Невротическая триада. Виды невротических расстройств и методы лечения. Основы общей психопатологии учеб. пособие

Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенци ального вакуума. Глобальное воздействие экзистенциального вакуума не ограничива ется индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл исполь зует термин «массовая невротическая триада» (Frankl, 1975a, р. 96) при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии. Относительно депрессии су ществуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциаль ной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности. Что касается агрессии, в экзистенциальном вакууме процветает не только сексуальное либидо, но и «агрессив ное деструдо» (destrudo — от латинского destruo, «разрушать»). Франкл уверен, что статистические данные говорят в пользу его гипотезы, согласно которой люди с наи большей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

Клинического психолога Марии Петросян.

Указанная триада - представляется автору, как можно заключить из эмотивно-блуждающего стиля повествования, в виде чего-то однопланового. По крайней мере, я так заключил и хочу это мнение оспорить. Дело в следующем: это, так называемое "инфантильное трио", или триада - не представляет собой совокупность сущностей одного типа. Это - центральная причинно-следственная цепочка невротичесой патологии.


  1. Инфантильное всемогущество;

  2. Патологическое чувство вины;

  3. Нравственный мазохизм.

Уже беглый взгляд на перечисленное - немного разбирающемуся в психологии позволяет оценить, что это именно последовательность "Верование - Переживание - Поведение" . Заметить можно, что такая концепция упрощена, но имеет определённую - и довольно значимую - эвристическую ценность.

А именно, заключается эта ценность в том, что верования о собственном всемогуществе - признаются психоанализом наших дней в качестве части недоразвитого, невротического Супер-Эго. Это, проще выражаясь - представления о "должно", превосходящие реалистичное "могу". На уровне визуальных аналогий, я слыхал от нескольких аналитиков фразы в духе "В психоанализе Эго становится больше Супер-Эго" - что на человеко-русский переводится "должен не больше, чем могу".

Соответственно - у невротического пациента его многообразные "должнанизмы" заметно превышают возможности, доступные в реальных условиях. То есть по обратной аналогии, Сверх-Я "больше" (важнее, правильнее, значимей), чем Я. Точнее - иррациональные идеи о том, как должно быть (согласно магическим верованиям о всемогуществе), попросту более достоверны с невротической перспективы, чем рациональная оценка актуальных обстоятельств.

Рассмотрим всё же по очереди.

Всемогущество.
Инфантильная вера во всемогущество - является ядерным, определяющим ингредиентом того, что называют магическим мышлением. Более широко такое мышление определяют как представление-переживание близкой и неразрывной связи между внутренним, субъективным миром идей и переживаний с одной стороны - и реальным миром объективных событий с другой.

Зигмунд Фрейд проследил и описал в моей излюбленной его работе "Тотем и табу" (по некоторым источникам - и сам Зигмунд считал этот тематический сборник своей лучшей работой, по крайней мере в жанре эссе) несколько ключевых особенностей идей всемогущества и магического мышления в целом:

Всемогущие верования характерны для ранних, архаичных стадий развития и в филогенезе, развитии человека как вида, и в онтогенезе, развитии каждой отдельной особи. Вполне можно сказать, что для младенца всемогущество - это нормальное состояние до определённой поры. Маргарет Малер связывает возникновение подобных представлений с моментом, когда малыш обретает способность перемещаться в пространстве самостоятельно; многие другие авторы, например Шандор Ференци - описывают ещё более ранние обстоятельства, которые можно с переживанием "магической силы желания" соотнести.

"Мантия" всемогущества также имеет прослеживаемый исторически психологический путь. Сперва это свойство отождествляется с собственным Я, затем - переносится на внешние фигуры и в конечном итоге рассыпается под воздействием реальности и развития рациональных способностей. Фрейд соотносил эти три условных этапа с фазами эволюции человеческого сознания - сперва магия возникает как иллюзорная возможность всемогущего контроля окружающего мира.

