Чем торговали русские купцы? Восточная торговля древней руси

Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI - начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий. О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Русские ремесленники XI-XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клэщи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения - золотые, серебряные, бронзовые, медные.

В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен мэталла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10-30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.

Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в. города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII-начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич я его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.

Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали.

С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием.

Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты. Русские летописи, сохранив упоминания о городах, верокятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX-X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в. -89. Расцвет древнерусских городов падает на XI- XII вв.

Древнерусский город состоял из крепости - детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок - торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI-XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами.

Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Так, существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр.. Городскую знать составляло боярство.

Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

Заключение

Введение

Русская торговля со странами Европы и Азии имеет тысячелетнюю давность. Ее начальному этапу посвящена значительная специальная историография, отечественная и зарубежная. В трудах В. Г. Васильевского, М. Бережкова, И. Тихомирова, Л. К. Гётца, Г. Шрёдера, Ю. Бруцкуса, П. Иохансена и др. было изучено немало ценных источников о европейских торговых связях Руси. Русским востоковедам, начиная с X. Френа и А. Я. Гаркави и кончая А. Ю. Якубовским, Б. Н. Заходером и их преемниками, а также таким видным зарубежным ученым, как В. Ф. Минорский и польский исследователь Т. Левицкий, мы обязаны обширным материалом о восточной торговле Руси. Нумизматы (П. С. Савельев, А. К. Марков, А. Ф. Орешников, Р. Р. Фасмер В. М. Потин, В. В. Кропоткин и др.) добыли важные выводы об ареале и интенсивности внешнеторгового оборота Руси.

В советский период историографии тема плодотворно разрабатывается Б. А. Рыбаковым, Г. Ф. Корзухиной, М. В. Фехнер, Ю. Л. Щаповой, В. П. Даркевичем

Начало торговых отношений Руси с другими странами теряется в веках, когда отдельные земли -- Полянская, Словенская и др., расположенные на перекрестке древних путей мировой торговли, соединявших Балтийское море с Черным и Кордову с Багдадом, -- участвовали и в европейской и в азиатской торговле. Торговля восточно-славянских земель с Византийской империей началась задолго до образования Древнерусского государства; этим объясняется и зависимость русских сыпучих мер и денежных весов от римских. Но собственно внешняя торговля началась, понятно, лишь с образованием Древнерусского государства, которое взяло на себя руководство ею и ее юридическую защиту.

1.Основные сведения о торговых отношениях Древней Руси

Исходную точку в процессе возникновения и развития торговли составляет немая торговля, встречающаяся в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов. О немой торговле на Руси у нас нет никаких сведений, но о таком способе обмена у различных племен, населявших современную Россию, упоминается в источниках. Под годом 1096 встречаем в летописи рассказ Гуря Роговича о торговле новгородцев с угрой: «Угра же суть людие язык нем». Там «дивно находим мы чюдо ново, его же оконце мало, и туда молвят, не разумети языку их, но кажуть железо и помовают рукою, просяще железо и аще кто даст им железо или нож или секиру, и они даю скорою противу». Суть, конечно, заключается не в незнании языка, а во взаимном недоверии, в нежелании входить в непосредственные сношения с иноплеменниками, к которым относятся как к врагам. Потому-то «язык нем». Об однородной форме торговли между булгарами и племенем вису рассказывает Косвини: «Булгары доставляют туда товары, всякий кладет их в определенное место, делает на них знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом. Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает свой обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга». Здесь уже правильное описание немой торговли безо всяких преград и чудес, напоминающее рассказ Геродота о немой торговле в Ливии.

Рынок - торг, торжище, торговище - являлся тем местом, где в эту эпоху производился обмен и где он только и мог совершаться. В «Русской Правде» читаем: «Пакы ли что будет татебны купил в торгу, или конь или порт или скотину, то введет свободна мужа два или мытника». Речь идет о купле-продаже краденых вещей, совершенной на торгу; купивший указывает на продавца, и показания его подтверждаются двумя свидетелями или мытником - сборщиком мыта, необходимой принадлежности всякого рынка. О значении торга свидетельствуют и другие статьи «Русской Правды»: «Оже челядин крыется, а заключить и с торгу» - о бежавшем холопе объявляется на торгу публично. Такая «заповедь», «закличь» на торгу первое и необходимое условие для вчинения иска о пропавшей вещи. Торг, следовательно, посещаемое всем населением место, где всякое объявление широко распространяется. Поэтому-то в другой статье говорится: «Аще кто конь погубить или оружие или портно, а заповедаеть на торгу, а последи познаеть в своем граде, свое ему лицем взяти». Если хозяин пропавшего коня или платья (как и сбежавшего челядина) объявит о пропаже на торгу, предполагается, что это должно стать известным по всему городу (в другом списке - по всему миру: «а познает в свое мироу») в продолжение трех дней («а за три дня не выведут его»(ст. 27)). Человек, к которому пристал сбежавший челядин или который поймал ушедшего коня или нашел оружие или платье, узнав об объявлении на торгу, обязан вернуть эту вещь. Исходят из того, что в своем городе, в своем миру объявление, сделанное на торгу, становится известным всем и всякому в трехдневнй срок. На торгу собиралось и вече: «В 1068 г. людие Киевстии прибегоша Кыеву и сотвориша вече на торговищи» Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. - С.31.

Таким образом, на рынке в Древней Руси (как это было и в других странах) не только происходит товарообмен, но собираются и народные собрания, сообщаются все важные сведения (в т.ч. и распоряжения князя заключаются на торгу), узнают новости, рынок является центральным местом города.

Но это были рынки местные, базары, обслуживавшие, по-видимому, очень незначительный район. На это указывает ст. 36 «Русской Правды», которая является продолжением упомянутых, трактующих о купле краденого нa торгу. Она гласит: «А ис своего города в чюже землю извода нет», т.е. вся процедура относительно краденого (указание каждым предыдущего продавца) заканчивается на границах своей земли, земли, принадлежащей городу, в область другого города она не может переходить.

Относительно Киева известно из летописи, что в 1069 г. «Изяслав изна торг на гору», что там имелся (в 1147 г.) Бабин Торжок и торговище на Подолье; по словам Дитмара Мерзебургского, в нем насчитывалось свыше 40 церквей и 8 рынков. В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды, сообразно роду продаваемых товаров или происхождению сидевших в лавках купцов. Находим, например, Вощный ряд (Вощник), где торговали воском, Большой ряд и др.; в «Русской Правде» читаем: «Тысяцьскому до вощник, от вощник подсадникоу до великого ряду, от великого ряда князя (князю) до Неметью вымога» (Немецкого вымола).

В 1097 г. упоминается торговище в Воздвиженске. В 1114 г. Мстислав Владимирович построил «церковь камяну святого Никола, на княже дворе, у Торговища, Новегороде», а в 1218 г.

В Древней Руси налаживалось денежное дело. Вначале появляются монетные знаки в виде куска кожи или меха, затем слитков серебра и золота. Фунт серебра назывался гривной, полфунта - гривенником, четверть фунта (перерубленный пополам гривенник) - рублем. В конце 11 - начале 12 века отчеканены первые монеты. Развитие внешней и внутренней торговли способствовало товарообмену и, как следствие этого, совершенствованию таможенного дела История СССР (в 2 томах; том 1: с древнейших времён до конца XVIII в.) /под редакцией Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и В. И. Лебедева. М.: ОГИЗ-ГИПЛ, 1948 - С.68-69.

