Биография о высоцком. Высоцкий владимир - биография

Биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б. И. Масальского и А. М. Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л. Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

«Гамлет».

Сверху - маюсь между…"

Грузинской, 28.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио

Снимался в фильмах:

- „Сверстницы“ (Петя)

- „Карьера Димы Горина“ (Софрон)

- „Грешница“ (корреспондент)

- „713 просит посадки“ (американский моряк)

- „Увольнение на берег“ (Петр)

- „Живые и мертвые“ (Веселый солдат)

- „Штрафной удар“ (Александр Никулин)

- „Наш дом“ (механик)

- „На завтрашней улице“ (Петр Маркин)

- „Стряпуха“ (Андрей Пчелка)

- „Я родом из детства“ (Володя)

- „Вертикаль“ (Володя)

- „Короткие встречи“ (Максим)

- „Служили два товарища“ (Бруснецов)

- „Хозяин тайги“ („Рябой“)

- „Опасные гастроли“ (Николай Коваленко)

- „Белый взрыв“ (политрук)

- „Эхо далеких снегов“ („Серый“)

- „Четвертый“ (он)

1973 - „Плохой хороший человек“ (Фон Коррен)

- „Единственная дорога“ (Солодов)

- „Бегство мистера Мак-Кинли“ (Билл Сеггер)

- „Единственная“ (Борис Ильич)

- „Как царь Петр Арапа женил“ (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии"

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:

«…Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа.

Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю. Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.

Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей

Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.

Можно любить или не любить поэзию В. С. Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.

Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

В своих пророчествах В. С. Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».

Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5

Дней до смерти:

И снизу лед, и сверху - маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там - за дело в ожиданьи виз.

Лед надо мною - надломись и тресни!

Я весь в поту, хоть я не от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.

Лучше всего, на мой взгляд, творчество В. С. Высоцкого охарактеризовал

Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Родители Володи разошлись, когда ему было пять лет. Из-за постоянных размолвок с отчимом, уехал с отцом и его новой женой в 1947 году в город Эбервальд (Германия), откуда вернулся в 1949 году. Тогда же у Володи диагностировали шумы в сердце.

В 1955 году поступает в Московский инженерно-строительный институт, но через несколько месяцев сам забирает оттуда свои документы. В 1956 году начал обучение в школе-студии МХАТ и через два года была сыграна свадьба со студенткой Изольдой Жуковой.

1959 год был отмечен первой ролью в кинофильме. 1960 год ознаменовался окончанием школы и началом работы в Московском драмтеатре Пушкина, где актер был задействован все время только в массовке. В 1962 и 1964 году у Владимира родились два сына.

1964 год - переход в театр драмы и комедии на Таганке, где спустя два года Володя сыграет свою первую главную роль в постановке «Жизнь Галилея». В 1965 году Владимир даёт первые сольные концерты, репертуар на то время насчитывал уже более сотни песен, первые аншлаги, активно снимается в кинофильмах.

В 1967 происходит судьбоносная встреча с уроженкой Франции Мариной Влади, с которой он поженится через два года. В 1969 году Владимир Семёнович переживает свою первую клиническую смерть, как следствие - полностью отказала одна почка и разрушена печень, что произошло из-за чрезмерного пристрастия к алкоголю. 1971 год – Владимир играет главную роль в пьесе «Гамлет».

В 1973 году едет с первыми гастролями во Францию и выпускает два диска в США. 1978-1979 года знаковая роль в фильме «Место встречи изменить нельзя». 25 июля 1979 года актер переживает свою вторую клиническую смерть в Бухаре, и только благодаря его доктору и друзьям, которые были неподалеку, Владимир возвращается к жизни. Умер Владимир Семёнович Высоцкий 25 июля 1980 года в своей квартире, погребен на Ваганьковском кладбище.

Семья Высоцких состояла из незаурядных и талантливых людей, которые оказали большое влияние друг на друга и на становление личности будущего поэта, певца и актера Владимира Семёновича.

Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий родился 17 июля 1915 года в Киеве в еврейской семье, которая после революции перебралась в Москву.

