Венчание осенью. Обряд венчания, правила православной церемонии. В какие дни можно венчаться

Еще в давние времена между двумя влюбленными проводили некое таинство. В последствие, люди стали называть это таинство - венчанием . Это было традицией, и молодые люди относились этому процессу очень серьезно. А вот, например, в то время, когда наши родители были молодыми, венчание не было столь важным. Всем вполне хватало штампа в паспорте и похода в ЗАГС.

И вот сейчас в наши дни, молодожены вновь отдают предпочтение венчанию , и каждая новоиспеченная парочка стремится скорее обвенчаться в церкви. Но задумываются ли они, как это серьезно?

Наша молодежь должна четко понимать, что венчание - это не модная фишка - это ответственный шаг, который совершается раз в жизни. К тому же развенчать венчанных супругов (оформить церковный развод) возможно будет только по очень серьёзным обстоятельствам.

Поэтому, к этому обряду нужно относиться с большой ответственностью. Большинство молодых пар не могут прожить в браке и пяти лет. Начинаются тяжбы с разводом. А как тяжело развенчаться!? Конечно, когда идет пышное празднество свадьбы, молодые счастливы, и думают в основном о скором свадебном путешествии.

Стоит ли, только отпраздновав свадьбу, бежать в церковь и осуществлять таинство венчания ? Я думаю, нет. Почему? Все очень просто. Нужно испытать свои чувства на прочность, пожить немного семейной жизнью и понять, человек с которым ты живешь тот самый или нет. Бывают случаи, когда люди прожили много лет, отпраздновали серебряную свадьбу, и лишь потом решаются идти в церковь, чтобы совершить таинство венчания .

Я знаю также и другой пример, мои знакомые прожили в браке семь или восемь лет. Но, скажу, что их брак был не очень счастливым. Но все - таки они решили обвенчаться. И скажу Вам не напрасно, после венчания их отношения в семье стали лучше. И через некоторое время в их семье произошло пополнение - родилась доченька.

Может им помогло таинство венчания , а может и не в этом дело, но семья осталась, а не разрушилась. Конечно же, решать Вам венчаться или нет?! Просто, если уж решились - отнеситесь к этому очень серьезно. Если Вы решили совершить этот церковный обряд, первое и самое главное выбор даты венчания.

Благоприятные дни для венчания:

Наилучшим днем для священного Таинства является день Красной горки. Он припадает в ближайшее воскресенье, следующее за Пасхой.

Другие благодатные дни для венчания в 2018 году выпадают в следующие периоды:

  • после Крещения и до самой Масленицы: с 20 января по 12 февраля;
  • в промежуток Петрова и Успенского поста: с 12 июля до 13 августа;
  • на протяжении всей осени: 14 дней в сентябре, 17 дней в октябре и 15 дней в ноябре.

Кроме того, к благоприятной дате для церковного брака относится праздник Казанской иконы Божьей Матери, который в 2018 году приходится на 4 ноября.

Когда не совершается браковенчание?

В многодневные церковные посты:

на протяжении всего года - во вторник, четверг и субботу
накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;

  • Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января;
  • Великий Пост – с 19 февраля по 7 апреля;
  • Апостольский пост – с 4 июня по 11 июля;
  • Успенский пост – с 14 августа по 27 августа.

Сплошные седмицы (семь дней с воскресенья и по субботу):

  • Святки – с 7 января по 18 января;
  • Мытаря и фарисея – с 29 января по 4 февраля (за 2 недели до начала великого Поста);
  • Сырная – с 12 февраля по 18 февраля;
  • Пасхальная – с 9 апреля по 15 апреля (неделя после пасхи);
  • Троицкая – с 28 мая по 2 июня (неделя после праздника Троицы)

Даты, которые связаны с земной жизнью Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы:

  • Обрезания Господня – 14 января;
  • Рождества Иоанна Предтечи – 7 июля;
  • Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля;
  • Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября:
  • Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября.
  • Рождества Христова – 7 января;
  • Крещения Господня – 19 января;
  • Сретения Господня – 15 февраля;
  • Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля;
  • Преображения Господня – 19 августа;
  • Успения пресвятой Богородицы – 28 августа;
  • Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября;
  • Введения в храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.

