Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти. Первый Танк — Кто придумал

В самом начале первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью.

Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и лишь 9 января 1915 года после долгих проволочек на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой «Вездеход».

По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили - разрешение на постройку «Вездехода» было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым. Конструкция «Вездехода» была необычна. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырех барабанах, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 л.с. Удельное давление на грунт должно было составлять всего около 0,05 кг/кв.см. По бокам от гусеницы помещались две колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала - таким образом осуществлялся разворот всего корпуса.

Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. Интересно, что бронирование «Вездехода» было многослойным: она состояла из лицевого цементированного 2-мм стального листа, амортизирующей прокладки из волос и водорослей, и еще одного стального листа с суммарной толщиной 8 мм.

В конструкции этого танка уже были предусмотрены все основные элементы современных боевых машин - броневой корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель. Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. По хорошей дороге «Вездеход» должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Такая схема, при относительной простоте, обладала одним глобальным недостатком - фактически «Вездеход» мог двигаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево-вправо мог привести к их полной поломке.

Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана. Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.

При движении по твердому грунту танк опирался на эти колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте «ложился» на гусеничную ленту. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина - 2 метра, высота (без башни) - 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч..

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 года

Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие - «вездеход» ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.

Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее.

В 1916 году провел в Петрограде испытания - 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 вёрст в час, что было исключительно высоким показателем.

Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.

Опытная машина, с перерывами, продолжала испытываться до декабря 1915 г., после чего генерал-лейтенанту Коваленко было послано соответствующее донесение. В частности указывалось, что «построенный экземпляр „Вездехода" не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…»

Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, в виду отсутствия на ней бронирования и вооружения, и в документах она фигурировала как «самоход» - то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им «русского танка» действительно обладал рядом недостатков, но все они являлись причинами отхода от проекта. По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы «Вездеход» имел большее расстояние между барабанами, более мощный двигатель и рифленую гусеничную ленту.

От дальнейших работ по «Вездеходу» решили отказаться, тем более, что за это время было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в ГВТУ.

Андрей Черноморский

Русский Луганск

Первые в мире боевые танки появились 15 сентября 1916г. во время Первой Мировой войны.
В этот день немцы столкнулись с английскими машинами. Первая встреча показала, что железные машины неуязвимы для пуль. Первыми танками были эти громоздкие и медленные машины, которые могли преодолевать рвы и заграждения из проволоки.

В 1914г. Э. О. Свинтон попросил у военного министерства такую машину. В сентябре 1915г. прошло испытание первой английской боевой машины «Маленький Вилли». Это был бронированный трактор. 28 сентября испытания другого варианта — «Большой Вилли». Он был задействован 30 января 1916г. Был принят на вооружение под маркой МкI.
Идея создания первого танка принадлежит русскому конструктору В. Д. Менделееву (1886-1922 гг.). Его вариант весил 170 т, был вооружен 120-мм пушкой и защищен 150-мм броней. Но этот проект, предложенный в 1911г., не был одобрен техническим комитетом царской армии.

Танк МкI был неповоротливым. МкII и МкIII не имели хвостовых колес и их управление было очень сложным. Обслуживали танк водитель, командир и трансмиссионщики. В апреле 1917г. стали появляться танки МкIV с более мощной бронёй. У немцев к тому времени появились бронебойные пули.

Первый в мире стоматолог появился в самой древней цивилизации мира ещё 7500 лет назад в шумерской цивилизации. При раскопках в Ниппуре обнаружили клинописные таблички с рецептами лекарств для стоматологии, найдена →

Утюг в узнаваемом для нас виде появился в 14 веке, а на протяжении всей предыдущей истории человечество применяло подручные средства для того, чтобы выглядеть опрятно.

Древние греки, а позже древние римляне →

На современных войнах танки являются одним из основных видов боевых машин, а до недавнего времени они вообще были самым распространенным механизированным вооружением на планете.

