Цели и функции оэср. Оэср: расшифровка указывает на мировое господство

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - это экономическая организация стран мирового масштаба (своеобразный глобальный экономический клуб), учрежденная с целью осуществлять и координировать единую экономическую политику и экономические программы по оказанию всесторонней помощи, с целью осуществления свободной торговли и развития мирового экономического и промышленного потенциала.

ОЭСР: определение и понятие

ОЭСР на глобальном уровне осуществляет научные исследования экономических процессов мирового масштаба, изучает возможности международного взаимодействия и сотрудничества между странами в области технологического и экономического развития, разрабатывает планы по обмену опытом между странами, выявляет основные направления внешней и внутренней политики различных государств в области финансовых, экономических, торговых и деловых отношений.

ОЭСР - это международная экономическая организация развитых стран, созданная с целью научных исследований экономических процессов в мировой экономике и отдельных стран в частности, консультаций по ряду экономических и финансовых вопросов. ОЭСР осуществляет тесное сотрудничество с ВТО, ВМФ и другими организациями.

Организации экономического сотрудничества и развития

Организации экономического сотрудничества и развития принято подразделять на региональные и международные:

ОЭСР - это объединение промышленно - развитых стран по ряду экономических вопросов. К промышленно-развитым странам относят:

  • страны «Большой семерки» (Германия, США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада);
  • менее высокоразвитые страны Европы;
  • страны переселенческого капитала: Израиль, ЮАР, Новая Зеландия, Австралия.

На долю промышленно развитых стран приходится примерно 60 % всего ВВП.

История образования ОЭСР

Война с Германией нанесла огромный ущерб экономике всех стран Европы. Были разрушены тысячи предприятий, остановлены производства на десятках тысяч заводов и фабрик, в упадке находилось сельское хозяйство. На восстановление экономики, выплату пособий населению, на инвестиции в производство и сельское хозяйство у стран Европы не было финансовых возможностей.

Финансовый и продовольственный кризис, инфляция, бедность, безработица, нехватка жилищного фонда приводили к обострению экономической нестабильности в европейском обществе. Для стабилизации экономики требовались огромные денежные средства, которых у европейских стран не было.

План Маршалла

США за время Второй мировой войны преумножило свой финансовый потенциал, обладая 2/3 всего мирового запаса золота. В нелегкое время для стран Европы США предлагает безвозмездно финансовую помощь «План Маршалла» или «Европейская программа реконструкции» (предложен Дж. Маршаллом в 1947 году). Для осуществления этой программы и контроля над ее исполнением США настаивает на создании специальной организации.

12 июля 1947 году на конференции 16 стран создается Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству. Он должен был разработать план на 4 года по восстановлению экономик европейских стран, рассчитать размеры финансовой помощи США, необходимой для преодоления экономического кризиса в Европе.

Конгресс США в апреле 1948 года принял закон «О помощи иностранным государствам» (так называемый План Маршалла), на реализацию ее было выделено 29 млрд долларов. План Маршалла предусматривал в течение 5 лет реализацию следующих пунктов:

  • оказание материальной помощи;
  • обеспечение поставок одежды, питания, топлива;
  • поставки продовольственного сырья;
  • предоставление финансовых займов на приобретение промышленного оборудования;
  • размещение на территории стран, получающих помощь, американских военных баз.

16 государств Европы получили материальную помощь по Плану Маршалла. Фактически объем помощи оказался 17 млрд долларов (вместо запланированных 29 млрд долл.), причем 2/3 от этой суммы получили Франция, Великобритания, ФРГ, Италия.

В 1948 году создана Организация европейского экономического сотрудничества для координации Плана Маршалла.

Между европейскими странами, США и Канадой после организации ОЕЭС возникла необходимость более тесного сотрудничества. США и Канада вступают в ОЕЭС, и подписывают Конвенцию, согласно которой ОЕЭС реорганизовано в Организацию экономического сотрудничества. Таким образом, в 1960 году было учреждено ОЭСР. Штаб-квартира ОЭСР расположена в Париже.

Руководство ОЭСР

Руководителем ОЭСР является Генеральный секретарь, избирается на 5 лет, и имеет возможность быть переизбранным на новый срок. В настоящее время Генеральный секретарь ОЭСР является Хосе Анхель Гурриа (переизбран на третий срок в 2015 году).

Структура ОЭСР

Органы управления ОЭСР:

  1. Совет ОЭСР состоит из делегатов от всех стран-участниц, осуществляет общий контроль. Председатель Совета - Генеральный секретарь ОЭСР. Совету подчиняются постоянные комитеты.
  2. Комитеты изучают конкретные проблемы и руководят вспомогательными подразделениями, обсуждают предложения и занимаются реализацией проектов. В ОЭСР работает около 200 комитетов и контактных групп.
  3. Секретариат ОЭСР обеспечивает работу организации, оказывает помощь комитетам и рабочим группам, координирует их деятельность. Анализирует приоритеты и разрабатывает конкретные предложения. Секретариатом руководит Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития, которому помогают 3 заместителя. Секретариат подразделен на департаменты и директораты.