Будучи студентом Политехнического техникума связи, Семён Высоцкий познакомился с переводчицей Интуриста Ниной Серёгиной. В 1937 году они поженились, а через год у них родился сын, названный в честь деда: Владимиром. Семён в этот момент был в командировке, и его жену с младенцем забирал из роддома брат Алексей. Он стал первым мужчиной, который взял на руки будущего поэта, и впоследствии между ними всегда сохранялась тесная связь.

Семья поселилась в более чем скромной коммуналке на Первой Мещанской улице (теперь проспект Мира, 126). На 38 комнат этого жилища имелась всего одна уборная. До сегодняшнего дня сохранилась только дворовая часть здания, фасад, выходивший на проспект, был снесен.

Когда началась Великая Отечественная война, оба брата – Алексей и Семён в первые же дни были призваны на фронт, а Нина с сыном эвакуировались на Урал.

Семён участвовал в обороне Москвы, освобождении Донбасса, Львова, Лодзи, взятии Берлина, освобождении Праги. Заслужил свыше двадцати орденов и медалей Советского Союза и Чехословакии. После войны продолжил военную карьеру и был уволен из армии в звании полковника за выслугой лет.

Судьбы родителей Семёна Высоцкого

Его отца звали Вольф Шлёмович. Он, будучи сыном стеклодува, сумел получить три высших образования: юридическое, экономическое и химическое (Киевский институт народного хозяйства им. Д.С. Коротченко). Сохранилось курсовое сочинение Вольфа на тему «Влияние иностранных капиталов в русской нефтяной промышленности».

После революции Вольф сменил своё имя на «Владимир» и переехал с семьёй в Москву. Его образование позволяло совмещать несколько ответственных должностей на крупных заводах, например, юрисконсульта и коммерческого директора.

Женат он был на Деборе Овсеевне Бронштейн, родившейся в Житомире в семье учителя. В Москве она также сменила имя и стала называть себя Ирина Алексеевна. Впоследствии они развелись и создали новые семьи. В семейном архиве сохранилась справка от 1941 года о венчании Деборы в Никольской церкви Киева: в документе она фигурирует уже как Дарья Алексеевна и под фамилией второго мужа: Семененко. Эта «мимикрия» с большой долей вероятности спасла ей жизнь, поскольку в конце сентября 1941 года Киев был оккупирован фашистской армией, а семья не успела эвакуироваться. Кроме того, что она была чистокровной еврейкой, оба её взрослых сына - Семён и Алексей, воевали на фронте и были коммунистами. На протяжении всей оккупации Дебора-Дарья жила в страхе, что кто-нибудь её выдаст.

Сложная судьба дяди поэта: Алексея Владимировича Высоцкого

Алексей Владимирович встретил на войне свою любовь: дочь кубанского казака Александру Таран. Она была фельдшером в его воинской части. Майор Алексей Высоцкий и Шура поженились в Керчи. В одном из тяжёлых боёв от их подразделения осталось всего 117 человек, в их числе Алексей и его жена. Но он был тяжело ранен в голову, а она получила пять пулевых ран – в голову, грудь, живот. У неё также была раздроблена кисть руки. Они оказались в разных госпиталях. Когда Алексей выздоровел, то нашёл имя Александры в списке погибших, но она осталась в живых. Её доставили в госпиталь, когда уже начался перитонит и гангрена, руку пришлось ампутировать. После выздоровления Александра отправила свёкру письмо, в котором спрашивала, где Алексей, и которое подписала девичьей фамилией, не желая никого обременять, будучи инвалидом. Письмо это попало в руки Семёна, который служил в Москве при Генштабе. Он немедленно отправил брату шифрованное послание о том, что жена его жива. Алексей немедленно выехал по указанному адресу в Ростов и нашёл Александру в очереди за продуктами, в одежде с чужого плеча. Она указала мужу на пустой рукав: «И только?!» - воскликнул он. Больше они не расставались. Она вернулась на фронт и вместе с мужем дошла до Берлина.

