Шос и новая великая орда. "Большая восьмерка": это еще про G8 или уже про ШОС? Борьба с «тремя силами зла»

Китайская позиция относительно перспектив роли и места Шанхайской Организации Сотрудничества в глобальном мире была высказана Си Цзиньпином на приветственном ужине 09.06.18 в следующей формулировке: «Давайте сделаем циндаоский саммит нашим новым стартом. И на этом старте, высоко поднимая паруса «Шанхайского духа» , дружно преодолевая бурю и штормы, отправимся в новый поход развития Шанхайской организации сотрудничества!» При этом Си призвал страны и народы ШОС «жить в мире и согласии, помогать друг другу и быть дружными как члены одной большой семьи ».

Небополитики с удовлетворением отмечают, что формулировка Си соответствует предложенным ими ещё в 2011 году принципам отношений стран и народов не западных цивилизаций новой эпохи информационного общества, где уже не серп и молот, но белый парус выступает символом движения в прекрасное далеко за мечтой об идеале справедливого и прочного мира для всех.

Здесь и предвыборный 2012 года лозунг Путина: «Поймать китайский ветер в паруса российской экономики». И поэтический шедевр Лермонтова «Белеет парус одинокий». И классическая китайская поэзия с тем же художественным образом движения наперекор стихии, где буря выступает движущей силой и залогом успеха. Вот и «Песня о буревестнике» М. Горького зовет отважных в «наслажденье битвой жизни»; «силу гнева, жажду страсти и уверенность в победе» слышат те, кто с ветром спорят.

Примечательно, что парус ШОС у Си Цзиньпина на берегу Желтого моря, как и у небополитиков, надувает Дух времени , а не только материальный интерес и выгода.

Радует небополитиков и тезис Си Цзиньпина о семье народов . Суть не о странах континентального блока, как в геополитике. Не об альянсе союзников в противостоянии странам морского блока. Но о семье народов не западных цивилизаций – наследников Единого государства Чингисхана «от моря до моря».

Где Россия могла бы стать «старшей сестрой» наставницей, а Китай – «старшим братом» покровителем всех родственных народов единой судьбы у матери земли и Отца небесного.

Дело стоит лишь за реваншем России из положения прислуги в общеевропейском доме в статус премудрости, рождающей смыслы!

А горькая правда текущего момента сводится к следующему:

Китай – это другая (срединно-земельная) цивилизация, которая не может рождать идеи, адекватные мировоззрению народов библейско-средиземноморской цивилизации Вавилона, Египта, Греции, Рима, Иерусалима.

Китай упорный, трудолюбивый, скрупулезный «Пуп Земли», который в центробежном вращении вбирает в себя инновации с окраин. По Закону Перемен занятый Срединным государством Центр (цвет желтый) одолевает Север (цвет черный). Центр же одолевает Свет с Востока, который призвана «излучать» Россия пока с красно-сине-белым «триколором» (см. флаг в заставке).

Вот Китай и ждет от России идеи, как от духовного наставника, а получает газопровод. Газопровод же – это прибыль России.

Шелковый Путь тоже прибыль. Не зря на торговых путях всегда сидели бездуховные люди (еврейские мастера денежных дел – купцы рахдониды). Способ получения прибыли известен: нажиться одним, за счет других. Вот и получается: вместо Великой Идеи Развития подаренной Китаю на Пути Неба, либеральная Россия дарит Обман. Ну и пару технологий в виде С400, которые китайцы разберут до винтика, а потом соберут у себя. А дальше что мы можем дать? Ведь китайцы ждут. Потому что сами родить мечту для всех не могут, а русские могут, ибо удел России Всемирность.

От Медведева не дождались: символом России на ЭКСПО-2010 в Шанхае был «незнайка». От патриарха Кирилла не дождались (подарил самовар) и от Путина не дождутся («раб на галерах»).

Потому что Путин не духовный наставник Великой страны, а просто друг Поднебесной. Потому что дружить ему больше не с кем. Все отвернулись. Так что итогом визита будет опять какая-нибудь труба или самолет. А идею Китаю Кремль не подарит.

Но есть небополитика, которая показала, что способна и Музей Общего Будущего для стран и народов - наследников единого государства Чингисхана сделать. И «мандат неба» Светом с Востока для и.о. императора Си организовать. И символ отношений новой эпохи «парус» уже в мозги лидеров вставили.

Теперь о восприятии ШОС в Китае.

В официальных китайских СМИ о ШОС говорят, прежде всего, как об инструменте реализации основной внешнеполитической концепции Китая — «формирования общей судьбы человечества», заявленной Си Цзиньпином в январе 2017 года в Давосе.

Отмечая при этом, что подавляющее большинство стран-участниц, государств-наблюдателей и стран-партнёров по диалогу ШОС осуществляют своё взаимодействие в рамках инициативы «пояс и путь», как главного направления «формирования общей судьбы человечества» для народов не западных цивилизаций.

В качестве примеров такого сотрудничества в рамках ШОС китайских СМИ называют Соглашение О создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок от 12.09.14.

Значительное, как минимум в 10 раз, увеличение количества авиарейсов между Китаем и государствами Средней Азии за последнее десятилетие. Создание Китаем не менее 21 зоны торгово-экономического сотрудничества за пределами своей территории, что «способствует объединению региональных интересов».

Другой, важной для Китая функцией ШОС, китайские СМИ называют позитивное значение этой организации в плане укрепления «стратегического взаимодоверия» между КНР и РФ.

То, что Китай рассматривает ШОС прежде всего через призму интересов собственной внешней политики, то есть, рассматривает сотрудничество с другими государствами в рамках ШОС не как цель, а как один из инструментов своей внешней политики, — вполне нормальная позиция суверенного государства, которое знает, куда и какими путями оно стремится. Главное, чтобы для остальных «игроков» в рамках ШОС подобная позиция Китая не являлась неожиданностью или, более того, разочарованием.

Если же говорить о замысле планировщика, то экспресс-оценка итога саммита ШОС в Циндао сводится к следующему:

В 2020г. на короткий срок - 12 лет будет формально в рамках ШОС создана Новая Великая Орда , где «великим ханом» будет Си (у него в роду монгольские корни). Сможет ли Русь Святая стать концептуальным наставником для китайского покровителя - и есть принципиальнейший вопрос ближайшего будущего.