Цели ОЭСР

Выделяются следующие цели:

  • анализ и прогноз направлений экономического и промышленного развития стран;
  • разработка методов и подходов решения мировых экономических проблем, внедрение разумных методов развития экономики в странах-членах ОЭСР;
  • достижение высокого экономического роста стран-участниц;
  • достижение уровня финансовой стабильности стран-участниц;
  • повышение уровня и качества жизни населения стран-участниц.

Задачи ОЭСР

Основными задачами Организации экономического сотрудничества и развития являются:

  • экономический рост и финансовая стабильность стран-участниц ОЭСР;
  • помощь развивающимся странам ;
  • расширение международной торговли;
  • уменьшение уровня безработицы;
  • обеспечение социального равенства для каждого.

Деятельность ОЭСР

Организация решает широкий спектр проблем, разрабатывает методы реализации реформ в сферах налогообложения, финансов, социальных выплат, образования, медицинского обслуживания. Разрабатывает способы борьбы с коррупцией в глобальном масштабе. ОЭСР планирует создание Единого всемирного хозяйства.

Организация экономического содействия и развития осуществляет сбор соответствующей информации для оказания помощи правительствам стран в борьбе с наиболее актуальными экономическими, финансовыми, социальными и другими проблемами данных государств. ОЭСР анализирует данные, осуществляет постоянное наблюдение за событиями в странах-членах ОЭСР, публикует экономические прогнозы и анализы экономического развития той или иной страны.

Секретариат занимается сбором, обобщением и анализом информации, которую передает в соответствующие комитеты.

Организация тесно сотрудничает с Индией, Китаем, ЮАР, Бразилией с более чем 40 странами, осуществляющими 2/3 мировой торговли.

Основные направления деятельности ОЭСР

Выделяют такие:

  • исследование развития мировой экономики и национальных экономик отдельных стран;
  • налоговая и бюджетная политика;
  • сельское хозяйство и продовольственная политика;
  • предпринимательство и торговля;
  • финансы;
  • образование и здравоохранение;
  • социальная и трудовая политика;
  • территориальное развитие муниципальных образований;
  • охрана окружающей среды;
  • информация, компьютеризация;
  • борьба с киберпреступностью;
  • наука и технологии.

Приоритетные направления деятельности ОЭСР формируются в зависимости от остроты возникающих в обществе проблем (старение населения, борьба с радикальным терроризмом и киберпреступностью, борьба с бедностью, борьба с коррупцией, повышение уровня занятости населения и другие).

Страны ОЭСР

В настоящее время в состав Организации экономического сотрудничества и развития входят 35 стран, 20 из них - это страны-основатели ОЭСР: Великобритания, Германия, Италия, Испания, Франция, Португалия, Греция, Бельгия, Австрия, Дания, Нидерланды, Норвегия, США, Канада, Турция, Швейцария, Исландия, Люксембург, Ирландия, Швеция.

Присоединившиеся к ОЭСР страны: Финляндия (1969), Польша (1996), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Япония (1964), Чехия (1995), Эстония (2010), Венгрия (1996), Южная Корея (1996), Словакия (2000), Австралия (1971), Словения (2010) , Израиль (2010), Чили (2010), Латвия (2016).

Всем, кто интересуется тенденциями в мировой экономике, безусловно, известно о существовании такой авторитетной организации, как ОЭСР. аббревиатуры гласит, что это Структура эта существует уже достаточно давно, и с течением времени её влияние только возрастает.

Глобализация мировой экономики

Расширение ОЭСР

Нередко приходится слышать о претензиях ОЭСР на мировое господство. У таких утверждений есть определённые основания. В организацию сегодня входят 34 страны, в том числе большая часть союза. На страны ОЭСР приходится около шестидесяти процентов мирового промышленного производства. Но это говорит лишь о том, что жить в современном технологическом мире и быть изолированным от него просто невозможно. Многие страны сотрудничают с ОЭСР по целому ряду направлений, не являясь её членами. Расширение Организации экономического сотрудничества и развития ограничено жёсткими стандартами, которым должны соответствовать страны, претендующие на полноценное членство. Список ОЭСР на расширение включает в себя такие значимые страны с интенсивно развивающейся экономикой, как Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и ЮАР.