2.Торговые отношения Древней Руси с Востоком

Еще в 1847 г. известный ориенталист П. С. Савельев обратил внимание на арабские монеты, находимые в России, как на важный источник для изучения сношений Древней Руси с Востоком. Арабские, или куфические, монеты (от г. Куфы, где установлено старинное арабское письмо, употребленное для их надписей), которые начали чеканить в самом конце VII ст. (после Р. X.), будучи немыми памятниками, все же подробно рассказывают нам о многих явлениях своего времени. Место чеканки, на них обозначенное, свидетельствует о том, что данный город в это время признавал власть определенной династии, и указывает на географическое протяжение государства; титулы эмира или султана и присутствие или отсутствие имени современного халифа на монете показывают отношение чеканившего к «повелителю правоверных», духовному главе мусульманского мира; притязание владетеля или его наместников на независимость, явная вражда или разрыв его с халифом выражаются опущением имени последнего. Мало того, самое нахождение арабских монет в какой-либо стране уже означает факт сношений между ней и Востоком в данный период, ибо на Востоке монета, как эмблема верховной власти данного времени, перечеканивалась с восшествием на престол каждого нового халифа или султана.

В русской земле найдены «целые капиталы» в куфических монетах VIII-XI ст. Населению негде было укрывать свои ценности в ином месте, как «в матери сырой земле». Она служила для них своего рода банком. Тщательно хороня свое добро близ дома или на берегу реки, они делали тайный знак - клали камень или сажали деревце и находили по ним свое сокровище. Но в случае смерти их «безответный банкир» навсегда хранил вверенную ему тайну. В других случаях богатства буквально «хоронили» вместе с их хозяином - и могильные холмы сохранили их до наших времен. Все эти монеты - серебряные, хорошо сохранившиеся, с четкими надписями. Часто они надрублены надвое или на четыре части, разрезаны ножницами или разломаны - доказательство отсутствия мелкой монеты, которую должны были заменять части крупной - диргемов (никакой иной монеты не знали), способ, практикуемый, впрочем, в ранее Средневековье и в Западной Европе («ломаная монета») Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. - С.34.

«Каким же образом и вследствие какого политического переворота эти огромные массы серебряных куфических монет перенесены были с берегов Каспия, Аму- и Сыр-Дарьи и городов халифата в равнины России и на берега Балтийского моря?» -спрашивает П. С. Савельев. Он не настолько наивен, чтобы приписывать все эти клады исключительно торговым сношениям Руси с Востоком, ибо ясно, что ценности могут переходить от одного народа к другому и всевозможными иными способами: путем дани, уплачиваемой покоренными племенами или народами, которые откупаются от нападений других путем получения подарков, уплаты вир, оброков и сборов разного рода и в особенности посредством насильственного захвата, в качестве военной добычи. Савельев и указывает на то, что азиатские монеты VII-XI ст. занесены частью торговлей с мусульманскими народами прикаспийских стран, частью вследствие грабительских набегов на берега Каспийского моря; монеты же африканско-арабские и испано-арабские попали благодаря норманнам, которые неоднократно грабили Испанию и Африку, а потом утвердились и на Руси.

Мало того, Савельев понимает, что для доказательства факта торговых сношений мало безмолвных свидетелей - монет, нужно еще нечто большее - подтверждение говорящих памятников, летописцев, в данном случае арабских географов X ст., которые в лице Ибн-Фоцлана, Масуди, Истахри, Ибн-Хаукаля, Ибн-Ростеха и других много странствовали в нынешней юго-восточной части России и оставили нам описания своих путешествий, характеристику этих местностей и их населения. Лишь в том случае, если эти авторы действительно признают, что сношения между Востоком и русскими областями имели торговый характер, мы вправе утверждать, что клады эти были занесены именно таким, а не каким-либо иным способом.

Но и поскольку Савельев таким путем устанавливает товарообмен Руси с Востоком, он все же считает нужным указывать на то, что последний шел рука об руку с походами, с кровопролитной борьбой, с захватом добычи. Так, у арабов, торговля которых составляет исходную точку в исследовании этого вопроса, она шла рука об руку с завоеваниями. Магомет, «правда, убил поэзию народа, заменив ее Алкораном, зато развил его воинственность и его торговый дух» - и то и другое одновременно. Тот же самый араб, который с ожесточением дрался с «неверными», не гнушался вступать с ними в обмен, потому что «куплю и продажу» завещал пророк - «храм, рядом училище, перед ним рынок; это торговля и просвещение под покровом религии, могущество и слава халифата».

Но «торговые пути арабов прокладывало их оружие: каждое новое завоевание было новым рынком». На западном берегу Каспия сидели хазары, «и они первые из народов России вступили в непосредственные сношения с арабами, сперва в битвах против них на берегах Аракса и в Закавказье, потом в торговле с ними на берегах Итиля (Волги)». После того как халифат завоевал ряд хазарских городов, хакан перенес свой шатер на берега Волги, и хазарской столицей стал Итиль, названный по имени реки и расположенный около нынешней Астрахани. По словам Ибн-Фоцлана, хазарская столица состоит из двух частей, которые отделены друг от друга рекой; на западной стороне реки живет царь и его вельможи, на восточной - мусульмане, причем в этой восточной части живут купцы и находятся товары. У Ибн-Хаукаля также читаем: «Хазеран имя восточной половины города Итиля, где находится большая часть купцов, магометан и товары; западная же часть исключительно для царя, вельмож и войска». То же повторяет и Эль-Балхи. Таким образом, восточная часть Итиля, или Хазеран, как она именовалась, составляла особую слободу, в которой жили иностранные купцы, отделенную от прочего города рекой. Это характерное явление для ранних эпох истории торговли и вполне понятное, если иметь в виду указанную нами тесную связь торговли с грабительскими набегами. Неудивительно, что население боялось впускать в пределы городской территории иноземцев, в которых оно привыкло видеть врагов; в данном случае воинственные арабы, многократно производившие набеги на хазар, даже будучи купцами, не могли внушать хазарам особого доверия. Поэтому-то их держали в особой слободе по другой стороне реки, что являлось более безопасным.

Далее, арабы знали лежавшую к северо-востоку землю буртасов (или бурдасов), о которых Ал-Бекри замечает, что «они имеют обширную страну и много торговых мест», знали и граничащих с ними болгар. «Булгар, - говорит Ибн-Хауаль, - небольшой город, не имеющий многих владений; известен же был он потому, что был гаванью этих государств». Современные авторы не без основания понимают под гаванью торговый порт и складочное место (рынок, торговый центр). В средневековой Англии port, во Франции portus (порт) означало торговое место, рынок. Мы находим обычно соединение того и другого.

Относительно торговли приволжских народов Масуди сообщает, что караваны постоянно ходят с товарами из страны Болгар в Ховарезм и обратно, причем им приходится защищаться от кочевых тюркских племен, чрез страны которых они проходят. Из страны буртасов, - продолжает он, - живущих у этой реки, вывозят меха черных и красных лисиц, которые и называются буртасскими. Арабские и персидские цари ценят черные меха выше куньих, собольих и иных и делают из них шапки, кафтаны и шубы. О торговле хазар и арабов с приволжскими болгарами сообщает и Ибн-Ростех: хазары ведут торговлю с болгарами; когда приходят туда мусульманские суда, то с них берется десятая часть товаров в виде пошлины.

Город Булгар, - говорит П. С. Савельев, - был, однако, крайним пределом странствований арабов X ст. и самым северным пунктом торговли халифата; арабы не отваживались далее Булгара3. Действительно, Джейхани, Истахри, Ибн-Хаукаль, Эль-Балхи - все в один голос утверждают, что купцы не осмеливаются ездить далее к племени (русов) Арта или Артания (Арсания), так как эти люди убивают немедленно всякого чужестранца, между тем как они сами путешествуют по воде и производят торговлю. Следовательно, сношения и с этим племенем существовали, только арабы не решались сами отправляться туда. Комментаторы указывают на то, что болгары намеренно представляли эту страну столь опасной и недоступной, чтобы удерживать восточных купцов от попыток лично проникнуть в эти страны и таким образом сохранить торговлю с ними в своих руках; этот прием сопоставляют с подобным же образом действий финикиян, которые также старались преувеличивать опасности предпринимаемых ими с торговыми целями путешествий.

