Что такое пост, для чего нужен, как правильно его соблюдать. Диетология Великого поста: как держать пост и зачем это нужно

Пост – это частичное или полное воздержание от пищи. Цель поста – подвергнуть физическое тело испытанию, для того чтобы приобрести больше духовных сил. Это не означает, что физическое тело проходит какое-то наказание, но когда мы постимся, то духовно становимся более свободными и, следовательно, более способными искать глубокие и близкие контакты с Богом, Который есть Дух.

Во время поста дух чувствует себя более комфортно, так как плотские желания уничтожаются силой духа. Вот почему мы считаем пост более эффективной молитвой, чем молитва, произносимая устами, потому что в посте присутствует невыразимый плач человеческой души в поисках благословений.

Частичный пост – это частичное воздержание от пищи, так делал Иисус. Он в течение 40 дней и 40 ночей пребывания в пустыне совсем ничего не ел (Лк. 4:2). В Библии нет никаких упоминаний о питье, но мы считаем, что Иисус пил воду, иначе евангелисты уделили бы этому внимание. Когда человек перестает принимать пищу, но не воздерживается от воды, то это частичный пост. Пост также считается частичным, когда происходит воздержание от пищи и от воды, но половые отношения между мужем и женой продолжаются. Одним словом, частичный пост – это, когда нужды плоти на минимальном уровне все же удовлетворяются.

Полный пост – это воздержание от всего, что касается физического тела человека. Например, когда Моисей “…пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие” (Исх. 34:28).

В полном посте происходит полный отказ от плоти, а духу дается полная свобода. В частичном же посте существует только частичная свобода. Мы не можем утверждать, что один пост более важен, чем другой, так как оба они являются постами, и их ценность зависит от веры человека и его сердца, которое стремится к Богу.

По нашему мнению, оба они эффективны, когда совершаются с определенной целью, согласно воле Божьей. Не у всех людей достаточно сильные тела, чтобы выдерживать полный пост, в таких случаях мы советуем частичный пост. Если человек здоровый и сильный, тогда полный пост следует соблюдать по желанию сердца.

Пост не имеет никакого смысла, если в течение этого времени христианин не находится в духе молитвы и смирения перед Богом. Как пост может быть эффективным, если человек воспринимает его легко, как какую-то игру? Если кто-то ищет развлечения, это значит, что пост такого человека – ничто, и соблюдение его бессмысленно. Многие люди всю свою жизнь соблюдают полные посты, которые не имеют какой-либо духовной ценности, ибо совершаются в духе непокорности, демонстративно, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Наоборот, пост, частичный или полный, должен соблюдаться с такой целью, чтобы максимально приблизиться к Богу. Именно поэтому тот, кто находится в посте, должен стараться игнорировать материальные вещи настолько, насколько это для него возможно.

Время и случаи соблюдения поста

Пост никогда не должен начинаться сразу после еды, а хотя бы три часа спустя. Например: если кто-то хочет поститься 6 часов, он должен подождать 3 часа после последнего приема пищи, а затем начинать пост. Или воздержаться от еды в течение 9 часов сразу после последнего приема пищи. Посты могут соблюдаться в следующих случаях:

  • При социальных бедствиях (2 Цар. 1:12).
  • Во время несчастий Церкви (Лк. 5:33-35).
  • Во время несчастий других (Пс. 34:13).
  • В личных несчастьях (2 Цар.12:16).
  • Во время приближения опасности (Есфирь 4:16).
  • В посвящении на служение Господу (Деян.13:3 и 14:23).

Материал взят из книги «По следам Иисуса»

МИНИ МЕНЮ:

Как держать пост

Почему-то многие женщины по привычке отмахиваются, когда разговор заходит о днях поста, даже те, которые считают себя верующими и ходят в церковь… Да ну его. Мол, тяжело, скучно и вообще как-то глупо!

А сами в это время тратят бешеные деньги на разного рода средства для похудения и оздоровительные препараты.

