Составьте схему из списка предложенных слов: цель, действие, мотив, деятельность, средства, результат. Обществознание_образцы заданий_2015 Заполни схему цель результат средства

Практическая деятельность человека может быть настолько многообразной, что затрагивает все сферы жизни. Причем неважно, чем именно занимается личность. Практическая деятельность, как правило, связана с самоорганизацией и самовыражением. Люди ходят на работу не только для того, чтобы обеспечивать себя питанием и платить за жилье. Прежде всего каждый из нас хочет стать преуспевающей личностью, чтобы можно было гордиться самим собой. Данная статья посвящена вопросу предназначения, в ней будут рассмотрены основные виды практической деятельности.

Игровая деятельность

Конечно, в первую очередь, это прерогатива маленьких детей. Они любят моделировать различные жизненные ситуации и обыгрывать их. Игровая деятельность позволяет малышам лучше узнавать окружающий мир и самих себя, определять границы возможного. Одни дети любят играть вместе, другие предпочитают коллективному взаимодействию одиночный тур. Нужно видеть, с каким воодушевлением малыши строят города и замки из конструктора, играют в куклы, проводят много времени за компьютерными играми. Вся эта деятельность иногда воспринимается ими значительно ярче и реальнее, чем сама действительность.

Практическая деятельность была бы совершенно неполной без данного вида. Игра считается началом любого становления, в том числе истоком формирования личности. С помощью данной деятельности дети получают представления об имеющихся профессиях, образе жизни, вариантах выбора.

Творчество

С давних времен считалось, что умение сочинять, создавать новые произведения - это удел избранных. Творческий человек всегда работает с чувствами. И чаще всего он вынужден торговать собственными эмоциями. Зрители, слушатели, читатели наслаждаются тем, что рождает из себя неординарная личность. А то, каким огромным трудом все это достается, часто не берется в расчет. Талантливых людей, которые зарабатывают своим призванием, иногда считают лентяями, неприспособленными к нормальной жизни, излишне эпатажными особами и тунеядцами. Конечно, это далеко не так. Да и участь подлинного творца способны разделить лишь немногие: вторая половинка и верные друзья. Даже родственники часто отказываются понимать своих домочадцев.

Практическая организация деятельности креативного художника напрямую зависит от его работоспособности и умения оставаться верным самому себе. Чувство ответственности у него в крови. Такой человек не позволит себе подвести партнера или сделает это в редком случае, прекрасно осознавая, что подставляет самого себя.

Творчество как таковое заложено в человеческой природе. Каждому из нас время от времени хочется привнести что-то новое в свою жизнь, как-то раскрасить серые будни. С таким намерением и поступает поистине творческий человек. Он постоянно создает вокруг себя новую реальность, которая со временем становится его собственным мироощущением.

Научная деятельность

Этот вид социальной занятости считается наиболее уважаемым. Научно-практическая деятельность подразумевает наличие определенных жизненных устремлений и установок, а также характеризует высокий уровень развития интеллектуальных способностей. Науке обычно посвящают себя те люди, которые в той или иной степени неравнодушны к проблемам развития и становления общественных открытий. Практическая деятельность в сфере медицины, математики, физики и т. д. заинтересовывает небольшой процент населения, но, как правило, это те личности, которые остаются ей верными до самой пенсии.

Интеллектуалов отличает глубокий взгляд на мир. Они всякое понятие пытаются подвергнуть научному анализу и выдвинуть свою собственную концепцию. Построение научных гипотез, сбор практического материала, проведение эксперимента, анализ полученных данных – все это требует большого количества времени и ежедневной самоотдачи.

Общение

Данный вид деятельности, пожалуй, стоит особняком, поскольку он не связан непосредственно с работой человека. Это то, чем мы пользуемся каждый день вне зависимости от рода занятий. Надо сказать, без социального взаимодействия стала бы невозможной никакая деятельность. Для того чтобы сотрудничество было крепким и плодотворным, людям необходимо постоянно контактировать друг с другом. И чем больше взаимодействий, тем лучше развивается общее дело.

