О чем идет речь в рассказе шинель. Николай гогольшинель

«Шинель» - одна из петербургских повестей Гоголя. Хотя многие считают ввиду небольшого объема считают Шинель рассказом, на самом деле это повесть. Будьте внимательны и не ошибайтесь в определении.

Мы предлагаем вам краткое содержание повести Шинель. Краткое содержание описывает все ключевые моменты повествования, поэтому вы не упустите ничего важного. Также для вашего понимания краткое содержание повести Шинель разбавлено картинками, чтобы вы ярко представляли происходящие события.

ШИНЕЛЬ – краткое содержание.

Акакий Акакиевич Башмачкин

В одном департаменте служил ничем не примечательный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин . Роста он был небольшого, несколько рябоват, рыжеват, с небольшой лысиной на лбу и «геморроидальным» цветом лица. Он был в чине вечного титулярного советника.

Имя Акакий ему дала покойница матушка, которой не понравились календарные имена, такие как Трифилий, Дула и Варахасий. Решила она, пусть будут звать ребенка, как зовут его отца.

Поступивши в департамент, Акакий Акакиевич полностью сжился с обстановкой. Сколько бы не менялось директоров или сотрудников, его всегда можно было увидеть в одной и той же должности, тем же чиновником для письма. Многие даже считали, что он родился в мундире и с лысиной на голове.

На работе Башмачкина не уважали. Даже сторожа воспринимали его присутствие как присутствие пролетевшей мухи.

Начальство относилось к нему холодно-деспотически. Коллеги издевались над ним, высмеивали его безотказность, и даже сыпали ему на голову разорванные бумажки. Однако Акакий Акакиевич никак не реагировал на эти оскорбления, безошибочно переписывая документы. Только в самых крайних случаях чиновник спрашивал коллег, почему они его обижают. Причем говорилось это таким тоном, что однажды даже перевернуло все внутри в одном поступившем на службу молодом человеке, заставило его по-другому посмотреть на все происходящее, оттолкнуло от товарищей, казавшихся на первый взгляд приличными светскими людьми.

Работу свою Акакий Акакиевич выполнял ревностно, даже с любовью. Видя такое усердие, один добрый начальник приказал вознаградить его, дать задание поважнее. Однако Акакий Акакиевич даже вспотел от напряжения и попросил, чтобы дали ему что-нибудь просто переписать. С этого момента Башмачкина оставили в покое.

Переписывание составляло смысл его жизни. Чиновник не следил за своим внешним видом, и постепенно его вицмундир стал рыжевато-мучного цвета, на него постоянно что-то прилипало. Акакий Акакиевич совершенно не замечал жизни, бурлившей вокруг него. Все для него сводилось к аккуратно написанным строкам.

По вечерам Акакий Акакиевич наскоро съедал свой ужин, порой не замечая попадавшихся в блюде мух, и снова садился переписывать. Когда работы не было, то он переписывал что-то просто для себя, на память. Этот человек был чужд каких-либо развлечений. Он получал мизерное жалование, однако кое-как ему хватало, и он был этим счастлив.

Так и дожил бы Акакий Акакиевич до старости, если бы не петербургский мороз. Вдруг стал замечать чиновник, что уж больно ему пробирает спину и плечо. Когда же рассмотрел он свою шинель, то заметил, что именно в этих местах материя протерлась, а подкладка совершенно расползлась. Чиновник решил отнести свою шинель знакомому

портному, который уже не раз ставил заплаты на нищем гардеробе Акакия Акакиевича. Портной осмотрел шинель и категорически заявил, что уже ничего нельзя сделать — нужно шить новую. Портной ввел Акакия Акакиевича в полное замешательство. Как ни уговаривал чиновник, портной не пожелал переделывать старую шинель.

Акакии Акакиевич задумался, ведь портной мог сшить шинель аж за восемьдесят рублей, половина этой суммы, накопленная в течение нескольких лет, у Башмачкина была. Где взять недостающие деньги? Чиновник решил экономить на всем: отказаться от ужина, реже стирать белье (а для этого дома ходить только в халате), работать только при хозяйской свече. На счастье, вместо ожидаемой премии в сорок пять рублей ему выдали целых шестьдесят, что способствовало ускорению дела. Шинель стала целью чиновника, что отразилось даже на его внешнем виде: он стал живее, даже огонек зажегся в глазах его. Каждый месяц Акакий Акакиевич заходил к портному поговорить о предстоящей обновке.

