Рассказ про бабочек 2. Бабочка: описание и фото. Строение и внешний вид бабочек. Бабочки и традиции разных народов

Цели:

Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого. Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал, метелик (укр). Воспитывать интерес к жизни бабочек.

Оборудование:

Картинки и фотографии бабочек, силуэтное изображение бабочек с размахом крыльев 26 см., 16 см. и 2 мм.
Цветные силуэтные картинки бабочки Адмирал без полос на крыльях, пластилин красного (оранжевого) цвета, дощечки для лепки.

Адмирал

Павлиний глаз

Павлиноглазка

Голубянка

Голубянка

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Отгадайте загадку, и узнаете с кем именно.

Загадка про бабочку

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

Бабочка, а по-украински – метелик. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. «Легко метелик лiтаэ, тому що гарнi крильця маэ».

На нашем полуострове много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.

Сначала бабочка откладывает яички.
- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях. - Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.
- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.
- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.

Пришло время немного поиграть. Выходите на коврик.

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

Каких только бабочек нет в природе. Вот взгляните на картинку. (Показ). Такого размера самая большая бабочка (размах крыльев 26 см), но живет она далеко отсюда. Местные жители охотятся за ними и едят. А вот еле заметна самая маленькая бабочка (размах крыльев 2 мм). У нас в Крыму, конечно, не живут съедобные бабочки-гиганты. Но есть очень интересные. С ними мы сегодня и познакомимся.

Летает по Крыму красивая бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.

А сколько всего ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног. Ноги у Адмирала языком работают, попробуют пищу и, если придется она по вкусу, то бабочка развернет свой хоботок и начнет кушать.

Лепка барельефная «Бабочка Адмирал»

Возьмите пластилин и сделайте бабочке полоски - так как на этой фотографии. Чтобы всем сразу стало ясно, что это не просто бабочка, а бабочка Адмирал.

А вот еще две бабочки – Большой павлиний глаз и Павлиноглазка. (Показ картинок). Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы детей). И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Вот такого размера. (Показ силуэта бабочки с размахом крыльев 16 см). Вроде бы, такой большой бабочке и еды нужно много для того, чтобы насытиться. Так нет же! Не надо ей никакой еды. Живет себе, порхает и ничего не ест. У нее вообще нет рта. И никто до сих пор не разобрался, почему так. Это бабочка летает ночью.

А большой павлиний глаз - это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске. Питается эта бабочка на цветах.

А это бабочки голубянки. (Показ картинки). Действительно, часто голубянки бывают разных оттенков синего и голубого. Но и красные бывают и золотистые. Невелики они размером, но очень красивы. А вот личинки голубянок некрасивы. Но так уж устроено в природе, что из горбатых закорючек выводятся красивейшие бабочки, которые напрочь забывают, какими они были уродцами. Говоря словами украинской пословицы, «метелик не пам’ятаэ, що був гусеницею». А некрасивых голубянковых личинок очень любят муравьи. Муравьи даже разыскивают этих личинок и притаскивают к себе домой в муравейник. И все потому, что эти личинки выделяют сладкую жидкость, которая пришлась по вкусу хозяевам муравейника.

Голубянки – хитрые бабочки. Живут только тогда, когда им хорошо, то есть тепло и светло. Даже летом и даже в нашем теплом климате в сырую, ветреную, пасмурную погоду голубянки как бы обмирают, впадают в неподвижность. Ничего не видят, не слышат и почти ничего не чувствуют. Зато уж в тепле и под солнцем при хорошей погоде резвятся вовсю.

Хотя говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.
Вы знаете, кто питается бабочками? (Ответы детей). Птицы, звери, пауки, другие, более крупные насекомые.
Выходит то, что нам кажется беззаботным порханием, на самом деле ежедневная работа.

Хочу предложить вам интересную игру «Птицы и бабочки».

Подвижная игра «Птицы и бабочки»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На cлова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

Есть еще много разных бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили:

Репейница. Капустница. Лимонница. Носатка. Парусник. Медведица.

Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое многочисленное. Бабочек много, конечно. Но многим бабочкам уже никогда не порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные. И ядохимикатами человек насекомых травит, а бабочки еще и за красоту свою страдают – ловят их и просто так, для баловства. И взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить. Вот потому и попали многие крымские бабочки в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому они нуждаются в защите. Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы бабочек вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны как опылители. А если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей). Нет. Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.

Вопросы:

1. С какими бабочками вы сегодня познакомились?
2. Как по-украински будет «бабочка»?
3. Чем отличаются дневные и ночные бабочки?
4. Чем покрыты крылья бабочек? Для чего?
5. Расскажите о хоботке бабочки. Об усиках.
6. Как появляются на свет бабочки?
7. Какие бабочки бывают?
8. Какая крымская бабочка пробует еду ногой?
9. Сколько всего ног у бабочки?
10. За что бабочка Адмирал получила свое имя?
11. Какая крымская бабочка ничего не ест?
12. За что получила свое название бабочка Павлиний Глаз?
13. За что получили свое название бабочки голубянки?
14. За что личинок голубянок любят муравьи?
15. Как ведут себя голубянки в плохую погоду?
16. А чем заняты бабочки в хорошую погоду?
17. кто питается бабочками?
18. Кокой вред бабочкам наносит человек?

После занятия:

Ручной труд «Бабочка» (из ракушек и пластилина), рисование, аппликация, конструирование на эту тему. Составление творческих рассказов «Приключения бабочки Лили».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102 Пролетарского района города Ростова – на – Дону

Воспитатель высшей категории: Дагриджан Е.А.

Тема: «Волшебный мир бабочек»

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.

Форма НОД: занятие

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: Программа «Детство» Т.И.Бабаева

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Средства:

Наглядные: Материал для воспитателя: конверт с загадкой, иллюстрации с изображением бабочек разной окраски, большой лист ватмана зеленого цвета)

Материал на каждого ребенка: 1/2листа глянцевой бумаги, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка, ножницы, клей, ромашка из картона, шаблон 1/2 бабочки, простой карандаш.

Музыкальные: «Сладкая греза» П.И.Чайковский, спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.

Цель: создать условия для развития творческого воображения, познавательного интереса у детей и творческой самореализации художественного образа изобразительными средствами. Развивать все компоненты устной речи. Воспитывать желание бережного отношения к насекомым. Вызвать положительный, эмоциональный отклик на результаты своего творчества.

Задачи:

Образовательные:

Развивать речь детей с помощью загадок

Формировать умение подбирать прилагательные к существительным

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Обогащать представление детей о бабочках, их внешнем виде, поведении и их пользе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к природе.

Развивать воображение, познавательные способности детей.

Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры

Упражнять в соотношении слов и действий.

Знакомить детей с новыми способами передачи изображения – предметной монотипии.

Развивать фантазию, воображение, образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций бабочек, чтение художественной литературы о бабочках: К.Ушинский «Капустная белянка», Н.Сладков «Крапивница и лимонница», Н.Романова «Где её дом?», А.Саркесов «Бабочка, давай дружить», разучивание стихотворений о цветах.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (изображение бабочек);

3. Практический (рисования бабочек, выполнения действия с предметами (вырезание и приклеивание на ромашку)

4. Игровой (поиск одинаковых крылышек для своей бабочки, упражнения на соотношения слов и действий);

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде оформления лужайки для украшения группы, оценены результаты деятельности с помощью медалей-солнышек);

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка.

1 этап - Организационный.(3мин).

Мотивация к деятельности: Слышится стук в дверь

В:Ребята, вы слышите, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим, кто же это.

Посмотрите, это почтальон принес письмо. Как вы думаете, от кого это письмо? (воспитатель показывает воспитанникам письмо)

В: Ой, ребята, это письмо нам прислала сама Весна.

Давайте узнаем, что она нам пишет.

« Сегодня вас ждет удивительная встреча с насекомым, если вы отгадаете эту загадку».

В: Ребята, мы любим с вами отгадывать загадки? Тогда, давайте попробуем отгадать эту загадку:

Увидев на клумбе прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел,

Но стоило тронуть рукой стебелек,

И сразу цветок улетел. Кто это, ребята? (Бабочка).

