Убийце виктора хары вынесен приговор

Нередко наступает в жизни такой момент, когда задумываешься: «Что мне нужно для счастья? Чего я хочу?» Ищешь на свои вопросы ответ и вроде бы находишь. Но ничего не помогает. И тогда кто-то обращается к добрым друзьям или внимательным специалистам, кто-то полагается на опыт тех, кто мудрей и старше. Но на многих ничто не действует так целительно, как книга, которая не только даст ответ, но и поможет изменить свои мысли, дела и поступки. Изменить свою жизнь.

Может ли книга изменить нашу жизнь?

Очевидно, да. Судя по многочисленным отзывам, таковой является книга «Последний шаг». Книга-стимул, заставляющая думать и позволяющая душе трудиться. Читая её, осознаёшь, что жизнь одна, в ней нет черновиков и поэтому нужно жить достойно. Жить здесь и сейчас. Зачастую в будничной суете мы не замечаем? как прекрасно и чудесно всё, что нас окружает.

В погоне за славой, карьерой мы упускаем самое важное и не замечаем друзей и родных. Становимся несчастными сами и делаем несчастными окружающих. Есть ли выход? Как добиться успеха во всех сферах жизни? Изменить свой внутренний настрой? Книга «ПШ» («Последний шаг») даст ответы на эти вопросы. Автор книги шаг за шагом помогает пересмотреть взгляды на жизнь, изменить и сделать её лучше.

Кто он, автор книги?

Дмитрий Хара - писатель, психолог, бизнесмен и консультант. Родился в Ленинграде 11 апреля 1976 года. Как рассказывает сам автор, семья была небогатой, отец его был художником, мама - экономистом. Со слов Дмитрия, оставшись без родителей, большую часть жизни он жил интуитивно. Был на грани разочарования в себе, в собственных силах. Но, собрав волю в кулак, решительно изменил свою жизнь.

Дмитрий получил два высших образования - юридическое и экономическое. Карьера его довольно интересна и насыщенна: следователь и реставратор-краснодеревщик, начальник безопасности банка и директор госучреждения, совладелец ночного клуба и внештатный корреспондент.

Книга «Последний шаг»

В своей книге автор приглашает читателей вместе с героем книги в путешествие. Книга советует, учит, показывает на примерах и помогает переоценить свою жизнь, расставить приоритеты и что-то менять в жизни. Книга о саморазвитии, написанная в художественном стиле, вместе с героем позволяет читателю следовать наставлениям и советам.

Как говорит Дмитрий Хара, «ПШ» - книга, после прочтения которой жизнь навсегда изменится. Она заставляет действовать, менять себя, бороться со страхами и неудачами, пробовать неизведанное. Что примечательно в книге, названия глав состоят из двух слов, начинающихся на буквы П и Ш. Многие проекты автора начинаются именно так.

Тренинги и семинары

Дмитрий Хара - консультант по психологии успеха, автор многих проектов. Проводит тренинги и семинары, позволяющие обнаружить сильные стороны личности, максимально развивать их и успешнее двигаться вперёд. Тренинги помогают взглянуть по-новому на себя, на события и ситуации, из которых состоит жизнь, изменить мышление и качественно улучшить свою жизнь.

На своих тренингах Дмитрий приглашает участников в ПутеШествие, которое начинается с Первого Шага и предлагает три программы:

  • базовая «Первый Шаг»;
  • трансформационная «Продвинутый Шаг»;
  • лидерская «Полёт Шмеля».

Игра «Мой путь»

Дмитрий разработал игру «Мой путь», во время которой участник игры может увидеть, как на самом деле работает его подсознание. Действительно ли он хочет то, о чём говорит и мечтает. Мастер-класс «Мой путь» - это своего рода диалог с подсознанием, во время которого участник получает знание о том, как ставить задачи, принципы построения целей. Игра помогает ответить на вопросы: «Почему я разочаровался в своих мечтах и они меня не вдохновляют?»

Спектакль «ПутеШествие»

Один из читателей рекомендовал книгу продюсерскому центру, и Дмитрию предложили поставить спектакль. По его словам, он не представлял, как на театральной сцене можно уместить роман с внутренним монологом и переживаниями героя. Но режиссёр справился с этой задачей блестяще. Спектакль идёт в формате арт-пространства, что позволяет точно передать то, о чём рассказывает книга «ПШ». Дмитрий Хара считает, что именно в таком формате спектакль интересен и доходчив.

Зрелище получилось впечатляющим. Олег, главный герой, успешный директор фирмы, увидел рекламу турфирмы «Последний Шаг». После беседы с агентом он решает отправиться в ПутеШествие. О туре ему сообщают только то, что он может изменить жизнь человека. Во время путешествия герой встречается с людьми, которые учат его жить по-настоящему. И в итоге Олег узнаёт о себе и своей жизни много нового.

Актёры прекрасно передали смысл романа. Зритель видит человека, неудовлетворённого жизнью, нервного и запутавшегося. Очень живо и подлинно актёрский состав представил перевоплощение героя в сильную и цельную личность, который осознал проблемы и ошибки, и справился с ними успешно.

Как отзывается о спектакле Дмитрий Хара, «Последний Шаг» - книга, полная чувств и переживаний героя, поэтому он был готов к кардинальному изменению некоторых моментов. Но, к удивлению, за исключением нескольких мелочей, постановка поразительно точно передаёт сюжет произведения.