Общение подразумевает постоянное присутствие оппонента. Здесь нет места философской сосредоточенности на своем мире и одиноким размышлениям о жизни. В результате социального взаимодействия люди иногда меняют собственную точку зрения и заменяют ее новым взглядом. Ни один человек не может жить без общения с другими людьми. Просто одни личности нуждаются в ней больше, другие меньше. Если кому-то достаточно раз в неделю встретиться с друзьями, то это не значит, что остальные люди не хотят делать это каждый день. Есть особенно общительные личности, которые не могут и нескольких часов находиться наедине с самими собой.

Трудовая деятельность

Она относится к обычной среднестатистической занятости, которая подразумевает постоянное хождение на работу с целью выполнения ряда необходимых задач. Трудовой деятельностью занимается большинство людей. Некоторые из них не наделены особенными талантами. Они просто освоили ту или иную профессию и теперь стараются соответствовать заявленному уровню. За хорошо выполненную работу начальство, как правило, поощряет своих подчиненных. Трудовая деятельность, как и всякая другая, требует от человека сосредоточенности, ответственности и самоотдачи.

Духовная деятельность

Сюда относятся священники, мыслители, отчасти писатели. Главной отличительной характеристикой всех этих людей является то, что они почти беспрерывно размышляют над проблемами бытия и смысла жизни, хотят измениться сами к лучшему. Их внутренний закон – служить правде, быть духовными учителями.

Таким образом, практическая деятельность действительно может быть различной. Каждый человек вправе выбирать то, что подходит конкретно ему.

Страница 1

В структурной схеме (см. выше, стр. 373) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории-понятия, которые удобно именовать субкатегориями.

Как видно из схемы, вертикальная ось "цель-результат" делит "пространство” между субъектом и объектом на две половины. Соответственно понятия, подчиненные цели, средству и результату, делятся на две группы, “размещаются" влево от вертикальной оси (ближе к субъекту) и вправо от оси (ближе к объекту). Первую группу понятий будем называть субъектными целями, средствами, результатами; вторую группу понятий - объектными целями, средствами, результатами. Так, план, программа, задача, стратегия относятся в основном к действиям субъекта, а проект, замысел ориентированы на объект, точнее, характеризуют воображаемый, мыслимый предмет. Мечта ориентирована на желательные изменения в жизни субъекта, а идеал указывает на объект, предмет как цель стремлений или образец для подражания (этот объект, предмет может быть воображаемым и тем не менее субъект отделяет его от себя).

Способ, метод, прием, алгоритм, правило являются субъектными средствами, так как они относятся к действиям субъекта, характеризуют их содержание, порядок, последовательность. А орудие, инструмент, прибор и т.п. являются объектными средствами, т.е. являются теми или иными предметами, используемыми в качестве средств.

Решение и эффект являются субъектными результатами (результатами действий субъекта), а полуфабрикат, продукт, изделие - объектными результатами (в виде тех или иных предметов).

Субкатегории цели, средства и результата можно классифицировать не только по линии "субъект-объект", но и по линии "верх-низ" (цель-результат"). Наиболее удалены от результата такие субкатегории цели, как “мечта", "идеал". Они соответственно помещены над ней (дальше от результата).

В самом деле, мечта это лишь слабый проблеск цели, "прожект", нечто весьма эфемерное, далекое еще (или просто далекое) от осуществления. Если сама цель настоятельно "требует" поиска средств или даже предполагает их наличие, то мечта не "думает" или еще не "думает" о средствах, не "ищет" их, она в некотором смысле "беззаботна" и может быть совершенно оторвана от действительности (вспомним маниловские мечтания, вошедшие в поговорку и заклейменные как "маниловщина"). С точки зрения возможности своего осуществления мечта носит еще в значительной мере случайный (маловероятный) характер. Цель в собственном смысле - это уже такая возможность, которая наряду с элементом случайности содержит в себе и элемент необходимости (выше говорилось о цели как "законе" деятельности). Цель, конечно, может и не осуществиться, но человек рассматривает ее как необходимость и предпринимает для ее осуществления серьезные, порой весьма рискованные шаги.

