Xix съезд кпк. Политика обновления: какую стратегию развития выбрал Китай после XIX съезда Коммунистической партии. Текст научной работы на тему «19 съезд кпк: внешние и внутренние последствия и перспективы реформ в Китае»

"90290"

24 октября в Пекине завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Делегаты съезда избрали новый состав Центрального комитета КПК и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва, который прошёл сразу после закрытия съезда, сформирован новый состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК из семи человек во главе с генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином.

Съезд стал примечательным событием не только для Китая. Центральным пунктом оглашённой на съезде стратегии развития КНР является понятие «социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Признано, что «новая эпоха» наступит с 2020 года и будет длиться 30 лет - до 2050 года. Содержание «новой эпохи» КПК определяет как построение к 100-летию образования КНР (1949) полностью модернизированного социалистического общества всеобщего благосостояния (всеобщей зажиточности) с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической, духовной культуры. По совокупной «национальной мощи и международному влиянию» КНР к этому времени должна войти в число мировых лидеров.

Этой цели намечено добиться в два этапа. Первый этап - с 2020 по 2035 год, когда планируется полностью завершить построение общества среднего достатка и в основном осуществить социалистическую модернизацию. КНР достигнет технологической независимости и сможет сама стать донором инновационных технологий мирового уровня. На этой основе планируется обеспечить значительный прирост доли населения со средним уровнем доходов, резко сократить разрыв в уровне развития города, села и регионов, обеспечить равный доступ к основным общественным услугам (всеобщее пенсионное обеспечение и медобслуживание), а также существенно сократить имущественное расслоение. Возрастёт в эти годы и китайская "мягкая сила".

Второй этап (2035-2050 гг.) должен завершить социалистическую модернизацию Китая, превратив его, как говорится в партийных документах, в общество полной всеобщей зажиточности с преодолённым в основном имущественным расслоением населения и разрывом в уровне развития регионов.

На съезде были обобщены выявившиеся за прошедшую пятилетку проблемы нового этапа развития Китая. Они сформулированы как основное противоречие китайского общества: между постоянно растущими потребностями народа и неравномерностью, неполнотой развития. Имеются в виду два рода разрывов: экономический разрыв между богатыми приморскими и отстающими центральными и западными провинциями, а также разрыв в доходах между городом и деревней и, как следствие, не решённая в сельских районах проблема бедности.

Сейчас способом борьбы с бедностью в Китае является массовая выдача нуждающимся целевых микрокредитов на сумму менее 50 тыс. юаней сроком на три года без ипотеки, без поручительства, с базовой процентной ставкой. В целом уровень бедности в КНР сокращается. Так, в 2012-2016 гг. от бедности были избавлены 55 млн человек, а всего по состоянию на конец 2016 г. в Китае насчитывалось 43 млн. бедняков.

Опережающее развитие насыщенных портами приморских провинций было изначально определено в качестве макроэкономической стратегии китайских реформ. Однако сейчас разрыв в развитии регионов приобретает угрожающие формы, оборачиваясь безработицей в центре страны и едва сдерживаемой миграцией работников в перенаселённые восточные (прибрежные) провинции. Поэтому Си Цзиньпин и говорил в докладе на съезде о необходимости «создать новый, более эффективный механизм согласованного развития регионов». Потенциал восточных провинций будет в большей степени, чем раньше, перенаправляться с помощью государственных стимулирующих мер на ускорение экономического развития центральных и западных районов Китая.

Съезд подтвердил, что основной упор будет делаться на ускоренном развитии реального сектора экономики, а экономический рост планируется обеспечить за счёт форсированного внедрения научно-технических инноваций. Китай все последние годы наращивает вложения в НИОКР, в 2016 году они составили 2,1% ВВП. По докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2017 год, КНР является единственной страной со средним уровнем дохода в мировом списке 25 самых инновационных экономик, занимая 22 место .

Наиболее общим условием экономического роста признано совершенствование системы социалистической рыночной экономики. Специально уточнено, что конкуренция должна идти на справедливой и упорядоченной основе.

Си Цзиньпин подтвердил, что на международной арене Китай будет продолжать политику открытости. Прозвучал также тезис о том, что международная безопасность не может быть достигнута играми с нулевой суммой и ни одна страна не может себе позволить действовать исключительно из собственных интересов.

Китайский государственный капитализм стал основой быстрого, впечатляющего экономического роста, при этом капитализм и стимулы рынка, как явствует из документов КПК и выступлений руководителей компартии, являются лишь инструментами создания материальной базы социализма. Поэтому такое большое внимание от съезда к съезду уделяется в Китае экономической деятельности государства и обеспечению роста доходов населения. Ведь социализм нельзя построить в бедной стране.

Выполнение этих масштабных планов предъявляет повышенные требования к качеству партийно-государственного руководства. Отсюда состоявшееся на съезде официальное закрепление особой роли генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. При этом сам принцип коллективного руководства сохраняется, а гадания о наличии/отсутствии в Китае преемника Си Цзиньпина ни к чему не ведут, лишь заслоняя действительно важные стратегические решения, принятые в Пекине на XIX съезде КПК.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption На съезде Си Цзиньпин огласил свой сценарий развития Китая на ближайшие 20 лет

В Пекине завершился очередной, XIX съезд Коммунистической партии Китая.

Съезд народных представителей собирается каждые пять лет и в какой-то мере является рутинным событием, поскольку ключевые решения, оглашаемые на нем, как правило, принимаются заранее и не становятся новостью ни для партийной верхушки, ни для аналитиков.

Но бывают и исключения. Накануне XIX съезда много говорили о растущей концентрации власти в руках нынешнего председателя КНР Си Цзиньпина, вставшего у руля на прошлом съезде, пять лет назад. Предполагалось, что его старинный соратник Ван Цишань, руководитель Центральной комиссии по проверке дисциплины, а по сути - сил внутренней безопасности, сменит Ли Кэцяна на посту премьера госсовета КНР, однако этого не случилось.