Владимир Семёнович посвятил тёте Шуре песню о войне: «И когда наши девушки сменят шинели на платьица…»

Жизнь после войны

После войны, в 1947 году, Семён и Нина развелись. Володя остался с отцом, который женился вторым браком на армянке Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой. У юного Владимира с ней сложились самые тёплые отношения, он даже называл её «мама Женя», а впоследствии крестился в армянской апостольской церкви.

С 1947 года по 1949 год Семён Владимирович Высоцкий служил в Германии, в городке Эберсвальде. Там Володя научился играть на пианино и кататься на велосипеде. Известно несколько случаев, когда он бил немцам стёкла, а как-то раз взорвал найденную в лесу гранату. Со сверстниками Володя ладил, дарил им свои игрушки, и даже отдал одному из них свой велосипед. Отцу он объяснил это так: «Ты, папа, у меня живой, а его отца убили фашисты. Пусть покатается».

По возвращении они поселились в том самом Большом Каретном переулке. На вопрос журналиста «Московского комсомольца» Л. Колодного, что за «чёрный пистолет» имел в виду в своей песне Владимир, его отец ответил: «Обыкновенный мой трофейный Вальтер с залитым свинцом стволом. Володя его, конечно же, обнаружил и играл им до тех пор, пока Евгения Степановна не разобрала пистолет на части и не выбросила».

Ещё одно воспоминание Семёна Владимировича

«И в Эберсвальде, и на Большом Каретном к нам в дом частo приходили военные, мои фронтовые друзья. Я богатый человек, есть у меня друзья, с некоторыми из них встречаюсь по пятьдесят и более лет. В молодости они были молодые лейтенанты, теперь генералы. А для сына всю жизнь оставались "дядя Саша", "дядя Лёша". Он мог часами слушать их воспоминания.

Я тебе завидую белой завистью, - говорил Володя. - У тебя друзья не меняются».

Ряд своих знаменитых песен Владимир Высоцкий посвятил боевым друзьям своего отца и дяди. Одна из них – «Песня о погибшем друге» - о лётчике Николае Скоморохове, который в свои 20 лет уничтожил «бриллиантовую двойку» - самолёты люфтваффе, управляемые асами, которых бриллиантовыми крестами награждал лично фюрер. Впоследствии Высоцкие и Скомороховы дружили семьями.

Про каждого из членов семьи Высоцких можно было бы написать целую книгу. Для Владимира Семёновича было очень важно жить в среде таких людей, как его близкие и их друзья. Он много знал о жизненных тяготах людей предыдущего поколения, сумел глубоко прочувствовать боль их потерь и воплотить ее в своих песнях.

Биография и эпизоды жизни Владимира Высоцкого . Когда родился и умер Высоцкий, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, поэта и актера, фото и видео.

Годы жизни Владимира Высоцкого:

родился 25 января 1938, умер 25 июля 1980

Эпитафия

«Он из самых последних жил не для славы и пел и жил,
Среди общей словесной лжи он себя сохранил.
И на круче без удержи все накручивал виражи,
Видно, мало нас учит жизнь - тот убит, кто раним».
Из песни Александра Градского «Песнь о друге» памяти Высоцкого

«Спи, шансонье. Всея Руси,
отпетый.
Ушел твой ангел в небеси
обедать».
Из стихотворения Владимира Вознесенского

«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним».
Последние стихи Высоцкого

Биография

Владимир Высоцкий - великий российский поэт, музыкант и актер, оставивший огромный след в русской культуре. Биография Высоцкого, трагическая судьба Высоцкого до сих пор вызывают огромный интерес не только у его современников, но и тех, кто не застал Владимира Высоцкого при жизни. Для многих людей Высоцкий жив и по сей день - в его песнях и его актерских работах.

