Абстрактная фотография. Основы абстрактной фотографии

В начале XX века возможностью проникнуть на территорию живописи для фотографии стало абстрактное искусство. Хотя и здесь возникла определенная двойственность: с одной стороны, фотография помогла западной живописи покончить с навязчивым стремлением к реализму и, возможно, спровоцировала возникновение беспредметной живописи, а с другой - сама постепенно стала устремляться в сторону абстракции. Исчерпывающее определение этому направлению в искусстве, вполне подходящее и для фотографии, дал Герберт Рид в работе «Современное искусство» 1948 года: «Мы называем абстрактными все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».

В самом широком смысле абстрактная фотография (Abstract Photography) - очень разнообразная категория изображений, созданных при помощи различных техник и приемов, но общим правилом для которых является уход от символической репрезентации. Абстрактная фотография отвергает идею того, что должно быть изображено нечто узнаваемое, предпочитая вместо этого взять в качестве объекта сам образ и процесс его создания. Поэтому к ранним примерам абстрактной фотографии можно отнести и фотогенные рисунки Генри Фокса Толбота, и хронографии Этьена-Жюля Марея, и городские пейзажи Альфреда Стиглица начала XX века.

Как течение абстрактное искусство окончательно сложилось в 1910–20 годах, охватив буквально все виды искусства, от живописи до фотографии. В его недрах родилось множество течений и так называемых «измов»: кубизм, футуризм, конструктивизм и другие.

В 1913 году Элвин Лэнгтон Коберн, спустя несколько лет после абстрактных экспериментов в живописи Василия Кандинского, включил в свою персональную выставку в Goupil Gallery в Лондоне серию из пяти фотографий под названием «Нью-Йорк с высоты». Это были виды города, снятые с высокой точки и вдобавок с искаженной перспективой, что создавало поистине абстрактный рисунок площадей и зданий.

Среди авторов - авангард тогдашней фотографии: Ласло Мохой-Надь, Эрих Мендельсон, Александр Родченко и другие. Но слава отца абстрактной фотографии досталась именно Коберну, а его «вортографиям» 1917 года - звание первых программно-абстрактных фотографий. Для их создания он направлял фотокамеру на различные объекты через трехгранную призму зеркал. Годом позже Критсиан Шад вовсе отказался от использования камеры при создании изображения - так был разработан способ, известный сегодня как фотограмма.

Свои произведения автор называл «шадографиями» и вслед за художниками-абстракционистами просто нумеровал изображения вместо названий. В основу изобретения Шада был положен принцип, используемый еще Толботом в его первых опытах фотогенного рисования: обрывки бумаги и плоские предметы помещаются на экспонируемую светочувствительную бумагу, в результате чего получаются силуэты, нередко напоминающие живописные коллажи кубистов. Своей технике фотограф оставался верен всю жизнь, создавая «шадографии» как в 1917-м, так и в 1977 году. Многие художники, включая Мэн Рея, Эль Лисицкого, Ласло Мохой-Надя, Франца Роха, подхватили появившуюся фотограмму как наиболее подходящую и выразительную технику для экспериментальных поисков в области абстрактных форм.

Соляризация, «рейография», множественная экспозиция, техника клише (cliché-verre), фотомонтаж стали инструментами для создания «внепредметных» изображений и нового понимания мира. Полученные непредсказуемые абстрактные узоры, стремящиеся к двухмерности, имели внешнее сходство с выстроенными и продуманными работами Василия Кандинского, Казимира Малевича и Макса Вебера. Вторая половина XX века продолжила перечень люминограммой Килиан Брейер и химиграммой Пьера Кордье.

Создание абстрактных образов, однако, не исчерпывается исключительно световыми и химическими манипуляциями в темной комнате. Другое «ответвление» абстрактной фотографии вполне можно было бы назвать «абстрактным реализмом». Первым его представителем, пожалуй, является Пол Стрэнд, идеолог движения «чистого» фотоискусства. Его работа «Абстракция стула» 1916 года словно декларирует основные приемы, реализующие устремление к абстракции и свойственные данному «ответвлению»: съемка крупным планом, необычные ракурсы, эффекты освещения и выразительные природные свойства самих фотографируемых объектов. Подобными способами можно было изменять привычный облик предметов. Моделью могли стать любые предметы окружающей действительности - от узора на листьях до стены дома.

Абстрактная фотография кажется чем-то неуловимым и сложным для описания определенным термином. Возможно, так случилось из-за абстрактной натуры идеи «абстракции» и закрепившихся неправильных представлениях об этом виде съемки.