Но гораздо интереснее то, что произошло на съезде. Например, "Мысли Си Цзиньпина" были включены в устав КПК. Собственно, сам съезд начался с трехчасовой речи Си, где он представил свою философию под названием "Мысли Си Цзиньпина о социализме китайского образца в новой эре". До него в тексте документа фигурировали только Мао Цзэдун и Дэн Сяопин. Правда, упомянута еще и "теория трех представительств" Цзян Цземиня, но ни один китайский лидер, кроме Мао Цзэдуна, не описывал свою философию как "мысли".

Теперь любая попытка оспорить решения председателя Си автоматически входит в противоречие с уставом КПК - в Китае такое положение не назовешь выигрышным.

Кто больше матери-истории ценен?

Такого в Поднебесной не было со времен Мао. Вкупе с все более активным восхвалением деятельности Си Цзиньпина во всех областях жизни внесение его "мыслей" в основополагающие партийные документы наводит на мысль о новом "председателе Мао" и маленьких красных книжечках с его изречениями в кармане у каждого китайца.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Напрямую сравнивать Си и Мао все же не следует

Труды Си Цзиньпина в Китае уже тиражируются. Не хотите карманный цитатник - можно загрузить сборник цитат в мобильный телефон.

Но, как отмечает старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, есть и отличия от режима Мао: "Си все же сталкивается с существенным сопротивлением на уровне региональных руководителей. Не все принятые в центре по его настоянию решения доводятся до исполнения на местах, - говорит он. - Характерным примером являются трудности по исполнению решений по ликвидации избыточных мощностей в ряде отраслей промышленности, финансируемых из местных бюджетов - они не выполняются систематически. Мао Цзэдун после "культурной революции" не имел с этим проблем".

"Только для того, чтобы подчеркнуть амбициозный характер личности Си Цзиньпина и тот авторитет, который он уже успел завоевать, можно сравнивать его с Мао, - соглашается заместитель директора Института стран Азии и Африки Андрей Карнеев. - А так это совершенно разные эпохи, разные люди. И никто в Китае, включая всю верхушку КПК, не мечтает о том, чтобы вернуться в прошлое".

Ожидать повторения событий 1966-76 годов в полной мере все же не стоит, считает Кашин. Хотя бы потому, что едва ли не все нынешнее политическое руководство, в том числе и сам Си Цзиньпин, вышло из семей репрессированных во времена "культурной революции". Однако чистка партийного и бюрократического аппарата идет полным ходом.

За пять лет с момента начала правления Си через Центральную комиссию по проверке дисциплины прошли 1 миллион 300 тысяч человек, напоминает Василий Кашин. Хотя большая часть из них отделалась взысканиями по партийной линии - выговорами, переводом на другую работу, увольнениями, - процентов 10-15 фигурантов этих дел отправились в тюрьму. Борьба с коррупцией, которую во время своего первого срока поднял на щит Си Цзиньпин, идет полным ходом, решая при этом как практические задачи, так и цели дальнейшей консолидации власти.

"Учитель Си сказал"

Собственно, сами мысли Си Цзиньпина не новы, особенно первая - "обеспечение лидирующей роли КПК на всех направлениях деятельности". Вторая мысль подчеркивает, что все преобразования совершаются ради народа, а третья - неизбежность и необходимость реформ.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вопреки ожиданиям, в Постоянный комитет Политбюро КПК не вошли люди, считавшиеся возможными преемниками Си

Реформы предстоят немаленькие. На съезде утвержден план долгосрочного - до 2050 года - развития Китая, дальнейшего обогащения страны и ее населения и все более активное присутствие на мировой арене. "Тучные" 2000-е годы с двузначными темпами роста экономики остались в прошлом, и заметные перекосы в экономике страны теперь приходится исправлять.

"С одной стороны, старый, сложившийся за 30 лет политики реформ государственный аппарат оказывает пассивное сопротивление политике Си, с другой, становление этой прослойки было связано с системной коррупцией, зачастую носившей более дикие формы, чем все виданное в России, - говорит Василий Кашин. - Она достигла такого уровня, что возникла угроза утраты контроля за важными направлениями политики".

Переломить сопротивление бюрократии - важная задача для Си Цзиньпина, однако в "Мыслях" она не упоминается. Зато упоминается "последовательное утверждение законодательной основы и принципов правового государства".

В выступлении председателя прозвучало и еще несколько мыслей, в частности, о гармонизации отношений человека с окружающей средой и сохранении в неизменном виде концепции "одна страна - две системы". Эти тезисы предназначены и зарубежным слушателям - западным инвесторам и предпринимателям. Си также выступил с идеей "сообщества единой судьбы", для формирования которого он предлагает активизировать глобальные процессы.

Впрочем, с этой идеей китайский лидер уже выступал на экономическом форуме в Давосе, да и один из центральных проектов первого срока Си - "Один пояс - один путь", - вроде бы напрямую связан с концепцией "сообщества". Однако о торговых компромиссах Китая с Европой, не говоря уже про Америку, речь пока не идет.

"Сообщество единой судьбы" - это сравнительно новый термин в китайском политическом лексиконе, который демонстрирует претензии Китая на активную роль в мировых делах, говорит Андрей Карнеев. Во времена Дэн Сяопина Китай старательно самоустранялся от участия в решении мировых проблем, в том числе и тех, что непосредственно его затрагивали. С тех пор положение и роль Поднебесной в мире поменялись радикально, и Пекин настаивает на том, чтобы его голос в решении проблем, затрагивающих все человечество, был ясно артикулирован и хорошо слышен.

Что же касается верховенства закона, о котором тоже мыслил Си Цзиньпин, то это как раз тезис не новый. О нем говорили все китайские лидеры, начиная с Дэн Сяопина. А идея единства закона для всех вообще изложена еще в трудах китайских "законников"-легистов в глубокой древности, в частности, в "Книге правителя области Шан", написанной, по преданию, в IV веке до нашей эры.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Что перевешивает - буква закона или политика партии?

Однако, говоря о лозунге "Мы строим правовое государство", надо помнить, что в Китае этот тезис понимают не совсем так, как может думать внешний наблюдатель, напоминает Андрей Карнеев. Верховенство закона ограничивается доминирующей ролью КПК. Преодолеть это противоречие можно с помощью по-настоящему независимой судебной системы, но идея разделения властей в китайской верхушке вызывает категорическое отторжение.