Но возникает вопрос, кто же были эти арты и эртсы (арт-сы). Мнения писателей расходятся. Френ понимает под Эрсой Арзамас Нижегородской губернии, Савельев - эрзу, или мордву, то же Георг Якоб и Маркварт. Хвольсон читает не Арсания, а Армания и полагает, что опущена буква «б» в начале, т.е. должно быть Бармания-Биарма, речь идет, следовательно, о пермяках на Каме. Наконец, Ф. Ф. Вестберг указывает на то, что те товары, которыми, по словам восточных географов, торговало это племя, исключают земли мордвы, а метят на Скандинавию, изобилующую металлами, - оттуда привозятся (по словам Эл-Балхи, Истахри, Джейхани, Ал-Хоросани и персидского автора X ст.), кроме черных соболей (и лисиц), свинец, олово, мечи и клинки.

Толкование этого места весьма существенно, ибо это племя является у упомянутых писателей одной из трех народностей, на которые распадаются русы. Другие два племени русов находятся одно по соседству с Булгаром и царь его живет в Куябе, под которым понимают Киев, а другое - в Новгороде; это, по-видимому, новгородские славяне, хотя и последнее далеко не выяснено.

Но о торговле русов с различными народами - хазарами, буртасами, болгарами, арабские географы X ст. упоминают неоднократно. Так, Ибн-Ростех рассказывает, что Русь привозит к болгарам свои товары: меха собольи, горностаевые и другие. Они ездят и в хазарскую столицу и продают и там меха и невольников. У Ал-Бекри читаем относительно болгар, что «хазары ведут с ними торговые сношения и также русы». «Я видел русов, - сообщает Ибн-Фоцлан, - когда они пришли со своими товарами и расположились на реке Итиль. При этом они остановились не в самом городе, а на некотором расстоянии его, по Волге (как подобало, прибавим, иностранцам, которых боялись допускать в город). Там, продолжает он, они оставались до тех пор, пока не успевали продать товары, но постоянно не проживали, а являлись лишь временно для торговли (быть может, на время ярмарки - также обычное явление в ранние эпохи культуры). Они молились, читаем далее, своим идолам, чтобы они послали им покупателей товаров, которые бы купили у них все и с ними бы не торговались и имели бы много динаров и диргем - продавали, следовательно, товары на звонкую монету».

Не ясно только, где их встретил Фоцлан - в Хазарии или в Болгарии; как Итиль, так и Булгар, лежали ведь по Волге. А. Я. Гаркави (еще до него Савельев) и Ф. Ф. Вест-берг находят, что речь идет о Булгаре.

Но Масуди рассказывает о том, что русы имели в Итиле, хазарской столице, свои жилища, где жили купцы. Он же встречал восточных купцов, путешествующих в страну хазар, а оттуда по морям Майотас и Найтас (т.е. Азовскому и Черному) в земли русов и болгар. Таким образом, существовала и непосредственная торговля между страной русов и арабами, а не только между русами и хазарами или (волжскими) болгарами. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. - С.38-39

Кто же были эти русы? Только что упомянутый Масуди прибавляет: русы путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хозар. Между ними есть многочисленнейшее племя, называемое лудагия; другие читают: «лудзана», «будгана», «нурмана» и толкуют в смысле лучан (Шармуа), готланцев (де Гуе), ладожан (Френ, Савельев, Гаркави), наконец, норманнов (Хвольсон, Вестберг). Последний обращает внимание на то, что на скандинавский мир указывает следующее сообщение Масуди: они (русы) образуют великий народ, не подчиняющийся ни царю, ни закону, т.е. у них нет политической организации, а это не соответствует условиям жизни русского народа в первой половине X ст. Далее говорится: «Русы имеют в своей стране серебряный рудник», - но мы напрасно стали бы искать серебряные рудники на Руси в это время.

К числу наиболее ранних арабских источников, трактующих о русах (первый мусульманин, о них упоминающий), принадлежит «Книга путей и государств» Ибн-Хордадбеха. В противоположность приводимым выше авторам он писал не в X, а в IX ст., именно, по Кунику, около 860 г. (по де Гоэ, между 854-м и 869-м), т.е. задолго до смерти Рюрика1. У него имеется глава под названием «Маршрут купцов русов», которая начинается словами: «И они вид (род, племя) славян». Из самых отдаленных частей страны Саклаба (под которой понимают славянскую землю) они направляются к морю Румскому (по-видимому, Черное море) и продают там меха бобров (по другому толкованию выхухоли) и черных лисиц, причем царь Рума (Византии) с них взимает десятую часть в виде пошлины (по одним толкованиям, в Константинополе, по другим - по Тнаису, славянской реке (под которой одни разумеют Дон, другие Волгу), и доходят до хазарского города Камлиджа, где царь с них берет десятину. Иногда они везут свои товары на верблюдах в Багдад. Таким образом, купеческие караваны русов путешествовали двумя различными маршрутами: либо они отправлялись по Днепру к Черному морю, либо по Волге (а не Дону - это объяснение, по-видимому, более правильно) к Каспийскому морю и затем далее в Багдад. Во всяком случае, как подчеркивает Ф. Ф. Вестберг, Ибн-Хордадбех представлял себе родину русов лежащей где-то на дальнем севере, на окраинах славянской земли, вблизи верховьев Волги - «из отдаленнейших славянских стран», по Гаркави, означает «из стран новгородских славян».

На это было обращено особое внимание в последнее время. Ибн-Ростех, Гардизи, Ал-Бекри, как и позднейшие комментаторы, изображают русь прежде всего как племя, живущее грабежом, и лишь в дополнение к этому занимаются торговлей; землю же они во всяком случае не пашут. «Русь имеет царя, который зовется Хакан-русь. Они производят набеги на славян; подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ, который отправляют потом в Хозеран (Итиль) и к болгарам и продают там. Пашен русь не имеет и питается лишь тем, что добывает в земле славян. Когда у кого из руси родится сын, отец берет обнаженный меч, кладет его перед дитятею и говорит: не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом» (Ибн-Ростех).

Мы имеем перед собой, безусловно, разбойничье племя, которое все добывает мечом и которое у других «силою отнимает полезные предметы, чтобы они находились у них» (русов) - хотя и прибавлено, что они торгуют мехами. Указывается и на то, что «русь живет на острове, окруженном озером; он нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине рыхлости от обилия воды».

Ф. Ф. Вестберг указывает на то, что, согласно арабским писателям, русы должны жить на верховьях Волги, так как на среднем и нижнем течении Волги помещаются другие народы, как-то: булгары, буртасы, хазары, и он утверждает, что «разбойничье гнездо островных русов находится на севере Восточной Европы в стране славян. В бассейн реки Днепра русы еще не проникли, во всяком случае не успели еще овладеть Киевом. Итак, автор нашего первоисточника писал не позже середины 50-х годов IX ст., еще до появления в Киеве Аскольда и Дира, которые (по Кунику) засели там по крайней мере около 855 г., если не раньше, ибо уже в 860 г. они предпринимают свой знаменитый поход на Византию». По мнению его, остров русов совпадает с Holmgard (островной город) исландских саг, т.е. Новгородом. Здесь мы имеем начало русского государства. Источник подтверждает норманнское происхождение Древней Руси.

