Высшая степень проявления индивидуальности человека. Способности как проявление индивидуального в психике. Роль психофизиологического уровня психики в проявлении жизнестойкости

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать так:

  1. Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения - типа условно-рефлекторных связей.
  2. Специфические человеческие. Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Вторые, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Общие : ими определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Специальные : они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки, - математические, технические, литературно-лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности.
  2. Теоретические : определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические - лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание их свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
  3. Учебные : влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие: связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом.
  4. Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, расположенный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью , т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От них зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что они развиваются в процессе индивидуальной жизни и активно формируют их среда и воспитание.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

  • Задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
  • Способности - не статичные, а динамические образования; их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки многозначны, они выступают всего лишь предпосылками для развития способностей, которые ими не предопределяются. Сами по себе задатки ни на что не направлены. Они влияют, но не решающим образом, на формирование таковых, обусловливая разные пути их формирования. Способности развиваются в процессе деятельности и воспитания. Задатки только влияют на уровень достижения, быстроту развития.

У каждой способности есть своя структура, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. Аналогичные свойства математических способностей - умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют такие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, содействующий созданию нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них оказывается более значительной, чем другие. Одновременно у разных людей наблюдаются одни и те же способности, хотя и неодинаковые по уровню развития. С начала XX в. предпринимались неоднократные попытки их измерить (зарубежные психологи Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирмен, А. Бине и др.). Для этого использовались тесты. Однако более верный путь определения - выявить динамику успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любых действий определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием таковых, своеобразным у каждого человека. Успех может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие отдельной способности компенсируется другими, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогических способностей - конструктивные, организаторские, коммуникативные. Первые проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность ребенка. Коммуникативные связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

Исследования различных видов специальных способностей проводятся главным образом тогда, когда занимаются профессиональной ориентацией и профотбором.

Все многообразие профессий было предложено разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены (Е. А. Климов):

  • П - природа (растения, животные);
  • Г - техника (машины, материалы);
  • Ч - человек, группы людей;
  • З - знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
  • X - художественные образы (искусство).

При решении задач профессиональной ориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую по индивидуальным склонностям и способностям этого человека.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Важным моментом является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Индивидуальные особенности человека обусловливают неповторимый стиль деятельности (Е. А. Климов). Он характеризуется:

  1. устойчивой системой приемов и способов деятельности;
  2. обусловленностью этой системы определенными индивидуальными качествами;
  3. тем, что данная система - средство эффективного приспособления к объективным требованиям;
  4. тем, что особенности стиля деятельности обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.

В силу сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных индикаторах индивидуальности.

Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например уникальность, неповторимость (от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности).

В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более интегральной целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.

Наконец, индикатором индивидуальности могут выступить более крупные блоки характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как она представляет собой не только открытую внешнему миру систему, но и систему закрытую, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.

В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез, развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе, развития субъектных свойств – история производственной деятельности человека в обществе, в частности история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация и финиш индивидных, личностных и субъектных свойств характеризуются несовпадением в возрастном развитии. Индивидуальность формируется позже, являясь результирующей динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям внешней среды относятся объективные, не зависящие от субъекта изменения (исторические события, изменения в составе родственников и др.). События поведения представляют собой поступки человека. Если впечатления действительности породили переживания, повлиявшие на ход жизненного пути, то такие впечатления являются событиями. Наиболее отчетливо такая природа этих событий выступает, когда явление, произведшее впечатление, само по себе не имеет никакого объективного значения для жизненного пути. Одни и те же события исторического времени могут иметь разную степень значимости для человека, выступать или не выступать в качестве поворотных, узловых моментов его жизни. Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временем индивидуальность становится регулятором как хода собственного развития, так и гармонии ее свойств.

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как продукты творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. «Вызревание» поступков происходит в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать, таким образом, новые обстоятельства жизни. Период между вызреванием поступка и его действенным проявлением может быть различным, а иногда внешнего проявления не происходит. В этом случае низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности, а человек выступает пассивным носителем обстоятельств. В том и другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды, «позволяет строить себя изнутри». Таким образом, личность является «вершиной» психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности и субъекта деятельности.

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т. е. неповторимый вклад личности в общественное развитие.

Рассматривая личность как «мой», внутренний, неповторимый мир, мы переходим к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.

Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, т. е. общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как сказал один из психиатров: нет акцентуации – нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение вектора потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию и пониманию окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество, и как дезадаптация.

Вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.

Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.

Третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле мы должны рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду интеграты каждого уровня являются предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Так, темпераментные характеристики и задатки являются одной из основ и одним из факторов, определяющих возможности формирования субъектных характеристик, и вместе с тем одновременно – формально-динамическими особенностями их проявления; способности как субъектные характеристики являются одновременно и предпосылкой, возможностью более активного включения личности в реальность, формирования отношений личности и, с другой стороны, определяют способы реализации этих отношений.

Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, т. е. человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше социально интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность (Р. Мэй). Характер как интеграт личности по отношению к индивидуальности есть баланс функции сохранения, «обеспечения безопасности индивидуальности» за счет понимания и адекватного отношения к действительности (направленность) и возможности противостоять деструктивным воздействиям (воля), и функции изменчивости, пластичности (изменение отношений, развитие способностей).

Описывая индивидуальность, необходимо рассмотреть сферу ее бытия, субъектные характеристики, специфические для нее отношения и способ интеграции этих отношений в структуру.

Сфера бытия индивидуальности – «мой» мир, внутренний мир, который как изначальная данность сформировался в ходе развития личности. По мере того как индивидуум личностно относится к окружающему внешнему и социальному, «нашему» миру, они становятся частью «моего» мира, мира внутреннего, «втягиваются» в него, становятся «событийными» миру внутреннему. Таким образом, «мой», внутренний мир приобретает пространственное (внешний мир), социальное (люди, социальные институты) и временное измерение. Последнее можно проиллюстрировать простым примером. В сутках 24 часа. Исключим 8 часов на сон. Остается 16 часов. 8 часов я трачу на труд, который, предположим, сам по себе для меня чужд, бессмысленен и даже неприятен. Эти 8 часов – не «мое» время, это время «самоотчуждения». Исключим эти 8 часов из «моего» времени и останется 8 часов. 4 часа я, предположим, нехотя трачу на быт, 2 часа я трачу по обязанности на общение с какими-то людьми, которые мне, предположим, давно неинтересны (теща, свекровь, жена, с которой утрачены былые отношения). Исключим и эти «не мои» 6 часов. Остается 2 часа – и тут… я включаю телевизор, чтобы не остаться наедине с собой. «Мое» время равно 0.

Развитие личности означает экспансию, расширение «моего» мира во временном, пространственном и социальном измерении, это означает, что индивидуальность обретает свое бытие. Таким образом, становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности. Если использовать аналогию с темпераментом, личность как общественный, социализированный индивид является формально-динамической характеристикой по отношению к индивидуальности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет только границы и возможности расширения «моего» мира, за счет этого – разнообразие его содержания, но не ту работу, которую индивидуальность с этим содержанием выполняет.

Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего» мира в социальном измерении, возможность установления с некоторыми из них глубоких интериндивидуальных отношений. Другие люди входят в «мой» мир не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные» миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъективное. В этом новом плане существования индивидуума, в «моем» мире, чтобы стать настоящим отцом, мне недостаточно усвоить нормы отцовского поведения, обязанности отца по отношению к ребенку как объекту ролевого поведения. Отцом можно стать, только понимая ребенка и принимая своеобразие и ценность его внутреннего мира.

Социальное поведение и межличностное общение как нормативно регулируемые действия в интериндивидуальном общении как деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого – взаимораскрытие внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования и осуществимости – взаимная искренность и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельной, самостоятельной ценностью: часто люди стремятся к общению с творческими людьми (художниками, писателями и т. д.), предполагая в них богатую внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желая в общении с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то, чего в собственной индивидуальности нет или недостает.

В пространственном измерении профессиональная предметная деятельность и сформированный интеллект становятся поводом и возможностью творчества. Для индивидуальности обязательные, предписанные и контролируемые требуемым результатом или кем-то способы действий подобны стенам тюрьмы, ограничивающим пространство ее существования.

Если деятельность и интеллект позволяют, предметная деятельность как творчество становится увлекательной и свободной игрой с природой, которой можно задавать вопросы, экспериментировать, изменять способ действий и ждать ответных реакций. Учитывая, что природа не злонамеренна, это игра с партнером, а не покорение. Природа как предмет деятельности персонифицируется и приобретает статус равноправного субъекта, который должен быть постигнут в самостоятельной логике его существования. Без вопроса нет мысли, а отвечая на вопрос, мы вынуждены «играть за природу», пытаясь ее понять, т. е. возникают субъект-субъектные отношения.