Многополярный мир и верховенство закона, о котором Си Цзиньпин так много говорил в Давосе, в Европе, конечно, восприняли более чем благожелательно, но как именно Поднебесная будет участвовать в воплощении этих принципов в жизнь, пока неясно.

"Управлять многими - то же, что управлять немногими. Дело в организации"

Зато хорошо понятно, как именно Пекин будет защищать свои завоевания на ниве построения "социализма с китайской спецификой в новую эру". В числе "Мыслей Си Цзиньпина" есть и положение о максимальном усилении роли партии в строительстве и функционировании армии. Реформы армии он начал практически сразу после вступления в должность.

Си Цзиньпин начал решительную борьбу с коррупцией в высших генеральских кругах едва ли не сразу по вступлении в должность. За пять лет кардинально обновился офицерский состав, а модель армии, по мнению военных аналитиков, уходит от российской, существующей как государство в государстве, к западной, предполагающей совместное руководство и более последовательную интеграцию армейских структур в государство.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption 9 из 10 делегатов съезда от армии присутствовали на нем впервые

Обновление в рядах командования НОАК хорошо заметно на съезде: из 300 делегатов от армии лишь 30 принимали участие в работе предыдущего съезда пять лет назад.

На XIX съезде принята резолюция, в которой поставлена задача модернизировать вооруженные силы страны до уровня ведущих стран мира. Опять же, ничего фундаментально нового не произошло. Сроки, названные в военном разделе доклада Си Цзиньпина, существовали и раньше: завершение механизации и информатизации и повышение стратегических возможностей армии к 2020 году, и сильнейшие вооруженные силы в мире к 2050 году. Теперь к ним добавился новый: к 2035 году должна быть завершена техническая модернизация армии.

"Китай будет вести великодержавную политику - это термин, который начал использоваться в предыдущие пять лет правления Си Цзиньпина, - объясняет Василий Кашин. - Отчасти он связан с тем, что Китай создал за рубежом, в том числе в Африке и на Ближнем Востоке, колоссальную бизнес-империю с объемами накопленных инвестиций более триллиона долларов. В последней "белой книге" по военной стратегии миссия защиты зарубежных интересов Китая фигурирует все более явным образом".

"Риторика о сильной армии, безусловно, связана с опасениями руководства КПК относительно, во-первых, внутренней стабильности, а во-вторых, отношений Китая с США и своими соседями, - говорит Андрей Карнеев. - Стремительно возрастающая роль Китая в мировых делах объективно требует модернизации вооруженных сил, приведения их в соответствие с современными требованиями".

Впрочем, эксперты призывают не слишком паниковать по поводу военных амбиций Поднебесной. Да, военный бюджет Китая велик (по официальным данным за прошлый год - 146 млрд долларов, что делает его вторым в мире после США), и армия получает все больше современных систем вооружений. Но с точки зрения реальной боеспособности армии, ее организационной структуры и эффективности использования проблем еще немало, и коррупция - не единственная из них.

Си Цзиньпин навсегда?

Вопрос о том, кто сменит Си Цзиньпина через пять лет, остался без ответа. Андрей Карнеев считает это главным итогом съезда.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В наружной агитации в портретах председателя КНР нет недостатка

Многие аналитики считают, что Китай постепенно отходит от принципа коллективного руководства и сменяемости верховной власти. Возможно, Си решился на это, глядя на более чем скромные достижения страны во время правления Ху Цзиньтао, а может быть, хочет оставить себе больше времени для завершения масштабных реформ, начатых в первые годы его правления.

"Это важный съезд, который завершает некий исторический период. На этом китайцы сделали акцент, когда заявили о "социализме с китайской спецификой в новую эру", - считает Василий Кашин. До этого главной задачей было сначала накормить страну, потом одеть и обуть ее, потом достигнуть приемлемого уровня благосостояния. Стремительный экономический рост Китая в последнее десятилетие во многом решил эти задачи, и теперь можно переходить к более масштабным задачам, связанным, в том числе, и с новой ролью Китая в мире - это больше не "всемирная фабрика" Дэн Сяопина, который фактически сдал страну с несметными трудовыми ресурсами в аренду западным производителям.

Си Цзиньпин, похоже, понимает, что ростом благосостояния и экономической мощи Китай обязан отнюдь не плановой экономике советского образца - и демонстрирует себя едва ли не большим приверженцем свободной экономики, чем, например, Дональд Трамп, не говоря уже о государствах Западной Европы.

Однако в области политических механизмов контроля Си отстаивает систему всеобъемлющего контроля КПК над всеми социально-политическими процессами Поднебесной. Более того, он призывает партийцев вернуться к "исконным ценностям", которые когда-то были движущей силой КПК, но рыночные реформы и последовавшее за ними относительное благосостояние заставили многих китайских коммунистов позабыть о них.

Андрей Карнеев полагает, что Си - это лидер, который в кризисный момент пытается сохранить хотя бы те остатки легитимности, которые есть у КПК в глазах населения. Правда, для этого он выбрал главным образом методы запретительного характера. В глобальном мире, сторонником которого является председатель КНР, эти меры вряд ли принесут желаемый результат.

Банер "не было бы партии, не было бы Китайской Народной Республики" среди многих других можно было увидеть в столице Поднебесной на время проведения XIX съезда Коммунистической партии Китая.

Он дал отсчет новому этапу в развитии страны, который пройдет под знаменем так называемой новой эры для Китая. А новым "путеводителем" при руководстве государством станут идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой. Идеи Си включили в обновленный устав КПК. Само по себе принятие поправок к уставу - событие плановое, однако в этот раз можно говорить о его особом значении.

Китайская пресса называет идеи Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и теперь и идеи Си Цзиньпина - главными достижениями в китаизации марксизма. При этом недвусмысленно объясняет, что теперь у страны во главе с председателем Си появился четкий путь развития, а партия, руководствуясь идеями председателя, сможет наконец распрощаться с оставшимися в стране проблемами. Наблюдатели, в свою очередь, отмечают, что никому из предыдущих китайских лидеров (кроме великих Мао и Дэна) не удавалось закрепить свое имя в партийном уставе.

