Влияние вступления россии в вто на экономическую безопасность страны. Что принесло России членство в ВТО? Российская экономика после вступления в ВТО

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Российская экономика после вступления в ВТО

Зайнагутдинова Анелия Игоревна - аспирантка кафедры Внешнеэкономической деятельности Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. (РЭУ, г.Москва)

Аннотация: Статья определяет состояние российской экономики за последний год, рассматривает некоторые фактические последствия вступления России в ВТО. Особое внимание уделено положению страны в членстве ВТО.

Ключевые слова: Российская экономика, ВТО, последствия вступления, конкурентная позиция.

22 августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Надолго затянувшиеся переговоры о вступлении в ВТО и непредсказуемость действий стран-членов изменили все представления о будущем России в многосторонней торговой системе. Тем не менее, худшие опасения не оправдались, так же как и не исполнились благополучные прогнозы.

Во-первых, вступление России в ВТО затянулось на 19 лет, в течение которых был приостановлен Дохийский раунд переговоров, в рамках которого обсуждался вопрос о выравнивание условий по субсидиям для аграриев между развитыми и развивающимися странами. В результате возможности, касающиеся раунда тысячелетия, оказались не реализованными.

Во-вторых, сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении, а в особенности – рисоводство и свиноводство.

После вступления в ВТО, Россия снизила ставки на импорт свинины с 15 процентов до 0 внутри квоты, также в несколько раз уменьшились ставки на ввоз живых свиней. В результате импорт дешевой свинины из Европы резко вырос, снизив цены на эту продукцию в России на 30%.

В области рисоводства аналогичная ситуация. Импорт этой культуры возрос, после сокращения ставки на ее ввоз в Россию.

В-третьих, серьезные трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение. После запрета импортозамещающих субсидий фермеры вынуждены переходить на импортные машины. Они дешевле, а в ряде случаев и качественнее.

Тем не менее, российские потребители уже смогли ощутить первые выгоды от вступления в ВТО. Падение пошлин привело к снижению цен и росту потребления. Также в связи со снижением стоимости оборудования некоторые производители смогли снизить себестоимость продукции.

Помимо этого, экономисты прогнозировали увеличение выпуска цветных металлов почти на 15%, а также рост черной металлургии и химической промышленности, однако пока российская металлургия пребывает в тяжелом состоянии.

Вопреки прогнозам, не понес существенных убытков автомобильный сектор. Но учитывая, что Евросоюз официально предъявил России претензию по поводу введенного в стране в 2013 году налога на утилизацию автомобилей, который дает российским производителям конкурентное преимущество и потому противоречит правилам ВТО, ситуация может измениться.

Сумма налога варьируется от 420 до 2700 евро для новых автомобилей, для машин старше трех лет налог составляет уже от 2600 до 17200 евро. В том числе, для тяжелого транспорта налог, в некоторых случаях, может доходить почти до 150 тысяч евро, что делает ввоз такой техники в Россию практически невозможным. В случае признания такого налога невозможным, в отношении России могут ввести торговые санкции.

Международный опыт показывает, что вступление в торговую организацию может принести существенные плюсы, если власти страны займутся улучшением инвестиционного климата. Внедрение в глобальную конкуренцию – необходимый для российской экономики процесс на данном этапе вхождения в многостороннюю торговую систему. В первую очередь этот процесс должен начаться с изменения подхода к промышленной, налоговой политике, а также к антимонопольному законодательству.

Пока Россия не занимает должного места в Женеве, где находится штаб-квартира ВТО. В особенности на данном этапе поможет объединение усилий с другими странами в борьбе с незаконными преференциями. Российский рынок составляет три процента от мирового, однако, интеграция в мировую торговлю расширяет возможности увеличения данного показателя.

Подводя итоги, политические представители придерживаются разных мнений о последствиях вступления в ВТО. Объясняется все это тем, что часть из них склонны к протекционизму российской экономики и торговли, остальные к прогрессивному революционизму. Последнее предусматривает беспрекословное подчинение правилам ВТО и низкую защиту внутреннего производителя. Учитывая главную цель ВТО: либерализация международной торговли, Россия, как и другие страны-члены, вынуждена следовать обычаям и принципам организации, действующей во благо международной торговле.

