Биография леонтьевой валентины михайловны. Что ломает судьбы детей народных кумиров Валентина леонтьева отношения с сыном

Жизнь часто оказывается жестока к детям знаменитых родителей, словно судьба мстит последним за что-то – или наказывает за старые ошибки

Мария Королева, единственная дочь Людмилы Гурченко, скончавшаяся в 58 лет во дворе собственного дома , почти два десятилетия не общалась со своей матерью. Их отношения были натянутыми и до разрыва, да и воспитывала Марию не знаменитая мама, а бабушка с дедушкой. Как однажды в сердцах заявила Королева, она никогда не простит Гурченко то, что та променяла семью на «ужимки и прыжки». Подобные трагедии матерей или отцов и их детей разворачивались во многих звездных семьях.

Владимир Тихонов, сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова

Нонна Мордюкова в фильме «Вокзал для двоих»

Сын знаменитых советских актеров Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова с ранних лет знал, каково это – расти ребенком всенародных кумиров, и что это такое, когда родители все время на работе – сутками, а то и неделями. Развод родителей он переживал гораздо тяжелее, чем «непубличные» дети.

Рассказывали, что Владимир хотел стать юристом, но, чтобы не расстраивать маму, пошел в актеры. Однако после яркого старта (Тихонов-младший успешно снимался в кино, работал в Театре Советской армии, Театре-студии киноактера, ездил с творческими вечерами) его карьера затормозилась. К тому же чем старше он становился – тем сильнее понимал, что зрители неизбежно сравнивают его со знаменитым отцом. А звездного фильма – такого, каким стал для Вячеслава Тихонова «Семнадцать мгновений весны», - в его творческой судьбе так и не случилось.


Владимир все чаще снимал стресс алкоголем, потом к спиртному добавились наркотики, его здоровье быстро ухудшалось. Семейная жизнь тоже дала трещину. Последние годы своей жизни Владимир Тихонов жил вместе с матерью – и их отношения были очень сложными. Он умер в 1990 году, в 40 лет, от сердечного приступа (предположительно, тот мог быть вызван алкоголем и наркотическими веществами). Нонна Мордюкова винила себя в смерти сына до последнего дня своей жизни – и завещала похоронить себя рядом с ним.

Дмитрий Егоров, сын Натальи Кустинской


Сын «советской Бриджит Бардо», звезды фильмов «Три плюс два» и «Иван Васильевич меняет профессию» Натальи Кустинской и дипломата Олега Волкова, впоследствии усыновленный третьим мужем актрисы, космонавтом Борисом Егоровым, сам рано понял, что такое слава.

Свою единственную, зато звездную роль он сыграл еще школьником – в красавчика Димку Сомова из «Чучела», хоть он и был, в общем-то, отрицательным персонажем, после выхода фильма влюбились многие девчонки. Однако с кино свою жизнь Дмитрий Егоров не связал, да и мать этого не хотела. Закончил экономический факультет МГУ, женился, но счастливая семейная жизнь оказалась недолгой. Сын Дмитрия Егорова умер, не прожив и года, жена начала пить.

Вторым ударом – через год после смерти малыша – стала смерть Бориса Егорова. Свое горе Дмитрий начал глушить алкоголем, а потом и наркотиками. Новая избранница (с женой к тому времени он развелся) также, по рассказам, оказалась наркоманкой. Сын Кустинской скончался в 2002 году в 32 года при странных обстоятельствах. За несколько часов до смерти Дмитрий поссорился с матерью и ушел из дома со своей подругой к кому-то в гости. Официальной версией его смерти была острая сердечная недостаточность, но также у него была рана на виске. Впоследствии выяснилось, что его регулярно избивала сожительница.


Борис Ливанов, сын Василия Ливанова


Старший сын знаменитого «Шерлока Холмса» Василия Ливанова и его супруги Елены, известного художника-мультипликатора, Борис, в юности подавал большие надежды. Талантливо рисовал, учился в «Щуке» и ГИТИСе, многие были уверены, что, как и отец, он станет ярким актером. Но судьба распорядилась иначе. В 2009 году Бориса Ливанова арестовали по подозрению в убийстве на почве алкогольного опьянения, а позже приговорили к девяти годам лишения свободы.

Вскоре после того, как стала известна эта история, всплыли и другие подробности – как оказалось, мужчина давно уже выпивал. Родители пытались образумить его, прощали ему все выходки – и старались скрывать от окружающих семейные проблемы. Однако еще за несколько месяцев до трагедии Василий Ливанов признался в одном из интервью, что Борис не раз вел себя агрессивно, буквально кидался то на отца, то на мать, причем неоднократно. В окружении семьи говорили, что проблемы с сыном у Ливановых начались давно – он почему-то был зол на родителей, считал, что мог бы добиться большего в этой жизни, и винил в своих бедах мать с отцом.

В 2014 году Бориса Ливанова освободили досрочно. Не так давно стало известно, что он помирился с семьей и, как рассказывают, «завязал» со спиртным.

Фото: Страница Бориса Ливанова в Facebook

Филипп Смоктуновский, сын Иннокентия Смоктуновского


Филипп Смоктуновский, как и его знаменитый отец, мечтал стать актером. Закончил театральное училище, начал сниматься в кино, и вроде бы достаточно успешно – но алкоголь и наркотики, с которыми, по словам окружения, он связался, разрушили его карьеру и сломали семейную жизнь. Говорили, что пагубные пристрастия одержали вверх, когда Филипп понял: его актерская карьера складывается недостаточно удачно.

Филипп Смоктуновский с отцом. 1969 год. Архив "Экспресс-Газеты"

По словам знакомых, из-за непутевого сына у Иннокентия Михайловича случился один из инфарктов. Он пытался лечить Филиппа, устраивал его в различные клиники – но успеха это не приносило. После кончины отца Смоктуновский-младший вместе с сестрой Марией, которая так и не вышла замуж, жил с матерью, нигде не работал. После смерти матери Суламифи Михайловны в 2016 году о Смокнутовском-младшем ничего не известно.

Анатолий Серов, сын Валентины Серовой

Валентина Серова. Wikimedia

Звезда советского кино Валентина Серова много лет страдала из-за сложных отношений с сыном Анатолием, которого она назвала так в честь своего мужа, легендарного летчика Анатолия Серова – тот погиб еще до рождения ребенка. Когда овдовевшая Серова вышла замуж за Константина Симонова, отношения поэта с пасынком не сложились. В итоге Толю отправили в интернат. Дальше его жизнь пошла под откос – а через некоторое время по наклонной покатилась и жизнь актрисы.

Алкоголь стал общей проблемой и для Серовой, потерявшей семью и превратившейся в забытую звезду ушедшей эпохи, и для ее сына. Тот связался с дурной компанией, появляясь дома, не раз поднимал руку на мать. Как-то Валентина позвонила актрисе Римме Марковой и попросила спасти ее – сын разбушевался, рубит топором двери в квартире.

Валентина Серова пережила сына всего на год – тот умер в июне 1975 года, в 35 лет. На его похороны актриса не явилась. Говорили, что незадолго до смерти Анатолий попытался наладить отношения, пришел к матери с букетом цветов – но его выставил собутыльник Валентины Серовой.

Дмитрий Виноградов, сын Валентины Леонтьевой

Из всех достижений и наград Валентина Леонтьева главным считала звание «тетя Валя» – так обращались к женщине миллионы юных телезрителей страны Советов. На детских передачах, которые вела Валентина Михайловна, выросло несколько поколений советских граждан. Ребятишки писали тете Вале письма и просили не уходить в отпуск, что она и делала. В будущем к армии маленьких поклонников присоединись и взрослые – зрители с придыханием смотрели программу «От всей души», радовались и плакали вместе с ее героями.

Детство и юность

Настоящие имя и фамилия телеведущей Алевтина Торсон. Девочка родилась в семье коренных петербуржцев. Родители имели одинаковую профессию – служили бухгалтерами: отец, швед по национальности, работал главбухом на Октябрьской железной дороге, а мать вела финансовые дела больницы. Супружескую чету разделала 20-летняя разница в возрасте.

Алевтина с сестрой Людмилой были очень привязаны к папе. Поэтому, даже выйдя замуж, не стали менять фамилию. Отец виртуозно играл на скрипке, часто устраивал дома веселые музыкальные праздники и маскарады. Тогда и родилась любовь девочки к актерскому мастерству и театру. Валя с детства ходила в театральный кружок, организованный при ТЮЗе.

Будущей телеведущей почти исполнилось 18 лет, когда на страну обрушились с войной немцы. Во время блокады вся семья осталась в Ленинграде, Валя вошла в ряды санитарной дружины, помогала выживать умирающим и раненым.


Девушка перенесла первую страшную потерю – блокада унесла жизнь любимого отца. Чуть позже вместе с матерью и сестрой удалось эвакуироваться.

В 1944 году поступила в столичный химико-технологический институт, однако так и не начала учебу. Подрабатывала в поликлинике, раздумывая о том, чтобы связать жизнь с искусством. В итоге поступила и окончила оперно-драматическую студию при МХАТе.

