Как развить в себе навыки. Навыки личности: формирование личностных навыков. Подлинная и привлекательная учебная среда

Можно сказать, что вся наша жизнь строится на навыке. Приобретение навыков - это постоянный процесс. В начале жизни мы учимся ходить, потом учимся держать ложку, потом - одеваться…
Со временем нам нужны более серьезные умения (внимания, общения, поведения в обществе, профессиональные навыки и т.д.). Все это определяет качество и уровень нашей жизни. Важно понимать, что навыки изначальны не даны. Они приобретаются, человек над ними работает лично и целенаправленно.

Навык - действие, которое:
а) вырабатывается со временем;
б) доводится до автоматизма.

Навык считается сформированным, если человек уже не думает, как действовать, не разделяет действие на части, а просто делает.
При этом ряд мелких движений сливаются в единое. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп выполнения действия. Человек уже не контролирует переход от одного движения к другому. Это происходит как бы сам собою, без специального планирования.

Почему навыки так важны для жизни.

Еще древние мудрецы говорили:
Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Четыре звена одной цепочки. Четыре последовательных момента. Четыре важные ступени построения судьбы.

Именно навык есть тем кирпичем, из которого строится фундамент нашей последующей жизнь. Именно навыки определяют ее качество. И самое главное, что динамичный ход жизни все время требует от нас приобретения навыков и их развития.

В детстве мы учимся с удовольствием. Но с возрастом почему-то люди этот задор теряют. Кому-то страшно начинать новое, кому-то стыдно показаться неумехой, кто считает. что всего уже достиг…

Как бы ни были важны навыки для нашей жизни, тот факт, что вы их развили, вовсе не гарантирует достижение желаемого результата.

Опыт показывает, что часто те, кто уже имеет соответствующий навык и даже знает, что это делать нужно и важно, далеко не всегда это делают. К примеру, утренняя зарядка. О ее пользе знают все, простые упражнения тоже знают. Но вот ежедневно выполняет их далеко не каждый.

Для каждого навыка должна быть выработана привычка.

Итак, начальные навыки лежат в основе всей нашей жизни. Но все же без последующих звеньев цепочки они ничто. Поэтому сегодня мы будем говорить о второй составляющей - привычке. Как сделать так, чтобы привычки улучшали нам жизнь.

Что такое привычка
Привычка - это способ поведения человека, которое становится потребностью в определенной ситуации. Например, привычка делать зарядку по утрам, привычка мыть руки перед едой, привычка гасить свет, уходя из дому… Когда человек по какой-то причине не может поступить по привычке, у него возникает чувство неудовлетворенности.
В основе привычки лежит навык, как умение что-то делать. Однако, в отличие от навыка, для формирования привычки важно не освоение умения, а образование новой потребности в его реализации при определенных условиях.
Привычки важны для всех сфер нашей деятельности и всей нашей жизни. Привычка может стать чертой характера, например, привычка быстро ходить, тихо говорить и т.д.

Навыки и привычки
Навык позволяет совершить действие легко и быстро. Привычка же не только позволяет совершить действие, но и обеспечивает сам факт его осуществления.
Как и навык, привычка относится к частично автоматическим действиям. Приобретение привычки чаще всего начинается с развития первичного умения. Затем оно переходит в привычку, если его постоянно повторять при одинаковых (или сходных) условиях.
Например, детей учат чистить зубы перед сном. У них в начале вырабатывается умение делать, а потом возникает привычка. Во взрослом возрасте эта устойчивая привычка уже не позволит лечь спать, не почистив зубы.
А если начальные навыки использовать от случая к случаю, то привычка не сформируется.

Сила привычки
Привычки очень сильны. Они заставляют человека действовать определенным образом при любых обстоятельствах.
Привычки формирует характер. Например, привычки убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в комнате - вырабатывают у человека аккуратность и опрятность. Привычка здороваться формирует вежливость.
Многое в нашей жизни начинается с привычки. Привычки укореняются, сохраняются и становятся нашей второй натурой.
Поскольку привычки и навыки переходят на уровень автоматизма, их очень тяжело изменить. Вот почему очень важно с самого начала учиться правильно выполнять действие и формировать правильные начальные навыки.
Конечно, неправильный начальный навык изменить все-таки можно. Но исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. И вот тут крайне важно иметь кого-то рядом, кто показал бы, как надо действовать, указал бы на ошибки, разъяснил, в чем именно ты ошибаешься. А потом бы еще и проследил, насколько правильно ты выполняешь это действие сейчас.

Принципы достижения цели и приобретения навыков, подробно рассматривает Джош Вайцкин в своей книге «Искусство обучения». Причем все выводы Вайцкина - это не просто слова, они основаны на его реальном опыте. Автор является коучем нескольких мировых финансовых лидеров, он одержал победу в многочисленных чемпионатах по тайцзицюань, стал восьмикратным чемпионом страны по шахматам. В процессе достижения успеха Джош Вайцкин вывел ряд принципов, которые положительно повлияют на ваше совершенствование, на освоение новых навыков. Автор учит своих читателей, как достичь настоящих высот в жизни, сделать ее более интересной и яркой.

Ярлыкам - нет
При постановке цели каждый человек должен разбираться в проблеме, постигать ее постепенно. Это и есть суть процесса обучения. Результатом будет достижение цели, приобретение новых навыков. Если вы постоянно ограничиваете себя ярлыками, стараетесь вогнать в определенные рамки, которые сами себе и придумали, то добиться успеха будет невероятно сложно. Все эти установленные клише, в которых вы привыкли действовать, существенно снижают мотивацию. Причем ярлыки могут быть не только негативными, но и положительными. Если вы повесите на себя клише «удачливый», то движения вперед не будет, будет только ожидание посыла судьбы. А это неправильно.

Негативный опыт - тоже опыт
Некоторые считают, что формально проигравший не является проигравшим, ведь он получает дополнительный опыт, возможность оценить ситуацию и найти альтернативные пути решения. Поэтому ни в коем случае нельзя пасовать перед неудачами и проигрышами. Если ничего не делать, то успех не придет, но если стараться и проходить через поражения, то можно получить бесценный жизненный опыт. А он поможет в преодолении последующих трудностей.

Достижение целей с энтузиазмом
Любое приобретение новых навыков должно быть интересно, человек должен действительно этого хотеть. Энтузиазм - это возможность не оглядываться на окружающих, брать инициативу в свои руки и не считаться с мнением незнакомых людей. Вы просто идете вперед, будучи открытыми целому миру. В этом плане нужно ориентироваться на детей, которые учатся ходить. Они с огромным интересом осматривают окружающую действительность, стараясь делать свои первые шаги. При достижении успеха необходимо вырабатывать собственный стиль, обращать внимание на мелочи и детали, которые кажутся незаметными на первый взгляд.

Не жалуйтесь на судьбу
Иногда судьба может преподнести неприятные сюрпризы, но залог успеха - это прозрачный взгляд на все превратности. Если вы подвержены влиянию эмоций, то можете не заметить рациональный выход или способ решения проблемы. К любым неприятностям стоит относиться с легкостью.

Зрите в корень
Решение любого вопроса зависит от полного погружения. Если вы не понимаете, с чем имеете дело, то невозможно освоить новые навыки для человека. Причем осознание должно приходить не только в последний момент. Старайтесь быть в курсе дела всегда, на протяжении всего процесса. Это позволит усилить самоконтроль. Также не стоит оглядываться на других. Если никто не проверяет ваши успехи и осведомленность в вопросе, не значит, что нужно их игнорировать.

Контролируйте стрессовые ситуации
Нельзя полностью уходить в работу, иначе это станет причиной появления стрессов, усталости, слабости. Всегда нужно оставлять время на самовосстановление и отдых. Без хорошего отдыха не бывает хорошей работы. Выбирайте любой способ досуга - зарядку, игры или медитацию. Через какое-то время вам будет нужно меньше времени для отдыха, тогда вы сможете выкладываться полностью без чувства утомляемости. Так можно выработать умение легко собираться с силами и концентрироваться на важной задаче, когда это необходимо.

Золотая середина
Работа на износ никому не приносила пользы. Старайтесь работать усердно, но не перебарщивать с усилиями. Вы должны чувствовать, что сделали много, но не быть измотанными. Главное в любой успешной работе - это удовлетворение. Если постоянно чувствовать усталость, то желание осваивать новые навыки постепенно сойдет на нет. Изучите свои индивидуальные предпочтения, тогда вы сможете найти идеальный баланс.

Начните с фундаментальных учений
В любом деле важно начинать с азов. Если вы точно знаете основы, то сможете легко идти дальше. Фундаментальные принципы позволят воплотить творческие идеи, реализовать нестандартный подход. К каждой проблеме нужно подходить детально, начиная с самого начала.