Чуть позже - формируется известное мифическое, и затем религиозное представление - о том, что всемогущие сущности имеют место быть, но к сожалению, это не я и не мои сородичи. В качестве последнего этапа Зигмунд называл научное мировоззрение - где никаких всемогущих персонажей нет; существуют только законы природы, подчиняющие причинам и следствиям.

В индивидуальном процессе развития - полное соответствие: от собственного всемогущества ребёнок переходит к приписыванию всемогущества значимым взрослым, родителям. И, по идее - в ходе жизнедеятельности идея о вообще чьём-либо всемогуществе должна устраняться. Но нет, как показывает опыт - автоматически это не происходит, многие так и сохраняют архаические представления разной степени оголтелости.

Ради примера - можем себя протестировать на доверие таким утверждениям:


  • "В моей жизни всё зависит от меня" .

  • "Смог кто-то из людей - и у меня тоже получится".

  • "Добиться можно чего угодно, если по настоящему захотеть".

И далее в том же духе. Достаточно часто можно увидеть подобные изречения в популярных публикациях и программах, вроде бы о психологии. Но это - магия, в своём инфантильном и патогенном смысле. Патология следует непосредственно за тем, как всемогущие и магические установки сталкиваются с неподчиняющейся им реальностью.

Вина.
Существует здоровая, зрелая форма чувства вины - некоторые её предпочитают называть сожалением. Это - естественное чувство, происходящее из восприятия причинения незаслуженного вреда кому-то значимому, сопровождаемое импульсом исправить содеянное, возместить ущерб. Таким образом, вину относят к так называемым про-социальным эмоциям, которые имеют конструктивную для сообщества особей функцию.

Невротическая вина - это нечто иное. Это переживание патологическое, разрушительное и - что важно - чаще всего не имеет в основе реально совершённых актов неправомерного причинения зла кому-либо. Вина невротика - следствие хронического нарушения магических предписаний к собственным мыслям и чувствам. Иначе говоря, это вина за преступления, которых человек просто не совершал. Фрейд писал, что иррациональное чувство вины невротика - впору массовому убийце-рецидивисту, если бы это всё обуславливалось рациональными поводами и доводами.

Однако причина инфантильной вины и, как сейчас признаётся - невротической патологии характера вообще, не происходит из рациональной оценки. Её источник - рассмотренное выше всемогущество и магическое мышление. В частности, это "всемогущество мысли", словами одного из пациентов - уравнение значимости внутренних фантазий и реальных действий. В какой-то степени, и душевно больной, и ребёнок ощущают свои мысли полностью равноценными своим поступкам. Взрослому сознанию вполне очевидно, насколько это не так - но в бессознательном подобные скрытые установки вполне могут сохраняться очень долго, хоть всю жизнь. Наравне с указанными выше идеями о "всё зависит от меня" и так далее.

Другое свойство невротической вины - она также бессознательна. Парадокс, но несмотря на вроде бы постоянное чувство собственной повинности, невротик даже не осознаёт этого. Более того - переживание вины как таковой избегается всеми возможными способами. Ведущий из которых - следующий элемент системы, самонаказание или моральный мазохизм.

Мазохизм.
Под мазохизмом здесь и в большинстве современных психоаналитических источников имеется в виду не половое извращение. Хотя это первое и основное значение: переживание наслаждения от причиняемой себе (другими или собой же) боли.

Моральный мазохизм - это обобщение бессознательного поведения невротика, которое направлено на бестолковое и бесконечное псевдо-искупление инфантильной вины. Хабиб Дэванлу называет проявление этого механизма в психотерапии "большим сопротивлением вины". Об этом также писал и Фрейд: бессознательные структуры СверхЯ пациента просто-напросто "не хотят", чтобы произошло лечение - ведь иначе "преступник останется безнаказанным".