Между тем, всё, пришедшее из древности, пришло не просто так. И можно утверждать: вполне достаточно этих определённых дней, чтобы поддерживать себя “в форме” всё время. Тем более что теперь известно: именно в то время, когда у православных основные посты (перед Рождеством, Пасхой) организм наиболее предрасположен к накоплению излишков жира, так что польза поста для состояния здоровья и фигуры неоспорима. О духовности здесь не говорим.

Поэтому: испросим благословения у священника, запасёмся терпением и… используем такую уникальную возможность, чтобы похудеть. Заодно узнаете, 🙂

Как держать пост

Для начала нужно усвоить: пост – не голод. ? Есть превеликое множество замечательных постных блюд, основа которых – так называемая здоровая пища. А отказываемся только от скоромного: мяса, молочных продуктов, жиров, сдобы, яиц, в строгий пост – от рыбы. Конечно, стоит уменьшить и порции: желудок человека способен растягиваться, а поэтому поначалу маленькой тарелочки ему будет мало. Но потом он примет нормальные размеры, – и вы перестанете это замечать. Лечение постом — один из самых щадящих и гармоничных вариантов.

Для того, чтобы эти дни не стали мучительными, нужно запомнить несколько правил того, как питаться в пост:

  • – это способствует выведению шлаков и перебивает чувство голода;
  • помните: насыщение наступает не от количества калорий, а от разнообразия вкусов, поэтому блюда во время поста не должны быть однообразными. Съешьте, например, кислое, солёное, горьковатое – насытитесь;
  • не забывайте носить с собой несколько яблок или банан – чтобы не было соблазна зайти в кафе и сжевать булочку;
  • желательно, чтобы ваша семья поддерживала вас – очень трудно устоять, когда с кухни доносятся вкусные запахи…

А теперь – следующий момент. Очень важный. Постоянно хочется есть… Но дело в чём? Кишечник-то обложен слоем налёта, который не даёт проникать в кровь питательным веществам, поступающим с новой пищей. Отложений – всё больше, живот отвисает, а пользы – никакой. Налёт этот нужно убрать. Мы уже подготовлены, пост подходит к серединке. Теперь нужно запастись мужеством (всего на 4 дня)… и яблоками. Три дня питаемся одними и пьём яблочный сок. На четвёртый день, когда организм уже подготовлен и почти очищен, чистим кишечник солёной водой (нужно выпить от двух до пяти литров), такой, чтобы не противно было пить. Скорей всего, самочувствие ухудшится: организм начал очищаться. Но потом, когда выйдут каловые массы (когда вместо них пойдёт вода), вам станет намного легче. И, главное, — уже не нужно носить в себе лишние килограммы.

Со следующего дня возвращаемся к привычному уже разнообразному, но постному рациону. И помним: праздники нужно встретить в наряде на размер меньше обычного.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

В последнее время стало довольно популярно поститься. Из года в год все больше людей ограничивают себя в еде с целью физического оздоровления и духовного очищения. Верующие люди, безусловно, хорошо знают, как правильно поститься. Наша статья предназначена для тех, кто собирается выдержать пост впервые, мы расскажем Вам о том, в чем смысл поста, для чего он нужен, как поститься, что можно и чего нельзя есть во время поста, а также о том, кому разрешены послабления поста.

Нужно ли поститься?

В первую очередь стоит сказать, что смысл любого поста, согласно православной церкви, заключается в очищении духа и тела от земных страстей, злобы и ненависти. Сам Иисус Христос в своих проповедях говорил о том, что пост должен быть порывом души, которая ищет успокоения, мира и гармонии. Ни в коем случае нельзя соблюдать пост напоказ, для того чтобы произвести впечатление на окружающих. Пост следует посвящать только Богу, и делать это с радостью и от души.

Люди издавна постились перед совершением чего-то важного, когда они особо нуждались в силе и мудрости от Бога. Также поститься следует для того, чтобы смирить свою душу перед Богом и очистить свое сердце, приближаясь к нему. Только такой пост Бог принимает, только такой пост угоден Богу, и только в такой пост он примет и услышит искренние молитвы человека, давая ему силы творить добрые дела.

Ответ на вопрос: «Нужно ли поститься?» каждый человек дает сам. Важно, чтобы Вы действительно этого хотели, чтобы это было искренним желанием Вашей души.

