Влияние науки на социальные институты. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Социальный институт науки как система учреждений

Наука - это не только форма общественного сознания, направ­ленная на объективное отражение мира и снабжающая человече­ство пониманием закономерностей, но и социальный институт. Социальный институт – это компонент социальной структуры, специализирующейся на удовлетворении общественных потребностей, на основе организации совместной деятельности людей по ее удовлетворению (армия, милиция, институты).

Совместная деятельность в науке организуется на основе профессионального этоса, и включает 6 важнейших положений: 1-универсализм-стремление ученого к достижению maxфундаментального знания. 2-бескорыстие-главной ценностью ученого является достижение истины, которая стоит дороже денег. 3-организованный скептицизм. 4-коллективность научной деятельности - запрет на частную собственность в науке. 5-рациональность. 6-эмоциональная нейтральность («Не плакать, не смеяться, но понимать» - Спиноза).

В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII в. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся ка­питалистическое производство и стала претендовать на определен­ную автономию. В системе общественного разделения труда на­ука в качестве социального института закрепила за собой специ­фические функции : нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как со­циальный институт наукавключала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, науч­ные учреждения и организации.

Базовые особенности науки как социального института : 1)символы науки: степени, звания, мантии, герб. 2)утилитарные черты: лаборатории, кафедры, строения, институты. 3)кодекс поведения: контракт и нормы неформального поведения. 4)образцы поведения: жизнь великих ученых. 5)Соц.роли и статусы: доценты, профессора, академики, доктора. 6)идеология-обеспечение выживаемости человечества.

Функции науки как социального института :Явные функции : 1)интегративная - сплочение научного сообщества, 2)коммуникации - обеспечение общения. 3)трансляция опыта. 4)орагнизационная - обеспечение предсказуемости поведения человека, на основе включения его в совместную деятельность, ограниченную определенными рамками.Латентные функции и дисфункции : 1)повышение престижа человека, 2)обогащение, 3)манипулирование обществ мнением, 4)уклонение от армии.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Как со­циальный институт наука включает в себя следующие компо­ненты :совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.

Для современного институционального подхода характерен учет прикладных аспектов науки. Нормативный момент теряет доминирующее место, и образ «чистой науки» уступает образу «науки, поставленной на службу производству». В компетенцию институционализации включаются проблемы возникновения но­вых направлений научных исследований и научных специально­стей, формирование соответствующих им научных сообществ, вы­явление различных степеней институционализации. Возникает стремление различать когнитивную и профессиональную институционализацию. Наука как социальный институт зависит от других социальных институтов, обеспечивающие материальные и социальные условия.

Социология науки исследует взаимоотношения института на­уки с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, динамику групповых взаимодействий профессиональных и неформаль­ных сообществ ученых и условия развития науки в различных типах обществ.

Науковедение фиксирует общие тенденции развития и функ­ционирования науки, тяготеет к описательному характеру. Науковедческие исследования направлены на разработку теоретических основ политического и государствен­ного регулирования науки, выработку рекомендаций по повы­шению эффективности научной деятельности, принципов орга­низации, планирования и управления исследованием.

Область статистического изучения динамики информацион­ных массивов науки, потоков научной информации получила название наукометрия . Представляет собой применение методов ма­тематической статистики к анализу потока научных публика­ций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финзатрат.

В настоящее время институциональный подход является од­ной из доминирующих инстанций развития науки. Однако он име­ет недостатки: преувеличение роли формальных моментов, не­достаточное внимание к психологическим и социокультурным основам поведения людей, жесткий предписывающий характер научной деятельности, игнорирование неформальных возмож­ностей развития.

Отношение науки и власти:

А) Влияние власти на науку : 1)Политический аспект (финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства; обеспечение науки военными заказами; создание положительного имиджа ученых государства; организация международных аспектов научной деятельности). 2)Управленческий аспект (планирование научной деятельности - статьи бюджета на науку; реформирование научных структур; обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы; контроль за научной деятельностью). 3)Финансово-хозяйственный аспект (материально-техническое обеспечение научной деятельности - наукограды, технопарки; бюджетное финансирование и организация грантов).

Б) Влияние науки на власть : 1)Лоббирование интересов науки в госструктурах. 2)Борьба за научную автономию . 3)Отстаивание интересов ученых в международном масштабе. 4)Борьба за мир (ядерное оружие).

Сама наука обладает властными функциями и может функцио­нировать как форма власти и контроля. На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять пер­спективы для экономического роста и благосостояния народа. Развитая наука - показатель силы государства. Наличие научных достижений - экономический и междуна­родный статус государства, жесткий диктат власти неприемлем. Степень взаимосвязи науки и власти - при­влечение ученых к процессу обоснования важных го­сударственных и управленческих решений. В Европе и США ученые привлекаются к управлению. В России власть обеспечивает ученым скромное содержание, а ученые не несут ответственности за состояние дел в стране.

Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, уче­ные придерживаются объективных позиций, для НС неприемлемо вмешательство власти и народа. Следует учитывать различие фундамен­тальных (направлены на изучение универсума, требуют огромных вложений, отдача через десятилетия) и прикладных наук (решают те цели, поставленные производствен­ным процессом, автономия и независимость снижены). Это нерентабельная отрасль производства, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритет­ных сфер государственного финансирования.

Современное состояние науки вызывает необходимость госу­дарственного регулирования темпов и последствий научно-тех­нического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Когда же наука ори­ентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования на­уки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества.

Наука как социальный институт представляет собой совокупность различных организаций и людей, подчиненных общей цели познания окружающего мира. Это одна из самых молодых областей человеческой деятельности. Узнаем, какими признаками она характеризуется и какие функции в обществе выполняет.

Этапы становления науки

Развитие науки как социального института началось в 16-17 веках (хотя некоторые ученые считают, что она зародилась еще в 5 веке до н.э, но, согласно общепринятой версии, тогда появились лишь прообразы научных открытий, так как не было специальных средств для получения объективных знаний).

Толчком для начала научной деятельности стал технический прогресс, который позволил использовать новые средства, открывать то, что до этого было недоступно для человека. Например, начать изучение космоса, строение мельчайших частиц – атомов.

Функции науки

Любые научные труды создаются с одной общей целью: получить новое знание.

К функциям науки относят:

  • выработка объективных знаний об окружающей действительности;
  • оформление этих знаний в теории.

В настоящее время наука имеет тесную связь с образованием. Это объясняется потребностью в распространении и передаче объективных знаний о мире, выработке методов и способов преподавания научных дисциплин, теоретической базы для учителей и педагогов. Перед образовательными учреждениями государство ставит сразу две цели – организация педагогической и научной деятельности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рассмотрим систему научных учреждений в России:

  • Академия наук;
  • отраслевые академии: медицинских, педагогических наук;
  • научно-исследовательские институты/

Результаты деятельности данных организаций отражаются у монографиях, учебниках, энциклопедиях, атласах, которые издаются и находятся в открытом доступе для всех людей.

Долгое время научными исследо-ваниями занимались отдельные энтузиасты из числа любознатель-ных и обеспеченных людей. К тому занятия наукой в течение длительного времени не требовали ни больших средств, ни сложного оборудования.

Но уже начиная с XVIII века наука по-степенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учрежда-ются академии, пользующиеся поддержкой государства. С даль-нейшим развитием науки происходит неизбежный процесс диффе-ренциации научного знания, который к середине XIX в., привел к дисциплинарному построе-нию научного знания.

На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институционализации.

Понимание науки как социального института .

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно зна-чимые функции. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках итальянский философ и историк Д. Вико (1668 - 1744). Свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии О. Конта и Г. Спенсера . Так, О. Конт (1798 - 1857) в качестве важнейших органов общества как социального организма называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство.

Понятие социальный институт предполагает:

Наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

Эти механизмы выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

Институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

В соответствии с таким пониманием социальный институт науки - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являют-ся особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального институ-та - производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.


Одной из наиболее развитых концепций науки как социального института является концепция американского социолога Р. Мертона (1910 - 2003). Она ба-зируется на методологии структурно-функционального ана-лиза, с позиций которого любой социальный институт, - это, прежде всего, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения.

Наука как социальный институт - это сообщество, имеющее:

Представление об общности цели,

Самоорганизацию.

В этом институте отсутствуют :

Механизмы власти,

Прямое принуждение,

Фиксированное членство.

С точки зрения Мертона, цель науки как социального института - постоянный рост массива удос-товеренного научного знания.

Для стимулирования деятельности каждого члена научного сообще-ства исторически вырабатывается система поощрений и вознаграждений. Высшей формой поощрения является признание научным сообществом приоритета вклада в науку. Этот вклад удос-товеряется научным сообществом в различных формах (статья в журнале, доклад на конференции и т. д.).

Р. Мертон сформулировал также четыре императива, которые регулируют деятельность научного сообщества: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие.

Универсализм . Научные высказывания долж-ны быть универсальны, т. е. справедливы везде, где имеются ана-логичные условия, а истинность утверждения не зависит от того, кем она высказана.

Коллективизм предписывает ученому передавать резуль-таты своих исследований в пользование сообществу, научные ре-зультаты являются продуктом сотрудничества, образуют общее достояние.

