Примеры игр по географии. Урок – игра «Знатоки географии

Игра в обучении играет особую роль. В игре реализуется опыт творческой деятельности и выражается эмоционально-ценностное отношение ребёнка к миру. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного субъектом в детстве, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношения к миру определяет восприятие ребёнком действительности. Оно стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению им таких элементов содержания образования, как нравственные проблемы.

Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний. Географические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира. У него закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности.

Однако учебная географическая сюжетно-ролевая игра не будет эффективной формой организации урока при отсутствии ряда психолого-педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию целей и задач игры:

  • - наличие у учащихся достаточного объёма знаний из предшествующих разделов школьного курса;
  • - наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;
  • - понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности;
  • - психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;
  • - психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся;
  • - отсутствие в сценарии и сюжете учебной игры фрагментов, неприемлемых с точки зрения социокультурного опыта каждого из учащихся в классе;
  • - формирование игровых микрогрупп с учётом уровня способностей и направленности интересов учащихся;
  • - формирование игровых микрогрупп с учётом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса;
  • - соответствие содержания и принципа распределения сюжетных игровых ролей направленности интересов учащихся и актуальным задачам их личностного развития;
  • - соответствие компонентов сюжета учебной игры необходимости обеспечить эмоциональный отклик учащихся на моделируемые учебно-игровые ситуации;
  • - соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся;
  • - стабильность игрового пространства, плавность и сюжетная обусловленность в восприятии учащихся необходимых изменений в параметрах длительной учебной игры;
  • - наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Очевидно, что вне зависимости от тщательности проработки сюжета игры, сценариев отдельных игровых действий, элементов игрового пространства, психологическая готовность учащегося к учебной игровой деятельности на этапе включения его в такую деятельность не будет соответствовать указанным условиям. Следовательно, необходима подготовка учащихся к включению в учебную игровую деятельность.

Прежде всего, необходимо сформировать у учащегося мотивацию к такой деятельности. Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному и социальному статусу, не способствует более успешному усвоению материала. Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную, «легитимную» и удобную форму обучения.

При этом мы исходим из того, что игра как форма обучения предполагает согласие учащихся на участие в игре, не может быть директивно навязана учителем, должна быть эмоционально принята играющими. Одновременно необходимо обучить школьника практическому участию в игре, дать ему опыт совершения игровых действий, связанных с принятыми игровыми правилами. Организуемая учителем учебная игра не может и не должна быть сведена к обучающей игровой манипуляции со стороны обучающего взрослого. Для успешного усвоения материала в ходе учебной игры, а также для продуктивного накопления и осмысления творческого опыта учащийся должен владеть навыками анализа проведённой игры. Он должен понимать, какие учебные задачи ставились перед ним как участником учебной игровой деятельности. Учащийся должен, в конечном счёте, уметь оценивать соответствие результатов учебной игры предварительно поставленным учебным задачам.

Предпосылки для этого целесообразно создать уже на стадии обучения учащихся учебной игровой деятельности, применяя для этого также отдельные обучающие приёмы. Начиная с учащимися учебную игровую деятельность, учитель географии может одновременно использовать как неигровые, так и игровые формы обучения. Эти формы используются на одном и том же учебном материале. Учащиеся получают возможность сравнить применение игровых и неигровых форм, проанализировать их с точки зрения сравнительной эффективности усвоения учебного материала и эмоциональной привлекательности. Далее, на стадии включения учащихся в учебную игровую деятельность происходит постепенная смена игровых форм с усложнением требуемых от учащихся игровых действий, которая должна происходить безотносительно конкретного содержания изучаемого в данный момент раздела курса. Сначала учащиеся включаются в учебную игровую деятельность исключительно на индивидуальной основе, получая от учителя учебно-игровые (причём, возможно, не идентифицируемые ими как игровые) индивидуальные задания по изучаемой теме. Например, это могут быть задания по составлению географических ребусов. Выполнение такого игрового задания оценивается как выполнение учебного задания. Затем выполнение таких же заданий, но в увеличенном объёме может быть поручено уже небольшой группе учащихся. Это поможет сформировать навык коллективного участия в совместной игровой деятельности. В дальнейшем учащимся предлагаются уже командно-коллективные формы игры, которые, однако, пока ещё не требуют индивидуально-ролевых действий от каждого учащегося, например игровой диалог, дискуссия между микрогруппами. Когда у учащихся накоплен достаточный опыт участия в таких командных играх, им предлагается участие в сюжетно-ролевой игре с индивидуально-ролевой деятельностью каждого участника в рамках микроколлектива, то есть с заранее распределёнными ролями и чётко очерченными ролевыми функциями. Например, речь может идти о формировании экипажей в ходе игры-«путешествия». Такая игра может пока ещё не предполагать продолжения за пределами одного изучаемого раздела курса, не требовать большой длительности.

После освоения учащимися ролевых действий им предлагается имитационная игра, детально воспроизводящая изучаемую проблемную ситуацию, требующая самостоятельного исследовательского целеполагания, теоретического анализа и осознанной поисковой деятельности каждого из участников. Одно из затруднений, возникающих при включении учащихся в сюжетно-ролевую игру, и особенно в длительную игру, состоит в неготовности многих детей к вхождению в ролевой образ. Это связано с распространённой у многих подростков боязнью выделиться, показаться сверстникам в необычном для них свете. Необходимо научить учащихся свободно чувствовать себя в рамках ролевого статуса. Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащегося должна быть представлена в эмоционально значимой для обучаемого. Должна быть гибким инструментом, способным адекватно отобразить разнообразные стороны командной деятельности, разноплановые, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся, вклады каждого из учащихся в эту деятельность. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность ситуации, когда педагогически целесообразно поощрить, чей реальный вклад в совместную деятельность незначителен или отсутствует. Вводя критерии и шкалу игровых оценок, необходимо вместе с учащимися утвердить принципы её соотнесения со шкалой школьных отметок, возможность или невозможность в различных игровых ситуациях «конвертации» игровой оценки в текущую оценку по предмету в журнале.