Карьера

Новоиспеченная актриса попала в Тамбов, где в местном театре отыграла два года. А в 1954 году биографию молодой женщины озарило телевидение. Валентина выдержала жесткий конкурс на должность помощника режиссера. Вскоре ее уже знали в каждом уголке Советского Союза как очаровательного диктора Центрального телевидения.


Без Валентины Михайловны не обходились такие яркие передачи, как «Голубой огонек», в дуэте с вела программу «Из ложи театра», ее голос слышался с праздничных трансляций. Но в конце 60-х она покинула страну вместе с мужем-дипломатом. Впрочем, в Америке, куда направили супруга, надолго не задержалась. Спустя два года вернулась на родину, где начался новый, еще более грандиозный виток в карьере.

Валентина Михайловна превратилась в тетю Валю – любимицу советских детей. Женщина была ведущей популярных у детворы телепередач «Умелые руки», «Будильник», «В гостях у сказки» и, конечно же, «Спокойной ночи, малыши». Юные зрители заваливали Леонтьеву письмами. На конвертах обычно значилось короткое – «Телевизор. Тете Вале», но послания обязательно доходили до адресата.


Малыши писали о том, как прошел их день, рисовали красочные рисунки, просили предать Филе, Степашке и Хрюше приветы. Телевизионным животным тоже направлялись «тилиграмы», которые тетя Валя непременно «передавала» лично в руки.

На вопрос журналистов о том, как объяснить всеобщую ребячью любовь, Валентина Леонтьева признавалась: иногда сама начинала верить, что забавные зверушки – вполне себе живые. Она даже каждой кукле придумала день рождения. До конца жизни трепетно относилась к присланным письмам, которые бережно хранились в многочисленных коробках. Время от времени Валентина Михайловна перечитывала корреспонденцию.


Леонтьеву можно увидеть в некоторых кинолентах, где она мелькает в телевизорах как диктор. А еще женщина подарила голос маме Малыша в первом мультике о (1968).

Летом 1972 года в эфир вышла передача «От всей души», которую ждала невероятная популярность. Программа стала пиком творчества Валентины Леонтьевой, ей женщина посвятила 15 лет жизни. «От всей души» задумали в жанре художественной публицистики, документального спектакля, героями которого становились люди с уникальными, сложными судьбами.


В гостях у Валентины Михайловны бывали шахтеры и рабочие фабрик, сельские труженики и ветераны войны, учителя и врачи. Сюжет строился вокруг мотива разлуки: герои много лет назад теряли друг друга, а в эфире, наконец, встречались.

За работу в этой программе телеведущая получила Государственную премию СССР. В копилке наград Леонтьевой нашлось место еще одному необычному званию – она единственная женщина-диктор, ставшая Народной артисткой СССР.


Это звание разделила с Игорем Кирилловым. Следующая награда нашла Валентину Михайловну только в 2000 году: присудили «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».

В конце 80-х Леонтьева консультировала дикторов телевидения, а в годы перестройки столкнулась с нехваткой работы. Делала попытку возобновить передачу «От всей души», однако усилия оказались тщетными. Зато женщина была желанным гостем программ о знаменитостях. В 1993 году о творческом пути и личной жизни Валентина Михайловна рассказала в выпуске передачи «История любви».

Личная жизнь

Телеведущая в интервью отмечала:

«К сожалению, в моей жизни сказки было не так много. Такие счастливые мгновения были связаны только с телезрителями».

Валентина Леонтьева дважды побывала замужем. Впервые отправилась в загс, когда служила в Тамбовском театре. Избранником стал режиссер радио Юрий Ришар, который позднее и перевез жену в столицу.


Пара делила кров четыре года, а потом семья распалась. Муж желал видеть в супруге хозяйку дома, но Валентина Михайловна работала без выходных, объясняя:

«А как я могла иначе? Нас, дикторов, было мало».

Второй супруг, дипломат Юрий Виноградов, был сотрудником дипломатической миссии Советского Союза в Америке. История любви началась в московском ресторане, где пара познакомилась. В этом браке родился сын Дмитрий.


В конце 60-х годов семья уехала в Нью-Йорк. Этот переезд стал причиной появления газетной сплетни о том, что якобы Леонтьева - агент ЦРУ. Вернувшись из Америки, Валентина вновь отправилась на работу, хотя материальное положение позволяло вести жизнь домохозяйки. Но женщина не могла отказаться от любимого телевидения. В итоге супруг ушел, найдя другую женщину.


Всю жизнь Валентина Михайловна курила, и курила много – по паре пачек «Мальборо» в день. Впрочем, голос ее оставался прежним, звонким и молодым. А еще диктор телевидения отлично водила машину, даже самостоятельно ездила за рулем на юг.

Трагедией последних лет жизни называют то, что любимицу советских детей не баловал вниманием выросший сын Дмитрий Виноградов. Мужчина, ставший художником, якобы бил мать, не разрешал выходить в свет, а затем заставил разменять жилье в центре столицы и поселил ее в деревню под Ульяновском. Пресса отмечала, что наследник не общается с мамой, не отметился и на ее похоронах.

Программа «Пусть говорят» о Валентине Леонтьевой

1 августа 2018 года Дмитрий Виноградов пришел в эфир программы «Пусть говорят», чтобы рассказать подробности отношений со звездной мамой. Мужчина пояснил, что в ульяновском селе Новоселки Валентина Михайловна оказалась после больницы. За три года до смерти женщина сломала шейку бедра, лечилась в «Кремлевке». Затем должный уход пообещала сестра телеведущей, живущая в этой деревне. С матерью сын действительно виделся редко из-за натянутых отношений с родственниками.

Смерть

На закате жизни Валентина Леонтьева почти потеряла зрение, телевизор не могла смотреть даже в очках, пыталась читать с лупой. Легенда телевидения скончалась в конце мая 2007 года. Причиной смерти, по информации некоторых СМИ, стали осложнения после пневмонии.


Похороны прошли скромно, без ажиотажа. Проститься с диктором из Москвы приехали бывший администратор Леонтьевой Андрей Удалов и двое ее учеников. По просьбе Валентины Михайловны тело не стали перевозить в Москву, могила находится на поселковом кладбище села Новоселки.

Передачи

  • «Голубой огонек»
  • «Из ложи театра»
  • «Спокойной ночи, малыши»
  • «Будильник»
  • «В гостях у сказки»
  • «Умелые руки»
  • «От всей души»
  • «Телескоп»

Личное дело

Валентина Леонтьева (настоящее имя — Алевтина Михайловна Торсонс, 1923—2007) родилась в Петрограде. Ее отец - Михаил Григорьевич Торсонс - имел шведские корни, работал главным бухгалтером на Октябрьской железной дороге. Мать Екатерина Михайловна трудилась бухгалтером в больнице. Семья была творческой, детей часто водили в музеи и театры, устраивали домашние концерты для Алевтины и ее старшей сестры Людмилы.

Телеведущая рассказывала: «Папа был старше мамы на 20 лет, я безумно его любила. Спустя годы и я, и сестра, выходя замуж, в память о нем сохранили девичью фамилию. Помню чудные музыкальные вечера с конкурсами, балами и маскарадами в нашем доме, когда папа играл на скрипке».

Во время блокады Ленинграда Леонтьева с сестрой служили в отряде ПВО. Однажды во время разбора мебели на дрова их 60-летний отец повредил руку и вскоре умер от голода и заражения крови.

В 1942 году, когда открыли Дорогу жизни, семья уехала из Ленинграда в село Новосёлки Ульяновской области. «Я, мама и сестра Люся спаслись. Люсин сыночек, которого она родила в начале войны, умер в дороге, сестре даже не дали его похоронить. Она закопала тело малыша в ближайшем сугробе», — вспоминала Леонтьева. В Новоселках она с отличием окончила десятилетку.

В 1945 году Алевтина вместе с матерью переехала в Москву, сестра же осталась в селе, где жила до конца жизни, работая экономистом в совхозе. В столице Леонтьева хотела поступить на актерский факультет, но опоздала с подачей документов. Подала документы в химико-технологический институт, но вскоре ушла из него, стала работать уборщицей в поликлинике. Позднее поступила в Щепкинское училище и одновременно в оперно-драматическую студию при МХАТе, которую окончила в 1948 году (курс актера ученика Станиславского Василия Топоркова).

Сестра телеведущей рассказывала: «После окончания студии она по распределению оказалась в Тамбовском областном театре. Много играла, амплуа у нее было "героиня". А потом туда приехал молодой режиссер [Юрий Ришар], он ставил там свой дипломный спектакль. Они понравились друг другу, поженились, и [в 1954 году] он увез Валю в Москву. С московскими театрами у нее как-то не сложилось, а тут объявили конкурс на телевидение. Она решила попробовать: вдруг получится, — в результате нашла себе дело на всю жизнь».

Первый брак телеведущей распался через три года. После этого она вышла замуж за дипломата, личного переводчика Хрущева Юрия Виноградова. В браке родился сын Дмитрий Виноградов, с которым у Леонтьевой сложились непростые отношения.

В 1965-1967 годах вместе с семьей жила в Нью-Йорке, где ее муж был на дипломатической работе.

