Иайдо — искусство мгновенного удара катаной. Упражнение с катаной. Путь самурая

Существуют две главные системы боя на мечах Японии: “Кенджутсу” и “Яйджитсу”. Через эти две системы все искусство владения японским мечом можно понять и охватить одним взглядом. Кенджутсу является агрессивным стилем, содержащим семь основных техник, четыре для длинного меча и три для короткого. В кенджутсу мало фехтовальных элементов, большое место уделяется выбору уязвимого участка противника и нанесения решающего удара (или серии ударов), ведущего к летальному исходу. Меч принято держать двумя руками, но существует и техника фехтования двумя мечами (малым и большим) одновременно – так называемое “рёто-дзукай”.

В технику боя мечом входят также и всевозможные техники работы против других видов оружия, таких как другие виды мечей, алебарды, палки, копья и проч. Легендарный Миямото Мисаси ввел в тренировочный процесс деревянный меч “боккен” - точную копию настоящего меча из твердой древесины. Впрочем, н такой меч мог привести не только к серьезной травме, но и к смерти при неосторожном ударе. Поскольку тренировки велись в условиях максимально приближенных к схватке, то такие тренировки были опасны, пока знаменитый мастер Оно Тадаки не ввел употребление на тренировках защитных доспехов - шлема, забрала, нагрудника и проч., а также облегченного бамбукового меча - “синая”. Синай состоит из перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Вес этого учебного оружия около полутора кг., а длина - чуть меньше метра. Параллельно с контактными методами тренировки развивалось искусство “кенджутсу ката” - формальных упражнений - объединившее безопасные методы тренировки и отшлифовывавшее движения. В ката использовались настоящие мечи, и мастера демонстрировали высокую технику владения, разрубая на лету стрекозу или перерубая волос.

Существует также мастерство работы с завязанными глазами, в котором используется “внутреннее виденье”, единицы могли работать с завязанными глазами будто с развязанными. Постепенно кенджутсу трансформировалось в кен-до, где “до” символизирует “путь”, “искусство” и означает окончательный поворот от жестокого прикладного искусства к спортивно-духовному началу.

Другой веткой японского искусства фехтования является “яйджитсу” - “искусство мобилизации разума”. Это искусство воспитывало навыки мгновенной концентрации при переходе от пассивного, расслабленного состояния и стремительной атаке. Легенда гласит, что юноша Ходзе Дзинсуке, мечтая отомстить выдающемуся мастеру фехтования, убившему его отца, нашел уникальный путь к победе. Он понимал, что обычный поединок с первым фехтовальщиком Японии равносилен самоубийству. После долгих размышлении он пришел к выводу, что единственной возможностью выполнить задуманное не прибегая к убийству из-за угла, было успеть вынуть меч из ножен и нанести решающий удар до того, как это сделает противник - опередить его на первом этапе, пока он будет извлекать меч из ношен. В течение трех долгих лет оттачивал молодой самурай свое мастерство, единственное движение - обнажение меча, доводя его до немыслимой быстроты. И его расчет оказался правильным - пальцы врага еще только коснулись рукояти меча, а он уже упал, разрубленный быстрым ударом. По сегодняшний день мастери яйджитсу могут разрубить надвое падающую каплю воды и вложить меч в ножны до того, как обе половники капли коснутся земли. Существует много школ этого направления, но все они объединялись общими требованиями - быстрота, неожиданность, четкость исполнении.

В яйджитсу весь расчет строится на одном, от силы двух ударах. Поединок начинается из положения сидя на коленях, воин должен молниеносным, почти невидимым движением выхватить меч и атаковать, при этом он может даже резко подпрыгнуть с колеи вверх н нанести удар и прыжке. Скорость должна быть такой, чтобы противник не успел опомниться н уклониться в сторону. Такое искусство требовало исключительной физической, психической и духовной подготовки. Традиционно считается, что искусство яйджитсу носит оборонительный характер, и в тренировке значительное внимание уделяется ментальному тренингу. Однако, часть мастеров были сторонниками первого, упреждающего удара, который не оставляет шансов противнику. “Разить прежде чем поразят тебя” - таков принцип применения яйджитсу и практическом поединке.

В настоящее время все школы яйджитсу объединены в единой федерации кен-до, которое сохранилось как национальный вид спорта и способ физического воспитания.

Подбор меча

· Меч должен быть длиной от пола до хара кэндо – до груди).

· Рукоять меча (цука ) должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба ).

· Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза ), короткая – для удара с большой дистанции (маай ).

· Меч (бокэн , иайто , синай , катана ) должен быть отцентрован . Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия. Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы .

Как держать меч

· правая рука перед цуба (у лезвия);

· левая рука за конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);

· расстояние между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);

· правая рука направляет [ и останавливает ] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь», вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;

· кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);

· направление меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука , куби ) – от хара ;

· рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;

· блоки делать жёстко: <Ха-а! >

Осанка, перемещение , удары

Осанка

· затылок, шея спина – на одной прямой;

· голова поднята, но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны ); взгляд открытый;

· не нагибать корпус вперёд;

· зад не оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари );

· на лице – «поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).

Перемещение (основа основ, второй урок)

· параллельно полу; голова на одном уровне ;

· плечи не перекашивать;

· осанка вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет ); следить за центром тяжести (хара );

· передняя стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях) ; задняя перпендикулярна и ее середина на линии передней;

· передняя голень перпендикулярна полу .

Удары

· Сила удара складывается из:

§ инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы - тандэна );

§ момента инерции при закрутке бедер;

§ момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);

§ толчка правой рукой?

· Кроме суммы сил и их взаимной согласованности (перетекания) , на эффективность удара влияет:

§ первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты );

§ крепкий и правильный хват , что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;

§ ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;

§ правильный и мощный киай в момент удара.

· удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) - поэтому делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой .

· большинство ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом ;

· при ударе – ноги в плоскости удара ; передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;

· начинать мечом, затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение тела).


Советы учителя, чёрных поясов, с тарших ученик ов

Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова . Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу , а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.

Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).

Воля

· Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове, будока не прекращает тренировки.]

· Что это за поза уставшего бойца? Где киай, где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи . Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на собственный дух . Ни рукой о колено (особенно в иай-госи , где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки. Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй ) – очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все движения начнут получаться . Выправка придает движениям не только чёткость и экономность, но и достоинство , что, кстати, хорошо видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй .]

· Ленивые умирают . [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J .]

· Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно . [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.]

· Враг должен трепетать . [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J . Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]

Стратегия

· Не дадим противнику ни малейшего шанса ! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]

· Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку . [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]

· Все лишнее обрубается . [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]

· Вы с противником должны быть как «на верёвочке» . [Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли .]

Сознание

· Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой . [В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне ]

· Дзансин, киай . Киай , дзансин . [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]

· Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее - торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а - что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» - звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати, Тоо – не киай , а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом .]

Динамика

· Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён . [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно. ]

· Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми ), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне .

· Меч, тело. Тело, меч . [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]

· Голову не так легко срубить, как кажется . [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]


Для чего и как практиковать ката < new >

Здесь приведены инструкции нашего учителя С. В. Лукъянова, советы других мастеров и мои мнения о практике формальных комплексов – ката .

Вот что говорит о ката Антон Ларин – автор книги «Кобудо: Искусство работы с традиционным японским холодным оружием»:

«Ката – это формальная техника, включающая последовательный набор блокирующих и атакующих техник против воображаемого противника (ов). [Боевой танец.]

Но даже многие люди, достигшие чёрного пояса, не понимают сути ката. В среде же японских единоборцев титул победителя соревнований по ката ценится выше чем по кумитэ . Японцы говорят: «Мы изучаем ката, чтобы иметь хорошие кондиции в кумитэ, и практикуем кумитэ, чтобы лучше понимать ката».

Ката есть квинтэссенция боевых искусств . В них собраны вся мудрость, секреты и тайные знания. Без мастера раскрыть информацию, заложенную в ката, почти невозможно. Любая даже простенькая ката состоит из нескольких уровней освоения (до 5).

Это стройная, продуманная и сбалансированная система. Процессы, происходящие в позвоночнике во время выполнения ката, сходны с происходящими при мануальном сеансе. И так же опасны.

Если в демонстрации отсутствует чётко выраженный темпо-ритм, она не признается корректной, ибо показывает отсутствие понимания.Паузы должны быть «мертвыми» - ни корпус, ни оружие не должны колебаться. А вот техника передвижений, блоков и ударов – должна быть резкой и быстрой.

Поговорка мастеров: «Хито-ката сан-нэн» – Одно ката – три года!»