За пять лет правления Си показал себя человеком с нестандартным, гибким мышлением, поэтому не стоит ожидать от него шаблонных решений

По итогам съезда во всех руководящих органах партии произошли кадровые ротации. При этом в своих материалах китайские СМИ обращают внимание на то, что кандидаты на руководящие посты прошли тщательную проверку и отбор, обладают высокими моральными качествами и заслуживают доверия всей страны.

В среду разрешилась, можно сказать, главная кадровая интрига XIX съезда, когда журналистам представили новый состав высшего звена партии - Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Си Цзиньпин лично представлял тех, кто встанет у руля Китая на ближайшие пять лет. "Я твердо верю, жизнь китайского народа с каждым годом будет все лучше и лучше", - сказал Си на встрече с прессой. Он посоветовал журналистам внимательно следить за переменами, которые будут происходить в Китае после XIX съезда.

Александр Ломанов , главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН:

Самое впечатляющее - это то, что КПК озвучила планы развития на 30 лет вперед. Такой подход можно назвать уникальным, он характеризует китайскую компартию как структуру, ставящую долгосрочные стратегические задачи, результатов от реализации которых, скорее всего, не увидят большинство из нынешнего руководства КПК. При этом поставленные цели охватывают все основные направления развития КНР, включая экономику, политику, укрепление влияния Пекина за рубежом, социальную сферу, охрану окружающей среды и другие. В комплексе получается всеобъемлющая стратегия, способная превратить Китай в мирового лидера и обеспечить ему большее влияние, чем есть сегодня у США, по крайней мере в развивающихся странах.

Надо отметить, что нынешний съезд систематизировал те идеи и концепции, что были предложены Си Цзиньпином за пять лет его правления. Одна из этих идей - строительство общей судьбы человечества. Это ключевая идея, хотя она, как и все остальные, дана общими мазками - на съездах КПК вообще не представляют конкретные планы с цифрами, этим уже потом занимаются министерства и ведомства. Так вот, идея строительства общей судьбы человечества для Китая достаточно новая. Ведь еще Дэн Сяопин завещал китайцам действовать по возможности тихо, не демонстрируя своих возможностей. Но теперь ситуация иная, и у Пекина появилось свое четкое представление, как должен выглядеть мир.

При этом Си предложил и смену подхода к контактам с другими странами, подчеркнув, что отношения должны строиться на взаимной выгоде, и, более того, Китай должен помнить о своем долге перед человечеством и уметь, если надо, отказываться в чем-то от собственной выгоды во имя помощи людям.

Также одно из очень важных новшеств XIX съезда КПК - разрушение неформальной системы, когда правящий тандем управляет страной два срока по пять лет, а потом председатель КНР передает власть преемнику. Но есть ли преемник - пока совершенно неясно, хотя о том, что Си займет место руководителя государства, было ясно еще за пять лет до его прихода. Две кандидатуры, которых рассматривали в качестве преемников, сегодня не актуальны. Один из них оказался замешан в коррупционном скандале, о другом просто перестали упоминать китайские СМИ. Полагаю, стоит рассматривать два варианта действий Си в отношении передачи власти. Причем оба варианта равноценны. Первый - преемник появится незадолго до 2022 года, когда состоится ХХ съезд КПК, на котором Си, согласно традиции, может передать власть. Неизвестную сегодня кандидатуру быстро проведут по всем необходимым постам, чтобы он мог занять кресло первого лица.

Второй вариант - Си сам может остаться на третий срок на посту председателя КНР. Для этого, конечно, придется вносить определенные изменения в законодательство. Но, учитывая, что Си уже сегодня - непререкаемый авторитет, канонизированный партией как автор идеи социализма с китайской спецификой, поправки в законы не должны составить проблему.

При этом не стоит рассчитывать, что преемником может стать кто-то из шестерых членов политбюро, назначенных в генсекретариат ЦК КПК, - все они не проходят по возрасту.

Надо отметить, что за пять лет правления Си показал себя человеком с нестандартным, гибким мышлением, поэтому не стоит ожидать от него шаблонных решений.

В условиях беспрецедентного информационного вакуума открывается сегодня в Пекине XIX съезд Компартии Китая, на котором определится состав руководства страны на ближайшие пять лет. Последний год был ознаменован подковерной борьбой внутри китайской элиты, фракции которой стремились провести как можно больше «своих» людей на руководящие посты в партийных и государственных органах. Генеральный секретарь Си Цзиньпин консолидировал власть, чтобы стать вровень с отцами-основателями КНР и провести столь необходимые ей реформы. Результаты съезда покажут, накопил ли он достаточно политического капитала для окончательной победы над противниками и слома негласных правил, по которым страна жила последние 25 лет.


Политпроцесс эпохи перемен


Обычно список тех, кто войдет в управляющее страной Политбюро, известен за три-четыре месяца до съезда. Так было с начала 1990-х годов, когда в Китай потекли инвестиции и предсказуемость стала цениться выше секретности. Иностранных политиков и бизнесменов убеждали: вне зависимости от того, кто возглавит государство, заводы будут работать, иностранцы смогут вывести прибыль, а политических и социальных потрясений не предвидится. Определенность служила сигналом того, что двух взглядов на развитие общества нет: в Компартии существует консенсус. Конфуцианскую гармонию в элите обеспечивал процесс всеобщего накопления капитала, на фоне которого политические дрязги выглядели неуместными.

В этот раз традиция оказалась нарушена. Китайские, российские и американские эксперты в беседе с “Ъ” только разводили руками: кто по итогам XIX съезда встанет у руля государства, остается лишь гадать.

Рост уровня секретности может быть свидетельством усиления внутрипартийной дисциплины, над которым Си Цзиньпин работал последние пять лет. Впрочем, оно может говорить и о том, что по сравнению с временами Цзян Цземиня и Ху Цзиньтао сильно сократилось число людей, реально участвующих в принятии решений, а с ними - и количество «сливов» в прессу. Нынешний глава Китая уже серьезно изменил облик политической системы страны, и не исключено, что через неделю (когда закончится съезд), она изменится еще больше.