Согласно Библии пост - это даже не сокращение рациона с выведением из него скоромных продуктов, это полное воздержание от пищи, иногда с воздержанием от питья, а также с отказом от половых отношений на протяжении какого-то периода времени. Это время, в течение которого человек смиряет и сокрушает свою гордыню перед Богом и отдает себя в его власть и на его милость. По Библии поститься следует только из любви к Богу и только перед ним, без показухи и лицемерия.

Второй популярный вопрос, связанный с постом: «Можно ли не поститься при тех или иных обстоятельствах в жизни?» Библия говорит о том, что важнее всего пост духовный, а уж потом - телесный. Т.е. в период поста Вы обязательно должны жить в смирении и целомудрии, читать молитвы, причащаться, а соблюдать пост можно и не слишком строгий. Соблюдения требуют лишь первые и последние 7 дней поста. Церковь официально разрешает не поститься:

  • беременным женщинам и кормящим мамам
  • путешественникам
  • старикам

Медики к этому перечню добавляют:

  • больных онкологическими заболеваниями
  • подростков, которым необходимо большое количество белка, витаминов и минералов
  • людей, имеющих проблемы с давлением, болезни ЖКТ, сердечную недостаточность
  • людей, занятых тяжелым физическим трудом
  • людей, живущих в экстремальных климатических условиях

Вообще по церковным правилам степень строгости поста каждый человек устанавливает для себя сам после беседы со своим духовным наставником: чем более человек ощущает себя грешным, тем более строгий пост он должен соблюдать, а самое важное – тем искреннее он должен хотеть его соблюдать!

Как поститься в пост

Теперь поговорим о том, как поститься в пост. Наступает Великий пост, как правильно поститься? В первую очередь следует подумать о духовном очищении и в связи с этим сократить просмотр телевизора, пользование Интернетом и прослушивание музыки. Кроме того, следует больше времени проводить дома в кругу семьи, избегать шумных компаний и других развлечений. Здорово, если Вам удастся сократить количество интимной близости в период поста, она строго запрещена в первую и последнюю недели поста. Поститься без молитвы не имеет практически никакого смысла, также необходимо за время поста помириться со всеми ближними, каждое воскресенье посещать церковь и хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться.

С духовным постом разобрались. Теперь поговорим о том, . Самые строгие дни поста - первые четыре дня, а также вся последняя неделя перед Пасхой. При этом в первый понедельник поста (Чистый понедельник) и в последнюю пятницу перед Пасхой (Страстную пятницу) нельзя вообще ничего есть и пить. Остальные дни допускается сухоядение (фрукты, орехи, семечки, соленые, свежие или квашеные овощи).

Во время поста нельзя курить, употреблять алкоголь (за исключением красного вина по выходным и по праздникам, которые приходятся на этот период), мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты, их содержащие. Еще нельзя употреблять в пищу растительное масло, оно разрешено только по выходным.

Кушать следует не более одного раза в день, если Вы придерживаетесь строгого поста, и не более двух - при нестрогом посте.

Питание во время поста построено по графику:

  • понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи)
  • вторник, четверг - разрешена горячая пища без масла (чай, кофе, каши, термически обработанные овощи)
  • суббота, воскресенье - можно есть 2 раза в день любую еду, кроме скоромной, плюс растительное масло

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье можно кушать рыбу, а в Лазареву субботу - рыбную икру.

Совет: в течение всего поста пейте больше воды, чтобы предотвратить обезвоживание организма. Помните, что бороться с голодом помогают запахи корицы или гвоздики.

Как поститься перед причастием

И последнее в контексте постов - это пост перед причастием. Немногие знают, как поститься перед причастием. Обязательно перед причастием нужно поститься тем людям, которые не соблюдают посты в течение года и причащаются лишь раз в году, например, на Пасху. В таком случае поститься следует в течение недели перед причастием, причем за сутки до самого Причастия следует полностью отказаться от еды и воды.

Если же Вы соблюдаете посты в течение года и поститесь по средам и пятницам, тогда Вам будет достаточно евхаристического поста, т.е. причащения натощак.