Итак, я указал на большую удаленность мечты от действительности по сравнению с целью, что, однако, не обесценивает ее. Если говорить по большому счету, то следует сказать, что мечта совершенно необходима для целеполагания и целеустремленности. Всякая большая цель начинается с мечты и "подогревается” ею, пока не достигнута

Примерно то же можно сказать об идеале. Он выражает стремление человека к совершенству и совершенному. Поскольку совершенствование беспредельно, постольку и идеал кажется недостижимым. Тем не менее, человек, не останавливающийся на достигнутом, всегда стремится к идеалу.

Теперь, если взглянем на место ниже цели слева, то увидим такие понятия, как план, программа, задача, стратегия. Они и по смыслу своему "стоят" где-то между целью и средством (со стороны субъекта). План - это конкретизация цели с точным указанием промежуточных этапов (заданий, целей), сроков их прохождения и достижения цели. План может по своему содержанию приближаться к программе. Последняя - это уже в определенном смысле цель-средство. Она включает в себя помимо того, что есть в плане, и указание на некоторые общие средства достижения цели, общие алгоритмы деятельности. В то же время "программа" не предусматривает весь объем средств для достижения цели, не детализирует их. (Сравним, например, программу и устав партии. Программа - это в основном целевая установка партии на длительный период, содержащая "дерево" целей; а Устав - это конкретные организационные принципы деятельности партии и кодекс поведения членов партии).

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 6 класс. Вариант 1.

А1.Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?

1. общение

2. речь

3. стремление к самоутверждению

4. способность к прямохождению

А2. Верны ли определения:

а) суждение - высказывание, содержащее определенную мысль;

б) умозаключение- вывод из нескольких логически связанных суждений?

1. верно а

2. верно б

3. оба ответа верны

4. нет верного ответа

А3. Верны ли суждения о потребностях:

а) потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные;

б) нельзя полностью удовлетворить все потребности человека

1. верно только а

2. верно только б

3. оба ответа верны

4. нет верного ответа

А4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность возникает в результате биологического развития человека.

Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество.

1. верно только а

2. верно только б

3. оба ответа верны

4. нет верного ответа

А5. Выбери правильный ответ.

Что из перечисленного НЕ является отличительной чертой деятельности человека?

1. Определение цели

2. Осознанные действия

3. Анализ результата

4. Инстинкты

А6. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

    Личная встреча

    Общение

    Беседа

    Телефонный разговор

А7. Наталья Ивановна и ее соседка Таисия Сидоровна договорились поочередно убираться во дворе их дома. Вскоре соседки стали обвинять друг друга в некачественной уборке. Теперь они специально бросают мусор в день дежурства соседки. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?

    Противоборство

    Сотрудничество

    Уход

    Уступка

А8. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

А. Официальные межличностные отношения носят формальный характер.

Б. Неофициальные межличностные отношения определяются чувствами и предпочтениями партнеров.

  1. Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

В1.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) индивидуальность

1) отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чем думает

Б) сознание

2) совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми

В) личность

3) совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого

А

Б

В

3

1

2

В2. Заполни схему, используя слова: 1 . Цель. 2. Мотив. 3. Результат. 4. Средства. 5.действия.

Запиши ответ в таблицу:

1

2

3

4

5

2

1

4

5

3

В3. Прочитай русские пословицы и поговорки о дружбе. Объясните, что означают данные пословицы и поговорки.

1) «С кем поведешься, от того и наберешься».

2) «Друзья познаются в беде»

3) «Старый друг лучше новых двух»

Ответ:

    В зависимости от того, с кем ты дружишь, от того и научишься не только хорошему, но и плохому.

    Настоящая дружба проверяется только тогда, когда приходит беда.

    Друг, с которым ты дружишь много лет, надежнее друзей, которые появились недавно.

Задание 1 проверяет умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

Ключ оценивания.

В4. Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) восприятие

1) отражение отдельных свойств и качеств предмета, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Б) представление

2) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

В) ощущение

3) образ предмета, возникающий без непосредственного воздействия на органы чувств

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

2

3

1

В5. Соотнесите виды деятельности и их характерные признаки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЗНАКИ

1)Труд А) перенимание опыта жизни предыдущих поколений

2)Общение Б) извлечение полезных для человека веществ из природы

3)Учение В) обязательное наличие партнера

4)Игра Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1

2

3

4

Б

В

А

Г

В6. В другой известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изобразил глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой он плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, какой он клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

    Каковы были цели помещика?