Вернувшись из США, вновь пошла работать на телевидение, где вела программу «От всей души», праздничные концерты «Голубой огонек», а также популярные детские передачи «Спокойной ночи, малыши», «Будильник», «Умелые руки», «В гостях у сказки». В детских программах она представлялась как тетя Валя.

В начале 1970-х годов распался второй брак телеведущей, больше замуж она не выходила. Вспоминала: «Мой Виноградов заболел по мужской части, я устроила его в лучшую клинику на Финском заливе. И он очень скоро вылечился, влюбившись в молодую медсестру… Были и у меня романчики на стороне от него. Муж очень много пил, а мне же хотелось иногда быть женщиной. Так что имелись все основания для измен».

В другом интервью она отмечала: «Очень быстро наш брак стал формальностью. Юра не подавал на развод из-за того, что это поставило бы крест на его карьере. Супруг постоянно обижался на меня и говорил, что ему в жены достался телеящик».

В 1989 году все передачи Леонтьевой закрыли, саму ее перевели на должность диктора-консультанта. В том же году вышла автобиография телеведущей «Объяснение в любви».

С 1996 по 1998 год вместе с Дмитрием Крыловым и Игорем Кирилловым вела передачу о телевидении «Телескоп».

В 2004 году получила перелом шейки бедра и сотрясение мозга — по официальной версии, упала у себя дома. Также ходили слухи, что ее избил сын. Выйдя из больницы, переехала в поселок Новоселки, где о ней заботилась старшая сестра и дети сестры.

Сестра Людмила рассказывала: «Врачи сделали все, что могли, и предупредили нас, что у нее будут серьезные проблемы с головой. Валю хотели отдать в дом престарелых, но я не позволила. Валя сама сказала: "Только к Люсе!". Мы ей обеспечили прекрасные условия, таких у нее нигде бы не было: и ухаживали, и готовили все, что она просила. Валя обожала макароны. <...> Когда мы ее забирали, врачи предупредили, что больше года она не протянет, а она все-таки три года прожила».

Валентина Леонтьева скончалась 20 мая 2007 года в возрасте 83 лет. Была похоронена на кладбище Новоселок, как сама завещала. Сын Леонтьевой последние годы не виделся с матерью, на похороны он также не приехал.

Старшая сестра Леонтьевой скончалась в сентябре 2013 года в возрасте 93 лет.

Чем знаменита

Легендарная советская телеведущая, «тетя Валя» для миллионов людей, выросших на ее передачах «Спокойной ночи, малыши!», «В гостях у сказки», «Будильник». Самой заметной в творческом плане стала ее программа «От всей души», которую Леонтьева вела на протяжении 15 лет. Передача стала прообразом современного телепроекта «Жди меня» и была посвящена поиску людей, потерявших на много лет связь друг с другом. Съемки программы велись по всей стране — ведущая объездила с ней 54 города СССР. В выпусках «От всей души» Леонтьева стала первооткрывательницей жанра ток-шоу на советском телевидении.

О чем надо знать

Леонтьева любила свою работу и ставила ее выше всего остального. Ее подруга Людмила Туева рассказывала: «Валя хотела ребенка, но ей все было некогда — телевидение засасывало. В 39 лет не каждый решится родить. А через три дня после родов она вышла в эфир. Воспитание маленького Мити легло на плечи мамы — Екатерины Леонтьевой».

В 1982 году мать телеведущей умерла. Валентина Леонтьева вспоминала те дни: «Я пришла к ней, умирающей, в больницу. "Мне холодно, обними меня", — попросила мама. И так, на моих руках она скончалась. А мне на следующий день нужно было лететь на съемки программы "От всей души" в Комсомольск-на-Амуре. И в пути у меня — сердечный приступ. А после передачи — обморок. Так я маму и не схоронила».

Сын телеведущей обижался из-за того, что она не уделяла ему внимания в детстве. Леонтьева объясняла: «Я воспитывала детей всего Советского Союза, а на своего малыша времени не хватало. Митя терпеть не мог телевизор. Однажды со слезами на глазах совсем по-взрослому бросил мне: "Ты не моя мама, ты всехняя". Наверное, он вправе на меня обижаться… Жизнь у Мити не сложилась, в свои 40 лет [на начало 2000-х] он ни разу не был женат, высшего образования не получил, всегда перебивался случайными заработками. По правде говоря, он просто привык сидеть у меня на шее».

Прямая речь:

О жизни после войны: «Мы с мамой переехали в 1945 году, сразу после Победы, в Москву из Ленинграда. Город был — сплошные катакомбы: везде заслоны от танков, разрушенные дома, траншеи, которые рыли пленные немцы. Как-то раз я шла возле такой траншеи. Вдруг буквально из-под земли потянулись грязные худые руки. Немец смотрел на меня умоляющими глазами: "Хлеба, дайте хлеба!" Я взглянула на его руки и обомлела: такие тонкие, длинные, красивые пальцы бывают только у пианистов и скрипачей. Упросила охранника, чтобы он разрешил мне покормить этого немца. Его привели к нам домой, я налила ему супу. Он сначала ел очень медленно, на меня даже глаза не поднимал — боялся. Потом немножко осмелел, спросил, где мои родители. Я рассказала, что папа умер в ленинградскую блокаду от голодного психоза, и мама осталась с нами одна (нас она спасла, заставляя курить, чтобы меньше хотелось есть). У немца на глазах появились слезы, он не доел обед, встал и ушел. А через два года в нашу дверь позвонили. На пороге стоял тот самый немец. Правда, теперь он был совсем не чумазый и тощий, а умытый, причесанный, одетый в парадный костюм, вполне симпатичный молодой человек. Рядом с ним стояла пожилая женщина. Он улыбнулся мне и сказал: "Я не мог вас забыть, поэтому приехал со своей мамой, чтобы сделать вам предложение". Я ему отказала, потому что выйти замуж за врага не могла. Тогда его мать заплакала и на прощание сказала мне: "Деточка, вы даже сами не представляете, что вы для меня значите. Вы спасли моего сына от голодной смерти. Я буду всю жизнь вас благодарить"».

О неудачных романах: «Когда ты влюбляешься, то берешь тазик, делаешь себе харакири, вываливаешь туда внутренности и подставляешь все это под нос ухажеру. А его и воротит. В женщине должна оставаться какая-то тайна. А я с первого дня боялась потерять мужчину. Я дарила им подарки, а они мне — только цветы, и то изредка. Я доставала им телефоны, помогала "выбить" квартиры. Так спешила порой на свидание, что у собственного подъезда ждала по полчаса, чтобы первой не приходить».

О забвении на ТВ (телепродюсер Виталий Заикин): «Директор, пришедший в перестроечные годы на телевидение, в один день снял все ее передачи: "Спокойной ночи, малыши!", "В гостях у сказки" и "От всей души". Валентину Михайловну он пригласил в кабинет и предложил ей уйти на пенсию. На что тут же получил ответ: "Я сейчас повешу на грудь табличку с надписью "В моей смерти винить начальника" и лягу под трамвай на ВДНХ!" Тогда ее перевели "за кадр" на должность помощника режиссера. А когда мы с ней познакомились — и вовсе назначили консультантом в отдел сурдоперевода. "Для того я всю жизнь молола языком, чтобы на старости лет объясняться жестами", — иронизировала тетя Валя».

Леонтьева о старости и ТВ (по случаю 80-летия в 2003 году): «Я люблю телевидение, люблю коллег, с которыми прожила бок о бок десятки лет, люблю своих зрителей, которые до сих пор пишут мне письма, и здороваются со мной на улице. Я люблю свою жизнь и совсем не чувствую возраста, хотя некоторые постоянно намекают мне на него. Пишут, что я ничего не вижу, не выхожу из дома, что умирать собираюсь. Это все вранье! Когда мне прислали приглашение на очередную церемонию ТЭФИ, сначала идти не хотела, но, когда прочитала про свою мнимую болезнь, собралась и поехала, чтобы народ увидел: Леонтьева жива и здорова. Вышла из машины и сказала собравшимся зрителям: "Посмотрите, мои дорогие, на меня, пожалуйста, и скажите, похожа я на умирающую?" Все захохотали».

6 фактов о Валентине Леонтьевой

  • В детстве играла в драмкружке. В шестом классе заняла первое место на конкурсе чтецов среди школ Ленинграда.
  • В блокаду Леонтьеву и ее сестру мать приучила к курению, чтобы перебить чувство голода. Так у телеведущей появилась привычка выкуривать по две пачки в день.
  • Первый муж Леонтьевой режиссер Ришар увлекался эротической фотографией. На память о нем у ведущей осталось несколько откровенных снимков, для которых она позировала.
  • В 1982 году получила звание народной артистки СССР. За всю историю народными артистами Союза стали лишь два диктора — Валентина Леонтьева и Игорь Кириллов.
  • В 1975 году за передачи «От всей души» была удостоена Государственной премии СССР.
  • В 2000 году получила премию ТЭФИ «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».