Эта теория может выглядеть, даже для психологов, излишне драматичной и спекулятивной. Однако множество эмпирических фактов она объясняет, не создавая противоречий. Так, например, довольно значительная группа пациентов, в частности депрессивных - от поддерживающей терапии не то что не получает улучшения, а ещё более обостряет симптомы. Психоаналитическая интерпретация - состоит в том, что получение "незаслуженной" заботы, поддержки и помощи вызывает мощное противодействие со стороны нездорового Сверх-Я.

В русле этой "пенитенциарной" деятельности - психодинамическая традиция выделила множество частных способов создавать себе проблемы, все из которых сводятся к единой мазохистской мотивации:


  • Само-Лишение (Аутодепривация) - вроде бы "случайная" невозможность удовлетворять свои потребности и поддерживать собственный комфорт;

  • Самонебрежение - или, как сейчас именуют скорбные головой в "терапевтических сообществах", неглект - пренебрежение собственной волей, желаниями, правами и так далее. Любопытно, что нередко это является частью "синдрома жертвы" - когда пациент, якобы "неспособный" заботиться о себе сам, проецирует "неглект" на окружающих, ожидая от них опеки и удовлетворения своих же нужд;

  • Самонападение (Аутоагрессия) - вполне заметные способы причинить себе ущерб, от мягкого, но всё же бессмысленного самопорицания до

  • Самоповреждение - причинение себе физически болезненных ощущений; иногда может выглядеть как "половой мазохизм", и тем не менее оказывается именно нравственным способом "искупления";

  • Самосаботаж - подрыв успеха собственных начинаний, целей и прочее из этой серии;

  • Самоотрицание и/или Самоотвержение - в целом понятное явление. К слову, без конца упоминаемое безусловное принятие - антидот не против обесценивания или другой формы осуждения, а именно от отрицания себя.

  • Провокация агрессии от окружающих - более явный паттерн поведения, чаще всего включающий в себя проективную идентификацию и тот или иной вариант патологического переноса.

Вся эта трида - в целом может быть названа попросту "Деструктивной Невротической Системой" (Н. Кун), более метафорично - "Нарушитель Бессознательного" (Perpetrator of Unconscious - Х. Дэванлу). При любом названии основное - подчернкуть имперсональность и сугубо механическую природу этих психологических механизмов, причиняющих страдания и несчастья пациентам. В общем, это же выразил и Фрейд - "где было Оно, там Я должен стать".

В качестве мини-вывода - могу вставить мнемоничную фразу Альберта Эллиса: "Cherchez la should, cherchez lе must" - в непонятной ситуации стоит обратиться к поиску всемогущего обязательства и его опровергнуть.

, эмоциональная лабильность). Довольно часто эта триада в психиатрии служит неким продолжением шкал достоверности - то есть дополнительной информацией, "ставить пациенту диагноз или нет". Вообще в информации о чтении профиля MMPI как-то маловато сведений о здоровых и про здоровых. Гипердиагностика заболеваний все ещё имеет место быть, к сожалению.
Тест вообще - это нечто вроде анализа. По нему одному нельзя поставить диагноз: только подтвердить или опровергнуть какие-то моменты.

Итак, что может говорить различная группировка пиков и провалов по этим шкалам в случае достоверного графика?

1. Пик по 1 шкале, провал по 2, пик по 3 (V-образный профиль триады)
Скорее всего вариант соматизации депрессии, вызванной в том числе сенсорной депривацией (нехваткой внешней информации) у истероида. И человек начинает получать информацию из самого себя, избыточно прислушиваясь к собственному организму. И депрессия уходит: в том числе за счёт аспекта "Мне так плохо не потому, что у меня психологические проблемы, а потому, что у меня плохое здоровье". А на деле часто оказывается наоборот: у человека проблемы, и ему плохо, в том числе в области здоровья.