При этом, как это ни кажется парадоксальным, необходимо постепенно переходить к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии обучаемого. Противоречие в данном случае лишь кажущееся. Во-первых, непродуктивно было бы обуславливать уровень мотивации учащегося к познавательной деятельности лишь желанием достижения игрового выигрыша. Постепенно необходимо формировать в восприятии учащихся самоценность формирования новых знаний и эмоциональных отношений как результата игры. Во-вторых, необходимо преодоление эмоциональной зависимости учащегося от игровой оценки (как, впрочем, и от школьной) с целью снижения риска. В-третьих, необходимо формирование у учащегося опыта понимания внешней оценки как условной, вторичной по отношению к реальной оцениваемой ситуации, вторичной по отношению к адекватной самооценке. Исходя из сказанного, целесообразно при подведении итогов учебной игры, если её правила предполагают игровую конкуренцию групп участников, вводить дополнительную систему игровых оценок, основанную на одобрении игровой микрогруппой учебных игровых действий «соперников». Например, каждой команде участников игры предлагается назвать наиболее активных и знающих, с их точки зрения, участников из «соперничающей» команды. При этом в некоторых случаях целесообразно делать такую оценку эмоционально более значимой, чем «основной» выигрыш. Таким образом, объективный результат игры становится, более эмоционально значим, чем итог игрового соперничества, а иметь право одобрить действия «соперника» становится более эмоционально значимо, чем одержать над ним «победу».

При проведении учебных игр любой степени сложности, как правило, предлагаю учащимся игровые способы оценки выполнения заданий, а также соотнося их со шкалой школьных оценок, одновременно даю игровым действиям оценку, не основанную на своих преподавательских функциях или принятых вместе с классом правилах игры. Критерием такой в неигровой и внеучебной оценки служит объективная адекватность игрового выхода проблемной ситуации такой же ситуации в реальной действительности. В некоторых случаях такая оценка основывается на этических, ценностных критериях, которые в отдельных ситуациях могут не совпасть с общеигровыми или общегеографическими. Например, учебная игра «Пересадочная станция», предполагает оценку решений экологических, межнациональных, социальных и иных проблем той или иной территории Земли делегацией «Кольца миров», «межгалактического союза цивилизаций», на основе принятой в «Кольце» этической шкалы. В зависимости от соответствия предлагаемых решений этой шкале «Кольцо» принимает решение в пользу «строительства галактической пересадочной станции» на той или иной территории или об отказе от контакта с землянами.

В дальнейшем предлагаю учащимся (не классу в целом, а именно учащимся как индивидуальным участникам игровых действий) самим дать оценку успешности этих действий. При анализе итогов учебной игры у учащегося формируется представление о том, что, в конечном счете, он остаётся с собственной оценкой достигнутого в ходе учебной игры, будь то с точки зрения приобретения знаний или социального опыта, и что он несёт собственную, личностную ответственность за адекватность такой оценки. Например, при проведении в 9-м классе игрового «круглого стола» «Проект „Казахстан“» внимание учащихся было акцентировано на том обстоятельстве, что данная дискуссия является игровой лишь отчасти. Выбор модели развития страны, заявленный участниками дискуссии, является не только игровым выбором, но и личностным, реализации которого учащемуся в очень скором времени предстоит способствовать уже с выбранных профессиональных позиций. В этом случае оценка на игровом табло, в классном журнале или даже в аттестате является вторичной по отношению к тем социально-экономическим и социально-политическим показателям жизни в стране, родном городе, которые будут характеризовать отстаиваемую сейчас учащимся модель развития. Уже на той стадии развития учебной игровой деятельности, когда становится возможным проведение среднесрочной сюжетно-ролевой игры (охватывающей целый раздел учебного курса), необходимо закрепление традиции коллективного анализа по итогам проведённой игры. Такой краткий анализ должен завершать каждый игровой урок или же серию из таких уроков. Анализироваться должны положительные результаты игры, возникшие трудности и проблемы, вклад каждого участника. В процессе такого краткого обсуждения учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи, которые должны были быть реализованы в ходе учебной игры, и оценивают, насколько успешно эти задачи были выполнены.

Учебная игра, предполагающая взаимодействие всех участников в едином эмоционально значимом игровом пространстве предъявляет высокие требования к уровню культуры общения каждого из участников, к его умению понять партнёра, с уважением отнестись как к его точке зрения, так и к его эмоциональным потребностям в игре. Если соответствующие навыки ранее не были сформированы у учащихся, то требуется применение определённых психолого-педагогических техник, направленных на развитие коммуникативных навыков детей. В частности, большое число конкретных игровых приёмов обучения коммуникативным навыкам, повышения уровня культуры общения и уровня коммуникативной компетентности изложено в работе К. Фопеля. Например, к числу таких игровых приёмов относятся упражнения «Будь дружелюбным», «Друзья, непохожие на меня», «Маленький начальник», «Ты слишком много говоришь!».

Задавая условия игры, вводя игровые атрибуты, формулируя содержание ролевых действий, акцентируем внимание учащихся на соотнесении игрового и реального плана действий, реальных понятий и объектов и их символических отображений в игровом пространстве. Тем самым учащиеся лучше понимают механизм игрового восприятия, двуплановость игровой деятельности. Периодически возвращаясь к этому вопросу, формируем у учащихся понимание принципа моделирования как способа познания реальности, что делает возможным самостоятельное применение такого подхода в познавательной деятельности учащегося в дальнейшем, будь то в игровой или неигровой форме. Например, по завершении проведения игр «Я -- гора» и «Я -- вулкан» просила учащихся самостоятельно предложить аналогичную игру, направленную на исследование изучаемой в одном из разделов курса географии среды. Постепенно формируемое у учащегося понимание механизма воздействия игровых, ролевых действий на восприятие человека даёт ему возможность понять сходные механизмы воздействия, осуществляемые в отношении его самого и его сверстников (в молодёжной субкультуре, в политической жизни и пр.). В частности, если говорить об изучении географии, такое понимание помогает учащемуся при усвоении учебного материала об этнокультурных и общественно-политических особенностях.

Уже на той стадии развития учебной игровой деятельности, когда становится возможным проведение среднесрочной сюжетно-ролевой игры (охватывающей целый раздел учебного курса), необходимо закрепление традиции коллективного анализа по итогам проведённой игры. Такой круг жизни различных стран и народов. Например, при проведении описанной ниже сюжетно-ролевой учебной игры «Турагентство» игровым группам предстоит предложить рекламу своего «туристического бизнеса», которая была бы воспринята различными группами населения у нас в стране и за рубежом. При этом, помимо чисто географических материалов, учащиеся рассматривают и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при рассмотрении тех или иных зрительных образов, в данном случае используемых как игровые символы.

