Медведь - сказочный персонаж. Кто как зимует? Как в сказках называют жителя берлоги

Слово «медведь» появилось на Руси не ранее XI века, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ самого сильного лесного жителя. Многие народы, проживающие в регионах обитания медведя, относились к нему как к божеству, отождествляя зверя со своим тотемным предком. Табу на произношение настоящего имени связано не только с признанием священности животного, но и с опасностью, которая от него исходила. Этот запрет имел место еще в ведической культуре и передавался из века в век, поэтому даже эвфемизм «медведь» получил множество замещений. Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие : Матрена, Аксинья.

В поисках настоящего названия медведя

Ученые-лингвисты ломают голову, пытаясь добраться до разгадки настоящего медведя. Для этого они обращаются, прежде всего, к самым ранним языкам: санскрит и латынь. В санскрите медведь именовался bhruka, где bhr переводится «ворчать, браниться». Во многих название не сильно изменилось: по- – bear, по- – Bär, в Дании и Швеции – bjrn. Надо сказать, что корень «бер» в русском « », вовсе не заимствованный из романских . Так древние славяне называли медведя. Иногда рассматривается связь с прагерманским bero – бурый.

Авторитетный ученый А.Н. Афанасьев в ходе своих исследований пришел к выводу, что название медведя у многих народов связано с отношением к нему не только как к дикому зверю со страшным ревом, но имеющему разрушительные наклонности. В санскрите этому пониманию соответствует ksha – буквально «терзатель», а в латыни - ursus. Отсюда по- – ours, по-итальянски – orso, в русском праязыке – урс, рус.

Некоторые лингвисты выдвигают гипотезы, что, возможно, самым архаичным названием медведя и было «рус», возникшее при перестановке звуков или слогов, ведь такое можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка (медведь – ведмедь). Нетрудно догадаться, что отсюда выводится «Русь» – страна, где поклоняются священному медведю. Однако все это лишь одна из многочисленных версий ученых. Надо сказать, что понимание названия животного, как ведающего медом ошибочно, поскольку глагол «ведать» означает «есть, поедать».

Действительно ли первый блин комом

Медведь в России, а особенно в Сибири, больше чем медведь. Это национальный символ мощи и величия. Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя не иначе как Великий Кам. Подобное можно найти в корейском, где «ком» - медведь. Перевод с тунгусского «кам» - шаман и с айнского – дух лишь подтверждают отношение к медведю как к божеству. Причем айны считали, что под шкурой медведя скрывается дух охотника.

До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день. Этот древнейший праздник был ознаменованием прихода весны, когда Великий Кам выходит из берлоги. Чтобы умилостивить хозяина тайги, нужно было отнести для него блины. Это не значит, что блины подносили прямо к берлоге, но оставляли их где-нибудь на окраине лесной чащи. Поэтому самый первый блин доставался Камам. Со временем эта поговорка приобрела другой смысл, вполне понятный, поскольку первый блин действительно далеко не всегда удачный.

По сути, Камов день, хотя и был языческим праздником, являлся прототипом христианской масленицы. Праздник «пробуждающегося медведя» - комоедицы характерен и для восточных , который отмечали обычно 24 марта. Отголоски первобытной архаики настолько сильны, что в Белоруссии, вплоть до середины XIX века его отмечали в это день, даже если на него приходился пост. Празднование непременно сопровождалось плясками в медвежьей шкуре или подобии ей – вывернутом наизнанку овечьем тулупе.

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Как медведь стал символом России и почему медведицы - самые лучшие мамы в мире животных.

Первый Байкальский

Герб, гимн, флаг в любой стране более всего характеризуют ее духовные и политические основы, традиции, особенности национального характера. Но в России существует и такой интереснейший народный символ, как медведь, издревле считающийся признанным хозяином леса, равному которому по силе нет. Именно он являлся для россиян воплощением мужества, ума, ловкости… К тому же, Олимпиада-80 в Москве запомнилась всем медвежонком, добродушно улыбающимся с московских небес на закрытии праздника. Медведь – это и символ ведущей российской партии «Единая Россия». Поэтому не случайно, что образ медведя в мире – это образ России.