Пик по 1 шкале и провал по 2 без подъёма по 3 возможен чаще всего в двух случаях:
- у мужчин, намеренно игнорирующих своё состояние "Да я не жалуюсь, я же мужик" - в этом случае пик по 1 шкале означает повышенный самоконтроль - человеку физически плохо (да и психологически тоже), но он всеми силами старается этого никому не показывать
- и ещё вариант "Я позволю себе - то есть своему внутреннему Ребёнку - ряд поблажек, например - в выходной поваляться с книжкой на диване, а не устраивать очередную генеральную уборку, но позволю только потому, что я больной человек. Будь я здоровый - непременно была бы уборка" (или что-то ещё подобное). В этом случае соматизация идёт по принципу условной приятности и условной выгоды - позволяет убегать от сурового внешнего оценщика "Опять ты сидишь без дела сложа руки".
Как правило, если не идёт работа с этой ситуацией - выявляется негативная динамика по здоровью.

В случае условной выгоды болезней люди ходят за советами в интернет-сообщества, но не к врачам. Потому что - вдруг врач вылечит, и чем тогда отбиваться от внешнего Родителя?..

2. Пик по 2 шкале - депрессия.
Тут фактически можно повторить все, что касается описания собственно пика по этой шкале. Правда, важно все же различать хандру, субдепрессивный фон, сниженность настроения циклоида и депрессию как психиатрическое состояние.
Дальше мы много и подробно говорили о циклоидности (периодической смене активности и депрессии).

***
Что ещё подчёркивал НН - при любых соотношениях шкал триады чем выше показатель по 1 шкале - тем меньше клиент расположен к психотерапевтической работе. В крайнем случае, он будет готов вместе с доктором "походить под этим фонарём". Потому что он искал причину неблагополучия, нашёл - и теперь вряд ли станет искать действительные причины. Невыгодно.

А вот соотношение пиков 1 вниз, 2 и 3 вверх интересно немного другим.
Человек демонстративен, зависит от наличия "обратной связи" от окружающих
депрессивный фон - частая недополученность социальных поглаживаний (вообще когда истероиду важно, чтобы в него кидали только цветы, а не помидоры, часто есть повод задуматься о наличии оценочной тревожности).
Человек желает "быть принятым обществом", нравиться актуальному социуму как минимум (то, что НН назвал на конференции синдромом Золушки). Часто такой клиент занимается долгим и бесполезным самокопанием, потому что сторонится психотерапии, столкнувшись - как одна из причин - с преобладанием директивного подхода в этом процессе.

В следующее воскресенье мы разберём 4,5,6 шкалы: так называемую "психотическую триаду".

Одной из фундаментальных психоаналитических работ, раскрывающих психоаналитические корни ревности является работа З. Фрейда «О некоторых невротических механизмах при ревности, паранойе и гомосексуализме» (1921). В этой работе отец психоанализа выделяет три уровня «ненормально усилившейся ревности, с которыми приходится иметь дело анализу». На каждом уровне ревности преобладает свой специфический механизм, а более глубокий уровень выводится из менее глубокого. Иными словами содержание третьего уровня ревности можно проработать, только проработав содержание двух предыдущих уровней. Стоит акцентировать внимание именно на топике, а не структуре, так как отец психоанализа говорит не о составляющих элементах, а динамических слоях ревности, каждый из которых имеет свои характерные механизмы. Эти слои ревности Фрейд обозначил как: а) конкурирующая ревность, б) спроецированная ревность и в) бредовая ревность.

Конкурирующая ревность, согласно Фрейду, «состоит в основном из печали, боли из-за предполагаемой потери объекта любви и нарциссической обиды, насколько одно можно отделить от другого, далее из враждебных чувств к предпочтенному сопернику и из более или менее большого вклада самокритики, которая хочет сделать собственное „я“ ответственным за потерю любви»14, с. 219. Ревность этого порядка является наиболее диагностируемой и генетически не столь сложной, если сравнивать с более глубокими ее слоями. Вместе с тем, нельзя говорить, что в этом случае содержание ревности полностью конгруэнтно происходящему.