Наконец через несколько месяцев собралась необходимая сумма. В первый же день купили сукна, коленкор на подкладку, кошку на воротник, и через две недели Акакий Акакиевич примерил новую шинель, которая была совершенно впору. Акакий Акакиевич отправился в департамент в прекрасном расположении духа.

Коллеги по службе узнали о шинели и прибежали поздравлять Акакия Акакиевича с обновой, говори, что это нужно обязательно отметить. Чиновник даже застеснялся. Он был совершенно растерян. Наконец помощник столоначальника оказал, что он сам даст вечер вместо Акакия Акакиевича, а заодно и отпразднует свои именины.

Чиновник стал отнекиваться, но его уговорили, да и хотелось лишний раз пройтись в новой шинели. На вечере Башмачкину довольно скоро стало скучно, однако хозяева не отпустили его, пока он не выпил пару бокалов шампанского. Возвращался домой чиновник заполночь. В одном из темных переулков его встретили два разбойника с усами и отняли шинель.

Акакий Акакиевич был вне себя от горя. Когда воры скрылись, он с криками бросился к будочнику, тот отправил его к надзирателю. Хозяйка, видя бедственное положение квартиранта, сказала, что лучше всего идти к частному следователю – квартальный надует. Частный более выспрашивал чиновника, во сколько и в каком состоянии возвращался тот домой, чем ввел его в полное замешательство. Кто-то из сослуживцев посоветовал чиновнику обратиться к значительному лицу.

Акакий Акакиевич отправился к самому генералу, который славился у своих подчиненных неприступной строгостью. Чиновник прождал долгое время и был принят. Он объяснил генералу, что ограблен и пришел за помощью. Он просил, чтобы генерал списался с обер-полицмейстером и отыскал шинель. Значительное лицо почувствовал себя оскорбленным. Генерал указал Башмачкину, что тот должен был сначала подать просьбу в канцелярию. Когда посетитель, собираясь с духом, заявил, что секретари ненадежный народ, значительное лицо вконец рассердилось. Из кабинета чиновника почти без чувств вынесли сторожа. Вскоре он заболел горячкой и скоропостижно скончался.

По Петербургу пронеслись слухи, что у Калинкина моста по ночам бродит мертвец, который срывает с прохожих шинели. Однажды значительное лицо, желая развлечься, отправился к своей приятельнице Каролине Ивановне. Генерал сидел в санях и вспоминал приятно проведенный вечер, когда кто-то сильно схватил его за воротник шинели. Обернувшись, значительное лицо с ужасом рассмотрел, что его держит Акакий Акакиевич. Сидевший сам поскорее скинул свою шинель и приказал кучеру скакать во весь опор домой. С тех пор привидение уже не обижало припозднившихся прохожих, а значительное лицо стал заметнее добрее к своим подчиненным.

История, произо-шедшая с Акакием Акаки-е-вичем Башмач-киным, начи-на-ется с рассказа о его рождении и причуд-ливом его имено-вании и пере-ходит к повест-во-ванию о службе его в долж-ности титу-ляр-ного совет-ника.

Многие молодые чинов-ники, подсме-и-ваясь, чинят ему докуки, осыпают бумаж-ками, толкают под руку, — и лишь когда вовсе невмо-готу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, прекло-ня-ющим на жалость. Акакий Акаки-евич, чья служба состоит в пере-пи-сы-вании бумаг, испол-няет ее с любовью и, даже придя из присут-ствия и наскоро похлебав щей своих, выни-мает баночку с черни-лами и пере-пи-сы-вает бумаги, прине-сенные на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь доку-мента с замыс-ло-ватым адресом. Развле-чений, услады прия-тель-ства для него не суще-ствует, «напи-сав-шись всласть, он ложился спать», с улыбкою пред-вкушая завтрашнее пере-пи-сы-вание.

Однако таковую разме-рен-ность жизни нару-шает непред-ви-денное проис-ше-ствие. Однажды утром, после много-кратных внушений, сделанных петер-бург-ским морозом, Акакий Акаки-евич, изучив свою шинель (настолько утра-тившую вид, что в депар-та-менте давно имено-вали ее капотом), заме-чает, что на плечах и спине она совер-шенно сквозит. Он решает нести ее к порт-ному Петро-вичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без деталь-ности изло-жена. Петрович осмат-ри-вает капот и заяв-ляет, что попра-вить ничего нельзя, а придется делать новую шинель. Потря-сенный названною Петро-вичем ценой, Акакий Акаки-евич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчетам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своем. Увидев, что без новой шинели не обой-тись, Акакий Акаки-евич приис-ки-вает, как достать те восемь-десят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возь-мется за дело. Он реша-ется умень-шить «обык-но-венные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажи-гать свечи, ступать на цыпочках, дабы не исте-реть преж-девре-менно подметок, реже отда-вать прачке белье, а чтобы не зана-ши-ва-лось, дома оста-ваться в одном халате.