Бескорыстие предписывает ученому строить свою деятель-ность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет ника-ких интересов.

Организованный скептицизм предполагает критическое отношение к результатам научных исследований. Ученый дол-жен быть готов к критическому восприятию своего результата.

Для того, чтобы научное сообщество, как сообщество ученых-профессио-налов, могло эффективно действовать, в нем должна быть развита эффективная инфор-мационная и коммуникативная инфраструктура , благодаря которой обеспечивается координация работы над умноже-нием одного и того же корпуса научного знания.

Основной формой организации научного сообщества в классической науке является научная дисциплина , как базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании облас-ти научного знания и сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспро-изводства соответствующей отрасли науки как профессии.

Высокая эффективность дисциплинарной организа-ции напрямую связана с постоянной интенсивной работой по под-держанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, отношений в сообщес-тве, подготовка научной смены, взаимоотношения с другими инс-титутами и пр.).

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Превращение науки в один из социальных институтов общества совершается в историческом процессе ее институционализации - длительном процессе упорядочивания, стандартизации и формализации отношений по поводу производства научного знания.

Становление дисциплинарной структуры науки привело к тому, что задачи, которые реально осуществлял отдельный мыслитель, теперь решаются усилиями коллективного субъекта познания - научного сообщества, объединенного посредством определенных типов организации, отражающих специфику научной профессии.

В рамках такого типа организаций осуществляется научная коммуникация - профес-сиональное общение, т.е. научный обмен информацией и экспертиза полученных результатов.

В науке до XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в котором ученый излагал конечные результаты своих исследований, соотнося эти результаты с существующей картиной мира. Для обсуждения промежуточных результатов существовала переписка между учеными. Письма ученых друг другу нередко носили форму научных сообщений, излагающих результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Систематическая переписка велась на латыни - языке общения, доступном учёным разных стран Европы.

Так, человеком-академией Европы XVII в., который координировал и согласовывал деятельность ученых с помощью переписки, был французский монах Марен Мерсенн (1588 - 1648). Среди его корреспондентов - Декарт , Галилей , Паскаль и др. Его научная корреспонденция, изданная во Франции, занимает 17 томов. Так, Г. Мерсенн организовал переписку Р. Декарта, Бекмана и Г. Галилея по поводу задачи о свободном падении тел, в переписке с лучшими учеными Европы обсуждал проблемы природы звука, измерения его скорости, линии наискорейшего спуска и др. По словам известного английского исследователя Д. Бернала, М. Мерсенн был «главным почтамтом для всех ученых Европы, начиная с Галилея и кончая Гоббсом». Сообщить что-либо новое ему значило сообщить всему миру.

В XVII в. начинают формироваться организационно оформ-ленные объединения ученых Речь идет, прежде всего, о национальных дисциплинарно-ориентированных объединениях исследователей. Они формируют и общие средства научной информации - научные журналы, благодаря которым основную роль в научной коммуникации начинает играть статья .

Научная статья:

Существенно меньше книги по объему и излагает взгляды на частную проблему вместо целостной общей картины мира, как это делает книга,

Требует значительно меньшего времени на публикацию и ускоряет обмен научной информацией,

Будучи адресованной анонимному читателю, требует более ясной и четкой аргументации, чем письмо,

Становится важнейшим средством трансляции научного знания.

Научные журналы становились своеобразными центрами кристаллизации новых типов научных сообществ, возникающих рядом с традиционными объединениями ученых.

Со второй половины XVII в. образуются национальные ака-демии наук , предтечей которых стала Флорентийская Академия опытов (1657 - 1667 гг.), провозглашавшая принципы коллектив-ных исследований (описание проведенных в ней экспериментов было обезличено). В 1662 г. основано Лондонское Королевское общество (фактически - национальная академия наук), в 1666 г. - Парижская Ака-демия наук, в 1700 г. - Берлинская, в 1724 г. - Петербургская, в 1739 г. - Стокгольмская Академия.

В конце XVIII - первой половине XIX в. в связи с увели-чением объема научной и технической информации наря-ду с академиями начинают складываться новые ассоциации ученых: Французс-кая консерватория (хранилище) технических искусств и ремесел (1795), Собрание немецких естествоиспытателей (1822), Бри-танская ассоциация содействия прогрессу (1831) и др. Формируются дисциплинарные научные сообщества - физические, хими-ческие, биологические и т. п.

В этот же период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, в том числе через университеты, первые из которых возникли еще в XII-XIII вв. (Парижский - 1160 г., Оксфордский - 1167 г., Кембриджский - 1209 г. и т. д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Однако в конце XVIII — начале XIX в. большинство существующих и возникающих университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины. Формируются и новые центры подготовки специалистов в области технических наук, такие, как Политехническая школа в Париже (1795), в которой преподавали Лагранж, Лаплас, Карно и др.

Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство субъекта науки) оформляла особую профессию научного работ-ника. Занятие наукой постепенно утверждалось в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфическо-го образования, имеющая свою структуру и организацию.

В XX в. можно говорить о стадии институализации науки как академической системы.

«Невидимый колледж».

В науке функционируют также орга-низационно неоформленные научные сообщества, наиболее распространенными формами которых являются «невидимый колледж» и «научная школа».

Понятие «невидимый колледж» введено Д. Берналом и детально разработано Д. Прайсом. Это форма существования дисциплинарного со-общества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей , имеющих достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Как правило, такие объединения возникают на основе развитых коммуникационных связей ученых, работающих над единой проблематикой.

«Научная школа» - это форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине.

Выделяется два пути формирования «науч-ной школы»:

1) лидер «научной школы» разрабаты-вает научную теорию, получающую признание среди уче-ников; участники «научной школы» ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим об-ластям, на ее корректировку и освобождение от ошибок;

2) теоре-тическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности «научной школы»; хотя принципи-альная идея выдвинута лидером «научной школы», вместе с тем каж-дый ученый принимает собственное участие в формулировке те-оретической позиции «научной школы», которая обогащается и корректируется благодаря сов-местным усилиям ученых.

«Научные школы» выполня-ют важную научно-образовательную функцию, поскольку глава «научной школы» выступает в функции не только генератора новых идей, но и воспи-тателя молодых исследователей. При этом «научная школа» - это еще тесное и порой длительное взаимодействие учеников друг с другом, усваивающих не только образцы мышления, но и образцы поведения. Поэтому в рамках научной школы реализуется «эстафета» знаний и конкретных подходов к исследовательской деятельности.

«Большая наука».

В середине XX в. начался этап институ-ционализации науки, получивший название «большой науки». По мнению ряда ученых, наступление этой эры можно приурочить к созданию Манхэттенского проекта, как принципиально новой формы организации научных исследований. Этот проект, в реали-зации которого было задействовано около 150 тысяч человек, представлял собой долговременную государственную программу научных исследований и разработок, за-вершившихся созданием и испытанием атомной бомбы.

Наиболее характерной чертой «большой науки» является ее огосударствление, превращение в орган и инструмент го-сударственной политики . Экономическим стержнем государственной научной поли-тики является финансирование научных исследований. Так, в США сложилась гибкая и разветвленная сеть финансиро-вания науки, включающая правительственные контракты, гран-ты, налоговую политику, патентное законодательство, бюджетные меры.

Одна из сторон взаимосвязи науки и экономики проявляется в том, что глубокая интегрированность науки в систему современного общественного производства все настойчивее превращает науч-ную продукцию в товар, а ученого - в наемного работника. Остро встает вопрос о защите социального статуса ученого. Наряду с официально признанными государственными институтами науки (такими, как академии наук, научно-исследо-вательские институты и лаборатории) возникают неформальные организации ученых, объединяющиеся на дисциплинарной и междисциплинарной основе.

Так, в США помимо действующей с давних пор Националь-ной академии наук организуются Американское физическое об-щество, Американское химическое общество, Американская ассоциация содействия про-грессу науки, которые представляют профессиональные интере-сы своих членов. В России действует Российское философское общество, Русское географическое общество, Российское общество социологов, Русское техническое общество и др. Аналогичные объединения ученых возникают почти во всех развитых странах.

Наряду с национальными неправительственными органи-зациями ученых возникают и международные, такие как Международная социологическая ассоциация. Среди них круп-нейшей является Всемирная федерация научных работников (ВФНР), основанная в 1946 г. Ее идейным вдохновителя-ми и организаторами были Ф. Жолио-Кюри и Дж. Бернал. ВФНР объединяет крупнейшие национальные организации ученых.

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Понятие науки как социального института

Понятие «институт» означает явление надындивидуального уровня; комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Под социальным институтом понимается сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, наличием рационально установленных стандартов поведения.

Социальный институт включает, таким образом, в себя:

1) совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных – профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.д.;

2) наличие рациональных установок, правил, норм, которых должны придерживаться все субъекты, входящие в состав данного института, а также специфического аппарата, осуществляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем правил и норм.

Существуют различные виды социальных институтов.

Наука как социальный институт предусматривает:

Совокупность знаний и их носителей;

Наличие специфических познавательных целей и задач;

Выполнение определенных функций;

Наличие специфических организаций и учреждений;

Выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

Существование определенных санкций.