Собирающийся раз в пять лет съезд Компартии Китая - верховный орган управления 89-миллионной партией и по факту - всей страной. Примерно 2,3 тыс. партийных делегатов утверждают состав Центрального комитета (ЦК), в который входят 200 членов и 176 кандидатов в члены, не имеющих права голоса, но имеющих шансы впоследствии стать полноправными членами. ЦК, в свою очередь, утверждает Политбюро (25 человек) и Постоянный комитет Политбюро (ПКПБ, семь человек), которые и принимают основные политические решения. По факту и состав ЦК, и состав будущего Политбюро определяется предыдущим составом Политбюро в ходе интенсивного торга между соперничающими группами интересов.

Как минимум с начала 1990-х годов действует негласное правило «шестьдесят семь - проходит, шестьдесят восемь - удалить». Члены Политбюро старше 67 лет на съезде должны уйти в отставку, чтобы освободить дорогу новому поколению и не допустить впадения системы в маразм. Установлены возрастные лимиты и для других органов власти. В соответствии с ними, по итогам XIX съезда состав ЦК должен обновиться более чем наполовину, Политбюро покинут 11 человек, а ПКПБ - пятеро, все, кроме Си Цзиньпина и премьер-министра Ли Кэцяна.

По заведенной архитектором китайских реформ Дэн Сяопином традиции, генеральный секретарь и премьер вступают в должность на съезде, год проведения которого оканчивается на двойку (1992, 2002, 2012, 2022), в то время как съезды, оканчивающиеся на семерку (1997, 2007, 2017, 2027), служат цели подведения промежуточных итогов правления. В ходе них в ПКПБ, как правило, вводятся будущие генсек и премьер-министр, которые отличаются от остальных его членов молодостью (им обычно около 50 лет, тогда как остальным членам ПКПБ 60–65 лет). Ими в 2022 году должны были стать протеже бывшего генсека Ху Цзиньтао Сунь Чжэнцай и Ху Чуньхуа, самые молодые члены нынешнего Политбюро.

Сотрясатель основ


О том, что вся эта стройная система, скорее всего, рухнет, начали говорить практически с самого начала правления Си Цзиньпина. Генсек сразу же проявил себя как куда более сильный и авторитарный лидер, чем два его предшественника. Начатая им антикоррупционная кампания обернулась беспрецедентной чисткой: в тюрьму по обвинению в коррупции были отправлены заместители руководителя контролирующего армию Центрального военного совета (ЦВС) Сюй Цайхоу и Го Босюн, видный партийный деятель Чжоу Юнкан и глава парткома Чунцина (крупнейший по площади город центрального подчинения в КНР) Бо Силай, считавшиеся прежде неприкасаемыми. Но настоящим шоком стало снятие в июле со своего поста и последующий арест нового главы парткома Чунцина Сунь Чжэнцая, которого считали одним из двух согласованных элитой будущих лидеров страны.

Затем появились слухи о том, что Си Цзиньпин может пренебречь возрастными ограничениями и сохранить на посту своего ближайшего соратника, главу Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД, главный антикоррупционный орган) Ван Цишаня, которому в 2017 году исполнилось 69. Последние пять лет он неутомимо боролся с политическими врагами генсека, и замену ему найти было бы непросто. В последний год высокопоставленные партийные чиновники в официальных китайских СМИ готовили почву для сохранения Ван Цишаня на посту, как бы невзначай роняя фразы, что «ограничения по возрасту - обычай, а не правило» и «с учетом развития современной медицины важны навыки человека, а не его возраст».

На фоне явных разногласий между первыми лицами в правящем тандеме многие эксперты начали говорить о том, что на съезде вполне может быть вынесен «вотум недоверия» премьер-министру Ли Кэцяну. Он принадлежит к противостоящей Си Цзиньпину группировке «комсомольцев», главой которой считается бывший генсек Ху Цзиньтао. Различия во взглядах между двумя лидерами из-за закрытости системы не всегда очевидны, но в целом генсек выступает сторонником куда более радикальных преобразований в экономике. С критикой действий Ли Кэцяна в 2015 и 2016 году выступал в официальных СМИ экономический советник Си Цзиньпина Лю Хэ, подписывавший свои статьи как «авторитетная персона». Он указывал на нерешительный и ошибочный характер действий премьера в ситуации с реформой госпредприятий и финансовым кризисом 2015 года.

Наконец, главной долгосрочной интригой съезда станет вопрос о сохранении полномочий самого Си Цзиньпина за рамками установленного десятилетнего срока. «Он не уйдет в 2022 году,- уверял “Ъ” профессор Токийского университета Акио Такахара.- Учитывая масштаб начатых им реформ и желание остаться в истории, он будет искать способы задержаться у власти и довести начатое до конца». Технически о намерении нарушить лимит в десять лет будет говорить отсутствие в новом составе ПКПБ двух молодых политиков-преемников. Впрочем, здесь возможны варианты. «К примеру, Си Цзиньпин может в 2022 году сохранить реальную власть, оставшись главой партии и ЦВС, а свой пост председателя КНР отдать кому-то другому,- сообщил “Ъ” научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН Иван Зуенко.- До 1992 года эти позиции были разделены и пост председателя КНР был не так важен».

Новая чжэцзянская армия


На съезде генсек, как и любой лидер до него, попытается провести в состав управляющих органов как можно больше своих людей. «Ему нужны не просто кадры на высоких позициях, а те, кто реально влияет на принятие политических решений. При этом формально они даже могут занимать не такие видные посты,- говорит “Ъ” глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев.- В частности, он, скорее всего, постарается укомплектовать своими кадрами руководство отделов ЦК КПК и назначить глав всех важнейших малых групп, где происходит реальная выработка курса».

Протеже Си Цзиньпина в Китае называют «новая чжэцзянская армия», так как большинство его выдвиженцев так или иначе столкнулись с ним в период его работы в провинции Чжэцзян. Среди них наиболее интересная фигура - нынешний глава парткома Чунцина Чэнь Миньэр. Он работал главой департамента пропаганды Чжэцзяна в период, когда провинцию возглавлял Си Цзиньпин. По возрасту Чэнь Миньэр вполне подходит на роль одного из двух лидеров следующего поколения руководителей. Это уже второе его назначение на роль главы парткома региона: до Чунцина он руководил провинцией Гуйчжоу и таким образом выполнил одно из негласных условий вхождения в ПКПБ: поработать руководителем как минимум одного богатого и одного бедного региона.