2этап –Основной(20-25мин.)

В: Ребята, нам Весна прислала отгадку – замечательную картинку бабочки.

В: Хотите узнать, что Весна рассказывает в своем письме об этой бабочке? (Да)!

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие в волшебный мир бабочек.

Воспитатель спрашивает детей о том, хотят ли они с Весной принять это увлекательное путешествие, дети - соглашаются.

Я расскажу о жизни бабочек. Слушайте! Бабочка появляется на свет сразу взрослой. Она откладывает яйца и из них выходят гусеницы. Проходит некоторое время и гусеница превращается в неподвижную куколку, а из куколки появляется бабочка. Зимой они замирают, зарывшись в почву, в пнях, в коре деревьев и ждут весны. Бабочки бывают большие и маленькие. Они все разные по окраске. Рассмотрите внимательно картинку бабочки, которую я вам послала в письме, и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы».

Беседа по картине на тему: «Какая она, бабочка?».

Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)

Какие у бабочки крылья? Сколько их?

Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?

Какие названия бабочек вы знаете?

Чем отличаются эти бабочки?

Сколько у бабочки ножек?

Воспитатель: ДА. У бабочки есть голова, тельце, ножки,4 крылышка. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. Бабочки приносят природе пользу. Они летают с цветка на цветок, собирают нектар и переносят на своих крылышках и ножках пыльцу с одного цветка на другой. В цветах созревают семена и падают на землю. Где упадут семена, там и прорастут цветы. И наши луга станут еще краше (рассказ воспитателя с показом иллюстраций).

Воспитатель: Ребята! Где дом у муравья? (в муравейнике), У пчелы? (улей). - А где дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждая удобная веточка и каждый цветок.

Физкультурная минутка: «Бабочка спала и вдруг проснулась»

Шевельнулась, потянулась

Крылышками тут взмахнула

И сейчас же упорхнула.

Над цветком летает, пляшет.

Полетела, полетела

На цветочек снова села.

(дети выполняют движения, соответствующие тексту физкультурной минутки – 2раза)

В: Ребята, Весна прислала много картинок бабочек. Посмотрите, какие бабочки разные. Вот белая бабочка, а эта черного цвета, как ночь. Вот эта коричневая – павлиний глаз. Большие глазки её крыльев похожи на глазки перьев павлина. Вот ярко – бирюзовая африканская бабочка с огромными крыльями затейливой формы. А эта пестрая с узорами из Индии.

В: Все они разные, но узоры на крылышках справа и слева у всех бабочек одинаковые (обратить внимание детей на симметричность узора на крыльях бабочек).

Дидактическая игра «Подбери бабочке одинаковые крылышки».

«Подул сильный ветер на сказочной лужайке и бабочки растеряли свои крылышки. Каждой бабочке подберите свои крылышки – одинаковые (дети подбирают одинаковые по рисунку крылышки бабочкам).

Какие красивые бабочки у вас получились! Какие нарядные!

Воспитатель: Дети! Но крылышки у всех бабочек прозрачные и сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Если бабочку неосторожно взять в руки, то чешуйки можно повредить и бабочка не сможет больше летать. Это будет для нее настоящее горе. Бабочки – очень нежные насекомые. Относиться к ним нужно бережно. Ловить их нельзя, можно только наблюдать за их полетом и любоваться их красотой! Ведь они приносят пользу природе, а природа – друг человека.

В: Дети! Давайте нарисуем бабочек? (Да).

В:Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Хотите попробовать и научиться? Он называется - «монотипия». Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или левой) мы быстро нарисуем обычные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев припечатаем сверху и разгладим аккуратно ладошками. (Показываю прием рисования).

В: А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной, но крылышки справа и слева – одинаковые) Произошло волшебство!

В: Хотите попробовать сами? Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу).

В ходе выполнения детьми задания поощряю детей, восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело бабочки.

3 Этап – Заключительный (2 мин.)

Пока работы подсыхают, предлагаю детям самим превратиться снова в веселых бабочек и немножко поиграть в пальчиковую гимнастику «Бабочка».