Но давайте от медведя абстрактного перейдем к разговору о медведе конкретном, нашем, прибайкальском, который чувствует себя хозяином этих мест. Однако рассказать при этом хочется не о самом владыке тайги, а о его супруге и потомках-медвежатах.

Больше всего бурых медведей живет на особо охраняемых территориях Байкала.

Медведицу в русских сказках уважительно называют матушка-медведица, Авдотья Топтыгина, Акулина, Матрена Михайловна, Аксинья.

Сибирский бурый медведь достигает 2,5 метра в длину и до 1,5 метра высотой в холке. Средний вес самцов – примерно 350 – 400 кг, и они где-то в полтора раза крупнее самок, которые во взрослом возрасте набирают до 250 кг.

Новорожденные медвежата и их первый дом

Появляется на свет медвежонок в берлоге, устраиваемой под большими камнями, в расщелинах, в выворотнях корней, иногда в пещерах или больших норах. Собственно «спальное место» в берлоге не очень велико, особо не разлежишься, но медведица к его обустройству подходит крайне ответственно. Зимнее жилище выстилается мхом, сухими листьями, хвойными ветками. Как правило, медведица укладывается в берлогу накануне сильных снегопадов. Ее спячка – это не анабиоз, а именно сон; правда, резко замедляются процессы обмена, реже дыхание (где-то один раз в 4 минуты), но сохраняются и нормальная температура тела, и способность восстановить активные действия мгновенно. Как уточняет ряд знатоков, потревоженная в берлоге медведица, даже если там есть детки, убегает и обратно практически никогда не возвращается. Полагают, что материнский инстинкт у нее развивается только по мере воспитания медвежат.

Рожает медведица не каждый год, как правило, в январе, в среднем – 1-2 детенышей, но сотрудники особо охраняемых территорий Байкала отмечают, что встречаются случаи, когда в одной берлоге появляется 3 медвежонка.

Новорожденные детки – крошечные (примерно 500 грамм), слепые, глухие, беззубые, практически голые.

Небольшие размеры берлоги и мизерный вес при рождении объясняются суровыми законами природы. Ограниченные размеры первого медвежьего дома позволяют медведице лучше согревать потомство. Разгадка же такой массы тела, более похожей на массу щенка собаки, связана с тем, что, питаясь только «нагуленными» жировыми запасами, медведица не смогла бы выкормить более крупных медвежат. А такие крохи, даже при родах, не особенно беспокоят медведицу, хотя ряд исследователей утверждают, что на время родов она просыпается, вылизывает деток и вновь уходит «в спячку». Медвежата сразу «закапываются» в густой материнский мех, находят один из 6-ти сосков и начинают сосать очень жирное молоко, которым питаются до 4-х месяцев. И пока их основное занятие – есть и спать. За это время открываются слуховые проходы (примерно через 2 недели), а где-то через месяц медвежата начинают и видеть.

Весной, на момент выхода из берлоги, вес детенышей увеличивается в 4-5 раз, они обрастают шерстью и могут активно передвигаться.

Чему и как учит медведица свое потомство

Оказывается, ученые выстроили «лестницу» ответственности живых существ в воспитании потомства, и по подобной градации медведи находятся на третьем месте после человека и приматов по уровню ухода за своими детенышами. Получается, что к продолжению рода медведица подходит на основе, по сути, «человеческих понятий»: уделять внимание не количеству детей, а качеству их охранения, обучения, адаптации к жизни. И медведицы – очень заботливые мамаши.

Период выхода из берлоги у медведей и медведиц отличается. Как правило, медведицы выбираются на воздух после зимней спячки позже, когда в лесу появляются многочисленные проталины с травой. Тем более что к 3-м месяцам у медвежат уже вырастают все молочные зубы, и они могут есть зелень и насекомых.

Ко всему, отличается и поведение медведя и медведицы. Если он, покинув берлогу, заботится о добыче пищи сугубо для себя с целью поскорее набрать вес, то самка, как бы она ни была голодна, обнаруженную пищу отдает медвежатам. Более того, если самец сильно голоден, он может попытаться съесть малышей, что категорически пресекается медведицей, которая не только активно прячет детенышей, но и самоотверженно прогоняет медведя.

Отец-медведь не принимает никакого участия в воспитании потомства.