Выигрыш Си: Путин станет охранником Евразии (символ воинственности — подарок терракотового война с ликом Путина). Россия же под санкциями на коленях приползет ко двору Си с дарами местных продуктов (за деньгами на реиндустриализацию).

Небополитики показывают, как стать наставником и сохранить достоинство. Но в официальных инстанциях дело идет «не как лучше, а как всегда» по интересам, а не по ценностям.

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ – ИНСТИТУТ НЕБОПОЛИТИКИ
За и от имени Товарищества Вещего Олега разумных от народа
Доклад Московскому Клубу (выстрел в войне смыслов и нервов)
Исполнили Андрей Девятов и Александр Шитов
No620 от 12.06.2018

комментариев 13 на “ШОС и Новая Великая Орда”

    Да, с парусом — это вы ловко смекнули! Если проявите такую же сноровку, то и «небополитику» через В.В.Путина в тот же адрес передайте, может заменит Китаю Конфуцианство.

    Генерал Владимиров. Путинский прорыв. Идёт война, а мы что делаем?!

    П.С. Вот мне в мобилизационном предписании прописали должность аж командира танковой роты, военных сборов после службы в армии ни разу не было. Когда начнется война, чтобы не погубить людей, придется сорвать погоны и встать в строй рядовым.

    «Силу гнева, ПЛАМЯ (не жажду!) страсти и уверенность в победе…»

    Фрателло (из предыдущей ветки):
    «Из каких источников у вас информация, что ГэБэшная элитка сдала страну? Насколько я знаю, после путча ГКЧП 1991 года всех представителей госбезопасности вывели за штат, т.е. орган КГБ СССР, как таковой, свои функции не выполнял вплоть до января 1992 года.

    Не знаю говорил это В.М.Шукшин или нет:
    «Я мальцом еще определял, кто фронтовик, а кто крыса. Первые награды не носили, пили молча 8-го и 9-го… А крысы по школам в орденах, и про подвиги свои в газетах. Сейчас редко где встретишь фронтовика…».
    А мой дед-фронтовик ещё закрывался на кухне, курил и рыдал…»

    Так ведь подготовка к сдаче и дерирбану страны (возможно неосознанная — хотели как лучше, а получилось, как всегда) начались задолго до Горбачёва (а не то что ГКЧП). Ещё при КГБ Андропова (по-видимому не без его участия) активы СССР начали выводится за рубеж на подсадных «кукушек» (частных лиц) и активы в колоссальных объёмах (на десятки и вероятно сотни миллиардов долларов). Параллельно был создан в Вене «институт конвергенции» (или как там — Системного анализа, что-ль), через который прогнали всех этих младорефарматоров (чубайсов и иже с ними). А Путин, как говорят, в контрольном управлении АП Ельцина (куда его «пристроили» кудрин с чубайсом), судя по всему, занимался «сбором» этих активов (а затем, пожалуй, когда стал президентом — выдачей-раздачей активов доверенным лицам). Да только ему, по-видимому, никто не объяснил, что РФ к этим активам не имеет ровным счётом никакого отношения (хотя и записаны они на частных лиц). Это активы СССР, а РФ демократического выбора не только не правопреемник СССР, но даже и не правопреемник РСФСР (после расстрела-то Верховного Совета — высшей власти РСФСР). И западные санкции (прежде всего в кредитно-финансовой сфере) — это отнюдь не «за Крым» (Крым — это только повод), а за финансовый аферизм и финансовые спекуляции организованные и осуществляемые (ФСБ-шниками и прочими доморощенными спекулянтами-аферистами дорвавшимися «до бесплатного» вкупе с западными пройдохами — им одного «фунта лиха» мало… они из каждого фунта лиха жажадют сделать «три фунта лиха», т.е лихвы, чем и раздували «долларовую массу» до десятков триллионов «пустых нулей») под залог присвоенных (по-просту — ворованных) активов СССР, плюс попытка осуществления перевооружения и создания новой напряжённости (после разрядки Горбачёва) за чужие «доллАры»… Когда до финансистов глобального уровня «дошло», что активы получены мошенническим (по простому — воровским) путём, то и возникли «санкции».
    Как уже писалось:
    сперва закрыли кредитные линии (которые открывались под залог присвоенных советских активов), затем заморозка (но не изъятие) и самих активов, далее идут вопросы источников происхождения капиталов крупных компаний (всё то-ж на средства полученные под залог ворованных активов). Ну и далее по списку: власть (но не народ) РФ объявляется финансовыми аферистами и валютными спекулянтами, затем бандитско-воровской и даже террористической (терроризирующей «свой» народ, а также ближних и дальних…), которая беспредельничает на мировой арене (нелегальная торговля оружием, наркотиками…, нелегальные банды «Вагнеров» гуляют-воюют — от которых Путин отмахивается говоря — да там у него какие-то коммерческие интересы… угу — с автоматами в руках… и пр.) и, соответственно, её (власть) следует «уконтропупить» (т.е. поставить на место), а то уже доходит до того что Путин Макрону на СПбЭФ «крышу предлагал» (мол «взамен американской») — ну точно «рамцы попутал» или у самого «крыша поехала» — «браток из 90-х» с таким предложением и к джентельмену — тот аж опешил и не зная что ответить на такой закидон лишь произнёс что-то несвязное…

    Если «первый фейс» всего этого не знает, то он действительно никто и ничто, и звать никак, а если знает, но на голубом глазу несёт «пургу» про «санкции против всех 146 миллионов россиян» выгораживая своих вороваек, то он мерзавец и подлец.

    Но развёрнуто обо всём этом как-нибудь в другой раз.

    И, да, как говорят, те самые золотые слитки с вольфрамовыми сердечниками которые были переданы/»возвращены» Китаю (не помню по какому поводу) также имеют российское происхождение и те, кто передавал «пальцем показали» на «источник» этого «золотого вольфрама». После и, по-видимому, вследствие чего путинская РФ за свой счёт стала ударными темпами возводить «Силу сибири» и, вероятно, по той-же причине, как говорят, сдала в аренду на 49 лет 1 миллион 880(что-ль) тысяч гектар леса. И в этом же причина «прогиба» и «ползанья на карачках» перед и.о. императора тов. Си. А нам что ТВ, что разведка «хрень втирает» о «величии и достойном лице россиянской власти».