День рождения Высоцкого - 25 января 1938 года. Он родился в Москве, незадолго до войны, в которую его семья была эвакуирована на Урал. После войны Высоцкий некоторое время жил в Германии, где служил отец. Тогда же под руководством второй жены отца Высоцкий начал заниматься музыкой, но после школы поступил на механический факультет, видимо, в надежде получить более востребованную профессию. Впрочем, уже через семестр Высоцкий оставил институт, а через год поступил в Школу-студию МХАТ, после окончания которой пробовал играть в нескольких театрах и, наконец, нашел свой театр, тот, который и по сей день ассоциируется с именем Высоцкого - Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. Начиная с конца 1950-х годов Высоцкий также активно снимался в кино, а в середине 60-х он становится и автором песен и музыки для кинофильмов и спектаклей. Творчество Высоцкого поражало своей плодотворностью и масштабами - песни Владимира Высоцкого звучали в кинофильмах, он выступал с авторскими концертами, писал музыкальные сказки, музыку к спектаклям, пробовал себя в роли писателя, записывал радиоспектакли, работал над киносценариями. Нередко в песнях музыканта находили отражение не только события личной жизни Высоцкого, но и в основном политические события и настроения в стране, что нередко служило причиной критики Высоцкого официальной прессой.

Личная жизнь Владимира Высоцкого складывалась непросто - первой женой Высоцкого была Иза Жукова, с которой Высоцкий прожил около четырех лет. Второй женой Высоцкого стала Людмила Абрамова, родившая Владимиру двух сыновей, Аркадия и Никиту. Также у Высоцкого есть внебрачная дочь Анастасия Иваненко. Большую роль в жизни Высоцкого сыграла французская актриса Марина Влади, которая прожила с артистом около десяти лет, они были женаты до самой смерти Владимира Высоцкого.

В 1970 году в Театре на Таганке начались репетиции спектакля «Гамлет» с Высоцким. Роль Гамлета стала яркой вехой не только в актерской биографии Высоцкого, но и в поэтической. В семидесятых годах творчество Высоцкого достигло своей макcимальной зрелости, но, увы, смерть Высоцкого оборвала этот яркий творческий путь.

Высоцкого не стало 25 июля 1980 года, он умер во сне. Причиной смерти Высоцкого по разным версиям стал инфаркт миокарда или асфиксия. По уверениям Марины Влади, последние годы Высоцкий страдал от алкогольной и наркотической зависимости, что усугубило его проблемы со здоровьем. Похороны Высоцкого прошли 28 июля, в этот день проститься к Театру на Таганке и почтить память Высоцкого пришло множество людей, заполнены были даже крыши здания вокруг Таганской площади. Могила Высоцкого находится на Ваганьковском кладбище, там же в 1985 году установили памятник Высоцкому, по поводу которого среди близких Высоцкого возникло немало споров, настолько он реалистичный. Как бы то ни было, могила Высоцкого и по сей день утопает в цветах от поклонников русского артиста. День Высоцкого отмечается каждый год в день рождения Владимира Семеновича - 25 июля.

Линия жизни

25 января 1938 г. Дата рождения Владимира Семеновича Высоцкого.
1941-1943 гг. Жизнь в эвакуации.
1947 г. Развод родителей, переезд в Эберсвальде (Германия) с семьей отца.
1956-1960 г. Учеба в Школе-студии МХАТ имени Немировича-Данченко.
25 апреля 1960 г. Брак с Изой Жуковой.
1960-1964 гг. Работа в Московском драматическом театре имени Пушкина.
25 июля 1965 г. Брак с Людмилой Абрамовой.
29 ноября 1962 г. Дата рождения сына Аркадия.
8 августа 1964 г. Дата рождения сына Никиты.
1964 г. Поступление на работу в Театр на Таганке.
июль 1967 г. Знакомство с Мариной Влади.
декабрь 1970 г. Брак с Мариной Влади.
1971 г. Премьера спектакля «Гамлет» с Высоцким в главной роли.
16 апреля 1980 г. Последняя съемка концерта Высоцкого.
18 июля 1980 г. Последнее появление Высоцкого на сцене театра в спектакле «Гамлет».
25 июля 1980 г. Дата смерти Высоцкого.
28 июля 1980 г. Похороны Владимира Высоцкого.