Многие описывали данную тему со своей субъективной точки зрения и в этой статье я попытаюсь представить мою структуру работы с абстрактной съемкой. Она не будет ни верной, ни ошибочной, но ее можно применить к своим работам, процессу мышления и креативным идеям.

Что такое абстракция? На почве этого вопроса можно развести целую дискуссию. Фотографы навсегда привязаны к предметам, которые они снимают. Неразрывная связь с «реальностью» создает иллюзию того, что мы всегда видим перед собой фотографию чего-либо и это иногда задает тон снимка, либо же полностью портит его. Такой взгляд на фотографию полагается на то, чтобы увидеть объект в окружающем мире, полагаясь на их совместную связь.

В общих чертах, абстракция - это процесс, во время которого информация аккуратно удаляется, оставляя только очертания и ослабляя связь «объект-фотография». Например, возьмите лист бумаги и ручку, положите руку с пальцами врознь и обведите ее.

Теперь у вас есть только контур, модель руки без текстуры кожи, цвета, глубины формы и т.д. У нее даже нет отпечатков! Примерно так работает абстракция, мы отбрасываем часть информации и оставляем только то, что нам нужно. Контур, изображенный на скриншоте выше - это не обязательно моя рука. Таким образом, связь между субъектом и изображением теряется.

Абстрактные идеи сильнее обобщены, чем их исходные субъекты. Например, понятие «еда» более абстрактно, чем «фрукты», а «яблоко» - это уже конкретика. Может быть еще более детальный вариант - «зеленое яблоко». Таким образом осуществляется переход от абстракции к точному понятию.

Вы можете сказать: «Но на рисунке же ясно, что это рука. Как это может быть абстрактным изображением?». Это ловушка неверного понимания, в которую многие попадают. Изображения становятся абстрактными не потому, что перестают узнаваться. Это случается благодаря тому, что они передают не сам объект, а другие его качества - линии, текстуры, цвет, форму, узоры, ритм и т.д.

Способы создать абстрактную фотографию

Если абстракция отходит от определенных и конкретных вещей, как нам направить ее движение? Позвольте сказать, что все фотографии в какой-то мере абстрактны! Каждый раз, когда вы делаете снимок, вы направляете объектив на трехмерный мир и на выходе получаете двухмерную, плоскую картинку. Вы только что оставили одно измерение позади. Это один уровень абстрагирования, несмотря на то, что мы уже к нему привыкли.

Также, если взять цветную фотографию и конвертировать ее в черно-белый, вы отбросите сведения о цвете. Однако, истинное значение абстрактных фотографий идет намного глубже, чем упомянутые выше примеры.

Абстракция методом изоляции или исключения

Глядя на объект, вы можете увидеть возможность для создания абстрактной фотографии, так как некоторые участки могут содержать обособленные от самого предмета контрастные линии, текстуры, цвета, фигуру или форму. Это можно сделать либо во время съемки, либо при помощи кадрирования на этапе постобработки, чтобы изолировать нужные участки.

Снимок выше - один из видов абстракции, в которых основной объект, каким бы он ни был, отсекается. В итоге у нас осталось две сильные линии с острыми краями и интересная блестящая текстура. Это уже не фотография «чего-либо», а нечто, предоставленное как самостоятельная часть, отделенное от основного объекта и полностью полагающееся на линии, формы, узоры, текстуру, цвет, ритм и структуру.

Абстракции методом увеличения дистанции

По мере того, как мы отдаляемся от субъекта, информация теряется. Это может стать особенно заметно на больших расстояниях, например, при аэрофотосъемке, где видимость ухудшается по мере роста высоты.

Фотография выше - одна из работ моей серии Инфракрасные ландшафты (Infrared Earthscape). Я сделал их из окна самолета, когда летел из Провиденса в Солт-Лейк-Сити, используя камеру, способную снимать в инфракрасном свете. Похожие на текстуру детали состоят из огромных холмов, гор и долин. При этом всё выглядит крошечным, словно текстура кожи под микроскопом. Конечно, густое снежное покрытие тоже сыграло свою роль в процессе абстрагирования, убрав некоторые детали.

Абстракция методом сокращения дистанции

Когда мы очень близко подбираемся к некоторым субъектам, вещи, которые обычно малозаметны, могут проявиться как отделенные абстрактные детали. На снимке выше присутствуют толстые линии, исходящие из похожей на арку полосы, и черная обводка. Сам объект при этом становится нематериальным. Яркий сплошной оранжевый цвет еще больше подчеркивает абстрактность.