    А источники информации — так они нынче, можно сказать, открытые. Следует только верно поставить вопрос и информация «сама тебя найдёт».

    На счёт фронтовиков и ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Победила в ВОВ вся страна, а не только «фронтовики». Без организованного и массивного ТЫЛА никакой победы в войне не было-б. Так что победил ВЕСЬ советский народ, а не только те кто был на фронте. Речь шла о ПОБЕДИТЕЛЯХ. Хотя, как показывает текущая ситуация, нынешний Кремль с власовским триколором и двуглавым уродцем уже и Победу ПРИВАТИЗИРОВАЛ, как говорят соседи в республиках… Путину его жополизы уже и «победу в ВОВ» приписывают. Воры и мошенники — они и есть воры и мошенники. Нет им ни уважения ни мало-мальского доверия.

    Нет ни в чём вам благодати;
    С счастием у вас разлад:
    И прекрасны вы некстати
    И умны вы невпопад.

    Геннадию (из предыдущей ветки)

    Заверяю вас, что мой дед и рыдающий старик «то ли Арины, то ли пришельца из Одессы» не одно и тоже лицо (можете мне поверить на слово).
    Главное, не закапывайте свой раскрывшийся талант историка в землю. Немедленно садитесь за диссертацию. Произведения «знаменитых на весь мир фантастов», в т.ч. которых вы так остроумно адресовали в мой адрес, вам в помощь!
    Уверен, что нынешняя интеллигЭнцыя по достоинству оценит ваш шедевр. Смотрите и название готово «Элементарные детали из советской жизни».

    Мonsignore, академиев я не проходил-я их не закончил,поэтому диссертациев писать не буду- я работник синтетического труда.

    Андрей Петрович,

    интересуюсь следующим общим вопросом. Если посмотреть на Карту Европы с Китайской стороны, то Франция — очевидно Запад (также как и Япония) — из Франции в Китай надо плыть через Японию

    Оранжевая Голландия видимо тоже Запад.

    А вот черно-желтая тевтонская Германия — это Запад — или уже Север? или Восток. Ведь доступ туда был через Орду, посуху?

    тогда получается что с точки зрения Китая Франция-Голландия и Русь + Германия — принципиально разные пространства? или Голландия тоже Север? или Германия — Запад?

    помогите навести порядок? Если Франция и Германия — два разных мира с Китайской стороны, то тогда обе мировые войны получают логичное объяснение.

    Геннадию
    А-аааа, теперь всё понял! Мозги из того же материала, что и труд… А какие были надежды!

    Прохожему
    Вы, видимо, так и не научились проводить исторические параллели. Предлагаю вспомнить роль диссидентов в разрушение страны и сравнить их с нынешними совестливыми блогерами, журналистами с «левыми» убеждениями и прочими кандидатами в президенты РФ с заграничными счетами. При этом увяжите визиты некоторых голливудских актёров, их встречи с отдельными лидерами партий и возложением цветов к мавзолею, активизацию просоветских сайтов с якобы патриотической платформой, но почему-то с регистрацией за рубежом.
    А для затравки посмотрите биографию «патриота» Константина Сёмина, ссылки на которого так любит делать поклонник СССР с ником «технолог». Особенно интересен период жизни К.Сёмина с 2012 года (думаю найдёте самостоятельно, а выводы сделаете сами).
    PS: есть такой удар в боксе, называется «хук слева», коварный надо сказать удар….

    Мonsignore,так вы не монсиньёр,а обыкновенный хам трамвайный?
    Лишаю Вас звания «Мonsignore» навсегда.

    Геннадий, вы не поверите, но переживу.

    Удерживающие, что сидят в Кремле и вокруг него, в атаку не пойдут — это не их планида. Сыновья, видевших большую войну, ещё страшатся идти в атаку. Только со сменой поколения властителей Кремля, когда придут внуки, не видевшие ужасов войны и не впитавшие этот ужас с молоком матери, не страшащиеся смерти и поражения, вот тогда будет кому взять в руки развёрнутое знамя и повести полки в атаку. Но не раньше.

ББК 63.3-612

И.Б. Бочкарева

Первое десятилетие ШОС: итоги деятельности*

The First Decade of the SCO: Results of the Activity

Автор делает попытку подвести предварительные итоги деятельности Шанхайской организации сотрудничества, которая привлекает особое внимание международного сообщества, поскольку является инструментом взаимодействия Китая и России в выстраивании их политики в Центральной Азии.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, безопасность, экономическое сотрудничество.

The activity of the Shanghai Cooperation Organization attracts, perhaps, the main attention among the international community as an instrument of cooperation between China and Russia in shaping their policies in Central Asia. In 2011, the SCO celebrated 10 years in its current composition, and in our opinion, there is a reason to draw some preliminary conclusions about activity of this organization.

Key words: Shanghai Cooperation Organization, security, economy cooperation.

В современных международных отношениях и дипломатии неуклонно растет вес многосторонних форматов взаимодействия государств, что является отражением процесса глобализации, появления проблем, требующих участия в их решении целой группы стран. Одной из форм многосторонней дипломатии являются международные организации универсального и регионального характера, деятельность которых охватывает почти все регионы мира. Центральноазиатский регион в современных границах является одним из самых молодых на политической карте мира, вместе с тем здесь возникло несколько объединений, в том числе с участием соседних государств - Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В большинстве исследований, посвященных проблематике ШОС, значимое место уделяется анализу перспектив и стратегии развития организации . Вместе с тем определение перспектив развития ШОС требует анализа результатов ее деятельности, выявления факторов, препятствующих сотрудничеству, что и составляет цель статьи. Предметом анализа будет многосторонний формат сотрудничества, а не двусторонние проекты и мероприятия на пространстве ШОС, поскольку именно многостороннее сотрудничество свидетельствует о дееспособности международной организации.