Природа творческой активности человека иллюстрируется хорошо известными феноменами эффекта неразрешенной задачи, когда люди упорно возвращаются к ней в мыслях, даже если в этом нет утилитарной необходимости, феноменом сдвига мотива на цель, когда цель деятельности становится ее мотивом.

Таким образом, основной единицей творческой предметной деятельности становится не решение задач установленными способами, а решение проблем или поиск решений поставленных задач, а основным отношением – субъект-субъектное.

В том случае, если личность не реализовалась в социальном поведении и профессиональной деятельности как форме предметной деятельности, она может реализоваться в других, исторически выработанных видах деятельности.

Способом экспансии «моего» мира во внешний мир, пространственного расширения может быть игра, хобби, «общение с природой», путешествия как способ познавать природу и экспериментировать с ней, видеть ее изменения за счет простого перемещения в пространстве.

Если в социальном поведении нет поводов и возможностей для полноценного интериндивидуального общения, расширения «моего» мира в его социальном измерении, человек может дополнить его религиозными и философскими исканиями, увлечением искусством, создать в своей фантазии тот мир, в котором его индивидуальность обретет свое бытие, вступит в «заочное» общение с другими индивидуальностями, благодаря тому, что существуют философия, религия и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего мира (и понимания мира внешнего и социального) другим людям. Таким образом, индивидуальность как сфера духовной деятельности человека диалогична по своей сущности.

Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального порядка: осознание несовершенства существующего социального порядка и ограниченной возможности его актуального изменения, конечности своего существования приводит человека к кризису и преодолению этого кризиса за счет развития внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенство мира внешнего.

Иногда о человеке говорят: «Он (она) - большая индивидуальность». Обычно под этими словами подразумевается, что такой человек чем-то отличается от остальных. Только вот хорошо это или плохо? И так ли приятно быть этой самой «большой индивидуальностью»? А ведь это понятие не только житейское. Индивидуальность - это еще и психологический термин. При этом трактовка его довольно интересна.

Как мы понимаем индивидуальность в обыденной жизни

В широком смысле слова индивидуальность - это то, что отличает какое-либо явление или существо от других, подобных ему. Конечно же, можно, и более того - нужно, использовать этот термин и по отношению к человеку.

Понятие «индивидуальность» мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что каждый человек - уникальная личность. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас мыслит, чувствует и живет по-своему. И это совершенно нормально.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется - индивидуальная психология. В основе теории - идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии

Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, - это целостная структура.

Соответственно, и индивидуальность - это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность - это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.

Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.

Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них - личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность - это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он - личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир. Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже - идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами. И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Психологическая триада: «личность - индивид - индивидуальность»

Чем же различаются эти понятия?

Начнем, пожалуй, с определения слова «индивид». Индивид - это отдельный представитель рода человеческого. Это понятие используется не только в психологии, но и в биологии, и многих других науках. Когда употребляют слово «индивид», чаще всего имеются в виду и биологические признаки человека, такие как рост, вес, цвет глаз, и его психологические качества.

Личность - понятие довольно неоднозначное. Когда мы в быту говорим о человеке, что он интересная личность, мы, скорее всего, имеем в виду совокупность его внутренних качеств и особенности его мировоззрения. Психологи же определяют личность как систему внутренних качеств, через которые человек воспринимает действительность, или как некое связующее звено для всех психических процессов, или как совокупность социальных ролей.

Кроме того, иногда под личностью понимают некие возвышенные моральные качества человека, его благородство. В этом случае на письме возвышенный смысл передается с помощью употребления заглавной буквы - Личность.

Индивидуальность же, как мы уже знаем, являет собой совокупность неповторимых свойств человека. Это то, что отличает одного человека от другого.

Таким образом, в триаде «личность - индивид - индивидуальность» существует взаимосвязь всех понятий. Но они не равнозначны друг другу.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он - индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

И в заключение

Индивидуальность человека - понятие многогранное. Оно используется и в повседневной жизни, и в психологии, оно имеет большое теоретическое и практическое значение для науки. И все же слово «индивидуальность» несет положительный эмоциональный заряд. И, наверное, каждый из нас стремится обрести ее - индивидуальность.