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Дети машут кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

В:Дети! Пока мы отдыхали и играли, наши разрисованные бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть.

В: Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам – ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь, куда мы хотим (по желанию дети вырезают по контуру ножницами бабочек и приклеиваю на свою ромашку). Ну вот, ребята - вы молодцы! Вы – настоящие волшебники! Ваши бабочки совсем готовы! Можно украсить нашу лужайку.

4 этап – подведение итогов.

В: У нас получился настоящий луг, где хочется прогуляться и полюбоваться порхающими бабочками над цветами.

5 этап – сюрпризный момент В: Спасибо вам ребята, что вы приняли приглашение Весны путешествовать в волшебном мире бабочек. За это мы с Весной дарим вам медали –солнышек.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Бабочки»

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект НОД на тему «Бабочки» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с бабочками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с бабочками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием и стадиями развития бабочек.
Совершенствовать умение работать гуашью, продолжать осваивать технику штриховки. Продолжать учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми бабочками и отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной тематике, наблюдения на прогулке за бабочками.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации бабочек, бумага, простые карандаши, гуашь, кисти № 1, стаканчики с водой, палитра, салфетки, клеенки.Организационный момент
Воспитатель загадывает загадку
Увидев на клумбе
Прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелёк,
И сразу цветок улетел. («Бабочка» В. Лунин)



Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций)
Воспитатель: Дети, мы с вами не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над цветами разноцветные бабочки. Бабочки – одни из самых прекрасных существ на Земле! Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. Римляне считали, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Славяне, наши предки, сравнивали бабочку с сердцем влюбленного человека. В Японии пара бабочек символизирует семейное счастье, а в сказках живут эльфы с крыльями бабочки.
За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете?
Дети: Лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал и др.
Лимонница


Крапивница


Капустница


Шоколадница


Павлиний глаз


Махаон


Голубянка


Адмирал


Воспитатель: В мире существует много бабочек. Какими цветами раскрасила природа их крылья? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?
Дети: Чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.
Воспитатель: Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!
Воспитатель: Рассмотрите картинки, какие части есть у бабочки?
Дети: Голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки.
Воспитатель: Какой формы голова, туловище, крылья?
Дети: Круглая голова, туловище и крылья овальные.
Воспитатель: Туловище состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко.
Воспитатель: Сравните крылья и выясните, какие из них одинаковы по цвету, форме, узору, какая пара крыльев больше по размеру? (ответы детей)
Воспитатель: Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
Воспитатель: Сколько ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног.

Физкультминутка «Бабочка»
Бабочка изящно над цветком летала,
Крыльями яркими весело махала. (Плавные взмахи руками)
На цветок красивый села, (Присесть)
И нектар она поела. (Наклоны головы вниз)
Крылья снова распрямила, (Встать, руки в стороны)
В синем небе закружила. (Покружиться)

Дидактическая игра «Чудесные превращения»
Воспитатель показывает картинку гусеницы.


Воспитатель: Как вы думаете, какое отношение имеет гусеница к бабочке? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. (с опорой на картинку)


Что откладывает бабочка? (яйца)
Кто появляется из яйца? (гусеница)
Что делает гусеница? (питается листьями и растет)
В кого она превращается? (в куколку или кокон)
Кто вылупляется из куколки? (бабочка) У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Физкультминутка «Гусеница»
Странный этот дом без окон
У людей зовётся кокон. (Медленные повороты вокруг себя)
Свив на ветке чудный дом, (Вращения руками)
Дремлет гусеница в нём. (Присесть, ладони под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладони под левой щекой)
Но зима проходит мимо: (Встать, взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, сонюшка! (Потянуться)
Под весенним солнышком (Нарисовать руками круг)
Гусенице не до сна. (Погрозить пальцем)
Стала бабочкой она! (Плавные взмахи руками)


Работа в творческой мастерской
Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам нарисовать красивых, ярких бабочек в знакомой вам технике штриха.
Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.
Простым карандашом набрасываем эскиз – контурный рисунок. Начинаем с туловища. Оно состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко. На голове обязательно есть усики. Затем рисуем крылья.
Берем кисточку, палитру, краски и начинаем разукрашивать наших бабочек штрихами.
Узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разными. Недаром бабочек считают похожими на цветы. Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы - так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.
Дети рисуют бабочек гуашевыми красками в технике штриха. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Анализ детских работ
Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее.
Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся!
Происходят чудеса,
Здесь волшебник потрудился
Но волшебник ни при чем!
Это бабочки слетелись,
Ясным, солнечным деньком
Отдохнуть на травку сели!
(С.А. Антонюк)

Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?