Среди других сторонников Си Цзиньпина, которые могут войти в ПКПБ и Политбюро, называют главу орготдела ЦК КПК Чжао Лэцзи, глав парткомов Шанхая и Пекина Хань Чжэна и Цай Ци, главу канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу, его экономического советника Лю Хэ и еще ряд лиц. У генсека хватит людей, чтобы занять ими все вакантные посты в высшем партийном органе власти, но может не хватить политического капитала. Из-за этого, как замечали многие опрошенные “Ъ” эксперты, он может пойти на сокращение постоянного комитета Политбюро с семи до пяти человек, что внутрипартийные правила вполне допускают. Это позволит Си Цзиньпину легче проводить в жизнь свои решения, но может вызвать недовольство внутри партии, которая за последние 30 лет привыкла к более демократичному принятию решений.

Наиболее консенсусной конфигурацией элиты на сегодняшний день видится введение в ПКПБ одновременно протеже генсека Чэнь Миньэра и партсекретаря провинции Гуандун Ху Чуньхуа, принадлежащего к противостоящей Си Цзиньпину фракции «комсомольцев». Это позволило бы сохранить внутриэлитное согласие и обеспечить преемственность власти в 2022 году.

Идея, брошенная в массы


На съезде генсек представит доклад, который подведет итоги прошедших пяти лет и определит ориентиры на следующие пять. Обычно он состоит приблизительно из 29 тыс. иероглифов и 13 разделов. Кратко важнейшие моменты доклада были очерчены в коммюнике, вышедшем 14 октября по завершении Седьмого пленума ЦК Компартии XVIII созыва. Согласно ему, изменения будут внесены в устав Компартии, по факту стоящий выше конституции КНР. Эти изменения «будут отражать последние достижения китаизации марксизма, новые концепции управления, новый опыт в укреплении лидерства партии».

Другими словами, в партийный устав будет добавлен вклад самого Си Цзиньпина, который в отличие от предшественников породил уже несколько концепций, претендующих на место в истории. Интрига здесь состоит в том, будут ли идеи генсека указаны в уставе безлично, как, например, «концепция научного развития» Ху Цзиньтао, или с упоминанием имени, как уже включенные в текст «идеи Мао Цзэдуна» и «теория Дэн Сяопина». Если выберут второй вариант, это будет означать, что нынешний лидер Китая встанет в один ряд с отцами-основателями страны и куда выше своих двух предшественников.

Китайская пресса загодя стала готовить почву для включения в устав «идей Си Цзиньпина». В июле о них опубликовало статью влиятельное коммунистическое издание «Исследования партстроительства», по мнению которого, концепция генсека помогает «еще больше локализовать марксизм в Китае и развить теорию социализма с китайскими характеристиками». Как отметил в беседе с “Ъ” старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Игорь Денисов, «скорее всего, в текст устава идеи генерального секретаря войдут как новая концепция государственного управления».

Впрочем, если устав и пополнится «идеями Си Цзиньпина», то это будет, скорее, свидетельствовать об авторитарном характере новой власти, а не о том, что нынешний генсек по масштабу личности стал вровень с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Хотя всю предсъездовую неделю агентство «Синьхуа» напоминало о достигнутых за прошедшее пятилетие успехах (среднегодовой рост экономики в 7,2%, рост располагаемых доходов домохозяйств с 7,3 тыс. юаней до 23,8 тыс. юаней, двукратное сокращение бедности), большинство из них стали результатом работы экономической машины, построенной предшественниками Си Цзиньпина. Он же всю прошедшую пятилетку в основном консолидировал власть, чтобы сломить инертную бюрократическую среду. Открытая XIX съездом эпоха покажет, использует ли он свои полномочия для преображения общества или укрепление власти все же было самоцелью.

Михаил Коростиков

Участники XIX съезда Коммунистической партии Китая (КПК), который откроется в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь 18 октября, уже съехались в китайскую столицу. Партию, насчитывающую 89 млн 447 тыс. членов (крупнейшая политическая организация такого рода в мире), представляют 2287 делегатов от партийных организаций всех провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, партийных и государственных органов, госпредприятий, армии и народной вооруженной полиции.

В течение недели они обсудят насущные вопросы деятельности КПК, изберут новый состав Центрального комитета и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. Затем на первом пленуме ЦК 19-го созыва будет избран новый состав Политбюро ЦК КПК. Венчает эту руководящую пирамиду Постоянный комитет Политбюро (ПК ПБ), насчитывающий в настоящее время семь членов, из которых в силу негласных возрастных ограничений (возраст ухода на пенсию — 68 лет) должны смениться пять. Впрочем, число членов ПК ПБ также может измениться.

Представляется несомненным, что во главе партии, а следовательно — страны в целом и ее вооруженных сил — останется нынешний генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин (64 года), являющийся также председателем КНР. Наблюдатели не сомневаются, что вторым членом нынешнего «пятого руководящего поколения» останется 62-летний премьер Госсовета Ли Кэцян.

КПК - правящая партия, круг ее интересов охватывает социально-экономическую сферу, отношения с внешним миром, а также идеологию страны с населением свыше 1,3 млрд человек. Проблематика форума своей сложностью соответствует положению второй, а по ряду показателей — первой экономики мира. Как высший орган партии, съезд должен определить ее линию и политику, иначе говоря, как жить Поднебесной на протяжении по меньшей мере ближайших пяти лет.

Экономическая сфера

Китай благодаря политике реформ и открытости за последние почти четыре десятилетия утвердился в роли ведущего мирового производителя, постоянно растет уровень жизни населения. Можно сказать, что впервые за свою историю Срединному государству удалось накормить, одеть и обустроить свое население, успешно ведется борьба с крайней бедностью, в которой, по официальным данным, еще пребывают около 40 миллионов человек. Китайцы уверенно осваивают высокотехнологичные производства, в освоении космоса Китай конкурирует с США и Россией, инвестиции КНР за рубежом уже превосходят иностранные капиталовложения в собственной стране. В нынешних сложных международных условиях Китай сохраняет положительную динамику развития.