Список литературы:

1. Елена Кукол, «Вступление России в ВТО не оправдало ожиданий», 21.06.13//Российская газета [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/06/21/vto-site.html (дата обращения:12.09.13)
2. Ольга Ившина, «Год в ВТО: первые выводы для России», 22.08.13// Русская служба ВВС [Электронный ресурс] http://www.bbc.co.uk/russian/business/2013/08/130822_russia_wto_year_later.shtml (дата обращения:12.09.13)

11:44 22.08.2012

ВКонтакте Facebook Одноклассники

После 18 лет переговоров Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации

В среду, 22 августа, после 18 лет переговоров Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие породило и порождает гораздо больше комментариев - осуждающих или одобряющих, - чем мы увидим в ближайшие годы реальных последствий.

ВТО - это некий клуб стран, которые договариваются между собой о правилах торговли. Чтобы не жульничать, проще говоря. Общих правил нет. При вступлении в организацию страна-кандидат ведет переговоры с каждым ее членом по отдельности, заключает с каждым отдельный договор. Есть декларируемые принципы - типа запрета на протекционизм, но в той или иной мере каждая страна старается подогнать эти принципы под себя.

Надо отметить, что Россия очень четко вела переговоры. В итоге получилось так, что по заключенным в рамках ВТО соглашениям даже надо оказывать той или иной отрасли помощь бюджетными ресурсами в большем объеме, чем это делает власть, - вот такой парадокс. Мы вступали куда более грамотно, чем Украина, хоть и не так быстро. У украинцев условия соглашения намного хуже для их страны, у нас - лучше. Еще один парадокс в том, что, похоже, последствия для экономик обеих стран окажутся одинаковыми - практически никакими, по крайней мере в течение первых 5-10 лет.

Есть заблуждение, что ВТО обязывает членов открывать границы для потока дешевых товаров и услуг из-за границы. На практике же в той же Украине, скажем, когда она уже стала членом ВТО, мебель, к примеру, была кратно дороже, чем в России, которая еще не была членом ВТО. Член ВТО Украина не пускала на свой рынок компанию ИКЕА, а не член Россия - пустила.

Иными словами, членство в ВТО несет в себе потенциальные возможности для развития торговли, позволяет в рамках ВТО решать споры с другими странами, которые дискриминируют твоих производителей и не пускают их на свои рынки, хотя и обещали играть честно. Но для этого нужно чем-то торговать, чтобы было каких производителей защищать. У нас это прежде всего металлургия (нефть и газ торгуются по особым международным схемам). Больше мы фактически не продаем никому ничего - ни иголок, ни платьев, ни посуды, ни обуви, ни техники. Продаем понемногу в страны СНГ то, что производим в стране с помощью западных фирм, - к примеру, холодильники или стиральные машины. Но со странами СНГ у нас особый союз, с каждой - особые отношения на уровне личных договоренностей, тут никакие «вто-мто» не требуются. По торговле с другими странами мы заключили такие соглашения, которые фактически не открывают двери к нам шире привычного на ближайшие 5-8 лет для иностранных товаров. А на большие сроки в России просто неприлично задумываться.

К тому же есть немало способов «обмануть» ВТО, если надо. Утилизационный сбор, скажем, ввести. Или, с другой стороны, смотреть сквозь пальцы на контрабанду через «свои» структуры... Короче говоря, не увидит наш потребитель больше качественных товаров по меньшим ценам - ни автомобилей, ни чая, ничего.

Страсти же по поводу вступления в ВТО, по сути, кипят вокруг потенциальных возможностей использования этого механизма организации цивилизованной торговли. Но эти возможности могут быть эффективными в странах, где главное - потребитель, где налажена потребительская экономика, т. е. если тети и дяди не идут в магазины за покупками, то закрываются мануфактуры и падают правительства. У нас же главным заказчиком товаров выступает государство, и главным покупателем - оно же.

Если же оценивать возможные последствия от вступления в ВТО, то наиболее адекватным был недавний анализ этих последствий от компании Ernst & Young, использовавшей в качестве инструмента исследования прикладную модель общего равновесия российской экономики. Последствия присоединения России к ВТО моделировались на основе изменения тарифов до уровней, определенных условиями вступления в организацию, и улучшения доступа российского экспорта на мировой рынок в ряде секторов экономики.

Ernst & Young делает такой общий вывод: «Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5% от уровня агрегированного потребления в стране».

Далее аналитики разбирают плюсы и минусы ВТО для отдельных отраслей.
В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45%, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63%), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05%). А вот наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74%, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35%) и машиностроение (-2,77%).