Помимо соблюдения поста, перед причастием следует читать правила, каноны и молитвы перед причастием, которые есть в любом молитвослове.

Помните, что самое важное в посте - это не ограничения в пище, а очищение души. Отказываться стоит не столько от пищи, сколько от страстей земной жизни, которые тяготят наши души. Тогда пост будет в радость.

С 19 февраля по 7 апреля 2018 года православные христиане всего мира соблюдают Великий пост – строгий религиозный обычай, одним из неизменных атрибутов которого является особая диета. В общих чертах расскажем о том, как правильно держать Великий пост, чтобы соблюсти все правила, касающиеся питания в эти «покаянные» дни...

Традиция поститься перед Пасхой появилась еще в IV веке. Считается, что строгое многодневное воздержание (и далеко не только в еде!) помогает подготовиться православному человеку к самому главному, самому важному и светлому церковному празднику – Воскресению Христову.

Идея Великого поста: пока ослабевает плоть – укрепляется дух

Великий пост – это череда особых дней, отмеченных строгим воздержанием, как говорят сами верующие - «усмирением плоти», а также благими делами и покаянием... Строгая диета, отказ от алкоголя, увеселений и светских праздников, ежедневное чтение молитв, переосмысление своих стремлений и поступков – на протяжении всего времени поста все эти ограничения и обязанности, ослабляя плоть, помогают окрепнуть и «воскрылиться» (прекрасное слово из лексикона церковников) божественному духу, заключенному в каждом человеке.

Такова, в двух словах, идея Великого поста: держать себя следует в «черном теле», чтобы высвободить духовность и очистить помыслы. Не зря у Великого поста есть еще одно название – «Весна покаяния»...

Ни в коем случае не следует (это безграмотно, цинично и неэтично!) считать Великий пост лишь средством для похудения. Бесспорно, великопостная диета существует – и мы о ней расскажем – но соблюдают ее отнюдь не для того, чтобы сбросить лишний вес.

В диетологии Великого поста вообще такой пункт, как похудение, не значится. Строгие ограничения в питании нужны не для приобретения стройных форм, а прежде всего – для укрепления веры, поднятия духа, очищения мыслей и обретения самоконтроля.

Великий пост в датах и цифрах

Строго говоря, длительность Великого поста составляет 48 дней (или семь недель). В это число, помимо обычных постных дней, включены два праздника - Благовещение и день Входа Господнего в Иерусалим (Вербное воскресенье) - во время которых в меню предусмотрены некоторые послабления.

В Страстную неделю постящиеся соблюдают особенный пост Страстной седмицы. Эта самая строгая, самая «голодная» неделя Великого поста.

Те, кто регулярно держит пост, знают, что по правилам Великого поста количество приемов пищи в сутки должно быть не больше двух. Первый раз едят не раньше полудня, второй раз - вечером. Если в какой-либо день предусмотрен только один прием пищи, то он должен состояться не ранее 15:00.

Семь дней, следующие за Масленицей, и Страстная неделя (последняя неделя Великого поста), предшествующая Пасхе - своего рода краеугольные камни Великого поста, в эти дни ограничения в еде наиболее строгие.

Как держать пост: основные правила

Повторимся: перед тем, как держать пост (причем не только Великий, но и любой другой), нужно четко понимать, что пост - это отнюдь не повод и не метод для похудения, но это, безусловно – строгие и длительные пищевые ограничения, «воспитывающие» тело и дух. Основным же смыслом поста для христианина является очищение, смирение и покаяние. Даже если вы используете великопостную диету исключительно в целях оздоровления, следует с уважением относиться к самой идее Великого поста, которая несоизмеримо масштабнее, глубже и серьезнее, чем просто идея воздержания от пищи в целях похудения.

Так или иначе, вне зависимости от того, по каким причинам вы решили ограничить себя в питании - религиозным или оздоровительным, вы должны знать, как правильно держать пост, чтобы он принес вам пользу и удовлетворение, а не разочарование и пустые надежды.