Ребенок приходит в этот мир уже уникальным, с набором типологических и генетических особенностей присущих только ему, и в процессе социализации становится личностью с индивидуальностью, которую, по мнению российского ученого-психолога А.Г. Асмолова надо отстаивать в обществе.

Что такое индивидуальность?

Человечество как вид, в целом, имеет много объединяющих характерных черт: пол, расовая принадлежность, цвет глаз и волос и т.д., но есть параметры, которые выделяют конкретного человека и проявляются в полной мере в процессе социализации личности. Индивидуальность (с лат. Individuum – особь) - это отличительные особенности каждого человека проявляющие себя в уникальности и неповторимости:

  • психических процессов;
  • темперамента;
  • мышления;
  • внешнего вида;
  • паттернов поведения;
  • интересов, характерных для личности.

Индивидуальность в социологии

Личность человека является неотъемлемым звеном в развитии общества в целом. Социальная структура, с ее нормами и правилами, оказывает непосредственное влияние на формирование индивида и объединяет людей, как носителей данного социума. Проявление индивидуальности в социологии может выражаться вариациями жизненных стратегий в ходе самореализации – у всех они разные в силу приобретенного опыта.

Индивидуальность в психологии

Научная психология разделяет развитие человека на определенные этапы, в ходе которых личность приобретает те или иные новообразования (способности, умения, ). С детства, проходя через кризисы (1 года, 3 и семи лет) ребенок научается многим жизненно необходимым вещам, и раскрывает первые таланты. Индивидуальность это – в психологии три интегрированные формы развития:

  • онтогенез – индивидуальное развитие организма;
  • раскрытие личностных свойств – ;
  • формирование профессиональной реализации и компетенции.

Современная психология рассматривает индивидуальность человека, как сложную многомерную систему с присущими ей закономерностями. Самым важным индикатором успешного проявления индивидуальности является творческая энергия личности, имеющую в основе своей созидательную основу. Сформированную индивидуальность можно отследить по тому вкладу (духовному, материальному), который человек вносит в общественное развитие.


Признаки индивидуальности

Человек рождается со своими задачами, устремлениями и миссией. Окружающая среда, начиная с родительской семьи и заканчивая социумом, вносит свои ограничения в виде запретов, норм, установок и традиций. Как элемент общества люди носят в себе эти соответствия и в этом схожи. Тогда как же происходит формирование неповторимости индивида? Понятие индивидуальность – имеет много уровней, целостность которых возможно замерить только с помощью математической статистики. Факторная индивидуальность включает в себя признаки:

  • особенности познавательной сферы (нетривиальные мышление, воображение, память);
  • неординарные способности;
  • богатый «внутренний» мир человека, формирующийся в ходе развития личности;
  • самоценность;
  • интеграция и активность в обществе: установление уникальных межличностных отношений, свойственных только конкретному человеку;
  • творчество, вытекающее из личностного неповторимого восприятия мира;
  • самореализация через личностный вклад в культуру и духовное развитие города, страны, мира;

Индивидуальность - это плохо или хорошо?

Люди привыкли разделять вещи, события, явления на «черное» и «белое». Все имеет свою полярность. Качества, характеризующие личность, могут быть в переизбытке, становясь резко отрицательными по меркам социума и индивидуальность человека не исключение. Индивидуальный стиль художника и индивидуальный «почерк» преступника окрашены разными оттенками морального отношения. Индивидуальность, переходящая в эксцентричность вызывает у людей, по меньшей мере - недоумение.

Подавляет ли коллектив индивидуальность?

Человеческая индивидуальность на определенном отрезке пути нуждается в группе, где может расцвести и реализоваться. Человек начинает профессионально расти, превосходить в результатах деятельности или по качеству работы «середнячков» коллектива – формируется конфликт между группой и личностью. Ярко выраженная индивидуальность вызывает раздражение у остальных членов коллектива, которые посредственно относятся к своим обязанностям. Другое развитие сценария происходит в творческих коллективах, где индивидуальность личности только приветствуется.

Чем отличается индивид от индивидуальности?

Понятия Индивидуальность и индивид стоят в одном ряду применительно к описательной характеристике людей. Индивид – это первое определение, которое можно отнести к рожденному человеку, используется как биологический термин. выделяет отличия между схожими на первый взгляд понятиями:

Индивид (лат. – цельный, неделимый):

  • отдельно взятый человек, член общества.
  • более широкое по смыслу определение, включающее в себя обусловленную природой данность – набор генов, фенотипические особенности, гендер, возраст, телосложение.

