«Большая игра» – интеллектуальная игра для детей подготовительной группы. «Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста

Интеллектуальная игра для детей 5-7 лет «Молодое дарование»

Цель:
создать условия для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями.
Задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений;
2. Развивать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;
3. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку;
4. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
5. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Оборудование: конверты с занимательными задачками, видео с картинками из сказок, мольберт, фломастеры, иллюстрации геометрических фигур, призы.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день. Мы рады видеть вас сегодня на нашей интеллектуальной игре «Молодое дарование». В игре принимают участие команда старшей группы №1 и команда старшей группы №2. Я прошу команд представиться и поприветствовать друг друга.
(Приветствие команд и капитанов)

Команда «Почемучки»
«Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на ты».
«Почему» - вопрос любимый,
Помогает, нам расти."

Команда «Знайки»
«Если много хочешь знать,
Много должен ты читать».
Наш девиз: «Не унывать!
Всё пройти и всё узнать»!

Ведущий: Для подведения итогов по каждому заданию нами выбрано жюри: (представление членов жюри) .Наша игра состоит из пяти заданий.

1 задание « В гостях у сказки»:

В этом задании командам необходимо ответить на 10 вопросов. На это задание отводится ограниченное количество времени: по 2 минуты для каждой команды. По окончанию времени звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ на вопрос команды получают по 1 очку.

Вопросы для команды «Почемучки»:

1. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка).
2. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок).
3. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
5. Маленькая девочка живущая в цветке?(Дюймовочка)
6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино)
7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)

8. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас)
9. На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)
10. Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
Вопросы для команды «Знайки»:
1. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
2. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
3. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)
4. Зеленый друг чебурашки? (Крокодил гена)
5. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (Крокодил)
6. Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)
7. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
8. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
9. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора)
10. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына в сказке «Телефон»? (Пять или шесть.
Ведущий: пока наше жюри подводит итог первого задания, мы с вами споем песенку «Выглянуло солнышко», которая поднимет нам настроение.
2задание. «Занимательные задачки в волшебной коробочке»
Ведущий:
Каждый ребенок из команды по очереди достает из коробки конверт с задачкой. Ведущий читает задачу, а ребенок, который тянул конверт, отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда. За каждый правильный ответ без помощи команда получает 2 балла, а если участнику помогли с ответом, то тогда команда получает 1 бал.
1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
2. В лесу росла береза. На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
3. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего?
4. Какое сейчас время года?
5. Перечисли все зимние месяцы?
6. Сейчас утро или вечер?
7. Какие еще части суток вы знаете?
8. Сегодня четверг, а завтра?
9. Назови дни недели, начиная с понедельника.
10. Какой твой любимый день недели? Который он по счету?
11. Кто стоит справа от тебя?
12. Кто стоит сзади?
13. Чем измеряют время?
14. Чем измеряют температуру?
15. Чем можно измерить длину или высоту?
16. Чем измеряют вес?
Ведущий: Молодцы команды, справились с заданием. Пока наше жюри подводят итоги, мы объявляем конкурс загадок для болельщиков:
1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор)
6. Самая большая ягода. (Арбуз)
7. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (Ромашка)
8. Рыжие грибы со звериным названием. (Лисички)
9. Что наступает после зимы? (Весна)
10. 2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
11. 3. Самое жаркое время года. (Лето)
12. Самый короткий месяц в году. (Февраль)
13. Снежное время года. (Зима)
14. Черная лесная ягода. (Черника)
15. Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)
16. Какие ягоды любит медведь? (Малину)
3 задание «Конкурс капитанов»
Ведущий: Капитанам команд предлагается выполнить два задания.
Первое задание - логические задачки. Капитанам надо внимательно послушать задачу и ответить на поставленный вопрос:
1. Антон и Никита играли разными игрушками – машинкой и пирамидкой. Антон пирамидкой не играл. Чем играл каждый из мальчиков?
2. Саша и Егор пили чай из чашек разного цвета: желтой и красной. Саша пил чай не из желтой чашки. Из какой чашки пил чай каждый из мальчиков?
Второе задание - видео вопросы. Капитанам будет показано по 6 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Ваша задача назвать эти сказки.
Ведущий: Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу.
Ведущий: Слово для объявления результатов 3 задания предоставляется жюри.