Шанхайская организация сотрудничества возникла в июне 2001 г. на базе Шанхайского форума, еще известного как Шанхайская пятерка в составе Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На встрече глав государств «пятерки» в Шанхае к ор-

ганизации присоединился Узбекистан, тогда же была подписана декларация о создании ШОС. За прошедший период организация прошла нормативно-правовой и организационный этапы становления. На саммите ШОС в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялось подписание двух важных документов - декларации глав государств-членов ШОС и Хартии ШОС - базового уставного документа. Они стали базой, на основе которой впоследствии были разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие определенные направления деятельности организации. На следующем саммите в мае 2003 г. в Москве были сделаны важные шаги в процессе институционализации регионального объединения. По итогам встречи были приняты решения о создании постоянно действующих органов ШОС - Секретариата ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональной антитеррористи-ческой структуры (РАТС) в Ташкенте. Свою работу они начали 1 января 2004 г.

С 2004 г. у ШОС появился свой бюджет. Вклады стран в бюджет организации неравнозначны и определяются их экономическим положением. Так, на долю России и Китая приходится по 24% от общей суммы бюджета, Казахстана - 21%, Узбекистана - 15%, Киргизии - 10% и Таджикистана - 6% . Таким образом, по формальным признакам - наличие устава, организационной структуры, бюджета, ШОС состоялась и функционирует как полноценная международная организация.

Согласно Хартии ШОС в качестве основных целей организации были определены поддержание региональной стабильности и борьба с религиозным экс-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Центральноазиатский регион в системе внешних отношений России и Китая: история и современность», проект № 12-31-09012.

тремизмом, терроризмом, сепаратизмом; содействие экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства; а также координация подходов, выработка общих позиций решения международных проблем . Данные задачи и намерения продолжать работу по их реализации регулярно воспроизводятся в декларациях, принимаемых по итогам ежегодных встреч совета глав государств-членов ШОС, что говорит о том, что выдвинутые задачи сохраняют свою актуальность.

Задачи организации определяют основные направления ее работы: обеспечение региональной безопасности и экономическое сотрудничество. Посмотрим, что было достигнуто по этим направлениям за десятилетие существования ШОС.

Поскольку ШОС возникла на основе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы 1997 г., заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном - с одной стороны, Китаем - с другой, вопросы обеспечения региональной безопасности изначально являлись приоритетным направлением её деятельности. Трансформация Шанхайской пятерки в ШОС сопровождалась изменением приоритетов в иерархии вызовов и угроз региональной безопасности. Первоначально в центре внимания государств-членов Шанхайской пятерки находились вопросы военной безопасности, прежде всего в зоне государственных границ. К 2001 г. в качестве основных угроз были определены так называемые нетрадиционные угрозы - терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм, наркоторговля. Подобные изменения в целях деятельности организации вполне отвечали объективно происходящим изменениям в состоянии региональной безопасности.

За основу сотрудничества приняты уже устоявшиеся в мировой практике формы: определение основополагающих понятий, необходимых для четкой квалификации противоправных деяний, установление основных направлений сотрудничества и органов, ответственных за его осуществление и развитие, формирование правовых основ их деятельности.

Сотрудничество государств ШОС по вопросам безопасности опирается на наиболее разработанную нормативно-правовую базу по сравнению с другими направлениями в работе организации. С момента образования Шанхайской организации сотрудничества было принято более 34 документов, регламентирующих сотрудничество государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Из них прошли процедуры ратификации во всех государствах-членах ШОС и вступили в силу 25 документов: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Соглашение

между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре; Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Соглашение о порядке организации и проведения совместных ан-титеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС и другие акты .

Характер угроз безопасности определил специфику форм сотрудничества в этой сфере. В рамках ШОС речь пока не идет о сотрудничестве в военной сфере, тем более о военном союзе, направленном против вне-региональных акторов. В вопросах противодействия терроризму и экстремизму сотрудничество развивается преимущественно между органами, в компетенцию которых входит борьба с терроризмом - органы безопасности и правоохранительные органы стран-участниц ШОС. Основными формами сотрудничества являются в первую очередь обмен оперативно-розыскной, справочной информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных актах терроризма, сепаратизма и экстремизма; создание специализированных банков данных, а также организация и проведение совместных антитеррористических учений, подготовка кадров, обмен опытом работы и др. .

Задача координации действий компетентных органов государств ШОС возложена на Региональную антитеррористическую структуру (РАТС). Как уже отмечалось, РАТС является постоянно действующим органом и воплощением многостороннего сотрудничества стран ШОС в вопросах региональной безопасности. В структурном отношении РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета. Совет представляет собой руководящий орган и принимает решения, Исполнительный комитет ведет оперативно-практическую работу по реализации принятых решений. В задачи Исполнительного комитета РАТС входит также международно-правовая и информационно-аналитическая деятельность, в частности, составление базы данных организаций и лиц, причастных к террористической деятельности, подготовка совместных антитеррористических учений, участие в международных конференциях . Довольно сложно дать оценку эффективности оперативной деятельности РАТС по борьбе с терроризмом вследствие скудности информации даже на официальном сайте. Как представляется, это связано с конфиденциальностью информации, касающейся этого направления работы. На заседании Совета РАТС в 2006 г. было заявлено, что при помощи РАТС было предотвращено 250 террористических актов .

Разработка нормативно-правовой базы сотрудничества стран ШОС в вопросах безопасности тормозится отсутствием в национальных законодательствах стран ШОС единых подходов к вопросу о том, какие организации считать террористическими. Так, в 2006 г. РАТС подготовила перечень террористи-

ческих организаций, куда вошли 15 организаций, действующих на территории стран ШОС, но до сих пор перечень не утвержден в части придания этому юридической легитимности во всех государствах-членах ШОС . Стоит задача гармонизации национальных законодательств стран ШОС, приведение их к общему знаменателю. В то же время показателем развивающегося сотрудничества государств ШОС по вопросам безопасности являются действующие механизмы регулярных совещаний и встреч на уровне секретарей советов безопасности, генеральных прокуроров, министров обороны и чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и общественной безопасности, руководителей антинаркотических структур, а также антитеррористические учения, призванные решать задачу отработки практических навыков взаимодействия компетентных органов государств ШОС при проведении контртеррористических мероприятий. С 2005 г. регулярно проводятся многосторонние антитеррористические военно-штабные учения под названием «Мирная миссия» и оперативно-стратегические «Антитеррор». Последние учения прошли в июне 2012 г. в Таджикистане и Узбекистане. Состав и степень участия компетентных органов стран ШОС в учениях могли варьироваться в каждом отдельном случае. Обращает на себя внимание факт, что делегации от Узбекистана не участвовали в учениях, проводимых на территории Таджикистана. Этот пример показателен в том плане, что демонстрирует достаточно большую степень свободы членов ШОС в определении характера своего участия в совместных мероприятиях, а также то, что наличие проблем в двусторонних отношениях между отдельными странами напрямую влияет на сотрудничество в рамках ШОС.