Наш учитель говорит, что основная задача практики ката Омотэ (у нас 2-3 года, в Японии – 3-5 лет) – это научится чувствовать дистанцию [и, как следствие – правильные повороты ]. В Китае ката (таолу) переводятся как «шаги». Т.е., нужно научиться передвигаться – правильно и в нужное место.

Кроме того, во время ката отрабатывается множество других навыков (если практиковать с правильным настроем): ощущение цели, опыт видов атак и защит, интуитивность, качество движений тела, расслабленность и спокойствие в сочетании с молниеносностью и напором, равновесие и осанка, наконец, дыхание.

Во время ката я рекомендую иметь следующие концентрации (работайте хотя бы с одной, в идеале – со всеми):

· Концентрация на цели

· Концентрация на центре противоборства

· Концентрация на своём тандэне, на плавности и расслабленности движений

· …

Наверняка, глядя фильмы про гордых самураев и стремительных нинзя, вам хотелось попробовать себя в фехтовании катаной? Действительно этот меч окружен славой и легендами!

Он известен с конца XIV века как традиционной оружие самураев.















Техническая справка:

Длинна катаны: от 60 см

Вес: 1100-1200 грамм

По типу хвата катана относится к полуторным мечам: в основном используется двуручный хват но возможен и одноручный.

При изготовлении используются минимум два сорта стали: вязкий для основания и твердый для режущей поверхности.

Клинок слегка изогнут чтобы увеличить площадь режущей поверхности(изгиб клинка характерен для многих мечей в том числе шашка, сабля и пр.)

В России доступны для изучения несколько направлений:

Кендо — фехтование на мечах, контактный вид спорта с партнером.

Иайдо- практика мгновенного извлечения меча из ножен с последующим нанесением удара.

Тамэсигири — разрубание предметов мечем.

Как правило все вышеперечисленные направления в России практикуются и преподаются как Кендо.

Кендо (путь меча) - японское воинское искусство, основанное на приемах владения самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю, которая насчитывает много сотен лет. С момента зарождения и до второй половины 19 века в Японии применялось боевое оружие, позже были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. Подобное снаряжение используется в Кендо и в наши дни.

В настоящее время Кендо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по Кендо. С 1998 года в международных соревнованиях принимает Русская Федерация Кендо, основанная в этом же, 1989 году, и входящая в состав Всемирной (FIK) и Европейской (EKF) федераций кендо. В 2010 году Русская Федерация Кендо переименовывается и регистрируется как Российская федерация Кендо, Иаидо и Дзёдо, одновременно Кендо приобретает в России статус вида спорта.










Изучение подобного искусства подразумевает не только физическое но и духовное развитие.

Согласно положениям AJKF (всеяпонской федерации Кендо) озвучивается следующая концепция: Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо?

Для соединения воедино тела и духа,

Развития сильного и решительного духа,

И посредством правильных и упорных тренировок

Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,

Уважать человеческое достоинство и честь,

Искренне общаться с другими людьми,

Всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

Любить свою страну и общество,

Способствовать развитию культуры,

И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Кендо можно заниматься всем, независимо от пола и возраста. Регулярные занятия позволяют повысить не только силу мышц и выносливость тела, но также

Научиться снимать стресс;

Сделать осанку и походку красивой;

Нормализовать вес;

Поправить здоровье.

Приходите в кендо и вы научитесь побеждать испуг и страх, сомнение и неуверенность в себе, быстро и правильно принимать решение, быть наблюдательными, без потерь выходить из сложной ситуации и уметь ее предвидеть.

Узнать адрес клуба Кендо в вашем городе и другую полезную информацию вы можете на сайте Российской Федерации Кендо:

Также вам полезен будет сайт о катанах:

Раз уж мы сегодня говорим о самурайских мечах то нужно также сказать несколько слов про кодекс самураев – Бусидо.

Бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в книге «Начальные основы воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

* Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

* К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

* Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

* Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

* В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

* Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.

* Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

* На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

* Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

* Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

* Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

* Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

* Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

* Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

* Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

* Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

* Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

Также рекомендуем вам еще одни очень хороший трактат: Хага?курэ «Сокрытое в листве - это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо .

Сделай сам! Удар катаной.

Стойка:

Правая нога впереди, стопа развернула прямо, левая – под углом примерно 45 градусов, пятки на одной линии, колени согнуты, вес тела распределен равномерно между ступнями. Спина прямая, плечи опущены, локти чуть согнуты, рукоять меча смотрит в пупок, кончик лезвия – на уровне переносицы противника. Правая рука крепко держит меч под цубой, она отвечает за силу удара, левая – за направление. Для тех, кто не знает – цуба – это пластина между лезвием и рукоятью, защищающая руку. У боккена(это деревянный меч) нет цубы, она условно обозначена переходом лезвия в рукоять. Левая рука находится примерно на ширине кулака от правой, при этом мизинец должен чувствовать край рукояти.