Расстановка приоритетов
Каждое дело скрывает в себе истинную цель и поверхностные аспекты. Уделяйте внимание истинной цели, чтобы не размениваться по мелочам. Используйте только необходимую информацию, изучая ее со всех сторон. При достижении целей следует применять собственные методы работы. С нужной информацией вы сможете быстрее докопаться до сути. Сначала нужно уделять этому особое внимание, а потом подобный подход войдет в привычку.

Если в вопросе, как приобрести новые навыки, следовать этим принципам, то вас точно ждет успех и желание двигаться вперед.

И в заключении еще четыре простых правила, чтобы успешно и с минимальными усилиями выработать навык.

Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно
Обычно люди, работая над улучшением своих навыков, пытаются делать одновременно как можно больше. Однако люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.
Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.

Правило 2. Тренируйте новый тип поведения минимум трижды
Попробовав что-то новое, вы сначала обязательно почувствуете неловкость. Жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо «разносить», как обувь.
Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу будет все ужасно.

Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.

Правило 3. Количество прежде качества
Не задумывайтесь о качественных показателях (таких как плавность или наилучшее построение фразы в изучении языка) — все это препятствует успешному овладению навыком.
Старайтесь часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре придет само.

Правило 4. Практикуйтесь в безопасных ситуациях
Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.

Эти правила вместе составляют простую стратегию изучения или улучшения ваших навыков. Эти четыре основных правила помогут вам улучшить любой навык, начиная от занятий любовью и заканчивая полетами на самолете:

  • Выберите только один тип поведения, с которым будете работать.
  • Выберите безопасные встречи с целью (вставить свою) , чтобы попрактиковаться в новом типе поведения.
  • Старайтесь применять новый навык чаще, не обращая в первое время на качество его исполнения.
  • Опробуйте выбранный тип поведения минимум трижды прежде чем судить, работает ли он.

А теперь у вас повернется язык, чтоб сказать что у вас нет способности танцевать?

В России проблема развития навыков и компетенций тем более актуальна ввиду имеющейся демографической ситуации. Не секрет, что с середины десятых с каждым годом все больше людей старшего поколения будет уходить на пенсию. К сожалению, во многих компаниях именно у этих сотрудников в основном сосредоточены лучшие технические знания. С учетом того, что имеется возрастной разрыв среди сотрудников технических подразделений, для многих отечественных компаний актуальна проблема передачи более молодым сотрудникам имеющихся в организации знаний.

Актуальности вопросу добавляет и происходящее в текущий момент замедление российской и глобальной экономик. Более низкие цены на минеральные ресурсы, последовавшие за замедлением, подталкивают ряд отраслей к тому, чтобы кардинально увеличивать производительность труда. Хотя всегда есть потенциал повышения производительности административными и технологическими путями, навыки и компетенции являются одним из ключевых направлений, за счет которых производительность можно поднять фундаментально.

Помимо этого, как и в других странах, прошедших через высокие темпы роста в последние 10-15 лет, в России образовались крупные компании и холдинги, которые, укрепившись на внутреннем рынке, начали рассматривать перспективы международной экспансии. Чтобы этим компаниям быть успешными, а также чтобы всем отечественным производителям продуктов и услуг поддерживать свою конкурентоспособность на внутреннем рынке, им нужно развить команды, которые будут наравне с командами конкурентов как из западного мира, так и из бурно растущего и набирающего обороты Азиатского региона. Международный опыт показывает, что многие программы развития навыков срываются, потому что недостаточно внимания и ресурсов вкладывается в решение задачи по масштабному и устойчивому закреплению приобретенных навыков. Успешные программы в то же время начинаются с четкой картины масштаба и характера необходимых для этого изменений, а также с глубокого понимания, что устойчивое развитие навыков и компетенций является неотъемлемой частью любых преобразований.

Четкий подход к проведению преобразований

Говоря о подходе к развитию навыков с целью устойчивого повышения эффективности, можно отметить, что McKinsey большое значение придает быстроте и масштабности преобразований, то есть именно тем факторам, которые жизненно важны для азиатских игроков. В условиях бурного роста менеджеры и руководители высшего звена стремятся соответствовать новым требованиям, и решающую роль в этом призвана сыграть программа ускоренного развития важнейших навыков. В нашем подходе такие программы реализуются и управляются линейными руководителями, непосредственно отвечающими за уровень прибыльности своих подразделений. Кроме того, для достижения намеченных результатов используются самые современные методы обучения взрослых. Наш подход позволяет усилить индивидуальную ответственность за каждый этап программы развития навыков, повысить эффективность работы и, как следствие, уровень чистой прибыли, а также сформировать корпоративные навыки, необходимые для закрепления достигнутых успехов (см. схему 1).

Базовые принципы

В основе нашего подхода лежат пять базовых принципов. Их применение на каждом этапе программы развития навыков позволяет с максимальной отдачей использовать силы и ресурсы для быстрого и устойчивого повышения эффективности. При разработке модели использовался богатый опыт сотрудничества McKinsey с компаниями, представляющими самые разные отрасли и регионы мира и сумевшими подняться на новый уровень совершенства благодаря развитию навыков.

Соотнесение мер по развитию навыков с результатами бизнеса и показателями полезной стоимости. Необходимо прочно связать программу развития навыков с созданием стоимости и результатами коммерческой деятельности; повседневная работа в рамках реализации программы должна приносить конкретные, четкие результаты, которые могут быть со временем закреплены.

Наш подход ориентирован на целенаправленное формирование индивидуальных и корпоративных навыков - как функциональных, так и технических , - которые имеют непосредственное и даже решающее значение для эффективной работы организации здесь и сейчас. Развитие этих навыков помогает добиться заметных улучшений по целому ряду аспектов, которые отражают общий уровень эффективности компании, в том числе улучшить показатели успешности приобретений и заключения сделок с потенциальными покупателями, сократить продолжительность разработки продуктов, повысить эффективность производства и усовершенствовать операционную деятельность бэк-офиса. А поскольку реализация программы развития навыков в первую очередь обусловлена именно необходимостью такого совершенствования, то достижение успеха на раннем этапе придает дополнительный импульс дальнейшим преобразованиям.

Развитие индивидуальных и корпоративных навыков. Формирование и развитие навыков происходит на нескольких уровнях. Улучшаются навыки отдельных сотрудников, и в результате повышается производительность их труда. Улучшаются групповые навыки, и тогда более эффективно работает целый трудовой коллектив. Кроме того, навыки можно развивать в рамках отдельных подразделений (например, внутри служб или бизнес-единиц), которые начинают применять усовершенствованные технологические процессы, вспомогательные системы и другие средства улучшения работы. Индивидуальные навыки необходимо развивать хотя бы по той причине, что персонал - это основная движущая сила любых преобразований. Корпоративные навыки также играют важную роль, поскольку речь идет о системах и процессах, благодаря которым можно применять индивидуальные навыки и добиваться повышения эффективности на долгосрочную перспективу - вне зависимости от продолжительности работы отдельных сотрудников в организации.

Адаптация к конкретным ситуациям. Меры по развитию необходимых навыков должны быть адаптированы к конкретной ситуации, в которой оказалась та или иная организация.

Каждая компания приступает к осуществлению программы развития навыков, находясь в уникальном исходном положении. Чтобы успеха, разработку программы необходимо вести на основе него анализа имеющихся недостатков и проблем, с которыми сталкивается данная организация. При адаптации также следует принимать во внимание различия, существующие между предприятиями, сетями и бизнес-единицами.

Использование принципов решения реальных задач и обучения взрослых. При разработке программ необходимо брать за основу современные принципы обучения взрослых людей. Согласно этим принципам, взрослые лучше всего усваивают информацию, самостоятельно изучая учебный материал, то есть активно участвуя в практических занятиях, выполняя реальные задачи и решая неотложные проблемы. Такое обучение ориентировано прежде всего на поиск решений и формирование навыков (см. схему 2) .

Внедрение и организационное закрепление с помощью процессов, инструментов и персонала. Хотя сторонние эксперты могут управлять реализацией программы на ранних этапах, для формирования устойчивых навыков в масштабе всей организации необходимо, наряду с внедрением инструментов и вспомогательных процессов, подготовить внутрикорпоративных руководителей, которые могли бы возглавить процесс преобразований.