На этом вопросе останавливается А. А. Шахматов в своем посмертном исследовании о древних судьбах русского племени. Он указывает на то, что, начиная с VIII ст., Европа становится поприщем деятельности норманнов, т.е. жителей Дании, Норвегии и Швеции, которые совершают набеги на прибрежные страны, предаваясь вообще грабежу и насилиям, но в отдельных случаях стремясь и к покорению чужеземных народов, к насильственному среди них водворению. Путь их шел на запад и на юг (к берегам Англии, Франции, Испании, в Средиземное море), так и в Балтийское море - в Курляндию, Ливонию, Эстляндию и Финляндию, но затем они достигли устьев Двины и углубились дальше, двигаясь по Волге. В то время как византийских монет в Швеции и Готланде насчитывалось только до 200, число арабских монет, найденных там, доходит до 24 тыс. и 14 тыс. обломков. Исследователь этих монет Арн сделал вывод, к которому присоединяется А. А. Шахматов, что путь по Волге открыт скандинавами раньше, чем путь на юг в Византию по Днестру. Многочисленность этих монет в Швеции свидетельствует, по мнению последнего, что монеты эти попадали не только через посредство восточных купцов (арабов или хазар), отправлявшихся вверх по Волге, но что «клады эти собраны и скрыты самими готландцами, посещавшими восточные страны, т.е. прежде всего юго-восточную Россию, где, по свидетельству археологических находок, процветали торговые сношения с Азией».

Каким способом добывались норманнами эти монеты? Хотя, как мы видели, арабские источники и упоминают о торговле русов с булгарами, буртасами, хазарами, но все же первостепенное значение эти писатели придают приобретению русами имущества мечом, а отнюдь не мирным обменом. Уже в IX-X ст. они создали и постоянные поселения - «административные центры, куда свозилась собираемая дань и награбленная добыча» Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. - С.59.

И С. Ф. Платонов придает большое значение этой гипотезе, согласно которой древнейшая Русь находилась между Ильменем и волжскими верховьями. Отсюда уже вскоре после 839 г. началось движение Руси на юг - об этом свидетельствует то, что в 860 г. мы видим уже русских под стенами Царьграда. Этому походу должно было предшествовать более или менее продолжительное существование русской державы на юге, а чтобы утвердиться здесь, ей пришлось вести борьбу с хазарами и покорить силой оружия восточнославянские племена, сидевшие на верхнем и среднем течении Днепра. В результате этой борьбы и завоеваний установился наряду с волжским путем и новый днепровский путь из варяг в греки, о котором сообщает первоначальная летопись. Она уже трактует о сношениях Руси с Византией, которые составляют второй период в истории России.

3.Торговые отношения Древнерусского государства с Византией

Торговля Руси с греками нам известна гораздо лучше, чем торговые сношения с арабами и народностями, жившими по Волге, - известна, главным образом, благодаря тем дошедшим до нас договорам, которые были заключены в X ст. русскими князьями с Византией. Ключевский В. О Курс русской истории /Собрание сочинений в 9 томах, т.1 М.: Мысль, 1988 - С.98-99

Конечно, при анализе содержания договоров возникает немало споров и сомнений. Но этот упрек можно было бы сделать и большинству других исторических памятников. Наиболее спорным является вопрос о взаимоотношении между договорами. Их насчитывается четыре, из которых текст первого - договор Олега 907 г. - не сохранился, а лишь изложен летописцем, тогда как текст остальных трех договоров - Олега 911 г., Игоря 945 г. и Святослава 971 г. - помещен в летописи, хотя и передан, по-видимому, в редакции несколько попорченной и неполной. Сомнения возникали по поводу первого договора 907 г. В то время как Срезневский, Бестужев-Рюмин, Сокольский, Пахман, Мейчик признают его вполне самостоятельным договором, Эверс считает его лишь предварительным соглашением.

Г. М. Барац усматривает в нем документ, сочиненный на основании последующего договора 945 г., а А. А. Шахматов полагает, что он взят из состава договора 911 г. и перенесен летописцем в 907 г. И по мнению В. И. Сергеевича, ограничительные статьи, которые касаются торговли русских с Византией, не могли входить в договор 907 г., когда русские полчища стояли еще у ворот Константинополя, - греки думали тогда лишь о том, как бы поскорей убрать Олега с его воинством со своей территории, но не могли вести никаких переговоров об условиях торговли. Но в то же время он не соглашался с тем, чтобы договор 907 г. имел предварительный характер в смысле установления общих начал для последующего окончательного мира, ибо это было бы слишком искусственно для первобытных условий того времени.

Как бы то ни было, вопрос этот при изучении истории торговли имеет лишь второстепенное значение. Для нас важно признание подлинности договоров, заключенных русскими князьями с Византией, того обстоятельства, что содержание их дает нам действительно сведения о жизни X ст., а не сочинено впоследствии. Это позволяет рассматривать договоры в качестве источника, характеризующего торговлю Руси с Византией в древнейшую эпоху. Но заимствованы ли отдельные части договора 907 г. из последующих договоров того же X ст. и являлся ли договор 907 г. действительно таковым, а не проектом договора или договором, устанавливающим лишь общие начала -это мало меняет дело. Во всяком случае, он указывает на то, как производилась торговля Руси с греками в рассматриваемую эпоху История СССР (в 2 томах; том 1: с древнейших времён до конца XVIII в.) /под редакцией Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и В. И. Лебедева. М.: ОГИЗ-ГИПЛ, 1948 - С.74.

Договоры эти, как видно из летописи, являлись результатом предварительных военных походов русских князей на Византию.

Уже спустя 20 лет после того, как в Киеве основалось новое русское государство, оно совершает поход на Царьград. На основании найденной венецианской хроники, двух речей патриарха Фотия по поводу русского нашествия и некоторых других свидетельств выяснилось, что поход был для русских удачен, и, заключив мир под стенами Царьграда, они удалились от города. И Олег, овладев Киевом и заставив древлян, северян и радимичей платить ему дань, стал помышлять об исполнении заветной мысли - «добыть золота и паволок греческих». Летописец подробно описывает, как «иде Олег на греки, Игоря оставив в Киеве», что он там учинял и вытворял. «Много убийство сотвори около града Греком, и разбита много палаты, пожогша церкви; а их же имаху пленникы, овех посекаху, другие же мучаху, иныя же растреляху, а другые в море вметаху, и на многа зла творяху Русь Греком». В результате греки предложили ему дань - «чего хощеши дамы ти», и Олег вернулся в Киев с богатой добычей, «неся злато, и паволоки, и овощи, и вина и всякое узорочье». И на этом основании его прозвали вещим: «Бяху бо людие погани и невеголоси», - поясняет летописец. При этом Олег заключил в 907 г. соглашение с греками, касавшееся торговли Руси с Византией, а затем новый договор в 911 г. Эти договоры по своему содержанию и сущности свидетельствовали о том, что русские имели в виду посещать Византию и с мирными намерениями, хотя, надо сказать, из предыдущего (приведенного нами) изложения летописи такого намерения вовсе не видно. Все внимание греков при заключении договоров с Олегом «сосредоточено на том, как бы обуздать воинскую наглость Руси, как бы заставить ее приходить в Грецию с куплей и с миром». «Греческое правительство должно было позаботиться об обуздании приезжавшей в Царьград Руси». Однако, несмотря на то что мир с Византией был установлен, как только Олега заменил Игорь, договор потерял всякое значение, и Игорь со своей стороны пошел «на Греки» и стал творить те же неистовства, которые производил до него Олег: «Гвозди железный посреди главы вобивахуть им, много же святых церквий огневи предаша, монастыре и села пожьгоша» и при этом, конечно, «именья немало от отбою страну взяша». Греческий огонь заставил его вскоре возвратиться «восвояси». Но Игорь не унывал, а «пришед нача совокупляти вое многи» и снова «поиде на Греки, в лодьях и на коних, хотя мьстити себе». Греки, узнав об этом, начали просить, «глаголя: не ходи, но возьми дань юже имал Олег придам и еще к той дани». Игорь стал советоваться с дружиной. Последняя решила - неизвестно еще, «кто весть, кто одолеет, мы ли, оне ли»; к чему нам воевать, раз мы можем «не бившиеся имати злато, и сребро, и паволоки». Игорь послушался дружины, взял у греков злато и паволоки и отправился домой. Цель ведь была достигнута, дань получена. В следующем 945 г. был заключен новый мирный договор с греками Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. - С.104.