Абстракция в движении

Еще один способ отбрасывать информацию, создавая тем самым абстрактную фотографию - движение. Двигаться может сам субъект, фотограф, камера или все вместе. Это можно получить, например, перемещая камеру вверх во время съемки деревьев. Хотя это может исключить часть информации, деревья все еще остаются основным элементом, хотя и в более импрессионистичной манере. Я говорю о движении, которое в большей степени растворяет информацию, оставляя позади некоторые цвета, узоры и линии.

Снимок выше был сделан из двигающегося поезда поздним вечером, где-то между Провиденсом и Вашингтоном. Линии и цвета получились из-за движения поезда и моего преднамеренного вращения камеры.

Абстракция методом случайных узоров

Вы можете узнать или не узнать то, что представляет этот снимок - это не важно. Ключ в том, что я никак не контролировал создание этого узора. Единственным решением был момент, когда я нажал на кнопку спуска затвора. Я основывался не на том, что видел, а на своих ожиданиях, что камера должна запечатлеть узор в течении 5-6 секунд, какой бы формы он ни был. Во время процесса съемки я забраковал множество кадров, так как результат был мне не интересен по определенным причинам.

Абстракция методом перемен

Цвет и оттенки - важные элементы фотографии. Мы ожидаем получить определенную связь между разными участками снимка и их цветами. Эту ожидаемую структуру можно поменять либо на этапе постобработки, либо непосредственно во время съемки, создав совершенно другой вид абстрактной фотографии.

Снимок выше - еще одна работа из моей серии Инфракрасные ландшафты . Она сделана при помощи камеры, чувствительной к инфракрасному свету. Обычно такие фотографии имеют другие цвета в зависимости от того, как они взаимодействуют с инфракрасным светом и сенсором фотоаппарата. Я еще и самостоятельно изменил цвета, добавив сюрреалистичности. Результат -снимок безымянной местности, наполненный сложными для распознавания деталями. Текстура, узоры, линии и новый цвет стали структурными элементами, а не определенным местом на карте. Даже обычная инверсия может создать интересные абстрактные изображения из некоторых фотографий.

Выводы

Узнаваемости объекта нечего делать в абстрактной фотосъемке. Я считаю, что фундаментальное различие в том, представляет ли художник объект либо другую графическую структуру. Посмотрите на работы Аарона Сискинда (Aaron Siskind), на которых можно различить шелушащуюся краску или кучу камней. По мере быстрого исчезновения этой узнаваемости вы остаетесь с поверхностью фотографии и ее содержимым, отделенным от объекта. Еще один пример - фотография стены дома от Андре Кертеса (André Kertész), на которой четко видно, что перед нами здание, но нет никакого смысла на этом концентрироваться, ведь кадр полон разных геометрических фигур, создающих сильную структуру. Снимок вполне может иметь абстрактные качества или читаться разными способами.

Я изложил свой взгляд на создание абстрактных фотографий, предоставив вам почву для размышлений. Я использую такую же структуру, когда смотрю на абстрактные работы других фотографов. Вам этот подход может пригодиться для работы или понимания абстрактной съемки, а может быть бесполезным. В любом случае, я буду готов услышать ваши мнения в комментариях.

Абстрактная фотография отличается тем, что для ее восприятия необходимо сконцентрировать внимание на форме, линиях и цвете, а не на деталях изображения. Для правильного восприятия таких фотографий нужно научиться абстрагироваться от привычного понимания реального мира.

Важно отметить, что человеческий мозг способен воспринимать цвет и форму, но не сами предметы . И поэтому, логическое мышление меньше задействовано при созерцании абстрактных фотографий, это дает возможность глазам лучше рассмотреть всю композицию фотоснимка.

Абстрактные фотографии хороши тем, что для их получения нет необходимости ехать в какие-то экзотические страны за невероятными пейзажами или потратить кучу времени на поиск интересного кадра. Абстракции можно создавать самому, даже не выходя из дома.

Чтобы создавать правильные абстрактные фотографии, фотографу необходимо понимать основные аспекты, на которых базируется данный вид фотографии – это форма, цвет и линии .

Форма. Абстрактная фотография должна начинаться с интересной формы, ведь именно форма является основой композиции, а цвет и линии только дополняют ее. Интересную форму можно найти в любом предмете – стоит только включить воображение. Здесь нет четких критериев выбора. Форма в абстрактном снимке должна вызывать эмоции и у фотографа, и у зрителя.