4 задание. «Умные фигуры»

Ведущий: Командам предлагается задание на зрительную память. Команды смотрят на плакат с изображением геометрических фигур 30 секунд, затем предлагается по памяти нарисовать такое же изображение на мольберте.
Ведущий: Музыкальная пауза. Слово предоставляется жюри, по итогам 4 задания.
5задание. « Сказочная гостья»
Ведущий: В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его, будет сказочный персонаж. Отгадайте: какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почетный караул. (Белочка из «Сказки о царе Салтане».)
Вбегает белочка.
Белочка: Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам пришла на игру и приготовила очень трудные вопросы:
1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков? (один)
2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
3. Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
4. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
5. Над лесом летели две рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
6. Что едят крокодилы на северном полюсе?
7. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка взяла одну книжку, потом еще, потом еще две книжки. Сколько книг прочитала собака?
8. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить?
9. Кто громче замычит – петух или корова?
10. Какой цвет волос у Колобка?
Белочка: Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь пока жюри подводит итоги, мы поиграем в мою любимую игру «Кривое зеркало» я буду показывать движение, а вы выполняют движение наоборот (например, вед. наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)
Подводятся итоги интеллектуальной игры и Белочка награждает победителей.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска «Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка» воспитатель 1 квалификационной категории Марина Геннадьевна Кошкова Новосибирск 2015
(слайд № 1) Ну, кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «перегружать» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития ребенка… Что такое интеллектуальное развитие ребенка? Для того чтобы ответить на этот вопрос, узнаем, что же такое интеллект? (слайд № 2)
Интелле

кт
(от лат. intellectus) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Общая

способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все

познавательные способности человека:

ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение
. Интеллектуальное развитие это: формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно - историческим, диалектическим в их единстве).
Его органической частью является умение подвергать самостоятельному

анализу события и явления действительности,

делать самостоятельные

выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное

пользование словарным богатством языка.
(слайд № 3) У специалистов есть термин –
познавательная активность ребенка
. Что же это такое?
Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний,

приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в

меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность,

волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения

результата
. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры. (слайд № 4)
Интеллектуальная игра
- это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.
Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Интеллектуальные игры распространены в массмедиа, в первую очередь, на телевидении, где победитель награждается какими – либо призами. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг. Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог - новатор Борис Павлович Никитин назвал «творческим складом мышления». Главная особенность развивающих игр Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы. (слайд № 5)
КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР.
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных).
ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:
 Предметные o Настольно-печатные o Настольно-предметные: шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку o Пространственные  Словесные o загадки, o логические задачи (и загадки-истории), o игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет»), o ребусы, o кроссворды, o викторины,  Компьютерные. (слайд № 6)
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:
 Индивидуальные,  Парные,
 Командные и массовые викторины: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес»; мозговой штурм. (слайд № 7)
ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:
 Соревновательные и интерактивные,  Пространственные и комбинаторные,  Логические. (слайд № 8) 
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ В

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ:
 сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;  включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности детей;  введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом;  учёт степени сформированности теоретического мышления ребенка;  использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа;  разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания;  применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.
Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:
 Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру.  Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти.  Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины.  Играми-соревнованиями, развивающими коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе.  Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.
Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:
 Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у детей, необходимо придерживаться простых правил.  Самое главное правило - игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
 Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры. Оскорбления и обиды не допустимы.  Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок не будет справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.  Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.  Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.  В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой/памятными дипломами/медалями. (слайд № 9)
Примерное планирование «Недели интеллектуальных игр» в детском

саду, старшая группа:
 понедельник - КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша;  вторник - викторина «Умники и умницы», игры Никитина;  среда - математический ринг, игры с логическими кубиками, игра «Что? Где? Когда?»;  четверг - викторина «Зачем и почему»;  пятница - турнир настольных игр с родителями. В работе с детьми мы используем разные виды интеллектуальных игр. Нами были разработаны и проведены интеллектуальные игры на разную тематику.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР РАЗНЫХ