Памятные места

1. Бывший роддом № 8 (ныне здание МОНИКИ), где родился Высоцкий.
2. Бывшая школа № 186 (ныне здание Российской правовой академии Минюста), где учился Высоцкий.
3. Дом Высоцкого в Большом Каретном переулке, где Высоцкий жил в 1949-1955 и где сегодня установлена мемориальная табличка.
4. Московский государственный строительный университет (бывший Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева), где Высоцкий проучился семестр.
5. Дом Высоцкого на проспекте Мира в Москве, где он жил с матерью.
6. Московский драматический театр имени Пушкина, где работал Высоцкий.
7. Дом Высоцкого на улице Шверника в Москве, где он жил с 1963 года.
8. Дом Высоцкого на Малой Грузинской улице в Москве, где он жил с 1975 года.
9. Большой драматический театр им. Товстоногова, где состоялась последняя съемка концерта Высоцкого.
10. Ваганьковское кладбище, участок № 1, где похоронен Высоцкий.
11. Памятник Высоцкому на Страстном бульваре в Москве.

Эпизоды жизни

Во время отдыха Высоцкого в Сочи его номер обворовали - украли вещи, одежду, документы. Высоцкий, обнаружив пропажу, пошел в отделение милиции и написал заявление. Но когда он вернулся в гостиницу, то в номере его уже ждали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».

В 1979 году Высоцкий приехал в США. Журналисты, конечно же, стали задавать ему провокационные вопросы об «ужасах советского режима» и его бесчеловечности, на что Высоцкий ответил: «Неужели вы думаете, что если у меня есть проблемы с моим правительством, я приехал решать их здесь?». Больше его никто не провоцировал.

По рассказам современников Высоцкого до своей смерти он пережил, как минимум, две клинические смерти. Одну - в 1969 году, когда у него лопнул в горле сосуд и он был госпитализирован в институт Склифосовского. Алла Демидова рассказывала, что Высоцкий делился с ней своими ощущениями возвращения к жизни: «Сначала темнота, потом ощущение коридора, я несусь в этом коридоре, вернее, меня несёт к какому-то просвету, свет ближе, ближе, превращается в светлое пятно, потом боль во всём теле, я открываю глаза - надо мной склонившееся лицо Марины». Вторую клиническую смерть Высоцкий перенес во время гастролей в Бухаре, этот эпизод описан в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Это произошло за год до настоящей смерти Высоцкого.

Заветы

«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

«Любовь - это вечно любовь, даже в будущем вашем далёком».


Документальный фильм о Высоцком «Неизвестный, которого знали все»

Соболезнования

«Что о нем самое существенное хотелось бы сказать? Что это явление, конечно, удивительное. И при жизни многими, к сожалению, непонятое, - многими его товарищами, коллегами и поэтами. Он рожден был поэтом. Имел дар божий - поэта. Это был замечательный русский поэт. И это было во Владимире самое ценное».
Юрий Любимов, режиссер Театра на Таганке

«Такой был человек, что у него душа за все болела. Видимо, поэт - это не только стихи, это открытое всем людям сердце. Вот оно у него и не выдержало».
Валерий Золотухин, актер

«В Высоцком, как ни в одном из известных мне людей, сочетались разные таланты. Проявления чисто человеческие. Талант дружбы, где он был преданным и нежным. Талант любви при полнейшей самоотдаче. Талант работы. Причем все на предельном самовыявлении. Его сжигала какая-то внутренняя неуспокоенность, ненасытность, стремление рваться вперед и выше. Постоянное предчувствие конца и страх, что не успеет выразить все, что задумал, - свое кредо. Противоречие между высоким долгом и реальной жизнью, бытом, в конце концов, сломало его. Его жизнь - это буйство страстей. Постоянное ощущение, что мог бы сделать больше…»
Станислав Говорухин, режиссер

Владимир Семёнович Высоцкий. Родился 25 января 1938 года в Москве - умер 25 июля 1980 года в Москве. Советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».

Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве.

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после . Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице (теперь это ул. Щепкина, дом 61/2; здание принадлежит МОНИКИ имени М. Ф. Владимирского, на здании прикреплена доска с датой рождения поэта).

Исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне - Брестской области, Белоруссия. Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области.

Отец - Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915-1997), уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги, полковник.