Итак, какие гастрономические правила следует соблюдать тем, кто держит пост? Основной принцип прост: практически на все время Великого поста (за некоторыми исключениями) человек добровольно отказывается от употребления мясо-молочных продуктов, а также от сладостей и «сложных», «праздничных» блюд. Иными словами, пища должна быть скромной, максимально простой, а ее количество – более чем умеренным.

Диетология Великого поста

Итак, основные пищевые тезисы великопостной диеты выглядят так:

  • Сухоядение. Наиболее строгие ограничения в еде в первую и последнюю недели (седмицы) поста. В пищу разрешены только сырые овощи и фрукты, а также черный хлеб.
  • Сырая еда без масла. Предписана по понедельникам, средам и пятницам. Есть можно сырые овощи и фрукты, иногда - черный хлеб, грибы, соленья, квашеную капусту, а также мед, сухофрукты и орехи.
  • Вареные и тушеные постные блюда без масла. По вторникам и четвергам, а также в последний день (субботу) поста (перед Пасхой) следует есть вареную или тушеную еду, приготовленную без масла. Исключение составляют четверг 5-ой седмицы (можно есть горячие постные блюда с растительным маслом), вторник Страстной седмицы (можно сырую пищу без масла).
  • Вареная и тушеная еда с маслом и вино. Воскресенья и субботы - самые легкие дни поста, так как в них разрешается употребление вареной еды с маслом и вино. Исключения - первая седмица и последняя, Страстная. Вино разрешается употреблять только во время трапезы в количестве 2-3 красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, 1 красовуля равна 125 мл).
  • Отказ от пищи. В Чистый понедельник (первый день Великого поста) и в пятницу Страстной седмицы ничего есть не рекомендуется.

Несмотря на строгие ограничения по продуктовому списку, во время Великого поста можно готовить не менее вкусные и аппетитные блюда, чем в обычные дни. Более того, через простоту, относительную "скудность" и даже некоторую аскетичность питания в дни Великого поста, не исключено, что вы откроете для себя настоящий, "искренний", первозданный вкус некоторых продуктов.

Как правильно держать пост: чего нельзя

Отказаться придется от пищи животного происхождения - из рациона исключаются любые блюда из мяса, курицы, рыбы, молока, яиц и т.п., а также сдобная выпечка, торты, конфеты, большинство соусов и майонез.

В виде исключения в праздники (Благовещение и Вербное воскресенье) можно употреблять рыбу, а также в Лазареву субботу - рыбную икру.

Как правильно держать пост: что можно

Короткий список разрешенных в Великий пост продуктов и блюд выглядит примерно так:

  • растительная пища - фрукты, овощи;
  • соления (маринованные и соленые огурцы, квашеная капуста);
  • сухари, сушки;
  • сухофрукты, мед, (вместо сладостей);
  • грибы;
  • черный и серый хлеб;
  • орехи;
  • чай, ягодный морс, травяные отвары, кисели;
  • каши на воде.

Именно эти нехитрые анти-деликатесы должны стать основой вашего рациона на всем протяжении Великого поста.

Календарное расписание Великого поста 2018

Далее мы приводим классическое (довольно строгое) расписание Великого поста. Но при этом обязательно стоит добавить: как держать пост – дело очень личное, как говорится - в Великий пост строем не ходят. А значит, даже в рамках основополагающих правил каждый постящийся сам для себя в праве подобрать ограничения и соответствующие им блюда.