При этом Ernst & Young отмечает: «Необходимо иметь в виду, что в целом позитивное или нейтральное влияние вступления в ВТО на экономику России и ее отрасли может значительно варьироваться на региональном уровне, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Ключевыми параметрами, определяющими характер такого влияния, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых расходов… Масштаб вариации эффектов еще больше увеличивается, когда мы переходим на уровень муниципалитетов. В значительном числе моногородов России произойдет снижение спроса, подобное тому, которое наблюдалось во время кризиса 2008-2009 гг.».

Если внимательно прочесть довольно политкорректное исследование Ernst & Young, то видно: новых проблем ВТО нам не прибавляет, а вот известные - обостряет. Это вежливые ученые могут писать о снижении производства в обработке древесины. А мы знаем, что часто под этим понимается просто обрубание самых длинных и загогулистых сучков со срубленных деревьев, чтобы сподручнее было грузить в вагоны или машины для отправки на китайские, скажем, фабрики. И что ничего с этим поделать нельзя, т. к. попытка применить законы в ряде регионов почти поголовно оставит без единственной работы тамошнее население. ВТО не ВТО, а пока страна является лишь поставщиком разных видов сырья для производителей за рубежом, ВТОшные правила нам не помогут.

О том, что надо диверсифицировать экономику, делать что-то из того же леса, кроме кругляка, власти говорят уже лет 20, но на этом все разговоры и заканчиваются. Вот ИКЕА пришла в Россию со своими правилами, по которым следует максимально использовать местное сырье и местных работников. Год от года шведы повышают долю российских комплектующих в изделиях, которые продаются в российских (и не только) магазинах. Российские рабочие имеют белую зарплату и страховки. Но точно так же год от года растет коррупционное давление на ИКЕА: без взяток ей просто запрещают открывать новые производства и магазины - и наплевать, что компания создает рабочие места не для таджиков. Дошло до того, что ИКЕА вообще было решила остановить развитие своего бизнеса в России. Но, как и планировали бюрократы, никуда шведы не делись: попали в ситуацию чемодана без ручки, который и нести нельзя, и бросить жалко. Деньги-то они уже в страну вложили. А что до новых рабочих мест и, соответственно, новых рядов покупателей, то у нас же не потребительская экономика. И курс другой - танки делать, для которых ВТО вообще как мертвому припарка.

Иными словами, чтобы использовать преимущества ВТО, надо сделать хоть что-то из того, о чем мы говорим со времен генсека Политбюро СССР Леонида Брежнева, при котором вошел в обиход термин «импортозамещение». Но ничего не делается…

Ernst & Young пишет об этом деликатно: «Для того чтобы вступление в ВТО принесло стране максимальные выгоды при минимальных потерях, действия правительства должны включать в себя как меры, нацеленные на быструю и безболезненную реструктуризацию неконкурентоспособных отраслей российской экономики, так и меры, реализация которых усилит положительное влияние членства во Всемирной торговой организации».

И далее (прямо почти по текстам выступлений последних 10-12 лет от Владимира Путина и других властителей): «Необходимо уже сегодня принимать системные меры, направленные на снижение возможного отрицательного воздействия вступления России в ВТО. Для минимизации потерь в первую очередь необходимы меры, направленные на ускорение процесса перемещения рабочей сил из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Особое внимание должно быть уделено проблеме моногородов, градообразующие предприятия которых работают в отраслях, характеризующихся высокой степенью риска снижения объема производства… Меры социальной политики, с учетом принципов пространственного размещения производства, должны составить основу политики, направленной на смягчение отрицательных последствий. Для усиления положительного влияния вступления России в ВТО необходимо, во-первых, увеличивать потенциал российского несырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу российских компаний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО. Опыт Китая и ряда других ориентированных на экспорт стран указывает на значительный потенциал развития, заложенный в политике продвижения экспорта».

Ну да, а у нас - прописка, стыдливо называемая регистрацией. Жилье сверхдорогое. Его строят только отобранные местными начальниками компании из (часто) их же друзей и родственников. Это в странах, которые умеют использовать членство в ВТО для своего блага, если падают доходы у потенциальных покупателей, то и цены на жилье рушатся, неся серьезные макроэкономические риски, т. к. теряют работы и производители сантехники, ковров, карнизов. И там начинают думать, как бы подкинуть людям денег на покупку квартир. У нас проще: падает спрос - сворачиваем строительство, чтобы не допускать перепроизводства. Конкуренции-то нет.