Выделяют когнитивную и социальную институционализацию науки.

Когнитивная институционализация проявляется в форме интеллектуальной и социально-психологической скоординированности членов дисциплинарного сообщества и в приверженности к единым эталонам и нормам исследования. Позволяет успешно идентифицировать предметную область исследования или формирующееся направление в науке и отличать их от конкурирующих стратегий научного поиска.

Социальная институционализация – степень интегрированности ученых в рамках формальных структур научной деятельности, таких как научно-дисциплинарные сообщества, научные журналы, социально-нормативные системы контроля и регуляции профессионального поведения.

Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его содержания и результатов.

В античности научные знания растворялись в системах натурфилософии; в средневековье и эпоху Возрождения – в практике алхимиков, смешивались с религиозными и философскими воззрениями. Сохранение и воспроизводство научных знаний осуществлялись преимущественно неформальным образом - путём традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения учёных. Важнейшей предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования. Но средневековые университеты первоначально были слабо связаны с наукой.

Наука как социальный институт начинает формироваться в Западной Европе в 17 в. Процесс институционализации науки:

1) 17 – первая половина 18 вв. В этот период формируется наука. Возникновение первых академических учреждений: Лондонское королевское общество (1660), Парижская АН (1666), Берлинская АН (1700) – начало социальной институционализации. Данные учреждения были формально организованы, в них проходили периодические собрания, имелись уставы и т.д. Показательно, что в уставах академий обращалось внимание не только на необходимость теоретических установок, но и практическое внедрение результатов исследований. Первоначально академии не предусматривали дифференциации по дисциплинарному признаку. Вместе с тем внутренняя коммуникация во взаимодействии ученых в этот период еще не преобладала, что было связано с особенностями закрепления и трансляции знаний.

Основная форма закрепления и трансляции знаний - книга, в которой излагались основополагающие принципы и новые результаты исследования природы (для ученого 17 в. недостаточно получить какой-либо частный результат; он должен был построить целостную картину мироздания; отдельные опыты должны соотноситься с существующей картиной мира), базис обучения.

Вместе с тем формируется новый тип коммуникации ученых, ориентированный не только на обсуждение метафизических проблем, но и на решение конкретных исследовательских задач (истоки когнитивной институционализации). Возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учеными. Письма, которыми они обменивались, содержали не только сведения бытового характера, но и включали в себя результаты исследования и описание того пути, которым они были получены – обсуждение. Систематическая переписка велась на латыни. Письмо объединило ученых Европы в своеобразную «Республику ученых» (неформальные отношения). Переписка между учеными не только выступала как форма трансляции знания, но и служила основанием выработки новых средств исследования.

Научная деятельность в этот период еще не стала широко распространенной профессией и не выступала как основа технологий производства и социально значимой деятельности. Связь с практикой ограничена. Также наука была слабо связана с системой образования. Наука была делом небольшого числа людей.

Способы общения между учеными и формы трансляции знания, возникшие в 17 в., обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объема научной информации потребовалось их изменение.

2) Вторая половина 18 – 19 вв. Формирование профессиональных ассоциаций ученых, коммуникация и деятельность в которых определялись, в первую очередь нормами и правилами научного поиска в рамках отдельной научной дисциплины. Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в дисциплинарные научные сообщества. Данные объединения имели, как правило, национальный характер. Внутренняя коммуникация в данных сообществах протекает интенсивнее, чем внешняя (язык). В отличие от «Республики ученых», где складывались неформальные отношения между учеными, такие сообщества были формально организованы, в них проходили периодические собрания, имелись уставы. В отличие от первых академий они были организованы по дисциплинарному принципу, что делало более эффективным научный поиск. Одним из первых возникает сообщество немецких химиков в конце 18 в. Примеры: «Французская консерватория технических искусств и ремесел» (1795), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822), «Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831).

Новые формы организации науки порождали и новые формы научной коммуникации. Главной формой трансляции научного знания становятся периодические научные журналы, вокруг которых ученые объединялись по интересам. Тенденция к специализации служила основой, при которой ученый уже не ставил задачу построения целостной картины мироздания. В его обязанности входило решение частных задач. Место частных писем, выступающих как научное сообщение, занимает статья в научном журнале. Статья приобретает особую значимость: в отличие от книги она меньше по объему, в ней не требуется излагать всю систему взглядов, поэтому время появления ее в свет сокращается. В отличие от письма, ориентированного на конкретного человека, статья была адресована анонимному читателю, что приводило к необходимости более тщательного выбора аргументов для обоснования выдвигаемых положений. Статья приобретает функции трансляции знания, предполагая преемственность с предшествующим знанием (институт ссылок), а также является заявкой на новое знание.

