Психология выбора. Категория «выбор» в психологии: теоретическое исследование

Озерина А.А. 2008

© А.А. Озерина, 2008-2009

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

А.А. Озерина

Проблема выбора является актуальной для психологической практики. Результаты исследований проблемы выбора востребованы в практике психологического консультирования и в психотерапии. Особенно широко они применяются в управленческой и административной сферах. Разрабатываемые здесь тренинговые программы направлены на оптимизацию и рационализацию управленческой и менеджерской деятельности. Данные, полученные при исследовании личностного выбора, также имеют важное прикладное значение в сфере профессионального консультирования.

Но для создания эффективной программы сопровождения клиента необходима последовательная и согласованная теория. Вместе с тем формулирование основных положений такой теории сталкивается с рядом трудностей.

Во-первых, выбор является междисциплинарной категорией. Наряду с психологией он рассматривается в социологии, математике, экономике. Эти научные дисциплины предлагают собственное определение выбора и связанной с ним проблематики. Поэтому в теоретическом анализе проблемы выбора необходимо выделять именно психологический аспект.

Во-вторых, выбор редко является самостоятельным предметом психологического исследования. Он рассматривается в контексте других проблем. Например, выбор является сопутствующей категорией при исследовании особенностей мышления либо рассматрива-

ется в контексте постижения человеком смысла жизни и т. д.

В-третьих, в тех исследованиях, где выбор все же является предметом исследования, внимание обращается, скорее, на частные аспекты, чем на создание целостной теории. Например, американский психолог С. Мадди описывает типологию поведения человека в условиях выбора. Данная модель, безусловно, интересна, но не может являться основой для построения целостной теории выбора и принятия решений, так как она объясняет только способ совершения выбора человеком.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме выбора, позволяет назвать два основных направления теоретизирования в этой области психологического знания.

В первом направлении выбор рассматривается в контексте классических теорий рационального выбора (Г.Н. Солнцева, Ю. Ко-зелецкий), когнитивной теории (Саймон, Кинч), интеллектуальных теориях выбора (Т.В. Корнилова, О.К. Тихомиров, О.В. Степаносова, Лахманский). Этими авторами выбор как теоретическое понятие отождествляется с другим понятием, а именно с конструктом «принятие решения». Критериями эффективного принятия решения являются показатели успешности и оптимальности деятельности. Далее это направление мы будем называть теориями рационального выбора.

Второе направление мы называем теориями личностного выбора. К нему относят-

ся экзистенциально-гуманистические теории выбора (И. Ялом, Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй). В них отрицается существование рационального универсального выбора. Основанием в процессе выбора являются субъективные ценностно-смысловые образования. Среди теорий данного направления можно выделить культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), личностно-мотивационные теории (А. Маслоу), ценностно-смысловой подход (С. Мадди).

Для различения этих двух направлений мы применили следующие критерии: а) категориальный аппарат, используемый для описания характеристик выбора; б) детерминанты выбора, обусловливающие процесс и результат принятия решения; в) описание позиции человека, делающего выбор.

Если принимать во внимание первый критерий, то можно выявить определенные различия в категориальном аппарате выявленных направлений. Например, понятия риска, рациональности, когнитивно-личностных усилий стали объединяющими для исследований процесса принятия решений в теориях рационального выбора. В теориях личностного выбора используются понятия, отражающие собственно личностные характеристики: личностный рост, субъективность выбора, рефлексивность, ответственность. Также в этом направлении важными признаются такие образования, как самодетерминация, осмысленность жизни и субъективное качество совершаемого выбора.

Таким образом, категории, которые выступают ведущими при описании и исследовании рационального выбора и личностного выбора, различны. Более того, каждое из направлений имеет специфичный категориальный аппарат, обладающий собственной внутренней динамикой и научноприкладным значением.

Вторым критерием сравнительного анализа выступают детерминанты выбора.

В теориях рационального выбора детерминантами процесса принятия решения выступают, прежде всего, объективные характеристики ситуации и когнитивные способности личности, принимающей решение (А.В. Тягунов). Наряду с этим, некоторые исследователи считают, что выбор может

быть опосредован и различными психическими процессами: эмоциями, волей, памятью и т. д. (А.В. Карпов).

В теориях личностного выбора также употребляются ситуационные детерминанты. Однако в большей степени выбор соответствует уровню интерпретаций, а не событийному или стимульному уровню. В то же время он не ограничивается ситуационным контекстом. В теориях этого направления существенная роль отводится собственно личностным детерминантам, за счет чего выбор становится более субъективным и уникальным по своей природе.

Третьим критерием при исследовании различий теорий рационального и личностного выбора является описание позиции человека в ситуации определения дальнейших действий и полученного результата.