Выбравшись с матерью « в большой мир», медвежата под ее приглядом постигают азы жизни в природе. Именно она дает детям первые уроки того, что мы называем «социальным поведением». В возрасте 4-х месяцев медвежата уже ищут в лесу пищу вместе с матерью, обращая внимание на все, чем можно подкормиться. В игре медвежата развивают основные навыки, нужные для взрослой медвежьей жизни, и, в первую очередь, в охоте. Остальное время – спят.

Играют детки очень активно – бегают, толкаются, дерутся, везде «суют нос», живо интересуясь окружающим, лазают на деревья. Все отмечают невероятную выдержку матери, которая терпит, когда медвежата карабкаются на нее, кусают, дергают за хвост и лапы. Но уж если она выйдет из себя… Непоседа может получить мощный шлепок и услышать сердитый рык.

И основная задача медведицы на первом году жизни потомства – научить его искать пищу, купаться, забираться на деревья и, самое главное, охотиться.

Поиски пищи и медвежьи «няньки»

Медвежата из последнего выводка называются лончаками (сеголетками), но часто с матерью остаются детеныши из прошлого помета – пестуны, которые помогают медведице заботиться о младших. Дескать, называются они так потому, что присматривают, «пестуют» своих братьев и сестер. Они и являются своеобразными нянями, на практике прививающими малышам принцип «делай как я».

И хотя медведи – хищники, они всеядны. Естественно, медвежата при помощи мамы и нянек должны овладеть знаниями, что и как можно использовать в пищу. Поэтому они ищут растения, которые плодоносят, с удовольствием собирают ягоды, не откажутся «закусить» грибом. Поедаются и разнообразные насекомые – например, в муравейнике медвежонка научат выедать не только взрослых муравьев, но и их личинки.

Важный урок – добыча ореха. По деревьям могут лазать только маленькие молодые мишки, так как из-за своеобразного строения когтей и лап взрослые особи эту способность теряют. Соответственно, главный интерес представляют кедровый стланик, шишка-паданка и добыча птиц-кедровок, чьи запасы, спрятанные в норках во мхе, и учат разорять медвежат.

Особое место добычи пропитания – Байкал, к берегу которого регулярно спускается медвежья семья. Огромный интерес вызывают места прибрежных лежбищ нерпы. Одно из известных – у мыса Саган-Марян, но с берега из-за прибрежных скал оно недоступно. Местные старожилы рассказывают, что медведицы с молодняком текущего года и пестунами добираются вплавь, то есть мать прививает практические навыки по крайне специфическому способу добывания пищи.

Байкал – это и достаточно богатый источник легкодоступной белковой пищи: икры байкальских бычков, которой облеплены прибрежные камни, и трупики однодневного насекомого «байкальский ручейник», который гибнет после вылета, покрывая воду у берега.

Умению ловить рыбу на Байкале и впадающих в него реках так же «натаскивают» медведица и пестуны.

По наблюдениям, даже передвигается медвежье семейство в определенном порядке – впереди мама, затем медвежата, завершают цепочку пестуны.

И вот здесь момент крайне интересный. Кто-то из знатоков медвежьей жизни утверждает, что «нянька» – это самочка, которую медведица оставляет при себе как будущую маму. Другие, наоборот, настаивают, что пестун – это исключительно медведь-самец. Вопрос неоднозначный, и многие специалисты вообще отрицают наличие пестунов в медвежьей семье.

Медведь и человек в заповедных местах Прибайкалья

В заповедной зоне Прибайкалья из-за уникального наличия кормовой базы медведей очень много. Поэтому крайне вероятна встреча с человеком, который всегда должен помнить, что медведь – это дикий зверь. Особенно опасна встреча с медведицей, гуляющей со своим выводком.

Оптимальный вариант – не попадаться им на глаза. Почувствовав приближение опасности, медведица смело бросится навстречу, защищая своих детей. И тогда с разъяренным зверем вряд ли справится даже вооруженный человек. Косолапая мамаша бегает очень быстро – со скоростью 55 км в час; другое дело, что она не будет бежать очень долго.