Индивидуальность:

  • уникальный набор качеств конкретного индивида.
  • развивается со временем: путь человека длиною в жизнь с этапами становления личности, самоопределения, осознания своего места в жизни.

Чем отличается личность от индивидуальности?

Уникальность личности выражена в ее индивидуальности. Эти два понятия часто синонимично связывают между собой. Найти индивидуальность вне личности невозможно. Психологи утверждают что личностью стать гораздо сложнее, индивидуальность и так присуща каждому человеку и только сформировавшаяся личность может полностью раскрыть для общества свою индивидуальность. В психологическом контексте определения индивидуальность и личность имеют различия:

Личность:

  • становление происходит на протяжении всей жизни во время взаимодействия с социумом;
  • зрелый человек с устоявшимися взглядами и мнениями на жизнь;
  • обладает стабильными характеристиками качеств, которые остаются даже при меняющихся условиях среды.

Индивидуальность:

  • человек получает с рождением и у каждого она своя;
  • помогает выделиться человеку из толпы, но при этом сам он может и не являться личностью;
  • часто меняется под воздействием общества.

2.1. Роль психофизиологического уровня психики в проявлении жизнестойкости

Несмотря на своеобразие личности человека, его психофизиологические характеристики, а это, прежде всего, высшая физиология, которая обеспечивает работу психического аппарата, обусловливая инертность или подвижность, уравновешенность или неуравновешенность, силу или слабость нервной системы, создают предположения для предсказания переживания и поведения человека в условиях стресса и напряжения.

Отмечая значимость типологических особенностей в формировании устойчивости личности у детей, В. Э. Чудновский обращает внимание, что, «нет нужды доказывать, что устойчивость, предполагающая у человека способность преодолевать трудности и разрешать в ряде случаев весьма напряженные конфликты, предъявляет и определенные требования к его нервной системе.

Хотя эти требования по своему существу безличны, но они заметно влияют на проявление некоторых важных особенностей поведения .

Физиологические особенности человека, связанные с порогами чувствительности, преобладанием определенного типа реакций в стрессе могут сыграть роль факторов, влияющих на степень выраженности и частоту возникновения отрицательных эмоций. В работе К. Изарда указывается на экспериментально установленные различия в эмоциональных порогах детей, влияющих на частоту определенного переживания и выражения той или иной эмоции. Это, по мнению автора, сказывается на социализации ребенка и приводит к формированию особых личностных черт .

В этой связи важно подчеркнуть, что все вегетативные и «телесные» реакции при проявлении эмоций «рассчитаны» на биологическую, а не на социальную целесообразность поведенческого воплощения эмоциональной оценки. Отсюда нередкие «издержки» этих реакций, о чем немало пишется в медицинской литературе.

Особую важность проблеме психофизиологических особенностей личности, «уязвимые стороны которой являются источниками психогении, а сильные – источниками сохранения здоровья и компенсации», придавал В. Н. Мясищев. Он подчеркивал значение «болезненной аффективной вязкости впечатлений», которая проявляется и в «остроте впечатлений, и в длительности, в относительно недостаточной интеллектуальной переработке и в затрудненном отреагировании» .

По мнению В. Н. Мясищева, затруднение благоприятного разрешения болезненной ситуации определяется двумя моментами.

Во первых, это перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим, с относящимися сюда чертами импульсивности, эгоцентризма, сензитивности и т. д.

Во вторых, это перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью, что создает «вязкие доминанты болезненных переживаний» .

Как яркий пример проявления трагической неготовности к быстротечным и разнообразным жизненным ситуациям вследствие высокой чувствительности, слабости нервной системы и высокого чувства ответственности может быть герой повести Ф. М. Достоевского «Слабое сердце» Вася Шумков. «Сам не замечая того, что в сердце своем возвел до беды, по видимому, маленькие домашние неприятности, в сущности ничтожные» .

В исследованиях, связанных с изучением корреляции общего показателя жизнестойкости личности (методика С. Мадди) и отдельных психологических характеристик человека, обращается внимание на взаимосвязь уровня жизнестойкости взрослого человека с некоторыми темпераментальными характеристиками (скорость переработки информации; эмоциональная устойчивость; уравновешенность, экстраверсия), а также проявлением физиологических реакций стресса .

