потом её решили и вовсе сжечь.

Когда икону понесли на костёр, одна женщина по имени Анастасия распростёрла руки и закричала: "И меня тогда вместе с иконой в костёр!" И что-то произошло, казнь отменили, и икону, которую во время крёстных ходов несли 10-12 человек, эта женщина и двое ребятишек положили на сани и отвезли в село Мячково, где она хранилась 50 лет до её возвращения в монастырь.

К этой иконе всегда приходили тысячи и тысячи верующих. В 1866-ом году она остановила эпидемию холеры. В октябре 2002-го года в восстановленном монастыре патриарх московский и всея Руси Алексий II перед ней молился об освобождении заложников на Дубровке.

На фото ниже мы видим Крестовоздвиженскую церковь. Она расположена в самом конце монастыря, но до неё обязательно надо дойти. Храм имеет очень странный, непривычный фиолетовый цвет, но смотрится великолепно. Сразу за ним начинается склон холма.

Тут попадаются паломницы. Вот эта - моя личная. Она каким-то образом умудрилась надеть юбку точно под цвет стен храма, видимо, ей был голос свыше.

С вершины холма, на котором стоит монастырь, открывается великолепный вид. Вдалеке мы видим Храм Воскресения Словущего в селе Колычево, мы туда тоже заехали, но это тема для отдельного поста.

Да, кстати, перед посещением обители я как всегда быстро проглядел о ней информацию в Интернете. И пришёл в ужас. Говорят, здесь не просто строжайше запрещено фотографировать, но люди с фотоаппаратами обязательно должны дать письменное заявление, что снимать не будут. Что с ними сделают в случае нарушения, я даже боялся подумать.

Поэтому я шифровался как Штирлиц. Аппарат держал в сумке, а снимал из-за деревьев и кустов, сливался с травой, прикидывался монашкой, при встрече с людьми начинал распевать "Сердце красавицы", но никто даже внимания не обратил. Уже на выходе я с изумлением не обнаружил среди объявлений даже намёка на такой запрет. Зачем я партизанил?

Вот такие стога с дровами (как они правильно называются-то?) напомнили мне столь любимую мной Прибалтику, и особенно Пюхтицкий монастырь, где я видел точно такие же.

Вот это здание называется "Староигуменский корпус".

Ниже мы видим храм Иерусалимской Божией Матери, в котором и хранится главная святыня обители.

А вот это - Архиерейский домик. Он как-то не вяжется с остальными постройками монастыря и похож на коттедж зажиточного селянина. Зайти в него, естественно, нельзя.

Маленькая деревянная звонница. Названия её я не знаю. Вокруг неё сплошные лавочки и играют дети.

Кроме маленькой звонницы есть и большая колокольня. Она "большая" только по местным меркам, высота её около 26 метров. По сравнению с громадной 93-метровой колокольней Николо-Унрешского монастыря, который расположен неподалёку, она просто крохотная, но мы ей залюбовались.

Монастырь имеет две стены, одна, кирпичная, внутри другой, белой. Кирпичной стеной огорожен сам исторический монастырь, а между ним и белой находится гостиница, трапезная, аллеи и всякие спортивные сооружения. Вплотную к обители примыкает Реабилитационный центр "Детство", в который не попасть.

Хозяйство в монастыре ведётся очень грамотно, это сразу видно. В трапезной продаётся козий и обычный сыр, мёд, всякие сметаны, а при входе в обитель - почему-то сало. Здесь мы видим местных обитателей. Козочка с удовольствием и очень приветливо позирует мне.

А вот огромный, размером с пони, козёл нас просто нагло проигнорировал, и сколько я его не дразнил, даже головы не повернул. Но спасибо хоть, что в драку не кинулся. Козлы, они такие.

А вот трапезная для паломников. Очень вкусно, очень дёшево, готовит беженка с Украины. Кто мне недавно говорил, что в православных монастырях мяса в трапезных не дают? Дают! Мы съели по мясной и рыбной котлете, вздохнули, и взяли ещё по одной. Домашние котлеты - объедение. А ещё там дают душистые мясные щи, как говорит хозяйка, "шчи".