Содержание спроецированной ревности уже определяется ее обозначением, а именно - защитными проективными механизмами. Побуждения собственной неверности подвергаются вытеснению и затем проецируются на собственного партнера. Теперь уже не сам человек испытывает мотивацию неверности, а его партнер. Соответственно, выраженная подозрительность в отношении верности партнера в этом случае имеет корни в проективных тенденциях.

Если проективная ревность однозначно поддается психоаналитическому вмешательству, в ходе которого раскрываются ее истинные причины, кроющиеся в бессознательной мотивации собственной неверности, то с ревностью третьего порядка, а именно - бредовой, дело обстоит сложнее. Бредовая ревность имеет схожие механизмы с проективной. Однако в этом случае происходит, в определенном смысле, инверсия,- гомосексуальный компонент преобразуется в ревность. Иными словами, здесь происходит своеобразное проективное отыгрывание собственных влечений в отношении объектов того же пола с помощью партнера/партнершы, где уже саму ситуацию, как уточняет Фрейд: «…можно было бы описать (у мужчины) формулой: „Я его не люблю, она его любит“»14, с. 221. Таким образом, согласно Фрейду, в основе этой ревности лежат скрытые гомосексуальные мотивы. «Также и она происходит из вытесненных стремлений к неверности,- рассуждает Фрейд,- но объектами этих фантазий являются лица того же пола. Бредовая ревность соответствует перебродившему гомосексуализму и по праву отстаивает свое место среди классических форм паранойи»14, с. 221.

Бредовая ревность в содержательно-динамическом плане тесно связана с паранойей. Ревность, в этом случае, служит своего рода защитой от гомосексуализма. В возникшей триаде «ревность - паранойя - гомосексуальность», первые два явления, а именно ревность и паранойя являются своеобразными защитами от гомосексуальности. Стоит отметить, что в настоящее время существует тенденция считать ведущим членом этой триады паранойю9.

Стоит отметить, что схожая точка зрения имеет место в работах Ш. Ференци. Так, еще в 1913 году Ференци, опираясь на анализ нескольких клинических случаев, рассматривал взаимосвязь ревности, гомосексуальности и паранойи13.

Карен Хорни о ревности: базальная тревога и невротическая потребность в любви

В своей работе «Невротическая личность нашего времени» Карен Хорни рассматривает ревность, в ее невротическом варианте, в качестве одной из основных форм проявления невротической потребности в любви. При этом сама невротическая потребность в любви является составляющей одного из основных защитных образований, продуцируемых личностью и направленных на снижение уровня базальной тревоги. Согласно Хорни, в этом случае уместна следующая формула: «если вы меня любите, вы не причините мне зла»12. Базальная тревога является фундаментальным образованием, краеугольным камнем концепции Хорни, вокруг которого строятся остальные психологические механизмы. Без понимания этого психологического образования понять остальные образования практически невозможно. Что представляет собой базальная тревога? Базальная тревога, представляет собой чувство одиночества, изолированности и незащищенности в потенциально опасном мире. Она формируется в ответ на ансамбль факторов нарушающих психоэмоциональную безопасность ребенка,- формируется тогда, когда ребенок не способен справиться со своим негативным психоэмоциональным опытом. Сформированная в ответ враждебность вытесняется и создает почву для дальнейшего развития тревоги. При этом сам процесс вытеснения враждебности является наиболее опасным, он осуществляется под влиянием беспомощности, страха, угрозы потерять родительскую любовь и чувства вины.

Базальная тревога представляет собой стабильную личностную структуру, имеющую фундаментальный характер и определяющую последующую систему отношений человека с окружением, независимо от его формальной специфики. Само ее содержание и производные создают основу и, в определенной мере, обрекают последующую систему взаимоотношений с окружением, привнося туда свой невротический оттенок. Согласно Хорни, базальная тревога несет в себе изначальный антагонизм «…между желанием полагаться на других и невозможностью сделать это вследствие идущего из глубины недоверия и враждебного чувства к ним»12. Последнее в контексте нашего рассуждения играет ключевую роль, так как задает структуру, на основе которой и возникает ревность.