Цвет. Этот критерий важен для абстрактной фотографии тем, что он привлекает внимание зрителя. А более насыщенный и яркий цвет оказывает еще больший эффект и возбуждает нервную систему (дополнительной насыщенности цвета можно добиться, используя графический редактор). Также, немаловажен в этом случае и цветовой контраст – даже самая обычная по композиционному исполнению фотография будет смотреться более выигрышно за счет контраста.

Линии. В абстрактных фотографиях часто используют разнообразные линии, благодаря чему они смотрятся еще оригинальнее и интереснее. Существуют два способа использования линий:

1. Линии направляются к зрительному центру картинки, где располагается объект. С помощью таких линий можно направить взгляд зрителя к основному смысловому центру фотографии.

2. Просто провести линии через весь кадр, не направляя к смысловому центру. Так, зритель сможет долго «путешествовать» по фотоснимку, анализируя его. Этот прием подходит для абстрактных фотографий, но в классических его лучше не применять.

Правильная абстрактная фотография зависит от хорошо выстроенной композиции – чем она лаконичней и оригинальней, тем лучше выходит абстракция. Для этого нужно научиться правильно выделять самую интересную часть в увиденном.

Ф отография давно уже достигла своей первоначальной цели: научиться фиксировать действительность. В наши дни, благодаря усовершенствованиям процесса, она умеет отражать и анализи­ровать все происходящее так, что предкам нашим показалось бы чудом. Многие фотографы, воспитанные на этом стремлении к предельному реализму и привыкшие считать, что чем меньше недоумения вызывает снимок, тем он лучше, с большим недоверием вступают в загадочную область абстрактной фотографии. Они считают, что абстрак­тной фотография быть не может, во всяком случае та фотография, которой они учились. Нужно повернуть в мозгу какой-то ключ, может быть даже гаеч­ный, чтобы заставить себя признать за беспредметным фотоснимком такое же право на существование, как и за добросовестным изображением при­вычной действительности. Но кто ключ повернет, тот, вероятно, в конце концов уйдет в абстрактную фото­графию, как уходит в нее все больше и больше фотографов, наслаждающихся там свободой от всего, что связывало и беспокоило их прежде.

«Фотографа-беспредметника , - говорит Эрнст Хаас, сам давно уже ушедший с головой в абстракционизм , - объект съемки совершенно не интересует: содержанием снимка является сам фотограф - его чувства, его реакция на видимый мир. Свои чувства он и вы­ражает в красках и формах». Добавим к его словам, что для выражения чувств можно избирать какие угодно пути. Можно прибегать к хитроумному использованию специальных объективов и сложным манипуляциям в лаборатории, оборудованной по последнему слову фототехники, можно работать со стандартным оборудованием, а можно вообще отказаться от фотоаппарата.

Ласло Мохой-Надь - венгерский теоретик фото- и киноискусства

Абстрактная фотография , несмотря на свою видимую авангардность, дело не новое. Собственно говоря, она больше чем на сто лет старше фотоаппарата: еще в 1720-х годах немецкий ученый Иоганн Шульце, экспериментируя со светочувствительными смесями солей серебра, накрывал их трафаретами с вырезанными словами и подвергал действию света.

Отцами современной абстрактной фотографии обычно считают двух художников-фотографов: в Париже ею занимался американец Ман Рей, в Берлине - венгр Ласло Моголи Надь. В 1920-х годах в их экспериментах фигу­рировали такие не забытые поныне приемы, как теневые снимки, много­кратная экспозиция, фотомонтаж и соляризация; они стремились изучить «чистое» действие света в пространстве, считая это основной задачей фотографии.

Менее известна новаторская работа, которую несколько лет спустя проделал в Англии американец Элвин Лэнгдон Коберн.

Вдохновившись картинами художников-абстракционистов XX века, Коберн высказывал свои взгляды в печати: «Почему бы фотографии не сбросить оковы изобразительности и не испробовать свежий, неиспытанный подход? Почему, спрашиваю я совер­шенно серьезно, мы обязаны привычно и дальше делать только такие снимочки, которые удобно классифицировать как портретную, пейзажную и жанровую фотографию? Подумайте только, как радостно будет создать нечто, клас­сификации не поддающееся, нельзя даже будет опознать где верх, а где низ фотоснимка!»