Выставка детских работ


Лия Соколова
Беседа «Удивительный мир бабочек»

Подготовка : Иллюстрации с изображением бабочек , энциклопедии : «Бабочки и мотыльки » , «Насекомые» , наборы цветной бумаги, ножницы, клей, ватман с изображением луга (поляны) для коллективной аппликации.

Ход : Загадка : Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

– Да, речь пойдёт сегодня о бабочках . Вы узнаете много интересного из жизни бабочек . Среди класса насекомых бабочки , пожалуй, самые привлекательные и необычные. Они могут быть разнообразных цветов и оттенков. Открыто более 170 000 тысяч видов бабочек .

– Какие же из них считаются самыми красивыми? Конечно же те, что живут в тропиках.

Например, Райский птицекрыл – бабочка почти неземной красоты, поэтому её и назвали «райской» . Она живёт только на одном острове в Тихом океане, в районе Новой Гвинеи. Её любимое место обитания – непроходимые тропические джунгли. К середине 60х годов ХХ века бабочка была уже почти истреблена, поэтому был принят закон, строго запрещающий ловить Райских птицекрылов.

Несмотря на то, что мы живём не в тропиках возможность полюбоваться необыкновенно красивыми бабочками есть и у нас .

Парусники – одни из самых красивых бабочек на свете . Название получили из-за длинных шпор, имеющихся на задних крыльях. У махаонов только по 1 шпоре на каждом заднем крыле и они считаются самыми большими бабочками , размах крыльев достигает до 20 см. Гусеницы парусников ярко окрашены и имеют сильно пахнущие выпуклости – осматерии – отпугивающие хищников. Гигантский парусник широко распространён на юге Америки. Он откладывает яйца на цитрусовых деревьях, в результате чего, его гусениц, пахнущих апельсинами, в народе прозвали «апельсиновыми собаками» . Похожие махаоны чёрно-синей окраски обитают и у нас, вы все их видели, а гусеницы ярко-зелёного цвета с чёрными точками на спинках пахнут укропом, т. к. им питаются.

Бабочки бывают дневными – летают днём, а ночью отсиживаются под листьями, в трещинках коры, под навесами домов, и ночными мотыльки, они делают всё наоборот, прячутся в светлое время суток, а ночью летают.

Жизненный цикл бабочек и мотыльков состоит из 4х стадий : яйцо, личинка-гусеница, куколка, взрослая бабочка . В большинстве случаев яйца откладываются на листьях служащих кормом для личинок. Как только крохотная личинка выходит из яйца, она начинает есть и расти. Многие личинки покрыты волосками, а некоторые с шипами – всё это для того, чтобы отпугивать хищников. Гусеница, обладая хорошим аппетитом, усиленно питается, растёт и после нескольких линек превращается в куколку, из которой уже и появляется бабочка . Рождаясь бабочка разламывает кокон . Сформировавшееся насекомое выбирается из оболочки при помощи влажных и слабых крыльев. Летать бабочка сможет лишь тогда , когда крылья подсохнут и окрепнут.

Крылья бабочек не только красивы – они гораздо сильнее, чем может показаться. Случается, что отдельные виды бабочек перелетают через весь континент преодолевая расстояние более 3 000 км, например : репейница, бражник. Крылья некоторых видов пронизаны кровеносными сосудами; кровь содержит особые химические вещества предохраняющие крылья от замерзания, если вдруг холодная погода застанет бабочек в пути .