ОЭСР и Российская Федерация

Непросто складываются отношения ОЭСР с Россией. На протяжении многих лет Российская Федерация декларировала курс на интеграцию в эту международную структуру. Существенным шагом в этом направлении явилось вступление России во Всемирную торговую организацию. Но в марте 2014 года процесс интеграции России в ОЭСР был приостановлен на неопределённый срок. Причиной тому явились главным образом экономические санкции на фоне Украинского кризиса. Но значение имеет также и усилившаяся антизападная риторика в российских правящих кругах. Многие в России ставят под сомнение саму необходимость интеграции страны в данную международную структуру. Антиглобалистские консервативные тенденции всё острее проявляются во многих странах и регионах мира. Россия в этом плане не является исключением.

Перспективы глобализации

За неполных семь десятилетий своего существования ОЭСР, расшифровка названия которой свидетельствует о претензиях на мировое влияние, успела стать весьма авторитетной структурой. В начале третьего тысячелетия перед ней открылись новые перспективы и направления деятельности в сфере координации экономического развития и мирового разделения труда. Глобальное производство материальных ценностей в двадцать первом веке всё более смещается в регион Юго-Восточной Азии. И организация ОЭСР исполняет координирующую функцию в этом процессе. Она способствует сбалансированному учёту законных интересов владельцев прав интеллектуальной собственности на высокотехнологичную продукцию и тех, кто эту продукцию производит.

Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизация валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношения с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официально-провозглашенные цели ОЭСР:

  • 1. Содействие устойчивому социальному и экономическому развитию как участвующих так и не участвующих в организации стран, разработка эффективных методов координации их торговой и общественной политики;
  • 2. Содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в развитие мировой экономики;
  • 3. Содействие развитию мировой торговли и многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
  • 4. Стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам;

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

  • 1. Оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
  • 2. Содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
  • 3. Содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
  • 4. Содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
  • 5. Поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
  • 6. Содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
  • 7. Осуществление сношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
  • 8. Поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
  • 9. Обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
  • 10. Проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК, кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющих обоюдный интерес, и приходить к согласию, в вопросах требующих совместных действий.

Деятельность

ОЭСР активно занимается различными вопросами, вязанными с глобализацией. Деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (например, услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по контролю над соблюдением условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты налоговой конкуренции между отдельными странами (речь идет о практике создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала, расширяет доступ стран, не входящих в организацию к «Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию».

Быстрое развитие международной торговли требует создания соответствующей конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников широко используется торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, и это искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала «Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок». Конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Однако ОЭСР делает здесь акцент, прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежании введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.

Вне влиятельной межправительственной организацией межрегионального характера является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая начала свою деятельность в 1961 г . на базе Организации европейского экономического сотрудничества.Штаб-квартира организации располагается в Париже.

В ОЭСР входят 30 экономически развитых стран, в том числе Венгрия, Греция, Мексика, Польша, Республика Корея, Турция, Чехия и Словакия.

РФ имеет в ОЭСР статус наблюдателя, однако заинтересована в полноправном членстве.

Цель деятельности ОЭСР

Содействовать устойчивому экономическому развитию в государствах-членах и нечленах Организации посредством проведения политики либерализации трансграничного перемещения всех факторов производства.

ОЭСР осуществляет научные исследования процессов, происходящих в мировой экономике в целом, а также в отдельных ее регионах и странах, проводит консультации, участвует в международных проектах, осуществляет активное сотрудничество с МВФ, ВБ, ВТО и другими организациями.

В рамках Организации экономического сотрудничества и развития проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам.

Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет научная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенствование статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно национальными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюджетную и валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник «Экономические перспективы ОЭСР» — наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на два года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.

Большую роль играет ОЭСР в оказании помощи развивающимся странам. В 70-е гг. выделилась группа богатых нефтяных стран, в 80-е гг. на рынки мира вышли так называемые новые индустриальные страны (НИС). В то же время усилилось обнищание наиболее бедных и отсталых стран. Это определило дифференцированный подход ОЭСР к проблемам развивающихся стран. Например, в отношениях с последней группой стран применяются различные формы продовольственной помощи, пониженные ставки процента по займам, оказывается содействие в формировании экономических структур. Центр развития ОЭСР координирует всю работу с развивающимися странами.

В целом ОЭСР является влиятельной и достаточно эффективной международной экономической организацией промышленно развитых капиталистических стран, накопившей большой опыт выработки разнообразных методов экономической политики, механизмов сотрудничества различных государств. Поэтому участие России в деятельности ОЭСР может способствовать ее экономическому прогрессу.