В чём кроется успех книги «Последний Шаг»?

Читатели в своих отзывах пишут, что книг по саморазвитию было прочитано немало. Но «ПШ» просто перевернула сознание. Многие перечитывали книгу по несколько раз, выписывая в свои дневники цитаты и мысли, которые приходили во время чтения. Это не очередная книга по психологии, в ней не заставляют твердить себе без конца, что жизнь прекрасна и ничего не придётся делать.

Книга заставляет не просто пересмотреть свои взгляды на жизнь. Она заставляет действовать. В ней собрано всё необходимое для тех, кто стремится быть лучше. Жизненные уроки и примеры, осознание главной идеи всей жизни - всё это раскрыл в своей книге Дмитрий Хара. Отзывы читателей говорят о том, что книга захватывает и не отпускает. После прочтения очень хочется и самому попасть в ПутеШествие, в которое отправился герой «ПШ».

«ЧароградЪ»

В 2005 году был создан центр творческого развития «ЧароградЪ», руководителем которого является Дмитрий Хара. Цель создания центра - социальная реабилитация детей и подростков из трудных семей, вовлечение их в творческие процессы. Центр помогает преодолеть своим воспитанникам барьеры в общении, учит их мыслить позитивно и творчески.

«ЧароградЪ» организует благотворительные выставки, фестивали и аукционы. В центре проводят просветительские кампании по познанию культуры разных народов, тренинги и семинары. Художники, мастера гончарного и кузнечного дела проводят мастер-классы. Вырученные средства от продажи картин отправляются в детские дома и детям с ограниченными возможностями.

Как говорит Дмитрий Хара, в его интересах помочь людям реализовать себя и увидеть путь к счастью. Разве не счастье для юных воспитанников центра взять в руки кисть и написать впервые картину маслом, слепить самостоятельно на кувшин или расписать своими руками шёлковый платок?

ВИКТОР ХАРА – ПЕВЕЦ СВОБОДОЛЮБИВОЙ ЧИЛИ

Этому чилийцу суждено было стать не только известным певцом, поэтом и музыкантом, но и самой знаковой жертвой режима Аугусто Пиночета. придерживался левых политических убеждений и стал узником концентрационного лагеря, организованного хунтой Пиночета для сторонников законного президента страны Сальвадора Альенде. Популярность Виктора Хары при жизни была просто фантастической, а после смерти он стал символом сопротивления военному режиму на родине. В Новом Свете того времени его известность, творчество и влияние на народные массы были сравнимы лишь с популярностью Эрнесто Че Гевары и Фиделя Кастро.

Крестьянский сын

Виктор Хара Мартинес появился на свет 1932 года в небольшом чилийском городке Чильян-Вьехо. Родители его были инкилинос – крестьяне, которые батрачили на полях крупных землевладельцев. Отец и мать с самого рассвета отправлялись на работу, но тяжелый труд все равно не приносил семье приличного дохода. Денег хватало лишь на пропитание и самую необходимую одежду. Отец Виктора частенько прикладывался к бутылке, и это не самым лучшим образом влияло на атмосферу в семье.

Шло время, и Виктор стал все четче обозначать сферу своих интересов – в его душе поселилась музыка. Сельский учитель, который арендовал комнату в их доме, познакомил Виктора с гитарой, научил брать аккорды и окунул в песенное творчество. Именно этот человек стал той нитью, которая связала Виктора Хару с богатейшим миром народной культуры Латинской Америки.

Способный ученик

В стремлении к знаниям был схож с матерью. Несмотря на крестьянскую жизнь, она была грамотной и делала все, чтобы ее дети стали образованными. Вопреки воле отца она отправила их в школу, потому что не хотела обрекать их на жизнь батраков. Виктор быстро стал одним из самых способных учеников, хотя больше всего ему нравилось участвовать в сценках, которые школьники разыгрывали после занятий. Но с этой школой мальчику пришлось попрощаться. На его старшую сестру упал котел с кипятком, и ее отправили на лечение в Сантьяго. Мать забрала детей и поехала с ними в столицу поближе к больной дочери. Там ей удалось устроиться поваром в дешевом ресторане и отдать детей в школу, хотя они по-прежнему помогали ей зарабатывать деньги. Со временем семья накопила достаточно средств, чтобы открыть маленький трактир для рабочих. В соседнем доме располагалась винная лавка, где частенько выступал начинающий музыкант Омар Пульгар. После сельского учителя он стал вторым наставником Виктора в мире музыки.

Путь от счетовода до музыканта

После школы парень поступил в училище, чтобы овладеть профессией счетовода. Но это ремесло ему быстро наскучило, Виктора все больше тянуло к друзьям, которые играли на гитарах и пели. После смерти матери от инсульта ему пришлось уйти из училища, чтобы зарабатывать на жизнь. Его взяли подмастерьем в мастерскую мебели, а в 1950 году решил поступить в семинарию, чтобы стать священником. Молодой человек искренне верил, что на этой работе он поймет самого себя и будет всегда помогать людям. Но через два года он передумал идти по пути священника. Причина была банальной – Хара не захотел на всю жизнь отказаться от отношений с женщинами.