Вот в этом, пожалуй, кроется главное противоречие, которое выявляется при попытке понять, зачем нам ВТО, - в отсутствии внутренней конкуренции. Нет серьезной конкуренции производителей внутри страны, как нет и политической конкуренции. А подписываем договор о соблюдении правил честной конкуренции в мире. Это называется «дисбаланс». Что бывает, если в автомобиле мотор вдруг сойдет с ума и одни поршни начнут двигаться быстрее других? Взрыв.

Понятно, что дисбалансы надо устранять. Тогда на самом деле можно согласиться с Ernst & Young в том, что положительное воздействие вступления России в ВТО связано с ростом объема поступающих в страну прямых иностранных инвестиций. «Опыт государств, вступивших в ВТО ранее, и оценки последствий присоединения России к ВТО указывают на то, что прямые иностранные инвестиции в либерализуемые сектора услуг могут обеспечить в долгосрочной перспективе рост объема производства в стране до 11% ВВП. Для усиления этих эффектов органы власти всех уровней должны рассматривать задачу улучшения инвестиционного климата в качестве основного приоритета экономической политики», - пишут аналитики Ernst & Young.

Ну и мы об этом говорим со всех трибун и всегда. Об инвестиционном климате даже не только говорим, а тратим немалые деньги на организацию международных выставок с плакатами и диафильмами. Их никто не смотрит, но процесс освоения казенных денег на это дело очень приятен. И никто в России не против того, чтобы инвестиционный климат теплел. Только, конечно, это не значит, что все кто ни попадя будут лезть со своими мордами в давно поделенный бизнес. Напротив, надо все еще четче разграничить и оградить, по каждому поводу создать госкорпорацию, посадить на ее руководство нужных ребят и ждать, как Буратино, когда вырастет денежное дерево.

Проще говоря: мы за климат, но не позволим нарушать нашу святую монополию на власть, а бизнес - на сферы деятельности.

Ernst & Young ссылаются на опыт членства в ВТО Китая и других дальних стран. Нам ближе Украина. Там незаметно, чтобы было реализовано хоть одно из описанных Ernst & Young преимуществ. Товары и услуги дороги, производство растет вяло, если вообще растет...

Впрочем, это вовсе не значит, что не надо было вступать в ВТО. Если, скажем, человек не умеет и не хочет учиться пользоваться смартфоном, это же не означает, что данный аппарат так уж плох.

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и генеральный директор ВТО Паскаль Лами

Россия официально присоединилась к участникам Всемирной торговой организации три года назад.

Тогда аналитики говорили о ряде возможных плюсов и минусов для страны. Теперь эксперты готовы подвести итоги, они рассказали, чем обернулось для России вступление в ВТО и в частности, что получил от этого экспорт.

Всемирная торговая организация (ВТО) была сформирована в 1994 году, она стала преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле. ВТО контролирует более 95% мировой торговли, главные цели организации - упрощение международных торговых отношений и содействие экономическому росту стран-участниц.

Когда Россия вступала в ВТО, одной из основных целей было, в том числе, получение новых возможностей для дальнейшего развития экспорта.

Также ожидались более благоприятные условия для поставок отечественных товаров на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для развития собственного производства, улучшение качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта, доступ российских инвесторов к международным проектам, улучшение имиджа страны на международной арене.

Ожидалось также увеличение конкуренции в финансовой сфере, предполагалось, что результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса. Однако текущий кризис в России не дал этим планам осуществиться: в декабре прошлого года была резко повышена ключевая ставка Центробанка, а значит, выросла стоимость денег в экономике, и кредиты подорожали. С тех пор идет плавное снижение ключевой ставки, но к докризисным значениям она пока не вернулась.


Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина

Также отмечена общая и довольно логичная для всех стран-участниц ВТО тенденция. Им удается повысить объемы экспорта в тех отраслях, где производство ведется эффективнее, чем у конкурентов за рубежом. А в тех отраслях, которые нуждаются в значительной поддержке, напротив, происходит рост импорта. По данным Центра международной торговли Москвы, после присоединения России к ВТО на 16% увеличился экспорт по группе «машины и оборудование», экспорт одежды и обуви вырос на 26%, продовольствия - на 5%.

По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2015 г. физический объем экспорта металлов и изделий из них вырос на 8,1%. Доля экспорта машин и оборудования в общей структуре составила 5,1%, стоимостной объем экспорта в этой категории вырос на 23%.

Среди возможных минусов от присоединения России к ВТО аналитики обращали внимание на то, что российские предприятия могут не выдержать конкуренции с иностранными производителями, а снижение импортных пошлин могло привести к тому, что некоторые товары стало бы просто невыгодно производить внутри страны.