Программы развития навыков нередко реализуются несколькими волнами, каждая из которых дополняет предыдущую и способствует дальнейшему распространению новых навыков и подходов внутри организации. Во время первых волн ведется подготовка внутрикорпоративных руководителей - лидеров, способных возглавлять процесс преобразований, выступать в качестве экспертов по новым инструментам и процессам, личным примером демонстрировать новое отношение к работе. Одновременно, чтобы закреплять и поддерживать развитие новых навыков, осуществляется перестройка управленческих и технических систем. Изменение управленческих систем может предусматривать, в частности, пересмотр исходных параметров и целевых показателей, перераспределение функций и переналадку механизмов управления. Технические изменения могут зависеть от специфики отдельных функциональных направлений, но, как правило, они связаны с внедрением новых систем, платформ и программных приложений, позволяющих более эффективно планировать и реализовывать программу развития навыков. Чтобы обеспечить обновление и долгосрочное закрепление навыков, в структуру организации включаются корпоративные академии и платформы дистанционного обучения.

Архитектура модели развития навыков

Основываясь на результатах всесторонних исследований и многолетнем опыте работы с клиентами, компания McKinsey разработала стройную архитектуру модели, обеспечивающей устойчивое развитие навыков и повышение эффективности. Эта модель, опирающаяся на перечисленные выше базовые принципы, предусматривает проведение комплекса мероприятий, которые стимулируют развитие навыков в организациях на каждом из четырех этапов преобразований: диагностика и проектирование, реализация, масштабное развертывание и обеспечение устойчивости результатов.

Диагностика и проектирование

Действенность программы развития навыков во многом зависит от того, насколько эффективно проведена диагностика для определения объемов ихарактера предстоящей работы. Чтобы диагностика не стала обременительным и пустым занятием, а принесла настоящую пользу, при ее проведении необходимо ставить четкие цели и намечать последовательность конкретных действий. Более того, полученные в процессе диагностики достоверные данные, касающиеся возможностей для совершенствования и связанных с этим мер, позволяют начать реальные преобразования уже на самом раннем этапе.

Анализ недостающих навыков на уровне всей компании и отдельных функциональных направлений и оценка создаваемой стоимости. Чтобы соотнести уровень развития навыков с размером создаваемой полезной стоимости и результатами коммерческой деятельности, необходимо провести подробную диагностику существующих недостатков на различных уровнях организационной структуры.

Изучение областей отставания организации начинается со сравнения существующего уровня навыков с тем, который необходим для достижения намеченных финансовых показателей и выполнения планов роста. При этом следует анализировать как корпоративные навыки, влияющие на работу всей организации, так и функциональные навыки, больше касающиеся отдельных должностных функций (см. схему 3). Необходимо четко оценить отставание в количественной форме на уровне компании в целом, а также на уровне важнейших функциональных направлений и вспомогательных служб, имеющих непосредственное отношение к первопричинам выявленных недостатков, - например, служб снабжения, продаж, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Установив четкую связь между необходимым уровнем навыков и стратегическими целями, достижению которых эти навыки призваны способствовать, можно гарантировать, что успешная реализация программы окажет положительное влияние на показатели чистой прибыли и что развитие навыков не превратится в «упражнение ради упражнения».

Результаты исследования показывают, что организации, развивающие корпоративные навыки до уровня, необходимого для достижения намеченных целей, имеют в семь раз больше шансов добиться успеха, чем те, которые не занимаются развитием навыков . В ходе исследования также установлено, что, когда план развития навыков определяют топ-менеджеры организации, он, как правило, более тесно связан с насущными задачами бизнеса, чем в тех случаях, когда разработкой плана занимаются другие сотрудники.

Оценка недостающих навыков на уровне отдельных сотрудников. Важнейшим условием достижения успеха является правильный выбор масштабов, перечня формируемых навыков, а также сотрудников и должностей, охватываемых программой развития навыков.

Для оценки недостающих навыков на уровне отдельных сотрудников важно в первую очередь проанализировать, какие индивидуальные навыки необходимы компании, чтобы выполнить планы развития и повышения эффективности. Далее можно будет сравнить индивидуальные навыки и персональные целевые установки сотрудников с теми, которые требуются организации, - такой подход позволит выявить и устранить недостатки, мешающие улучшению общих и индивидуальных результатов работы.

Всесторонний анализ потенциала сотрудников, занимающих ключевые должности, позволяет компании выяснить, какой исходный резерв руководящих кадров имеется у нее в настоящее время. Затем на основе корпоративной стратегии реалистично и детально оцениваются потребности организации в руководителях, существующие корпоративные навыки в области управления сравниваются с уровнем спроса, который прогнозируется на предстоящий период. Это позволяет разработать надежный план действий по развитию кадрового потенциала внутри организации и поиску новых сотрудников для ликвидации отставания.

Кроме того, сотрудникам предлагается самостоятельно оценивать уровень своих навыков, сопоставляя его с тем уровнем, который им необходим для достижения карьерных целей. Такая самооценка наиболее эффективна, если она проводится систематически, например с использованием метода «360 градусов», когда для обсуждения навыков, сильных и слабых сторон отдельного сотрудника предварительно собираются мнения его коллег, начальников и подчиненных. Оцениваться должны функциональные и технические навыки, необходимые для повышения эффективности работы, а также личные качества сотрудника, такие как умение отстаивать свою точку зрения и формировать коллектив.

По завершении всей процедуры компания способна определить в количественном выражении, какова нехватка кадров в области управления и в целом по организации, чтобы принять меры для решения этого вопроса. Например, в одной из азиатских энергетических компаний конкретизация и изучение недостающих управленческих и общих навыков послужили катализатором для разработки комплексного подхода, направленного на восполнение кадрового дефицита. Среди прочих мер компания определила внутри организации сотрудников, обладающих техническими, функциональными и управленческими навыками, необходимыми для осуществления выбранной корпоративной стратегии, создала условия для их профессионального развития, а также выделила ресурсы на создание корпоративных механизмов, позволяющих привлекать и воспитывать новых высокоэффективных сотрудников, которые смогли бы в будущем возглавить перспективные направления бизнеса.

Оценка совокупного размера создаваемой стоимости. В результате диагностики должен быть определен конкретный размер полезной стоимости, которую предполагается создать благодаря развитию навыков в организации; в целом формирование новых навыков необходимо увязать с процессом создания стоимости, приоритизировать и ориентировать на достижение коммерческих результатов.

Диагностика помогает составить представление о целевом состоянии, которого хотела бы достичь компания, а также установить четкие связи между навыками и прибыльным ростом. Понимание этих связей позволяет определить комплекс мер и навыков, стимулирующих создание стоимости, выявить навыки, которые могут оказаться наиболее важными для роста компании, а также точно оценить возможный экономический эффект от развития навыков, то есть объем увеличения выручки или сокращения затрат.

Определяя последовательность формирования необходимых навыков, мы придерживаемся принципа «лучше меньше, да лучше». Речь идет о том, чтобы по итогам диагностики, с учетом выявленных областей отставания, сосредоточиться на развитии относительно небольшого комплекса важнейших навыков. В конечном итоге совместно с руководством компании мы разрабатываем последовательную, аргументированную программу преобразований - ориентированную на работу в кризисных условиях или на достижение масштабных целей (а иногда и на то и на другое) и основанную на конкретных, заслуживающих доверия данных о дальнейших перспективах.

Достижение консенсуса и разработка программы. Чтобы коллектив поддерживал и понимал предстоящую программу повышения навыков, компания должна выработать внутрикорпоративный консенсус по таким вопросам, как перечень имеющихся возможностей, необходимость проведения преобразований и комплекс мер, которые требуется принять. Хотя некоторые специалисты компании часто с самого начала участвуют в аналитических исследованиях, для успешной реализации программы развития навыков необходимо шире привлекать к работе остальной персонал организации, чтобы ключевые заинтересованные лица и все другие сотрудники поддерживали проект, понимали свои функции и осознавали последствия успеха (или неудачи). Существует множество способов довести необходимую информацию о преобразованиях до широкой аудитории, однако наиболее эффективными, по нашему мнению, являются следующие три.