Прецедентов проведения совместных антитер-рористических операций пока не создано, но необходимость продолжать взаимодействие в данных формах никто не оспаривает. Степень угрозы терроризма и экстремизма для безопасности Центральной Азии (ЦА) не снижается. Проведение антитеррори-стической операции под эгидой США в Афганистане привело к снижению активности террористических организаций только в краткосрочной перспективе. В связи с предстоящим выводом американских войск из Афганистана влияние афганского фактора на безопасность в ЦА может возрасти. В этой связи на экспертном уровне высказывается точка зрения о возможности создания коллективных сил ШОС по примеру ОДКБ как перспективного направления развития организации . Эксперты, в первую очередь западные, часто критикуют ШОС за неэффективность в противодействии угрозам безопасности и отсутствие коллективного механизма реагирования на кризисные ситуации в государствах-членах организации. В частности, отмечается молчаливая, пассивная позиция ШОС во время событий 2010 г. в Киргизии .

Отчасти такая позиция объясняется принципами сотрудничества, закрепленными в Уставе ШОС. Во-первых, страны-участницы организации выстраивают сотрудничество на принципе невмешательства во внутренние дела друг друга, во-вторых, стоят на позициях признания за всеми участниками права самостоятельно определять формы и уровень своего сотрудничества . Действующий устав ШОС не возлагает на членов организации жестких обязательств по участию в каких-либо направлениях и формах деятельности. Несмотря на акты терроризма и экстремизма, имевшие место в государствах ШОС за прошедший период, ни одно из них не обратилось с просьбой о помощи и проведении коллективных оперативных действий. Остается констатировать, что в определении подходов к региональному сотрудничеству в сфере безопасности, государства-члены ШОС пока не готовы поступиться частью национального суверенитета в пользу наднациональных институтов и руководствуются в первую очередь интересами национальной, а не региональной безопасности.

На данный момент к достижениям ШОС в вопросах безопасности можно отнести складывание нормативно-правовых и институциональных основ для многостороннего сотрудничества.

Согласно уставным документам и декларациям Совета глав государств-членов ШОС не менее значимым направлением деятельности организации является развитие регионального экономического сотрудничества в различных формах. Сразу стоит отметить, что инициатором и проводником большинства проектов по экономическому сотрудничеству в рамках ШОС является Китай, для которого ШОС служит еще одним инструментом, напряду с двусторонними связями, для продвижения своих экономических интересов в ЦА. В выступлении на последнем заседании Совета глав государств-членов ШОС в июне 2012 г. председатель КНР Ху Цзиньтао в очередной раз заявил, что «нужно превратить ШОС в двигатель экономического роста в регионе» . Позиция Пекина в этом вопросе вполне понятна и объяснима. Экономика является основным внешнеполитическим ресурсом Китая. Используя различные формы экономического взаимодействия, он стремится обеспечить не только свои экономические интересы, но и повысить политический вес в регионе. Экономические интересы Китая в ЦА заключаются в следующем: создать новые рынки для экспорта своей продукции; гарантировать доступ к энергетическим ресурсам ЦА; построить сеть транспортной и трубопроводной инфраструктуры, связывающей Китай с государствами ЦА, чтобы переориентировать часть товарных потоков на Китай и способствовать экономическому росту западных районов Китая; использовать территорию региона как транзитную для строительства магистрали, связывающей Китай с Европой.

Все эти интересы нашли отражение в декларациях и планах развития экономического сотрудничества ШОС, т. е. на формальном уровне были признаны и поддержаны всеми членами организации. Но, несмотря на некоторые подвижки в сфере коллективного сотрудничества в рамках ШОС, материально осязаемое взаимодействие между странами-членами организации в экономике пока реализуется в основном на двусторонней основе. Предложенные формы многостороннего экономического взаимодействия так и остаются на уровне проектов. К их числу относится проекты создания Зоны свободной торговли (ЗСТ), Энергетического клуба, специального счета ШОС и Банка развития ШОС. Последние два проекта были выдвинуты в период мирового финансового кризиса и были призваны минимизировать его последствия для стран организации. Однако на последнем саммите глав государств-членов ШОС в Пекине в июне 2012 г. ни по одному из этих проектов не было принято принципиальных решений.

Если задача интеграции в рамках ШОС декларируется, но эффективного регионального сотрудничества не происходит, то следует искать факторы, препятствующие ей. Основным из них, на наш взгляд, является сохраняющееся соперничество между Россией и Китаем. Ни один из этих акторов не заинтересован в чрезмерном усилении другого в ЦА. Возьмем, к примеру, проект ЗСТ, который был предложен премьер-министром КНР Вэнь Цзябао на совещании глав правительств в Бишкеке в 2004 г. В экономике Россия не может сейчас на равных конкурировать с Китаем в регионе. Создание ЗСТ с участием Китая грозит привести к постепенному вытеснению России из Центральной Азии и переориентации экономик государств региона на китайские нужды. Официальный подход России к экономической интеграции в зоне ШОС заключается в том, что этот процесс должен носить долгосрочный характер, пройти через несколько этапов в зависимости от готовности государств ЦА к преобразованиям. На деле Россия, с одной стороны, тормозит реализацию проектов сотрудничества с участием Китая, с другой - стремится стимулировать формирование единого экономического пространства между собой и государствами ЦА. Китай также заинтересован в создании интеграционных объединений, в первую очередь с республиками ЦА. В отличие от России китайская сторона готова финансировать экономические проекты в рамках ШОС путем предоставления кредитов. Так, в 2006 г. Китай выделил странам ЦА - членам ШОС кредиты на 900 млн долл., основная часть которых пошла на реализацию инфраструктурных и энергетических проектов . С началом мирового экономического кризиса Пекин увеличил странам ШОС кредитную линию до 10 млр. долл. в форме кредитов.