Однако ряд аналитиков обращает внимание на общую тенденцию к замедлению темпов роста китайской экономики. В здешнем экспертном сообществе признают, что эпоха стремительного развития китайской экономики заканчивается, да и само руководство заявляет, что с проведением ХIX съезда страна «в полной мере вступит в новый этап развития социализма с китайской спецификой».

Сотрудник Центра развития Госсовета КНР Цзян Юй называет его третьим: первый этап, по его словам, начался после основания КНР в 1949 году, для него характерно достижение политической и экономической независимости Китая. На втором этапе с провозглашением реформ и открытости наблюдался небывалый экономический рост и развитие рыночной экономики при сохранении общего социалистического начала. Третий этап, начавшийся пять лет назад, полагает эксперт, завершится к середине XXI века, он подразумевает дальнейшее углубление реформ, еще большую открытость социалистической системы при укреплении лидирующей роли партии, нарастании социальной справедливости, общей успешности рыночной экономики. «Детальные ответы на вопросы, как реализовать задачу построения современной социалистической страны, — резюмирует аналитик, — предоставит XIX съезд».

«Экономическая трансформация Китая будет успешной», — уверен Лю Хэ, глава канцелярии рабочей группы ЦК КПК по финансам и экономике. Его считают ключевой фигурой в группе экономических советников Си Цзиньпина. Эксперты указывают на дискуссию вокруг дорожной карты по переходу к экономике предложения, которая подразумевает снижение налогов и государственного регулирования в целом. Но никто не берется предсказать, на какие меры пойдет китайское правительство ради ее реализации.

Смена парадигмы экономического развития заставит пойти на отказ от целевого показателя темпов роста ВВП, и измерять успешность новой экономической политики можно будет только самым главным критерием — улучшением жизни лаобайсин, «почтенных ста фамилий», то есть самого китайского народа. Населению предлагается жить в условиях «новой нормальности», согласно которой темпы роста — не самое главное, важнее повышение качества жизни.

Впрочем, как раз рост внутреннего потребления может способствовать поддержанию роста ВВП Китая и даже небольшому ускорению экономики. Как заявил председатель Народного банка Китая (Центробанк) Чжоу Сяочуань, во второй половине 2017 года темпы роста благодаря этому фактору могут немного возрасти и достичь 7% в годовом выражении.

Среди наиболее существенных мер в рамках программы перестройки экономики — сокращение производства в сталелитейной и угольной промышленности, некоторых других традиционных отраслях. Приоритет будет отдаваться высокотехнологичным сферам, индустрии обслуживания, цифровой экономике. Поднять экономическую эффективность предполагается за счет более широкого участия частных капиталов и инициативы в целом, развития государственно-частного партнерства.

Однако нужно учитывать, что сталь и уголь — опорные столпы социалистической экономики, где заняты миллионы рабочих. Помимо этих тружеников, неясной оказывается судьба многочисленных управленцев, чиновников как на местах, так и в центре. По мнению некоторых наблюдателей, Си Цзиньпин будет проводить меры своего экономического штаба с достаточной осторожностью. Съезд должен продемонстрировать единство и стабильность при общей готовности к переменам, и вряд ли в формуле «реформы и стабильность» произойдут какие-то радикальные сдвиги.

Строгое управление партией

Первые пять лет руководства Си Цзиньпина и его команды запомнятся, прежде всего, кампанией борьбы с коррупцией. Дисциплинарные органы КПК рассмотрели более миллиона дел, а различным наказаниям подверглись более 1,4 миллиона государственных и партийных деятелей. Кроме «мух» - мелких нарушителей государственной и партийной дисциплины — наказаны 240 «тигров», коррупционеров высокого уровня. Среди первых, еще до начала председательства Си Цзиньпина, был арестован Бо Силай, бывший министр коммерции, губернатор провинции Ляонин, секретарь парткома одного из крупнейших китайских городов — Чунцина. Был приговорен к пожизненному заключению бывший член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, ранее занимавший посты министра общественной безопасности и секретаря политико-юридической комиссии ЦК КПК. Он считался покровителем «нефтяного лобби» в китайском истеблишменте.

Буквально перед открытием съезда ЦК КПК огласил «позорный список» из дюжины руководителей разного уровня, исключенных из рядов партии за коррупцию. Во главе перечня фигурирует Сунь Чжэнцай — возглавлявший партком мегаполиса Чунцин. Он обвиняется в «злоупотреблении должностными полномочиями, использовании их не по назначению для оказания влияния на тех или иных лиц в корыстных целях». В списке также бывший глава города Тяньцзинь (Северный Китай) Хуан Синго, экс-председатель Комитета по делам Сянгана (Гонконга), Макао (Аомэнь), Тайваня и проживающих за рубежом соотечественников Сунь Хуайшань, бывшая министр юстиции У Айин, экс-губернатор восточной провинции Фуцзянь Су Шулинь, экс-секретарь парткома северо-западной провинции Ганьсу Ван Саньюнь, бывший председатель Комитета по контролю и управлению страхованием КНР Сян Цзюньбо, экс-заместитель губернатора провинции Цзянсу (Восточный Китай) Ли Юньфэн, бывший генерал Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Ван Цзяньпин, экс-политкомиссар ВВС Тянь Сюсы, бывший вице-губернатор северной китайской провинции Хэбэй Ян Чунъюн и экс-глава антикоррупционного комитета Министерства финансов Мо Цзяньчэн.

Все они ранее были обвинены в нарушении партийной дисциплины, злоупотреблении служебными полномочиями, несоблюдении норм общепринятой морали. Некоторым из исключенных из партии вменяется в вину нарушение трудового законодательства, «разведение бюрократизма и праздной безынициативности, взяточничество и сводничество», «незаконное присвоение материальных благ в чрезвычайно крупных объемах». Решение об их исключении из КПК было принято заранее, однако перед 19-м съездом оглашено как окончательный вердикт.

Кампания затронула и армию — из генералитета вслед за скончавшимся в 2015 году под следствием бывшим заместителем председателя Центрального военного совета (ЦВС) Сюй Цайхоу был приговорен к пожизненному заключению второй бывший зампред ЦВС - генерал-полковник Го Босюн.