Зрение у бабочки относительно неплохое, но важнее всего усики-антенны, являющиеся мощнейшими органами чувств. Усиками бабочки пользуются в поисках пищи и партнёра. «Присев на цветок отдохнуть бабочка раскатывает свой длинный хоботок, подобный язычку. Им она собирает нектар, находящийся в глубине цветка. Однако не только хоботок используется для вкуса, бабочка может попробовать листья на вкус посредством лапок, ощупав ими поверхность листа она понимает, пригоден ли он для откладывания яиц.

У бабочек и мотыльков нет лёгких, они дышат через сеть трубочек, называемых трахеями, открывая проход воздуху через отверстия, которые называются дыхальцами. Насчитывается две пары дыхалец на грудном отделе и от 6 до 8 пар на брюшке.

Казалось бы, жизнь бабочки абсолютно беззаботна. Однако у неё много врагов. Это и птицы, и ящерицы, и лягушки, и даже мелкие млекопитающие. Поэтому бабочкам приходится мастерски прятаться. Окраска крыльев некоторых бабочек имитирует разные объекты окружающей среды. Например : крылья индийской листовки Каллимы в сложенном виде не отличаются от сухого листа. Пёстрая коричневая и розовая окраска крыльев Бражника позволяет ему прекрасно маскироваться на древесной коре покрытой лишайником.

Некоторые мотыльки не только имеют крылья маскирующей окраски, но и принимают позу, усиливающую обман. Мотылёк из влажных лесов Амазонки напоминает обломанную веточку. Никакая птица не догадается, что это бабочка .

Но не одни прятки спасают бабочек . Яд – оружие посильнее. Ядовитые же бабочки , чьи гусеницы питаются ядовитыми растениями. Именно поэтому хищники не трогают геликонидов, да и сама яркая окраска бабочек говорит о том , что она ядовита. Некоторые австралийцы умеют отличать не ядовитых гусениц и едят их сырыми или жаренными, однако пытаться подражать им не следует!

А вот ещё один оборонительный приём. Эффект произведённый устрашающими глазчатыми пятнами, соответствует внешнему сходству с совой, что отпугивает потенциальных врагов. Название Мёртвая голова говорит само за себя. Узор напоминающий череп и перекрещенные кости, недостаточно устрашают, мотылёк, если его побеспокоить начинает громко пищать.

А сейчас я вам прочитаю легенду :

Давным-давно, около 5 тысяч лет назад китайская императрица Си-Лин сидела в своём саду под большим тутовым деревом и пила чай. Вдруг прямо в чашку сверху упала страшная гадость – кокон из паутины, сделанный гусеницей. Императрица поморщилась, взяла двумя пальчиками кончик паутины чтобы вынуть кокон из чашки. И вдруг он стал разматываться.

У Си-Лин в руках оказалась довольно длинная нить. Именно с этого момента началась история шёлка – ткани с необыкновенными свойствами. Эта ткань не так сильно промокала, как хлопок или шерсть. Рана, края которой были стянуты шёлковой нитью заживала быстрее. И всё это благодаря одной бабочке , которая называется Тутовый шелкопряд. Её гусеницы едят листья только тутового дерева. У гусеницы есть особая железа, с помощью которой она завивает кокон. Длина нити, полученной из 1 кокона достигает 1 км. Поскольку для получения шёлковой нити необходимо убить куколку и размотать её кокон, многие люди считают производство натурального шёлка жестокостью по отношению к природе и отказываются носить шёлковую одежду. Тем не менее шёлк – самая красивая, чрезвычайно мягкая на ощупь ткань.

Бабочки могут приносить не только пользу, но и вред. Непарный шелкопряд самый страшный вредитель лесов, садов и парков. Основной вред приносят гусеницы, которые питаются листьями деревьев. Они могут запросто лишить дерево листьев. У гусениц есть защитное приспособление. Тело покрыто бородавками, которые выделяют паутину. При опасности они падают вниз с ветки дерева и повисают на паутине., скрываясь от врага. Паутинки с гусеницами часто подхватываются ветром и уносятся порой на несколько километров, т. е. на не заражённое гусеницами место. Из-за этой неприятной особенности Непарного шелкопряда, охранять леса довольно трудно.