Очень часто туристы сами провоцируют зверя, почему-то полагая, что в заповедных зонах живут чуть ли не дрессированные медведи, и с медвежатами, как с котятами, можно поиграть. Кроме того, частые пожары в лесных зонах Байкала выгоняют зверей к стоянкам туристов. Чаще всего это происходит на полуострове Святой Нос. Посетители зачастую не утилизируют пищевые отходы, а иногда и специально «прикармливают» мишек, пользуясь тем, что детеныши очень любопытны. Ничем хорошим подобная «доброта» может и не закончиться.

Несколько иной характер носит знакомство медвежьей семьи с местными жителямипостоянными обитателями заповедной зоны. По рассказам старожилов поселка Давша (поселок в Северо-Байкальском районе Бурятии на территории Баргузинского заповедника), несколько лет там постоянно появлялась медведица с тремя медвежатами. Малыши шкодили, лезли через заборы за рыбой и другими лакомствами. А медведица вставала на задние лапы, нависала над забором и, раскачиваясь, смотрела за детьми. Позже там стал появляться и собственный «местный» медведь – давшинец. Он бродил по улице ночью, порой засыпая прямо у какого-нибудь крыльца, агрессии не проявлял, ходил по берегу, пасся на поляне перед поселком, днем ходил по дорожкам и заглядывал в огороды. Жители поселка полагают, что этот медведь – из компании тех трех медвежат, которые появлялись здесь с мамой.

Завершая рассказ, напомним, что медвежата «ходят» с мамой до 3-х лет, после чего она отправляет их в полностью самостоятельную жизнь.

О братьях наших меньших

Ответы к стр. 16 — 17

Константин Ушинский
Плутишка кот

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да таково жалобно плачет.
Спрашивают кота козёл да баран:
— Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.
— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанишку слизал!
— Поделóм вору и мýка, — говорит козёл, — не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
— Била меня баба, била; била — приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать.
Заревели тут козёл да баран:
— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II

Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уже достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом столкнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала.
— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажёг целый стог сена.
Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михайло Потапыч Топтыгин.
— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идёшь?
— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчёлок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

III

Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один — белый и прямо к огню.
— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка — серый лобишко повёл такую речь:
— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать! Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря. Выбрались волки из-под стога еле живыми и, поджав хвосты, — давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой! «Полно, говорят, — без пути таскаться, ещё не такую беду наживём».
Старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни выдрали.

1. Как в сказке называют кота? Запиши.

Плутишка, котишко-мурлышко, серый лобишко, котик-коток, серенький лобок.

2. Как можно сказать по-другому? Запиши.

Судить да рядить — рассуждать .
Запеть лазаря — жаловаться, плакать .
Плутишка — хитрец, обманщик .

3. Собери загадку ⇒ и отгадай. Запиши отгадку.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

4. Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Запиши «имя», «отчество» и «фамилию» гостя.

Михайло Потапыч Топтыгин.

5. Составь план сказки (запиши или нарисуй). Подготовь пересказ.

1. Побег кота, козла и барана.
2. Гость, Михайло Потапыч Топтыгин.
3. Расправа медведя с волками.

6 ∗ . Допиши предложение словами из текста. Как отнеслись к возвращению козла, барана и кота? Подчеркни.

Имена русского медведя

В древние времена медведь на Руси имел ещё множество имён: ведмедь,бер,биарма,берсек,мишка,косолапый, хозяин,рыкарь,ком,Михаил Потапович и др.Считалось, что если называть этого зверя каждый раз иначе,очень умный и тонкослышащий медведь не сможет почуять охотников и успеет спрятаться.

От имени медведя-бер сохранилось в русском языке слово - берлога — логово бера.

У народов северных стран имя этого зверя звучало похожим образом: английский — bear, немецкий — bär, голландский — beer, шведский — bjrn, норвежский — bjrn, датский — bjrn, исландский — bjrndyr, bjrn.

Кроме того, на многих старинных европейских картах северо - западная территория Руси носит название Биармия:
Bjarmaland — в скандинавских сагах.
Bjar (медведь) — ma (земля) — land (страна).
Beormas — у англосаксонских писателей.
Beor (медведь) — ma (земля) — s.

То есть, слово Биармия переводится, как «Медвежья земля».

Если теперь к слову Bjar добавить слово man — человек, мужчина, народ, то, и получится древнескандинавское Bjar-ma(n), что переводится как человек-медведь, медвежий народ.