ВИДОВ

Ребусы
- это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. К
словесным
играм - задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
Шарада
. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар-ус", "вино-град", "бой-кот" и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать. Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус": Три буквы облаками реют:
Две видны на лице мужском, А целое порой белеет «В тумане моря голубом». Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.
Метаграмма
. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова. С "б" смертельной я бываю, С "м" меха я пожираю, С "р" актеру я нужна С "с" для повара важна. (боль, моль, роль, соль) В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя: Я с "в" от непогоды вас укрою, А с "т" я землю носом рою. (кров, крот) Могут меняться и целые слоги.
Логогриф
. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так: Ты через реку переправишь На мне людей, и скот, и груз, Но если "и" в меня ты вставишь, То я на воздух подымусь!
Анаграммы
. Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа"- "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои, И целый лес ты мною свалишь. Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" - "сон". В стихах задача может выглядеть так: Задачу ты решишь свободно. Я небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можешь, что угодно Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач.
Загадка
- метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава.

Загадка
- это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
Виды загадок
:  загадка-описание (Вместе с солнышком встает, на заре для нас поет)  загадка-метафора (Висит груша, нельзя скушать)  загадка-противопоставление (Черен, а не ворон, рогат, а не бык)  загадка с напрашивающейся рифмой (Всему лесу краса, а зовут ее…)  загадка-обманка (Простой вопрос для малышей: кого боится кот?...)  загадка-шутка (От чего утка плавает)  загадка-история, логическая задача.

Занимательные игры для старших дошкольников

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников — одна из сложнейших в психолого педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание gроблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.

Основой любого полноценного мысительного процесса, направленного наgонимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, являетя наличие как минимум трех универальных составляющих:

Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение
существенного и др.);

Высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;

Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявяющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анаиза, в осознании собственных спосоов мышления и в контроле за ними.

Предлагаемый нами комплекс интелектуальных игр направлен прежде всео на развитие элементарных мыслиельных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительноо процесса.

Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематиески связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга жеательно не нарушать их последоваельность.

Занятия проводятся с группой из 5— 10 старших дошкольников. Длительость одного занятия —от 15 до 30 мин.
Периодичность проведения занятий — 1—2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий.

На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабаываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовекать в игру тех, кто предпочитаето тмалчиваться, последовательно провоить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решеия, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышлеия.

Педагогу важно установить «золоую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с друой — прежде всего поощрять оригиальные, творческие решения.

Обязательными условиями эффекивности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных

Игра 1. Составление предложений

Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми
предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание. Составить как можо больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три
слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»); сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял rарандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игра 2. Поиск общего

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале нескольо общих моментов; дать представлеие о степени существенности признаов.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предмеов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между пред

Игра 3. Исключение лишнего слова

Цель. Развивать способность устанавивать неожиданные связи между явлеиями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравниать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладащий общими для первых двух предетов признаками.

Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхости решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожидаными.

Игра 4. Поиск аналогов

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и опеировать с каждым из них в отдельноти; развивать способность классифицировать явления по их признакам.

Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным сущестенным признакам, и систематизироать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет, автобус, поезд — это транспортные средства).

Игра 5. Поиск «противоположных» предметов

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше.... другом, выделяя в них общее и различое.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т. д.).

Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам

Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Игра 7. Поиск соединительных звеньев

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю)

Допускается использование двух трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.

Игра 8. Способы использования предмета

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).

Игра 9. Формулирование определений

Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

Игра 10. Перечислить возможные причины

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.

Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь» — и кончая нетривиальными — «марсиане прилетели»).

Игра 11.Сократить рассказ

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.

Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание.В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Дети – цветы нашей жизни. И только от нас зависит будущее наших чад. На родителей и педагогов возложена большая ответственность – научить ребенка быть самостоятельным, коммуникабельным и, конечно же, добрым и отзывчивым человеком. Наша цель – развивать умственные и физические способности ребёнка. Этому могут способствовать интеллектуальные и развивающие игры для детей.

Взрослым давно пора понять, что развивающие игры для дошкольников и детей начальной школы – это не просто весёлое времяпровождение. Играя, ребёнок не только получает массу положительных эмоций, но и приобретает опыт общения со сверстниками, развивает различные способности. Совместные развлечения учат детей дружбе и взаимопомощи, восполняют недостаточность общения между сверстниками.