Материалы о Валентине Леонтьевой:

Леонтьева Валентина Михайловна

Народная артистка РСФСР (1974)
Народная артистка СССР (1982)
Лауреат Государственной премии СССР (1975)
Лауреат премии «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие отечественного телевидения» (2000)
Кавалер ордена «Знак Почёта» (1973)
Кавалер ордена Дружбы (1998)
Награждена медалью «За оборону Ленинграда»

В школе Валя всегда участвовала в художественной самодеятельности, играла в драмкружке, в шестом классе заняла первое место в конкурсе чтецов, который проводился среди ленинградских школ. Во время войны Валентина Леонтьева пережила блокаду Ленинграда. О своих родителях, которые были коренными ленинградцами, Валентина Михайловна рассказывала: «Папа был старше мамы на 20 лет, я безумно его любила. Спустя годы и я, и сестра, выходя замуж, в память о нем сохранили девичью фамилию. Помню чудные музыкальные вечера с конкурсами, балами и маскарадами в нашем доме, когда папа играл на скрипке…»

После того, как началась война, Валентина Леонтьева с сестрой во время блокады записались в отряд ПВО. Но вскоре в городе стало не хватать продовольствия, и их 60-летний отец стал донором, чтобы получить дополнительный паек для спасения дочерей от голода. Однажды во время разбора мебели на дрова Михаил Леонтьев повредил руку и у него началось заражение крови. Дочери отвезли его в больницу, и там он умер. О том времени Валентина Леонтьева рассказывала: «В 1942-м открыли «Дорогу жизни», и мы решили уехать. Я, мама и сестра Люся спаслись. Люсин сыночек, которого она родила в начале войны, умер в дороге, сестре даже не дали его похоронить. Она закопала тело малыша в ближайшем сугробе…»

Валентина с мамой и сестрой Людмилой были вывезены из блокадного Ленинграда в село Новосёлки в Ульяновской области, откуда Валентина после окончания школы с отличием вместе с мамой приехала в Москву. Валентина Леонтьева рассказывала: «Мы с мамой переехали в 1945 году, сразу после Победы, в Москву из Ленинграда. Город был - сплошные катакомбы: везде заслоны от танков, разрушенные дома, траншеи, которые рыли пленные немцы. Как-то раз я шла возле такой траншеи. Вдруг буквально из-под земли потянулись грязные худые руки. Немец смотрел на меня умоляющими глазами: «Хлеба, дайте хлеба!» Я взглянула на его руки и обомлела: такие тонкие, длинные, красивые пальцы бывают только у пианистов и скрипачей. Упросила охранника, чтобы он разрешил мне покормить этого немца. Его привели к нам домой, я налила ему супу. Он сначала ел очень медленно, на меня даже глаза не поднимал - боялся. Потом немножко осмелел, спросил, где мои родители. Я рассказала, что папа умер в ленинградскую блокаду от голодного психоза и мама осталась с нами одна (нас она спасла, заставляя курить, чтобы меньше хотелось есть). У немца на глазах появились слезы, он не доел обед, встал и ушел. А через два года в нашу дверь позвонили. На пороге стоял тот самый немец. Правда, теперь он был совсем не чумазый и тощий, а умытый, причесанный, одетый в парадный костюм, вполне симпатичный молодой человек. Рядом с ним стояла пожилая женщина. Он улыбнулся мне и сказал: «Я не мог вас забыть, поэтому приехал со своей мамой, чтобы сделать вам предложение». Я ему отказала, потому что выйти замуж за врага не могла. Тогда его мать заплакала и на прощание сказала мне: «Деточка, вы даже сами не представляете, что вы для меня значите. Вы спасли моего сына от голодной смерти. Я буду всю жизнь вас благодарить».

В Москве Леонтьева поступила в химико-технологический институт имени Менделеева, но вскоре перестала там учиться и начала работать в поликлинике. А позже поступила в Щепкинское училище, и одновременно - в оперно-драматическую студию имени Станиславского при МХАТе. В 1948 году начинающая актриса Валентина Леонтьева заинтересовала главного режиссера Тамбовского театра Владимира Галицкого своей непосредственностью и душевной открытостью. Леонтьева при встрече сказала Галицкому: «Я выпускница школы-студии МХАТ, ученица Василия Осиповича Топоркова. Окончила в этом году и хочу ехать на периферию». Василий Топорков был учеником великого Станиславского, и это стоило многого. Владимир Александрович предложил начинающей актрисе приехать в Мичуринск, где тогда гастролировал тамбовский театр. Валентина Леонтьева воспользовалась приглашением режиссера и вошла в труппу тамбовского театра, где прослужила несколько лет.

В 1954 году Леонтьева вернулась из Тамбова в Москву, и успешно пройдя конкурсные испытания, была принята на работу на телевидение. Виталий Заикин рассказывал: «На прослушивании Валентину Михайловну попросили прочитать либретто «Лебединого озера». «Зачем мне бумажка, я и сама говорить умею!» – ответила Леонтьева. Комиссия поразилась, как хорошо Леонтьева рассказывает, и её взяли диктором. Но так как все должности дикторов были заняты, Леонтьеву оформили на должность помощника режиссера.

Леонтьева с трудом преодолевала скованность в кадре и о своем первом прямом эфире вспоминала с содроганием. В тот день ее, как молодую стажерку вызвали в срочном порядке в студию и поручили прочитать сообщение. Леонтьева рассказывала: «Режиссер торжественно отсчитывал в микрофон: «До передачи осталось три минуты… две минуты», а я умирала от страха. В результате зрители увидели мое перекошенное от волнения лицо. С трудом, заикаясь, прочитала текст. Потом мне рассказали, что через час позвонил какой-то крупный телевизионный начальник: «Что это было?! - кричал он. - Чтобы эту в эфире я больше не видел!» Но за меня заступилась диктор Всесоюзного радио Ольга Высоцкая».

Неприятности молодой ведущей на этом не закончились. Так, например, во время ведения одного из «Огоньков» каблук туфель Леонтьевой крепко застрял во время прямого эфира в полу, поставив Леонтьеву в очень трудное положение. Но случались с Леонтьевой и другие, более опасные ситуации. Во время одной из программ о животных Леонтьеву покусал медвежонок. Режиссер Калерия Кислова, много лет проработавшая с Валентиной Михайловной на Шаболовке, рассказывала: «Однажды к нам в студию приехал цирковой коллектив, они привезли с собой много зверей. Там был очаровательный маленький медвежонок. А Валя очень любила детей и животных, и она от этого медвежонка просто не отходила. Я как раз была режиссером эфира и в середине программы заметила, что она обернула носовым платком запястье. Оказывается, этот медвежонок укусил ее за руку. Но она даже виду не подала и довела программу до конца - понимала, что в прямом эфире на нее смотрит весь Советский Союз. А когда программа кончилась, пришлось вызывать «скорую» - ей было очень плохо».

И все же новая профессия была освоена Леонтьевой достаточно быстро, а зрители вскоре стали отвечать вниманием и любовью новой ведущей различных программ, и очень скоро Леонтьева стала всеобщей любимицей Советского Союза. Она регулярно вела «Голубые огоньки» и репортажи с Красной Площади, циклы публицистических передач «От всей души», собиравшие возле телевизора все взрослое население страны, и с которыми она объехала более пятидесяти городов в России. Леонтьева заслужила доверие и уважение главы Гостелерадио Сергея Лапина. И благодаря этому она могла позволить себе многое, что для других было невозможно. Например, Леонтьева отказалась от ведения главной информационной программы - «Время». Собственно, в этом у нее не было особой необходимости. Передача «От всей души», рассказывавшая о людских судьбах, была не менее захватывающей, чем кино. Встречи людей после многолетней разлуки, неожиданно оказавшиеся перед телекамерой родственники и друзья, которых разбросала жизнь, собирали перед экраном миллионы телезрителей.

Калерия Кислова рассказывала: «Я видела, как Валя серьезно ко всему относилась, как заучивала имена, фамилии, даты и факты. Она же ни в коем случае не могла перепутать, что вот это - Иван Иванович, а это - Мария Петровна, он из Москвы, она - из Тамбова. А во время войны они встретились под Сталинградом, а потом никогда больше не виделись. В каждом выпуске программы было несколько сюжетов, и все их нужно было запомнить до мельчайших деталей. Ведущая не имела права что-то нахомутать, ведь люди доверяли программе особо дорогие моменты своей жизни. Леонтьева и сама переживала вместе со всеми. Недаром же программу в шутку называли «Плачьте с нами, плачьте, как мы, плачьте лучше нас».

Задушевная манера ведения передач Валентины Леонтьевой, действительно, не раз вызывала слезы радости, и за это зрители любили Валентину Михайловну больше, чем любого другого диктора или ведущего. Когда однажды Валентина Михайловна ехала в такси на Шаболовку и достала деньги, чтобы расплатиться, водитель, обернувшись, сказал: «Я со своих денег не беру. Когда у меня день рождения – вы моя гостья, когда я болею – вы меня навещаете. Мои дети хотят послушать сказку, и вы опять приходите...» И это было правдой - дети с нетерпением ждали появления на экране тети Вали в передачах «Умелые руки», «Будильник», «Спокойной ночи, малыши!» и особенно - «В гостях у сказки», которые она вела практически половину своей жизни.

Валентине Леонтьевой посвятил очень трогательное стихотворение Булат Окуджава.