В рациональных теориях выбора человек преимущественно выбирает в условиях заданной ситуации. Выбор осуществляется на основе непосредственных предпочтений. Принятие решений предполагает объективно рациональное разрешение проблемной ситуации. Тем самым позиция человека, совершающего выбор, является в большей степени пассивной, нежели активной. Для исследований в рамках данного направления большую значимость представляют сопутствующие выбору когнитивные процессы.

В теориях личностного выбора человек выступает субъектом в процессе выбора. Он самостоятельно конструирует и сами альтернативы, и их критерии и оценивает качество выбора со своей субъективной позиции.

Таким образом, нами выявлены явные различия в положениях различных теорий на причинную обусловленность выбора и роль личности, совершающей выбор. На наш взгляд, теории личностного выбора более применимы для психологической консультативной практики. Выбирая, человек самостоятельно должен решить, что же из существующих потенциальных возможностей он сделает реальностью. Причем трудность выбора связана именно с осознанием неизбежной потери, особенно если приходится выбирать между двумя и более равными по значимости альтернативами. Усилия, которые сопровождают выбор, происхо-

дят не на уровне когнитивной, рациональной сферы, а на личностном уровне.

Возможно, деление существующих теорий, исследующих проблему выбора, на два направления не универсально, так как на стыке описанных направлений существуют различные концепции, как например, «теория ограниченной рациональности» Г. Саймона, концепция О.К. Тихомирова. Данные расхождения еще раз указывают на сложность проблемы выбора в психологическом знании.

Итак, нами была выявлена проблема, связанная с отсутствием систематизированной целостной теории выбора и принятия ре-

шений. Мы выявили и проанализировали два основных направления в исследовании проблемы выбора в психологии. Каждое из направлений включает достаточно широкий спектр теоретических концепций и практических оснований. Результатом данного теоретического исследования являются выявленные существенные различия во взглядах на выбор как на научную категорию.

Дальнейшее исследование категории выбор будет эмпирическим. В качестве теоретической основы выступит теория личностного выбора, что соответствует требованиям практической психологии и авторской позиции.

Выбор - это процесс, имеющий сложную психологическую структуру, с помощью которого человек может менять привычное течение жизни. так же важны, как и анализ того поступка, который вы совершили. Именно это помогает нам понять самих себя, свои потребности и желания.

На правильное решение человека влияют внешние и внутренние факторы. Так, всю жизнь мы сталкиваемся с задачей выбора. Каждый для себя отсеивает, отбрасывает ненужный и оставляет самый лучший вариант. Такая ситуация встречается везде: в магазине, в отношениях, в быту. Будет ли выбор верным или нет? Только с помощью результата можно оценить правильность принятого решения.

Психология выбора: вопросы

К числу вопросов, связанных с психологической подоплекой выбора, относятся следующие:

  1. Зачем я это выбираю?
  2. Какова цена?
  3. Несу ли я ответственность за сделанный выбор?
  4. В чем польза выбора?
  5. Необходим ли этот выбор?

Чаще всего на принятие решения влияет нужда, желание и интерес. Сделать выбор порой очень трудно, еще сложнее совершить неверный, ошибочный шаг. Психология выбора влияет на эмоциональное состояние человека, например, на удовлетворение от сказанных слов или боль от недосказанности. Составляющие выбора раскрывают внутреннюю суть человека.

Стадии психологии выбора:

  1. Ознакомление с объектом выбора.
  2. Дополнительные сведения об объекте.
  3. Анализ надобности объекта.
  4. Принятие выбора или отказ.

Мы всегда выбираем. Отсутствие выбора - тоже наш выбор. Жизнь не стоит на месте, очень важно вовремя сделать правильный шаг. Нужно делать выбор сейчас или никогда, без всяких «не знаю», «может быть», «сомневаюсь». Многие люди при принятии решения долго обдумывают их, поэтому нужно учиться быстро и логически осознавать каждый свой шаг. В психологии принятия выбора самое главное - понять, ради чего мы идем к поставленной цели.

Как сделать правильный выбор?

К советам в принятии выбора, согласно исследованиям по психологии, относятся следующие:

  • посоветоваться с людьми, которым вы доверяете, но при этом помнить: окончательное решение должны принять вы;
  • обдумать, к чему вы стремитесь и какого результата ждете;
  • задуматься о последствиях вашего решения;
  • сконцентрироваться на поставленной цели и уверенно идти к ней.

Помогает человеку держать под контролем его дела, а также мысли и психологическое состояние. Психология выбора в данном случае очень важна: главное здесь - помнить, что неправильно сделанный шаг может кому-то помочь, а кому-то навредить.

Сознательность выбора зависит от ясности видения человеком ситуации. Неважно, по какому пути каждый из нас пойдет для достижения результата, пройденный путь - наш жизненный опыт. Из каждой жизненной ситуации нужно выносить мораль, только она поможет в будущем не совершать необдуманных поступков.



Вверх