Развитие личности, самоконтроля, раннее формирование интеллекта, усвоение знаний, способностей и навыков происходит во время интеллектуальной игры в помещении (изучение букв и цифр в группах раннего развития, загадки, настольные игры, викторины с хорошо продуманным сценарием). Малышам дошкольного возраста и ученикам до 7-10 лет пойдут на пользу подвижные упражнения на дворовой площадке особенно, если их родители будут принимать в этом участие.

Исследования психологов всего мира давно доказали, что человеку, у которого не было возможности в детстве вдоволь общаться и развлекаться с другими детьми, будет непросто находить общий язык с окружающим миром. Раннее развитие множества комплексов и интеллектуальный дефицит объясняется недостаточностью общения дошкольников и детей начальной школы до 10 лет с родителями и сверстниками.

Интеллектуальные способности растут посредством раннего знакомства с такими понятиями как буквы и цифры. Головоломки и загадки, настольные игры и интеллектуальные викторины с интересным сценарием несомненно увлекут детей 7-10 лет и дошколят. Упражнения в помещении, а также подвижные развлечения оказывают благотворное влияние на интеллектуальный рост и укрепление иммунитета детворы дошкольного возраста и до 10 лет.

Существует множество развивающих игр для детей дошкольников и ребят от 7 до 10 лет. Это могут быть викторины, детские настольные и , а также подвижные развлечения на свежем воздухе.

Викторины для младших школьников

Участие в викторинах приносит ощутимый вклад в развитие способностей детей:

  1. Развивается внимание;
  2. вырабатывается нестандартное мышление;
  3. увеличивается словарный запас;
  4. расширяется кругозор.

Сценарии, темы и вопросы викторин для дошкольников и детей младшего школьного возраста могут быть самыми разнообразными: об окружающем мире, о космосе, истории, спорте, растениях, животных, книгах и литературных героях. Это может быть командная игра или каждый сам за себя. На вооружение можно взять популярные передачи с телеэкранов.

Чтобы заинтересовать детей начальной школы к участию в викторине, стоит до мелочей продумать её ход :

  • увлекательный сценарий;
  • красочное оформление;
  • интересные призы;
  • музыкальная пауза.

Немаловажно, чтобы игра была непродолжительной (от 30 до 60 минут), так как детский организм быстро устает от однообразия.

Примеры вопросов к викторине”Обо всём на свете :

  • Какой прибор показывает время? (часы).
  • Какой месяц самый короткий в году? (февраль).
  • Самая опасная рыба морей и океанов? (акула).
  • Весь в колючках, но не ёжик? (кактус).
  • Что предвещают гром и молния? (дождь).

Вопросы и ответы к викторине “Басни Крылова”:

  • Какое количество басен написал И. Крылов? (около 200).
  • На каком дереве сидела ворона с кусочком сыра? (на ели).
  • Кто лето красное пропел? (стрекоза).
  • Что собирались делать Рак, Щука и Лебедь? (везти воз).
  • Количество музыкантов в квартете? (четыре).
  • Кто, по мнению, осла поёт лучше – соловей или петух? (петух).

Тест на логику! 5 простых вопросов

Игры в помещении (в классе или дома)

Извечный вопрос – чем занять детвору на школьных переменах в помещении? Или как родителям разнообразить домашний досуг ребёнка дошкольника и школьника до 10 лет, когда за окном непогода? С детьми до 6 лет можно изучать буквы и цифры. На выручку придут головоломки и настольные игры:

  • Шашки и шахматы – учат детей школьников логически мыслить и просчитывать действия на несколько ходов вперед;
  • детское лото или домино – развивают и мелкую моторику, способствуют изучению букв и цифр;
  • печатные “ходилки” – прививают воображение, дисциплину и формируют различные способности
  • игра “в слова” – способна увлечь и взрослых, и деток: водящий называет любое имя существительное, а каждый последующий игрок называет слово на букву, которой заканчивалось предыдущее слово.

Таким способом можно играть в “города”, “фрукты и овощи”.