Анализируя причины низких темпов развития многостороннего сотрудничества в экономике, нельзя не учитывать позицию государств ЦА. Политическим элитам и общественности государств ЦА присуще настороженное отношение к экономической мощи соседнего Китая. Этот фактор отмечают многие эксперты как препятствие на пути двустороннего и многостороннего сотрудничества государств ЦА с Китаем . В государствах ЦА есть опасения, что при сложившейся структуре торговли с Китаем, в которой они играют роль поставщиков сырья, либерализация режима торговли приведет к еще большему закреплению сырьевой специализации экономик региона. Возможно, желание затормозить экономическую экспансию Китая стало одной из причин присоединения Казахстана к Таможенному союзу. С другой стороны, государства ЦА не заинтересованы отказываться от китайских инвестиций и кредитов.

Экономическое направление в работе ШОС наиболее ярко демонстрирует, что фактором, тормозящим сотрудничество на многосторонней основе, является то, что государства в определении своих подходов к ШОС исходят из приоритета национальных интересов над задачами регионального сотрудничества. Это устоявшаяся парадигма подходов к внешнеполитической и экономической деятельности, но многосторонний формат сотрудничества она сдерживает, потому что замедляет процесс принятия и реализации решений. Определяя перспективы развития и сроки реализации отельных проектов в рамках ШОС, следует учитывать, что процесс принятия решений на многосторонней основе всегда идет медленнее, чем на двусторонней, поскольку приходится согласовывать позиции большего числа участников.

Таким образом, за десятилетний период своего существования ШОС прошла этап целеполагания и институционализации: оформления организационных структур с регламентацией их деятельности, нормативно-правовой базы. Декларативная сторона работы организации свидетельствует, что ее члены реагируют на происходящие изменения в регионе и мире и вносят коррективы и дополнения в цели организации. Преодолев этот этап и выйдя на рубеж практической реализации проектов многостороннего сотрудничества, ШОС, судя по всему, сталкивается с новыми вызовами. Неготовность обсуждать расхождения в приоритетах ее членов, одержимость консенсусом и сохранением статус-кво снижают эффективность работы организации. Рассчитывать на то, что какие-то инициативы, выдвигаемые в рамках ШОС, будут быстро реализованы, стоит только в том случае, если интересы всех участников будут совпадать и перевешивать имеющиеся противоречия. Действующие механизмы сотрудничества сложились пока в вопросах борьбы с терроризмом. С 2008 г. ШОС, похоже, вступила в полосу кризиса

и снижения темпов своей деятельности, внешним показателем чего стало резкое уменьшение числа принятых документов, выставляемых на сайте ШОС. Дееспособность ШОС в первую очередь будет зависеть от позиции Китая, для которого организация - еще один инструмент участия в делах региона, соз-

дания имиджа «ответственной» державы. Принятие на последнем саммите концептуального документа «Основные направления стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу» свидетельствует о намерении Китая и других стран-членов ШОС продолжать развивать сотрудничество.

Библиографический список

1. Стратегия развития ШОС и политика России в этой организации. - М., 2012.

2. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. - М., 2005.

3. Хартия ШОС [Электронный ресурс]. - URL: http:// archive.kremlin.ru/text/docs/2002/06/106755.shtml.

4. О нормативной правовой базе государств-членов ШОС в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ecrats.com/ru/normative_documents/2172.

5. Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2005 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecrats.com/ru.

6. Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecrats. com/ru/normative_documents/1557.

7. ШОС утвердил список террористических организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zonakz. net/articles/14233.

8. ШОС необходим единый список запрещенных террористических организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=334674.

9. Старчак М. В. Шанхайская Организация Сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.naukaxxi. ru/materials.

10. Peyrouse S., Boonstra J., Laruelle M. Security and Development Approaches to Central Asia. The EU Compared to China and Russia // EUCAM Working Paper № 11, 2012.

11. ШОС определила приоритеты следующего десятилетия [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rg.ru/2012/06/08/pekin.html. (дата обращения 20.08.2012).

12. Китай в мировой и региональной политике: история и современность. - Вып. XIII. - М., 2008.

13. Попов Д. С. Казахстан - ворота Китая в Центральную Азию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riss. ru/?newsId=771.

14. Грозин А. В. Вооруженные силы Казахстана и национальная безопасность республики. - М., 2008.

МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. В воскресенье в китайском Циндао завершился очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), по итогам которого лидеры стран-участниц приняли 17 различных документов, а сам саммит ознаменовался тем, что Индия и Пакистан впервые участвовали в нем в качестве полноправных членов организации.

Площадка саммита

Саммит ШОС в 2018 году прошел 9-10 июня в китайском городе Циндао (провинция Шаньдун). Площадкой для проведения саммита был выбран городской Международный конгресс-центр.

Циндао является крупным портом, туристическим центром и промышленным хабом. Как сообщил ранее журналистам замначальника секретариата правительства Циндао Чжан Циндун, город был выбран властями КНР, так как играет важную роль в реализации инициативы "Один пояс — один путь", которую Пекин реализует в том числе с партнерами по ШОС.

"Во время выбора места проведения саммита рассматривали все ключевые города Китая, но в конце концов мы выбрали Циндао. Это неспроста. Этот город играет важную роль в строительстве "Одного пояса — одного пути", — объяснил выбор города Чжан Циндун.

Как сообщили власти города, к проведению саммита были открыты 16 новых дорог, а также 50 новых автобусных линий, были отремонтированы гостиницы, выбранные для приема делегаций и СМИ — всего 20 отелей. Для работы во время саммита были привлечены 2 тысячи волонтеров из числа студентов местных вузов.

Первый саммит для Индии и Пакистана

ШОС была создана в 2001 году. Первоначально в организацию входили Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. У организации есть секретариат, который работает в Пекине, а также региональная антитеррористическая структура в Ташкенте.

В структуре ШОС существуют также страны-наблюдатели: Монголия, Иран, Афганистан и Белоруссия. В 2017 году в состав полноправных членов ШОС вошли Индия и Пакистан. На саммите в Циндао они впервые приняли участие в новом для себя статусе.

Выступая на саммите, генсек ШОС Рашид Алимов заявил, что принятие Индии и Пакистана в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправных членов стало важным шагом для развития сотрудничества и раскрытия неисчерпаемого потенциала объединения.