Отмечалось, что наибольший риск существует для аграрного сектора экономики. Также вызывало опасение состояние отечественного автопрома, и действительно некоторые предприятия были вынуждены закрыться. Однако, как показывают последние данные, успешные производства, сумевшие справиться с этим вызовом, только улучшили свои показатели.

За последний год российские производители в сфере сельского хозяйства экспортировали товаров на $20 млрд, рост составил 15%.

Также усилила свои позиции Lada - прирост поставок в 2015 году составил от 20% в Казахстан и до 4,5 раз в Германию.

Экспорт российской сельскохозяйственной техники в Германию, Францию, Болгарию, Турцию, Канаду и Азербайджан вырос в три раза, в Казахстан, Монголию и Таджикистан - в два раза, в Кыргызстан и Венгрию - на 30%.

Россия является лидером по поставкам танков с большим отрывом от преследователей - США и Германии. На Россию приходится около трети стоимостного объема поставок танков.

Экспорт свинины за год вырос в семь раз. Здесь повод для гордости именно динамика, номинальные объемы все еще небольшие - 15 тыс. тонн. Для сравнения экспорт птицы за последний год составил 70 тыс. тонн, рост показателя - 12%.

За прошедший сельскохозяйственный год - с июля 2014 по июнь 2015 годов - Россия экспортировала 680 тыс. тонн отрубей, это на 80% больше, чем год назад. Причем почти 90% отрубей было отправлено в Турцию. Несмотря на то, что в Турции хорошо развито собственное производство, отрубей не хватает для производства комбикормов.

Объем госгарантий в рамках поддержки промышленного экспорта в России вырос в пять раз за последние два года, а объем кредитов - в 30 раз. Около 350 млрд рублей было направлено на поддержку российского экспорта, в ближайшее время может быть выдано еще около 550 млрд рублей кредитов. Прежде всего, поддержкой пользуется продукция энергетического, транспортного машиностроения, сельхозтехника, авиация и автопром.


АвтоВАЗ намерен начать экспорт новых моделей Lada в начале 2016 года

Аналитики опасались и того, что вступление в ВТО осложнит исполнение мечты об избавлении от сырьевой зависимости по разным причинам - в том числе, из-за тезиса о конкуренции, о котором писалось выше. Но курс на то, чтобы сделать экспорт более разнообразным, пока соблюдается.

Противники ВТО указывают на сокращение экспорта из России после ее присоединения к этой организации.

Однако вызвано это, главным образом, падением цен на нефть, отмечает старший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Николай Трошин. Он указывает, что в первом полугодии 2015 г. стоимость экспорта сырой нефти составила всего 59,3% от его стоимости за аналогичный период 2014 года. Вместе с тем по другим позициям сокращение было не столь существенно, а стоимость экспорта цветных металлов и калийных удобрений даже увеличилась (на 8,7% и 54,7% соответственно).

Обращает на себя внимание и статистика ограничительных мер. На начало ноября 2012 года (то есть вскоре после присоединения России к ВТО) всего 18 стран применяли защитные меры в отношении российских товаров. Всего действовало 73 меры, а также проводилось 5 расследований.

К 1 августа 2015 г. число стран, использующих ограничительные меры в отношении российских товаров, увеличилось до 27, а число принятых мер – до 112. До 22 возросло и количество проводимых расследований. При этом число антидемпинговых мер осталось неизменным (39), а выросло количество мер нетарифного характера (с 31 до 54) и специальных защитных пошлин (с 3 до 20). По мнению эксперта, эта статистика может служить косвенным подтверждением успехов российских экспортеров.

«Применение специальных защитных мер по правилам ВТО возможно в случае резкого увеличения поставок какого-либо товара из-за рубежа, которое может нанести ущерб местным производителям», - отмечает Николай Трошин.

Директор департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты России Алексей Вялкин считает позитивным результатом то, что не произошло наплыва дешевых импортных товаров. «Значительную роль в этом сыграла «санкционная война».

Вместе с тем он отмечает, что заметно усилилась тенденция расслоения экономики на высокодоходные и малорентабельные сектора. «С одной стороны, это способствует нарастанию столь необходимой для развития экономики конкуренции, с другой - побуждает к поиску мер поддержки стратегически важных отраслей», - считает Алексей Вялкин.

По мнению эксперта, не оправдываются надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: к уже существовавшим до «санкционной войны» ограничениям против российских компаний, добавились новые.