  • Посещение ведущих мировых компаний. Такие посещения позволяют менеджерам и руководителям высшего звена лично из первых рук узнать, как ведущие компании занимаются развитием и внедрением различных корпоративных навыков. Особенно полезно это для тех сотрудников, которые рассматриваются в качестве вероятных кандидатов на руководящие должности. Знакомство с работой лучших мировых компаний помогает им понять, какой разрыв существует между их организацией и передовыми игроками и что они персонально могут сделать для эффективной ликвидации этого отставания.
  • Комплексные схемы. На комплексных схемах в наглядной форме изображаются все этапы предстоящей программы - от решения первоначальных организационных вопросов до реализации и обеспечения устойчивости, - а также указываются связи между этими этапами и стратегическими целями компании. Комплексные схемы позволяют составить четкое и целостное представление о программе; пользуясь ими, участники смогут чувствовать себя более уверенно, когда будут разъяснять порядок реализации и цели программы своим коллегам.
  • «Зеркальные семинары». На «зеркальных семинарах» с участием руководителей высшего звена обсуждаются результаты анализа навыков, имеющихся на уровне компании в целом, а также на уровне отдельных функциональных направлений и сотрудников. Такие семинары позволяют выделить основные вопросы, касающиеся дальнейшей реализации программы, а также уточнить возможные пути достижения корпоративных целей. Участники «зеркальных семинаров» стремятся достичь взаимопонимания и сверить позиции по важнейшим вопросам, влияющим на успех программы. Кроме того, на семинарах нередко проводится согласование приоритетов в области развития навыков и уточняется распределение ответственности за проведение необходимых мероприятий.

Разработанный McKinsey подход к проектированию, предусматривающий управление на уровне линейных подразделений, основан на модели «практические семинары - решение реальных задач - обратная связь». Компании, занимающиеся развитием индивидуальных и корпоративных навыков, должны обеспечить правильное сочетание всех трех элементов этой учебной модели. Практические семинары проводятся по адаптированным комбинированным учебным про-граммам, при разработке которых основное внимание уделяется таким вопросам, как охват участников, актуальность тематики и целенаправленное развитие необходимых навыков. Решение реальных задач предусматривает применение новых навыков непосредственно на рабочих местах, часто в рамках прорывных, сложных проектов, имеющих стратегическое значение для компании. Наряду с этим при реализации программы оказывается поддержка в форме наставничества и обратной связи, что побуждает сотрудников изменять свое отношение к работе и корректировать модели поведения.

Первый цикл «практические семинары - решение реальных задач - обратная связь», как правило, проводится в рамках подготовки инструкторов, помогающей корпоративным лидерам преобразований накопить опыт и сформировать навыки, необходимые для развития навыков в организации. Указанный структурированный подход, применяемый и управляемый линейными руководителями, позволяет обеспечить быструю и масштабную реализацию программы развития навыков.

Реализация

После завершения этапа диагностики и проектирования на этапе реализации предложения по развитию навыков воплощаются в конкретные действия. Это важнейший этап программы развития навыков, и требуется немало умения, чтобы быстро добиться успеха и избежать при этом торопливости в действиях, так как существует опасность, например, упустить из виду ключевые аспекты, влияющие на успех программы, или слишком поспешить с принятием некоторых мер.

Реализация программы на этих уровнях имеет больше шансов на успех, если действия связаны с кругом профессиональных обязанностей сотрудников, если основной упор делается на практические занятия, а не на механическое запоминание, и, наконец, если реализация осуществляется на основе уже имеющихся в компании процессов и систем.

Ориентация на выполнение реальных задач. Новые навыки лучше всего закрепляются в менталитете и моделях поведения сотрудников, если при их формировании обучаемые не ограничиваются сухой теорией, а начинают применять эти навыки на практике для решения значимых задач. Важную роль в этом могут сыграть прорывные проекты, имеющие стратегическое значение для компании и позволяющие наглядно продемонстрировать, какого эффекта можно добиться благодаря применению новых навыков. Позволяя сотрудникам оттачивать навыки в реальных рабочих ситуациях, такие проекты способствуют формированию корпоративных управленческих и функциональных навыков, а также повышению эффективности, в том числе росту чистой прибыли. Интеграция программы развития навыков в реальную рабочую обстановку помогает сделать осуществление прорывных проектов «стилем жизни» организации, что особенно важно для кандидатов, готовящихся занять руководящие должности.

Например, в одной из азиатских энергетических компаний прорывные проекты стали важной частью программы, направленной на развитие управленческих навыков более чем у 300 старших менеджеров - будущих руководителей организации. Сначала компания выбрала 20 стратегических проектов, которые, как ожидалось, обеспечат немедленную отдачу, затем для управления этими проектами были специально отобраны 30-40 перспективных старших менеджеров. Эти посвященные смогли улучшить навыки управления проектами и преобразованиями, применяя новые знания и методы непосредственно в ходе осуществления своих проектов. Успеха удалось добиться так быстро, что уже через три месяца компания запустила еще 127 проектов, открыв 18 региональных центров развития навыков, что позволило серьезно ускорить темпы реализации всей программы в целом.

Использование практических занятий и других методов обучения взрослых. Если программы предусматривают проведение практических занятий в условиях, которые трудно обеспечить в реальной рабочей обстановке, а обучаемые получают «право на ошибку» и «право на перезагрузку», это создает возможности для эффективного обучения в процессе практической деятельности и позволяет более прочно закреплять усвоенные навыки.

Эти методы очень разнообразны по своей форме и включают в себя организацию учебных лагерей, моделирование и анализ практических примеров, дистанционное обучение по интернету, проведение ролевых игр.

Большую пользу приносит использование образцовых фабрик. Это либо реальные заводские цеха, в которых производятся различные несложные изделия (треножные штативы, электродвигатели и т. п.), либо бэк-офисы функциональных направлений, либо другие производственные объекты. Перенастраивая, например, процессы сборки или инструментальной обработки и наблюдая за результатами, участники могут применять свои новые навыки в реальных производственных условиях. На образцовых фабриках можно создавать широкий спектр ситуаций для практического обучения, когда участники сталкиваются с проблемой, ищут способ ее решения и оценивают конечный эффект.

Масштабное развертывание

Успешные программы развития навыков должны предусматривать возможное расширение масштабов комплексных внутриорганизационных преобразований. Зачастую руководители компаний ставят смелые цели и разрабатывают подробные планы развития навыков, но впоследствии испытывают серьезные затруднения, когда локальные результаты, достигнутые на раннем этапе, необходимо воспроизвести в масштабе всей организации. Неудача, как правило, обусловлена такими причинами, как недостаточное планирование времени и ресурсов, необходимых для масштабного развертывания, сложность самого процесса и игнорирование важнейших элементов при проектировании программы внедрения.

Успешное масштабное развертывание программы преобразований предполагает, что организация должна одновременно управлять реализацией нескольких разных проектов по развитию навыков и поддерживать высокие темпы преобразований на всем протяжении процесса, растягивающегося порой на несколько лет. Подход McKinsey к масштабному развертыванию программ развития навыков включает в себя два важнейших аспекта, влияющих на темпы внедрения навыков и на обеспечение устойчивости результатов, - это подготовка лидеров преобразований и применение системы двойной реализации пилотных проектов.

Подготовка лидеров преобразований. Для широкого распространения новых навыков и подходов внутри организации необходимо подготовить корпоративных лидеров преобразований, которые последовательно работают на различных уровнях организации, обучая других сотрудников применению новых навыков, убеждая их в необходимости преобразований и на личном примере демонстрируя новые, ориентированные на результат модели поведения и подходы, которым должны следовать все остальные. Подготовка таких лидеров преобразований начинается с тщательного отбора перспективных кандидатов, восприимчивых к новым веяниям, стремящихся повышать свою квалификацию и по-настоящему увлеченных делом. В ходе обучения они должны не только освоить новые инструменты и процессы, но и научиться эффективно влиять на других сотрудников, чтобы обеспечить проведение преобразований.

Модель наставничества, состоящая из четырех этапов, позволяет успешным кандидатам постепенно приобретать навыки и качества, необходимые для того, чтобы стать лидером преобразований. В конечном счете лидеры преобразований должны научиться самостоятельно и инициативно работать в своей области специализации. На первом этапе будущие лидеры преобразований наблюдают за работой наставников во время семинаров. Затем они начинают работать вместе с наставниками, например, совместно проводить семинары. На третьем этапе обучаемые самостоятельно выполняют программы, подготовленные наставниками. Наконец, на четвертом этапе происходит полная перемена ролей: на этот раз уже будущие лидеры преобразований готовят и проводят программы, а наставники только наблюдают, делая при необходимости замечания и внося поправки.

В дальнейшем лидеры преобразований должны четко понять, какое место они займут в будущей организационной структуре компании, - это позволит существенно повысить эффективность проводимых мероприятий. Кроме того, когда лидеры преобразований из первой группы вернутся к выполнению своих непосредственных должностных обязанностей, необходимо, чтобы в организации функционировал процесс, позволяющий продолжить масштабное развертывание программы, выявление и обучение новых кандидатов (см. схему 4).