Дед по отцу - Владимир Семёнович Высоцкий (при рождении Вольф Шлиомович), родился в 1889 г. в Бресте (в то время Брест-Литовск) в семье преподавателя русского языка. В дальнейшем переехал в Киев. Имел три высших образования: юридическое, экономическое и химическое. Умер в 1962 г. Бабушка Дарья Алексеевна (при рождении Дебора Евсеевна Бронштейн; 1891-1970) - медсестра, косметолог. Она очень любила своего первого внука Володю и в последние годы жизни была страстной поклонницей его песен.

Мать - Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912-2003). Окончила Московский институт иностранных языков, работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, затем гидом в «Интуристе». В первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР. Закончила трудовую деятельность начальником бюро технической документации в НИИхиммaше.

Дед Высоцкого по матери, Максим Иванович Серёгин, приехал в Москву в возрасте 14 лет из села Огaрёвa Тульской губернии. Позже он стал работать швейцаром в разных московских гостиницах. У них с женой Евдокией Андреевной Синотовой было пятеро детей, в том числе и Нина Максимовна. Она родилась в 1912 году. После ранней смерти родителей стала жить самостоятельно, занимаясь воспитанием младшего брата. Работала переводчиком с немецкого языка.

Дядя - Алексей Владимирович Высоцкий (1919-1977), писатель, участник Великой Отечественной войны, артиллерист, кавалер трёх орденов Красного Знамени, полковник.

Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126 (дом снесен в 1955 г., на его месте в 1956 г. построен новый, адрес которого с 1957 года проспект Мира, 76): «На 38 комнаток всего одна уборная...» - написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 - 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 25 км от райцентра - города Бузулук Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Здание бывшей школы находится по адресу проспект Мира, 68 с3.

После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене - Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урождённая Мартиросова) (1918-1988 гг.), которую сам Высоцкий называл «мама Женя» и позже даже крестился в армянской апостольской церкви, чтобы подчеркнуть особое к ней отношение. В 1947 - 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там, по Большому Каретному переулку, дом 10а, располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Робертом Рубеновичем Гаспаряном, - первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне «Большой Каретный».

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым.

Третья жена - (фр. Catherine Marina de Poliakoff-Baïdaroff), известная французская актриса кино, театра, телевидения. Родилась 10 мая 1938 года. Познакомились в июле 1967 года. Были женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.

Владимир Высоцкий и Марина Влади

Друзья Владимира Высоцкого:

В своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях - в первую очередь об известных людях, но отмечая, что были и «несколько человек, не имеющих отношения к... публичным профессиям».

Так, первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и будущий сценарист Владимир Акимов. Потом эта группа разрослась: «Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, ...жили прямо-таки коммуной». Эта квартира принадлежала старшему другу поэта - Левону Кочаряну; и там жили или часто бывали актёр , режиссёр , писатель Артур Макаров, сценарист Владимир Акимов, Анатолий Утевский. Об этих людях Владимир Семёнович вспоминает: «Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту, по движениям». Одним из самых близких друзей Высоцкого был клоун-мим Леонид Енгибаров.

Со временем прибавились коллеги по театру: , Валерий Янклович. Кроме них, на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья: Давид Карапетян, Даниэль Ольбрыхский, Вадим Туманов, Виктор Туров, Михаил Барышников, Сергей Параджанов и другие.

В Париже Высоцкий знакомится с Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для увековечивания памяти друга - это записи Высоцкого (107 песен), сделанные в Париже в 1975-1980 годы в студии Михаила Шемякина. На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казански. Эти записи уникальны не только качеством и чистотой звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Также в эти годы в Париже совместно с тем же Казански, который выступал в качестве аранжировщика, Высоцкий успел записать три своих пластинки.

Близким другом был Павел Леонидов - импресарио Высоцкого и его двоюродный дядя.