    Какие он выбрал средства их достижения?

    Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Какие результаты получились?

Примерный ответ:

1.Цели помещика:

    Вырастить сад: груши, сливы, персики, грецкий орех.

    Развести молочных коров.

    Вырастить двойную и тройную клубнику и продать ее в Москве.

2.Средства достижения целей:

1. Молитвы

2. Мечты.

3. Наслаждения.

    Бог по его молитве очистил все его владения от мужиков.

    Наслаждался чистым воздухом без запаха мякины и овчины.

    Мечтал.

Результат таких действий

    Дорожки репейником заросли

    В кустах змеи и гады всякие кишат.

    В парке звери дикие воют.

    На базаре ни фунта муки, ни куска мяса нет.

В7. Соотнеси качества личности человека и пословицы.

А) вежливость - 1. «Утром проснувшись, не валяйся в постели».

Б) аккуратность - 2.«Твой товарищ должен быть лучше тебя»

В) правдивость и честность - 3. «Не тронь того, кто старше тебя"

Г) скромность - 4. « Доброе имя дороже богатства»

Д) выбор друзей, товарищей - 5. «Сам себя не хвали, пусть другие похвалят».

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

3

1

4

5

2

В8. Прочитай текст и выполни задание.

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там очень много народа.

Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.

Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

Заполни пропуски в предложении.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении А)___________, а Эзоп - в значении Б)_________.

Ответ: А) индивид, Б) личность

В9. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «личность». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.

Человек,индивидуальность, инстинкты, сознание .

Ответ: инстинкты

В10. Бобры перекрывает воду, создавая запруду. Птицы без всяких навигационных приборов прокладывают воздушные маршруты. Лошадь безошибочно отличает ядовитые травы от неядовитых. Паук мастерит математически точное орудие лова. Можно ли охарактеризовать все выше перечисленное как деятельность? Ответ обоснуйте.

С1. Назовите виды межличностных отношений. Дайте характеристику одного из видов.

Примерный ответ:

С2. Назовите виды неречевого общения.

Примерный ответ:

С3. Назовите варианты поведения в конфликтных ситуациях. Какой из вариантов может привести к разгоранию конфликта с новой силой? Почему?

Примерный ответ:

Ответы 1 вариант

Группа А.

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего: 8 баллов

Группа В

Ответ

Балл

В1

321

В2

21453

В3

Ответ:

1) В зависимости от того, с кем ты дружишь, от того и научишься не только хорошему, но и плохому.

2) Настоящая дружба проверяется только тогда, когда приходит беда.

3) Друг, с которым ты дружишь много лет, надежнее друзей, которые появились недавно.

Задание 1 проверяет умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

Ключ оценивания.

0 - не умеет формулировать собственное мнение и позицию;

1 - формирует собственное мнение и позицию, используя речь в виде монологических высказываний, но речевые стандарты не всегда выбирает верно;

2- умеет формировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства.

В4

231

В5

БВАГ

В6

Примерный ответ:

1.Цели помещика:

1. Вырастить сад: груши, сливы, персики, грецкий орех.

2. Развести молочных коров.

3. Вырастить двойную и тройную клубнику и продать ее в Москве.

2.Средства достижения целей:

1. Молитвы

2. Мечты.

3. Наслаждения.

3.Действия помещика не привели к тем результатам, к которым он стремился.

1. Бог по его молитве очистил все его владения от мужиков.

2. Наслаждался чистым воздухом без запаха мякины и овчины.

3. Мечтал.

Результат таких действий

1. Дорожки репейником заросли

2. В кустах змеи и гады всякие кишат.

3. В парке звери дикие воют.

4. На базаре ни фунта муки, ни куска мяса нет.

В7

31452

В8

А – индивид Б - личность

В9

инстинкты

В10

Ответ: нет, поведение животных целесообразно, но основано на инстинктах, а главный признак деятельности человека – целеполагание.

С1

Примерный ответ:

Виды межличностных отношений - знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Знакомство - самый распространенный вид межличностных отношений. Знакомые - это люди, которые тебя узнают.

С2

Примерный ответ:

Видами неречевого общения являются взгляд, мимика, походка, поза, жест, интонация.