Удар: удар выполняется одновременно с шагом вперед.

Выполнение:

1.Корпус(центр тяжести) начинает двигаться вперед по прямой линии на которой в находятся пятки, одновременно с этим начинаем шаг левой ногой вперед.

2.К моменту когда ноги поравняются должен быть выполнен взмах: вы обеими руками взносите катану над головой так что она уходит за спину.

3.Левая нога становится на намеченное место, завершая шаг(теперь соответственно левая нога смотрит вперед а правая развернута под 45 градусов, пятки по прежнему на одной линии) и одновременно с этим вы наносите удар.

4.После нанесения удара положение меча возвращается в исходное.Соответственно следующий шаг-удар вы совершаете с правой ноги.

Итак, поздравляем! Вы выполнили ваш первый удар катаной и первый боевой шаг. А одна восточная мудрость гласит: «путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Удачи вам на этом пути!

Ваш А.Б.

Фехтование с катаной - бой с мечом для самурая

Во все времена именно катана считалась символом самурая. Катана - чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути, являся коипей катаны. Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезие катаны испорилось бы после нескольких ударов.

Однако именно самурайский меч - катана стала по праву симолом самурая.

Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и яполния вступила в период феодальныхъ смут и междоусобных войн. Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава.

Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к XVI веку отнсится образование старейшей фехтовальной школой Японии - Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному исккуству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю - самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования - нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в
единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу - Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу - то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только осовение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила "Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной - это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент - быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом - это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны...... В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан - позиция с высоко поднятым мечом, Чудан - позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан - с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках однга с другой.

Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основх защиты - верхняя, средняя и нижняя.

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариацийможет быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при ататке - бесчисленное множество.


Основа успешного фехтования катаной - это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси - видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть фехтование с катаной - это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на лице, мимике, жестах.

Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам сплав нового и старого - старых техник фехтования с катаной с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового - приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча - катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей - вакидзаси, и для ножей - танто.

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную таткитку боя - не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и ататку. Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом - катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия и механика доводят его мышечную память до совершенства. разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой.


Одна мышечная память для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок.

Школа фехтования Katana Club постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в Москве с катаной, вакидзаси/мачете, и ноже/танто. Мы открыты для новых приемов и стараемся общаться с другими клубами для обмена опытом и знаниями, создавая в то же время свою, уникальную базу знаний.

Катана применялась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения мечом катаной берут своё начало в XV-XVI веках.

Главная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и основывающихся на нём техник (например иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах - в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, - а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Знаменитый японский мастер меча Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе объясняет её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приёмы эскримы (современное название - Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид - гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо - искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решёткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина.

В Японии до сих пор действуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Катана в средствах массовой информации (СМИ)

Со второй половины XX века романтизация Средневековья, Дальнего и Ближнего Востока и в особенности японской культуры стала набирать бешенную популярность. Контакт с японской культурой на Западе происходит главным образом через аниме, мангу и японский кинематограф; тем самым киношные самурайские поединки и дуэли героев аниме являются основным фундаментом представлений европейцев о Японии, которые воспринимаются часто вообще без всякой критики. В наше время заметна тенденция романтизации японского кузнечного искусства, которая значительно отразилась в научно-популярных документациях, выпускаемых National Geographic, Discovery Channel, History Channel, а так же и в российском популярном формате «Военное Дело».