Сердце свое,
как в заброшенном доме окно,
Запер наглухо,
вот уже нету близко...
И пошел за тобой,
потому что мне суждено,
Мне суждено по свету
тебя разыскивать.
Годы идут,
годы все же бредут,
Верю, верю:
если не в этот вечер,
Тысяча лет пройдет -
все равно найду,
Где-нибудь, на какой-нибудь
улице встречу...

Валентина Леонтьева рассказывала: «После переезда из Ленинграда наша семья поселилась на Арбате. Как-то, будучи в гостях у знакомых, живших в одном из соседних домов, я познакомилась с Булатом Окуджавой. Он тогда был незаметным пареньком, маленького роста и довольно застенчивым. Одно стихотворение он даже написал специально для меня, но ничего личного, интимного там не было. Мы с ним были очень хорошими друзьями, не больше. Потом судьба нас развела по разным городам. Я после окончания школы-студии МХАТ по распределению поехала в Тамбовский театр, где проработала два года, а Булат отправился искать счастье в Ленинграде. Встретились мы с ним только через пятьдесят лет». Это случилось в начале девяностых, когда в одной из передач редактор попросила Леонтьеву: «Валентина Михайловна, нам нужен на передачу Окуджава - позвоните ему, ведь вы вроде были когда-то знакомы?» «Как так - вдруг позвонить?! Ведь столько лет мы не виделись! Навязываться человеку, который давно уже забыл обо мне! Да у меня и телефона его нет!» - отнекивалась Леонтьева. Но позвонить решилась. Трубку снял Булат. «Булат... Простите, я не знаю, как вас называть: на вы, на ты..» - «Кто это?» - раздраженно спросил Окуджава. «Вы только не вешайте трубку, послушайте меня хотя бы полторы минуты, - и она прочитала посвященное ей Окуджавой никогда не издававшееся стихотворение. Через несколько дней у Леонтьевой был концерт в ЦДРИ, и в первом ряду она увидела Булата Окуджаву с женой. Она сошла со сцены и присела перед ним. Позже Леонтьева рассказывала: «Я даже не представляла, что он придет, - и вдруг!.. Мы просто смотрели друг на друга и почти плакали. На своей последней книжке он написал мне: «Мы встретились через 50 лет». Я страшно жалею теперь, что мы потеряли эти сорок лет, не видя друг друга, - сколько всего могло бы быть иначе!» Но Булат Окуджава умер через месяц после того, как они встретились с Леонтьевой.

А её продолжали любить миллионы зрителей, и она отвечала им взаимностью, так как сама любила работу на телевидении, как никто другой. Она была убеждена, что ей очень повезло в жизни: «Сорок с лишним лет назад я вытащила этот беспроигрышный лотерейный билетик, на котором было написано «телевидение». И отдав пятьдесят лет своей профессии, я совершенно убеждена в том, что на телевидении есть только одна чисто «человеческая» профессия, представители которой общаются напрямую только со зрителями, - дикторы».

Виталий Заикин рассказывал: «У Валентины Михайловны была уникальная память. Она могла не помнить, что делала минуту назад, но если мы ее спрашивали, как звали ту женщину, которая сына долго искала, она тут же, не задумываясь, могла вспомнить даже сложное имя вроде Камшат Кобдозимовна Дудынбаева».

Валентина Леонтьева рассказывала: «Я накануне передачи никогда не спала. Всего пятьдесят две ночи я провела в мучительных раздумьях. Боялась что-нибудь забыть, продумывала варианты на случай, если что-то пойдет не так. И каждый раз возникал самый неожиданный прокол! Например, я никогда не знала, как обнаружить героев передачи, которые должны были сидеть в зрительном зале. Мне давали бумажку с номерами кресел, но не могла же я ходить в прямом эфире и заглядывать за спинки! Тогда я останавливалась возле ряда, где была «подсадная утка», и рассказывала о судьбе этого человека, переводя взгляд с одного зрителя на другого. Практически всегда по глазам я могла определить своего героя!»

При всей своей огромной популярности Леонтьева совершенно не считала себя звездой, много работала, и в интервью признавалась: «Звездной болезнью никогда не болела, мне было неудобно пользоваться какими-то привилегиями. Помню, стою как-то в магазине в очереди за продуктами, а было это в пору тотального дефицита - тогда еще на ладошках номера ставили. Народ меня узнал и стал проталкивать к прилавку. По толпе прокатилось: «Леонтьева, Леонтьева». Выбегает директор магазина и чуть ли не насильно заводит меня на склад. Чего там только не было! Мне наложили две сумки, но взять я их отказалась. Как бы я в глаза голодным людям посмотрела, если бы они увидели, что выхожу с заднего крыльца с двумя авоськами?»

Зато Леонтьева очень любила помогать. Однажды старшая сестра Валентины Леонтьевой Людмила, работавшая главным экономистом в совхозе, передала Валентине просьбу директора совхоза как-нибудь посодействовать в получении только что появившихся и распределявшихся строго по фондам сеялок. Валентина Михайловна отправилась к министру сельского хозяйства СССР. Министр принял ее сразу: «Валентина Михайловна, дорогая, как этот фонарик-то доделать? Мои сорванцы что-то просмотрели и теперь покоя не дают» - спросил чиновник ведущую передачи «Умелые руки». Леонтьева объяснила. В результате министр и телеведущая расстались, очень довольные друг другом. Министр узнал, как научить внучат делать фонарики, а в совхоз отправились 20 дефицитных сеялок.

Калерия Кислова рассказывала: «Никаких особых материальных благ она не получала. Валя очень долго жила с мамой в коммунальной квартире. Напротив телевизионного центра на Шаболовке построили дом, и многим телевизионщикам дали в нем комнаты, в том числе и ей. Какое же это было событие! Правда, когда в 1962 году приехали зарубежные журналисты (кажется, из немецкого «Шпигеля»), вышла смешная история. Леонтьеву как звезду советского телевидения они хотели снять дома: как хозяйничает, где проводит свободное время. Валя тогда очень переживала: нельзя же таких гостей принимать в коммуналке! И какая-то ее приятельница, чтобы пустить пыль в глаза, предложила свою только что отремонтированную однокомнатную квартиру».

Сама Леонтьева тоже рассказывала об этом случае: «Пришла я, руки в ванной помыла, потом на кухне яичницу жарила - изображала из себя умелую хозяйку». И вроде бы все было нормально. Но перед уходом немцы спросили: «Валентина Михайловна, а где же вы спите?». Для них было непонятно, как это знаменитая телеведущая может жить без спальни. «Ой, девчонки, представляете, - смеялась она, - я то-то думала, что покажу им класс, а они меня же и уели!».

Только спустя десять лет после этой истории Леонтьевой была выделена отдельная квартира. А в 1982 году Валентине Леонтьевой было присвоено звание Народной артистки Советского Союза. В том же году умерла ее мама. Валентина Леонтьева рассказывала: «Я пришла к ней, умирающей, в больницу. «Мне холодно, обними меня», – попросила мама. И так, на моих руках она скончалась. А мне на следующий день нужно было лететь на съемки программы «От всей души» в Комсомольск-на-Амуре. И в пути у меня – сердечный приступ. А после передачи – обморок. Так я маму и не схоронила. Поэтому до сих пор верю, что она жива и рядом. Есть дань человеческая – идти на похороны. Я понимаю, что это грешно, но не могу ей следовать. Когда я вижу гроб, тут же поворачиваюсь и ухожу прочь. Не готова я примириться со смертью».

Валентина Михайловна дважды была замужем. Со своим первым мужем Юрием Ришаром Леонтьева познакомилась в тамбовском театре, и он же перевез Леонтьеву в Москву. Через неполные три года их брак распался. Позже Людмила Леонтьева (сестра) рассказывала: «После окончания студии она по распределению оказалась в Тамбовском областном театре. Много играла, амплуа у нее было «героиня». А потом туда приехал молодой режиссер, он ставил там свой дипломный спектакль. Они понравились друг другу, поженились, и он увез Валю в Москву. С московскими театрами у нее как-то не сложилось, а тут объявили конкурс на телевидение. Она решила попробовать: вдруг получится, - в результате нашла себе дело на всю жизнь. Валя очень быстро стала популярной. Она брала зрителей искренностью, простотой общения, казалось, каждому в душу входила, - такой талант у нее был от Бога».

Со своим вторым супругом Валентина Леонтьева познакомилась при забавных обстоятельствах. Она рассказывала: «В одном из московских ресторанов ко мне подошел высоченный красавец-брюнет. Его друг представил этого красавца как английского гостя Эрика. С так называемым англичанином я проболтала (через «переводчика») и протанцевала весь вечер. На следующий день «заморский гость» Эрик позвонил мне домой и на чистом русском языке попросил прощения, сказал, что поспорил с другом, что я куплюсь на его розыгрыш. На самом деле его зовут Юрой, работает он дипломатом, поэтому так хорошо знает английский язык. После долгих извинений и объяснений Юра сказал, что хотел бы встретиться со мной снова уже в реальном своем образе. Вскоре мы с ним поженились».