В перерывах между уроками будут очень полезны и увлекательны для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) малоподвижные игры в помещении, предназначенные для спокойного досуга и оказывающие благотворное влияние на психику:

  • “Испорченный телефон” – ребятишки по очереди на ушко говорят загаданное слово. Задача ведущего состоит в том, чтобы это слово дошло по замыкающего игрока без изменений, в первоначальном виде;
  • “Испорченный факс” – правила схожи с “телефоном”, только играющие сидят спинами друг к другу и каждый рисует на впереди сидящем игроке какое-либо изображение, которое должно дойти до конца цепочки без изменений;
  • “Ассоциации” – весёлая интеллектуальная игра, развивающая смекалку и сообразительность. Дети делятся на две группы. Одна команда загадывает какое-либо слово, которое вторая пытается отгадать в то время, как один из игроков изображает его с помощью движений и мимики;
  • “Колечко” – игроки садятся в ряд, складывают ладони “лодочкой”, а ведущий незаметно вкладывает одному из участников мелкий предмет (монету или колечко). Избраннику необходимо поскорее отбежать от остальных игроков, чтобы не быть пойманным.

В помещении школы или дома дети могут играть под руководством взрослых или самостоятельно.

Подвижные игры на свежем воздухе

Ни для кого не секрет, что активные игры во дворе полезны для детворы. Свежий воздух, солнечные лучи, так необходимые для укрепления иммунитета – это то, что в помещении невозможно получить в достаточном количестве. Частые простуды объясняются недостаточностью физического развития ребёнка. Играя в подвижные игры на улице, дети дошкольного и школьного возраста закаляются, развивают ловкость рук и приучаются действовать сплоченно, учитывая интересы товарищей.

Во дворе ребята могут играть, например, в такие игры:

  1. Прятки;
  2. салки;
  3. догонялки или “в квача”;
  4. “Казаки-разбойники” – весёлая командная игра, полная приключений;
  5. “Море волнуется” – в тот момент, когда ведущий заканчивает читать стишок, все ребята должны замереть в том положении, в котором оказались. Первый, кто пошевелится, занимает место ведущего.

Весёлые развивающие игры с мячом понравятся всем без исключения – и родителям, и их чадам :

  • Волейбол;
  • “вышибалы”;
  • “горячая картошка”;
  • “съедобное-несъедобное” – ведущий бросает поочерёдно каждому игроку мяч, при этом называя какой-либо предмет. Новым ведущим становится тот, кто поймал-съел “несъедобное”.

Также будет увлекательна и полезна для здоровья и для улучшения физических способностей езда на роликовых коньках, скейте, самокате или велосипеде. И лучше это делать совместно с родителями – недостаточность общения с ними плохо сказывается на самооценке ребёнка.

Познавательные и обучающие игры

Давно известный факт – любая информация, поданная в игровой форме, воспринимается и усваивается детьми любого возраста намного лучше, чем на занятиях в школе. Воспитанников детского сада и учеников младшей школы могут заинтересовать:

  • Головоломки;
  • пазлы;
  • кроссворды;
  • лабиринты;
  • путаницы;
  • игры -“бродилки” (с фишками и кубиком).

Играя, ребёнок получает много навыков и способностей, которые, несомненно, пригодятся ему и в учёбе, и в общении с друзьями, и во взрослой жизни:

  1. Логическое суждение;
  2. внимание;
  3. память;
  4. воображение;
  5. мелкую моторику;
  6. внимательность;
  7. наблюдательность;
  8. сообразительность.

Школьникам и воспитанникам старшей группы детского сада рекомендуется чтение познавательной литературы, которая способствует всестороннему развитию мыслительных процессов. Недостаточность информации – одна из причин торможения роста способностей ребёнка.

Подрастающему поколению принесут ощутимую пользу и обучающие компьютерные программы. С их помощью изучение букв, цифр, таблицы умножения, иностранных языков, правил грамматики превратится в увлекательную и познавательную игру. Однако, виртуальной учёбой не следует слишком увлекаться – длительные занятия за компьютером в помещении могут принести вред детскому организму.

Детские игры на развитие памяти

Что такое память – это зеркальное отражение опыта и знаний, полученных ранее. Для существует множество занимательных упражнений, пособий и игр с интересным сценарием.