Одним из средств защиты от базальной тревоги является любовь. Данная потребностная ориентация может иметь разную интенсивность, от нормальной до невротической,- последнее определяется степенью интенсификации базальной тревоги.

В основном фокусируясь на невротической потребности в любви, Хорни описывает ее основные специфические характеристики, среди которых можно выделить ненасытность и навязчивый характер. В соответствии с этим, Хорни выделяет две формы проявления «ненасытности в любви»: ревность и требования абсолютной и безусловной любви. «Невротическая ревность,- отмечает К. Хорни,- в отличие от ревности здорового человека, которая может быть адекватной реакцией на опасность потери чьей-то любви, совершенно непропорциональна опасности. Она диктуется постоянным страхом утратить обладание данным человеком или его любовь; вследствие этого любой другой интерес, который может быть у данного человека, представляет потенциальную опасность»12, с. 97.

Таким образом, ревность, согласно концепции К. Хорни, является одной из характеристик невротической потребности в любви, которая продуцируется базальной тревогой. Стоит отметить, что достаточно часто эта защитная форма практически не осознается. Рационализированная оболочка создает порой сложно преодолимую пропасть между глубокой тревожностью и интерперсональной тенденцией к обладанию объектом. Так как достаточно часто только «колебания» объекта в контексте демонстрации своей автономности заставляют активироваться механизмы тревоги у субъекта ревности.

Похожая информация.


Меня попросили написать о депрессии на человеческом понятном языке. Оказалось, довольно непростая задача. Во-первых, на мой взгляд, о депрессии написано огромное количество популярных материалов… я бы сказала, что лишнего написано, особенно на предмет самодиагностики. Во-вторых, сложность в том, что я врач-психотерапевт, который работает в пограничной психиатрии (диагностика и лечение вот этих самых депрессивных состояний) более 20 лет и для меня про депрессию все понятно. В качестве подготовки материала я почитала обсуждение темы в социальных сетях. Постараюсь внести ясность для неспециалистов.

Первое и очень важное: невротическая депрессия – это излечимое заболевание. Невротическая депрессия очень эффективно лечится психотерапевтическими методами.

Что такое невротическая депрессия? Коротко. Бывают депрессивные состояния психотические и депрессивные состояния невротические. О первых я писать не буду, потому что если у вас возникнет депрессивный психоз, то близкие, окружающие вас люди обратят вас за помощью в любом случае. Вот при невротической депрессии вас никто за помощью не обратит – за помощью придется обращаться самостоятельно. Потому несколько слов о невротической депрессии. Это пограничное нервно-психическое заболевание. Невротическое означает заболевание, возникшее по психологическим причинам. К психологическим причинам относятся любые стрессовые факторы (внешние, внутренние, особенности характера, адаптивные способности, все, что угодно). Особенностью течения современных невротических депрессий является отсутствие определенных, явных, понятных стрессовых факторов. Тем не менее, эти факторы есть. В противном случае, нам бы пришлось признать, что невротическая депрессия возникает ни почему, сама по себе, на фоне полного благополучия. Это было бы логической ошибкой. И еще, пограничное означает, что человек не является сумасшедшим в буквальном смысле, но его заболевание вызвано психологическими причинами и проявляется в изменении состояния психики – человек как бы находится на границе психического здоровья и нездоровья.