В Шанхайской организации сотрудничества также предусмотрен и механизм партнеров по диалогу, в который сейчас входят Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Итоги саммита

По итогам прошедшего в Циндао саммита лидерами стран-членов организации было принято 17 документов. В их числе, в частности, решение Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Плана действий на 2018-2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС и документ об утверждении Программы сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 годы.

Лидеры также подписали решение об утверждении Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2018-2023 годы и Программу действий по ее выполнению. По итогам саммита принято и информационное сообщение, которое также было подписано лидерами стран-членов организации.

Лидеры стран ШОС приняли декларацию по итогам саммита в Циндао В совместном заявлении главы государств затронули тему экономического сотрудничества, а также выразили мнение по ситуации в Сирии, Иране, на Украине и Корейском полуострове.

Лидеры стран ШОС по итогам саммита организации также приняли Циндаоскую декларацию. Главы стран утвердили Концепцию Шанхайской организации сотрудничества по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, приняли решение о разработке проекта Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по продовольственной безопасности.

Также была утверждена Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды государств-членов ШОС, Программа действий по реализации положений Совместного обращения глав государств-членов ШОС к молодежи.

Главы государств также утвердили Доклад Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в 2017 году.

По итогам саммита приняты Заявление глав государств-членов о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве ШОС, Совместное заявление глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по упрощению процедур торговли.

Декларация саммита

В итоговой декларации саммита в Циндао лидеры стран-участниц ШОС подтвердили безальтернативность политического процесса в качестве пути выхода из сирийского кризиса и призвали все конфликтующие стороны предпринять шаги по выполнению договоренностей о зонах деэскалации. Также они выступили за урегулирование украинского кризиса политическим путем на основании Минских договоренностей.

Лидеры стран-участниц ШОС также сообщили, что изучат перспективы расширения объемов использования нацвалют в торговой и инвестиционной деятельности и отметили контакты между КНДР и США, призвали всех оказывать содействие переговорному процессу. Они призвали сделать управление ключевыми ресурсами интернета интернациональным и демократичным, отметили важность объединения усилий международного сообщества в вопросах противодействия попыткам вовлечения молодежи в деятельность террористических, сепаратистских и экстремистских группировок

Лидеры стран ШОС призвали участников Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) к соблюдению своих обязательств в рамках сделки для стабильности во всем мире и в регионе. Они также отметили растущую угрозу от возвращающихся иностранных боевиков-террористов, заявив, что страны ШОС будут совершенствовать механизмы обмена информацией о них и их перемещениях. Лидеры стран ШОС призвали разработать под эгидой ООН документ по борьбе с использованием информационных технологий в преступных целях.

В декларации также говорится, что участники ШОС поддерживают инициативу о разработке на конференции по разоружению международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма.

По итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что страны организации против торгового протекционизма и выступают за укрепление прозрачной и недискриминационной многосторонней торговой системы. По его словам, на саммите была высказана готовность "углублять взаимодействие в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой, сельскохозяйственной сферах, создавать благоприятные условия для торговли и инвестиций с целью открытия новой архитектуры в развитии региональной интеграции на благо народов стран региона, а также для придания нового импульса развитию мировой экономики".

Си Цзиньпин отметил, что лидеры стран-членов ШОС на саммите в Циндао условились придерживаться концепции неделимой, комплексной и устойчивой безопасности.

Саммит 2019 года

В воскресенье стало известно, что очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится 14-15 июня 2019 года в Киргизии.

Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков заявил, что страна в качестве председателя ШОС будет продолжать укреплять "шанхайский дух" взаимного доверия и понимания, конструктивного и плодотворного сотрудничества, отношений дружбы и добрососедства между народами.

Председатель КНР Си Цзиньпин со своей стороны подчеркнул, что Китай окажет содействие Киргизии в подготовке к саммиту.

Очередная встреча лидеров Центральной Азии и их соседей по региону — то есть саммит ШОС в Циндао (Китай) — в очередной раз ставит вопрос: насколько жизнеспособна организация, в которой участвуют и сверхдержавы, и страны поменьше?

Шанхайская организация сотрудничества всегда имела эту проблему. Она создавалась по принципу сэндвича: большие Россия и Китай — и страны Центральной Азии между ними.

А тут, впервые, к команде присоединилась громадная Индия (и более скромный по весу Пакистан) — в качестве полноправных членов организации. Кто от этого выиграл? Не оказались ли интересы центральноазиатских стран в тени тяжеловесов, имеющих свои сложные отношения, не причиняет ли эта ситуация ущерб интересам прочих членов?

Итоги саммита ШОС в Циндао

Для начала, результаты саммита — и оглашенные там результаты года работы ШОС — говорят сами за себя. Согласованы и подписаны 17 документов, необходимых для дальнейшей интеграции экономик стран-членов.

И так же невозможно оценить, случились ли бы многочисленные двусторонние проекты (например, по линии Казахстан — Китай, но также и по прочим парам государств), если бы ШОС не создавала общую атмосферу стабильности и предсказуемости в сложном и полном споров регионе.

Итоги саммита ШОС для Таджикистана

В ходе двухдневного саммита президент Таджикистана Эмомали Рахмон провел двусторонние встречи с лидерами государств-членов ШОС. Отдельного внимания заслуживают переговоры с президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином.

Политики обсуждали торгово-экономическое сотрудничество и безопасность в Центральной Азии.

"Мы должны регулярно направлять совместные усилия для укрепления мира, безопасности и стабильности, а также развития торгово-экономических, культурных и гуманитарных отношений в рамках ШОС", — заявил Эмомали Рахмон, выступая на саммите в Циндао.

Одним из результатов саммита стало представителя Таджикистана Джумахона Гиёсова директором Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС.

Итоги параллельного саммита G7 в Квебеке

Но что касается геополитики, то так совпало, что саммитов на минувшие выходные было два. Одновременно с "большим Востоком" в Циндао заседал "большой Запад" — G7 в Квебеке, Канада. И тут невозможно было не порадоваться тому, что мы, члены ШОС, оказались в нужном месте в нужное время.

Перед Квебеком, напомним, выявилось несколько линий раскола в "семерке", в том числе по вопросу ее усеченного состава.