Жизнь его меня-ется совер-шенно: мечта о шинели сопут-ствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наве-ды-ва-ется к Петро-вичу пого-во-рить о шинели. Ожида-емое награж-дение к празд-нику, против ожидания, оказы-ва-ется большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акаки-евич с Петро-вичем отправ-ля-ется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петро-вича — все оказы-ва-ется выше всяких похвал, и, ввиду начав-шихся морозов, Акакий Акаки-евич однажды отправ-ля-ется в депар-та-мент в новой шинели. Событие сие не оста-ется неза-ме-ченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акаки-е-вича по такому случаю задать вечер, и только вмеша-тель-ство некоего чинов-ника (как нарочно именин-ника), позвав-шего всех на чай, спасает смущен-ного Акакия Акаки-е-вича.

После дня, бывшего для него точно большой торже-ственный праздник, Акакий Акаки-евич возвра-ща-ется домой, весело обедает и, поси-ба-рит-ствовав без дел, направ-ля-ется к чинов-нику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обра-ща-ются к висту, ужину, шампан-скому. Принуж-денный к тому же Акакий Акаки-евич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, поти-хоньку уходит домой. Пона-чалу возбуж-денный, он даже устрем-ля-ется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была испол-нена необык-но-вен-ного движения»), но потя-нув-шиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его оста-нав-ли-вают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начи-на-ются злоклю-чения Акакия Акаки-е-вича. Он не находит помощи у част-ного пристава. В присут-ствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своем, его жалеют и думают даже сделать склад-чину, но, собрав сущую безде-лицу, дают совет отпра-виться к значи-тель-ному лицу, кое может поспо-соб-ство-вать более успеш-ному поиску шинели. Далее описы-ва-ются приемы и обычаи значи-тель-ного лица, став-шего значи-тельным лишь недавно, а потому озабо-ченным, как бы придать себе большей значи-тель-ности: «Стро-гость, стро-гость и — стро-гость», — гова-ривал он обык-но-венно. Желая пора-зить своего прия-теля, с коим не виделся много лет, он жестоко распе-кает Акакия Акаки-е-вича, который, по его мнению, обра-тился к нему не по форме. Не чуя ног, доби-ра-ется тот до дома и свали-ва-ется с сильною горячкой. Несколько дней беспа-мят-ства и бреда — и Акакий Акаки-евич умирает, о чем лишь на четвертый после похорон день узнают в депар-та-менте. Вскоре стано-вится известно, что по ночам возле Калин-кина моста пока-зы-ва-ется мертвец, сдира-ющий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акаки-е-вича. Пред-при-ни-ма-емые поли-цией усилия для поимки мерт-веца пропа-дают втуне.

В то время одно значи-тельное лицо, коему не чуждо состра-дание, узнав, что Башмачкин скоро-по-стижно умер, оста-ется страшно этим потрясен и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправ-ля-ется на прия-тель-скую вече-ринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каро-лине Ивановне, и, среди страшной непо-годы, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акаки-е-вича, коий торже-ствующе стас-ки-вает с него шинель. Бледный и пере-пу-ганный, значи-тельное лицо возвра-ща-ется домой и впредь уже не распе-кает со стро-го-стью своих подчи-ненных. Появ-ление же чинов-ника-мерт-веца с тех пор совер-шенно прекра-ща-ется, а встре-тив-шееся несколько позже коло-мен-скому будоч-нику приви-дение было уже значи-тельно выше ростом и носило преогромные усы.

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Г оголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека - жертвы общественной системы - доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.

Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое.

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», - так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.

Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия - походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть"шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом - сюжет у него всегда бедный, скорее - нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить немного, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», - писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Г оголя».

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», - отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз - аллегория гоголевского Петербурга.

Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования - все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен навал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».

«Поставить гоголевскую «Шинель» - это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Г оголя - это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», - сказал Фокин. Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин - это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», - рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова - это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», - говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.

«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает - хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».


«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» - это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин - это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».