Двунадесятые переходящие праздники (каждый год меняется дата праздника):

  • Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье) – 1 апреля;
  • Вознесения господня – 17 мая;
  • Дня Святой Троицы – 27 мая.
Запрещено проводить венчание и в самый главный христианский праздник – Воскресение Господне, которое в 2018 году припадает на 8 апреля.

Календарь венчаний на 2018 год

Цветом выделены самые благоприятные числа для венчания в 2018 году.

После того как Вы выбрали время и дату в календаре венчания, обязательно уточните её у священника храма, так как в большинстве церквей существует предварительная запись и необходимо проконсультироваться со священнослужителем церкви.

Божий храм проводит обряд венчания 4 раза в неделю:

  • понедельник;
  • среду;
  • пятницу;
  • воскресенье.

Надеюсь хорошим подспорьем, вам станут эти рекомендации:

Как подготовиться к венчанию?

Заранее подготовьте вещи, которые вам будут необходимы для венчания:

  • -Свидетельство о браке или справка из ЗАГСа
  • -Венчальные кольца. В наше время в церкви допускается венчание с кольцами, которые были одеты на супругов в ЗАГСе. Единственное, что стоит принять во внимания на кольцах не должны быть драгоценные камни. Максимум, гравировка на внутренней стороне кольца. Там может быть имя вашей половинки или молитва. Вариантов много. Считается, чем скромнее венчальные кольца, тем прочнее семейные узы обвенчанных.
  • -Венчальные свечи. Они покупаются в церкви перед церемонией и хранятся потом супругами всю жизнь.
  • -Иконы. Для невесты - икона Божьей Матери (чаще всего Казанской), для жениха - икона Спасителя.
  • -Коврик из белой или розовой ткани, на котором стоят новобрачные во время обряда венчания. (Потом остается в храме)
  • -Бутылка красного вина (кагор или херес)
  • -подвенечный наряд (чем скромнее, тем лучше) ОБЯЗАТЕЛЬНО нательные крестики.
  • -перед венчанием нужно исповедоваться и причаститься (т.е 3-4 дня пост и чтение молитв)

Венчание стоит денег. В каждой из церквей это оговаривается индивидуально. Минимальная цена колеблется в зависимости от статуса храма и состояния прихода.

Лучше посетить заблаговременно одно-два венчания, чтобы хорошо изучить, кому и где стоять на церемонии, чем потом попасть в неловкое положение.

Представляющие жениха становятся справа при входе в церковь, невесту - слева. Присутствие на обряде родителей, крестных отцов и матерей венчающихся желательно, но не обязательно.

Если у жениха и невесты нет родителей, то приглашают кого-то из родственников или друзей старшего возраста.

Посаженным отцом может быть только женатый мужчина, а посаженной матерью - замужняя женщина. В этой роли могут выступать также крестные родители жениха и невесты.

Перед тем как жених и невеста отправятся в церковь, родители благословляют их и встречают после венчания: мать - хлебом - солью, отец - образом.

Выбор подвенечного платья?

Еще один вопрос, касающийся девушек который может возникнуть – выбор подвенечного платья.

Опять же, сейчас многие используют одно платье для венчания и для похода в ЗАГС. Но тогда стоит усвоить несколько советов:

  1. Платье не должно быть коротким. Пишу об этом, так как в последнее время все больше невест предпочитают не слишком длинные платья. А церковь это не то место, где стоит оголять свои прекрасные, стройные ноги.
  2. Обязательно на голове невесты должна быть фата, которая будет закрывать лицо девушки от посторонних взглядов.
  3. На руках, должны быть перчатки. По православным традициям платье должно быть с закрытыми плечами, руками спиной.
  4. Ваше платье будет смотреться красивее, если его будет украшать кружево.
  5. Цвет. Здесь вариантов много. Главное, чтобы цвет был светлых и нежных тонов. Например, кремовый, светло – бежевый и др. Но конечно классический цвет подвенечного платья белый.

Разумеется, такое значимое событие вы захотите запечатлеть на память. Фото и видеосъемка в церкви не запрещена, но лучше заранее договориться со священником.

Что еще нужно знать о венчании?

Повторные браки с точки зрения церкви - явление, вообще не поощряемое церковью.