То же повторилось при Святославе. Он заявил грекам: «Хочю на вы ити и взяти град вашь». Они предложили ему не ходить, а взять дань, но не дали, и Святослав стал «грады разбивать». После этого он получил дань, почти дойдя до Царьграда. «Взя же и дары многы и возратися в Переяславень с похвалою великою». Но, желая иметь «мир и совершену любовь со вся-кимь великимь царем Гречьским», и он заключил договор - уже четвертый - с Византией 971 г.

Любопытны и последующие факты, сообщаемые летописью. Когда Владимир Святой отказал варягам в выкупе, они потребовали от него, чтобы он по крайней мере показал им «путь в Греки», где бы они, очевидно, могли вознаградить себя3. Тот же Владимир стал в 988 г. добиваться руки греческой царевны Анны. Она на это ответила: «Луче бы ми зде умрети». Но братья стали ей объяснять необходимость согласиться: «Гречьскую землю избавишь от лютые рати; видиши ли колько зла створиша Русь Греком и ныне аще не идоши, тоже имут створити нам». Греки, видно, весьма боялись Руси, ожидая от нее всякого зла, а Русь смотрела на Грецию как на источник легкой наживы.

Больше всего о торговле говорится именно в первом договоре 907 г., где греки ставят следующие условия русским, приезжающим в Царьград: «Аще придуть Русь бес купли, да не взимают месячины; да запретить князь словом своим приходящим Руси зде, да не творять пакости в селех в стране нашей; прихо-дяще Русь да витают у святого Мамы и послеть царьство наше и да испишють имена их и паки ис Чернигова и ис Переаславля и прочий гради; и да входять в град одними вороты со царевым мужем, без оружья, мужь 50 и да творят куплю, якоже им надобе, не платине мыта ни в чем же».

Здесь находим прежде всего общее правило, чтобы Русь, являясь в Византию, «не творила пакости», не занималась вместо торговли грабежом и насилиями. Мало того, в целях предосторожности приезжающим в Царьград купцам предоставляется жить только в предместьях у монастыря св. Мамы, но отнюдь не в городе; они предварительно переписываются греческими властями («да испишють имена их»); они могут входить в город только через одни определенные ворота, партиями не более 50 человек, без оружия и в сопровождении царева мужа, т.е. греческих властей. Все это устанавливается «да не творять пакости в стране нашей». «Греки побаивались Руси, - поясняет В. О. Ключевский, - даже приходившей с законным видом».

В правах русских, оговариваемых Олегом, прибавлено также, «да творять им мовь, елико хотять». Имеются в виду баня и пользование колодцами в Царьграде. Баня являлась исконным русским обычаем. Ольга «веле деревлянам мовь сотворити». Одинаковое с русскими разрешение пользоваться пресной водой для мытья получили венецианцы и генуэзцы по договорам с греками. По возобновленному договору с Исааком Ангелом 1192 г. генуэзцам разрешалось набирать воду из цистерн для домашнего употребления, но с тем, чтобы они не засаривали и не загрязняли их купаньем скота.

Приведенные выше постановления Олега 907 г., устанавливающие условия пребывания русских в Царьграде и предохраняющие греков от насилий, повторяются и в договоре Игоря 945 г. (ст. 2)2. Во всяком случае наличность приведенных постановлений в договоре 945 г. существенна для нас, ибо никаких сомнений в том, что последний договор во всяком случае является подлинным, не может быть.

Впрочем, отчасти упомянутая 2-я статья договора 945 г. отклоняется от договора 907 г. Исключено упоминание о беспошлинной торговле русских; из фразы «да творят куплю якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем же» последние слова «не платяче» и т.д. отпали. Купленные паволоки «да показываеть цареву мужю и то е запечатаеть и дасть им». Обязанность предъявлять купленные товары цареву мужу наводит на мысль о том, что это делалось не только для накладывания им клейма на товары, но и для взимания сбора с купленных товаров. «Царев муж» фигурировал в качестве своего рода посредника между местным населением и Русью (своего рода маклера) для устранения непосредственных сношений между ними, как это было в рассматриваемую эпоху и в Западной Европе и на Востоке. Но задачей такого посредника являлось и следить за уплатой иностранцами торговых сборов. Наконец, «царев муж» являлся, по-видимому, и судьей в столкновениях между русскими и греками, который чинит управу при всякой совершенной кривде («кто от руси или от грек створить криво, да оправляет то»).

В ст. 2 договора 945 г. установлено еще новое ограничение для русских купцов: они могут «купити паволок лишь по 50 золотник». Такое стеснение в отношении приобретения паволок (не более чем на 50 золотых на каждого) находим в Византии и в отношении купцов других национальностей (например, в договоре с Болгарией 715 г.).

Прибавлена и дальнейшая предосторожность со стороны греков - приходившие в Царьград русские послы и гости обязаны иметь при себе грамоты от князя и бояр с указанием числа отправленных судов, в доказательство того, что «с миром приходят». «Требование греков в договоре с Игорем, чтобы все мореходы российские, - говорит Карамзин по этому поводу, -предъявляли от своего князя письменное свидетельство о мирном их намерении, имело без сомнения важную причину: ту, кажется, что некоторые россияне под видом купечества выезжали грабить на Черное море, а после вместе с другими приходили свободно торговать в Царьград. Надобно было отличить купцов от разбойников». Такая выдача грамот купцам вообще практиковалась в те времена: по договору греков с дунайскими болгарами 715 г. в обеих странах купцов надлежало снабжать грамотами и печатями, в противном случае товары отбираются; в договоре Владимира Святого с волжскими болгарами 1006 г. русским и болгарам предоставлено торговать по Волге и Оке с выдачей и тем и другим печатей. И впоследствии представление таких письменных свидетельств, выданных на родине купца, было обязательно для приезжих иностранцев в качестве удостоверений личности.

Корабли посылаются в Византию, - согласно этой статьи, -князем и боярами. Они отправляют послов и гостей, т.е. своих собственных приказчиков и вольных гостей. «А великий князь русский и бояре его да посылают в греки к великим царем гречьским корабли, елико хотять, со слы (с послами) и гостьми якоже им установлено есть» (т.е. как установлено, по толкованию Владимирского-Буданова, в договоре 907 г.). «Дань, которую собирал киевский князь как правитель, - поясняет В. О. Ключевский, - составляла в то же время и материал его торговых оборотов: став государем, как конинг, он, как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом».