Применение системы двойной реализации пилотных проектов. Руководителям часто не терпится быстрее завершить пилотную программу, чтобы приступить к более масштабной реализации. Но, как показывает практика, спешка при проведении преобразований может привести к дезорганизации процесса. Во многих случаях успешность пилотных проектов обусловлена тем, что руководство компании уделяет пристальное внимание их реализации, выделяя значительные ресурсы и привлекая внешних экспертов. В таких условиях пилотные проекты, пожалуй, просто обречены на успех. Но в обычной обстановке, когда внимание и ресурсы отвлекаются на решение других насущных вопросов, а реализацией занимаются корпоративные лидеры, обремененные другими заботами, результаты могут оказаться не столь впечатляющими.

Первый пилотный проект преследует цель подтвердить правильность концепции. Реализуемый с достаточным количеством ресурсов и активным участием руководителей высшего звена, этот проект предназначен для проверки технического решения. Однако проверка преобразований, запланированных в области инфраструктуры управления или ИТ-компонентов развертывания, имеет при этом лишь второстепенное значение. Главная цель - убедительно продемонстрировать, что развитие навыков позволит достичь намеченных коммерческих результатов.

В ходе второго пилотного проекта шире исследуется способность осуществить быстрое и масштабное развертывание программы. С этой целью проверка проводится в обычных рабочих условиях, сразу на нескольких объектах, с более реалистичным финансированием и распределением ресурсов, а также с привлечением внешних экспертов, выполняющих скорее функции наставников. Этот пилотный проект предусматривает более тщательную проверку и при необходимости корректировку управленческой инфраструктуры и навыков персонала. В случае успешного завершения второго пилотного проекта можно приступать к реализации программы в масштабе всей организации.

Система двойной реализации пилотных проектов помогла одному из европейских поставщиков медицинских услуг увеличить объем времени, затрачиваемого медицинским персоналом на уход за пациентами. Успешно завершив первый пилотный проект в одном из медицинских учреждений, организация создала модель «коммерческого класса», пригодную для широкого развертывания, и затем проверила ее в ходе второго пилотного проекта, который был реализован на базе нескольких клинических центров. Такое постепенное наращивание темпов реализации способствовало тому, что программа была быстро принята при развертывании на территории всей страны.

Обеспечение устойчивости результатов

Может показаться, что масштабное развертывание является заключительным этапом программы развития навыков, однако это далеко не так. После реализации всех проектов компании должны работать над тем, чтобы закрепить проведенные преобразования и преумножить достигнутые результаты. Если этим не заниматься, то программы развития навыков даже при успешном развертывании могут демонстрировать все более слабые результаты или вообще потерять актуальность, что сведет на нет все ранее достигнутые успехи. Чтобы предотвратить такой исход, компаниям рекомендуется принимать меры по обеспечению устойчивости результатов, работая по трем важнейшим направлениям: управление эффективностью, организационное закрепление навыков и непрерывное совершенствование.

Управление эффективностью. Без действенной системы управления эффективностью может произойти быстрое ухудшение новоприобретенных навыков.

По мере развития и улучшения навыков должны также поступательно развиваться системы управления эффективностью, внедренные на этапе реализации. Формирование навыков в ходе преобразований необходимо сопровождать созданием действенных систем управления эффективностью, которые объединяют в себе общекорпоративные и индивидуальные показатели эффективности, а также позволяют оценить краткосрочные результаты работы и долгосрочную жизнеспособность организации. Грамотное управление эффективностью не ограничивается только технологическими процессами, охватывая также образ мышления и поведенческие стереотипы персонала.

Благодаря этому обеспечивается глубокое усвоение новых подходов в организации, а не просто их внешняя имитация. Важно, чтобы показатели и критерии эффективности были распространены по всем уровням организации - от руководителей высшего звена до рядовых сотрудников, работающих в цехах и офисах.

Действенные системы отслеживания эффективности на корпоративном и индивидуальном уровнях необходимы также для поощрения лучших сотрудников и наказания отстающих. Вознаграждение за эффективную работу, будь то в денежной или какой-либо иной форме, должно быть аргументированным и понятным. Наложение взысканий за низкие результаты также имеет значение для обеспечения устойчивости, но эту меру иногда труднее применять, особенно в Азии, где личные отношения и репутация могут играть более важную роль, чем в Европе или Северной Америке.

Организационное закрепление навыков. Внутри организации должны быть прочно укоренены такие механизмы, как сообщества для обмена знаниями и учебные центры, поддерживающие корпоративную операционную модель, способствующие закреплению новых навыков и стимулирующие их дальнейшее развитие.

Проводя организационное закрепление навыков, компании должны создать структуру, которая поддерживала бы недавние преобразования и стимулировала дальнейшее развитие. Наряду с такими внутрикорпоративными сообществами можно официально внедрить ряд процессов, обеспечивающих поддержание и обновление навыков, - речь идет, например, о корпоративных академиях, системах дистанционного обучения и программах сертификации. Базовыми в данном случае являются три элемента.

  • Корпоративные центры совершенствования бизнес-процессов. Эксперты в различных областях знаний обеспечивают доступ к важнейшей информации, касающейся совершенствования бизнес-процессов. Их основная функция - обеспечивать сбор и систематизацию передовых знаний по соответствующей тематике, способствовать распространению и внедрению новых инструментов, находить наиболее авторитетные и надежные источники знаний для удовлетворения информационных потребностей.
  • Сообщества специалистов. Группы, специализирующиеся на одинаковой проблематике, например в области финансов или совершенствования операционной деятельности, объединяются в официальные сообщества специалистов, которые обмениваются знаниями и при необходимости помогают друг другу в поиске внешних экспертов.
  • Системы управления знаниями. Передовые знания аккумулируются в доступную базу данных, где хранящаяся информация систематизирована и классифицирована в соответствии с четкими принципами иерархии. Чтобы максимально повысить эффективность таких систем, внедрена процедура оценки, позволяющая фильтровать новые данные с точки зрения их значимости и достоверности.

В одной из энергетических компаний, реализующей масштабную программу развития операционных навыков, созданы сообщества специалистов для помощи лидерам преобразований на 20 электростанциях, сгруппированных в три региональных кластера.

Менеджеры кластеров организовали учебные лагеря, проведение семинаров по обмену знаниями и мероприятий по формированию навыков коллективной работы, а также обеспечили стандартизацию подходов, применяемых на всех электростанциях. Кроме того, была создана постоянно пополняющаяся группа, состоящая из сотрудников, которые уже прошли учебный курс; введены стимулы, побуждающие лидеров преобразований уделять часть времени работе на других производственных объектах с целью ускорения преобразований. В конечном итоге на базе таких сообществ специалистов возник центр совершенствования бизнес-процессов, официально включенный в структуру компании и функционирующий под эгидой центрального отдела технических служб. Указанный центр занимался разработкой корпоративной политики преобразований, созданием операционной системы и подготовкой методических указаний. Кроме того, сотрудники центра оказывали техническую помощь лидерам преобразований на каждой из электростанций.

Встроенные учебные программы

Наряду с сообществами специалистов существенное значение для организационного закрепления сформированных навыков имеют учебные программы, встроенные в корпоративную структуру. В качестве показательного примера можно упомянуть корпоративные университеты, которые успешно используются многими крупными организациями для повышения квалификации сотрудников, продвигающихся по внутрикорпоративной служебной лестнице, и предлагают широкий перечень очных, виртуальных и выездных персональных учебных программ с широким выбором модернизированных учебных планов и длительности занятий.

Хотя обучение в корпоративных академиях может принимать самые разнообразные формы, лучшие учебные программы разрабатываются с соблюдением пяти основополагающих принципов, обеспечивающих создание условий для наиболее эффективного обучения взрослых.

  • Стратегическая значимость. Цели программ четко соотносятся с корпоративной стратегией. Учебные курсы адаптированы с целью развития именно тех навыков, которые нужны для достижения прямого коммерческого эффекта, а занятия отличаются краткостью и насыщенностью.
  • Связь с реальной практической деятельностью. Программы предусматривают сочетание очного и дистанционного (с применением раз-личных технических средств) обучения и воссоздание реальных жизненных ситуаций, связанных с решением актуальных практических задач. Кроме того, участники имеют возможность получать советы и отзывы от коллег, инструкторов и наставников.
  • Расширение горизонтов. Учебные планы постоянно обновляются с учетом передового опыта и новых идей, заимствуемых из других организаций. Разработчики учебных планов стремятся расширять использование внешних источников знаний, например приглашая внештатных инструкторов. Задача состоит в том, чтобы стимулировать поиск и использование новых идей, а также не упустить из виду вопросы, важные для будущего развития компании.
  • Поддержка со стороны руководства. Эффективная структура управления предполагает контроль и, что особенно важно, ощутимую поддержку со стороны высшего руководства компании.
  • Оценка результатов. Коммерческий эффект от реализации программ получает четкую оценку с использованием показателей для выявления лидеров и отстающих.