В этом процессе все более широкое применение находят национальные языки, вытесняя постепенно латынь, формируется научная терминология в рамках национальных языков.

Наряду с трансформациями форм трансляции научного знания в этот период обостряется и проблема воспроизводства субъекта науки. Все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров. Большинство существовавших и возникших в это время университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины. Открываются технические ВУЗы; первой была политехническая школа в Париже (1795). Растущий объем научной информации приводит к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин. В свою очередь это оказало обратное влияние на развитие науки, в частности на ее дифференциацию и становление конкретных научных дисциплин. Происходит систематизация знания по содержательному компоненту. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника, требующую специфического образования (структура и организация профессиональной деятельности).

3) 20 в. – Формируется т.н. Большая наука – включает в себя широкую сеть научно-исследовательских и информационных центров, лабораторий, ориентированных на решение исследовательских задач в соответствующей области знания, систему высшего и постдипломного образования, промышленные и производственные корпорации, связанные со структурами отраслевой науки. Резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей. К концу 20 в. в мире насчитывалось более 5 млн. человек, занятых в науке. Более 15 тыс. научных дисциплин и междисциплинарных исследований. Сотни тысяч научных изданий.

На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Большая наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

Возникновение Большой науки, в первую очередь, было обусловлено изменением характера её связи с производством. Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие производства, складывается единая система "наука - техника - производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.

В условиях современной науки первостепенное значение приобретают проблемы организации и управления развитием науки. Концентрация и централизация науки вызвала к жизни появление общенациональных и международных научных организаций и центров, систематическую реализацию крупных международных проектов. В системе государственного управления сформировались специальные органы руководства науки. На их базе складывается механизм научной политики, активно и целенаправленно воздействующий на развитие науки. Первоначально организация науки была почти исключительно привязана к системе университетов и др. высших учебных заведений и строилась по отраслевому признаку. В 20 в. широко развиваются специализированные исследовательские учреждения. Получает развитие такая форма организации науки, как научные центры отраслевого и комплексного характера. Возникают исследовательские подразделения, построенные по проблемному принципу. Для решения конкретных научных проблем, часто имеющих междисциплинарный характер, создаются специальные творческие коллективы, состоящие из проблемных групп и объединяемые в проекты и программы (например, программа освоения космоса). Централизация в системе руководства науки всё чаще сочетается с децентрализацией, автономией в проведении исследований.

Важное значение для науки имеют национальные особенности её развития, выражающиеся в распределении наличного состава учёных по различным странам, национальных и культурных традициях разработки отдельных отраслей науки в рамках научных школ и направлений, в соотношении между фундаментальными и прикладными исследованиями в масштабе страны, в государственной политике по отношению к развитию науки (например, в размерах и направленности ассигнований на науку). Однако результаты науки - научные знания являются интернациональными по своему существу.

В Большой науке возникает разнообразие типов научных сообществ. Официально функционирующие коллективы сочетаются с неформальными. Последние возникают и действуют как «незримые колледжи».

Наука как система фундаментальных и прикладных исследований

Классификация форм организации и проведения научных исследований:

1) фундаментальные научные исследования (ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);

2) прикладные исследования (ориентированы на приращение знания, используемого непосредственно для решения практических задач);

3) НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

С развитием НТП и активным внедрением наукоемких технологий в структуру основных типов деятельности современного общества данная типология все более обнаруживает свою ограниченность и неадекватность. Результаты фундаментальных исследований могут иметь непосредственную практическую ценность, а в результате прикладных исследований могут быть получены научные открытия . Теперь, когда научное сопровождение становится необходимым условием успешности и эффективности большинства форм и типов деятельности, нередко все три названные разновидности научных исследований пересекаются и взаимообуславливают друг друга. В таких случаях говорят о междисциплинарных или комплексных научных исследованиях. Примеры: научное сопровождение модернизации и реформирования экономической, социальной, культурной подсистем общества.

Реально функционирующая система научных исследований органично соединяет в себе две взаимосвязанные тенденции:

Инновации, производство новых знаний;

Преемственность в деятельности научных сообществ. Одной из форм такой преемственности является формирование и развитие научных школ.

Социальный заказ – это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части.

Научные школы. Понятие научного сообщества и его структура.

Научная школа – объединенный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей, возглавляемый, как правило, известным и признанным ученым.

В науковедении различают классические и современные научные школы.

Классические научные школы – научно-исследовательские центры, возникшие в 19 в. на базе крупнейших европейских университетов, которые наряду с образовательными задачами решали и проблемы научной сферы.