Они прожили вместе 28 лет. Юрий переехал в ее маленькую комнату в коммунальной квартире, где были только кровать, стул и несколько гвоздей, на которых висели вещи знаменитой телевизионной ведущей. А 26 января 1962 года Валентину Леонтьеву увезли с работы на «скорой» в роддом, где у нее родился сын, которого она назвала Дмитрием.

Подруга Валентины Леонтьевой - Людмила Туева рассказывала: «Валя хотела ребенка, но ей все было некогда – телевидение засасывало. В 39 лет не каждый решится родить. А через три дня после родов она вышла в эфир. Воспитание маленького Мити легло на плечи мамы - Екатерины Леонтьевой. Мама будет поддерживать Валю всегда: помогать заучивать тексты по ночам, делать за нее домашнюю работу, улаживать конфликты с мужем».

Через два года после рождения сына появилась программа «Спокойной ночи, малыши!». «Из-за работы едва сына не потеряла» - признавалась позже Валентина Михайловна. - Телевидение было для меня домом номер один. Уходила на работу - сын еще спал. Возвращалась - уже спал. Не пеленала, и даже не кормила».

Семейная жизнь со вторым супругом у Валентины Леонтьевой тоже не сложилась. Леонтьева рассказывала: «Мой Виноградов заболел по мужской части, я устроила его в лучшую клинику на Финском заливе. И он очень скоро вылечился, влюбившись в молодую медсестру… Были и у меня романчики на стороне от него. Муж очень много пил, а мне же хотелось иногда быть женщиной. Так что имелись все основания для измен».

Калерия Кислова рассказывала: «Ее муж был дипломатом, работал личным переводчиком Хрущева, затем его отправили с какой-то дипломатической миссией в Нью-Йорк, кажется, в ООН. А тогда был такой закон (впрочем, кажется, он существует и сейчас), что ехать нужно было обязательно с женой. Валя тянула, сколько могла. А потом все-таки вынуждена была уехать. Помню, как она приходила к нам в редакцию прощаться. «Не знаю, как я там буду жить, - говорила со слезами на глазах, - без работы, без телевидения!» Впрочем, прожила она за океаном совсем недолго: сняли Хрущева, а вскоре отозвали и Валиного мужа. Как-то прихожу на работу - она сидит. Комната у нас была большая, и на ее «лекцию об Америке» собрались все - авторы, редакторы, режиссеры. По ее словам, все казалось там чужим. Особенно сильное впечатление на нее произвели мамы, гулявшие в парке с детьми. «Я поразилась, - говорила она, - что ребенок может упасть, удариться, заплакать, а мама даже бровью не поведет: «Ничего, сам поднимется!». Такая у них система воспитания. А поскольку я все время кидалась к Мите, они на меня смотрели, мягко говоря, с удивлением». И по-английски она так и не заговорила - в отличие от сына, который очень быстро нашел общий язык с американскими детьми».

Сестра Людмила Леонтьева рассказывала, что одно время Валентина была влюблена в ведущего Юрия Николаева. И однажды он проштрафился в эфире – появился в нетрезвом виде перед миллионами телезрителей. Его тут же сняли, но Леонтьева попросила за него, и Николаева восстановили. Но он не помог позже тете Вале в ответ. Она рассказывала: «Когда ты влюбляешься, то берешь тазик, делаешь себе харакири, вываливаешь туда внутренности и подставляешь все это под нос ухажеру. А его и воротит. В женщине должна оставаться какая-то тайна. А я с первого дня боялась потерять мужчину. Я дарила им подарки, а они мне – только цветы, и то изредка. Я доставала им телефоны, помогала «выбить» квартиры. Так спешила порой на свидание, что у собственного подъезда ждала по полчаса, чтобы первой не приходить».

Виталий Заикин рассказывал: «Только нам с братом Валентина Михайловна призналась, что в нее был безумно влюблен Аркадий Райкин. Познакомились они на одном из «Голубых огоньков» в Санкт-Петербурге и после съемок пошли бродить по набережным. Райкин всю дорогу не сводил с нее восхищенных глаз и очень сильно смущался. «Ты мне всегда нравилась на экране, но в жизни, Валя, ты в сто раз лучше», – признавался актер. Уже через несколько дней он устроил себе «командировку» в Москву. И ждал ее после каждого эфира в коридорах «Останкино» с огромным букетом цветов. Потом Райкин начал буквально преследовать телеведущую, постоянно разрываясь между Москвой и Питером. Между семьей и наваждением. Валентина тоже уже была замужем за Виноградовым, растила сына Митю. И Аркадий так и не добился ответных чувств, хотя шел ради нее на отчаянные поступки. Ведь он только из-за Леонтьевой добился открытия своего театра в столице (и, кстати, «выбил» здание недалеко от «Останкино», на Шереметьевской улице). В общем, все это продолжалось десять лет. Со стороны Валентина Леонтьева с Аркадием Райкиным выглядели как хорошие друзья. «Просто не мой это был человек! С Аркашей было интересно общаться, а как мужчина он мне ну никак!» – объясняла Леонтьева. Однако супруга актера давно заподозрила неладное в этом странном приятельстве. Наконец, устав мириться, она пресекла все их общение, поставив мужа перед выбором: «Или я, или Леонтьева». И Райкин опустил руки».

C 1989 года Валентина Леонтьева стала диктором-консультантом телевидения, а также написала книгу «Объяснение в любви». У читателей эта книга пользовалась огромной популярностью, так как миллионам телезрителей было интересно узнать, чем в жизни интересовалась знаменитая тетя Валя. Так, например, стало известно, что любимой настольной книгой Валентины Леонтьевой была сказка Александра Милна «Винни-Пух и все, все, все». Ей очень нравился никогда не унывающий характер плюшевого медвежонка, который заражал других своим оптимизмом.

Такой же характер был у нее самой, и очень выручал ее в сложных ситуациях. Так, например, однажды два корреспондента радио сыграли с Валентиной Леонтьевой злую шутку. Они поспорили на ящик шампанского, выясняя: какой слух – про Высоцкую или Леонтьеву – долетит от Москвы до Владивостока быстрее. Средством связи было выбрано сарафанное радио. В результате в эфир попало известие, что жена дипломата Валентина Леонтьева, находясь в Америке, вступила в преступную связь с ЦРУ. И ей пришлось оправдываться за эту дикую выходку позже в каждом интервью и перед начальством. Но Валентина Михайловна к таким слухам относилась с юмором: «Я и агент ЦРУ! Что может быть нелепее?! У меня был очередной отпуск, и я решила навестить мужа, который в то время работал в Штатах. Просто в то время закрыли передачу «От всей души»: один начальник решил, что эта программа себя изжила. И, видимо, поскольку никаких объяснений не последовало, народ придумал, что «От всей души» закрыли из-за моих связей с американской разведкой».

Но это было невинной мелочью в сравнении с тем, какой сюрприз приготовило Леонтьевой российское телевидение во время перестройки. Виталий Заикин рассказывал: «Директор, пришедший в перестроечные годы на телевидение, в один день снял все ее передачи: «Спокойной ночи, малыши!», «В гостях у сказки» и «От всей души». Валентину Михайловну он пригласил в кабинет и предложил ей уйти на пенсию. На что тут же получил ответ: «Я сейчас повешу на грудь табличку с надписью «В моей смерти винить начальника» и лягу под трамвай на ВДНХ!» Тогда ее перевели «за кадр» на должность помощника режиссера. А когда мы с ней познакомились – и вовсе назначили консультантом в отдел сурдоперевода. «Для того я всю жизнь молола языком, чтобы на старости лет объясняться жестами», – иронизировала Леонтьева.

В 1999 году с новым сценарием программы «От всей души» Леонтьева снова пришла на телевидение. Виталий Заикин рассказывал: «Мы хотели возродить все программы Леонтьевой. Сначала она, а когда стало неудобно, уже мы обивали пороги дирекции телецентра. «Если вы готовы платить за свои выступления в эфире по рекламным ценам, то, пожалуйста: минута – пять тысяч долларов», – ошарашил Леонтьеву бывший начальник. Ей было стыдно признаться, что ради эфиров она готова изменить даже внешность. Ведь все были готовы списать Валентину Леонтьеву с телевидения. Как-то мы вместе были на банкете, и в разгар праздника к Валентине Михайловне подошла Наина Ельцина. Поцеловала в щеку, справилась о здоровье и делах насущных. И услышав о проблеме старения, сказала, что порекомендует лучших врачей в области пластической хирургии. Наина сдержала слово, и вскоре Валентина Леонтьева легла под нож. Но только ради того, чтобы вернуться на экраны. Ей по уникальной технологии сжигали верхние слои кожи вместе с морщинами. По тем временам эта процедура обошлась нам в кругленькую сумму – пятнадцать тысяч долларов. Когда ее привезли, на лице была гипсовая маска, кормить в первые дни Валентину Михайловну приходилось чуть ли не через пипетку. «Главное, чтобы в дырочку гипсового рта сигарета проходила!» – предупредила заранее наша заядлая курильщица. Когда маску сняли, лицо выглядело как обожженное. И заживало около месяца. Выглядела Валентина Михайловна потрясающе – она омолодилась лет на двадцать. Но раскрывать чудо преображения она нам строго-настрого запретила, даже родная сестра, с которой они были очень близки, ничего не знала. «Что вы сделали с нашей тетей Валей?» – подскочил к нам Дмитрий Дибров. «Они здесь ни при чем, я просто обожглась на солнце!» – отрезала Леонтьева». Новых должностей помолодевшей тете Вале так и не предложили. Тогда она отчаялась и записала на кассету обращение к президенту Борису Ельцину, которое мы отправили в его администрацию. Видимо, были даны какие-то распоряжения, потому что после этого Валентину Леонтьеву стали приглашать на собеседования. Сначала Эрнст, потом Дибров. Тогда они подумывали вернуть программу «В гостях у сказки» и сменили Леонтьевой имидж. Одели в смешной наряд – как у Мэри Поппинс, от которого Валентина Михайловна пришла в ужас. Но чего не сделаешь ради искусства! Потом ей вручили новый сценарий «От всей души». Леонтьева пыталась его учить и через полгода констатировала: «Ничего у меня не получится, память уже не та». В 1997 году вышла в свет программа «Телескоп», которую вела Леонтьева, но и она продержалась в рейтинге недолго. Наконец Валентину Михайловну на время взяли на радио, где она вела свою авторскую передачу».