Его призвали в армию, где он прошел службу в пехотном училище, а после демобилизации Виктор устроился в службу скорой помощи санитаром. Затем его взяли в университетский хор, с участниками которого он поехал на север страны в творческую экспедицию на поиски музыкального фольклора. Вот так и началась его карьера.

Виктор Хара – человек с гитарой

Он понимал, что самодеятельность – не его путь и поступил в 1956 году в театральную школу при Чилийском университете, чтобы стать профессиональным артистом. Там он смог проявить свои незаурядные творческие дарования и стал участником кружка интеллектуалов и художников, куратором которого выступал известный поэт Пабло Неруда. Он-то и стал для Хары одним из основных идейных вдохновителей.

В студенчестве Виктор часто исполнял песни прямо на улице, чтобы подработать. Он был уверен, что любое искусство не способно развиваться, будучи оторванным от народа. С фолк-группой «Кункумен» он записал сборник народных песен, которые и принесли ему первый серьезный успех. Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных произведений к сочинительству песен. Он посвящал их своим кумирам, которые боролись за свободу, – Че Геваре, Сальвадору Альенде и Хо Ши Мину. Эти произведения быстро разлетелись не только по Чили, но и по другим странам Латинской Америки. А концерты Виктора Хары в маленьких музыкальных барах принесли ему славу и статус одного из популярнейших чилийских певцов. Теперь его стали именовать «человеком с гитарой».

В протестном движении

В 1960-е годы он работал главным режиссером театра при государственном университете. Изучая пьесы разных авторов, искал творческие способы выражения своей любви к бедноте и крестьянам. В Латинской Америке есть поговорка о том, что крестьянский сын, окончивший университет, – это потенциальный революционер. Почти также и формировались политические взгляды Виктора. Он не смог остаться в стороне от социальных и политических событий, которые охватили в те годы Чили. Вместе с единомышленниками и коллегами Хара участвовал в демонстрациях и сочинял песни – гимны борьбы студентов за свои права. Ярким примером одной из таких композиций стала «Manifiesto». Когда в портовом городе Пуэрто-Монт в 1969 году полицейские сожгли хибары бедняков, Хара написал песню «Вопросы о Пуэрто-Монте», которая содержала прямое обвинение правительства в случившемся. Виктор исполнил эту песню на многотысячной демонстрации. А совместно с ансамблем «Килапаюн» Хара записал песню «Movil oil special!», в которую включил шум протестных шествий и звуки гранат со слезоточивым газом, которыми полиция разгоняла манифестантов. Осенью 1968 года студентам Чили все же удалось отстоять некоторые свои права.

Обратная сторона славы

Все большая популярность приносила Виктору Харе все новые неприятности. Консервативная пресса обвиняла его в коммунизме и стремлении подорвать основы политического порядка в стране. Во время выступления в одной из элитных школ ученики (дети богачей) начали забрасывать его ручками и прочими школьными принадлежностями в знак протеста против его политической позиции.

Но в 1970 году Сальвадор Альенде все же стал президентом страны, а Виктора Хару провозгласили певцом нового Чили. Концерты и гастроли привели его на Кубу. Вернувшись с Острова Свободы на родину, он с головой окунулся в общественно-политическую жизнь. Но позитивные достижения новой власти быстро отошли в сторону, ведь ситуация в стране продолжала накаляться. В Чили развернулась гражданская война против нового президента и власти. В сложные для государства времена со своим ансамблем еще больше проникся проблемами простых людей и всеми силами ободрял народные массы.

Кровавое убийство Виктора Хары

В сентябре 1973 года вооруженные силы страны под командованием генерала Аугусто Пиночета совершили в Чили военный переворот. Они захватили телецентр, а по радио начали транслировать информацию о смене государственной власти и создании военной хунты, которую возглавил генерал. Утром 11 сентября путчисты начали штурм президентской резиденции, дворец «Ла Монеда» подвергся обстрелу из танков и с помощью авиации. К обеду здание захватили, а президент Чили Сальвадор Альенде был убит.

Параллельно с захватом власти военная хунта начала настоящий террор против сторонников правительства Альенде и левых политических сил. Чили захлестнули убийства и массовые аресты. На главном стадионе столицы отряды Пиночета создали огромный концлагерь. Туда привезли 40 тысяч активистов левых сил и обычных прохожих, которых схватили сторонники хунты. Среди тех, кто оказался на стадионе, был и знаменитый певец . За четыре года до этого он выступал на национальном стадионе в рамках фестиваля «Новой чилийской песни» и победил. Тогда Виктору вручили диплом за «Призыв к труженику» – песню, которая содержала пророческие строчки: «Да будет так на этом свете, защитой слабых станешь ты!». А сейчас он сам стал узником концлагеря. Путчисты ненавидели его самого и все его песни за то, что он поддерживал левые идеи и был голосом коммунистического движения Чили. За это Виктора Хару пытали долго и жестоко.

Его изрешеченное пулями тело нашли 1973 года в поселке по дороге на стадион. Местные жители долго всматривались в изуродованное лицо, пока одна из женщин не узнала в убитом Виктора Хару . Повторно его опознала жена в морге. После эксгумации останков Виктора в 2009 году эксперты выяснили, что он погиб от выстрела в голову из пистолета, а только потом в него выпустили пулеметную очередь.