Фильмография Владимира Высоцкого:

1959 - Сверстницы - студент Петя (эпизод)
1961 - Карьера Димы Горина - монтажник-высотник Софрон
1962 - 713-й просит посадку - американский морской пехотинец
1962 - Увольнение на берег - матрос Пётр, друг Валежникова
1963 - Штрафной удар - гимнаст Юрий Никулин
1963 - Живые и мёртвые - весёлый солдат
1965 - Наш дом - радиотехник
1965 - На завтрашней улице - бригадир Пётр Маркин
1965 - Стряпуха - Андрей Пчёлка
1966 - Саша-Сашенька - певец с гитарой (эпизод)
1966 - Я родом из детства - капитан-танкист Володя (также исполняет песни)
1967 - Вертикаль - радист Володя (также исполняет 5 песен)
1967 - Короткие встречи - геолог Максим (также исполняет 3 песни)
1967 - Война под крышами - полицай на свадьбе (также исполняет 2 песни)
1968 - Интервенция - подпольщик Мишель Воронов / Е. Бродский (также исполняет песню «Как все мы веселы бываем и угрюмы…»)
1968 - Служили два товарища - поручик-белогвардеец Александр Брусенцов
1968 - Хозяин тайги - бригадир сплавщиков Иван Рябой (также исполняет 2 песни)
1969 - Опасные гастроли - Жорж Бенгальский, Николай Коваленко (также исполняет 3 песни)
1969 - Белый взрыв - капитан
1972 - Четвёртый - Он
1973 - Плохой хороший человек - зоолог Фон Корен
1974 - Единственная дорога - шофёр Солодов (также исполняет песню «В дорогу живо - или в гроб ложись!..»)
1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - уличный певец Билл Сигер (также исполняет 2 песни)
1975 - Знаки зодиака (сценарий; музыка, текст и исполнение песни «Неправда, над нами не бездна, не мрак...»)
1975 - Единственная - руководитель хорового кружка Борис Ильич (также исполняет песню «Погоня»)
1976 - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил - Ибрагим Ганнибал
1977 - Их двое - камео
1979 - «Место встречи изменить нельзя» - Глеб Жеглов, капитан МУРа (также исполняет фрагмент песни А.Вертинского «Лиловый негр»)
1979 - «Маленькие трагедии» - Дон Жуан.

Озвучивание мультфильма:

1974 - Волшебник Изумрудного города - Волк.

Вокал Владимира Высоцкого в кино:

1966 - Я родом из детства - песни "Братские могилы", "Жил я с матерью и батей на Арбате...", "Звезды", "Холода";
1966 Вертикаль - песни "Песня о друге", "Скалолазка", "Здесь вам не равнина", "Баллада об альпийских стрелках", "В суету городов и в потоки машин";
1968 - Хозяин тайги - песни "Не судьба меня манила и не золотая жила..." и "Дом хрустальный";
1969 - Сыновья уходят в бой (также автор песен);
1974 - Контрабанда - песни "Жили-были на море" и "Сначала было слово" в дуэте с Ниной Шацкой;
1974 - Единственная дорога (Chained Drivers / Okovani šoferi);
1975 - Стрелы Робин Гуда (Robina Huda bultas);
1975 - Единственная - песня "Очи черные";
1976 - Середина жизни - фрагмент песни "Скалолазка" (нет в титрах);
1976 - Семьдесят два градуса ниже нуля (также автор песни);
1977 - Вторая попытка Виктора Крохина - "Песня о давно минувших временах";
1977 - Ветер "Надежды";
1980 - "Мерседес" уходит от погони - песня "Он вчера не вернулся из боя";
1982 - Баллада о доблестном рыцаре Айвенго - автор и исполнитель баллад;
1984 - Милый, дорогой, любимый, единственный... - песня "Кони привередливые";
1984 - Зачем человеку крылья;
1985 - Начни сначала;
1985 - Каждый охотник желает знать... - песня "Як-истребитель";
1988 - Вы чьё, старичьё? - автор и исполнитель песни "Моя цыганская";
1989 - Высокая кровь (Высокая кроў) (также автор песен);
1989 - В Альдебаран (короткометражный) - использована песня "В далеком созвездии Тау-Кита" (нет в титрах);
1990 - Страсти по Владимиру - автор и исполнитель песен "Утренняя гимнастика", "Банька по-чёрному", использована фонограмма разговора со зрителями на концерте;
1990 - Распад - использована песня "Моя цыганская" ("В сон мне - жёлтые огни");
1991 - Кровь за кровь (также автор песен);
1991 - Вербовщик (также автор песен);
1993 - Я - Иван, ты - Абрам (Moi Ivan, toi Abraham) - использована песня "Моя цыганская";
1999 - Место встречи изменить нельзя. 20 лет спустя (документальный);
2010 - Уйду я в это лето... (документальный)