Когда учебная игровая деятельность становится для учащихся одной из привычных форм учебной, познавательной деятельности, учитель может поставить перед некоторыми из учащихся задачи самостоятельной разработки, подготовки, проведения и подведения итогов игр с педагогических позиций. При этом учащиеся сначала совместно с учителем, а затем и самостоятельно в его присутствии, формулируют цели и задачи, решаемые при разработке и проведении учебной игры, причём эти цели и задачи рассматриваются ими и как дидактические, и как цели и задачи содействия личностному развитию их товарищей. Через опыт самостоятельного планирования и проведения фрагментов учебной игры вполне реально провести всех или большинство учащихся класса. Если для некоторых из них этот опыт оказался особенно продуктивен, целесообразно закрепление за такими учащимися функций разработчиков и организаторов учебных игр. При этом возможно, что такие функции они будут выполнять по отношению к классу, только приступившему к изучению курса географии. Такое решение оптимально, чем выполнение учащимися таких функций в собственном классе. В этом случае у таких учащихся формируются навыки педагогического целеполагания в учебно-игровой деятельности. Они приобретают умение самостоятельно анализировать соответствия технологических параметров той или иной игры поставленным целям и задачам. Такого рода способам организации учебной игры можно отнести, например, игру «Экзамены в навигацкой школе», разработанную автором. При организации этой игры каждый «экзаменатор» -- учащийся 9 или 10 класса -- самостоятельно готовил свой раздел вопросов и заданий, не только с точки зрения изучаемой тематики, но и педагогической целесообразности. Затем, при подготовке к проведению игры, данный «экзаменатор» обосновывал содержание своего раздела игры перед коллегами-учащимися и перед учителем географии. Применение целого ряда приёмов обучения длительной совместной учебной игровой деятельности позволяет предварить введение учащихся в игровое пространство освоением ими навыков игровой деятельности, а также не утратить игровые навыки в последующем развитии такой деятельности. Системное, долговременное применение игровых технологий даёт возможность учащемуся переходить от простых типов учебных игр к более сложным. Когда сюжетно-ролевая игра начнёт восприниматься учащимися как привычный вид деятельности и эффективная форма усвоения материала, можно попытаться приступить к организации длительной сюжетно-ролевой учебной игры, в которую органично перерастёт очередная среднесрочная игра, учебные игры. Опыт участия, в которых уже накоплен учащимися, теперь организуются и проводятся как составные части «большой» игры, при сохранении общей сюжетной нити, общих этических традиций игрового взаимодействия, общих для каждого этапа форм накопления и использования географической информации.

Описание материала : Предлагаю Вам разработку игры-викторины «Знатоки географии». Данная разработка для учителей географии. Игра-викторина может быть проведена на внеклассных занятиях по географии или на предметной недели.

Мероприятие разработано для сборной команды обучающихся 6-8 классов. Цель мероприятия: повторение пройденного материала в игровой форме. Оценить знания и умения учащихся в области географии. Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Викторина для учащихся 6-8 классов «Знатоки географии»

Форма проведения: игра - викторина «Знатоки географии»

Игра состоит из 9 конкурсов. Состав команды сборный: 1ученик из 6 класса,1ученик из 7 класса и 2 обучающихся 8 класса. Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с номером команды). На столах таблички с номерами команд.

Учитель. Я рада приветствовать вас на географической игре-викторине «Знатоки географии». В сегодняшней игре принимают участие три сборных команды. В каждой команде по 4 участника - 1ученик 6 класса, 1 ученик 7 класса и 2 ученика 8 класса.

На соревновании присутствует жюри в составе:

______________________________________________________________

Условия игры:

Учитель . Для того чтобы в игре принимали участие все игроки, задания командам будут даваться по классам, например: «На вопрос отвечают члены команды 6 класса» и т.д. Если на данный вопрос ученик этого класса не дал ответ или дал неверный ответ, а команда знает правильный ответ, команда может ответить, но за ответ будет присуждено только половина назначенных баллов. В конце игры подводятся итоги по набранным баллам, объявляется и награждается лучшая команда знатоков географии.

Прошу выбрать капитана команды. Капитаны проведите жеребьёвку и определите номер своей команды. Команды определены, желаю всем удачи!

А начнем мы нашу игру с географической разминки:

1 задание Географическая разминка:

Учитель. Начинает игру команда №1. Представители команд по очереди (6,7,8 кл.)

подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучили. Ученики команды передают друг другу указку и карточку с названием географического объекта. На выполнение задания команде даётся 1,5минуты.

За каждый правильный географический объект - 1 балл.

Географические объекты команде №1:

1. Индийский океан, Австралия

2. г. Джомолунгма (Эверест), река Конго

3. оз. Байкал, Кордильеры (горная система)

4. Альпы (горная система), о.Сахалин

Географические объекты команде №2:

1. Тихий океан, Африка

2. река Амазонка, г. Эльбрус

3. оз. Гурон, п-ов Ямал

4. влк. Ключевская сопка, Анды (горная система)

Географические объекты команде №3:

1. Атлантический океан, Евразия

2. о. Мадагаскар, река Миссисипи

3. оз. Чад, Курильские острова

4. Тянь-Шань (горная система), м.Дежнёва

2 задание Умники и умницы:

Учитель. Я читаю вопрос, каждый член команды по очереди отвечает. За каждый правильный ответ - 1 балл, если отвечает другой член команды -0,5 балла.

Вопросы команде №1:

3. Самый крупный вулкан России (Ключевская сопка)

4. Самый большой остров в России (Сахалин)

Вопросы команде №2:

1. Самый большой океан (Тихий)

Вопросы команде №3:

1. Самый большой остров (Гренландия)

3. Самое глубокое озеро в России и мире (Байкал)

3 задание География на все сто!

Учитель . Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Сторона света (Восток.)

Начало реки (Исток.)

Главный город страны (Столица.)

Государство в Прибалтике (Эстония.)

Город РФ, порт на Тихом океане (Владивосток.)

Имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб.)

4 задание Конкурс картографов.