Поэт Пабло Неруда сравнил смерть музыканта с убийством поющего соловья. Его песни словно фотоаппарат зафиксировали события в Чили того времени, они выразили дух народных устремлений и всего происходящего, а образ Виктора Хары навсегда остался в сердцах чилийцев. Он верил, что артист раскрывается по-настоящему только когда является частицей своего народа.

ФАКТЫ

Путешествуя по отдаленным чилийским селениям, интересовался не только фольклором. Он хотел глубже понять стремления и мысли крестьян, чтобы потом передать их в песнях. Он считал, что на сцену должен выходить не сладкоголосый артист, а настоящий труженик, который знает цену хлебу, чтобы зрители ему верили и сопереживали.

В 1961 году с ансамблем «Кункумен» побывал в Советском Союзе. Столица СССР его настолько впечатлила, что он отправил восторженное письме жене. В нем он также рассказал о том, какие духовно непоколебимые, добрые, приветливые и открытые жители этой страны. Особенно его поразило то, что никто из советских людей в разговоре с ним не кичился завоеванием космоса.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

(исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 1932 — 1973) - поэт, музыкант, певец, театральный режиссер, один из самых известных деятелей чилийской культуры, член Компартии Чили, пылкий приверженец (исп. Salvador Allende Gossens).

Хара был одним из самых популярных певцов и композиторов в 70-е г. минувшего века, основателем музыкального течения «Новая чилийская песня». Жестокое убийство в ходе военного переворота 1973 г., организованного генералом (исп. Augusto Jose Ramon Pinochet Ugarte), сделало певца знаменем чилийских патриотов настоящим символом борьбы против фашиствующего режима. Возможно, Виктор Хара стал третьим после « » и Фиделя Кастро латиноамериканским коммунистом, ставшим знаковой фигурой левого движения в Латинской Америке.

Убитому фашистами «Человеку-камертону», как его называли, было всего 40 лет.

Детство, юность

Виктор Лидио Хара Мартинес родился 28 сентября 1932 г. в небольшом чилийском поселке Сан-Игнасио (исп. San Ignacio) в семье «inkilinos» - так в называли безземельных крестьян, батрачивших на землях крупных латифундистов. У Мануэля и Аманды Хара Виктор стал 4-м ребенком, после Марии, Хеорхины и Эдуардо. С самых ранних лет мальчику пришлось столкнуться с несправедливостью общества неравных возможностей. Как впоследствии вспоминал поэт, его родители трудились на полях от рассвета до заката, но семья еле сводила концы с концами. Несмотря на тяжелое положение, мать, неграмотная крестьянка, происходившая из индейцев с юга Чили, мечтала, чтобы ее дочери и сыновья получили образование. Поэтому всех своих детей Аманда Хара отправила в школу вопреки протестам отца, который видел в отпрысках лишь помощников по хозяйству.

Способный Виктор быстро стал одним из лучших учеников в школе, с особым удовольствием он играл в школьных спектаклях и рано увлекся фольклором. По воспоминаниям друзей детства, мальчик отличался упорством и трудолюбием. Постепенно интересы подростка всецело сосредоточились вокруг музыки. Первым человеком, познакомившим его с гитарой, стал сельский учитель, который снимал комнатку в домике семьи Хара. Он научил Виктора брать основные аккорды и познакомил его с латиноамериканским народным песенным творчеством.

После того, как с Марией случилось несчастье (на нее опрокинулся котел с кипятком), семья перебралась в , поближе к больнице, где лечилась старшая дочь. Семья поселилась в одной из столичных «фавел» — трущобном поселке Ногалес (исп. Nogales). Братьев определили в католический лицей, находившийся по соседству, где Виктор получил начальное образование. Тем временем, мать Аманда, работавшая поваром в местном ресторанчике, сумела скопить немного денег и открыла собственный маленький трактир, где в основном столовались грузчики. Это позволило семье улучшить свое благосостояние и сменить жилье. По соседству с новым домом, куда переехало семейство, находилась винная лавка, в которой часто выступал молодой музыкант Омар Пульгар (исп. Omar Pulgar), ставший вторым человеком после сельского учителя, кто давал юному Виктору уроки игры на гитаре и обучал пению.

После окончания школы Виктор продолжил учебу в коммерческом училище. Ремесло счетовода давалось ему плохо, юноша считал его скучным и предпочитал проводить время с друзьями, занимаясь пением и музыкой. Когда Виктору было 15 лет, мать скончалась от инсульта, а отец вскоре спился. Виктору пришлось бросить учебу и наняться подмастерьем в мебельную мастерскую.

В 1950 г. юноша вдруг решил поступить в семинарию Ордена Святейшего Спасителя. В зрелом возрасте он так объяснял свой выбор: «Я очень серьезно отнесся к решению поступить в семинарию. Теперь, с точки зрения взрослого человека, я полагаю, что в основе лежали сугубо личные эмоциональные побуждения: одиночество, исчезновение целого мира, который до тех пор казался незыблемым, где были родной дом и материнская любовь… В тот момент в церкви я нашел убежище». Однако, весной 1952 г. Виктор семинарию бросил. Причина оказалась довольно банальной - здоровый, полный сил мужчина не захотел соблюдать целибат, который предполагал статус католического священника. После отчисления из семинарии Виктор Хара был призван на военную службу в пехотное училище.