  • 1 Первая седмица Великого поста
  • 19 февраля (Чистый понедельник)
  • 20-23 февраля (вт-пт) : сухоядение (можно есть только сырые овощи, фрукты и черный хлеб). Пить можно воду, морс, травяные чаи. Прием пищи – один в день.
  • 24-25 февраля (сб-вс)
  • 2 Вторая седмица Великого поста
  • 26, 28 февраля и 2 марта (пн, ср и пт)
  • 27 февраля и 1 марта (вт и чт)
  • 3 и 4 марта (сб и вс) : в рационе допустимы блюда из овощей (например, картофеля, капусты, тыквы, кабачков), которые можно варить, тушить, печь или жарить с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день.
  • 3 Третья седмица Великого поста
  • 5 ,7, 9 марта (пн, ср, пт) : сырая еда без масла (можно есть только сырые овощи, фрукты и черный хлеб). Можно есть орехи. Прием пищи - один в сутки.
  • 6 и 8 марта (вт и чт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла (вареные, тушеные овощи), прием пищи – один в день.
  • 10 и 11 марта (сб и вс) : в рационе допустимы вареные и тушеные блюда из овощей с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день. В субботу к напиткам можно добавить немного вина.
  • 4 Четвертая седмица Великого поста
  • 12, 14, 16 марта (пн, ср, пт) : сырая еда без масла (можно есть только сырые овощи и фрукты, черный хлеб). Прием пищи - один в сутки.
  • 13 (вт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла (вареные, тушеные овощи). Прием пищи – один.
  • 15 марта (чт) : допускается первое послабление за время Великого поста - разрешены постные блюда с использованием масла и рыба. Прием пищи – один. К напиткам можно добавить немного вина.
  • 17 и 18 марта (сб и вс) : в рационе допустимы блюда из овощей с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день. В субботу к напиткам можно добавить немного вина. В вс в рацион можно добавить каши.
  • 5 Пятая седмица Великого поста
  • 19, 21, 23 марта (пн, ср, пт) : можно есть только сырые овощи и фрукты. Прием пищи - один в сутки.
  • 20 марта (вт)
  • 22 марта (чт) : допускаются вареные или тушеные постные блюда на растительном масле. Прием пищи – один.
  • 24 и 25 марта (сб и вс) : в рационе допустимы вареные и тушеные постные блюда, приготовленные с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день.
  • 6 Шестая седмица Великого поста
  • 26, 28, 30 марта (пн, ср, пт) : можно есть только сырые овощи и фрукты. В среду можно добавить в рацион грибы и соленья. Прием пищи - один в сутки.
  • 27 и 29 марта (вт и чт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла. Прием пищи – один в день.
  • 31 марта (Лазарева суббота) : в рационе допустимо второе послабление за все время Великого поста – разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино. Есть можно дважды в день.
  • 1 апреля (Вербное воскресенье) : на стол можно поставить горячие постные блюда, приготовленные на растительном масле, рыбу и допустимо употребление вина. Есть можно дважды в день.
  • 7 Седьмая седмица Великого поста
  • 2, 4, 5 апреля (Страстные понедельник, среда и четверг) : сухоядение (только сырые овощи и фрукты). Из напитков разрешены только вода. Прием пищи – один раз.
  • 3 апреля (Страстной вторник) : можно есть сырую пищу без масла. Прием пищи – один раз.
  • 6 апреля (Страстная пятница) : никакой еды есть нельзя, можно пить только воду.
  • 7 апреля (Страстная суббота) : либо полный отказ от пищи (допускается только вода), либо малое количество растительной сырой пищи без масла. Прием пищи – один раз и не ранее вечера. Это последний день поста.

Диета во время Великого поста: кому можно, а кому - не стоит

До того, как начать держать пост, вы должны обсудить его соблюдение с вашим духовным наставником или священником (если вы человек религиозный и для вас духовность Великого поста значит куда больше, чем его диетная составляющая).

Если же для вас великопостная диета - исключительно оздоровительная процедура, то имеет смысл проконсультироваться с вашим лечащим врачом.

Здесь надо снова упомянуть о том, что строгое ограничение в пище во время Великого поста - лишь один из способов принизить на время значимость мирских, плотских удовольствий, и возвеличить важность духовных достижений. Но отказ от некоторой пищи - не единственный способ честно поститься. Для некоторых категорий людей церковь делает исключение и не настаивает на соблюдении диеты.

Если состояние здоровья или особые обстоятельства (например, беременность или период грудного вскармливания у женщины, пожилой возраст у стариков и малый возраст у детей, а также особенности жизни у людей некоторых профессий – военные, спасатели, путешественники и т.п.) не позволяют – строгую великопостную диету можно не соблюдать, но при этом все равно считать себя постящимся человеком. Главное – акцентировать свое внимание на духовных потребностях, на моральном очищении и покаянии.



Вверх