Жанровая природа романа что делать. Художественные особенности романа Что делать. Другие сочинения по этому произведению

Сразу же отметим, что определить жанровую природу «Что делать?» не так-то просто. Начать с того, что в новой русской литературе вообще, по справедливому замечанию академика Д.С.Лихачева, «каждое произведение - это новый жанр. Жанр обуславливается материалом произведения,- форма вырастает из содержания. Жанровая форма как нечто жесткое, внешне накладываемое на произведение… перестает существовать». Верное для всей новой русской литературы, это наблюдение вдвойне справедливо для романистики Чернышевского - важнейший формообразующий фактор, «строительный материал», определяющий в конечном свете и особую жанровую специфику «Что делать?». Автор этой книги мало заботился о «чистоте жанра» и, смешивая разнородные стилистические и композиционные элементы, добивался искомого эффекта.

Исследователи обращают внимание на то, что роман с его свободной композицией, детективными уловками для «читателя вообще», с высокой, объединяющей все повествование мыслью о преодолении индивидуализма - произведение одновременно беллетристическое, философское, публицистическое. Для определения жанра «Что делать?» в разное время предлагались разные названия: роман социально-философский, социально-политический, социально-психологический; роман-трактат, роман-исповедь, роман-программа, роман-эксперимент, социально-утопический роман.… При кажущейся калейдоскопичности каждое из этих определений характеризует какую-то одну сторону книги. Ее автор, опираясь на многообразный опыт своих предшественников, внес структурные изменения в традиционные жанры любовно-психологической повести, семейно-бытового романа с любовной коллизией в центре. Мариэтта Шагинян даже назвала - первым в русской литературе «производственным романом», поскольку в нем рассказывается о швейной мастерской, организованной на кооперативных началах, и дается подробная цифровая выкладка финансовой части этой мастерской…

Перед нами политический и социально-утопический роман, проникнутый духом полемики. Роман «Что делать?» - явление необычайное для русской литературы XIX века. Произведение, имеющее откровенно дидактическую цель, в форме, максимально приближенной к сознанию рядового российского обывателя, рассказывало о сложнейших проблемах философии, экономики, этики. Роман познакомил читателя с основами материалистического учения Фейербаха, показал, как возникают в стране новые, социалистические отношения между людьми, обосновал идеалы русской революционной демократии, давал практические советы по организации кооперативных предприятий и т.д.

«Что делать?» стал откровенным вызовом традиционной художественности: повествование в нем организуется идейной предпосылкой автора, который считает романную форму лишь необходимой «отделкой» своего произведения. Однако именно форма , обладающая целым рядом несомненных достоинств, обеспечила произведению доступ к широкой читательской аудитории.

Композиция произведения достаточно сложная. Для нее характерны такие особенности, как двуплановость (первый план внешний, семейно-бытовой, второй - скрытый, социально-политический), концентричность (при общем идейно-проблемном центре роман строится концентрически: пошлые люди, новые люди, высшие люди, сны), цикличность (создающая картину развития действия по спирали), динамичность (композиция развернута во времени - прошлое, настоящее и будущее) и т.д. Автор вводит в текст образ рассказчика, который активно вмешивается в повествование, беседует с героями, «проницательным читателем», комментирует поступки персонажей. В текст романа вводятся авторские отступления - лирические. Публицистические, философские. Повествование начинается необычно, с развязки; автор использует прием разорванности сюжетной линии, момент «загадочности» в ее развитии.

Система художественных образов построена так, что перед читателем предстают два мира с двумя центрами: один мир - дворянский и мещанский, образы его героев располагаются вокруг Марии Алексеевны; другой - мир разночинской интеллигенции, так называемых «новых людей», они группируются вокруг Веры Павловны.

Могущество мысли (по терминологии Белинского), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых - заинтересовать «простодушную публику».

Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный ранее оптимизм - это следствие новаторского решения Чернышевским проблемы взаимоотношения человека и среды, одной из важнейших для русского критического реализма. Понятие «среда» в революционно-демократической литературе усложняется, так как кроме обстоятельств, традиционно противостоящих герою, вводится представление об обстоятельствах, благоприятных ему, об окружении, помогающем формированию и развитию положительных черт характера. Герои Чернышевского уже не одиноки: у них есть своя среда, свое общество, свой круг, состоящий из друзей, готовых немедленно прийти на помощь.

Мастерство Чернышевского проявляется в новаторском использовании категорий художественного времени и пространства. События романа точно приурочены к определенному историческому периоду - эпохе первой революционной ситуации в России. Вместе с тем художественное время не замкнуто в сюжетных рамках, оно ведет читателя в огромный мир чуть ли не всей человеческой истории. Прошлое (вопреки существовавшей литературной традиции) не властно над героями: оно не занимает заметного места ни в их сознании, ни в авторском повествовании. Движение времени в романе не однолинейно: оно течет не только из настоящего в будущее, но и в обратном направлении. Будущее открыто для героев. Отсюда особая функция эпилога, который перенесен прямо в будущее. Художественное время в романе отражает пафос произведения - торжество человеческого разума, которому все подвластно, который выводит людей из мрачных подвалов, указывает путь к ослепительному будущему. « Новые люди» перерастают свое время, могут выходить из него. Это становится характерным и для их художественного пространства. Достаточно вспомнить четвертый сон Веры Павловны, где показано, как героиня чудесным образом возносится вверх и благодаря новой и неожиданной точке зрения получает возможность увидеть грандиозные пространства земли, населенные свободными и счастливыми людьми.

Особое значение в художественной структуре романа приобретает автор-повествователь, который является одним из действующих лиц произведения. В системе образов автор занимает наиболее высокое место. Он комментирует и в ряде случаев уточняет высказывания и поступки героев. Так, например, известная сцена, когда Рахметов, испытывая свою волю, спит на гвоздях, показательна для характера данного героя, но она вовсе не означает, что автор полностью принимает именно такой способ подготовки к будущим испытаниям. То же относится и к высказываниям Рахметова о невозможности личного счастья для революционера.

Реакционная критика, стремясь ослабить мощное воздействие романа на современников, пыталась дискредитировать его, утверждая, будто он крайне слаб в художественном отношении. Это мнение оказалось очень живучим. В начале XX в. В. И. Ленин решительно возражал против таких взглядов. Он говорил: «Я заявляю: недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? О

    Камнем преткновения для многих читателей романа «Что делать?» являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме. Но один из образов,...

    Нам близок и дорог великий русский мыслитель и борец за свободу народа - Николай Гаврилович Чернышевский. Своей пламенной, разносторонней теоретической и политической борьбой с силами реакции Чернышевский показал пример бесстрашия, стойкости, патриотизма...

    Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье священника, однако еще в юности он освободился от религиозных представлений, став передовым мыслителем своего времени. Чернышевский был социалистом-утопистом. Он выработал стройную систему социального освобождения...

    Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка сюжета, более свойственная французским авантюрным романам, - загадочное самоубийство, описанное в первой главе «Что делать?», - была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего...

Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни, убеждал, что светлое социалистическое будущее быть может и несомненно. Он отвечал на самый основной и активный вопрос эпохи: что совершать людям, ненавидящим старое, не желающим существовать по-старому, стремящимся приблизить прекрасное историческое завтра своей родины и всего человечества?