«Фактически перекрыт доступ к передовым технологиям, катастрофически упали объемы прямых иностранных инвестиций, чрезвычайно затруднен доступ к дешевым финансовым ресурсам – а ведь это были главные цели нашего вступления в ВТО. Да и для простого российского потребителя членство в ВТО малозаметно: ожидаемого снижения розничных цен на импортные товары так и не произошло», - отмечает эксперт.

«Тем не менее, при всех сложностях нынешнего взаимодействия со странами ЕС и США, Россия старается четко следовать своим обязательствам. Однако, парадокс в том, что применяемые сегодня в отношении России ограничительные меры находятся в прямом противоречии с принципами ВТО, что позволяет говорить о том, что возможности членства в этой организации в ближайшей перспективе вряд ли обеспечат нам ожидаемые экономические преференции» , - подводит итог член ТПП Алексей Вялкин.

Эксперт РИСИ Николай Трошин настроен более оптимистично. «ВТО это не волшебная палочка, открывающая зарубежные рынки для российского экспорта. Скорее это набор норм и требований, которым нам еще предстоит научиться пользоваться. Необходимо шире использовать предусмотренные правилами ВТО меры как для защиты отечественного производителя, так и для поощрения экспорта», - подытожил аналитик.

После вступления Казахстана в ВТО Беларусь осталась единственной в ЕАЭС страной, не являющейся членом этой организации. Данная ситуация заставляет ее выполнять практически все требования ВТО, не получая при этом преференциальных преимуществ в мировой торговле. Евросоюз заявил о готовности помогать республике в переговорах с ВТО. Однако Беларусь задумывается о связанных со вступлением рисках для своей экономики и старается выторговать для себя более выгодные условия членства.

Без альтернативы ВТО

В конце 2015 г. Беларусь активизировала процесс переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В сентябре текущего года продолжен второй раунд переговоров с Организацией. Данное решение было обусловлено устоявшимся мнением о благоприятном влиянии членства в ВТО на экономику страны. Катализатором же форсирования переговорного процесса стало вступление Казахстана в ВТО.

В результате Беларусь в рамках ВТО была поставлена в невыгодные условия внешнеторговой деятельности. На данный момент Беларусь осталась единственной страной Евразийского экономического союза (ЕАЭС), лишенной преференциальных преимуществ в мировой торговле, связанных с членством в ВТО.

Парадоксальность ситуации для участников внешней торговли Беларуси заключается в том, что как единственный член ЕАЭС, не являющийся членом ВТО, она вынуждена выполнять практически все требования международной торговой организации. Причем на условиях членства в ВТО стран-партнеров по евразийскому интеграционному блоку.

Данная ситуация не оставляет властям Беларуси альтернативы. Им приходится активизировать переговорный процесс с ВТО, чтобы иметь возможность на равных условиях конкурировать как внутри ЕАЭС, так и за его пределами.

Геополитическое «окно возможностей»

Однако желание ускорить вступление в ВТО для Беларуси не ограничивается экономическими мотивами и желанием создать равные конкурентные условия свободной торговли. Существует и ряд геоэкономических и геополитических факторов, способствующих развитию активности в переговорном процессе.

В 2014-2015 гг. произошел существенный спад экспортной составляющей белорусской экономики. Роль сыграло общее замедление экономического развития евразийского региона в предыдущие годы (рост возобновился только в 2017 г.). Также влияние оказали конъюнктурные факторы обострения конкуренции на внутреннем рынке ЕАЭС (волатильность валютных курсов основных игроков – России и Казахстана), политика импортозамещения России и др.

Напряженная геополитическая ситуация вокруг России расширила диапазон возможностей для Беларуси, сделала ее более заметной фигурой для основных международных акторов. Так, на фоне посреднической миссии в урегулировании украинского конфликта Беларусь не только существенно улучшила свой политический имидж, но и стала желанным партнером для стран ЕС. Последние декларируют готовность помогать республике в переговорах с ВТО, МВФ, Международным банком реконструкции и развития.

В результате конъюнктурное «окно возможностей» приобщения к мировой экономике в виде членства в ее глобальных структурах (в частности в ВТО) стало рассматриваться руководством Беларуси как инструмент получения доступа к мировым финансам. Дефицит последних мешает преодолеть негативные тренды белорусской экономики.

Но при этом, в отличие от правительств ряда других стран ЕАЭС, руководство Беларуси наиболее адекватно оценивает риски для своей экономики, связанные с открытием национального рынка. Поэтому для Беларуси сегодня актуален не вопрос вступления в ВТО, а вопрос условий участия в этой организации.