"Россия должна быть на встрече, почему мы проводим встречу без России?" — неожиданно высказался президент США.

"Понимаете, нравится вам это или нет, и это может прозвучать неполиткорректно, но в наших руках — управление миром", — сказал он. И получил поддержку премьер-министра Италии Джузеппе Конти, но вызвал яростное сопротивление лидеров Германии и Канады.

"Восьмерка" ШОС обогнала "семерку" G7 по ВВП

Но если бы даже Россия в лице президента Владимира Путина получила приглашение в Квебек, Путин не стал бы туда отправляться просто потому, что у него был свой саммит, где также вопрос стоял об управлении миром. В Квебеке — "семерка", в Циндао — "восьмерка".

Запад ругался не только по поводу России. Главная проблема "их" саммита называлась торговой войной — США против всех. В Циндао все было ровно наоборот. Полное единодушие по вопросу о том, что санкции и запретительные таможенные тарифы у нас не работают, они — не наш метод.

Возможно, самый интересный из результатов многих лет работы ШОС стал известен как бы случайно. На итоговой пресс-конференции президент России Владимир Путин как бы вскользь, отвечая на вопрос, упомянул, что вообще-то совокупный ВВП стран ШОС больше, чем у G7 (если считать по паритету покупательной способности валют). Так что любой из членов ШОС может сегодня говорить, что состоит в самом мощном по объему экономики международном клубе.

Индия в ШОС как сенсация

И еще несколько слов по поводу геополитики, особенно связанной с появлением в этом году в ШОС нового участника — Индии. Российско-индийско-китайская дипломатия накануне Циндао и на самой встрече оказалась фактически сенсацией.

Речь, по сути, о виртуозной активности премьер-министра Индии Нарендры Моди по выстраиванию ровных отношений со всеми центрами силы в мире. Прошлым летом был индо-китайский пограничный конфликт в Докламе (в Гималаях). Далее Индия присоединилась к альянсу "Австралия-Япония-США", и стало казаться, что азиатский гигант будет участвовать в нарастающем давлении на южные морские границы Китая — вспомним недавний очередной инцидент между ВВС и ВМС США и Китая в Южно-Китайском море.

В "крене на Запад" была своя логика — переговорные позиции страны должны быть сильными, зубы надо иногда показывать, хотя бы в улыбке. Но дальше были два саммита перед нынешним саммитом в Циндао. То есть Моди сначала попросил о неформальной встрече главу Китая Си Цзиньпина в городе Ухань, а потом приехал к Владимиру Путину в Сочи. Во всех случаях речь шла об общем смысле внешней политики трех держав.

По итогам двух неожиданных встреч Моди на минувшей неделе выступил на ежегодном форуме по азиатской безопасности в Сингапуре (известном под именем "Шангри-Ла"), где довольно ясно заявил о своей нейтральной, балансирующей позиции во всех военно-морских играх у китайских границ.

А по поводу смысла отношений в треугольнике Дели — Пекин — Москва индийские аналитики высказались так: "Индии нужна Россия для поддержания стратегического мира с Китаем, чтобы гарантировать индийский геополитический подъем… Россия может служить для Индии мостом стабильности с Китаем. Более того, Россия может помочь Индии стать крупной державой, и это еще одна причина для того, чтобы Индия твердо держала руку Путина".

И — на контрасте — в день завершения саммита ШОС стало известно, чем кончился саммит "семерки" в Канаде. С него ушел, не дожидаясь окончания, Трамп. И не стал подписывать итоговый документ.

Давайте вспомним, что в ШОС сколько угодно споров и расхождений между большими и малыми странами. Но никто не хлопает дверями. ШОС как переговорная площадка смягчает любые противоречия. И поддерживает общие принципы и правила игры в регионе. А именно такие: споры должны решаться дипломатией, торговля должна идти к общей выгоде, санкциям и торговым войнам здесь не место.

ЦИНДАО (Китай), 10 июн — РИА Новости. В Китае прошел саммит лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества. По ее итогам главы государств приняли Циндаоскую декларацию.

Подписи под документом поставили руководители России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а также Индии и Пакистана.

Декларация содержит 17 документов, которые касаются сотрудничества между странами, борьбы с терроризмом, наркотиками, эпидемиями и загрязнением окружающей среды.

Ситуация в мире

Кроме того, в совместном заявлении поднимаются вопросы по ситуации в Сирии, Иране, на Украине и Корейском полуострове.

Так, стороны в очередной раз подтвердили безальтернативность политического процесса в Сирии и призвали выполнять договоренности в зонах деэскалации. Из документа следует, что разрешение кризиса должно идти в соответствии с положениями резолюции Совбеза ООН и "исходить из необходимости суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии".

Кроме того, лидеры ШОС призвали участников Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе соблюдать обязательства в рамках сделки для стабильности во всем мире и регионе. Также они выступили за урегулирование украинского кризиса политическим путем на основании Минских договоренностей.

Стороны также отметили контакты между КНДР и США и призвали всех оказывать содействие переговорному процессу.

В декларации говорится и о борьбе с терроризмом. Так, главы стран ШОС отметили растущую угрозу от возвращающихся иностранных боевиков-террористов. Стороны намерены совершенствовать механизмы обмена информацией о них и их перемещениях, а также предлагают вместе бороться с вовлечением молодежи в экстремистские группировки.

Экономическое сотрудничество

В документе уделили особое внимание экономическому сотрудничеству между странами ШОС. Отмечается, что стороны изучат перспективы расширения объемов использования нацвалют в торговой и инвестиционной деятельности.

Участники саммита ШОС также подписали меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в области микро-, малого и среднего предпринимательства.

Помимо этого, члены организации намерены развивать сотрудничество в сфере туризма.

Спорт вне политики

Кроме того, в декларации также поднимается тема спорта. По мнению участников саммита, спорт должен быть вне политики. Отмечается, что стартующий через несколько дней чемпионат мира по футболу, международный турнир по ушу, регулярные марафоны ШОС и ежегодный Международный день йоги способствуют укреплению мира и дружбы.

ШОС — постоянно действующая межправительственная международная организация, которая была создана 15 июня 2001 года в Шанхае. В настоящее время члены ШОС — это Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия имеют статус государств — наблюдателей при ШОС.



Вверх