Хотя в последнее время второй (а иногда третий) брак признается все же допустимым, но его надо обязательно сопроводить двумя покаянными молитвами.

Обручение совершается, нет вопрошений о добровольном и непринужденном вступлении в брак, венцы возлагаются.

По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину.

Что может препятствовать венчанию:

  1. Вступление в брак более чем три раза.
  2. Близкое родство жениха и невесты.
  3. Таинство невозможно, если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание лишь по настоянию одного из супругов или родителей.
  4. Если хотя бы одни из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
  5. Если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом (гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый).
  6. Если между женихом и невестой есть кровное родство, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
  7. Если достаточно близкая степень свойства желающих венчаться.
  8. Если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм)
  9. Если кто-то однажды связал себя монашеским обетом безбрачия, а также священников и диаконов после их рукоположения.

* Различают кровное родство и свойство, т.е. родство между родственниками двух супругов.

Кровное родство существует между лицами, имеющими общего предка: между родителями и детьми, дедом и внучкой, между двоюродным и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами и т.д.

Свойство же существует между лицами, не имеющими общего предка, а породнившимися через брак.

В свойстве находятся родственники мужа с родственниками жены, родственники жены одного брата и родственники жены другого брата или родственники первой и второй жены одного мужчины.

Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство).

Требуется разрешение архиерея на венчание:

  • православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, баптистом)
  • между восприемниками одного младенца
  • между крестным отцом и его крестницей

Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия,то по скольку без выполнения этих условий не может быть зарегистрирован гражданский брак, церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

К каким святым молиться о благополучии в браке?

Во всех православных молитвословах можно найти молитвы на разные случаи семейной жизни.

О благословении на вступление в брак молиться святой Богородице в честь её иконы «Казанская», благоверному князю Петру и княгине Февронии (Муромским чудотворцам)

О всякой семейной и бытовой нужде – святой блаженной Ксении Петербургской.

При желании иметь дитя мужского рода - преподобному Александру Свирскому.

О счастье в браке молиться Божьей Матери, перед её иконами «Неувядаемый цвет», «Скоропослушница» своему Ангелу хранителю.

И в заключении хотелось ещё раз Всем Вам сказать: Венчание, как и создание семьи – важный шаг в жизни. Поэтому, кто решил совершить - это великое таинство не стоит принимать скоропалительных решений.

Взвесите все за и против и примите мудрое решение. Всем Вам любви и взаимопонимания, которое соединит ваши сердца навсегда.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Правила венчания. Когда можно и нельзя венчаться

Многие пары сейчас, помимо официальной регистрации брака, решают закрепить свои отношения перед лицом Бога венчанием в церкви. Для кого-то этот ритуал более важен, чем запись в книге актов гражданского состояния, а кто-то просто хочет торжественной и запоминающейся церемонии. В любом случае, принимая решение о вступлении в церковный брак, а именно это и подразумевает венчание, следует учесть несколько важных моментов. Даже если регулярное посещение храма для будущих супругов редкость, необходимо с уважением отнестись к правилам и традициям, установленным православной церковью.

Когда нельзя венчаться в православной церкви. Существует ряд причин по которым Церковь вправе отказать паре в венчании:

  • убеждения и вероисповедание

Если будущие супруги исповедуют не христианскую религию (ислам, буддизм, иудаизм), либо являются атеистами. Нельзя венчаться, не будучи крещенным в Православии, также могут отказать в венчании, если крещенный человек заявляет о своих атеистических убеждениях. Брак, заключенный по католическому либо протестантскому обряду, православной церковью признается.

  • неоднократные вступления в брак

Церковь отказывает в венчании, если в данное время кто-то из пары состоит в брачных отношениях с другим лицом. Если брак оформлен в ЗАГСе, его нужно аннулировать, если в церкви - то нужно получить разрешение архиерея на его расторжение и, одновременно, благословение на новое бракосочетание. Также не венчают более трех раз.

  • брак между родственниками

Церковь не поощряет вступление в брак близких родственников, вплоть до троюродных братьев, сестер и прочих (четвертая степень родства).

  • брак между духовными родственниками

Нельзя венчаться кумовьям, крестившим одного ребенка, а также крестным родителям с крестниками.