«От унизительной нищеты меня спас Владимир Познер, - рассказывала позже Леонтьева - Он выхлопотал для меня у генерального директора ОРТ Константина Эрнста пожизненную зарплату».

Когда Валентине Михайловне исполнилось в 2003 году 80 лет, она в интервью рассказывала: «Я люблю телевидение, люблю коллег, с которыми прожила бок о бок десятки лет, люблю своих зрителей, которые до сих пор пишут мне письма, и здороваются со мной на улице. Я люблю свою жизнь и совсем не чувствую возраста, хотя некоторые постоянно намекают мне на него. Пишут, что я ничего не вижу, не выхожу из дома, что умирать собираюсь. Это все вранье! Когда мне прислали приглашение на очередную церемонию ТЭФИ, сначала идти не хотела, но, когда прочитала про свою мнимую болезнь, собралась и поехала, чтобы народ увидел: Леонтьева жива и здорова. Вышла из машины и сказала собравшимся зрителям: «Посмотрите, мои дорогие, на меня, пожалуйста, и скажите, похожа я на умирающую?» Все захохотали».

В 2004 году Леонтьева переехала в село Новосёлки в Ульяновской области, где проживала ее сестра. Переезд потребовался после того, как Валентина Леонтьева получила травму во время падения в своей квартире на Большой Грузинской улице. Появившимся после падения болям в позвоночнике она поначалу не придала особого значения, но спустя две недели на улице потеряла сознание. К счастью, проходивший рядом мужчина увидел, что женщине стало плохо, и вызвал скорую помощь.

Очнувшись в ЦКБ, Валентина Михайловна узнала диагноз - компрессионный перелом 12-го позвонка. «Когда меня выписали из больницы, я вдруг обнаружила, что у меня появились какие-то провалы в памяти», - вспоминала Леонтьева. Она не могла привыкнуть к квартире, путала комнаты, временами не узнавала своего сына. «Митю очень раздражало, что я путаю его с другими людьми, - вспоминала Валентина Михайловна. – Выводила его из себя моя беспомощность».

После пережитых бед и сложной операции Леонтьевой требовался постоянный уход, и сестра Людмила забрала ее к себе в Ульяновскую область. В Новоселках Валентина Михайловна поселилась в однокомнатной квартире с застекленной лоджией в обычной поселковой пятиэтажке. Этажом выше жила ее сестра Людмила. Леонтьева признавалась, что, уезжая из столицы, рассчитывала вскоре вернуться, но этого так и не случилось.

«Валентине была необходима постоянная помощь, - рассказывала сестра Леонтьевой Людмила Михайловна, - а ее сын Дима - человек занятой, не мог заботиться о матери как надо... У нее была тяжелая травма: она упала в своей московской квартире, сильно ударилась головой и сломала шейку бедра. И вот ведь что обидно: она никогда не болела, у нее даже карточки амбулаторной не было. Ну разве что пару раз обращалась к своему участковому врачу по поводу банального гриппа. А тут вдруг такое. Врачи сделали все, что могли, и предупредили нас, что у нее будут серьезные проблемы с головой. Валю хотели отдать в дом престарелых, но я не позволила. Валя сама сказала: «Только к Люсе!». Мы ей обеспечили прекрасные условия, таких у нее нигде бы не было: и ухаживали, и готовили все, что она просила. Валя обожала макароны. Первый канал нам очень помогал. Они, например, перевезли сюда всю обстановку ее московской комнаты, чтобы она не чувствовала себя одиноко в чужом месте. Здесь была и ее кровать, и комодик, и туалетный столик, и книги, безделушки, альбомы с фотографиями, которыми она дорожила. Когда мы ее забирали, врачи предупредили, что больше года она не протянет, а она все-таки три года прожила».

Калерия Кислова рассказывала: «Почему она уехала в Новоселки, тоже можно понять. Она уже не могла себя обслуживать, а там живут любящие ее родственники. Племянницы и сестра, которая старше ее, все хлопоты взяли на себя. Там создали Музей Валентины Леонтьевой, губернатор местный ее очень опекал... Так что Валя была счастливой и обласканной до самого конца жизни. Да, в личном плане у нее не сложилось: с мужем она развелась, он уехал в другой город».

То, что Леонтьева видела по телевизору, ее часто искренне расстраивало: «Телевидение сейчас уже не то, что было раньше. Тогда в людях было больше искренности, мы любили свою работу. Оттого и передачи получались душевные и добрые. А что сейчас? Бесконечные игры и шоу, в которых царят алчность, безнравственность и жажда наживы. Недавно я включила телевизор и наткнулась на «Окна». Какая мерзкая программа! Таким телевидение быть не должно. А что сделали со «Спокушками»! Мне на бездарную, насквозь фальшивую красавицу Оксану Федорову смотреть противно!»

Когда Леонтьева жила в Новоселках, у нее сильно ухудшилось зрение, и она не выходила из дома. Виталий Заикин рассказывал: «Под старость Валентина совсем плохо видела, ей поставили диагноз «катаракта». Чтобы уберечься от слепоты, Леонтьева должна была лечь на операцию в Институт микрохирургии глаза. Оперировать ее вызвался сам Федоров. А она вдруг потребовала обычного врача с конвейера, который делает по сорок операций в день. «Ваш Федоров – и политик, и преподаватель, да он, наверное, забыл, как людей резать! Но как об этом сказать, не обидев его, я не знаю. Лучше уж останусь слепой», – говорила тетя Валя».

Последние два месяца своей жизни она не вставала с постели. Оберегая Леонтьеву от излишнего беспокойства, сестра оградила ее от интервью и посещений журналистов. «Не хочу, чтобы меня видели такой - больной и состарившейся, - говорила сама Леонтьева, - пусть меня помнят молодой и красивой, как на телеэкране...»

Людмила Леонтьева рассказывала: «Я видела, что ей не хватает людей, общения. Ну а в последний год уже не до того было: ей становилось все хуже и хуже, она уже и нас с дочерью не всегда узнавала. А потом заболела воспалением легких и сгорела буквально за несколько дней».

«Я всегда считал себя ее учеником, почитая за честь и счастье работать с Валентиной Михайловной, - рассказывал партнер Леонтьевой по эфиру Игорь Кириллов. – Мне же она запомнилась в первую очередь как идеальная и чуткая партнерша по эфиру. С ней всегда было надежно, даже в прямом эфире. Она могла в любой момент помочь, подхватить и спасти ситуацию в условиях самого жесткого форс-мажора. Она стала любимой, близкой и родной - одним словом, своей для миллионов телезрителей. Потому что была на экране самой собой - естественной и эмоциональной».

Руководство Первого канала взяло на себя организацию похорон. Сестра отказалась от предложения перевезти тело в Москву, и Валентину Леонтьеву похоронили на деревенском кладбище. Проститься с телеведущей пришли около тысячи жителей поселка, из Москвы приехали Александр Орлов - ученик Леонтьевой, актер Андрей Удалов и подруга Леонтьевой Людмила Туева. В адрес родственников Леонтьевой поступили телеграммы соболезнования от огромного количества людей – от президента Российской Федерации до обычных телезрителей. Эдуард Сагалаев рассказывал о Леонтьевой: «Это целая эпоха в отечественном телевидении, с ее именем связано появление в те годы принципиально новой профессии телеведущей».

Когда-то в Волгограде на местах, где были сражения и остались окопы, Валентина Леонтьева увидела маленькую березу и сказала: «Она же на крови выросла». Последняя просьба Валентины Михайловны - у ее могилы должны расти ее деревья…

Валентине Леонтьевой был установлен в Ульяновске памятник.