Но как людям вообще пришла в голову идея залезть в здоровенный металлический ящик на гусеницах и поехать убивать друг друга? Попробуем разобраться.

Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах

Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги , эффективно использовавшиеся в гуситских войнах . Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.

Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.

Бронепоезд Буйена

Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.

Первая Мировая война и первые английские танки

С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей , да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.

Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей - невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов - привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно - надо что-то делать.

Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.

Машина Хетерингтона

Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.

Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка - Маленький Вилли , названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона . Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.

Битва при Сомме и дебют английских танков

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же - только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» - 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию - ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, - такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически - для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии. На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» - «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду. Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» - то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Немецкие танки и первый встречный танковый бой

Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились - начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр - A7V , огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!

Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе - аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.

Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет» .

Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» - единственный, имевший пушечное вооружение.

Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.

Немецкие танки были неплохи, но вот проблема - к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше - 3177. И это не считая танков Франции.

Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности - как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.

Первые танки основывались на проекте англичанина Джона Коуэна, который в 1855 г. получил патент на бронированный автомобиль с паровым двигателем, с виду напоминавший черепаху. Для военных действий это сооружение I было мало приспособлено. Все изменилось с появлением двигателя внутреннего сгорания. Прототип современного танка с полным приводом, поворачивающейся башней и встроенным пулеметом был создан в 1906 г. на венском заводе «Австро-Даймлер». Военные власти не согласились принять его на вооружение, поскольку бронированная громада могла двигаться исключительно по дорогам с твердым покрытием. Тогда австриец Понтер Бурштын спроектировал небольшую боевую машину, способную быстро передвигаться на гусеницах — замкнутых лентах из шарнирно соединенных металлических звеньев; ленты надевались по бокам машины на два колеса. Но Генеральный штаб отказался и от этой разработки.

Боевое испытание в мировой войне

Первыми боевые танки применили англичане в битве на Сомме в 1916 г.

Конструкция моторизованной, обшитой железными листами машины восходит к проекту Эрнеста Суинтона. Танк весил 27 тонн, а скорость его была ориентирована на сопровождение пехоты. Он был способен защищать от массированного обстрела и сминать вражеские позиции. Хотя моторостроение для тяжелых машин находилось еще в зачаточном состоянии, а гусеницы делались по образцу американских тракторов, британские пехотные танки прорывали трудные участки фронта. Однако решающей роли в Первой мировой войне они не играли.

  • 3000 г. до н.э.: шумеры сконструировали четырехколесную боевую колесницу, сминающую врага.
  • 1482 г.: Леонардо да Винчи придумал закрытую боевую машину, которая приводилась в движение с помощью коленчатого вала.
  • 1934 г.: немецкий вермахт начинает производство танка «Панцер-1».
  • 1940 г.: в Советском Союзе начался выпуск танка «Т-34».
  • 1944 г.: при высадке в Нормандии союзники использовали танки-амфибии.

октября 25, 2013

Самоходный бронированный фургон

Современную армию невозможно представить без танков. Именно они составляют главную ударную силу сухопутных войск. А ведь история использования этих боевых машин еще даже не достигла столетнего рубежа.

Идея защиты пешего воина от огня противника разрабатывалась давно. Осадные башни, применяемые с древних времен – тому подтверждение. Но нужна была машина, которая могла бы двигаться в боевых порядках пехоты и поддерживать ее своим огнем.

Одним из прародителей современных танков можно считать великого Леонардо Да Винчи. Его самоходный бронированный фургон, по расчетам, должен был приводиться в движение мускульной силой людей, посредством рычагов и зубчатых колес. Конструкция предполагала размещение легких артиллерийских орудий и смотровой башни. Деревянная и металлическая обшивка корпуса должна была надежно защитить экипаж от стрел и огнестрельного оружия. Правда, до практической реализации проекта не дошло.