Яблоневая моль – также вредитель. Её гусеница повреждает яблоневые деревья. Весной она внедряется в набухшие почки, затем портит листья, захватывая ветки и покрывая их паутиной. В конце концов яблоня начинает болеть и может погибнуть. Эта бабочка живёт везде , где растут яблони. Единственное, чего она боится – это дождей.

Капустница или репница, одна из обычных бабочек . Вылупившиеся прожорливые гусеницы едят листья разных растений, но предпочитают капусту и запросто могут превратить плотный кочан в кружевной скелет.

Несмотря на то, что гусеницы некоторых бабочек приносят вред нашей природе, сами бабочки являются чрезвычайно ценными опылителями растений. Они переносят пыльцу, перелетая с цветка на цветок в поисках нектара, которым питаются. Однако многие бабочки становятся редкими в основном из-за уничтожения среды их обитания – вырубки лесов для строительства, и поэтому занесены в список исчезающих видов.

Экологи редкие виды бабочек сохраняют в специальных питомниках, где насекомым создаются благоприятные условия для размножения. Благодаря этому, и много лет спустя эти прелестные создания будут украшать собой нашу планету. Мы должны сделать всё возможное, чтобы сохранить в естественной среде обитания ныне существующие многообразные виды бабочек .

Закрепление

По очереди каждый ребёнок снимает со стенда ту бабочку которую он сделал (заранее из бумаги) и называет номер, написанный на брюшке бабочки . Под этим номером зачитывается вопрос по материалу беседы .

1. Как можно назвать всех бабочек и мотыльков одним словом? (насекомые или класс насекомых)

2. Самые красивые бабочки , где они живут? (Райский птицекрыл, парусники, тропические леса)

3. Какие бывают бабочки ? (дневные, ночные) и почему их так называют?

4. Какой размах крыльев у самой крупной бабочки ? (20 см, парусник)

5. Сколько стадий развития у бабочки ? (4 – яйцо, личинка-гусеница, куколка, бабочка )

6. Назовите самых необычных бабочек ? (Мёртвая голова, Бражник, Листовка, мотыльки)

7. Как называется бабочка , гусеница которой «завивает» кокон из шёлковой нити? (Тутовый шелкопряд) и какова её длина? (1 км)

8. Назовите вредных бабочек ? (Непарный шелкопряд, Капустница, Яблоневая моль)

9. Какую роль играют бабочки в жизни растений ? (являются опылителями)

10. Почему некоторые бабочки занесены в список исчезающих видов и как экологи стараются их сохранить? (уничтожается среда их обитания : вырубаются леса; создаются питомники с благоприятно средой для размножения)

С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой, вечностью. Они были символом бессмертности, счастья, верности, любви, а некоторые молодожены в современное время отпускают бабочек на свадьбе вместо голубей. Эти загадочные и бесспорно красивые существа являются источником поэтического вдохновения и стали героями многих мифов и легенд.


1. Бабочки относятся к одной из самых крупных групп насекомых – к чешуекрылым. Кроме этих созданий эта группа включает также молей и мотыльков. На данный момент чешуекрылые насчитывают около 157000 видов насекомых.
2. Эти уникальные создания являются вторыми по своей численности опылителями после пчел.


3. Наука, изучающая бабочек, называется лепидоптерология.
4. Самой крупной ночной бабочкой считается Attacus aitas. Её крылья имеют размах около 30 см и её часто путают с птицей.




5. Самая выносливая бабочка мира имеет название «Монарх». Она может преодолеть расстояние в тысячу километров без остановок.


6. Максимальная скорость, которую может развить это маленькое творение – 12 миль в час, но существуют виды, которые достигают отметки в 50 км/ч (31 миля в час).
7. Самым удивительным фактом об этих созданиях является то, что бабочкам необходимо солнечное тепло для того, что бы летать.
8. 4 крыла бабочек покрыты чешуйками, которые являются мешочками с прозрачными ребристыми стенками. После неосторожного прикосновения они отваливаются, и крылья выглядят полинявшими. На самом деле крылья бабочки прозрачны. Чешуйки, которые покрывают крыло, просто отражают солнечный свет и этим самым придают себе окрас. В редчайших случаях чешуйки у бабочки присутствуют в очень маленьких количествах либо же вовсе отсутствуют.