Новые форматы обучения

Вне зависимости от того, где именно реализуются учебные программы - в официальной корпоративной академии или в какой-либо другой структуре, - их разработчики должны в полной мере использовать возможности, предоставляемые современными технологиями. В области развития и закрепления навыков ряд преимуществ имеют программы дистанционного обучения по интернету. Платформы дистанционного обучения работают круглосуточно, что позволяет сотрудникам выбирать удобное время для занятий. В программах могут одновременно принимать участие сотрудники всех подразделений компании. Учебные курсы легко адаптируются к уровню знаний каждого сотрудника и помогают закрепить навыки, усвоенные с использованием других каналов. Темпы и порядок прохождения учебной программы также можно скорректировать в соответствии с индивидуальными потребностями. В совокупности эти качества позволяют ускорить, расширить, углубить распространение необходимых навыков и знаний внутри организации, сократив при этом затраты на обучение.

Программы сертификации

Программы сертификации означают публичное признание успехов сотрудников, прошедших необходимый курс обучения или повышения квалификации. Такие программы хорошо себя зарекомендовали как один из способов повысить энтузиазм персонала и поддержать реализуемые проекты по развитию навыков. Почетные грамоты в рамках, настольные сувениры и другие видимые знаки отличия, означающие успешное прохождение учебных программ, становятся законным предметом гордости для своих владельцев и напоминают их коллегам о том, к чему следует стремиться. Кроме того, адаптированные программы сертификации помогают упрочить положение и репутацию лидеров преобразований и создать эффективное внутрикорпоративное сообщество по проведению преобразований.

Непрерывное совершенствование. Наша эпоха отличается беспрецедентными темпами развития знаний, и, чтобы не отставать от прогресса, компании должны постоянно пересматривать и обновлять свои навыки. Чтобы не отстать от конкурентов - и опередить их, - организации должны постоянно обновлять свои корпоративные навыки и прогнозировать будущие потребности, особенно в странах Азии, развивающихся невиданными темпами.

На внутрикорпоративном уровне решению этой задачи способствуют сообщества специалистов, но компаниям не следует игнорировать инновационные разработки, появляющиеся в других организациях. Конференции, ассоциации и другие внешние сообщества коллег, занимающихся практической или преподавательской деятельностью в одних и тех же областях либо работающих над решением одинаковых проблем, могут стать ценным источником информации. Они также служат основой для создания компетентных экспертных советов с целью оценки новых идей, а проводимые в их рамках коллективные мероприятия помогают вдохнуть новую жизнь в работу.

Под функциональными навыками обычно понимается умение сотрудника оперировать концепциями и понятиями, которые ему необходимо знать для выполнения своих функциональных обязанностей, - например, умение читать кривую затрат или каскадную диаграмму цен; технические навыки - это, как правило, знание различных инструментов и технологий и способность применять их на практике.

John Whitmore. Coaching for Performance: Growing People, Performance and Purpose. Nicholas Brealey Publishing, 2002.

What successful transformations share: McKinsey Global Survey results // McKinsey Quarterly, March 2010.

Стивен Беэр (Stephen Bear) - старший партнер McKinsey, Торонто
Томас Кох (Dr. Tomas Koch) - старший партнер McKinsey, Сеул
Надежда Южанникова - младший партнер McKinsey, Москва

Подумайте вот о чем: все, что бы мы ни начинали делать, начинается с мысли.

Любое дело, слово, творение рук наших начинает существовать в нашем воображении. Способность рисовать в воображении то, чему предстоит свершиться, это способность, которая позволяет нам реализовывать наши мечты, достигать поставленных целей.

Чем лучше мы визуализируем желаемое будущее, тем больше у нас шансов воплотить его в реальность.

Тренировка ума есть тренировка тела. Наш мозг не видит разницы между реальным действием и воображаемым. Исследования четко показали, что процесс обдумывания какого-либо действия, - даже если ваше тело находится в это время в состоянии покоя, - активизирует те же нервные узлы, что и при реальном выполнении того же действия.

Чтобы представить это, возьмите кусок веревки, отпустите один конец и раскачайте его. Затем остановите движение и постарайтесь держать руку неподвижно, чтобы веревка не раскачивалась совсем. После этого мысленно представьте себе, что вы раскручиваете веревку круговыми движениями. Скорее всего, веревка начнет раскачиваться, хотя бы медленно.

Приятно думать, что: тренировка ума развивает практически все наши умения и приближает нас к намеченным целям .

Например, многие психологи рекомендуют упражнения для ума для развития всех сторон жизни в целом. Обычно это связано с работой или социальной сферой: чтобы повысить уверенность в себе, устранить трудности в процессе важной встречи или даже создать благоприятные условия для свидания.

Спортсменам высокого класса также рекомендуется использовать визуализацию для совершенствования техники, повышения мотивации, энергии. При опросе олимпийских золотых медалистов выяснилось, что многие из них используют технику визуализации не только для улучшения исполнительского мастерства, но и для выработки чувства, испытываемого в момент награждения .

5 прикладных техник визуализации
Как мы развиваем и применяем мощную технику визуализации?
Здесь я представляю 5 основных упражнений в порядке возрастания сложности. Приступайте к следующему только после того, как основательно отработаете предыдущее. Не торопитесь, потратьте на каждое упражнение столько дней, сколько потребуется, чтобы довести данный навык до совершенства.

1-е упражнение

Возьмите фотографию и тщательно изучите ее. Запомните как можно больше деталей. Затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести изображение в памяти. Вспоминайте как можно больше цветов, птичек в небе, морщинок на коже - чего бы там ни было изображено. При необходимости откройте глаза и постарайтесь запомнить еще больше деталей. Помните, что это не тест: тренируйтесь, пока не научитесь делать это действительно хорошо.

2-е упражнение

Для второго упражнения нам потребуются три измерения: возьмите небольшой предмет – ручку или ключ. Исследуйте его и снова запоминайте как можно больше деталей. Продолжайте упражняться столько времени, сколько потребуется.
Теперь закройте глаза и представьте мысленно этот предмет. Проблема будет в том, что вы должны научиться «вращать» предмет в своем воображении. Постарайтесь мысленно «увидеть» каждую деталь, но с разных ракурсов. Когда почувствуете себя уверенно при выполнении этого задания, начинайте мысленно перемещать этот предмет. Мысленно «положите» его на воображаемый стол. «Направьте» на него яркий свет, представьте пляшущие тени, отбрасываемые этим предметом.

3-е упражнение

Это упражнение основано на предыдущем и может представлять сложность для одних людей, тогда как другим покажется достаточно легким. На этот раз попытайтесь воспроизвести в памяти свой объект, но с открытыми глазами.

Попытайтесь увидеть его в реальном мире, прямо перед собой. И снова перемещайте его, вращайте, играйте с ним. Наблюдайте, как он взаимодействует с другими объектами в вашем окружении. Представьте его, лежащим перед вами на клавиатуре, отбрасывающим тень на компьютерную мышь или мысленно перебросьте его через чашку с кофе.

4-е упражнение

Здесь начинается самое интересное. На этот раз вы помещаете в воображаемую картинку самого себя . Представьте себе самое любимое место. Я предпочитаю представлять свой любимый пляж. Теперь представьте в этом месте себя. Важно, чтобы вы находились мысленно в этом месте, а не просто представляли себе его.

Далее представляйте себе другие места, одно за другим. Что вы слышите? Слышите шуршание листьев, разговоры людей? Как насчет ощущений? Чувствуете ли вы песок, на котором стоите? А запахи? Можете ли вы представить, как вы едите мороженое, и оно проскальзывает вам в горло?

Опять же, убедитесь, что вы находитесь мысленно в этом месте, а не просто думаете о нем. Научитесь делать ваше изображение как можно более стабильным, живым, детальным.

5-е упражнение

В последнем упражнении учимся делать изображение еще более живым. Воспроизведите мысленно изображение. Теперь начинайте двигаться в нем, взаимодействуйте с деталями окружения. Поднимите камень. Посидите на лавочке. Пройдите по воде. Поваляйтесь по песку.

Затем включите в изображение кого-нибудь еще. Пусть это будет ваш возлюбленный. Танцуйте с ним (с ней). Или представьте своего друга. Беседуйте с ним (с ней). Представляйте, как он (она) улыбается во время разговора.

Представляйте, как он (она) игриво похлопывает вас по плечу. Какие ощущения?

Детали и реализм
Мы придаем значение деталям и реализму по одной простой причине, - практика не может быть совершенной. А как вы, должно быть, слышали, только совершенная практика приводит к совершенству.