Многое в "Что делать?" поражало своей неожиданностью. Необыкновенен был его сюжет. Под пером Чернышевского будничная, казалось бы, история освобождения из домашнего плена дочери мелкого петербургского чиновника вылилась в бурную, напряженную историю борьбы русской женщины за свободу своей личности, за гражданское равноправие. Вера Павловна поистине не слыханным и не виданным ранее путем достигает материальной независимости. Она руководит артельной швейной мастерской и тут, в сложном ведении дел, вырабатывает характер деятельный, целеустремленный, инициативный. Эта сюжетная линия переплетается с прочий, показывающей осуществление новой женщиной ещё более значительных жизненных целей - достижения духовной, нравственной и социальной независимости. В отношениях с Лопуховым и Кирсановым героиня обретает любовь и счастье в их подлинно человеческом высоком смысле. Наконец, в повествовании появляется третья сюжетная линия - рах-метовская, которая, кажется, лишь внешним образом перекрещивается с двумя первыми. На самом же деле она не побочный момент, не "вставка" и не ответвление от главного сюжета, а самый настоящий его остов. "Особенный человек" и появляется в напряженнейший момент повествования, когда Вера Павловна трагически переживает мнимое самоубийство Ло-пухова, казнит себя за любовь к Кирсанову и намеревается круто переменить жизнь, расставшись с мастерской, в сущности, отступить, изменить идеалам. Умным, участливым советом Рахметов помогает Вере Павловне найти верную дорогу. Да и развязка романа связана с жизненной судьбой Рахметова.
Необыкновенна и композиция "Что делать?". До романа Чернышевского в русской литературе не было произведений столь сложно построенных. Роман начинается "вырванной" из середины сценкой - кульминацией: самоубийством на мосту, таинственным исчезновением одного из основных действующих лиц произведения. Центральному же герою романа наперекор литературной традиции отведено в повествовании скромное место, всего-навсего одна глава. А сверх того, повествование то и дело прерывается посторонними эпизодами, теоретическими беседами, снами. А.В. Луначарский, написавший в советское пора лучшую работу о беллетристике Чернышевского, заметил: автор "Что делать?" употребил сильно продуманные композиционные приемы. Внутреннее построение романа "идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны". Действительно, Розальских и Сторешниковых сменяют Лопухов, Кирсанов, Рахметов, появляются наиболее значительные символические образы в снах Веры Павловны. А завершается повествование хорошо зашифрованным эпизодом, занявшим в романе одну неполную страницу, без колебания названную автором главой, - "Перемена декораций". И не случайно тут предсказывалась победа революции, ради чего и писался роман.

Наконец, необычна и сама жанровая форма "Что делать?". Это был тогда ещё почти неизвестный русской литературе публицистический, общественно-философский роман. Особенность его в том, что "воспроизведение жизни" в контрастных картинах "грязного" дворянско-буржуазного мира и мира новых людей сопровождается в романе открытым авторским объяснением того и другого. Это объяснение отнюдь не скучно-назидательно. Оно осуществляется тонко и разнообразно, особой нитью вплетаясь в повествовательную ткань романа. Объяснение - это и яркая публицистическая страница, показывающая путем подробных хозяйственных под счетов выгодность коллективного труда; это и сложный психологический анализ душевных переживаний и поступков героев, убеждающий в превосходстве новой морали над старой, домостроевской; это и беспрерывно ведущиеся язвительные споры автора с "рабами" рутины, особенно с "проницательным читателем" (собирательный тип реакционного обывателя), глупым, невежественным, самодовольным, назойливо берущимся рассуждать и об искусстве, и о науке, и о морали, и о других вещах, в которых "ни бельмеса не смыслит"; это и философское обобщение событий и процессов вековой истории человечества, поражающее широтой познаний и глубиной теоретической мысли.

В романе публицистически явственно выносится, говоря словами эстетики Чернышевского, и "приговор о явлениях жизни". Но отнюдь не в виде "прокурорских" речей, каких-то карающих излияний. Этот приговор произносится картиной новых семейственно-бытовых отношений. Судит настоящее авторский социалистический идеал, в "отблесках сияния" которого ещё уродливее выступает неразумность жизни, нравов и понятий собственнического общества, и ещё притягательнее Рахметовы, посвящающие себя революционной борьбе.

В романе избранной Чернышевским жанровой формы, безусловно, заметную сюжетно-композиционную роль играл образ повествователя, авторского "я". От главы к главе мы все ближе и ближе узнаем автора, его могучий ум, благородство и щедрость его души, его сердечное, непредвзятое понимание самых сложных побуждений человеческой личности, его иронию, его веру в лучшее будущее. Чернышевский замыслил роман "Что делать?" как "учебник жизни" и блестящим образом реализовал тот самый проект.

Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка произведения, более свойственная французским авантюрным романам, - загадочное самоубийство, описанное в 1-й главе романа “Что делать?”, - была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего рода интригующим приемом, призванным запутать следственную комиссию и цар скую цензуру. Той же цели служили и мелодраматический тон повествования о семейной драме во 2-й главе, и неожиданное название 3-й - “Предисловие”, - которая начинается словами: “Содержание повести - любовь, главное лицо - женщина, - это хорошо, хотя бы сама повесть и была плоха...” Более того, в этой главе автор, полушутливым-полуиздевательским тоном обращаясь к публике, признается в том, что он вполне обдуманно “начал повесть эффектными сценами, вырванными из редины или конца ее, прикрыл их туманом”. После этого автор, вдоволь посмеявшись над своими читателями, говорит: “У меня нет ни тени художественного таланта.

Я даже и языком-то владею плохо. Но это все-таки ничего Истина - хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей”. Читатель озадачен: с одной стороны, автор явно презирает его, причисляя к большинству, с которым он “нагл”, с другой - ак будто готов раскрыть перед ним все карты и к тому же интригует его тем, что в его повествовании присутствует еще и скрытый смысл! Читателю остается одно - читать, а в процессе чтения набираться терпения, и чем глубже он погружается в произведение, тем большим испытаниям подвергается его терпение...В том, что автор и в самом деле плохо владеет языком, читатель убеждается буквально с первых страниц. Так, например, Чернышевский питает слабость к нанизыванию глагольных цепочек: “Мать перестала осмеливаться входить в ее комнату”; обожает повторы: “Это другим странно, а ты не знаешь, что это странно, а я знаю, что это не странно”; речь автора небрежна и вульгарна, и порой возникает ощущение, что это - плохой перевод с чужого языка: “Господин вломался в амбицию”; “Долго они щупали бока одному из себя”; “Он с изысканною переносливостью отвечал”; “Люди распадаются на два главные отдела”; “Конец этого начала происходил, когда они проходили мимо старика”. Авторские отступления темны, корявы и многословны: “Они даже и не подумали того, что думают это; а вот это-то и есть самое лучшее, что они и не замечали, что думают это”; “Вера Павловна стала думать, не возсе, а несколько, нет, не несколько, а почти вовсе думать, что важного ничего нет, что она приняла за сильную страсть просто мечту, которая рассеется в несколько дней или она думала, что нет, не думает этого, что чувствует, что это не так? Да, это не так, нет, так, так, все тверже она думала, что думает это”. Временами тон повествования словно пародирует интонации русской бытовой сказки: “После чаю... пришла она в свою комнатку и прилегла.

Вот она и читает в своей кроватке, только книга опускается от глаз, и думается Вере Павловне: что это, последнее время, стало мне несколько скучно иногда?” Увы, подобные примеры можно приводить до бесконечности...Ничуть не меньше раздражает смешение стилей: на протяжении одного смыслового эпизода одни и те же лица то и дело сбиваются с патетически-возвышенного стиля на бытовой, фривольный либо вульгарный.Почему же российская общественность приняла этот роман?

Критик Скабичевский вспоминал: “Мы читали роман чуть ли не коленопреклоненно, с таким благочестием, какое не допускает ни малейшей улыбки на устах, с каким читают богослужебные книги”. Даже Герцен, признаваясь, что роман “гнусно написан”, тотчас оговаривался: “С другой стороны, много хорошего”. С какой же “другой стороны”? Очевидно, со стороны Истины, служение которой должно снять с автора все обвинения в бездарности! А передовые умы той эпохи Истину отождествляли с Пользой, Пользу - со Счастьем, Счастье - со служением все той же Истине.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Считается, что произведение Чернышевского “Что делать?” принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной...

  2. Загрузка... Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но...

  3. Загрузка... “Рахметовы - это другая порода, - говорит Вера Павловна, - они сливаются с общим делом так, что оно для них отныне необходимость, наполняющая их...

  4. Загрузка... Могущество мысли (по терминологии Белинского), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и...

  5. Загрузка... Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных...



Вверх