Известнее всего мнение, которое поддерживается многими специалистами-популяризаторами, которое гласит, будто бы японский меч - абсолютная вершина кузнечного искусства во всей истории человечества. Данное мнение, всё же, не выдерживает никакой археологической, исторической и металлографической критики. Составные японские клинки на самом деле не представляют собой ничего «необычного» или «исключительного», так как археологами обнаружены кельтские клинки V века до н. э. (то есть почти на тысячу лет старше японских), состоящие из разных целенаправленно сваренных сортов стали. Исследования римских гладиусов и римско-германских спат выявили сложные сварные структуры и селективную закалку многих мечей. Например, отдельные римские гладиусы не только оказались селективно закаленными, но и показали твёрдость лезвия до 60 единиц по шкале Роквелла. В особенности сварные клинки раннего Средневековья сделаны на очень высоком уровне мастерства. Это доказывают в первую очередь работы Штефана Медера, который в рамках специального проекта совместно с японскими полировальщиками высших рангов отполировал европейские раннесредневековые клинки (два скрамасакса и одну сварную спату) по японскому методу. Результаты однозначно показывают, что даже скрамасаксы германцев состояли из отлично рафинированной стали, сложенной и прокованной ничуть не меньше, чем японские стальные клинки. Также были обнаружены селективная закалка и как минимум два сорта стали. Это доказывает, что составные клинки из различных сортов стали, методы рафинации и селективная закалка никогда не были чем-то исключительно японским. Ближневосточные и центральноазиатские кузнецы владели всеми этими методами в той же мере, что и их европейские и японские коллеги. Мечи и ножи такого же качества, как и японские, делались в Европе со времён Римской Империи, то есть в то время, когда в Японии только начиналось развитие местной технологии сыродутной печи. С исторической и металлографической точки зрения превосходство японского меча над всеми другими недоказано и является продуктом западной популярной культуры XX века.

Свойства материала

Часто упоминается, что как будто из-за мягкого обуха (сердцевины) и очень твёрдой режущей кромки японские мечи почти не подвержены разрушению и режут с одинаковой эффективностью твёрдую сталь и органические материалы. На самом деле данное мнение появилось под влиянием аниме и романтической интерпретации японских легенд. С точки зрения физики термообработанная сталь в 45-60 единиц Роквелла не может быть разрезана (а не просто сломана) точно такой же сталью. Железо как материал не сравнимо со сталью, поэтому популярные шоу, где катаной рубили мягкие жестяные листы толщиной в полмиллиметра, не являются доказательством. Также полностью отсутствуют исторические источники, подтверждающие способность каких бы то ни было мечей «резать как масло» стальные пластины от 1 мм и выше 30 единиц Роквелла, поэтому данные мнения рассматриваются как чистый продукт кинематографа, фэнтези и романтической литературы. Вместе с этим существует ряд европейских и японских историческо-литературных источников, сообщающих о погнутых, иззубренных и сломанных мечах. Мягкий обух катаны разрешает ей сравнительно легко гнуться в случае «перенапряжения», ибо таким образом ферритная сердцевина амортизирует внутренние напряжения и очень твёрдая мартенситная кромка катаны останется неповреждённой, что и требовалось от японского меча. Этим и объясняются изгибы и зазубрины на оригиналах японских мечей. Существуют также сообщения о использовании меча против твёрдых металлических вещей с плачевными последствиями для клинка. Вышеуказанные свойства катаны (способность гнуться, но не ломаться) являются источником мифа о её «неразрушимости». Сцены из фильмов, аниме и многочисленных компьютерных игр, где герои одним ударом разрезают камни, пластинчатые доспехи и твёрдые металлические предметы без видимого сопротивления материала, являются фантазией, что на фоне пределов прочности железа, камня и стали фундаментально противоречит физике.

Феноменальная острота как исключительное свойство японского меча часто встречается в популярных изданиях о катане. Это свойство чаще всего объясняется чрезвычайно высокой твёрдостью режущей кромки катаны (согласно Х. Танимура 60-65 HRC японской катаны против 50-58 HRC европейских мечей). Здесь ошибка появляется из-за перепутывания остроты и стабильности заточки. Катана может сравнительно долго держать заточку, но не является «самозатачивающейся» - этот миф возник главным образом из-за ошибочного приписывания катане свойств тиглевого булата с карбидными микрозазубринами и недавно обнаруженными микроструктурами. В результате способность меча «резать сталь как масло» или «рассекать в воздухе шёлковые платки» исторически недоказуема. Так часто цитируемая «одновременная твёрдость и упругость» являются не комбинацией взаимоисключающих свойств, а компромиссом в рамках законов физики.