Если бы я попросил вас представить себе, как вы добиваетесь желаемой цели - будь это успешная деловая встреча, романтическое свидание, спортивное выступление, - вы, наверное, немедленно вообразили бы себя в этой ситуации в лучшем виде. Вы круто выглядите, легко одерживаете победу, и все в вас незамедлительно влюбляются. Это все хорошо, и может повысить мотивацию, но, если вы попытаетесь резко, без подготовки воплотить это в реальность, вы потерпите неудачу.

Реализм – самая важная сторона визуализации. Солдаты тренируются в таком же снаряжении, которое будут использовать в бою. Никто не научится боевым навыкам, играя в компьютерные игры.

То же касается умственных тренировок. Все должно быть как можно более реалистичным. Я боксер-любитель, и всегда использовал метод визуализации для помощи в тренировках. Мое первое ментальное «кино» было представление самого себя, действующего на ринге как Мухаммед Али. Но реальность меня отрезвила, - когда я впервые встретился с живым оппонентом.

Оказалось, мои мысленные образы до этого были лишь фантазиями - построением воздушных замков. Я просто попусту тратил время.

Но когда я начал заниматься визуализацией соответствующим образом, я понял, что даже мысленно повторяю свои обычные ошибки. Сердце сильно билось, кулаки сжимались, я чувствовал себя одолеваемым страхом. И это все в то время, как я просто сидел на диване!

Означало ли это поражение? Нет, это означало прогресс. С тех пор мои мысленные тренировки стали работать на меня. Потому что я перенес на «ментальный ринг» все свои недостатки и страхи, а все успехи, которых я там достиг, я переносил в реальный мир.

Применение визуализации к вашим целям
Что делать, если речь идет не о физических навыках? Что, если ваша цель - деньги, новая карьера или романтические выходные?

Метод визуализации в таких случаях применяется точно так же. Вот несколько советов по применению визуализации для достижения своих целей:

1. Концентрируйтесь на позитиве
Распространенная ошибка – концентрация на том, что является противоположностью вашим целям. Когда я хотел сбросить лишний вес, я представлял себя с пузом на всю комнату, и думал, что это зрелище будет стимулировать меня похудеть. Но это было ошибкой: представляя себя толстым, я и оставался толстым. Надо было представлять такой живот, который я хотел бы иметь в итоге.

2. Имейте, а не просто желайте
Думайте о том, чего вы на самом деле хотите. Дальше: имеете ли вы это? Вероятно, нет. Чаще всего, желание противоположно обладанию. Итак, визуализируя, не представляйте, что вы хотите этого, представляйте, что вы это уже имеете.

3. Будьте настойчивы
Вам придется много поработать над достижением цели. Ваше сознание – это мускулы, также как и ваше тело. Успешные бодибилдеры не достигли своего успеха, тренируясь 2 минуты в день. Они тяжко трудились для этого. Сделайте свою цель страстью, манией, смыслом жизни.

4. Будьте конкретны
Многие люди имеют довольно расплывчатые цели. Они смутно представляют, насколько они хотели бы быть богаты или как славно хотели бы попутешествовать. Куда? О, я никогда об этом не думал. Это все равно как сеть в машину, имея смутное желание купить… что-нибудь. Ведь вы же не будете себя так вести, верно?

Вы имеете конкретную цель: Я иду в супермаркет, чтобы купить шампунь и зубную пасту. Так же и с вашими жизненными целями. Детализируйте их максимально: конкретное количество денег, конкретный результат встречи, каковой бы она ни была.

Визуализация – очень мощный инструмент для достижения целей.

15 полезных навыков, которые стоит освоить в молодости

Основатель и директор "Youth Consulting", работавший с Coca-Cola, Pepsico и Microsoft, и главный редактор блога о личностном росте "Zero To Skill" Здравко Цвийетич написал статью о том, какие полезные навыки каждому из нас стоило бы приобрести чем раньше, тем лучше. Мы перевели материал и выбрали ключевые пункты, сохранив необычный авторский стиль.

Супер Марио. Маленький усатый водопроводчик, без которого мое детство не было бы таким счастливым. Я готов был часами помогать этому доброму малому спасать принцессу от компании плохих парней. Если вы тоже играли в «Марио», то, конечно, не могли не заметить, как трудно было переходить с уровня на уровень без достаточного количества грибов - тех, что помогали стать больше и наделяли героя полезными умениями вроде кидания огненных шаров. Так вот, наша жизнь как игра. Игра в Марио-водопроводчика. В жизни вы - Марио. И вам нужно найти свои «грибы», которые помогут расти, совершенствоваться, переходить от уровня к уровню, развиваться как личность и как профессионал. Когда я прошу моих читателей назвать причину, которая мешает им осваивать новые навыки, я получаю много разных ответов. Один из них особенно хорошо показывает, через что проходит, пожалуй, каждый из нас: «Вокруг слишком много всего, что можно изучать. Слишком большой выбор… А время ограниченно». Эта мысль подтолкнула меня к созданию данной статьи. Общаясь с людьми и анализируя собственный опыт, я провел небольшое исследование, и вот что получилось. 15 ценных навыков, которые помогут вам стать успешнее и развиваться динамичнее. Чем раньше вы их приобретете, тем лучше.

1. Поиск собственной философии

Внутренний компас сообщает нам о том, все ли идет по плану или же что-то пошло не так. Но мало это чувствовать - нужно трезво оценивать ситуацию в соответствии с вашей собственной системой ценностей. Чтобы определить эту систему ценностей, спросите себя: «Что я ценю в _______ (работе, отношениях, дружбе, жизни и так далее)?» Перечисленный набор будет системой ваших ценностных координат. Затем спросите себя: «Что хорошего и что плохого я вижу в этом мире?» Как только вы сосредоточитесь на хорошем, «О черт, опять понедельник…» чудесным образом превратится в «О да, понедельник! Начнем?». Чувствуете разницу?

2. Поиск своего призвания

Нет, я не считаю, что все мы пришли на эту землю с каким-то великим предназначением. Но я уверен, что жизнь дает нам возможность узнать, в чем мы сильны и чем нам нравится заниматься. Ваше призвание - это ваши таланты (в чем вы особенно хороши?), ваша страсть (что вы действительно любите делать?) и возможности вокруг вас. Осмотритесь - и вы обязательно найдете то, что ищете.

3. Постановка целей

В 1979 году на одной из лекций гарвардской программы MBA студентам задали вопрос: «Есть ли у вас четко прописанные цели на будущее и планы по их достижению?» Только 3 % студентов ответили, что у них были прописанные цели и планы. Еще 13 % признались, что у них есть цели, но не в письменной форме. Подавляющее большинство, 84 %, не имели четких целей вообще. Десять лет спустя выпускников снова собрали вместе. Им задали вопрос о том, сколько они зарабатывают, и обнаружилось невероятное. 13 % выпускников, у которых были цели, зарабатывали в среднем в два раза больше, чем те 84 %, у которых целей не было. А те 3 %, чьи цели были четко сформулированы десять лет назад, зарабатывали в десять раз больше, чем остальные 97 % вместе взятые! Цели работают как объектив фотокамеры. Если вы правильно наводите фокус, вы получаете четкую картину. Если фокус не наведен, изображение получится размытым.

4. Визуализация

Постановка целей - это то, что вы можете сделать сознательно. Ваш мозг прекрасно справляется с генерацией идей и их обдумыванием, но он бессилен, когда дело доходит до их претворения в жизнь, потому что постоянно отвлекается на различные внешние события. Подсознание работает иначе: оно способно увидеть полную картину. Когда сознательное и бессознательное идут рука об руку, они помогают вам достигать ваших целей. Визуализация лучше всего работает сразу после пробуждения и за несколько минут до сна. Представляя мельчайшие детали, ощущения и эмоции так, как если бы вы уже достигли вашей цели, вы заставляете себя поверить в то, что достичь цели в принципе возможно. Но будьте осторожны! Это не закон притяжения, который гласит, что достаточно представить себе «Феррари», и назавтра новенькая машина будет ждать вас под окном. Это так не работает. Визуализация - только одна сторона монеты. Упорный труд и преданность делу - вторая ее сторона.

5. Формирование привычек

Под привычками мы часто подразумеваем что-то негативное, поэтому полезные привычки я предпочитаю называть личными ритуалами. Когда я думаю о том, что я ДОЛЖЕН пойти в тренажерный зал, это дается мне трудно. Но когда я думаю о том, что я здоровый человек, а поход в зал - важная часть жизни любого здорового человека, становится легче. Попробуйте!