Спорным является вопрос относительно толкования ст. 8 договора 911 г., отменяющей береговое право. Последнее, как указывает Д. М. Мейчик на основании источников, практиковалось в Византии еще в XII ст., причем суда, выбрасываемые бурей, подвергались разграблению не только тогда, когда они принадлежали иностранцам, но, по-видимому, и будучи собственностью туземцев. В договорах, заключенных Византией с различными государствами, корабельщикам, потерпевшим крушение, предоставляется возможность спасать и продавать свой груз, местные же жители должны оказывать им помощь и получают за это вознаграждение. И в ст. 8 договора 911 г. говорится о таком случае крушения греческой ладьи, и если при этом случается кто-либо из русских, то он обязан спасать (или охранять) ладью с грузом и провожать ее в землю христианскую (греческую) до безопасного места. Однако неясно, где выброшен корабль и что следует понимать под «чужой» землей («аще вывертена ладья будет ветром великом на землю чюжю»). А. В. Лонгинов полагает, что чужая земля есть для греков земля русская, для русских - земля греческая, так что обе стороны взаимно гарантируют друг другу помощь при кораблекрушении, тогда как он считает невозможным подводить под чужую землю страну третьего народа, ссылаясь при этом на другие договоры, - нигде место разбития судна не переносится за пределы дружественной державы. В этом смысле понимает эту статью и Г. М. Барац, переводя дальнейшую фразу «аще ли ключится тако же проказа лодьи Рустей, да проводим ю в Рус-кую земьлю» словами: «Равным образом такую же помощь должны оказывать и греки, если подобное несчастье случится русскому кораблю близ земли греческой». Напротив, А. С. Мулюкин утверждает, что чужая земля есть именно третья страна, а не греческая и не русская. Говорится об обязанностях русских, оказавшихся на месте крушения ладьи, отослать ее в Грецию, а также о том, что крушение произошло «близ земли Грецькы», - значит, это не греческая земля. Но это и не земля русская, на что указывает случайное нахождение на месте крушения ладьи русских и налагаемая на них обязанность проводить ладью «в Рускую земьлю». Наконец, Д. М. Мейчик полагает, что статья имеет односторонний характер, устанавливая обязанность только сопровождения русскими греческой ладьи, подвергшейся крушению, но не предоставляя тех же прав русским. Он указывает на то, что хотя в статье и упоминается о русской ладье, но последняя могла означать ладью греческую, отправляющуюся в Русь, подобно тому как впоследствии на Руси называли гречниками русских купцов, торговавших в Греции Ключевский В. О Курс русской истории /Собрание сочинений в 9 томах, т.1 М.: Мысль, 1988 - С.139.

Заключение

Русские купеческие караваны путешествовали двумя маршрутами: либо по Днепру к Черному морю и затем в Византию, либо по Волге к Каспийскому морю и затем в Багдад. Важно при этом отметить, что в характере этих экспедиций длительное время преобладал военный, захватнический оттенок. Арабские источники упоминают о торговле «русов» с болгарами, хазарами, буртасами, но все же первостепенное значение придают приобретению «русами» имущества мечом. Торговые отношения Византии и Киевской Руси также формировались под влиянием военно-политических обстоятельств.

Договорами 907,911,945,971 гг. греки стремились обезопасить себя от нападений Руси, заманив насилия мирным обменом. К примеру, в договоре киевского князя Олега с императорами Византии Львом и Александром 907 года оговаривались широкие торговые права русской стороны: «Да творят куплю, якоже им надобно, не платяче мыта ни в чем же».

Соотношение сил между Русью и Византией все время изменялось. Это сказывалось на содержании их договорных отношений, которые складывались в результате военных походов русских князей на Византию. Так, согласно договору 945 года русские люди, приезжая в Царьград, должны были проходить регистрацию и проживать в определенном месте - на подворье монастыря св. Мамонта в предместье столицы. В сам город они допускались в сопровождении правительственных чиновников группами не свыше пятидесяти человек и без оружия. Срок их пребывания в Византии ограничивался шестью месяцами. При этом русские гости находились на полном содержании византийского правительства и получали «месячину» - хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты. Кроме того, они также могли бесплатно пользоваться банями и требовать на обратный путь якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

Вместе с тем по договору 945 года русским запрещалось зимовать не только в Царьграде, но также и в устье Днепра. Они были стеснены в приобретении ценных парчовых материй, производимых в императорских мастерских - каждый мог вывезти их не более, чем на 50 золотых. Русские послы и купцы должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения: первые - золотые печати, вторые - серебряные. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Кроме того, договором не обусловливалось право русских купцов вести в Византии беспошлинный торг.

Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании греков по своим делам на Руси нет. Справедливость этого утверждения подтверждается и самим названием торгового пути «из варяг в греки». Он пролегал от Финского залива до Черного моря по Неве, Волхову, Ловати, Днепру. Возникали, особенно активно в 9 веке, и другие торговые пути: по Днепру, по Дону, по Волге. На этих реках появлялись новые города: Ладога, Новгород, Торопец, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород, Волоколамск и другие. Славяне вывозили хлеб, медь, воск, а также рабов. Развивалась и внутренняя торговля. Росло число торговых людей. Появляются элементы таможенного дела - торговые пошлины, распространенным видом которого было «мыто». При Ярославе Мудром возникает таможенное законодательство.

торговый русь купеческий караван

Список использованной литературы

Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996 - 544с.

История отечественного государства и права (в 2 томах; том 1) / под редакцией О. И. Чистякова. М.: Юристъ, 2003 - 544 с.

История СССР (в 2 томах; том 1: с древнейших времён до конца XVIII в.) /под редакцией Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и В. И. Лебедева. М.: ОГИЗ-ГИПЛ, 1948 - 744 с.

Ключевский В. О Курс русской истории /Собрание сочинений в 9 томах, т.1 М.: Мысль, 1988 - 508 с.

Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. - 557 с.

Чибиряев С. А. История государства и права России. Уфа: Тау, 2004 - 442 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Эволюция возникновения и развития внешнеполитических, военных и экономических отношений России со Швецией. Основные направления, структура и особенности русско-шведских торговых отношений в середине XVI-XVII вв.: импорт и экспорт; причины противоречий.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Могущество Древнерусского государства. Этапы развития византийско-русских отношений. Заключение Доростольского договора. Русско-Византийские отношения в XI-XII вв. Проблемы культурных отношений Древней Руси и Византии. Принятие христианства на Руси.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Внешние торговые отношения восточных славян с другими народами. Меновая и денежная торговля. Внешнеторговые отношения Новгородского княжества. Торговые связи русского государства. Становление таможенной службы на севере России. Торговый устав 1653 г.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2009

    Развитие внешней торговли СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенное время. Внешнеэкономические связи Белорусской ССР с капиталистическими и социалистическими странами. Наиболее крупные торговые партнеры Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2012

    Развитие политических отношений Советского Союза с Германией. Приход Гитлера к власти. Деятельность нового посольства Германии в СССР. Советско-германские отношения с 1935 года. Подписание пакта о ненападении. Торговые отношения и военное сотрудничество.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Торговля и таможенное обложение в Древней Руси в IX - начале XIII вв. Русское торговое и таможенное право, торговые платежи в XIII - первой половине XVII вв. Таможенная реформа царя Алексея Михайловича, развитие таможенного дела во второй половине XVII в.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    История формирования внешнеполитической деятельности Киевской Руси X–XII вв. Торговые и военные договоры правящих князей, правила, нормы, методы и формы дипломатических отношений с различными странами. Династические браки в международной политике.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Экономические и политические интересы государства на восточных границах. Казахско-русские взаимоотношения в XVIII-XIX веках в Верхнем Прииртышье. Семипалатинск в контексте русско-китайской торговли. Ярмарки Семипалатинской губернии и их значение.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Центры торговли в XVI веке. Внутренняя торговля. Внешняя торговля с Западом. Ввоз и вывоз товаров. Взаимоотношения с иностранными купцами. Торговля с Востоком. Экспорт из России. Импорт в Россию. Взаимоотношения с иностранными купцами. Торговые пути.

    реферат , добавлен 16.11.2002

    Культурные, торговые и дипломатические взаимоотношения между древней Русью и Византией. Русско-византийская война 941-944 годов, походы князя Игоря на Царьград. Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие князем Владимиром христианства на Руси.


На Руси торговля появилась в VIII – IX веках.
Первые торговые договоры были подписаны с Византией в 911 и 971 гг. В них устанавливались значительные привилегии для русских купцов – вплоть до права беспош­линной торговли.

Первые упоминания о купцах и торговли, содержатся в древнерус­ских летописях, относятся к Х веку. В то время купцами назы­вали горожан, занимающихся торговлей. Однако торговлей на Руси занимались не только «купцы», но и «гости» (иностран­ные торговцы). К исходу XII века торговые люди - «гости» и «купцы» - постепенно обосабливаются в привилегированную группу городского населения, выделяющуюся имущественным положением и пользующиеся поддержкой княжеской власти. Именно в это время в крупных городах возникают первые купеческие общества. Например, сохранился устав новгород­ской торговой корпорации, объединявшей крупных торговцев воском («вощников»).