В начале 20 в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму научного труда, им на смену пришли современные (дисциплинарные) школы . В отличие от классической научной школы здесь ослаблены функции обучения. Современные школы ориентируются на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Научно-исследовательская деятельность определяется не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования. Таким образом, дисциплинарная научная школа превращается в научный коллектив.

Научное сообщество – совокупность ученых и их организаций, занятых решением общих профессиональных задач в результате коммуникации на основе общих принципов, норм и правил.

Понятие научного сообщества как общности (коллектива ) было введено в западной социологии науки в 1940-х гг. М. Полани; впоследствии оно стало фундаментальным представлением науковедения.

В теории Т. Куна понятие "научное сообщество" сопряжено с центральным для его концепции понятием " парадигма ". Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Согласно этим представлениям, научное сообщество состоит из исследователей определенной научной специальности, которые получили сходное образование и профессиональные навыки , в процессе обучения усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из нее одни и те же уроки. Члены научного сообщества считают себя и рассматриваются другими в качестве единственных людей, ответственных за разработку той или иной системы разделяемых ими целей, включая и обучение учеников и последователей. В таких группах коммуникация бывает относительно полной, а профессиональные суждения относительно единодушными. Коммуникации же между обособленными научными сообществами иногда затруднительны; между отдельными сообществами может существовать соперничество и конкуренция. Каждое научное сообщество, по Куну, имеет свои собственный предмет исследования.

Очевидно, с т. зр. Куна, что научное сообщество существуют на множестве уровней. Наиболее глобальным является сообщество всех представителей естественных наук. Ниже в этой системе основных научных профессиональных групп располагается уровень сообществ физиков, химиков, астрономов, зоологов и т. п. Когда речь идет о сложившихся дисциплинах , то, по мнению Т. Куна, достаточными критериями принадлежности ученого к данному сообществу является их членство в профессиональных обществах и чтение научных журналов. На следующей ступени выделяются также большие подгруппы, например, по физике твердого тела, молекулярной физике, атомной физике и т. п.

В концепции Куна понятие научного сообщества коррелирует, таким образом, с понятием "дисциплина", но также и расходится с ним. Важно то, что любое научное сообщество не могло бы заниматься своей научной деятельностью без некоторой системы общепринятых представлений, ценностей, установок, мотиваций и методов, с помощью которых исследуется данная предметная область . Научное сообщество объединяет ученых, научная деятельность которых опирается на одни и те же правила и стандарты научной практики, их общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормального развития науки. С т. зр. Куна, зрелое научное сообщество в гораздо большей степени, чем любое другое профессиональное сообщество, изолировано от запросов непрофессионалов и повседневной жизни. По его мнению, нет ни одного другого профессионального сообщества, где индивидуальная творческая работа столь непосредственно была бы адресована другим членам данной профессиональной группы и зависела бы от их оценки.

Марксизм: понятие научного сообщества включалось в контекст социокультурной детерминации научной деятельности. Научное сообщество рассматривается как "социализированный орган познавательной деятельности общества", при этом общество в целом остается субъектом познания. В марксистской социологии науки и науковедении термин "научное сообщество" получил наибольшее распространение в широком смысле - для обозначения всех занятых научной деятельностью. Его использовали также и в более узких смыслах - для обозначения представителей конкретной научной дисциплины или междисциплинарного коллектива, работающего в том или ином научном направлении. Подчеркивалось, что научное сообщество представляет собой социальное образование, связанное с производством , хранением и передачей научных знаний. Оно обладает некоей целостностью , находится в определенных отношениях с обществом и располагает собственными механизмами воспроизводства и сохранения этой целостности. Главная задача сообщества – производство нового знания, но решение этой задачи невозможно без подготовки научных кадров и бесцельно без практического использования полученного знания.

В Большой науке возникает разнообразие типов научных сообществ. Официально функционирующие коллективы сочетаются с неформальными. Последние возникают и действуют как «незримые колледжи». В рамках «незримых колледжей» исследователи, работающие над определенной проблемой по интересам, обмениваются результатами и обсуждают их. «Незримые колледжи» могут возникать как в рамках одного исследовательского коллектива, так и в качестве объединения исследователей, работающих в разных коллективах, городах и странах.