Кончина В. Высоцкого, о которой известно достаточно много, по сегодняшний день остаётся загадкой, поскольку её обстоятельства покрыты туманом и известны только со слов различных людей, заинтересованных говорить неправду. Так, можно разыскать большое количество свидетелей, которые были в его квартире в тот день, которым известны все разговоры, тех, кто сообщил М. Влади и его матери и так далее. Но на самом деле никто не знает, какая истинная причина смерти Высоцкого.

Слухи о гибели этого гениального человека часто возникали задолго до происшедшего. Одни утверждали, что он вскрыл вены, иные - что он застрелился. Сплетни рождались с молниеносной скоростью. На самом деле Владимир неоднократно лежал в реанимации, пережил несколько попадал в автомобильные аварии. А когда находился в гостях у Абдулова, ему резко стало плохо, но скорая помощь не хотела его везти, поскольку медики боялись, что актёр умрёт в пути.

Точная причина смерти Высоцкого не была установлена, так как его родственники отказались от проведения вскрытия. Одни данные говорят о том, что он умер от наркотиков и алкоголя, иные утверждают, что от самоудушения, но в медицинском заключении написано - острая сердечная недостаточность.

О проблеме барда с наркотиками знали многие, равно столько, сколько и об алкогольной зависимости. В своё время Владимир Семёнович лежал в больницах с целью излечения от этого недуга, использовал многие народные методы, но всегда срывался.

Восемнадцатого июля 1980 года актер Высоцкий сыграл свою последнюю роль в Театре на Таганке. Уже тогда его состояние было плохим. Уже через несколько дней оно ухудшилось, и двадцать четвёртое июля стал последним днём его жизни. В тот день Владимир пребывал почти в бессознательном состоянии, он предчувствовал свою кончину.

Артист умер в разгар Олимпийских игр, которые проходили в столице России. По этой причине власти пытались скрыть данный факт от людей. И только «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» написали небольшие некрологи, в которых указывалась причина смерти Высоцкого - инфаркт.

Владимира Семёновича в последний путь провожало около сорока тысяч человек. Ещё несколько дней после похорон люди не расходились.

О кончине барда и о предшествующих этому событиях рассказывает документальный фильм В. Манского «В. Высоцкий. Смерть поэта», который вышел через шесть лет. В нём раскрывается борьба актёра с болезнью, которая прогрессировала в последние месяцы его жизни. По мнению авторов фильма, каждый волен сам решать, какая причина смерти Высоцкого, однако, не могут претендовать на истину. Они имеют надежду на то, что попытка донести правду до зрителя об обстоятельствах кончины не будет их шокировать. Ведь сам поэт любил правду и ненавидел ложь.

Фильм Манского взволновал общественность. Стоял вопрос о том, необходима ли такая правда о Владимире Семёновиче Высоцком, не станет ли она порочить светлый образ кумира миллионов людей? Однако режиссёр отвечал, что документалист не может быть неженкой, поскольку каждый раз раскрывает истинные обстоятельства жизни людей.

На памятнике, расположенном на стоит дата рождения Высоцкого- 25.01.1938 и дата его гибели - 24.07.1980.

Не стало автора и исполнителя песен, актёра и автора многих произведений, лауреата Государственной премии и любимца миллионов людей. По итогам опросов, В. Высоцкий занимает второе место в списке кумиров двадцатого столетия после Ю. Гагарина.

Таким образом, до настоящего времени нет точных данных о причинах гибели поэта. На сегодняшний день в свет выходит много фильмов, рассказывающих о жизни и творчестве Владимира Семёновича. От чего же он умер, пусть каждый решает сам.



Вверх