Долгие годы на Руси были в основном рынки, где товары не продавались за деньги, а обменивались друг на друга, т.е. осуществлялись бартерные сделки. Например, в Киеве - сто­лице Руси - в Х-XII вв. существовало 8 рынков, каждый из которых специализировался на обмене определенных товаров. В различных регионах были разные товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Лишь в XIV вехе появляются первые монеты, то есть деньги для обслуживания торговых сделок.
Началом интенсивного становления предпринимательства на Руси стал период VIII-XIII вв., когда основная масса русского населения сосредотачивалась на Среднем и Верхнем Днепре. Эти местности были выгодны для проведения торговли. Великим торговым путем Северо-Восточной равнины был водный путь из Балтийского моря в Черном море. Самыми важными торговыми центрами Руси этого периода стали города, находившиеся на двух концах этого пути, а именно – Новгород («складка товаров северных») и Киев («складка товаров южных»).

Так развивались экономические и торговые связи между различными районами Руси и за­рождался единый всероссийский рынок.
Активное развитие в описываемый период получила внешняя торговля, связанная с промыслами звероловства и бартничеством (лесным пчеловодством).

Русские купцы торговали в самых разных странах Черного, Балтийско­го и Каспийского морей, бывали в Болгарском царстве и в Византии, с кара­ванами ходили до Багдада и до Балха в Афганистане.

Виды ремесла, процветавшие на Руси:

Домашнее ремесло.
Вотчинное ремесло (в том числе дворцовое).
Казенное ремесло (прежде всего, оружейники, с конца XV в. литые пушки, в XVI в. – пищали).
Товарное ремесло (обычно городское).

Наличие первых трех сдерживает развитие последнего. Законы препятствовали превращению в города поселений, где развит промысел.

Практиковался насильственный перевод ремесленников в крупные города, а в XIV в. – начале XV в. – был и угон в Орду.

Связи ремесла с рынком в XIV-XV вв. носили спорадический характер. Ремесленник работал на заказ или прямой товарообмен («бартер»).

На городских рынках преобладала сельскохозяйственная продукция, а не ремесленные изделия.

В XV в. растет организованность городских ремесленников. Они создают братчины при церквях.

В XVI в. увеличилось количество ремесленников строительных специальностей.

Городские ремесленники стали отделывать полуфабрикаты, созданные домашними и вотчинными ремесленниками (окраска тканей, роспись посуды и т.п.). Но в целом преобладали ремесленные специальности по производству еды и одежды.

Во второй половине XV – начале XVI вв. в черных землях на окраинах появились крупные промышленные предприятия, принадлежавшие «непашенным мужикам» и основанные на наемном труде. Но эти тенденции не получили развития.

Торговля

Торговые пути опасны. (Разбойники, ушкуйники. Охрана торговых караванов). Внутренние таможни.

Торговля организуется в городах, где и взимается тамга – пошлина с продажи.

Даже в самых крупных городах торг функционировал не постоянно, а только по большим праздникам.

Торговля развивалась за счет естественно-географического разделения труда и обслуживала потребности, прежде всего, феодалов, у которых было много прибавочного продукта.

Места торга располагались в аристократическом районе города.

Издалека возили соль и предметы роскоши. Остальные товары обычно производили в границах крупных удельных княжеств. Исключение составлял хлеб в неурожайные годы, его могли везти издалека.

Скупщиками крестьянской продукции были монастыри.

Торговый ростовщический капитал не переходил в сферу производства.

В XIV–XV вв. трудно оперировать понятием «внешняя торговля» – каждое княжество самостоятельно и торговля Рязани с Пронском уже «внешняя». Точнее говорить о международной торговле.

В XIV–XV вв. торговые партнеры Литва, Ливония, Польша, Ганзейские города, Золотая Орда.

В Европу везли пушнину и воск.

Из Европы – предметы роскоши, вина, оружие, доспехи, драгоценные металлы.

В Орду и через нее страны Востока – ремесленные изделия.

Из Орды и с Востока – ткани, драгоценности, лошади, оружие, доспехи, мыло.

Торговля ясырем (не христианские пленники, которых можно продавать восточным купцам). Одному торговцу разрешалось покупать не больше
10 человек. Центры – Переяславль, Н. Новгород, Касимов.

XVI век

Расширение масштабов торговли.

Лавки и гостиные дворы в городах.

Сельские торжки.

Главные товары крупной внутренней торговли – хлеб, соль, рыба.

От внутренних пошлин освобождены монастыри (тарханы).

Среди товаров для Европы росло количество льна, пеньки, мачтового леса.

Первым купцом страны называли царя, так как казна заключала крупнейшие сделки с иностранными купцами и имела право на отбор лучших товаров.

Купцы , связанные с международной торговлей, составляли высшую прослойку купечества.

С XIV в. делились на две группы:

Гостей-сурожан, торговавших с Золотой Ордой, итальянскими колониями в Крыму и на Азовском море;

Гостей-суконников, торговавших со Смоленском, Новгородом, Литвой.

Они имели право заниматься ростовщичеством и владеть сельскими землями. Крупные гости селились на посаде, как и феодальная знать.

Князь мог отдавать гостям на откуп сбор налогов.

В небольших городах, где торговое обращение было развито слабо, купцы на прослойки не делились и воспринимались современниками наравне со свободными горожанами.



а) рыба, соль, пушнина, кожа, мед, льняное полотно;

б) благовония и пряности, бисер, вино;

в) оружие, кони, драгоценные камни, ткани.

3. Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян:

а) садоводство и виноделие;

б) земледелие скотоводство;

в). охота и собирательство.

4. В IX в. восточные славяне были:

а) язычники;

б) христиане;

в) мусульмане.

Как называется теория происхождения русского государства?

а) Варяжская;

б) Норманнская;

в) Индоевропейская.

В каком году Киев стал центром единого древнерусского государства?

Как называлось собрание свободных людей – членов общины у восточных славян?

8. Одной из причин русско-византийской войны 941 – 944 гг. была:

а) невыплата дани Византией;

б) запрет русским князем на торговлю в Византии;

в) отмена льгот для русских торговцев.

Назовите славянской племя, которое не желало платить Киеву дань и постоянно восставало против князя Игоря.

а) поляне;

б) древляне;

в) кривичи.

В каком году княгиня Ольга приняла крещение?

Почему Святослава называют “Александром Македонским” Восточной Европы?

а) Из-за постоянного конфликта с Византией;

б) Из-за его походов и присоединенных земель;

в) Из-за необычной дипломатии Святослава.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял?

а) Строительство форпостов с системой светового оповещения;

б) Создание пограничных дружин;

в) Строительство рвов вокруг русских городов.

Назовите одну из причин, по которой Владимир выбрал христианство для объединения русских земель?

а) Ни к чему не обязывало;

б) Могло очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду; на счастливую жизнь в вечности.

Что такое вира?

а) выкуп, даваемый женихами семье невесты;

б) судебный поединок;

в) судебная пошлина за убийство или увечье, нанесенное человеку.

Какое событие XI века показывает рост международного авторитета Руси.

а) Выплата контрибуции Византией;

б) Завоевание русскими Константинополя;

в) Брак Византийской принцессы и сына Ярослава.

Назовите первого монаха Печерского монастыря?

а) Илларион;

б) Антоний;

в) Феодосий.

17. Княжеский домен – это:

а) Земли принадлежащие дружинникам князя;

б) Комплекс земель, населенных людьми, принадлежащих непосредственно главе государства;

в) Церковные земли.

Какие задачи выполняли города в период образования государства, развития Руси?