Рассказ не поделен на главы

Очень кратко

У главного героя - Акакия Акакиевича порвалось пальто, его уже не восстановить, поэтому приходиться шить новое. Он тратит на это около сорока рублей, при этом экономит на еде, свечах и белье. После нескольких дней радости, Акакий решает отметить приобретение новой шинели. По пути домой, после празднества, у Башмачкина воруют шинель. Он пытается обратиться за помощью к важному лицу, но получает грубый отказ. После чего умирает дома.

На четвертый день похорон идет слух о том, что появился живой мертвец, похожий на Акакия Акакиевича, он снимает шинели со всех прохожих. Человек, который был обеспокоен смертью Башмачкина, решает отвлечься от забот и идет развлекаться, на обратном пути же у него ворует шинель мертвец, который похож на Акакия Акакиевича Башмачкина. После этого случая слухи о мертвеце прекращаются. Только один раз будочнику встречается приведение, но уже не похожее на Акакия Акакиевича.

Главная мысль

В рассказе главной мыслью является несправедливое отношение к маленькому человеку - Акакию Акакивиечу. Он пытался предпринять что-то лучшее для себя, а добился только того, что у него украли шинель.

И еще одна главная мысль - к каждому человеку нужно относиться с добром, не отказывать в грубой форме и ценить личные качества каждого.

Также к главной мысли относится и то, что чиновники бывают слишком грубы к низшим слоям и часто пользуются служебным положением. Это наносит вред окружающим, а мертвец Акакия Акакиевича символизирует наказание, которое будет для всех, кто будет плохо относиться к другим. Они не ценят усилия Башмачкина, чтобы приобрести шинель, ведь это стоило огромных усилий (недоедание, экономия света, что вредило здоровью Акакия Акакиевича).

Читать краткое содержание рассказа Шинель Гоголя (по главам не поделен)

Главный герой - Акакий Акакиевич Башмачкин. Рассказ берет начало с повествования о жизни главного героя, а продолжается тем, что говорится о службе Акакия Акакиевича в должности титулярного советника. Другие служащие досаждают Акакию, но он только просит оставить его. Работа Акакия Акакиевичазаключается в переписывании бумаг. За день он исписывал несколько десятков страниц, а после ложился спать, чтобы на следующий день снова заняться переписыванием.

Так тянулись дни Акакия Башмачкина, если бы не произошел один случай. Любимая шинель Башмачкина пришла в негодность - изорвалась на плечах и в спине. Акакий решает обратиться за помощью к портному Петровичу, но тот говорит, что нельзя починить пальто - лучше сшить новое, а на починку уйдет больше денег. Он соглашается, но теперь новая проблема - нужно где-то достать восемьдесят рублей. Акакий решает уменьшить свои обеды и ужины, реже стирать свое белье. Он часто заходит к портному, чтобы узнать, как продвигается дело. Но Акакию приходится отдать еще двадцать рублей за работу портного - шинель вышла отличной, все сделано в лучшем качестве.

Приобретение шинели не остается не замеченным - все только и говорят об этом. С этого момента жизнь Акакия Акакивиеча меняется большой скоростью. Но кончается все не очень удачно - по дороге домой с него снимают шинель. Башмачкин пытается обратиться к значительному лицу, но поиски шинели ни к чему не приводят. Значительное лицо жестоко отказывает Акакию, под предлогом того, что он неподобающе обратился к нему. После чего Башмачкин приходит домой, у него поднимается высокая температура от переживаний. Он проводит несколько дней в беспамятстве, а после умирает. После смерти Акакия Акакивиеча проходят слухи о том, что около Калинкина моста ходит мертвец и снимает шинели со всех подряд. Иногда узнают в мертвеце черты Акакия Акакиевича.

Одно важное лицо узнав о гибели Башмачкина, приходит в ужас, и чтобы поскорее развеять свои мыли идет развлекаться. В страхе он узнает Акакия Акакиевича, который стаскивает с него шинель. Побледневший и перепугавшийся, важное лицо приходит домой и после чего меняет свое отношение к низшим чинам. Появления же мертвеца с того времени не было замечено, а увиденное через некоторое время будочнику привидение уже отличалось от предыдущего: появились усики и казался выше. Тем и кончается рассказ.