Учитель. На карточках нанесены контуры географических объектов, которые
членам команды необходимо определить и показать на карте. На выполнение задания даётся три минуты. За каждый правильный объект - 1 балл.

5 задание По родной стране

Учитель. Команды по очереди отгадывают, о чём или о каком географическом объекте идет речь. Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы:

1. 17.1 млн. км 2 - площадь России;

2. 16 - количество соседних государств;

3. 13 - количество омываемых морей;

4. Эти озера нашей родины называют еще морями. Одно из них самое большое на Земле, другое - самое глубокое. Одно отличается самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами. Назовите эти озера. (Каспийское море и озеро Байкал).

5. Территория расположена на древней платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа - равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. (Русская равнина)

6. Обе эти реки имеют много общего. Принадлежат к числу самых больших рек мира. Обе на своём пути пересекают одни и те же природные зоны. Обе имеют одинаковое питание - смешанное. Ледоход на обоих реках отличается большой силой, сопровождается заторами льда. При впадении в океан одна из них образует широкую и длинную губу, а другая образует обширную дельту. Назовите эти реки. (Реки Лена и Енисей).

7. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы - чудесное место для горнолыжников. (Сев.Кавказ)

8. Какому городу посвящены эти слова А.С.Пушкина.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит....(г. Санкт-Петербург).

9. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с-з на ю-в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (П-ов Камчатка).

6 задание Юные топографы

Учитель. Изобразить путь туриста условными знаками. На выполнение этого задания

2 минуты. За каждый правильный знак - 1 балл:

Турист вышел из дома и пошёл по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы. Дальше его путь к лагерю шёл через луг. Он подошел к смешанному лесу. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к реке, налево - полевая дорога к болоту, а прямо - тропа к роднику. Он пошёл по грунтовой дороге и подошёл к небольшой реке, которую перешёл по деревянному мосту. От него по грунтовой дороге он подошёл к фруктовому саду, пройдя, его он вышел к лагерю.

7 задание Гонка за лидером

Учитель. Команде за одну минуту необходимо ответить на 10 вопросов, если ответа не знаете, говорите - дальше. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Газообразная вода… (пар)

2. Время суток после ночи… (утро)

3. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

4. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

6. Прибор для измерения азимута? (компас).

7. Самый маленький материк. (Австралия)

8. На каком материке протекает река Лимпопо (Африка)

9. Горы, отделяющие Европу от Азии (Уральские)

10. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)

2 команда

1. Количество осадков измеряется в… (мм)

2. Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)

3. Атмосфера - это…(воздушная оболочка Земли)

4. Вода в твердом виде … (лед)

5. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это … (ветер)

6. Как называется сборник географических карт? (атлас).

7. Самое глубокое озеро? (Байкал)

8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

9. Все неровности на поверхности Земли. (рельеф)

10. Пустыня Сахара расположена на материке (Африка)

3 команда

1. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

2. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

3. Иней, роса, гололед, изморозь - это… (атмосферные осадки)

4. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия).

5. Самый большой остров? (Гренландия).

6. Огнедышащая гора. (Вулкан)

7. Кто открыл Америку? (Колумб).

8. Самый жаркий материк (Африка)

9. Самый высокий действующий вулкан в России (Ключевая сопка)

10. Назовите самую длинную параллель земли? (экватор)

8 задание Реши задачку

Учитель. Команды по очереди выбирают карточку с заданием (в карточке по 2 задания), время на выполнение не более 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:

1 ч -+5 о С, 7ч -+7 о С, 13 ч -+9 о С19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.

(нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)

2 команда

1. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал

в 7 часов +1 о С;

в 13 часов +15 о С;

в 19 часов +8оС. (14 о С )

2. Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

3 команда

1. Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:

7 часов- 4 мм

13 часов- 7 мм

19 часов- 2 мм (13 мм )

2.Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26оС, а на вершине -10оС? (600м)

9 задание Самый внимательный

Учитель . Каждой команде я прочитаю по три шуточных стихотворения, вы должны быстро, без заминки найти ошибки. 1 балл за правильный ответ.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает. (Не впадает, а вытекает.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг. (Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан. (Не океан, а река.)

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора. (Не гора, а озеро.)

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне. (Не в пустыне, а в тропиках.)

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава. (Не дубрава, а бор.)

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению. (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тюрюшля

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Интеллектуальная игра

«Магистр географии»

(для учащихся 6-9 классов)

Выполнил:

учитель географии

МОБУ СОШ с.Тюрюшля

Пластовец Валентина Николаевна

Интеллектуальная игра «Магистр географии»

Цель игры:

1.Привитие навыков групповой и индивидуальной работы учащихся.

2.Развитие логического мышления, памяти.

3.Закрепление знаний географической терминологии.

Задачи:

Развитие любознательности,познавательного интереса.

Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

глобус, «ромашка»,плакат, бочонок, музыкальный фон, эпипроектор,

картины природы, медаль «Магистру географии», призы, грамота.

Оформление зала:

Название игры «Магистр географии»

Эпиграф игры:

«География! Какая емкость слова!

География – опора и основа

Всех без исключения наук!»

Плакат:

Нам под ответственность дана

И вся Земля и вся Вода,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семёновых- Тяньшанских

Пржевальских, Миклухо - Маклайских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя!»

(Ю.Ефремов)

Участники игры:

По 1 участнику от 6-9 классов, ведущие игры, жюри.

Вступление.

1 ведущий: Откуда начинается Россия?

С курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза её степные

Над камышами всех её озер?

2 ведущий: Россия начинается с пристрастья

К труду, терпенью, к правде, доброте.

Вот в чем её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

1 ведущий: Отсюда все дела еще большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берет начало, а с тебя!

2 ведущий: География! Какая емкость слова!

География для нас не просто звук!

География - опора и основа

Всех без исключения наук!

Ход игры.

Учитель географии:

Добрый день! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, кто из участников игры достоин звания «Магистр географии». Представление ведущих, участников игры, жюри: - Сейчас уважаемое жюри поклянется в своей объективности. Встаньте, пожалуйста, положите руки на глобус. 1 ведущий (зачитывает клятву жюри): «Мы, стоящие перед вами члены жюри, именем великих умов человечества, положа руку на святая святых на модель Земли – единственной из обитаемых во Вселенной планете, торжественно клянёмся судить по совести!»