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь - это место, где душа отдыхает и набирается сил. В нём нет суеты, в нём нет великодержавной злобы, нет ничего лишнего. Это правильный монастырь, здесь готовятся не к войне со всем миром, а к жизни вечной.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:


Всего 88 фото

Всегда не просто рассказывать об обителях с их незатейливой тихой и смиренной историей. Не было здесь ни сборов войск на Куликовскую битву, ни ярких чудес с явлением Богородицы или иных почитаемых святых, но случилось здесь нечто другое - простой человеческий духовный подвиг, явление миру монастыря, что стал почитаемым благодаря скромным и чудесным людям, что жертвовали и отдавали свое имущество на появление и процветание в этих местах святой обители, где в начале XX века весь этот откровенный духовный процесс стал принимать истинно народную форму.

Мы с вами совершим именно такое же камерное паломничество в этот монастырь… Монастырь женский и строгий, как я понял из предварительных отзывов о нем. Некоторые побывавшие здесь отмечали категорическое неприятие фотографирования на территории монастыря. Поэтому я изначально готовился к проблемам со съемками. Однако, удивительным образом, все обошлось, я не встретил здесь ни одного окрика или сделанного мне строго замечания. Всё-таки в Московской области гораздо легче с этим, нежели в самой Москве.

К этому материалу я предлагаю отнестись по-разному, исходя из желаемого. Если интересна история монастыря, напоминающая мирную подвижническую жизнь смиренного и набожного человека, совершающего тихий молитвенный подвиг, вам будет любопытно сочетать информацию, визуальный ряд этих святых мест и вчувствоваться в местный контекст. Если же Вы хотите прогуляться и просто осмотреться, посетив интересное место - вы можете пропустить исторический текстовый материал, как это делают многие и, просто, попробовать влиться в это умиротворенное и полное принятия «намоленное» место - в своих фотографиях я попытался передать этот незримый шёпот присутствия здесь Святого Духа и истинной легкой гармонии… По ходу я буду рассказывать и о своих впечатлениях и ощущениях…


Все изначально было крайне просто и незатейливо. В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Она ничем не отличалась от многих подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями" просуществовав в таком виде около 20 лет. Все изменилось, когда с 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет он оставил свою работу (московского извозчика) и принял на себя нелегкий подвиг юродства…

Монастырь находится совсем недалеко от Москвы, по дороге в аэропорт Домодедово. На автомобиле можно доехать от МКАД минут за пятнадцать без особых забот.
02.

Святые врата Крестовоздвиженского монастыря.
03


04.


05.

Территория монастыря обширная. По старой длинной парковой аллее направляемся к монастырю. Здесь, мгновенно, меняется ощущение - все мирское спадает и тебя охватывает какое-то забытое чувство "отдохновения".
06.

Это монастырская гостиница. Она качественно отреставрирована и выглядит как сказочный игрушечный домик в окружении старых парковых елей.
07.


08.

Когда-то здесь была кленовая аллея, вырубленная в годы строительства коммунизма...)
Вот и сам Крестовоздвиженский монастырь...
09.

Монастырские стены, сторожевая башня и колокольня были снесены и являются "новоделом", но на это не обращаешь особого внимания..., а сердце замирает в предвкушении новых впечатлений...
10.

11.


12.

Вот мы и на территории монастыря. Здесь тихо, спокойно, ты попадаешь как будто в другой мир, мир красоты, смирения и гармонии... Однако, продолжим наш исторический экскурс.
13.

Как-то Иван Степанович заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. Там он познакомился с юродивым Филиппом, который по благословению митрополита Филарета проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры. Подвиг юродства и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил в духовном подвиге.
14.


15.

Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым. Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтыря по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто отказывал блаженному. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемого Псалтыря, что и стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь. Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему. На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.
16.

Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году и осмотрев богадельню, он сказал так: "…Здесь не богадельня, а монастырь!". И эти слова оказались пророческими.
17.