6. Здоровый образ жизни

Все хотят быть здоровыми. Правильно? Для меня, например, цель - не просто быть здоровым, но и иметь достаточно энергии. Плюс хорошо выглядеть.

Пример. В течение 11 лет я занимался футболом, а потом забросил это дело. Мой вес вырос с 65 до 86 килограмм меньше чем за 9 месяцев. Я стал толстяком. Для любого, кто когда-то мог похвастаться отличным прессом, это неприятно. Поэтому я решил сделать две вещи:

  • найти подходящий рацион питания, который помог бы мне вернуться к нормальному весу, и придерживаться его;
  • в дополнение к питанию регулярно заниматься спортом.

Около пары лет ушло у меня на то, чтобы найти подходящий рацион и спортивные занятия по душе. Зато сейчас я доволен своим телом, здоров и энергичен в течение дня.

7. Искусство учиться

Я уверен, что это один из ключевых навыков в списке. Все, что мы собой представляем, и все, чего мы достигли - все это стало возможным благодаря нашей способности учиться. Люди, которые достигли высот, - это всего лишь люди, которые умеют быстро и эффективно осваивать новые навыки и применять их там, где это требуется.

8. Поиск и фильтрация информации

Все мы перегружены информацией. Куда бы вы ни шли, вы везде будете натыкаться на потоки информации, которые постоянно будут отвлекать вас от ваших целей. Тратьте время, проведенное в интернете, с умом.

9. Тайм-менеджмент и продуктивность

Я постоянно думаю о времени, ведь это единственный ресурс, который нам никогда не возобновить. Где взять больше времени? Оптимизируйте время сна. Возможно, чтобы чувствовать себя здоровым, вместо стандартных девяти часов вам достаточно семи или восьми. Проверьте! Как использовать время более эффективно?

  • С пользой проводите так называемое «мертвое» время (за компьютером или перед телевизором).
  • Сосредоточьтесь на делах с высокой отдачей (помните о правиле 80/20: 20 % задач приносят 80 % результата).
  • Фокусируйтесь на том, что поможет вам расти (чтение, общение с вдохновляющими людьми, работа над целями).​

10. Искусство медитации

Мы постоянно работаем, взаимодействуем с людьми, тратим изрядное количество времени на интернет. Иногда необходимо остановиться, расслабиться и насладиться временем, проведенным наедине с собой. Здесь нет правил. Медитируйте так, как вам удобно. Две минуты, пятнадцать минут, сидя, лежа, думая или, наоборот, уходя от мыслей… Найдите то, что подходит именно вам, и постоянно практикуйте это.

11. Записи с удовольствием

Вы не обязаны становиться писателем. Просто заведите традицию записывать свои мысли на бумаге. Множество невероятных идей только того и ждут, чтобы воплотиться в жизнь через чернила.

12. Публичные выступления

Это, пожалуй, один из самых полезных навыков, которые мне удалось приобрести и развить. Опять же, вам не нужно быть профессиональным оратором. Но стоит научиться заявлять о своих идеях. Существует масса техник и советов, но есть золотое правило: «Люди не знают, о чем вы будете говорить». Так что вперед! Расскажите историю или поделитесь идеей. И то и другое может изменить чью-то жизнь.

13. Умение сказать НЕТ

Иногда нам необходимо говорить НЕТ. Посмотрите на эту ситуацию с необычной стороны: «Вы не говорите НЕТ другим. Вы говорите ДА себе и тому, что важно для вас». Из двух вариантов всегда старайтесь выбирать то, что любите.

14. Как создать собственный бренд

Личностный рост - одна из главных целей в моей жизни. Любопытно: все, что я делал, так или иначе оказывалось связано с этой темой. Моя степень в сфере образования для взрослых, моя работа в академии Mindvalley в качестве директора по обучению, запуск блога (Zero to Skill) - все, чтобы помогать людям быстрее учиться и приобретать полезные навыки. Люди часто говорят обо мне, будто я помешан на обучении. Это лишний раз показывает, как ценности (в данном случае личностный рост) могут влиять на вашу жизнь и указывать путь. Чтобы создать свой бренд, потребуется совсем немного: просто займитесь развитием ваших сильных качеств и отпустите их в большое плавание.

15. Как управлять личными финансами

Здесь все просто. Правило #1: Тратьте меньше, чем зарабатываете.
Правило #2: Найдите дополнительный источник дохода (по возможности пассивный).
Правило #3: Инвестируйте в активы (в то, что приносит доход).

И напоследок

Получилось много. И если вы все еще читаете это, мои поздравления! Рост - не пустые слова для вас.
Вы, должно быть, задумались: а с чего начать?
Выберите один из пунктов и начните. На что-то уйдет несколько часов, на что-то - гораздо больше времени. Но помните, что освоение хотя бы одного из этих навыков поможет вам шагнуть на новую ступень и принесет впечатляющие результаты в каждой сфере вашей жизни.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

Сам термин «абстрагирование» происходит от латинского слова «abstractio» - исключение, отделение. То есть, абстрагируясь, мы как бы отделяемся от внешнего мира, не позволяя мешающим факторам каким-либо образом повлиять на нашу работоспособность. Отвлекающими факторами могут быть не только громкие звуки и разговоры других людей, ими могут быть и наши собственные мысли и негативные эмоции. Человек без подобного навыка постоянно раздражен. Его может вывести из себя не только классический случай шумного ремонта у соседей в выходной день, но и какие-то ситуации, которые конкретно к этому человеку не имеют никакого отношения. Такой человек имеет трудности в работе и учёбе, так как не может абстрагироваться от своих домашних проблем, или, наоборот, блаженных мыслей о наступающем отпуске. В межличностных отношениях тоже может быть невнимательным, потому что не умеет слушать собеседника, концентрируясь на собственных чувствах и мыслях.

Как развить навык абстрагирования

Непроизвольно абстрагироваться от внешнего мира может каждый. Даже когда во время лекции вы думаете о том, какой аппетитный бутерброд ждёт вас дома, это уже абстрагирование. Но насколько оно продуктивно? Чаще всего оно связано с ленью и нежеланием в данный момент работать. Но можно этот навык развивать, направить в другую сторону и заставить работать на себя.

Самое важное - умение абстрагироваться от негативных эмоций. Прежде всего, нужно стараться поменять свой взгляд на мир: не все люди идеальны, не все обстоятельства благоприятны, не всегда можно избежать ошибок. Примите то, что никто не может быть абсолютно совершенным. Стремитесь видеть во всём положительные стороны и выгоду для себя. Любые ошибки и ссоры дарят нам самое ценное: жизненный опыт. Даже негативные моменты меняют вас в лучшую сторону, если это осознавать. Принимайте жизнь такой, какая она есть, наслаждайтесь ей.

У многих людей есть очень вредная привычка: даже в спокойной обстановке человек терзает себя мыслями о плохом, о том, что когда-то давно случилось или о том, что может в жизни пойти не так. Важно это осознать, потому что такие мысли давят на нашу психику, они переживаются как реальные трагические события, истощая нас. А уже существующие проблемы старайтесь не усложнять. Не раздувайте мелочные проблемы до размеров слона. Часто мы терзаем себя проблемами, которые при должном осознании и проблемой не являются.

Чтобы быть продуктивным в работе и учебе, нужно прежде всего найти для себя цели и мотивы этих занятий. Зачем вы пришли на лекцию? Чтобы вам не поставили очередной пропуск? Так почему бы, раз вы уже пришли, не провести это время с пользой для своего развития? Если вам неинтересна тема лекции, попробуйте превратить её в своего рода игру. Слушайте внимательно, отыскивая только интересные и удивительные для вас моменты. Подумайте, как этот предмет может пригодиться вам в жизни.

Если вас очень раздражают громкие звуки, шум или разговоры в общественном транспорте, вам необходимо сохранять позитивный настрой и стараться сконцентрировать своё внимание на чём-то другом. Очень важна именно осознанность ваших мыслей. Например, вам неприятна дама, громко разговаривающая по телефону за соседней кассой в магазине. Прежде всего спросите себя, чем же она вас раздражает? Может, вы придаёте этому слишком большое значение, только усугубляя раздражение? Магазин - это место само по себе не очень тихое, но когда вы обращаете внимание на конкретный шум, вы как будто подставляете ему микрофон, он будет для вас сильнее и громче, чем есть на самом деле. Попытайтесь убрать этот мысленный микрофон от раздражающего объекта и концентрироваться на чём-то другом. Например, на том, какие вкусные блюда получатся из купленных вами продуктов. В конце концов, можно применить методы медитации: дышите глубоко и медленно, фокусируйтесь на своём дыхании, выдыхайте негативные мысли.



Вверх