Жюри (хором): «Клянемся!»

2 ведущий: « Клянемся судить, невзирая на лица!»

Жюри: «Клянемся!»

1 ведущий: « Наш приговор будет так же неоспорим, как неоспорим закон чести, верен так же, как верен закон вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца!»

Жюри: « Клянемся! Клянемся! Клянемся!»

2 ведущий : А теперь я обращаюсь к болельщикам:

Вы можете морально поддержать своих участников, активно за них болеть, внимательно следить за их продвижением к званию Магистра.

Ведущие поочерёдно задают вопросы каждому участнику, жюри отслеживает их работу.

Ведущие: Мы начинаем! Наш 1-ый конкурс

«Что такое? Кто такой?»

1.Источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар- гейзер

2.Потухший вулкан на Кавказе – Эльбрус

3.Земная кора- литосфера

4.Прибор для измерения высоты холма - нивелир

5.Пересыхающие русла рек в Африке - вади

6.Пересыхающие русла рек в Австралии - крики

7.Чад - озеро, государство в Африке

8.Сельва – лес в Южной Америке

9.Пампа - степи в Южной Америке

10.Сахара - пустыня

11.Виктория - озеро, водопад в Африке

12. Гевея- дерево

13. Гольфстрим - океаническое течение

14. Игольный - мыс, крайняя точка Африки

15. Пигмеи- жители тропических лесов

16. Драконовы - горы

17. Гибралтарский - пролив

18. Канада - страна

19. Исландия -остров

20. Везувий - вулкан

Ведущие: 2-ой конкурс – «Заморочки из бочки»

I. О каких природных явлениях идёт речь?

1. Магма по жерлу рвётся наружу,

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный…(вулкан)

2.Рядом, рядом острова,

Ни один, даже не два, а десятки, сотни сотен.

Жить в соседстве им охотней.

Все родные, как – никак.

Значит, здесь…(архипелаг)

3 .Если господствует он,

Порядки свои установит:

Давление высокое, воздух сухой,

Ветер ослабнет. Тишь и покой.

Зимою при солнце крепчает мороз.

Летом на «ясно» укажет прогноз (антициклон )

4. В атмосфере снизилось давление,

Воздух переходит в наступление.

Сильный ветер, в тучах небосклон,

Когда надвигается он.

Пробежит со скоростью большой,

Летом – дождь, и снегопад- зимой (циклон)

5. Зимой дует с суши на море он,

А летом все делает наоборот:

С моря на сушу берет разворот (муссон)

II . О ком речь? О чем речь?

6. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя (о циклоне )

7.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась?.. (о циклоне)

8. Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный… (об антициклоне )

9. В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного в дали

Четыре товарища жили на льдине,

У самой вершины Земли (Папанин, Кренкель, Федоров, Ширшов

высадились на льдину у северного полюса в 1937г. и пробыли на ней

272 дня, проплыв 2,5 тыс. км.)

10. Был новогодний день.

Праздничный. Середина лета!

Возможно ли это? (Да, в тропических странах Южного полушария)

11. На улицах встречаются неровности,

Названия которых состоят из местоимений.

Как они называются? (Ямы)

12. Безлесные территории, покрытые травянистой растительностью.

Климат засушливый, осадков выпадает около 500 мм в год.

Лето жаркое и сухое. Почвы черноземные или каштановые.

Растительность - преимущественно злаки. Из животных наиболее

распространены грызуны (Зона степей)

Ведущие: Наш 3-ий конкурс –

«Самый, самый…»

1. Самый большой материк (Евразия)

2. Самый сухой материк (Австралия)

3. Самый малый материк (Австралия)

4. Самый влажный материк (Южная Америка)

5. Самый высокий материк (Антарктида)

6. Самый высокий на Земле водопад (Анхель)

7. Самый большой полуостров (Аравийский)

8. Самое глубокое озеро в мире (Байкал)

11. Самый большой в мире остров (Гренландия)

15. Самое большое по площади озеро (Каспийское)

18. Самый маленький крокодил (аллигатор)

19. Самый высокий действующий вулкан в нашей стране (Ключевская сопка)

Ведущие: Наш очередной конкурс называется

«Карта – язык географии».

1. Известнейший древнегреческий ученый, «отец истории и географии»…

(Геродот)

2. Кто впервые научно доказал, что Земля имеет шарообразную форму?

(Аристотель, IV в. до н.э.)

3. Древнегреческий математик и географ, живший во II-III в.в. до н.э.,

впервые ввел термин «география»… (Эратосфен)

4. Немецкий географ и путешественник, создатель одного из первых,

дошедшего до нас, глобуса… (Мартин Бехайм)

5. Известный мореплаватель, стремившийся открыть морской путь в Индию,

плывя из Европы на запад, открыл множество островов и даже целую

часть света, хотя до конца жизни был убежден, что достиг Индии

(Христофор Колумб )

6. Этот английский мореплаватель совершил II кругосветное путешествие.

Его именем назван самый широкий пролив Земли (Френсис Дрейк )

7. Португальский мореплаватель, прошел в 1497 – 1498 г.г. морским путем

из Европы в Индию, уточнил контуры Африки, установил, что Индийский

океан – не внутреннее море, как полагали раньше…(Васко да Гама )

8. Кто из русских казаков со своей дружиной перешел через Урал и положил

начало эпохе русских географических открытий в Сибири? (Ермак

Тимофеевич).

Ведущие: Следующее испытание: вашему вниманию мы предлагаем

«Географические загадки»

1. Тот камень нежный с Урала

Нежным цветом зеленым манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут… (малахит)

2. В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит.

И рядом с медью малахиты,

Железо, мрамор и…(гранит)

3. Найдем в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом -… (изумруд)

4. Я был когда-то смолою,

Из трещин стволов вытекал.

Искрился на солнце корою

И липкой слезой застывал (янтарь)

5. В таежных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней,

Найдены россыпи драгоценных камней.

По твердости нет им равных (алмазы)

6. Для легкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется

Серебряный этот металл…(алюминий)

7. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (соль)

8.Черен, как ворон,

А греет, как солнце (уголь).

Мы задаем игрокам поочередно вопросы. Если ответа нет, игрок передает

задание следующему игроку, сопровождая его словом «дальше».

1. Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы )

2. Изменение горных пород под действием высокой температуры и давления

(метаморфизация)

3. Погода без ветра (штиль)

4. Изменение свойств воздушных масс (трансформация)

5. Мелководная часть моря (шельф)

6. Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой (изотерма)

7. Сорняк для щей (крапива)

8. Вода в твердом состоянии (снег, лед)

9. Количество тепла, поступающего на земную поверхность (солнечная ради-

ация)

10. Туман на большой высоте (облака)

11. Модель Земли (глобус)

12. Сосновый лес (бор)

13. Наука о населении (демография)

14. Место регистрации безработных (биржа труда)

15.Рощи из дуба (дубравы)

16. Карта с изображением стран мира (политическая)

17. Она видна по полету (птица)

18. Преданность интересам Родины (патриотизм)

19. Страна, родина спагетти (Италия)

20. Форма Земли (геоид).

Ведущие : Быстроту мышления наших претендентов на звание «Магистра»

мы выявим в результате конкурса под названием

«Загадочное слово»

Подберите слово, соответствующее по смыслу данному слову

1.Растение- женское имя (Лиана)

2.Часть дерева- композитор (лист)

3.Широколиственное дерево- глупый человек (дуб)

4.Широколиственное дерево- обман (липа)

Ведущие: В нашей программе есть «молчаливый» конкурс, название

которому «Да, нет, нет, да» (т.е. игра без слов, в которой каждый отвечает

кивком головы)

1.Что такое атмосфера?

- Может, это литосфера? (нет!)

- Может, это гидросфера? (нет!)

- Может, это просто точка? (нет!)

- Значит, это оболочка? (да!)

2.Из чего она?

Из камня? (нет!)

Состоит из смеси газов? (да!)

Той, что воздухом зовут? (да!)

Они жизнь для нас дают? (да!)

Ведущие: Предпоследним испытанием под названием

«Закодированное слово» игроки продемонстрируют нам свое внимание.

Задание: Внимательно слушать, постараться запомнить слова в том же

порядке, назвать слово, которое получится из первых букв в ряду слов.

1.С афари, т етерев, е хидна, п ума, и гуана (степи)

2.П очва, а ромат, м ох, п ух, а гония (пампа)

3. Г епард, и рис, л еопард, е ль, я гуар (гилея (саванна))

4. Т ень, у тка, н авес, д розд, р ысь, а ист (тундра)

Дополнительно очко тому, кто первым назовет слово:

5.С лон, а брикос, в орона, а пельсин, н ора, н ебо, а рия (саванна)

Ведущие: Конкурс «Ромашка»- заключительный этап в выявлении

магистра. Вашему вниманию предлагается «ромашка», на лепестках

которой географические термины.

Ваша задача- разъяснить их, отрывая лепестки по очереди:

Атмосферный фронт

Местное время

Рекультивация земель

Солнечная радиация

Платформа

Эрозия почв

Поясное время

Сточное озеро

Бессточное озеро

Экстремальные условия.

Подведение итогов игры.

Ведущие: Вот и приблизились мы к финалу нашей игры.

Слово уважаемому жюри.

Кто же, по его мнению, сегодня удостоился почетного звания

«Магистр географии»?

Жюри объявляет результаты конкурсных заданий, выявляет Победителя-

Магистра географии.

Вручение призов игрокам.

Награждение грамотой и медалью Победителя.

Ведущие: (берут интервью у победителя):

- Трудно было состязаться?

- Какими были соперники в игре?

- Что ты взял для себя в плане познания географии?

- Изменилось ли твое отношение к географии после победы?

- Чему обязывает почетное звание «Магистр географии»?

- Что ты хочешь пожелать соперникам состязания? Болельщикам твоим?

Мы желаем тебе дальнейших успехов, удачи, новых побед!

Фото на память.

Литература.

1. Болотникова Н.В. География: Уроки – игры в средней школе.-

Волгоград: Учитель, 2004.

2. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии.-

М.: Просвещение, 1987.

3. Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии.- Волгоград: ИТД

«Корифей», 2005.

4. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.- М.:

Просвещение, 1994.

5. Петрусюк О.А., Смирнова М.С. Сборник вопросов и заданий по

географии.- М.: Новая школа, 1994.

6. Пивоварова Г.Н. За страницами учебника географии. 6 класс.-

М.: Просвещение; Учебн. лит., 1997.

7. Романова А.Ф. Предметные недели в школе: География.- Волгоград:

Учитель, 2007.

8.Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых.- Киев:

«Альтерпресс», 1996.

Интернет- ресурсы.

ИГРЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Сабирзянова Файруза Ниловна МБОУ «Петровскозаводская СОШ»

Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков. Монотонный, из урока в урок повторяющийся, алгоритм проведения занятий приводит к снижению познавательного интереса у детей в изучении различных предметов.

Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования(кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит есть и усилие воли, настойчивость, внимание.

В процессе игры школьники получают знания, испытывают при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребенка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения.

Цель географических игр прежде всего – учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать. Применение игры на уроке очень разнообразно. Ее можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Хочу рассказать о тех играх, которые применяю в своей работе. Надеюсь, что и вам в работе поможет мой опыт.

Игры «Геоцепочка» (ученик называет любой город, другой называет город, начинающийся на последнюю букву уже названного города и т.д.), «Город…на реке » (один из играющих называет реку, другой город, который стоит на этой реке, и, если ответ верный, называет другую реку) «Знаешь ли ты географических чемпионов?» или «Самый,самый», подобные игры не требуют специального оборудования, проходят в быстром темпе их можно включать и в урок, и в географические вечера.

Игра «Третий лишний» .На доске записывают три понятия, например: Амазонская, Оринокская, Западно Сибирская. Спрашивают: что лишнее?

-«Где такая зима?» («Где такое лето?»)- кружочки с цифрами среднеянварской температуры надо укрепить на карте. Ученики сначала играют по климатической карте, затем по физической.

- «Собрать карту»- В подготовительный период учитель разрезает две одинаковые карты атласа на 5-6 частей и раскладывает каждую разрезанную карту в отдельный конверт. Учащиеся должны за 2-3 минуты собрать карту.

- «Почта »- Изготовить шесть конвертов с надписями: «Северная Америка», «Южная Америка», «Африка», «Австралия», «Евразия», «Антарктида». Участникам игры раздают карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер учащиеся должны положить в конверт и не ошибиться адресом.