Через 5 лет, в 1865 году, благодаря ходатайству Филарета богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - блаженный Иван Степанович. Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего Крестовоздвиженского монастыря. При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, но со смертью блаженного община стала испытывать серьезную нужду...

В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась с этой сокровенной просьбой к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных. Из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер и были выполнены и многие работы по обустройству на новом месте.
18.

Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову). В 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский.
19.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне и стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Мы еще внимательно осмотрим эту церковь немного позже...

Со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для общины, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового - в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу - он на нижнем фото слева.


Теперь именно здесь, в храме, и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемый Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.
22.

Церковь небольшая, трогательная и вызывает самые теплые бессознательные чувства...
23.


24.

25.

Я зашел в церковь и не стал там снимать не потому, что в этом храме были две строие монахини в черном, чьи взгляды я ощутил даже не поднимая на них глаза, а потому, что Храм, по-хорошему, сразу поглотил меня полностью. Я как будто был охвачен нежными волнами тепла и любви, что изливались в храме отовсюду, и это не просто слова, а как раз те самые чуткие и яркие реальные ощущения. И поэтому снимать внутри храма сразу расхотелось, но хотелось как можно сильнее впитать это неповторимое чу́дное ощущение пребывания в святом месте...
26.

Солнце зашло за облака... Я обошел храм Иерусалимской Божией Матери, чтобы снять его со всех необходимых ракурсов.
27.


28.


29.


30.


31.

За храмом обширная территория. В этом двухэтажное здании, кстати, находились в свое время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.
32.

В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды. За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нового стиля) 1887 года.

Постепенно интерес к монастырю со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев.

При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня чаяниями московского мещанина Василия Федоровича Жолобова, кто финансировал строительство Вознесенского собора и лично им руководил.
34.


К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили уже к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице - игуменье Нине (Евстафьевой).
35.

15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года. Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется "Васильевским".
36.


37.


Собор сейчас закрыт.

В 1906 году игуменьей монастыря стала монахине Маргарита (Петрушенкова). Она была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой). При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.
38.


Рядом с Вознесенским собором и храмом Иерусалимской Божией Матери установлен поклонный крест, в память о всех почивших насельницах обители...
39.

40.

Очевидно, в это время, был какой-то церковный праздник и повсюду были развешены вот такие флажки с надписями о вере и боге...
41.


42.


43.

Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (была разрушена в советское время и восстановлена). Была она тогда невысокой - 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны "в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители". На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест. Самый большой из них был весом 308 пудов.
44.

45.

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.
46.

Вознесенский собор, о котором было уже рассказано выше, захватывал все мое воображение и не отпускал от себя, хотелось смотреть и смотреть, впитывать и впитывать его совершенное ощущение масштабного и стремительного Вознесения...
47.


48.

Это уже Южные врата Вознесенского собора.
49.


50.

51.


52.


53.


Староигуменский корпус
55.

В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.
57.

В центре монастырской территории находится пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.
58.



59.

Архирейский домик. Он больше похож на современный усадебный коттедж и смотрится как-то чуждо.
60.

Крестовоздвиженская церковь находится в самом дальнем углу монастырской территории - у Восточных ворот обители... Ее можно даже и не заметить, находясь у Вознесенского собора, поэтому будьте внимательней...
61.

Храм необычный, возывышенный и сразу легко "ложится на́ душу".
Его лилово-фиолетовые цвета фасада впечатляют своей необычной цветовой гаммой.
62.

Храм при Головиных вмещал до 50 человек, но его перестроили в свое время для нужд монастыря и он теперь может принять до 500.

Вконтакте

Монастырь находился в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Упразднён в 1814 году.

Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Предполагают, что XIV веке на месте будущего монастыря находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название.

История

Строительство

Воскресенская летопись сообщает, что в 1540 году в Москву из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Их встречали будущий царь Иван Грозный с митрополитом Иоасафом, а в память этого события был поставлен деревянный храм.

Крестовоздвиженский монастырь был впервые упомянут в летописи в 1547 году в связи со страшным пожаром, вспыхнувшим именно от Воздвиженского храма монастыря.