В исследовании М. В. Логиновой обнаружены значимые корреляции жизнестойкости со всеми показатели темперамента. Автором отмечаются более выраженные отрицательные корреляции по показателям эмоциональной возбудимости и ригидности: чем выше жизнестойкость, тем ниже показатели эмоциональной возбудимости и ригидности; а также положительные корреляции с экстраверсией и общей активностью: чем выше жизнестойкость личности, тем более выражены показатели экстраверсии и активности .

То есть врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность в определенных условиях является значимой предпосылкой проявления жизнестойкости личности.

Способность и готовность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности, отражающаяся в жизнестойкости личности, положительно взаимосвязана со свойствами экстравертированного типа, показана в исследовании жизнестойкости врачей .

И в то же время результаты исследований отражают подчиненный характер биологического уровня, уровням более высокого порядка, что позволяет предположить существование связей ресурсного характера между жизнестойкостью и ее составляющими с более высокими подструктурами личности, имеющими социальную детерминацию. Именно общественными отношениями, которые и «составляют сущность личности», по словам Б. Г. Ананьева, «посредством основных социальных видов деятельности (труда, общения и познания) созидается и существует индивидуальность человека, опосредуется и развивается его природа, в том числе и основные свойства нервной системы» .

Таким образом, врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность может оказывать влияние на проявление жизнестойкости личности. Однако, через систему осознанной саморегуляции человек имеет возможность снизить значимость этих факторов в проявлении своей устойчивости перед трудностями жизни.

Психофизиологические особенности человека создают предрасположенность, играют роль факторов в продуцировании эмоций определенного знака и определенной силы, в проявлении определенного диапазона возможностей интеллектуальной переработки поступающей информации и оптимальной саморегуляции поведения.

Роль психофизиологического уровня связана, прежде всего, с энергообеспечением других психических процессов и свойств психики. Однако на возникновение и поддержание определенной энергетической напряженности влияют такие личностные образования, как мотивы деятельности.

В работах Б. Г. Ананьева показывается тесная взаимосвязь психофизиологических процессов и процессов мотивационных, смысловых. С одной стороны, продуктивность интеллекта зависит «не только от степени овладения операциями и характера мотивации, но и от энергетического обеспечения организмом процессов переработки информации и принятия решения. Это выражается в, так называемой, цене интеллектуального напряжения», но, с другой стороны, «именно эти внутренние побуждения обеспечивают необходимое для тех или иных перцептивных операций психофизиологическое напряжение» .

Понимание и учет психофизиологических особенностей (общая активность, эмоциональность, структура базовых потребностей), а также расширение диапазона проявления психофизиологических характеристик, так или иначе, отражается на развитии жизнестойкости человека.

Возрастные особенности личности во многом определяют проявление жизнестойкости именно с точки зрения деятельности психофизиологических свойств. Их значимость особо велика в детстве, когда личностные структуры недостаточно развиты, в подростковом периоде, когда происходит бурная перестройка организма, в пожилом возрасте, когда активизируются процессы биологического старения.

А. Н. Леонтьев отмечал, что психическое возникает и развивается для обслуживания биологической адаптации, а потом постепенно трансформируется, становится способным реализовывать иной, более высокий уровень деятельности. А. Н. Леонтьевым выдвинут «общий принцип», которому подчиняются межуровневые отношения: «… наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» .

Свойства психофизиологического уровня, проявляясь в рамках осознанной деятельности человека, носят подчиненный характер.

При всем своем значении, типологические особенности человека определяют не содержательные, а формально динамические особенности поведения личности, то есть, по высказыванию В. С. Мерлина, «оказывают влияние лишь на форму отношения личности к действительности» .

В многочисленных исследованиях в области психологии индивидуальных различий, психологии стресса, психологии труда, медицинской психологии показано, что диапазон проявления психофизиологических свойств может быть тесно связан с системой отношения к ситуации взаимодействия и к его участникам. С. А. Рубинштейн, анализируя «действенный путь развития», обозначал «относительно эластичные возможности», которые дает человеку наследственность. Рассматривая жизненный путь, он выделял «внутренние возможности», «возможности и потенциал человека», «внутренние силы и возможности» .

Также диапазон проявления таких психофизиологических свойств, как общая активность, эмоциональная чувствительность, лабильность связана с проявлением человеком заинтересованности в освоении, успешностью освоения и включением в свою жизнь навыков деятельности, связанных с общественной жизнью, познанием окружающего мира, профессиональной жизнью.



Вверх