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ФНС России участвует в заседаниях рабочих групп при Комитете ОЭСР по налоговым вопросам - Рабочей группы № 1 ОЭСР по налоговым соглашениям об избежании двойного налогообложения и смежным вопросам, Рабочей группы ОЭСР №6 по трансфертному ценообразованию, Рабочей группы № 10 ОЭСР по обмену информацией.

Работа с Глобальным форумом по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях

Российская Федерация является членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях. Глобальный форум действует в структуре Комитета по налоговым вопросам ОЭСР с 2000 года и осуществляет мониторинг и контроль применения странами мира стандартов ОЭСР в области транспарентности и обмена налоговой информацией.

В рамках данного мероприятия в 2014 году Глобальный форум одобрил отчет по оценке Российской Федерации в рамках фазы 2 с рейтингом «в целом соответствует». Следует отметить, что оценка «в целом соответствует» ранее была выставлена таким странам как США, Великобритания, Германия и Италия.

Кроме того, летом 2016 года Российская Федерация успешно прошла проверку Глобального форума на соответствие требованиям по конфиденциальности и защите данных, что является необходимым условием присоединения к системе автоматического обмена информацией в рамках Единого стандарта отчетности (CRS).

Форум по налоговому администрированию

ФНС России принимает активное участие в работе Форума по налоговому администрированию ОЭСР - одной из наиболее авторитетных и представительных международных площадок сотрудничества налоговых администраций стран мира.

Форум по налоговому администрированию (FTA) – один из рабочих органов Организации экономического сотрудничества и развития. Он представляет собой площадку для глав налоговых администраций, цель которой – постоянный обмен мнениями и опытом и выработка общей позиции по ключевым вопросам международной налоговой повестки. В настоящий момент в состав FTA входит 50 руководителей налоговых администраций.

ФНС России – полноправный член FTA и принимает активное участие в работе организации. Руководство работой FTA осуществляет Председатель и вице-председатели при поддержке Секретариата. В настоящий момент Председателем FTA является глава налоговой администрации Норвегии Г.-Х. Хольте. Руководитель ФНС России М.В. Мишустин являлся вице-председателем FTA с 2014 по 2017 годы. Делегации ФНС России регулярно принимают участие в различных мероприятиях под эгидой ОЭСР, в пленарных заседаниях, в заседаниях Бюро, рабочих встречах и семинарах. В частности, в 2017 году проведены два семинара под эгидой ОЭСР на территории Российской Федерации.

Руководящим органом FTA является Бюро, которое встречается два раза в год; иногда в режиме конференц-связи. Бюро утверждает рабочую программу FTA, рассматривает ее результаты и определяет стратегические направления деятельности. На данный момент в Бюро входят 13 руководителей, которые представляют следующие страны: Австралию, Великобританию, Индию, Ирландию, Канаду, Китай, Нидерланды, Норвегию, Россию, США, Францию, Японию, ЮАР. Заседания Бюро традиционно проходят в штаб-квартире ОЭСР в Париже. Последнее на данный момент заседание Бюро состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.

Каждые 15-18 месяцев проводится пленарное заседание FTA. В пленарных заседаниях принимают участие Руководители налоговых администраций из каждой страны-участницы FTA и ключевых организаций-партнеров (в том числе Комиссия ЕС, МВФ, Всемирный банк, Форум налоговых администраций стран Африки (ATAF), Межамериканский центр налоговых администраций (CIAT), Центр встреч и исследований налогового администрирования (CREDAF) и Европейская организация налоговых администраций (IOTA)). Последнее на данный момент пленарное заседание состоялось в сентябре 2017 г. в Осло.

Работа в рамках международных проектов ОЭСР

В 2015-2017 года ФНС России являлась куратором международного проекта по электронным услугам налогоплательщикам и цифровым каналам доставки, проводимого под эгидой Форума по налоговому администрированию ОЭСР (FTA). В рамках проекта специалисты ФНС России изучали мировой опыт применения передовых технологий в налоговом администрировании и вырабатывают рекомендации для руководителей налоговых органов стран мира.

В ходе заседания в сентябре 2018 г. члены Бюро высоко оценили усилия ФНС России по изучению мирового опыта использования мобильных технологий, систем искусственного интеллекта и машинного обучения.

Согласно решению Бюро, в 2018 году Служба продолжит курировать обмен опытом и знаниями в рамках сообщества налоговых администраций, заинтересованных в использовании цифровых технологий для повышения эффективности их деятельности. Кроме того, разработанная Службой модель оценки цифровой зрелости налоговых администраций станет основой более масштабного исследования, посвященного формированию налогового органа будущего.

В ходе встречи членами Бюро также было одобрено предложение ФНС России провести проект по изучению особенностей внедрения онлайн кассовых аппаратов, основанный на успешном опыте Службы в создании системы контрольно-кассовой техники нового поколения.



Вверх