Гусеничный ход

Идея создания бронированных механизмов возродилась к жизни в XIX веке, когда уже получили повсеместное распространение двигатели, сначала – паровые, а затем – внутреннего сгорания и электрические.

Первый известный проект, совмещавший нынешние элементы танка – гусеничный ход, двигатель, артиллерийско-пулеметное вооружение и броневую защиту, был разработан французским инженером Эдуардом Буйеном в 1874 году. Его машина должна была весить около 120 тонн, и развивать скорость до 10 км в час. Планируемое вооружение – 12 пушек и 4 митральезы (предшественницы пулемета) . Поражало количество экипажа – 200 бойцов! Этот проект был запатентован, но так и остался на бумаге.

Толчок к развитию танковых войск дали сражения Первой Мировой войны. После относительно короткого маневренного периода, наступил затяжной позиционный. Налицо был кризис военной мысли. Насыщение пехоты скорострельными винтовками, пулеметами, артиллерией, инженерное оборудование оборонительных рубежей привели к тому, что ни одной стороне не удавалось прорвать фронт. Плотный ружейно-пулеметный огонь буквально выкашивал наступающие войска. Ценой огромных потерь удавалось достичь лишь небольших тактических успехов. Необходимы были какие-то совершенно новые методы взлома оборонительных порядков. Вот тогда-то на арену войны вышли, наряду с отравляющими газами, и первые танки.

Родоначальниками танков считают англичан. Именно они впервые пустили их в серийное производство и применили на поле боя. Однако вопрос первенства – довольно спорный. Дело в том, что русский инженер Пороховщиков еще в 1914 году разработал, а в 1915 – создал модель «вездехода» с гусеничным ходом, весом 4 тонны, экипажем 2 человека. Проект был высочайше одобрен, испытан, но по каким-то неясным бюрократическим причинам до серийного производства не доведен. Испытания прошли в мае 1915 года, то есть на несколько месяцев раньше англичан.

Тем не менее, официальной родиной танков считается именно Англия. Оттуда и пошло современное название. По этому поводу, кстати, существуют разночтения. По одной версии, танк (по-английски это означает цистерну, бак) был так назван в связи с внешним сходством с металлическим резервуаром. Другая версия говорит, что это произошло в ходе секретной операции по переброске боевых машин к театру военных действий, когда их перевозили под видом емкостей с жидкостями.

Самые первые танки назывались Mark I, и подразделялись на «самок» (с пулеметным вооружением) и «самцов» (с установленными пушками) . Вес боевой машины достигал 8,5 тонн. Высота танка составляла 2,5 метра, ширина до 4,3 , длина – до 10 метров с колесным «хвостом». Компоновка танка была осуществлена по ромбовидной схеме. Двигатель мощностью 105 лошадиных сил мог передвигать это бронированное чудо по пересеченной местности со скоростью до 6 км/час. Экипаж в составе 8 человек был защищен 12 мм лобовой броней, что в то время было хорошим укрытием от огня стрелкового оружия и пулеметов. Вооружены они были 1 орудием и 4 пулеметами («самцы») или 5 пулеметами («самки») . Серия танков составила 150 единиц.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года в ходе сражения на Сомме. Хотя сразу же были выявлены недостатки конструкции, все же эффект был потрясающий. Бронированные чудовища наводили ужас на обороняющихся немецких солдат. В течение одного дня боя англичанам удалось достичь тактического успеха, взломав оборону противника на глубину 5 км, понеся потери в 20 раз меньшие, чем это случалось ранее.

Таким образом, боевая значимость танков была доказана. Разработка бронетехники активно продолжилась во всех крупных государствах. Вскоре без танков представить вооруженные силы было просто невозможно.

Через несколько лет танковые войска отпразднуют свой столетний юбилей. Неузнаваемо изменился облик боевой бронированной машины. Но главные требования те же – это скорость, маневренность, защищенность и огневая мощь.



Вверх