Географические анаграммы»- переставить буквы в словах так, чтобы из них получились или географические термины, или названия географических объектов.

* УДАР----(полезное ископаемое-РУДА)

* ФОРТ----(полезное ископаемое-ТОРФ)

* РИФ+ ПАС----(минерал-САПФИР)

Метаграмма »-Нужно поменять буквы в словах, чтобы получилось новое слово. Я –Сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» сменить-

Стану ночью всем светить. (Лена- Луна)

-«Воображаемое путешествие »-Учащимся дают задания написать небольшое сочинение о совершенном путешествии в какой-либо район планеты.Ученик, проявив творчество, должен описать этот район.

- «Знаешь ли ты эту страну ?»-Учитель называет страну, а участники игры письменно должны ответить на вопросы: столица, река, представители растительного и животного мира.

Путешествие по карте »- Ученики- капитаны судов- должны провести груз из одного порта в другой. Лучшим капитаном будет тот, кто выбрал самый короткий и удобный путь и наиболее подробно его описал.

Узнай силуэт»- Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, полуостровов, морей…По ним школьники определяют географический объект.

Найди ошибки в тексте » - Учитель зачитывает краткие описания объектов с географическими ошибками.Участники игры должны указать ошибки.

- Кроссворды, ребусы -Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают названия географических объектов.

Географическая цепочка»- Игра заключается в составлении цепочки из показателей высот и глубин. Цель игры- устно дать расшифровку цифр. Составление цепочки – своеобразная гамнастика памяти.

Веселые стихи »

*Знает каждый капитан:

Волга-это океан.

(Не океан, а река)

Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педаготрудничества. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала,

формируют навыки коллективной работы.

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ для детей с ОВЗ №155 г.Перми

Урок-игра «Знатоки географии» 6 класс

(открытый урок в рамках декады естественных предметов)

Урок разработала учитель географии

Ковальчук Ангелина Борисовна

Урок – игра «Знатоки географии»
Цель игры: развитие познавательной деятельности и познавательной активности учащихся на уроке географии.

Задачи:

Образовательные:

проверка и оценка знаний учащихся за пройденный материал по курсу “Физическая география” 6 класса, расширение кругозора учащихся, развитие познавательных и творческих способностей учащихся, соревнования и решения проблемных вопросов, повышение интереса учащихся к предмету;

Коррекционно -развивающие:

Развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей, развитие грамотной устной речи, формирование понятийного аппарата, развитие навыков практической деятельности;

Воспитательные:

формирование умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений.

Методы обучения – наглядные, практические, словесные.

Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация, атлас 6 класса, приложения.

Планируемый результат: закрепление учащимися знаний по географии, получение эмоционального настроя.

План урока.

Продолжительность –45 минут.





Этапы

Время

1.

Организационный

2

2.

Целеполагания (сообщение темы и цели урока)

2

3.

Правила игры

3

4.

Ход игры

30

5.

Рефлексия

3

6.

Подведение итогов, награждение

4

7.

Домашнее задание

1

Этап 1. Организационный. (Cлайд 1)
Учитель: Здравствуйте ребята! Как вы уже знаете, в нашей школе проходит декада естественных предметов: биологии, химии, физики и географии. Поэтому сегодня мы проведем с вами необычный урок: урок –игру «Знатоки географии».
Этап 2. Целеполагания.

Учитель сообщает цель игры (Слайд 2)

В каждом раунде команды поочередно отвечают на вопросы и получают соответствующее количество баллов (Приложение 1). Если команда не может ответить, то право заработать дополнительный балл предоставляется другой команде. За нарушение дисциплины жюри может снять балл.


Этап 4. Ход игры.

Учитель: Итак, начинаем игру.

Как здорово и правильно

Что среди множества наук,

Мы изучаем географию,

Чтоб стал понятен мир вокруг!
Раунд 1 – “Географическая карта ”. (Слайд 3)

В первом раунде команды по очереди отвечают на заданные вопросы. Учащиеся угадывают объект –получают 1 балл, если они сообщают дополнительную информацию о данном объекте, то получают еще дополнительный балл. Если у команды нет ответа, то возможность ответить (и заработать баллы) получает другая команда.

Вопросы к первому раунду (Cлайд 4–11)

1.Самый большой материк Земли?

2.Часть света, омываемая четырьмя океанами?

3.Океан, который пересекают все меридианы?

4. Самый маленький материк?

5. Океан, омывающий все материки, кроме Африки?

6. Материк, который пересекают все меридианы?

7. Самый большой остров?

8. Самый большой полуостров?

Учитель:

Тому, кто ищет постоянно новое в известном,

Кому без книг на свете жить не интересно,

Кому по силам смелые дерзания –

Мы посвящаем второе состязание.
Раунд 2 – «Географические открытия». (Слайд 12)

Учащиеся команд по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ-1 балл.

Вопросы ко второму раунду (Слайд 13-18)

1.Кто открыл Америку?

2.Кто совершил первое кругосветное плавание?

3. Материк, открытый позже других?

4. К какой стране открыл морской путь Васко да Гамма?

5. Кем была открыта Антарктида?

6. Одним из первооткрывателей какого материка является Джеймс Кук?
Раунд 3 - «Географические понятия» (Слайд 19)

Вопросы к третьему раунду (Слайд 20-29)

1. Все неровности земной поверхности?

2. Особой формы горы, названные именем древнеримского бога огня?

3. Группа островов, расположенных близко друг к другу?

4. Плавающая ледяная гора?

5. Фонтанирующие горячие источники?

6. Воды, находящиеся в земной коре?

7. Вещества, из которых состоят горные породы?

8. Природное углубление, заполненное водой?

9. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность?

10. Волны, вызванные движениями земной коры?

Учитель:

Географическая карта.

Без нее не обойтись при изучении Земли.

Чтобы определить местоположение объекта на

Земле люди создали географические координаты.
Раунд 4 – «Географические координаты» (Слайд 30)
Командам раздаются по 4 задания на нахождение объектов по заданным координатам.

Задания к четвертому раунду:

1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна.

2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш., 26° в. д.

3. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27° ю. ш., 109° з. д.).

4. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш., 61° з. д.

5. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69 о ю.ш. и 91 о з.д. Найдите и назовите этот остров.