Начало музыкальной деятельности

После демобилизации, получив звание сержанта, некоторое время Виктор работал санитаром на скорой помощи, потом стал петь в университетском хоре. Несколько лет он играл в театре пантомимы и много путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем в марте 1956 г. поступил театральную школу Чилийского Университета на отделение телевизионной режиссуры. Так и началась карьера Хары, впоследствии всемирно известного певца и музыканта.

В школе он проявил не незаурядные актерские и музыкальные дарования, входил в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был сам (исп. Pablo Neruda), известный чилийский поэт, приверженец коммунистической идеологии. Неруда стал для Виктора одним из главных идейных вдохновителей.

В студенческие годы Виктор, чтобы подработать, часто пел прямо на улицах. Он считал, что искусство не может существовать в отрыве от народных корней. Первый большой успех ему принесли сборник народных песен, записанный с молодежной фолк-группой “Cuncumen” , а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”), которая шла еще в 7-и латиноамериканских странах, в том числе на Кубе, где Виктор познакомился с легендарным (исп. Ernesto Che Guevara). Музыкант постепенно перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Песни, которые были посвящены его кумирам, борцам за свободу — Че Геваре, Хо Ши Мину, Сальвадору Альенде — быстро распространились в Чили и странах Латинской Америки. Его концерты в небольших музыкальных барах, получившие название “peña” (с исп. «Рок»), сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов. Отныне Виктор Хара воспринимался как «человек с гитарой».

В 1961 г. Виктор с концертами посетил Советский Союз. Эта поездка оказала на музыканта колоссальное впечатление, по возвращении он принял решение вступить в Компартию Чили.

В 1960-е гг. Хара был главным режиссером театра Государственного Университета. Работая над пьесами других авторов, он искал способы выразить свою любовь к простым крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие, полные жизни образы. Он не мог оставаться в стороне от бурных политических событий, охвативших страну; вместе с коллегами и учениками принимал участие в массовых демонстрациях протеста, сочинял песни, в одночасье становившиеся гимнами борьбы студентов за свои права. Его творчество все более приобретало политическую окраску. Ярким примером песни-протеста является «Manifiesto». Когда в (1969 г.) полицейские жестоко расправились с мирной демонстрацией фермеров, Виктор написал песню “Preguntas por Puerto Montt ” (“Вопросы о Пуэрто-Монте”), в которой гневно обвинял правительство.

С этой песней он выступил перед тысячной аудиторией во время демонстрации протеста.

Вместе с ансамблем «Quilapayun» Виктор спел песню «Movil oil special! », звуковым фоном которой был шум демонстрации и хлопки гранат со слезоточивым газом, которыми чилийская полиция пыталась разогнать манифестантов.

Бурные 60-е

В ХХ в. в латиноамериканских странах, в том числе и в Чили, широкое распространение получили левые и леворадикальные идеи. Социально-экономическое положение страны характеризовалось всевластием олигархов - промышленников и латифундистов, значительная доля национальных ресурсов находилась в руках иностранных компаний. Между тем, основная масса чилийского населения жила в крайне бедности. Поэтому идеи социальной справедливости и равенства «витали в воздухе». Сказывалось и влияние революционной Кубы, которая стала примером для радикально настроенных сил во всех странах Латинской Америки.

Опасаясь формирования просоветских режимов в Новом свете, Соединенные Штаты вели политику, направленную на разжигание в латиноамериканских странах антикоммунистических настроений. Где угрозами, где щедрыми финансовыми вливаниями США добивалось от руководителей проведения репрессивной политики в отношении коммунистических партий. Не стала исключением и Чили.

В конце 60-х на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью “Народного единства” - союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий - было изменение условий жизни бедных слоев чилийского общества и создание правовой социалистической системы. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми силами.

Напряжение неуклонно нарастало. Виктор, как член КП Чили без колебаний встал на сторону левых.

Армейские офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть демократическое правительство, но попытка переворота провалилась, и в 1970 г. в Чили состоялись президентские выборы, которые завершились победой , кандидата от “Народного единства”. Песня Виктора Хара “Venceremos ” (“Мы победим”) стала гимном президентской кампании Альенде. Как художественный руководитель и солист группы «Quilapayun», в 1971 г. он был назначен культурным послом при правительстве Альенде.

Новый президент приступил к исполнению своих обязанностей: при полной общественной поддержке началась демократизация основ государства. Однако, в парламенте страсти продолжали бушевать, нападки правых и левых экстремистов на демократическое правительство участились. Виктор был в гуще событий: Сальвадора Альенде он считал одним из важнейших героев борьбы за социальную справедливость в стране.

Виктор Хара писал новые песни и всюду их исполнял. Он стал ведущим цикла телепередач под общим названием “Я не хочу, чтобы моя страна была разделена” - о гражданской войне в Испании, о нацистской Германии и о напряженной ситуации в Чили. С приходом к власти Сальвадора Альенде, Виктор Хара превратился в едва ли не официального певца нового Чили. Его концерты проходили все чаще, а в 1972 г. он отправился с визитом на Кубу. То, что сделал с Кубой Фидель Кастро, очень понравилось Виктору, вернувшись на родину, он с еще большим энтузиазмом включился в общественно-политическую жизнь своей страны.

Хара и его ансамбль в это сложное для страны время играли большую роль в ободрении народных масс, поддерживая активистов левых партий и профсоюзов, простых чилийцев, высмеивая правоконсервативные круги и «марши кастрюль».