Но интерес к абстрактной фотографии, пробудившийся после Первой мировой войны, бысто заглох в суматохе 1920-х годов. Пробудился он вновь уже после Второй мировой войны. Как и в первый раз, окрашенное цинизмом разочаро­вание в общей системе ценностей при­вело к пересмотру установившихся в искусстве канонов. «Центр тяжести изображения переместился с того, как мир выглядит, на то, каким мы его вос­принимаем и как мы его понимаем», - говорил Аарон Зискинд в 1950-х годах. Поначалу новые абстракционисты, как в свое время их предшественники, натол­кнулись на сопротивление и со стороны других фотографов, и со стороны массового зрителя. В 1951 году из­вестный фотограф Бернис Эббот писала с едкой иронией: «Подражание абстрак­ционизму в живописи, фотографиро­вание элементов формы как таковых, означает, по-моему, гибель фото­графии». Даже десятилетие спустя, маститый критик Хельмут Гернсхейм отказывал беспредметной фотографии в праве на существование, видя в ней лишь «отрицание самой сути фотографии, короче говоря - ее самоубийство».

Теперь в абстрактной фотографии видят новую форму фотоискусства.

Эта перемена произошла отчасти из-за того, что реализм слишком уж хорошо справился со своей задачей. Изобра­жение как средство передачи идей почти вытеснило слово: мы так привыкли к броским, динамичным изображениям в журналах, газетах, плакатах, рекла­мах, кино и телевидении, что научились без труда отделять, то есть абстра­гировать, идею от воплощающего ее конкретного изображения. Поэтому появление уже абстрагированных картин никого не удивляет.

Признанная теперь и критикой,и массовым зрителем абстрактная фото­графия выходит на широкую дорогу.

К почтенному числу профессиональных фотографов , годами работающих в этой области, прибавляется в несметных количествах молодежь, которой вообще нет дела до канонов и традиций фото­графии: в фотоаппарате они видят ин­струмент, а в фотобумаге - полотно. Такие фотографы не признают никаких ограничений творческого процесса, никаких жестких рамок и решительно отказываются подчиняться тому, что заслуженный мастер фотографии Майнор Уайт назвал однажды «тиранией зримых фактов».

Абстрактная фотография — это определенный вид фотоискусства, в основе которого лежит восприятие форм, линий и цвета на снимке, а не восприятие деталей и объектов.

Абстрактное искусство стало знаменитым еще в ХХ веке. К абстрактному искусству мы приравниваем те произведения искусства, которые далеки от реальности – это независимые и индивидуальные творения художника. Абстрактная фотография – это определенная категория изображений, выполненных с помощью различных приемов и технологий, основным правилом проведения которых является отклонение от символических представлений.

Фотографу для создания абстрактной фотографии необходимо отойти от привычного восприятия реального мира, научиться тонко воспринимать форму и цвет объектов изображения.

Точного определения, что такое абстрактная фотография не существует, потому что довольно трудно определить, что же такое абстрактность. Основные принципы абстрактных фотографий:

1) основу фотографий составляют цвет, линии и форма, а не сами объекты;

2) абстрактная фотография не представляет предмет в общепринятом полноценном виде.

Абстрактная фотография способствует восприятию всей композиции снимка. Логическое восприятие при просмотрах таких фотографий практически не участвует. Абстрактная фотография способна вызвать определенную эмоциональную реакцию на снимок. Если фотография удачная и хорошая, то у человека возникают положительные эмоции при взгляде на нее. Эмоции, как известно, управляют людьми в большей степени, нежели логика.

Абстрактная фотография – это не всегда что-то удивительное и неузнаваемое. Это может быть часть какого-то предмета, который очень знаком зрителям.

В абстрактных фотографиях очень умело подчеркнуты красота линий и формы предметов. Абстрактные фотографии очень привлекательны для фотографов. Не всегда есть средства для посещения экзотических мест и фотографирования красивых пейзажей, а снять уникальный и красивый абстрактный кадр можно в любом месте, даже во дворе собственного дома. Для создания абстрактной фотографии от фотографа требуется глубокое понимание и видение форм, линий, цветов и контрастов объектов и предметов. Форма создает основную часть композиции снимка, а цвет и линии только дополняют ее.

Для создания насыщенного цвета на абстрактной фотографии можно использовать специальные графические редакторы. Использовать контраста в фотографиях – это один из методов создания правильного абстрактного снимка. Порой простой кадр может вызывать бурю эмоций именно благодаря контрастности. Благодаря правильному использованию линий, контрастная фотография будет выглядеть интереснее. Линии можно направить к центру изображения, где располагается объект. Таким образом, линии будут направлять взор зрителей именно к центральной части изображения. Также можно не направлять их к центру, а провести через весь кадр.

Абстрактная фотография – это простор для фантазий фотографов.



Вверх