В какие дни нельзя венчаться. Следующим моментом является расписание венчальных дней, т.е. тех дат, по которым не совершается таинство венчания:

  • во время всех четырех постов,
  • в Сырную (Масленичную) и Пасхальную (Светлую) седмицу,
  • начиная с Рождества Христова до Богоявления (7-19 января по новому стилю),
  • накануне храмовых, двунадесятых и великих праздников (чтобы предпраздничный вечер не ознаменовался шумным гулянием по поводу венчания),
  • по субботам, а также вторникам и четвергам (накануне постных дней) в течение года,
  • накануне и в дни Воздвижения Креста Господня и Усекновения Главы Иоанна Предтечи (строгие посты).

Исключения могут быть сделаны по благословению архиерея при наличии уважительных причин.

Венчание и официальный брак в ЗАГСе. В настоящее время для проведения обряда браковенчания Русская Православная Церковь требует предъявление свидетельства о регистрации брака органами, представляющими государство.

Беременность и венчание. Церковь разрешает венчание во время беременности, как поощряет и посещение церкви женщинами, находящимися в интересном положении. Ребенок - это Божий дар, и грамотный священник никогда не откажет христианам, вступившим в законный брак, в проведении церемонии венчания по причине того, что невеста беременна.

Как выбрать обручаные кольца для венчания. Для обряда венчания паре нужно будет приобрести два обручальных кольца. Ранее, по традиции, одному из них полагалось быть золотым (для мужа), а другому серебряным (для жены). Сейчас допускаются кольца из одного и того же драгметалла (золотые) и даже перстни, украшенные камнями. Кольца очень важны для церемонии, ведь они являются символами неразрывного единения душ мужчины и женщины.

Наряды невесты и жениха для венчания. Жениху полагается быть одетым опрятно и строго. Невесте рекомендуется не слишком откровенный наряд. Если платье открывает плечи, спину и имеет глубокое декольте, то лучше заранее подумать о возможности набросить накидку или палантин во время проведения церемонии. Невеста должна быть с покрытой головой. Кружевной платок, или фата, закрепленная так, чтобы лицо оставалось открытым, - выбор остается за невестой. Относительно деталей наряда можно попросить рекомендаций у батюшки, который будет совершать обряд. Если юбка длинная и пышная, то ее заранее лучше подколоть или подобрать, так как во время церемонии нужно будет быстрым шагом обойти аналой несколько раз, а фасон юбки может это несколько затруднить. Невесте также предпочтительнее подобрать удобную обувь, ведь обряд венчания может длиться от 40 минут до 2 часов. В случае венчания пары, ждущей ребенка, можно согласовать с отцом-настоятелем наличие стульчика, если женщина вдруг почувствует сильную усталость во время церемонии.

Планируя венчание, нужно заранее обсудить всевозможные моменты со священником, который будет проводить обряд, а особенно серьезно следует задуматься над самой необходимостью оформления церковного брака. Ведь, по большому счету, осеняемый благодатью Божьей брак заключается один раз и на всю жизнь.

Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.


Двое соединяются в единстве

Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:

  • Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!

Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:

  • новобрачные должны быть крещены в православной церкви (это можно сделать и перед венчанием);
  • люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
  • перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.

Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.


Что понадобится для обряда

Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.

Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.

  • Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
  • Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
  • Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.

Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).


Правила проведения обряда

Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.

Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.

По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.

  • Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
  • Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
  • Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.

Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.

Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.

Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.

Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.

Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.

Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.

Как вести себя в храме

В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.

  • Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
  • Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
  • Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
  • Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.

Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!

Правила венчания

Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Еще век назад обряд венчания был обязательным, сегодня мужчины и женщины вступают в церковный брак исключительно по желанию. Вы тоже решились на венчание в церкви в Москве или области? Это серьезный шаг, к которому следует тщательно подготовиться – я расскажу вам обо всем необходимом.

Благоприятные дни для венчания, Красная горка

В отличие от обычных свадеб, обряд венчания проводится в определенные дни и время суток. Наиболее благоприятные дни для венчания – воскресенья, также церковные браки заключаются по нечетным дням (понедельникам, средам и пятницам). И, напротив, по четным дням обвенчаться невозможно.

