Гой ты русь моя родная автор. Гой ты русь моя родная анализ стихотворения

Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году, когда автору этого стихотворения не было ещё и двадцати лет. Сергей Есенин обладал необычайным талантом – превращать свои стихи в умиление для созерцания.

Немногим писателям удавалось воспевать в своих стихах такое чуткое и яркое отношение к своей стране, восхвалять её сущность, бытие. Сергей Есенин непросто любил Россию, он ею жил. Свои стихи, в массе своей, он посвящал сельской теме, ведь сельская Россия для него была куда понятней и деловитей, нежели большие города с их суматохой. Тихие берёзки у ручья, небо голубое, а вдали виднеется простор – всё это было для Сергея Есенина любимым и родным.

Именно любовь к своей родине и её чуткая красота, описываются в стихотворении «Гой ты Русь, моя родная…». Автор произведения словно закладывает свою душу в текст, предаётся воспоминаниям о былом прошлом, как прекрасно жилось на селе, где человек чувствует себя свободнее и раскованней, не то, что в городах. Называя себя «захожим богомольцем», он истово поклоняется своей земле, но затем удаляется в далёкие края. В тексте отчётливо бросается в глаза вся сущность русского народа.

С одной стороны – это прежние недостатки: пьянство на селе, вседозволенность вельмож, вечная нищета народа, с другой стороны – единство народа в вере, помощь в первую очередь кому угодно, а уж потом себе, щедрость русского народа. Именно родина в этом стихотворении играет роль всеобщего светлого храма, направленного на путь истинный. Автор так сильно любит свою родину, что не променяет её даже на сам рай.

Аромат яблок и мёда, а вдобавок кроткий Спас – всё это родина, о которой болит душа, но болит она не от печали, а от чувства невосполнимой радости. Эмоции и чувства словно вырываются наружу. Герой произведения бежит по тропинке лугов и слышит звенящий смех девушки. Он так этому предаётся, что сравнивает смех с берёзовыми серёжками. Его восхищают обычные русские домики, по типу ризы (божественное одеяние) и он рад приметить чахнущие тополя.

В каждой отдельно взятой строке стихотворения можно найти упоительные слова, которые восхищают своей душевной теплотой. Лирический герой, в образе самого Сергея Есенина никак не хочет говорить о стране, а о любви к родине – пожалуйста. Гордость за то всецелое, на какой земле ты живёшь, приводит в чувство восторга нашего героя.

Сергей Есенин писал это стихотворение от большого ума и чистой совести. Он много где побывал и много где пожил, но ничто не влекло его назад так сильно, как любовь к родине. Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» есть тому самое наглядное подтверждение.

Анализ стихотворения Гой ты, Русь моя родная по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения На пруде Бунина

    Произведение, которое описывает утро на водоеме, расположенном недалеко от маленького поселение, было написано в 1887 году. Автор только начинает свой творческий путь и многому учиться у своего наставника в лице Фета

  • Анализ стихотворения Стихи о Петербурге Ахматовой

    Произведение представляет собой два небольших стихотворения, вошедших в поэтический сборник стихов «Четки». Основной темой стихотворения является утоленная любовь автора, выраженная в признании спокойного, непоколебимого

  • Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

    Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

  • Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

    Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс

    Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь

Сергей Есенин - великий поэт, который в равной степени кровно связан со своим народом и отечеством. Сила его слова пропитана небывалой искренностью и честностью.

Сергей Есенин, как и большинство поэтов, старался не только передать в своих стихах любовь к Родине, но и создать в них ее неповторимый цельный образ. Сила и глубина есенинской лирики заключается в том, что бездонное чувство любви к России выражается не риторично и отвлеченно, а конкретно, в зримых материальных образах, через изображение родного пейзажа. Любовь к Родине так же нашла свое отображение не только в смысловой нагрузке стихов, но и в самой их художественной форме, о чем, прежде всего, говорит глубокая внутренняя связь его поэзии с народным устным творчеством.

Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная»

Наиболее известное произведение раннего периода творчества Сергея Есенина - «Гой ты, Русь, моя родная» , является своеобразной одой Родине. Стих несет в себе необыкновенную философию ценностей: обычные простые вещи приобретают божественный смысл и духовное наполнение. Поэт сравнивает крестьянские хаты с иконами («хаты - в ризах образа…»). Есенин восхищается необычайной красотой и величественностью родных просторов, он ощущает себя их частью. Автор воспринимает Русь своим личным раем, в котором он обретает душевный покой и одухотворенность. В стихотворение удачно сочетается щемящая сердце грусть и одновременно настоящая гордость и любовь к своему родному краю. Автор сумел в одном стихе показать всю многообразную палитру своих чувств к России.

В середине 20-х годов XX века, общество начало подводить итоги революционного переворота в России. В стихотворении «Русь Советская », которое было создано в 1924 году, автор, со свойственной ему лирической ноткой, описывает свои волнения в связи с новым этапом в жизни своего государства. Советскую Россию Есенин встречает одновременно с радостью и грустью. Ведь смена государственного правления, и становление ее на новый путь развития вызывали опасение за будущие как народа, так и государства в целом. Но, несмотря на свои страхи, Есенин смело прощается со старой Россией, и принимает Россию обновленную, искренне веря в светлое ее будущее.

Анализ стихотворений «Спит ковыль»

В 1925 году, после возвращения в родительский дом С. Есенин создал стихотворение «Спит ковыль… ». С трепещущим благоговением, автор описывает живописность родного края: бескрайние просторы лесов, лугов, полей, и волшебство и упоительность русской ночи. В отличие от ранних произведений, в стихе « Спит ковыль» любовь к Родине изображается выстраданной, прошедшей через множество препятствий, но все-таки не покинувшая сердце верного сына своего Отечества. Лирический герой размышляет о том предназначении в жизни, которое предопределено ему судьбой. В стихотворении очень ярко показана грусть о прошлом, которое уже нельзя вернуть. Рассвет символизирует наступление новой эпохи, в которой автор не может найти своего места.

Судьба великого русского поэта Сергея Есенина довольно неоднозначна и загадочна. Ему довелось много путешествовать, жить вдали от родины. Но всегда спешил туда, где находится его дом, туда, где душа наполнятся спокойствием и гармонией.

Будучи настоящим патриотом, Есенин ни когда не идеализировал свою родину – Россию. Он, как ни кто другой, знал о ее недостатках, бедах, трудностях жизни простого человека. Но, ни смотря на это, Есенин искренне любил Россию, такой кокой оно была, с ее достоинствами и недостатками. Именно поэтому поэт всегда стремился «домой», чтобы здесь найти покой.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является одно из лучших работ Сергея Есенина, в которой он воспевает свою родину. Оно было написано в 1914 году. К этому времени Есенин был уже довольно известен и проживал в Москве. Огромный город был не по душе поэту. Свою тоску Есенин пытался утопить в вине. Мысли поэта все чаще возвращали его в прошлое, в то время, когда он был простым крестьянским мальчишкой, когда был по-настоящему счастлив и свободен.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» становится воспоминанием о прошлой жизни. В нем Есенин попытался передать нам те эмоции и чувства, которые он испытывал, наслаждаясь красотой великой России. В стихотворении поэт отводит себе роль «захожего богомольца», который хочет лишь отдать дань своей родине. Родина для Есенина – это храм, который дарит уставшему путнику душевное спокойствие и гармонию, ни чего не беря взамен.

Также, стоит отметить, что в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин создает довольно неоднозначный образ России. В стихотворении убогость и красота, грязь и чистота, божественное и земное идут рядом. Но, ни смотря на это, поэт ни готов променять ни на что яблочно-медовый запах летнего Спаса и звонкий «девичий смех». Есенин зная, что крестьянская жизнь полна всяческих проблем и сложностей, считает ее более рациональной, чем его теперешняя жизнь. Простые люди не утратили связь с прошлым. Они помнят и свято оберегают обычаи и традиции своих предков, их жизнь наполнена смыслом. Простой человек является по-настоящему богатым, ведь у него есть возможность наслаждаться величием природы, наблюдать за неспешным течение реки, тишиной леса, пением птиц. Сергей Есенин считал, что если и есть рай на земле, то он находится именно здесь – в русской деревне, не испорченной человеком, в своей первозданной красоте.