  • Упражнение для тренировки зрительной памяти “Опиши увиденное” – ребёнок полминуты изучает иллюстрацию, а после пересказывает в деталях, что он запомнил. После рассказа снова покажите картинку и укажите на пропущенные моменты.
  • Упражнение для тренировки логической памяти “Перевёртыши” – ребёнок говорит слово, а после – произносит его по буквам наоборот. Для начала рекомендуется использовать маленькие слова, состоящие из трёх-четырёх букв.
  • Игра для развития памяти “Запоминай-ка” – принимают участие не менее пяти играющих. Оговаривается тема, например: растения. Первый игрок называет слово, затем второй повторяет это слово и называет своё. И так далее.

Чтение различной детской литературы способствует развитию словесно-логической памяти. Важно контролировать, чтобы ребёнок после прочтения рассказа или сказки, мог максимально точно пересказать содержание прочитанного. С первого раза это может не получиться. Но не надо отчаиваться – “терпение и труд всё перетрут”!

Начинайте с малого – пусть ваше дитя, для начала, перескажет хотя бы один абзац. И дальше можно двигаться по возрастающей. Только не стоит перегружать ребёнка, дабы не отбить охоту к знаниям. Прогулка во дворе после интеллектуальных упражнений в помещении пойдет на пользу детям любого возраста – недостаточность свежего воздуха пагубно действует на растущий организм.

Множество компьютерных игр для детей дошкольного возраста и до 10 лет направлены на раннее развитие памяти. Но помните – главное – не переусердствовать с этим.

Выводы

Память, воображение, внимательность, логическое мышление и другие показатели развития – это интеллектуальные способности человека. Их необходимо развивать с раннего детства для формирования полноценной личности – это главная цель для родителей.

Поэтому позволяйте ребёнку “расти” и помогайте полноценно развиваться – учите вместе с ним буквы и цифры, занимайте его интересными настольными играми в помещении, загадывайте загадки, поощряйте общение со сверстниками. Научите отличать плохое от хорошего.

Не позволяйте обижать слабых и немощных. Показывайте пример хорошего поведения в обществе. Подключайте своих отпрысков к совместной уборке квартиры или к уходу за приусадебным участком. Поддерживайте все стремления и начинания ребёнка.

Развивающие игры для детей

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Ромашка»

Фестиваль педагогических идей

«Солнечный круг»

Мастер- класс.

«Интеллектуальные игры с дошкольниками 6-7 лет»

Подготовила:

Серебрякова Елена Олеговна,

Воспитатель

г.о. Электрогорск

2014

Цель: повышение компетентности воспитателей.

Задачи:

Развитие восприятия формы, пространства у дошкольников;

Развитие двигательной памяти;

Ознакомление с логическими приемами запоминания;

Формирование тактильных ощущений;

Развитие слухового внимания;

Развитие воображения;

Развитие мышления;

Продолжать учить детей мыслить самостоятельно.

Мастер-класс рассчитан на дошкольных работников.

План проведения.

  1. Познакомить коллег с ролью интеллектуальных игр в развитии дошкольников.
  2. Провести наиболее интересные интеллектуальные игры с участием педагогов.
  3. Подвести итог, выяснить, какие игры наиболее запомнились.
  4. Раздать памятки.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти . Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составление на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов- эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Для детей дошкольного возраста развивать восприятие лучше всего в процессе игры, которую родители могут предложить ребенку в домашних условиях.

Восприятие формы : «Узнай предмет на ощупь»

Восприятие пространства: «Найди игрушку». Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д

Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.

Развивающая игра "Кукловод"

Игра на развитие двигательной памяти.

Вариант 1. Взрослый -"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

Игра "Сложи узор ".

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Игра "Фотоаппараты"

Игра на развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

«Зеркало»

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

«Пальчик»

Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, - сообщаете вы, - указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры - искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение - указательный жест - является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило - держать палец у края стола - помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Игры на развитие воображения

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Несуществующее животное»

Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы.

«Имитация действий»

Варим суп. Попросить ребенка показать, как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

М ышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно, вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры: Шерсть у нашей кошки очень….» ;«Ночью на улице очень…»;«У людей есть руки, для того чтобы …».;«Я заболел потому, что …»«Что на свете колючее?»




Вверх