Картинка или рисунок Шинель

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Стругацкие Стажёры

    Действие произведения происходит в далеком будущем, когда космическое пространство стало для землян вторым домом. Молодой специалист Юра Бородин отстал от своей команды. В космическом перевалочном пункте он ищет способ добраться на спутник Сатурна.Краткое содержание Бунин Окаянные дни

    «Окаянные дни» были написаны Буниным в 1918 году в виде дневника, в котором велись учетные записи. Именно в них и были употреблены все случаи, произошедшие в те года, которые изменили жизнь многих людей в России.

История, которая произошла с Башмачкиным Акакием Акакиевичем, начинается с его рождения, а затем продолжается в рассказе о его службе титулярным советником.

Служба Акакия Акакиевича заключается в переписывании бумаг. Делает он это с особой любовью и усердием, даже берет работу на дом, а когда ложится спать, с радостью представляет себе завтрашнее переписывание. Для него не существует в жизни иной радости или развлечения. Другие молодые чиновники подшучивают над ним и осыпают бумажками. Но Акакий Акакиевич просит не обижать его, вызывая к себе лишь жалость.

Однако, в размеренной жизни Акакия Акакиевича случается неожиданное происшествие.

После нескольких морозных петербургских дней, он наконец-то осознает, что старая его шинель, которую в департаменте прозвали капотом, окончательно пришла в негодность (сквозит на плечах и спине) и требует починки. Акакий Акакиевич относит ее к портному Петровичу, но тот заявляет, что поправить уже ничего нельзя, а нужно шить новую шинель. Акакий потрясен ценой, которую назвал Петрович, и решает зайти к нему в другое время. Рассчитав, когда Петрович должен быть похмелен, Акакий вновь обращается к портному, но тот не стал более сговорчивым и называет страшную цену в восемьдесят рублей. Акакию остается только согласиться на такие условия. При этом он решает уменьшить свои ежедневные расходы, т. е. не пить по вечерам чай, свечи не зажигать, ходить на цыпочках, чтобы не стирались подметки, а белье пореже отдавать прачке.

Жизнь Акакия изменилась совершенно: у него появилась своя мечта, мечта о шинели, которая согревала и придавала ему сил. Он стал каждый месяц заходить к Петровичу, чтобы просто поговорить о шинели. Вскоре, накопив средств, Акакий вместе с Петровичем отправляется покупать сукно, коленкор на подкладку и кошку на воротник. Взявшись за работу, Петрович отлично с ней справляется. С наступлением морозов, Акакий Акакиевич идет на службу в новой шинели. Это событие было замечено всеми в департаменте, обновку одобрили и даже требовали от Акакия задать вечер по такому случаю. К счастью смущенного Акакия, один из чиновников оказался в тот день именинником и всех пригласил на чай.

Пообедав дома, Акакий в приподнятом настроении отправляется к чиновнику в дальнюю часть города. Все собравшиеся опять хвалят его шинель, вскоре их внимание переключается на ужин, шампанское и вист. Акакий тоже охвачен непривычным для него весельем, но, памятуя о позднем времени, он тихонько отправляется домой. Пустынные улицы внушают ему страх. А прямо посреди огромной, пустой площади усатые незнакомцы снимают с него шинель.

На этом заканчивается праздник в жизни Акакия, и начинаются его злоключения. Частный пристав отказывается ему помочь. На службу он опять приходит в старой шинели. Его все жалеют, и даже хотят в складчину приобрести новую шинель, но собранных денег для этого слишком мало. Желая помочь, коллеги дают Акакию совет обратиться к значительному лицу, которое может поспособствовать быстрому поиску шинели. Значительное лицо стал значительным лишь недавно, поэтому больше всего он озабочен тем, как бы придать себе побольше этой самой значительности. После встречи с ним Акакий Акакиевич, расстроенный и обессиленный, приходит домой, падает в постель с сильной горячкой, а через несколько дней умирает. В департаменте о его смерти узнали лишь через четыре дня после похорон. В скором времени, появляются слухи о призраке на Калинкином мосту, который сдирает со всех шинели, не обращая внимания на звание и чин. Кто-то узнал в нем Акакия Акакиевича. Усилия полиции по поимке преступника оказываются бесполезными.

Значительное лицо, узнав о смерти Башмачкина, потрясен этим событием, ведь и ему не чуждо сострадание. Однажды, возвращаясь домой после приятельской вечеринки, значительное лицо встречает призрак Акакия Акакиевича, который стаскивает шинель с его плеч. Бледный и напуганный, значительное лицо вернулся домой и после этого случая, совершенно изменил в лучшую сторону свое отношение к подчиненным. А появления призрака-чиновника с тех пор совсем прекратились.



Вверх