В 2018 году есть особенная дата для проведения венчания в церкви в Москве – праздник Красная горка, выпадающий на 15 апреля. Этот день издревле считался лучим для свадьбы, заключенный в этот праздник брак будет долгим, крепким и счастливым.

Обряд проводится в середине дня, он занимает не менее двух часов, что обязательно нужно учитывать при подготовке.


Однако есть не только благоприятные дни для венчания, но и «запрещенные» даты:

  • Святки (с вечера 6 по 19 января 2018 г.);
  • В канун Сретения Господня (14 февраля);
  • На Сырной неделе (семь дней до начала Великого поста, более известна, как Масленица, в 2018 году с 12 по 18 февраля);
  • В канун Благовещенья Пресвятой Богородицы (6 апреля);
  • В Великий пост (семь недель до Пасхи, в 2018 году с 19 февраля по 7 апреля);
  • В Пасхальную неделю (в 2018 году — с 9 по 15 апреля);
  • В канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи, в 2018 году – 16 мая);
  • В канун и день Святой Троицы (49-й и 50-й день после Пасхи, в 2018 году – 26 и 27 мая);
  • В Петров пост (начинается во второй понедельник после Троицы, в 2018 году с 04 июня по 11 июля);
  • В Успенский пост (с 14 по 27 августа);
  • В канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября);
  • В канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября);
  • В канун и день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);
  • В канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября);
  • В Рождественский (или Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).

Если вы решили заключить союз на небесах, то мы рекомендуем уже сейчас выбрать дату, в противном случае вам просто-напросто не удастся реализовать задуманное.

Сколько стоит венчание, подготовка к обряду

К таинству следует подходить обдуманно и серьезно. Рекомендуется посетить церковь для разговора со священнослужителем. Вы заранее договоритесь о дате и получите все необходимые наставления. И, конечно же, узнаете, сколько стоит венчание в церкви – да, даже заключение церковного брака не происходит бесплатно!


Следует знать, что нужно для венчания, и заблаговременно подготовиться. Список довольно широк:

  • Молодожены и свидетели должны быть крещеным православными;
  • Наличие свидетельства о браке;
  • Соблюдение церковных традиций. Перед обрядом молодожены должны исповедаться, причаститься и поговорить со своим духовником, некоторое время поститься. А за день запрещены интимные отношения;
  • Необходимо приобрести венчальные предметы – обручальные кольца вместе с рушником (специальным белым полотенцем), коны Богородицы и Иисуса Христа, венчальные свечи;
  • Благословение от священнослужителя на фото и видеосъемку. Кстати, свидетелями не обязательно выбирать мужчину и женщину – это могут быть двое мужчин. Напомним, что венчание в церкви в Москве занимает несколько часов, в течение которых свидетели держат венцы над невестой и женихом – обычно мужчинам справиться с этой задачей проще, чем женщинам.

Церковь не только регламентирует подготовку и проведение венчания, но и ставит запреты:

Запреты для венчания

  • Запрещено венчаться некрещеным или людям иной веры;
  • Обряд невозможен без предварительного посещения ЗАГСа;
  • Запрещено венчаться кровным родственникам до 4-го колена;
  • Запрещено венчаться людям со слишком большой разницей в возрасте, а также если они не достигли установленного законом возраста;
  • Запрещено венчаться людям с наличием психических заболеваний. Наконец, в число запретов для венчания входит и женитьба без благословления родителей.

Наряды молодоженов для венчания

Церковь довольно лояльно относится к одежде и виду молодоженов, однако есть несколько простых требований.

Невесте лучше прийти в скромном белом платье скромного покроя, обязательно наличие фаты либо платка. Макияж не возбраняется, но он не должен быть скромным. Для жениха все проще – он должен прийти в нарядном костюме.

Поэтому решая, что нужно для венчания, подумайте и о подобающих нарядах.

Организация венчания

Задумавшись о венчании, нужно позаботиться о множестве мелочей, они легко могут быть упущены из виду, что подпортит впечатление от таинства. Решить эту проблему помогут услуги свадебного организатора. Я сделаю все необходимое для качественной подготовки венчания – ваш союз будет заключен на небесах, а обряд оставит только лучшие воспоминания!



Вверх