Невротическая депрессия (и другие неврозы) возникает и протекает в некоем внутреннем субъективном пространстве человека – в его психике, может быть незаметной для окружающих и во всех случаях для окружающих и даже для самых близких людей является непонятной. Непонятность заключается в субъективности переживаниях. И сам человек не всегда может объяснить свои чувства, переживания, не всегда человек вполне понимает что с ним происходит, не всегда осознает глубину и полноту своих переживаний. Если человек не вполне понимает от чего ему плохо и нерадостно, то объяснить другому он не сможет, согласитесь. В качестве иллюстрации. Пришла как-то ко мне на консультацию дама. Я представилась и предложила рассказать о том, что ее привело в мой кабинет. Она буквально залилась слезами и едва ли смогла сказать несколько слов. Да, у нее произошло большое горе и ей трудно было об этом говорить. Но оказалось, что ей вообще очень сложно говорить о своих чувствах и переживаниях, вообще говорить о себе. Пришлось вместо нее говорить мне о том, что она чувствует, о чем горюет, чего боится. Так мы с ней и общались: я подбирала слова, чтобы описать ее душевное состояние, она выбирала из них те, которые, по ее ощущениям, наиболее верны. Обычно, конечно, человек сам говорит о себе, но бывает и такое, что человек не может выразить словами свою душевную боль, смятение, растерянность.

Что происходит с человеком во время депрессии? Происходит разное и чтобы не погрузиться в частности, немного теории. Аарон Бэк, автор когнитивной психотерапии описал когнитивную триаду . При депрессии активизируются три основных когнитивных образца (паттерна). В результате работы этой когнитивной триады человек видит себя, все происходящее с собой и свое будущее в негативном свете.
Первый компонент триады - негативное мнение человека о себе самом. Он считает себя дефективным, неполноценным, обездоленным и приписывает все неприятности собственным умственным, физическим и моральным дефектам. Из-за этого он начинает испытывать неприязнь к самому себе и думать, что он никуда не годен и никому не нужен. Он решает, что ему недостает качеств, необходимых для того, чтобы быть счастливым. Это характерно для большинства людей, страдающих депрессией.
Второй компонент триады - это тенденция человека видеть все происходящее с ним в негативном свете. Он считает, что жизнь предъявляет к нему непомерно высокие требования, что на пути к его целям стоят непреодолимые препятствия и что в мире слишком мало удовольствий и радости. Всему происходящему человек дает негативную интерпретацию, а взаимодействие с другими людьми рассматривает как источник неприятностей.
Третий компонент когнитивной триады заключается в негативном представлении о будущем. Этот симптом есть почти у всех людей, страдающих депрессией. Человек считает, что трудности и страдания будут сопровождать его бесконечно. Жизнь представляется ему состоящей из непрестанных бед, лишений и разочарований. Думая о предстоящем деле, он предвидит неминуемую неудачу.
Я никчемный человек, жизнь не удалась и ничего хорошего в будущем не ждет – примерно так думает и соответственно чувствует человек в состоянии депрессии .

Субъективно человек в состоянии депрессии может воспринимать свою жизнь как «сущий ад». Объективно же ничего адового с ним не происходит. Это отчасти причина непонимания со стороны окружающих – все же хорошо: жив – здоров, руки на месте и голова на плечах. Этот «сущий ад» находится в восприятии, мыслях и чувствах человека, находящегося в депрессивном состоянии. Этот ад уменьшается, рассеивается, перестает быть сущим, когда человек обращается за помощью и помощь получает. Какая помощь? Человеку необходимо, чтобы его поняли и поддержали – покивали с пониманием тоже подходит. И, конечно, нужна специализированная помощь. И вот тут не говорите мне, что выслушивать и понимать все умеют. Все да не все. Чтобы выслушивать, понимать, оказывать поддержку и исцелять врачу – психотерапевту необходимо учиться семь лет – семь(!) . Такие специалисты не просто существуют в природе, они есть в достаточном количестве. Чтобы ад перестал быть сущим нужно обратиться за помощью к специалисту по адо-низведению. Человек в состоянии невротической депрессии не скажет уверенно, что он болен, но точно скажет, что не чувствует себя совершенно здоровым.



Вверх