Концепцию и термин "невидимый колледж" в западной социологии науки выдвинул Д. Прайс. Прайс показал, что некоторые, хотя и не все, ученые в определенной области исследования поддерживают высокий уровень неформальной коммуникации и что информация , полученная таким путем, имеет важное значение для эффективного развития данного научного направления и получения новых результатов. "Невидимый колледж" - это коммуникативная структура науки, обладающая высокой степенью разнородности. В "невидимый колледж" включаются не столько ученые, имеющие схожее образование, родственную специальность, изучившие одну и ту же литературу, но, прежде всего, объединенные общей научной парадигмой. Кроме того, для "невидимого колледжа" первостепенное значение имеют личные коммуникации ученых, независимые от их официального статуса и не жестко детерминированные его принадлежностью к институционализированному научному сообществу. Деятельность членов "невидимого колледжа" носит сугубо индивидуальный характер, часто они разделены географически, могут проживать в разных городах и даже странах. Включение ученого в "невидимый колледж" означает признание его личного научного вклада в развитие данного научного направления, высокую оценку его профессионального уровня и результатов исследований и отражает высокий неформальный статус ученого в научном сообществе. Участие в "невидимом колледже" добровольно и воспринимается учеными как ценность , определяющая мотивацию их научной активности. По мнению Прайса, "невидимый колледж" объединяет элиту взаимодействующих и наиболее продуктивных ученых в определенной исследовательской области. Члены "невидимого колледжа" могут состоять в личной переписке, встречаться на научных конференциях и симпозиумах, обмениваться оттисками научных публикаций.

Плюс: выше производительность труда благодаря большой частоте информационных контактов; но минус: отсутствие необходимой материальной базы. Симбиоз «незримых колледжей» с формально фиксированными коллективами.

Наука как социальном институте

В современном мире наука предстает не только как индивидуальная научная деятельность ученого, но и как сообщество ученых, образующих в своей совокупности социальный институт.

Определение 1

Наука как социальный институт – это особая сфера организации деятельности, выражающая форму сознания ученого сообщества , и общественный институт, форма которого выработана в ходе исторического развития цивилизации.

Наука в рамках социального института организует особый тип взаимодействия между учеными, нормы научного труда. Наука здесь приобретает форму учреждения: исследовательского института или научной школы.

Можно выделить ряд функций науки как социального института:

  1. формирование общественного мировоззрения, картины мира;
  2. наука как производственная сила, создающая новые технологии;
  3. расширение применения научной методологии: использование ее для анализа общества и социальных отношений.

Институализация науки

Начало институализации науки относится к $XVII в.$ К тому времени, когда начинает формироваться наука как самостоятельное общественное явление. Наука становится основой производства и технологии. В это время в европейских странах появляются первые академии наук, начинают издаваться научные журналы.

Следующей вехой в истории развития науки как социального института стало создание научных лабораторий и научных институтов, оснащенных надлежащим техническим оборудованием. Наука превращается в «большую науку» и окончательно приобретает форму социального института. Она устанавливает связь с политикой, промышленным и военным производством.

Наравне с этим появляются научные школы, формирующиеся вокруг определенной теории или ученого. Это способствует воспитанию нового поколения исследователей и открывает пространство для дальнейшей генерации новых идей.

Кроме того, вместе с официальными сообществами в среде ученых формируются «неформальные» группы ученых, предназначенные для частного обмена опытом и информацией.

«Этос» науки

Р. Мертон, социолог науки, в $середине XX в.$ формулирует принципы, устанавливающие поведение ученого в рамка науки как социального института. Данные императивы составляют «этос» науки.

  1. Универсализм . Наука не предполагает личного знания. Результаты научного исследования объективны и применимы во всех аналогичных ситуациях, т. е. универсальны. Кроме того, этот принцип утверждает, что степень научного вклада и его ценность не может зависеть от национальной или какой-либо другой принадлежности.
  2. Коллективизм . Любое научное открытие является достоянием сообщества. Поэтому ученый обязан публиковать результаты своих исследований.
  3. Бескорыстность . Данный принцип направлен на искоренение из науки «нездоровой» конкуренции, жаждущей финансового обогащения. Ученый должен иметь своей целью достижение истины.
  4. Организованный скептицизм . С одной стороны, этот принцип подтверждает общеметодологическую установку науки, на основании которой ученый обязан подвергнуть объект своего исследования критическому анализу, с другой же стороны, в рамках самой науки ученые должны критически рассматривать результаты своего или предшествующего исследования.

Приращение знания и технологии

Наука как социальный институт подвержена схожим с социальными процессам. В науке возможно «нормальное развитие» и революции. «Нормальное развитие» предполагает постепенное наращивание знаний. Научная революция стоит на позициях смены парадигмы, общей системы научных методов и взглядов на свои фундаментальные основы.

Современное общество во многом зависит от науки. Она формирует у человека представление о мире и дает ему технологии для жизни в нем. В современных условиях научное открытие – это появление новой технологии. Уровень развития науки определяет степень технологической оснащенности промышлености. Технологизация науки является причиной многих глобальных проблем современности, в основном связанных с экологией.



Вверх