С3

Примерный ответ:

Варианты поведения в конфликтной ситуации - сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Избегание отодвигает конфликт, но не решает его, порождая более сложные противоречия, поскольку причина остается, а значит, конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой.

Итого

Всего баллов: 37

Составьте схему,используя все предложенные понятия и термины.В схеме отразите их соотношение.В схему запишите только порядковые номера понятии и

терминов.
1.Обязанность платить налоги.2.Принадлежность лица к определённому государству.3.Права гражданина.4.Гражданство.5.Обязанности гражданина.6.Право на жизнь.7.Обязанность по защите Отечества.8.Право на охрану здоровья.

А1

Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)
политика
2)

Общество
3)
экономика
4)
культура
А2

Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1)
объединение людей по сфере деятельности
2)
исторический этап в развитии человечества
3)

Все человечество в целом на протяжении его истории
4)
специфические свойства определенного этноса
А3

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1)
строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов
2)

Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3)
возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4)
составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
А4

Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1)
нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2)
исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3)

Законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4)
выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.
А5

В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1)
Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
2)
Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд
3)

По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
4)
Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
А6

Общество как динамическую систему отличает признак:
1)
наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2)
обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
3)

Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4)
вхождение природы и общества в единый материальный мир.
А7

В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
1)
экономическая, политическая.
2)

Социальная, экономическая, духовная.
3)
духовная, политическая, экономическая.
4)
экономическая, социальная.
А8

Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2)
духовность, научное сообщество, художественный образ.
3)

Власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
4)
рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки.

помогите плизззз! моя последняяя надежда!!! естествознание 5 класс!!! составить схему классификаций растений из этих

слов:хвойные,лындыш,растения,ель,земляника,сосна,цветковые. вот схема

___________ _____________ _________________

______________ _________________

_________________

_________________

1.Какой специальный термин существует для обозначение геноцида евреев в годы Второй мировой войны?

2.Установите правильную хронологическую последовательность возникновения международных организаций:
1) ШОС 2)НАТО 3)ОВД 4)ООН 5)АСЕАН
3.Составьте из предложенных слов определение и запишите определяемое понятие:
"искажение, сознательное, объекта, образа"
4.Основными принципами меркантилизма являются:
1. вмешательство государства в экономику
2. государство - "ночной сторож" экономики
3. положительный торговый баланс
4. земля - высшая ценность общества
5. протекционизм - основа государственного регулирования экономики
6. свобода торговли

В структурной схеме (см. выше, стр. 373) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории-понятия, которые удобно именовать субкатегориями. Категория цели, например, является родительской категорией, группирующей вокруг себя такие понятия, как мечта, идеал, план, программа, стратегия, задача, проект, замысел .

Как видно из схемы, вертикальная ось «цель-результат » делит «пространство” между субъектом и объектом на две половины. Соответственно понятия, подчиненные цели, средству и результату, делятся на две группы, “размещаются» влево от вертикальной оси (ближе к субъекту) и вправо от оси (ближе к объекту). Первую группу понятий будем называть субъектными целями, средствами, результатами; вторую группу понятий - объектными целями, средствами, результатами. Так, относятся в основном к действиям субъекта, а проект, замысел ориентированы на объект, точнее, характеризуют воображаемый, мыслимый предмет . Мечта ориентирована на желательные изменения в жизни субъекта, а идеал указывает на объект, предмет как цель стремлений или образец для подражания (этот объект, предмет может быть воображаемым и тем не менее субъект отделяет его от себя).

Способ, метод, прием, алгоритм, правило являются субъектными средствами, так как они относятся к действиям субъекта, характеризуют их содержание, порядок, последовательность. А орудие, инструмент, прибор и т. п. являются объектными средствами, т. е. являются теми или иными предметами , используемыми в качестве средств.

Решение и эффект являются субъектными результатами (результатами действий субъекта), а полуфабрикат, продукт, изделие - объектными результатами (в виде тех или иных предметов ).

Субкатегории цели, средства и результата можно классифицировать не только по линии «субъект-объект», но и по линии «верх-низ» (цель-результат»). Наиболее удалены от результата такие субкатегории цели, как “мечта», «идеал». Они соответственно помещены над ней (дальше от результата).