Как говорится в летописи и житии Василия Блаженного, пришёл он в монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове, и стал здесь усильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чём плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь, и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре».

В 1550 годы после пожара возвели новую церковь.

Nikolai Naidenov , CC BY-SA 3.0

К 1701 году церковь обветшала и игумен Макарий подал прошение о постройке новой.

В 1810 году в Московский Крестовоздвиженский монастырь был назначен новый архимандрит Геннадий (Шумов), однако вскоре он скончался не дожив до вторжения французских войск в Россию. Эта доля легла на плечи его преемника архимандрита Парфения.

В 1812 году перед нашествием неприятеля архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, штатные засыпали монастырские ворота землей. Неприятель бревнами отбил ворота и двери в церквах, смертельно били казначея и монахов, пытаясь узнать, где спрятано имущество. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, жертвенник и несколько икон сожгли вместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом.

В 1812 году монастырь по одним сведениям почти не пострадал, а по другим - пострадал так, что из-за этого и был упразднён. Известно наверняка, что он был разграблен захватчиками.

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона соборный храм монастыря стал обыкновенным московским приходским храмом.

В 1820 году на территории бывшего монастыря были построены дома для семейств священно-церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.

В 1848 - 1849 годы архитектором П. П. Бурениным была построена 6-ярусная колокольня.

В 1899 году на территории бывшего монастыря было найдено погребение 1538 года.

Соборная церковь

Храм начали возводить в 1701 году, но его завершение затянулось из-за запрета на каменное строительство в Москве по указу Петра I. К 1711 году освятили нижнюю церковь Успения, а главную, Воздвиженскую, закончили отделкой только в 1726 году. Это была одна из последних построек «московского барокко», а в пределах центральной части города - единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же необычно развитым. Такое решение стало возможным потому, что храм ставился посреди сравнительно просторного монастырского двора и автор был свободен в выборе композиции. Возможно, завершение замышлялось иным, но заканчивали постройку спустя почти четверть века после закладки, в пору господства иного стиля.

В храме было устроено 2 главных престола и 4 - в приделах:

  • Главный престол (освящен 14 сентября 1728 года) находился наверху с приделами преподобного Сергия (1858) и великомученицы Параскевы (1858). Стенопись верхнего храма датировалась концом XVIII века.
  • Внизу находился престол Успения Пресвятой Богородицы (освящен 10 сентября 1711 года)с приделами Марии Магдалины (1785) и Николая Чудотворца (1848). Придел Николая Чудотворца был освящён в память упразднённой в 1838 году церкви Николы в Сапожке. Иконы и утварь из упразднённой церкви были перенесены в Воздвиженскую церковь. В нижней Успенской церкви иконостас был устроен в 1836 году, кессонированные своды выполнены в 1785 году.

В храме венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин, был похоронен государственный канцлер М. И. Воронцов.

Святыни

Разрушение

Полезная информация

Крестовоздвиженский монастырь

Святыни

В главном иконостасе середины XVIII века сохранялись немногие образа из иконостаса 1680 года кремлёвской церкви Двенадцати апостолов, переданные при её переделке в 1723 году, а также более древние иконы оттуда же, как «Богоматерь в молении апостола Филиппа и митрополита Филиппа» (1655).

Разрушение

Крестовоздвиженская церковь была закрыта не ранее 1929 года, снесена в 1934 году.

Священник Крестовоздвиженской церкви о. Александр Сидоров в 1931 году был арестован и погиб в концлагере в Кеми.

На месте церкви была выстроена шахта Метростроя. При устройстве шахты в 1930-х годах обнаружили слой речного песка в локоть толщиной, о котором упоминает опричник Генрих Штаден в рассказе о строительстве опричного двора.

До зимы 1979 года сохранялись ещё ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; причём при рытье тоннеля был вскрыт культурный слой с древними гробами, старыми фундаментами, остатками вещей, - все это сгребли в кучу экскаватором без изучения и вывезли на свалку.

В 1935 году Воздвиженка была сначала переименована в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), в 1946 году - в улицу Калинина, в 1963 году стала частью Калининского проспекта.



Вверх