Си Цзиньпин инициировал принятие «Правил из восьми пунктов» и «шести запретов», которые значительно ужесточили нормы устава КПК и, по сути, стали новым регулятором партийной жизни. Эти требования пресекали банкеты и подношения за казенный счет, исключали оплату праздничных дней, пышные церемонии встреч и проводов, ограничивали использование служебных помещений и транспорта. На сегодняшний день эти регламентации вылились в положение о «суровом управлении» партией. Население к упорядочению партийной жизни, судя по отзывам с мест, относится одобрительно.

Однако некоторые аналитики указывают, что антикоррупционные меры ведут к снижению активности на местах, в том числе экономической. Иные местные руководители избегают хозяйственных экспериментов, не идут на контакты с предпринимателями, полагая, что «лучше не рисковать». В своей речи в июле Си Цзиньпин отметил успехи в «самоуправлении» партийных организаций, однако предостерег от «слепого оптимизма». Движение по сокрушению коррупции, сказал лидер, должно пройти еще долгий путь.

Ожидаются изменения в уставе

В сфере идеологии Си Цзиньпин и его соратники предлагают «китайскую мечту» о «великом национальном возрождении». Ключевую речь об этом генеральный секретарь ЦК КПК произнес в Национальном музее спустя две недели после своего избрания. Вероятно, этот тезис прозвучит и на XIX съезде как подкрепление призывов к реализации второй «цели столетий» - превращения Китая в процветающее, мощное, демократическое, продвинутое в культурном отношении и гармоничное современное социалистическое государство к столетию образования КНР (2049 год). О достижении к столетию Компартии Китая (2021) первой «цели столетий» - построения общества «сяокан», что трактуется как средний достаток, сравнительное благополучие — будет заблаговременно объявлено на предстоящем съезде.

В самой партии говорят о готовящемся внесении на съезде поправок и дополнений в устав КПК. Они уже прозвучали на недавнем заседании Политбюро и пленуме ЦК. Судя по опубликованному информационному сообщению, поправки включают «ключевые теории и стратегические идеи», которые будут представлены на съезде, новейшее развитие марксизма, новую концепцию управления (представление о ней можно получить из книги Си Цзиньпина «О государственном управлении»).

По неофициальной информации в ходе поправок предполагается внести имя Си Цзиньпина в основополагающий документ партии. Если эти данные подтвердятся, то он станет третьим политиком, увековеченным в уставе Компартии после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. К тому же, он станет вторым человеком после Мао Цзэдуна, имя которого будет внесено в партийную «конституцию» при его жизни.

В действующей редакции устава сказано, что КПК руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, а также «идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства (производительных сил, культуры и широких слоев населения) и научной концепцией развития». По традиции, лидер каждого руководящего поколения должен привнести в этот список что-то свое, концептуальное. 6-й пленум ЦК КПК 18-го созыва официально определил статус генерального секретаря Си Цзиньпина как руководящего «ядра» ЦК КПК, и возможно, это положение также будет внесено в устав.

По мнению некоторых местных аналитиков, включение имени Си Цзиньпина в устав КПК, а также положение о «ядре партии» могут послужить политической основой для продления его пребывания у власти после 2022-2023 годов. Однако пока это всего лишь предположения.

Кто стоит на пороге?

И все же главной интригой съезда остается состав высшего звена партии — Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Согласно сложившейся в последние десятилетия традиции, в него должны войти два деятеля моложе 57 лет, которые будут готовиться в преемники глав партии/государства и правительства. Кроме них в состав ПК ПБ должны войти еще пять важных фигур. По прежнему раскладу, они распределят между собой посты глав Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган страны), Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК, высший консультативный орган, представляющий Единый патриотический фронт), один политик на должности старшего члена Секретариата ЦК КПК будет курировать сферу идеологии и пропаганды, еще один возглавит партийную спецслужбу — Центральную комиссию КПК по проверке дисциплины, седьмой в качестве вице-премьера будет заниматься экономическими вопросами.

Однако Си Цзиньпин и здесь может проявить свои неординарные подходы к партийной жизни. Осведомленные люди утверждают, что на недавнем совещании в Бэйдайхэ (этот курортный городок на берегу Бохайского залива Желтого моря традиционно служит местом летних встреч высшего китайского руководства) прозвучало предложение сократить число членов ПК ПБ с семи до пяти человек. При этом в качестве вероятных членов нового состава якобы были упомянуты нынешний глава Канцелярии ЦК КПК (аналог администрации главы государства) Ли Чжаньшу, секретарь парткома экономического центра страны Шанхая Хань Чжэн и партийный руководитель богатой южной провинции Гуандун Ху Чуньхуа.

Эксперты называют еще несколько имен, среди которых глава Организационного отдела ЦК КПК Чжао Лэцзи, вице-премьер Госсовета Ван Ян, который недавно был награжден российским Орденом Дружбы «за большой вклад в укрепление отношений».

Среди относительно «молодых» и перспективных политиков выделяется 57-летний секретарь парткома Чунцина Чэнь Миньэр. Однако он пока не прошел «обкатку» в Политбюро, что снижает его шансы на попадание в его Постоянный комитет.

Ранее говорилось, что из нынешних членов синклита, кроме Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, в высшем партийном звене, несмотря на достижение негласного пенсионного порога, может задержаться и начальник дисциплинарного партийного органа Ван Цишань. Однако слухи о коррупции в его окружении, а также возможной серьезной болезни политика, похоже, снимают вопрос.

Но кто может стать преемником Си Цзиньпина, будущим лидером «шестого поколения» руководителей Китая? Легче сказать, кто не станет — это смещенный накануне съезда с должности главы парткома города центрального подчинения Чунцин Сунь Чжэнцай. Ему еще с 2012 ветераны партии прочили пост следующего председателя или, как минимум, премьера Госсовета КНР. Однако в ходе недавнего пребывания в мегаполисе инспекционной группы из центра к Сунь Чжэнцаю были предъявлены серьезные претензии. После внутрипартийного расследования его дело было передано в судебные органы.

По этой причине вопрос «преемника» остается открытым. На фоне слухов о «третьем сроке» Си Цзиньпина не факт, что ситуация прояснится по итогам XIX съезда.



Вверх