а) Место сбора войск для отражения врага;

б) Центры торговли и ремесла;

в) Центры объединения земледельцев.

19. Десятина – это:

а) десятая часть княжеских доходов в пользу церкви;

б) название церковных земель;

в) денежная единица на Руси.

Какое решение было принято князьями на любечском съезде в 1097 году?

а) Все русские княжества должны объединяться в единое государство с центром в Киеве;

б) За каждым князем сохраняются земли их отцов;

в) Сильные князья могут завладеть другими княжествами.

Какое событие произошло в 1111 году?

а) Восстание крестьян;

б) Крестовый поход против половцев;

в) Русско-Византийская война.

22. К середине XII века Русь раскололась на:

а) 10 княжеств;

б) 12 княжеств;

в) 15 княжеств.

1. Кому принадлежит следующая характеристика: “Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил “Золотые ворота”.

2. Перечислите основные категории населения периода “военной демократии”. Расположите их в порядке убывания богатства и власти.

3. Определите о ком, писал греческий историк: “Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах…они ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства… превосходные войны… Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водой”.

4. Определите о ком, идет речь: “Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовной знати были полны этими людьми, которые исполняли многие работы по дому и в поле. Но все же они отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом”.

5. Кому предназначено следующее обращение? “Князь! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав клятву, разоряют землю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно?”

6. Определите о ком, идет речь: “Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза “ восвояси, а сам, оставшись со своей “малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили”.

7. Чья следующая характеристика? “С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю”.

8. Кому принадлежат следующие слова: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии – серебро и кони, а из Руси же – мех и воск, мед и рабы”.

Эталон ответов

На тест 1 ВАРИАНТ

1-а; 2-б; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-а; 9-б; 10-в; 11-в; 12-а; 13-в; 14-б; 15-в; 16-в; 17-в; 18-а; 19-б; 20-б; 21-в; 22-б.

На вопросы

Владимир Мономах.

Все – зависимые, несвободные люди.

Ярослав Мудрый.

Ярославу Мудрому.

Договор между Византией и Русью в 911 году.

Все они – городская аристократия.

Эталон ответов

На тест 2 ВАРИАНТ

1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б; 6-а; 7-в; 8-в; 9-б; 10-а; 11-б; 12-а; 13-б; 14-в; 15-в; 16-а; 17-б; 19-а; 20-б; 21-б; 22-в.

На вопросы

Ярослав Мудрый.

Князь – дружина – мужи – челядь – слуги – холопы – рабы.

О древних славянах.

Владимиру Мономаху.

Князь Игорь.

Княгиня Ольга.

Русские ремесленники сделали большой вклад в развитие культуры Древней Руси . В городах и сельских селениях умельцы достигли в своем производстве высокого мастерства, что оказало влияние на оживление внутренней торговли.

В скандинавских сагах Русь называется страной городов - Гардарикой. Летописи дают сведения о существовании в IX веке, по крайней мере, двадцати трех русских городов. В реальности их было больше: в "Трактате об управлении империей" Константин Багрянородный называет города, которые в русских летописях не упомянуты.

Древнерусские города. Наиболее крупными городами в Древней Руси были Киев, Новгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, Полоцк и другие. Сюда стекались иноземные купцы и товары. Здесь шел торг, составлялись караваны с грузами, которые затем шли по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Город был центром окружавшей его волости. В него устремлялись люди различных племен и объединялись по своим занятиям в иные сообщества: становились воинами, ремесленниками, торговцами. Сельские труженики ехали в города, чтобы продать плоды своего труда и купить что-либо необходимое в хозяйстве.

Кузнечное дело. Первыми ремесленниками-специалистами на Руси стали кузнецы, ведавшие сложным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. Сырьем в этом ремесле служила болотная руда - железистые отложения на корневищах болотных растений. "Варка железа" из руды происходила путем ее нагревания в специальных печах-домницах с помощью сыродутных горнов. Полученное железо клали под молот, а уже затем кузнец начинал изготавливать из него различные орудия труда: лемеха, лопаты, топоры, удила, гвозди, косы, серпы, плужные ножи, сковороды и многое другое. Для изготовления прочных железных изделий применяли прием кузнечной сварки. Ножницы, клещи, ключи, лодочные заклепки изготавливались с помощью зубила. Большого искусства требовало производство топоров, замков, молотков и копий. В городах ассортимент железных изделий был значительно шире. Кузнецы изготавливали стремена, шпоры, ларцы для хранения ценностей, заклепки и умбоны для щитов, кольчуги, шлемы, латы, мечи, сабли, дротики и многое другое.

"Кузнецы меди и серебру" . Археологи установили, что древние ювелиры владели искусством изготовления проволоки, из которой делали плетеные браслеты. Популярным техническим приемом являлось литье, формы для которого отличаются большим региональным разнообразием. Археологами литейные формы для крестов, медалевидных подвесок, височных колец. В городах мастера изготавливали украшения с зернью и сканью (напаянными зернами или нитями металла). В их арсенале были ковка и литье серебра, меди и сплавов. Ювелирные изделия украшались чеканкой. Орнаменты не были сложными и наносились резцом или зубчатым колесиком.

Гончарное ремесло на Руси. В славянских землях гончарное дело имело давнюю традицию, уходящую вглубь веков. Но в IX веке оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. На смену древней лепной посуде пришла произведенная на гончарном круге. Если ранее изготовление глиняной утвари было женским делом, то в повсеместно уже работали гончары-мужчины. Типичным и наиболее распространенным мотивом славянской керамики являлся рисунок, состоящий из параллельных горизонтальных или волнообразных линий. Наряду с ним существовал гребенчатый орнамент, когда на изделии видны отпечатки редкого гребня. После формовки и нанесения рисунка посуду сушили, а затем обжигали в печи или гончарном горне. Продукция представляла собой горшки разных размеров и назначения, корчаги для хранения зерна или браги.

Домашнее производство. В Древней Руси господствовало натуральное производство, где практически все необходимое для жизни делалось в каждом отдельном хозяйстве: одежда, обувь, домашняя утварь, земледельческий инвентарь. Плотничьи работы выполнялись одним лишь топором. Для обработки дерева применялось тесло, которым можно было выдолбить корыто, колоду или лодку. В домашнем хозяйстве занимались выделкой кожи и меха, изготовлением тканей, производством ведер, ушатов и бочек.

Русская торговля в IX-X веках. Археологические находки свидетельствуют, что внутренний обмен у восточнославянских племен был издавна развит. В Приднепровье и в Северной Руси обнаружены предметы причерноморского происхождения, серебряные изделия из Средней Азии и Ирана. Размещение кладов с арабскими серебряными монетами, которые служили средством денежного обращения в то время, позволяют определить торговые пути и районы, наиболее затронутые торговлей. К ним надо отнести земли полян, северян, кривичей и словен новгородских. Реже встречаются клады в земле дреговичей и радимичей и совершенно отсутствуют у древлян.

Торговые пути русских купцов. Одним из основных торговых путей руссов была Волга. Купцы следовали в столицу Хазарии Итиль, где платили кагану пошлину с провозимых товаров, немного торговали, а затем плыли далее по Каспийскому морю в арабские земли. Волжским торговым путем пользовались торговые люди из Новгорода, Ростова, Владимира, Рязани и других северных русских земель. Купцам из Киева, Чернигова и Смоленска ехать в Итиль и на Восток приходилось через Византию. Торговля с Византией шла очень оживленно, чему способствовали соглашения 907-го и 911 годов. Добраться до Константинополя из Киева можно было, следуя по Днепру и вдоль Черноморского побережья. Путешествие было опасным, и торговцами часто являлись княжеские дружинники. Торговля с Западом осуществлялась двумя путями: из Киева в Центральную Европу и из Новгорода через Балтийское море в Скандинавию, южную Прибалтику и далее на запад по суше и по воде.



Вверх