В самом деле, мечта это лишь слабый проблеск цели, «прожект», нечто весьма эфемерное, далекое еще (или просто далекое) от осуществления. Если сама цель настоятельно «требует» поиска средств или даже предполагает их наличие, то мечта не «думает» или еще не «думает» о средствах, не «ищет» их, она в некотором смысле «беззаботна» и может быть совершенно оторвана от действительности (вспомним маниловские мечтания, вошедшие в поговорку и заклейменные как «маниловщина»). С точки зрения возможности своего осуществления мечта носит еще в значительной мере случайный (маловероятный) характер. Цель в собственном смысле - это уже такая возможность, которая наряду с элементом случайности содержит в себе и элемент необходимости (выше говорилось о цели как «законе» деятельности). Цель, конечно, может и не осуществиться, но человек рассматривает ее как необходимость и предпринимает для ее осуществления серьезные, порой весьма рискованные шаги.


Итак, я указал на бо льшую удаленность мечты от действительности по сравнению с целью, что, однако, не обесценивает ее. Если говорить по большому счету, то следует сказать, что мечта совершенно необходима для целеполагания и целеустремленности. Всякая большая цель начинается с мечты и «подогревается” ею, пока не достигнута

Примерно то же можно сказать об идеале . Он выражает стремление человека к совершенству и совершенному. Поскольку совершенствование беспредельно, постольку и идеал кажется недостижимым. Тем не менее, человек, не останавливающийся на достигнутом, всегда стремится к идеалу.

Теперь, если взглянем на место ниже цели слева, то увидим такие понятия, как план, программа, задача, стратегия . Они и по смыслу своему «стоят» где-то между целью и средством (со стороны субъекта). План - это конкретизация цели с точным указанием промежуточных этапов (заданий, целей), сроков их прохождения и достижения цели. План может по своему содержанию приближаться к программе. Последняя - это уже в определенном смысле цель-средство . Она включает в себя помимо того, что есть в плане, и указание на некоторые общие средства достижения цели, общие алгоритмы деятельности. В то же время «программа» не предусматривает весь объем средств для достижения цели, не детализирует их. (Сравним, например, программу и устав партии. Программа - это в основном целевая установка партии на длительный период, содержащая «дерево» целей; а Устав - это конкретные организационные принципы деятельности партии и кодекс поведения членов партии).

В самом низу структурной схемы располагаются субкатегории, характеризующие результативную сторону человеческой деятельности. Возьмем решение . С одной стороны, решение - это уже какой-то результат (при решении математических задач решение полностью совпадает с результатом). А с другой, в контексте реальной деятельности, предусматривает кроме мыслительных операций и какие-то физические действия по достижению результата, между решением и результатом всегда существует определенная дистанция. Мы знаем из практики, что не всякое решение выполняется или выполняется, но не полностью, переход от решения к реальному результату - извечная проблема хозяйствования. Таким образом решение еще не вполне является результатом (этакий «недорезультат») и его место на структурной схеме непосредственно над категорией «результат» слева, между средством и результатом. Решению соответствует объектный «недорезультат» - полуфабрикат .

Субкатегория «последствия » располагается на схеме ниже субкатегорий «аффект» и «продукт». И по своему реальному содержанию она является как бы результатом результата, вторичным, третичным, четвертичным и т. д. результатом. Говорят еще об отдаленных последствиях. Люди, стремясь к получению непосредственных результатов - эффекта и продукта, не всегда думают о последствиях своей деятельности. Они порой живут, действуют по принципу: «после меня хоть потоп». На самом деле, в перспективе жизни учитывать последствия не менее важно, чем ставить цели и добиваться конкретных результатов. Например, сейчас перед обществом остро стоит проблема охраны окружающей среды . Она возникла как раз в результате деятельности людей, ориентировавшихся раньше на непосредственные итоги (такие-то продукты, такие-то полезные эффекты).

Таким образом, система субкатегорий цели, средства и результата, изображенная на структурной схеме, наглядно показывает, каким должно быть мышление человека, когда он рефлексирует по поводу деятельности, когда он ставит цели и стремится к их достижению.



Вверх