Торг с ВТО

Именно торг по наиболее приемлемым для белорусской экономики условиям является главной и трудно решаемой задачей. В этом вопросе у правительства Беларуси есть определенный люфт. Условия членства республики в ВТО явно не будут лучше российских (т.к. весовая категория в табеле о рангах в мировой экономике более проигрышная). Но и не хуже, чем условия членства Казахстана. Астана пошла на больший уровень либерализации, чем Россия, что создало проблемы в таможенно-тарифном регулировании в ЕАЭС.

Вступление в ВТО наиболее проблематично для Беларуси, так как структура ее экономики, основанная на экспорте продукции с высокой долей переработки промышленной продукции, и специфика действующей экономической модели требуют высокого уровня протекционистской защиты.

Отсюда и двойственность позиции руководства Беларуси. С одной стороны – необходимость ускорения процесса вступления в ВТО. С другой стороны – необходимость выторговать более благоприятные условия членства в организации с учетом особенностей белорусской экономики.

Ожидаемые эффекты вступления Беларуси в ВТО

К числу эффектов, ожидаемых после вступления Беларуси в ВТО, традиционно относятся:

1. Либерализация национального законодательства в соответствии с требованиями ВТО.

Это позволит республике решить проблему улучшения качества предпринимательской среды и будет способствовать развитию деловой активности и конкурентных отношений. При этом необходимо учитывать, что достижение данной цели потребует коренного пересмотра национальной системы государственного регулирования. Речь идет об условиях кредитования, налогообложения, полном отказе от мер дотационной и социально ориентированной политики государственной поддержки, валютной и денежно-кредитной политики и т.п.

Без указанных радикальных реформ сложно представить успешное функционирование эффективных конкурентных отношений. Более того, должен быть обеспечен относительно длительный переход к либерализации. В противном случае открытость рынка в соответствии с требованиями ВТО может привести к ужесточению конкуренции между национальными и иностранными производителями не в пользу первых.

Логично предположить, что либерализация экономических отношений в республике будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в сфере локального производства и сервиса услуг. С этой точки зрения наиболее уязвимыми могут стать предприятия машиностроения, производители бытовой техники, продукции повседневного спроса и сельскохозяйственной продукции.

2. Надежды на повышение инвестиционной привлекательности также увязываются с перспективами функционирования по правилам ВТО.

Безусловно, членство в данной организации может способствовать улучшению инвестиционного климата (с учетом изменения законодательства). Однако данные перспективы в большей степени основаны на ожиданиях улучшения имиджевых параметров страны.

Оценивая перспективы достижения роста инвестиционной привлекательности, необходимо понимать следующее.

С учетом структуры белорусской экономики высокотехнологические производства в области машиностроения, электроники, нефтехимии менее всего будут интересны европейским инвесторам. Их в большей степени будут интересовать сырьевые ресурсы, развитие информационных технологий, сектор финансовых услуг и сервиса.

То есть базовые отрасли, образующие основу промышленного сектора Беларуси, смогут рассчитывать на инвестиционные вливания при условии кардинальной смены системы управления и существенного сокращения издержек труда.

3. Уровень тарифного регулирования в странах ВТО и ЕС ниже уровня средневзвешенного тарифа ЕАЭС (4,2% против 5,2%).

Разница не существенна, но в случае принятия заниженных ставок тарифа в Беларуси должны быть готовы к наплыву более конкурентоспособного импорта, что при условии невозможности применения нетарифных ограничений (в соответствии с условиями свободной торговли) и недостаточно высокого уровня платежеспособности населения чревато сокращением рыночной ниши национальных производителей.

4. Наиболее уязвимой зоной белорусской экономики в условиях открытого рынка является сельское хозяйство и машиностроение.

Ведь одним из основных требований при вступлении в ВТО является ограничение уровня субсидий в пределах «зеленой зоны» в данный сектор экономики. Это существенно затруднит решение проблем модернизации и развития качества продукции указанных отраслей.

5. Членство в ВТО на условиях полной либерализации экономики создаст условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения за счет расширения импортного ассортимента.

Но при этом оно скажется уровне платежеспособности при сокращении рынка сбыта национальных производителей. Немаловажным фактором, способным негативно повлиять на социальную сферу, является требование ВТО о выравнивании внутренних цен на энергоносители с общемировыми.