Фехтование и сфера применения

Довольно часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно называя, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Это происходит главным образом из самурайских фильмов, голливудских экранизаций и (что типично для детей и подростков) таких аниме-сериалов как «Блич» или «Бродяга Кэнсин». Благодаря до сих пор весьма живучим популярным мифам о европейском оружии, исходящим из XVIII и XIX веков, очень распространено мнение, что японская катана превосходит все другие виды меча по скорости и точности благодаря своему якобы малому весу и малой толщине лезвия. Это утверждение само по себе неверно, если принять во внимание, что среднестатистическая катана так же, как и европейский боевой меч (типов X-XIV по классификации Еварта Окшотта), весила 1100-1200 граммов. Существуют сохранившиеся экземпляры сабли (0,9-1,1 кг), рапиры (до 1,4 кг), шашки и римско-германской спаты (0,6-1,2 кг), они весят меньше восьмисот грамм. Тем самым катана обладает скорее средним, чем малым весом. Толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Европейские же мечи имеют у гарды в среднем 4-8 мм, которые плавно убывают до 2 мм у острия. Тем самым европейские мечи фактически являются более тонкими, чем японские, что однако исторически не отображается в виде необычных рубящих достоинств. С точки зрения физики, острота и стабильность лезвия зависят от его геометрии, которая, в принципе, зависит от толщины лезвия лишь косвенно. Двуручный хват слабо искривлённого клинка длиной между 70 и 80 см также имеет в других частях света свои аналоги (к примеру немецкий гросс-мессер). Тем самым доказательств того, что катана в какой-то мере более быстра или совершенна, с логической точки зрения нет. Аргументы вроде исторического отсутствия полноценных боевых искусств и качественных мечей у других народов вне японо-китайской культуры не берутся во внимание, так как с научной точки зрения не соответствуют археологическим и историческим фактам.

Существуют популярные заблуждения, которые идут также в обратную сторону: часто озвучивается мнение, что катана - исключительно режущее оружие для дуэлей бездоспешных воинов. Это вызвано тем, что сегодня подавляющее большинство аутентичных клинков, произведённых заслуженными мастерами Японии, предназначаются для коллекций или спорта вроде «Тамэсигири» или «Иайдо». Японские мечи, произведённые до периода Эдо («Ко-То» - «старые мечи»), однако очень разнообразны в отношении геометрии лезвия, искривления, центра тяжести, веса и пр. при одновременном сохранении концепта нихон-то на протяжении веков. Эти мечи были отлично приспособлены для поражения традиционных японских доспехов и имели для этого, как правило, требуемую упругость клинка и геометрию режущей кромки. Катана, какой её показывают в СМИ (довольно мягкая сердцевина и очень острая твёрдая режущая кромка), появилась только в период Эдо. Таким образом, японские мечи являются исторически мультифункциональными и не ограничивались только рубкой бездоспешных противников. В СМИ почти всегда опускается факт, что фехтовальная катана, какой мы её знаем сегодня возникла только в XVII веке из утигатана, которая в XV веке произошла из тати. Боевые мечи до периода Сэнгоку и Эдо не являлись фехтовальной катаной как таковой и не были использованы соответствующим образом - необходимо отличать эти два вида мечей.

Конкретная сфера использования катаны в большинстве случаев или недостаточно точно озвучивается, или же искажается. Так рождаются тезисы, которые гласят, что катана не только идеально приспособлена для поражения всех сортов доспеха, но и применима в любой боевой ситуации. В подобных предположениях, однако, явно видно влияние современных фильмов про ниндзя и самураев, которые, как правило, не имеют ничего общего с историческими боевыми искусствами, вооружением и тактикой. До периода Эдо самураи главным образом были конными лучниками, которые применяли меч только в крайних случаях, если копьё яри или нагината были вне досягаемости или утеряны. Только указом сёгуна Токугава Иэясу катана стала «душой самурая» и его личным фехтовальным и статусным оружием, аналогично рапире и шпаге в Европе, в процессе чего былые гражданские войны и сражения в полном доспехе на коне навсегда ушли в прошлое. Таким образом классическая катана самурая начиная с XVII века изначально являлась дуэльным оружием, рассчитанным на бездоспешных противников, и, как правило, не соприкасалась в дуэлях с традиционными японскими доспехами - пригодность катаны для прорубания или прокалывания доспехов или её абсолютная универсальность тем самым не имеют исторических основ. Кавалерийские мечи тати (часто унаследованные) оставались парадным оружием самураев, но носились они по-другому и собственно катаной не являлись. Европейское, ближневосточное и центральноазиатское клинковое оружие было приспособлено для поражения чешуйчатых, кольчужных и пластинчатых доспехов, причём должно было выдержать для этого экстремальную нагрузку. Японские доспехи не содержали столько металла, так как являлись скорее доспехом лучника, нежели копейщика, поэтому японскому мечу не нужно было выдерживать подобные испытания.



Вверх