В 2006 году о Валентине Леонтьевой был снят документальный фильм «Валентина Леонтьева. Жизнь после славы». В нем Валентина Леонтьева рассказала о том, что ее вынудило в преклонном возрасте покинуть Москву и поселиться в Ульяновской области. Это было последнее интервью Валентина Михайловны Леонтьевой.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст интервью «День Валентины» с Виталием Заикиным»
Текст статьи «Валентина Леонтьева: Я больше не смотрю телевизор», автор В.Оберемко
Текст статьи «Валентина Леонтьева: Моей руки просили Булат Окуджава и пленный немец», автор С.Шайдакова
Публикация о Валентине Леонтьевой в «Бульваре Гордона», автор Р.Малиновский
Материалы сайта www.lenizdat.ru
Материалы сайта www.bestpeopleofrussia.ru
Материалы сайта www.c-cafe.ru
Материалы сайта www.kino-teatr.ru
Материалы сайта www.pub.tagora.grani.ru
Материалы сайта www.newizv.ru
Материалы сайта www.mkset.ru
Материалы сайта www.newsru.com
Материалы сайта www.eg.ru
Материалы сайта www.geroy.ntv.ru
Материалы сайта www.rg.ru
Материалы сайта www.gazeta.aif.ru



Знаменитая телеведущая рассказывает о фактах биографии, которые вполне могли бы стать сюжетом для передачи "От всей души"

Первая и единственная книжка Валентины Леонтьевой называлась "Объяснение в любви". Ее сметали с прилавков, как бестселлер, - всем было интересно узнать, в кого же была влюблена знаменитая тетя Валя.

Она же признавалась: единственная ее любовь - это телевидение. И настаивает на этом до сих пор - в свои 75 лет Валентина Леонтьева не собирается уходить с телеэкрана, несмотря на необоснованные слухи о ее конфликте с руководством ОРТ.

И все же знаменитая телеведущая лукавила. Была в ее жизни и настоящая любовь. И были три удивительные истории, которые вполне могли бы стать сюжетами для популярной некогда передачи "От всей души".

Он полюбил ее за тарелку супа

Впервые они встретились в 1945 году сразу после Победы. Юная пухленькая Валечка с длиннющей золотой косой тогда только переехала в Москву к тетке. В ленинградской блокаде от голодного психоза умер ее отец, детей спасли мамины папиросы "Звездочка" - мать научила их курить, чтобы меньше хотелось есть.

Шла однажды Валя домой по мосточку через траншею, которую рыли пленные немцы. Все - грязные, тощие, с голодными глазами. Один из пленных особенно ее потряс - совсем еще мальчишка, он смотрел умоляюще, протягивал дрожащие руки, шептал одно: "Мадам, хлеба!!!" Таких рук Валя не увидела больше за всю свою жизнь - тонкие аристократические пальцы, руки скрипача.

Можно, я покормлю одного из немцев обедом? - спросила Валя у надзирателя. Тот долго не соглашался, а потом махнул рукой:

Ну ладно, если не боитесь!

Тонкие руки нетерпеливо схватились за ложку, немец дрожал, вдыхая запах супа из дымящейся тарелки. Но аристократическое воспитание даже в плену не позволяло ему накинуться на еду в присутствии женщины. Валя почувствовала - и вышла на кухню. Ложка застучала по тарелке, как пулеметная очередь...

За вторым он наконец решился поднять голову - и на ломаном русско-немецком спросил:

Мама, папа - где? Война...

Папа умер от голода. И еще - пятеро. Ленинград...

Глаза у немца затуманились. Картошка осталась недоеденной - он молча встал и ушел. Больше Валя его не видела...

Прошло десять лет. Однажды в их квартире раздался звонок. Валя открыла дверь. На пороге стоял незнакомец - симпатичный высокий шатен. Рядом с ним - пожилая дама, как оказалось, мама. "Вы меня не узнаете?" - на ломаном русском спросил мужчина. Она глянула на его руки - и тут же вспомнила пленного мальчишку с голодными глазами...

Оказалось, он не забыл той встречи. 10 лет терпеливо ждал открытия железного занавеса. И купил путевку в СССР только ради того, чтобы снова прийти в эту квартиру на Арбате. И маму с собой взял не случайно - далекая русская должна была поверить в серьезность его намерений!

"Вы выйдете за меня замуж?.." - это было первое, что произнес гость. "Извините, но вы - иностранец, а я из России никуда не

уеду!.." - твердо сказала Валя. "Я никогда не забуду ту вашу тарелку супа - она перевернула всю мою жизнь!" - говорил на прощание немец...

Больше Валя ничего о нем не слышала. Но всегда его помнила.

Мы встретились через 40 лет

На Арбате в сороковых-пятидесятых жило много интересных людей. Как-то в гостях Валентина познакомилась с двумя пареньками - закадычными друзьями. Один был маленьким и некрасивым, ниже высокой Вали на полголовы. Другой - высоким и статным. Оба - веселые и очень умные. Оба признались ей в любви. Валя ответила взаимностью второму. А первый писал ей потрясающие стихи и пел свои песни. Потом он уехал в Ленинград, Валя попала в Тамбовский театр. Потом началось телевидение... Она потеряла его, он - ее, хотя не было ничего проще найти друг друга: хрупкая Валя стала известнейшей Валентиной Леонтьевой, а Булат - символом поколения, Булатом Шалвовичем Окуджавой...

Через сорок лет, в начале девяностых, редактор попросила Леонтьеву: "Валентина Михайловна, нам нужен на передачу Окуджава - позвоните ему, ведь вы вроде были когда-то знакомы?"

Как так - вдруг позвонить?! Ведь столько лет мы не виделись! Навязываться человеку, который давно уже забыл обо мне! Да у меня и телефона его нет! - испуганно отнекивалась Валентина Михайловна.

Но она все же решилась. И повезло: трубку снял Булат.

Булат... Простите, я не знаю, как вас называть: на вы, на ты..

Кто это? - раздраженно спросил Окуджава.

Вы только не вешайте трубку, послушайте меня хотя бы полторы минуты, - и она прочитала одно из его стихотворений, написанное только для нее и никогда не издававшееся ("Слишком личное", - объяснял потом Булат):

Сердце свое,

как в заброшенном доме окно,

Запер наглухо,

вот уже нету близко...

И пошел за тобой,

потому что мне суждено,

Мне суждено по свету

тебя разыскивать.

Годы идут,

годы все же бредут,

Верю, верю:

если не в этот вечер,

Тысяча лет пройдет -

все равно найду,

Где-нибудь, на какой-нибудь

улице встречу...

Валя, ты?! Как тебя найти, родная?! Где же ты была?!.

Да я ведь уже тридцать лет каждый вечер прихожу к тебе в дом!

Так это ты?! Господи, я даже подумать не мог! Сколько же лет?

Сорок, Булат, сорок...

Через несколько дней у Леонтьевой был концерт в ЦДРИ, и в первом ряду она увидела Булата с женой. Она сбежала со сцены и присела перед ним на колени.

Я даже не представляла, что он придет, - и вдруг!.. Мы просто смотрели друг на друга и почти плакали. На своей последней книжке он написал мне: "Мы встретились через 50 лет". Я страшно жалею теперь, что мы потеряли эти сорок лет, не видя друг друга, - сколько всего могло бы быть иначе!

Булат Окуджава умер через месяц после того, как они с Валей встретились вновь...

Май нэйм из Эрик

Самую большую любовь в своей жизни Леонтьева встретила в ресторане. Влюбилась с первого взгляда: высоченный брюнет, с волнистыми волосами, в темных очках, копия Грегори Пека. Он говорил на английском через переводчика и пригласил ее танцевать. Она танцевала - и мучилась от мысли: "Я наконец-то встретила мужчину своей мечты, а он - иностранец! Неужели мне никогда не суждено соединиться с тем, кого люблю?!" Потом была долгая беседа за столиком через переводчика. А на следующий день мне домой позвонили: "Валентина Михайловна, я хотел извиниться: мы с друзьями вчера поспорили, что вы примете меня за иностранца. Я - не Эрик, а Юрий. Хочу загладить вину - приглашаю вас на обед в тот же ресторан". Я пришла (конец 60-х, Леонтьева уже одна из самых известных фигур в стране. - С.Ш.), а сердце колотится страшно. Вижу - его голова возвышается над толпой...

Они прожили вместе 28 лет. Он был дипломатом, друзья предупреждали: "Не связывайся с ним, он - дипломат, развестись никогда не сможет!" Но он пришел к ней навсегда - в маленькую комнатку в коммуналке, где были только кровать, стул и несколько гвоздей, на которых висели вещи "телезвезды". Итогом этой любви стал сын Митя, он до сих пор живет с Валентиной Михайловной. Муж умер несколько лет назад...

В 1982 году Валентине Леонтьевой присвоили звание народной артистки Советского Союза - газету с указом она повезла маме. На лестнице встретила сестру из деревни, никогда не приезжавшую без предупреждения: "Я просто поняла, что сегодня должна быть здесь, - сама не понимаю, почему. Просто взяла билет и приехала!.." - сказала Люся. Валя положила газету перед мамой, прочитала ей указ, обняла ее. "Ну вот теперь я и умирать могу", - сказала мама. Через пять минут она умерла на руках у Вали и Люси...

Сегодня Леонтьева остается все той же тетей Валей, которой дети (когда-то в их числе была и я) шлют письма со всей страны. На фотографиях у нее один и тот же взгляд: лучисто-добрый. Тетя Валя. Объяснение в любви.



Вверх