То есть, биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Известный исследователь карельского народа Д. В. Бубрих писал,что «Русь — нечто созерцаемое со стороны западного и юго-западного входа в руские земли, а Биармия (Bjarmaland/ Beormas) — то же самое, созерцаемое со стороны Белого моря». То есть одну и ту же территорию на Севере писатели Западной Европы и Востока называли Русью, англосаксонские же писатели и составители исландских саг — Биармией.

У русских медведь является знаком силы. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой. Медведь был героем многих сказок и мифов.Большую роль медведь играл в символике северных народов,встречался во многих гербах старых русских городов.

Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
В североевропейской традиции именно медведь, а не лев является царем зверей.

Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.

Слово медведь означает - мед ведающий. Южные славяне называют зверя - ведмедь - ведающий мед. И в том и в другом случае, это тот, кто знает, где мед.

У наших близких родственников (по языку) литовцев сохранилось имя медведя- мешкас .

Бера, который просыпался по весне, на Масленницу, называли Комом.

Если Бер это не просто медведь как зверь, но ещё и дух - Хозяин Леса, связанный со славянским богом Велесом, то Ком - это ещё и ДУХ ДЕРЕВА, живущий внизу в утолщении ствола. Именно поэтому низ ствола называется КОМель. Дерево всегда спиливали только под КОМель, чтобы не потревожить сам дух.

Поэтому и первым масленичным блином угощали именно кома: «первый блин - комам». Первые блины несли в лес и клали на пни-комели возле медвежьей берлоги.

Дух дерева-Ком, таким образом, получал требу в виде вложенной в блин энергии, тепла и труда хозяйки, а сам блин предназначался Беру-Хозяину леса, с тем, чтобы он распорядился угощением по - хозяйски: угостил ритуальным блином того, кому это нужнее.

Таким образом ритуальное действие одаривало силой пробуждающихся Комов, оказывало честь Хозяину Леса Беру и подкармливало голодных по весне местных зверушек и птичек.

Кроме имени Михаил,Мишка, древние славяне давали своим детям и имя Медведь. От которого, в свою очередь, образовалась фамилия Медведев.

В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. В Древней Греции слово медведь звучит как аркос ,а слово Арктур означает «медвежья звезда». Слова Аркадия и Арктика означают «страны, где живут медведи».

Медвежьи имена имеют и германские города Берн и Берлин.

В германской традиции медведь связан с Одином (Вотаном). Берсерк - «неукротимый медведь» называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убил медведя своими руками. Они съедали сердце животного и одевались в медвежьи шкуры - это давало им возможность принимать образ животного и сражаться с силой и яростью медведя. Берсерк мог воевать без оружия,отбирая его у противника. По описанию, берсерк прыгал в военном снаряжении на 5 метров.

Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам мог оборачиваться в него, получая силу от Леса и его Духа, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Славяне называли своих воинов берсерков иначе - рыкари , кричащие воины. По одной из версий от слова «рыкарь» произошло слово рыцарь, а не от немецкого «рейтер» - всадник. Наиболее известные славянские берсерки - Рагдай Удалой, ходивший в одиночку на 300 воинов, Ольбег Ратоборич, Демьян Куденевич, а также воины князя Святослава и три сотни воинов Храма Свентовита Арконы.

Ниже приведены строки белого стиха Правед о северном медведе:

10.94.Царь Леса.
В северном Лесу хозяин полновластный-Медведь.
Если Лев жрет лишь мясо, то Медведь -всеяден.
Любит малинку, мед, копает корешки, ловит на протоках рыбу,
и лишь когда нужда, будет свирепый хищник и опасный враг, Б-ЕР в своей Бер-логе.
Медведь-труженик, делает всё сам, а не лежит в тени, ожидая мяса…
Лев-Левый, но Медведь-Правый. И ближе к Праву, к истинной Вершине.

10.95.Сар
Север зовётся Арктикой, Арктидой, по имени Медведя-Аркос.
Здесь нам важны два первых Знака: АР.
Знаешь ли ты, что правильно говорить не царь, но с-АР, отсюда кесарь?
Вот тот, кто с Медведем на Севере, -законный Сар!
Как ты заметил, Сар-отражение Рас!



Вверх