В 1973 г. “Народное единство” победило на парламентских выборах, но Альенде предупреждал чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны.

Военный переворот

11 сентября 1973 г. вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили военный переворот. Военные-путчисты захватили телецентр, а правые радиостанции транслировали заявление о произошедшей смене власти и создании военной хунты, возглавленной командующим сухопутными войсками Чили . В 9:15 отряды путчистов предприняли штурм президентского дворца «Ла Монеда» (исп. Palacio de La Moneda). Здание президентской резиденции защищало около 40 человек, а обстрел вели танки и авиация ВВС. К 14:20 дворцовое здание было захвачено, а законный президент Сальвадор Альенде убит.

Зверское убийство

В ходе захвата власти военная хунта приступила к беспощадному террору против левых сил и сторонников правительства Альенде. В стране начались массовые репрессии, аресты и убийства, без суда и следствия. Главный стадион Сантьяго «Estadio de Chile» был превращен в огромный концлагерь, куда армейские отряды путчистов согнали около 50 тыс. схваченных левых активистов, тех, кто поддерживал “Народное единство” или просто случайных граждан, в ком они усматривали своих противников.

«Марксистский мусор» – так приспешники хунты называли арестованных. На тот же стадион в среду утром 12 сентября 1973 г. вместе с 600 преподавателями и студентами Технического Университета был доставлен и пылкий музыкант — подгоняемый штыками и прикладами, с руками на затылке. Накануне Виктору предстояло петь на акции, готовившейся в Университете, во время которой президент Альенде должен был объявить чилийскому народу о всенародном голосовании. По иронии судьбы, в 1969 г. Виктор выступал на этом самом стадионе, как участник первого фестиваля «Новой чилийской песни», где он стал победителем.

Теперь поэту и музыканту выпала участь стать узником концлагеря.

Чтобы предотвратить взрыв на стадионе, заключенных в ночное время ослепляли лучами мощных прожекторов, на переполненные трибуны постоянно были нацелены дула крупнокалиберных пулеметов.

В течение 4-х дней путчисты Пиночета, которые ненавидели Хару как «коммунистического певца» , жестоко избивали поэта, пропускали через его тело электрический ток, раздробили обе руки, чтобы он никогда больше не мог играть на гитаре, изувечили лицо, едва не выбив глаз. Фашиствующие молодчики показывали полуживого музыканта, как свой главный трофей - «коммунистический голос». Виктор вел себя мужественно, с достоинством, он не просил пощады у истязателей. 15 сентября его отвели в раздевалку стадиона, превращенную в камеру пыток, и там убили выстрелом в голову, после чего тело изрешетили автоматной очередью. Позже изувеченное тело музыканта было найдено под кладбищенским забором и помещено в один из городских моргов с биркой «Неизвестный, подобран на улице».

Люди, которые должны были свалить тела в общую могилу, узнали в изуродованном теле Хары и тайно сообщили об этом его жене, которой удалось забрать мужа и похоронить его, как подобает.

Предсмертная песнь

Виктор Хара не переставал писать до самого последнего вздоха. Маленькая записка жене и его последние стихи были под диктовку записаны сокамерниками на клочках бумаги, которые удалось тайно вынести за стены стадиона тем, кто чудом спасся. Предсмертное стихотворение “На стадионе” не закончено — оборвано на середине предложения. «Кровь президента Альенде бьет сильнее, чем бомбы и пули. Наши кулаки еще ударят вновь», — надиктовал изувеченный, но не сломленный поэт.

Когда воскресным утром 16 сентября 1973 г. Пабло Неруда узнал о смерти Хары, он воскликнул: «Боже, это ведь то же самое, что убить поющего соловья!»

Виктор Хара: Семья

Музыкант был женат на известной танцовщице и певице Джоан Тернер (англ. Joan Alison Turner; г/р 1927), уроженке Великобритании, которая в институте культуры, где учился Виктор, преподавала танцы. У Джоан от первого брака была дочь Мануэла, в семье Хара родилась общая дочь Аманда. Аманде было 8, а Мануэле 13 лет, когда путчисты убили их отца.

После гибели Виктора, Джоан, которая была английской подданной, с помощью сотрудников английского посольства удалось вместе с девочками покинуть страну, сохранив рукописи мужа. Она вернулась в Великобританию, потом перебралась во Францию, затем много путешествовала и в 1983 г. возвратилась в Чили, где живет по сей день. О своем верном друге и любимом муже она написала книгу «Виктор. Прерванная песня» , которая в 1984 г. была опубликована в Великобритании на английском языке. Эта книга — не просто рассказ о жизни двух людей, об их огромной любви и совместной работе, она стала ярким свидетельством тех скорбных дней, которые пережила страна в страшные для чилийцев годы.

Суд над убийцами

В декабре 2008 г. чилийский суд предъявил обвинения восьмерым участникам преступления. Семеро, проживающие в Чили, были арестованы, а Педро Барьентос (исп. Pedro Barrientos) заявлен в розыск через Интерпол. По словам свидетелей, именно Барьентос приказал солдатам бросить Хару в подвал, где лично рукояткой револьвера бил его по лицу. Затем Барьентос стал играть с полуживым музыкантом в «русскую рулетку». Выстрелив Виктору в затылок, лейтенант приказал солдатам, вооруженных автоматами, расстрелять бездыханное тело.