Сергей Есенин заканчивает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» строками:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

По моему мнению, эти строки еще раз подчеркивают безграничную любовь поэта к своей родине. Есенин готов был отказаться от любых человеческих благ только за то, чтобы иметь возможность вновь очутиться на родной земле, ощутить себя частью этой огромной страны и ее могучего народа.

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»


Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края. Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», - этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

«Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

К моменту написания стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» в 1914 году Сергей Есенин уже приобрел славу известного московского поэта. Поэтической славы он добился в том числе и благодаря стихотворениям на тему Родины, которой он посвятил большую часть произведений.

Главная тема стихотворения

Образ Руси для Есенина - это его деревенский мир, по которому московский озорной гуляка уже успел стосковаться, - мир деревенского быта и деревенской природы. В домах «пахнет яблоком и мёдом », «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Это серенькая красота средней полосы России, но для каждого деревенского угла и для каждой кочки Есенин находит яркое слово. Критики отмечают, что в действительности описываемые поэтом явления гораздо скучнее и тусклее, чем подобранные им поэтические описания. Есенин сливается с природой, черпает из деревни силы и вдохновение.

В стихотворении поэт обращается к прошлой деревенской жизни, пытаясь воскресить живительные ощущения, которые он испытывал при прогулках в русских лесах и лугах, при работе и созерцании. Главная тема стихотворения - любовь к Родине, желание питаться этой любовью, вдыхать её, переживая прошлое, и излучать ответно. В поэтическом возвращении на Родину Есенин видит себя «захожим богомольцем», словно он находится в пути к некой святыне, спешит ей поклониться и трепетно прикоснуться к ней, мечтая о душевном исцелении. Деревенская Русь ассоциируется с большим храмом, светлым и ясным.

Стихотворение пропитано светлой любовью к Руси, эмоции светлые, радостные. Краски яркие, блестящие: золото («хаты - в ризах образа»), синева («синь сосет глаза»), «зеленый лех».

Настроение стихотворения праздничное: это одновременно и радость свидания, и праздник в селе - Спас с девичьим смехом и плясками на лугах.

В последней строфе Есенин намекает, что он побывал уже во многих странах мира, но нигде не был счастлив так, как в России. И даже если ему предложат поменять Родину не на другую страну, а на рай, он знает, что не найдет счастья и в раю - ему нужна его нищая и богатая, пьющая, веселая и плачущая, возвышенная и примитивная, богомольная и богохульствующая Русь.

Структурный анализ стихотворения

Начало стихотворения показательно - оно стилизовано под обращение в диалогах в древних русских былинах («Уж ты гой еси, добрый молодец). «Гоити» на древнерусском означало пожелание здоровья и процветания. Всюду народный язык, диалектизмы, показывающие трепетное отношение автора к своей родине: «звонно», «корогод», «лех», «приволь».

Яркий поэтический прием, который применяет поэт, - олицетворение Руси. Поэт обращается к Родине, будто беседует с ней. Олицетворяется и пляс - он гремит, и смех - он звенит, и тополя - они «звонно чахнут».

Сравнения развернуты и многогранны: «хаты — в ризах образа», «как сережки, прозвенит девичий смех».

Метафоричен пейзаж: небо, котором тонут глаза, золотые хаты, деревья, шумящие так, что кажется, будто они звенят, не протоптанная тропинка, а «мятая стежка».

Рифма перекрестная, рифмуются между собой четные и нечетные строки. Рифма используется попеременно: в четных строках женская, в нечетных - мужская.

Размер, используемый поэтом, - пятистопный хорей, он сообщает стихотворению решительный, смелый ритм, и чем ближе к финалу, тем более решителен поэт - он осознает, что главное для человека - это любовь к родной земле, которую он впитал с молоком матери и которая спасительная для него на любых жизненных поворотах.



Вверх