6. Это озеро называется «мертвым сердцем» материка, на котором оно находится. Его координаты 29 0 ю.ш. и 138 0 в.д. Найдите и назовите это озеро.

7. Африканцы называют эту гору «Горой божества и холода». Определите ее название, если ее координаты 3 0 ю.ш. и 38 0 в.д.

8. Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 34 0 с.ш. и 139 0 в.д. Вблизи каких островов она расположена.
После того, как учащиеся определили объекты, проверяются правильные ответы (Слайд 31-34)

Учитель: Для изучения природных явлений, люди придумали различные приборы, с некоторыми, из которых вы уже знакомы. Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете.
Раунд 5 – “Измерительные приборы ”. (Слайд 35)

Определите прибор (0,5 балла) и его назначение (0,5 балла) (Cлайд 36-45)

1.Барометр –

2.Сейсмограф –

3.Термометр –

4.Компас –

5.Эхолот –

6.Рулетка –

7.Гигрометр –

8.Флюгер –

9.Осадкомер –

10.Нивелир –


Физкультминутка (Слайд 46)

Учитель:

Мы живем в трехмерном пространстве –

В бесконечном непознанном царстве,

И чем дольше на свете живем,

Тем все глубже его познаем

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли.

И только остров романтики,

На карты не нанесли!
Раунд 6 – “Контурная карта”. (Слайд 47)

Задание к шестому раунду (Cлайд 48)

Определите географический объект по контуру.

Раунд 7 - «Третий лишний» (Слайд 50)

Задание к седьмому раунду :

Команда должна назвать лишнее слово из предложенного ряда (0,5 балла) и объяснить (0,5 балла).

1.Река, озеро, пруд.

2. Слюда, гранит, кварц.

3. План, карта, масштаб.

4. Горы, возвышенности, плоскогорья.

5. Гималаи, Анды, Кавказ.

6. Горизонталь, параллель, меридиан.

7. Черное, Балтийское, Охотское.

8. Бриз, цунами, муссон.

Учитель:

Кто угадает, для чего нам ярко солнце светит,

Идут дожди и для кого мы родились на свете?

Что в том лесу весной цветет? Зачем река внизу течет?

Ответьте нам ребята?
Раунд 8 – “Географические загадки”. (Слайд 51)

Задания к восьмому раунду (Cлайд 52–66)

1. У меня в столе хранится

Шар земной на ста страницах. (Атлас)

2. Рядом, рядом острова,

Не один, да и не два,

А десятки, сотни сотен,

Жить в соседстве им охотней. (Архипелаг)

3. Бежать, бежать –

Не добежать,

Лететь, лететь –

Не долететь. (Горизонт)

4. Полюса соединяю,

через Лондон пробегаю. (Нулевой меридиан)

5. Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

6. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий кончик – в море. (Река)

7. По морю идет, идет,

А до берега дойдет – тут и пропадет.(Волна)

8. Есть на свете конь,

Всему миру

Не сдержать. (Ветер)

9. Надо мною, над тобою,

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Вылился там и исчез. (Туча)

10. Меня никто не видит,

Но всякий слышит,

А спутницу мою

Всяк может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)

11. Шар не велик, лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажешь весь свет. (Глобус)

12. Море есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя. (Карта)

13. Кругом вода,

А с питьем беда? (Море)

14. С высоты большой срываясь,

Громко он ревёт.

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)

Учитель: На этом мы завершаем "путешествие" в страну занимательной географии с надеждой продолжить его в будущем.(Слайд 65).

Игра прошла удачно,

Довольны ей, друзья?

Вы поняли наверно,

Без географии нельзя.

Прощаясь ненадолго,

Пожелаем все себе,

Новых встреч, побед, исканий.

В географии, в игре.
Этап 5. Рефлексия:

Учитель : А пока жюри подсчитывает результаты и заносит их в турнирную таблицу, хотелось бы, ребята, узнать ваше мнение о своей работе на уроке и работе команды соперников. Что понравилось, что не понравилось. (Дети оценивают свою работу).
Этап 6. Подведение итогов, награждение .

Каждый раунд игры оценивается членами жюри в соответствии с разработанными критериями оценок (Приложение 1). Победителем игры становится команда, набравшая максимальное количество баллов.

Учитель: Ну, а теперь подведем итоги нашей игры. Слово Жюри.

Жюри оглашает результаты. Учитель награждает выигравшую команду, проигравшей команде-утешительные призы.

Учитель: Ребята, независимо от того, кто победил, каждый работал с большим интересом и желанием. Понравился ваш задор, ваш дух соревнования, ваше желание показать свои знания. Учитель выставляет оценки.

Этап 7. Домашнее задание

Задание на дом: повт. § 23-16.

На этом наш урок подошел к концу. Спасибо за работу. До свидания.
Методическая литература:

1.География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – 9-е изд. – М. : Дрофа, 2009. – 174, с.: ил., карт.

2. Предметная неделя географии в школе/В.Н.Андреева. – 2-е изд., - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.

3. Интересный урок географии: Кн. для учителя/О.В.Крылова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 95с.

Интернет-ресурсы:

1.http://festival.1september.ru/articles/612396/Вербицкая Е.И. Интеллектуальная игра «Знатоки географии» (6 класс).

2.http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/zagadki-po-geografii

Приложение к игре «Знатоки географии».

Критерии оценок :

1. «Географическая карта» - 1балл за каждый правильный ответ + 1балл за дополнительную информацию об объекте.

2. «Географические открытия»

3. «Географические понятия» - 1 балл за каждый правильный ответ.

4. «Географические координаты » - 1 балл за каждый правильный ответ.

5. «Измерительные приборы» - 0,5 балла за правильное определение прибора и

0,5 балла за правильное назначение прибора.

6. «Контурная карта»- 1 балл за каждый правильно угаданный объект.

7. «Третий лишний»- 0,5 балла за правильное определение лишнего слова и

0,5 балла за правильное объяснение.

8.«Географические загадки»- 1 балл за каждый правильный ответ.


Раунды

1 команда

2 команда

1. Геогр. карта

2. Геогр. открытия

3. Геогр. понятия

4. Геогр. координаты

5. Измерит. приборы

6. Контурная карта

7. Третий лишний

8.Геогр. загадки

Итого


Вверх