В июне 2009 г. в рамках правительственного расследования была проведена официальная эксгумация тела Виктора Хары. Судебно-медицинская экспертиза показала, что в него было выпущено 44 пули. Кисти рук, вопреки распространенной легенде, не были отрублены, но были чудовищно раздроблены. Еще была проломлена голова, а кости переломаны в 30-ти местах. Смерть наступила от пули, выпущенной из пистолета в голову.

В декабре 2009 г. останки Виктора Хара были перезахоронены на главном кладбище страны в Сантьяго, в траурной церемонии приняли участие тысячи чилийцев.

В 2012 г. чилийские тележурналисты нашли Барьентоса в Соединенных Штатах. В 1989 г. он получил гражданство США, женившись на уроженке Флориды. Чилийское правительство подготовило запрос в США на экстрадицию Барьентеса, но по каким-то причинам его не отправило.

Не смирившаяся с безнаказанностью изуверов, подвергших мужа бесчеловечным пыткам, 5 сентября 2013 г. вдова поэта Джоан Хара подала на Педро Барьентоса заявление в федеральный суд штата Флорида, где спокойно проживал бывший палач пиночетовского режима. Иск был возбужден от имени Джоан и ее дочерей, Аманды Хары Тернер и Мануэлы Бунстер.

Адвокат семьи Хара выразил удовлетворение тем, что спустя почти 40 лет сделана попытка раскрыть, наконец, правду и привлечь виновных к ответственности.

«Песни Виктора продолжают вдохновлять людей во всем мире, а память о нем жива даже спустя 40 лет после его гибели, - говорится в заявлении - Мы хотим привлечь к суду тех, кто повинен в вопиющих нарушениях прав человека в те годы, чтобы люди, ставшие жертвами кровавой диктатуры, хоть немного обрели покой».

28 июня 2016 г. суд Флориды вынес приговор по делу об убийстве знаменитого чилийского революционного музыканта Виктора Хары. В его смерти признан виновным бывший офицер чилийской армии Педро Пабло Барриентос, которому Суд постановил выплатить семье убитого в качестве возмещения ущерба $28 млн. Сам Баррьентос категорически отрицал выдвинутые обвинения, заявляя, что никогда не был на стадионе в Сантьяго и вообще не знает Виктора.

Любопытные факты

  • В те смутные времена в Латинской Америке имела хождение поговорка «Крестьянский сын + Университет = Революция». Точно по такому сценарию и формировалось политическое мировоззрение Виктора Хары.
  • Находясь в противостоянии с СССР в годы «холодной войны», Соединенные Штаты не гнушались поддерживать самые кровавые режимы - в Африке, Азии и Латинской Америке. Мнимая «забота о демократии и правах человека» на практике оборачивалась военной, финансовой и идеологической помощью диктаторам, которые занимали антикоммунистические позиции и которыми можно было легко манипулировать, используя их для борьбы с социалистической идеологией. Типичным примером подобных диктатур, возникших при поддержке США, стал режим Пиночета в Чили. Только по официальным данным, за годы правления хунты, возглавляемой генералом Пиночетом, в Чили были убиты 2300 человек и почти 40 тыс. граждан подвергнуты зверским пыткам.

    Дайте нам силу и мужество, чтобы бороться…

  • В 1961 г. музыкант вместе с группой «Cuncumen» посетил Советский Союз и некоторые европейские страны, входившие в социалистический блок. В письмах к Джоан Виктор писал, что его восхищает стойкость, с которой русские люди переносят свою нелегкую жизнь «…стоит поучиться у русских, как жить сообща. Они обладают духовной твердостью, которая делает их спокойными и добрыми… Русские - фантастические люди…, очень открытые и приветливые».
  • В 2003 г. в Чили отмечалась печальная дата: 30-летие со дня гибели Хары и тысяч его единомышленников. В том же году главный стадион Сантьяго, где принял мученическую смерть Виктор Хара, назвали его именем, а сам музыкант был назван чилийцами самым любимым певцом.
  • «Мое пение - это цепь без начала и конца, которая на каждом жизненном этапе обогащается музыкой других певцов», - говорил о своем творчестве сам певец.
  • В раздевалке стадиона Сантьяго, ставшей для певца камерой зверских пыток, перед смертью он успел надиктовать свое последнее стихотворение, в котором болью пульсировали слова: «…Мой Бог, и это – мир, сотворенный тобою? И ради этого были семь дней твоих трудов и забот?…»
  • Среди тех, кто пытал Виктора Хару, выделялся лейтенант Эдвин Димтер Бианчи , выходец из семьи швейцарских немцев, эмигрировавших в Чили. Он прошел военную подготовку в Панаме, где специалисты ЦРУ США готовили карателей для военных диктатур в странах Латинской Америки. Высокий красивый блондин с голубыми глазами властным голосом, сам себя он называл «Принцем», сослуживцы же дали ему кличку «Бешеный Димтер». Лейтенанту доставляло удовольствие издевательство над «коммунистическим мусором». Согласно свидетельствам очевидцев, лейтенант Бианчи лично избивал Виктора ногами и рукоятью пистолета по лицу. В конце 1976 г. Бианчи уволился из вооруженных сил и работал в Министерстве труда Чили, а сейчас находится на пенсии - в 2015 г. ему исполнилось 65 лет.
  • В середине сентября изрешеченное пулями тело певца с изуродованным лицом нашли брошенным под оградой кладбища «Metropolitano». Единственная официальная сводка о его смерти гласила: «Фольклорист Виктор Хара погиб в перестрелке с военным патрулем».
  • В 1978 г. Дин Рид (англ. Dean Cyril Reed; 1938 — 1986) - американский певец, киноактер и кинорежиссер, пользовавшийся огромной популярностью в странах Латинской Америки и Восточной Европы, сыграл главную роль в биографическом фильме о В.Х. «Певец» (исп. «El Cantor»).
  • По мотивам событий, связанных со смертью легендарного чилийского поэта, советский музыкант Александр Градский создал рок-оперу «Стадион», которую писал 11 лет. В 1983 г. на студии грамзаписи «Мелодия» вышел диск с этим музыкальным произведением. «Если не я, то кто же?» - таков сквозной лейтмотив темы Певца, главного персонажа оперы, являющего собой обобщенный образ Человека, не склонившего головы перед кровавой диктатурой, до последнего вздоха призывающего к борьбе за светлые идеалы человечества. Главного героя озвучил сам Градский, его жену — Алла Пугачева. Также в опере задействованы «эпохальные» голоса Андрея Макаревича, Иосифа Кобзона, Андрея Миронова, Елены Камбуровой, Михаила Боярского, Владимира Кузьмина.