Таким образом, учитывая экспортоориентированную структуру белорусской экономики (более 50%), исполнение полного пакета требований по либерализации экономики при вступлении в ВТО может в целом негативно сказаться на конкурентоспособности экономики.

Поэтому формирование положительных эффектов от ожидаемого членства Беларуси в ВТО полностью зависит от условий вступления в организацию, которые республика сможет обеспечить себе в переговорном процессе, длительности переходного периода и от инструментов смягчения отрицательных эффектов за счет реформ системы государственного регулирования и развития ее конкурентных преимуществ.

Аза Мигранян, д.э.н., заведующая отделом экономики Института стран СНГ, в.н.с Института экономики РАН

За последние 10 лет средние импортные ставки были снижены на 30%. По тарифным позициям, облагаемым пошлинами в размере 30%, ставки были снижены до уровня 20%; в 6 раз сократилось число тарифных позиций, подпадающих под ставку пошлины 25%.

Новые таможенные уже тарифы привели к неблагоприятным последствиям:

  • 1. Общему ослаблению защищенности российской экономики. Изначально снижение ставок обосновывалось эффектом от девальвации рубля, однако к моменту перехода к новым тарифам этот эффект полностью себя исчерпал.
  • 2. Негативным социальным последствиям (поскольку таможенные ставки снизились в первую очередь для дорогих и престижных товаров и практически не изменились для большинства товаров первой необходимости).
  • 3. сужению возможностей для осуществления дифференцированной промышленной политики (вследствие общего курса на выравнивание

тарифных ставок).

В результате Россия вступает в ВТО совсем не на тех условиях, которые были 10 лет назад Россия согласилась снизить пошлины по многим товарам. В частности, средние максимальные пошлины после окончания периодов, отведенных на исполнение обязательств, составляют:

Рис.

С присоединением к ВТО ставка ввозной пошлины на новые легковые автомобили вернется на уровень 25 % и продержится на нем три года. Затем она за три года упадет до 15 %. В переходный период пошлина на автомобили будет комбинированной, так что ее уровень будет определяться как наибольшее значение альтернативных размеров пошлины, посчитанных по адвалорной ставке (как процент от стоимости) и по специфической ставке (как определенная сумма в евро за 1 куб. см объема двигателя). В таблице 6 приложения В, приведены соответствующие значения адвалорных и специфических ставок максимальной пошлины в переходный период в автомобильной отрасли (с момента присоединения к ВТО и до 2019 года).Для говядины, свинины, мяса птицы и некоторых видов молочной сыворотки будут предусмотрены тарифные квоты. Таким образом, в пределах квоты на эти товары будут действовать одни ставки ввозных пошлин, а за пределами квот -- другие, более высокие. Некоторые из тарифных квот также предусматривают определенное распределение между странами-экспортерами. Для этих продуктов установлены следующие ставки ввозных пошлин в пределах и за пределами тарифных квот:

  • 1. Для говядины -- 15% в пределах тарифных квот (55 % за пределами).
  • 2. Для свинины -- 0 % в пределах тарифных квот (65 % за пределами); к 1 января 2020 года тарифная квота на свинину будет заменена единой максимальной ставкой пошлины в 25 %.
  • 3. Для некоторых видов мяса птицы -- 25 % в пределах тарифных квот (80 % за пределами).
  • 4. Для некоторых видов молочной сыворотки -- 10 % в пределах тарифных квот (15 % за пределами)

Вывозные таможенные пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин будут зафиксированы для более чем 700 тарифных линий, включая товары рыбной промышленности, минеральное топливо, нефть и продукты ее переработки, необработанные шкуры и кожу, дерево, бумагу и недрагоценные металлы.

Изменение тарифных сборов

В модели предусмотрена простая схема налогообложения импорта -- при ввозе импортной продукции взимаются только импортные тарифы, без учета акцизов и НДС. Налоги на продукты, к которым относятся акцизы

и НДС, в рамках модели собираются с товаров на региональных рынках. Согласно модельным расчетам, налоговые поступления от импортного тарифа снизятся на 17,3 % в результате присоединения России к ВТО и улучшения доступа российских производителей на зарубежные рынки. Необходимо отметить, что тарифные сборы являются лишь одним из видов налоговых сборов на таможне РФ. Значительные объемы налоговых сборов формируются за счет уплаты акцизов и НДС на импорт. Были проведены дополнительные расчеты для того, чтобы оценить выпадающие доходы федерального бюджета в результате изменения тарифов в рамках вступления России в ВТО.



Вверх