9. Цикл жизни этих существ состоит из четырех фаз: яйцо, гусеница, куколка и имаго (бабочка).
Яйца могут иметь различные формы: от шаровидной и круглой до цилиндрической и угловатой. Это зависит от вида бабочки.
10. Интересный факт: бабочка откладывает своё потомство в одном месте много лет подряд.
11. Бабочки никогда не спят.
12. В некоторых странах Азии и Южной Америки бабочки считаются деликатесом!


13. Самый сложный по строению орган этих удивительных существ – глаза. Они состоят из 6 тысяч крошечных частей, которые называются линзами.
14. Единственный континент, где не обитают чешуекрылые – это Антарктида.
15. Бабочки – существа древние. Их изображения присутствуют на египетских фресках, которым более 3,5 тысяч лет.


16. Вкусовые рецепторы у бабочек находятся на лапках, т.е. стоя на растении, они могут ощутить его вкус.
17. Бабочки – один из самых распространенных объектов для коллекционирования среди известнейших людей мира, таких как: Набоков, Ротшильд, Булгаков, Мавроди.




18. В период, в который бабочка откладывает яйца, длится всего несколько дней, однако яиц одна особь может отложить более тысячи.
19. В основном все гусеницы живут на суше, однако существуют и вид водяных гусениц, которые называются ширококрылыми огневками.


20. В основном большинство бабочек имеет короткую жизнь – всего лишь несколько дней. Однако существуют экземпляры с довольно длинным жизненным циклом: Брикстонская бабочка является долгожительницей, её цикл длится до 10 месяцев.
21. В мире существует не один вид этих насекомых, который по праву может считаться самым редким. Одним из них является парусник королевы Александры – крупнейшая бабочки планеты. Обнаружить её возможно лишь на территории Папуа-Новой Гвинее и благодаря коллекционерам, этот вид находится на грани полного вымирания.


22. Многие бабочки заслужили место в Красной Книге только благодаря своей неимоверно красивой окраске, причем, некоторые из этих существ являются вредителями для сельскохозяйственных культур.
23. Существует несколько видов этих прекрасных существ, которые за весь цикл имаго (последняя стадия жизни) вообще не едят. Живут такие особи за счет энергии, накопленный в тот период, когда бабочка была еще гусеницей.

24. В русском языке слово «бабочка» является производным от слова «баба», так как наши предки считали, что все ведьмы после смерти становятся бабочками.
25. Самой мелкой бабочкой мира по праву считается «Синий Карлик», размах крыльев которой составляет всего лишь 1,4 см.

26. В тропических лесах Нового и Старого света существует вид бабочек, самцы которого питаются слезами животных.
27. Бабочки близоруки!
28. Эти создания могут даже различать цвета, однако, не все. Каждый вид видит какие-то свои оттенки. Так, к примеру, капустница видит красный, а вот сатира его вовсе не различает.






29. Наиболее богатыми на разнообразие видов чешуекрылых считаются Перу и один индийский штат – Сикким.
30. Оказывается, что секрет бабочки скрыт именно в её чешуйках на крылышках. Они поддерживают температурный баланс, а также повышают летность.


31. Хоботок бабочки – это видоизмененная нижняя челюсть, которая преобразована в сосущий орган. А вот у гусеницы бабочки – довольно сильные челюсти, благодаря которым она может жевать твердую пищу.
32. Самая распространенная бабочка России и Сибири – Павлиний глаз. Благодаря своему оригинальному рисунку её тяжело спутать с какой-либо другой: верхняя часть крыла имеет вишнево-коричневый цвет и характерное для этого вида пятно в виде глаза, низ же полностью черно-бурый.




33. Бабочки – сумеречные существа. Только некоторые представители этой группы насекомых ведут дневной образ жизни. Питаются бабочки нектаром и другими растительными выделениями, содержащие сахар.
Эти создания неимоверной красоты во все времена поражают людей своим невероятными разнообразием красок, причудливыми формами и затейливыми рисунками. Бабочки рождаются для того, что бы умереть, дав перед этим жизнь новому поколению.
Кладка яиц и вылупившиеся гусеницы.








Вверх