- (Jara) (1938 1973), чилийский певец, композитор, поэт, режиссёр, фольклорист. В 1966 69 руководитель вокально инструментального ансамбля «Килапайюн». В 1958 73 совершил турне по странам Латинской Америки, Европы (в СССР в 1958 и 1972), в США.… … Энциклопедический словарь

Многозначный термин. Содержание 1 Религия и мифология 2 Фамилия 3 Топонимы … Википедия

Víctor Lidio Jara Martínez Чилийский поэт, театральный режиссёр, певец, политический активист Дата рождения: 28 сентября 1932 … Википедия

Виктор Хара Víctor Lidio Jara Martínez Чилийский поэт, театральный режиссёр, певец, политический активист Дата рождения: 28 сентября 1932 … Википедия

- (1938—1973), чилийский певец, композитор, поэт, режиссёр, фольклорист. В 1966—69 руководитель вокально инструментального ансамбля «Килапайюн». В 1958—1973 совершил турне по странам Латинской Америки, Европы (в СССР в 1958 и 1972),… … Большой Энциклопедический словарь

- (Jara) Виктор (28 IX 1938, Чильян Вьехо между 12 и 15 IX 1973, Сантьяго) чилийский певец, композитор, поэт, фольклорист, театр. режиссёр и обществ. деятель. В 1961 окончил театр. школу Чилийского ун та. С 1962 режиссёр постановщик труппы… … Музыкальная энциклопедия

Хара В. - ХÁРА (Jara) Виктор (1938–73), чил. певец, композитор, поэт, режиссёр, фольклорист. В 1966–69 руководитель вок. инстр. ансамбля Килапайюн. В 1958–1973 совершил турне по странам Лат. Америки, Европы (в СССР в 1958 и 1972), США.… … Биографический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Вуячич. Виктор Лукьянович Вуячич (11 июля 1934(19340711), Харьков 17 сентября 1999, Минск) популярный советский и белорусский эстрадный певец, лауреат всесоюзного и международных конкурсов.… … Википедия

Международный аэропорт Чикаго О Хара Страна: Регион: США Чикаго Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: KORD ORD … Википедия

Книги

  • Озеро Радости
  • Озеро Радости , Мартинович Виктор. История взросления девушки Яси, описанная Виктором Мартиновичем, подкупает сочетанием простого человеческого сочувствия героине романа и жесткого, трезвого взгляда на реальность, в которую ей…

Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало его символом борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке.


чилийский поэт, театральный режиссёр, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 года в Чили, организованного генералом Аугусто Пиночетом. Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало его символом борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет. По некоторым данным непосредственным палачом, пытавшим Виктора и давшим впоследствии приказ о его расстреле, стал лейтенант Эдвин Димтер Бианчи. В настоящий момент Эдвин Димтер работает начальником отдела финансового контроля Управления Ассоциациии частных пенсионных фондов Министерства Труда Чили. Согласно амнистии 1979 года ему не грозит ответственность за содеянное.

В 2003 году стадион, где погиб Виктор, был назван его именем. Его песни были посвящены Эрнесто Геваре, Камило Торресу, Сальвадору Альенде, Панчо Вилье, «босоногому дядюшке Хо» и другим выдающимся его современникам. Дин Рид сочинил песню и сыграл главную роль в биографическом фильме о Харе «Певец» (El Cantor) / ГДР, 1978 (или 1977 - данные разные). По мотивам событий, связанных со смертью Хары, советский музыкант Александр Градский создал рок-оперу «Стадион». В песне группы U2 «One Tree Hill» есть строки посвящённые Виктору: «And in our world a heart of darkness, a fire zone where poets speak their hearts then bleed for it. Jara sang his song, a weapon in the hands of love, you know his blood still cries from the ground.» Также Виктору посвящены песни «Washington Bullets» группы The Clash и «Juan Sin Tierra» группы Ska-P.



Вверх