Внеклассное мероприятие «Весенние нотки. Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Первые весенние цветы"
Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе "К нам весна шагает быстрыми шагами"
Цели: вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.
Материал:
На сцене повешены картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Левитана «Март», «Первая зелень», И.И.Шишкина «Апрель» и др.На сцену выходит ведущая в цветном сарафане, в веночке на голове.
Ход занятия:
Один за другим выходят на сцену ребята и читают стихи о весне.
1-й ученик:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
И голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!..
В.Жуковский
2-й ученик:
Весна идет с капелями,
Ручьи журчат,
«Встречайте, прилетели мы!»-
Скворцы кричат.
Один присел на тополе,
Такой смешной.
В ладони мы захлопали:
«А ну-ка спой!»
Он посмотрел обиженно:
« У вас-то дом,
А мы себе и хижины
Здесь не найдем!»
3-й ученик:
Кричим ему уверенно:
«Дружок-скворец,
Мы подарить намерены
Тебе дворец.
Его вчера повесили
Мы в школьный сад,
Тебе там будет весело,
Ты будешь рад.
Будь,скворушка, хозяином-
Твой дом не плох!»
Гостей своих встречаем мы
Всегда тепло!
И.Иванов
Скворец- молодец появляется на сцене в черном костюме и в маске скворца.
Скворец:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну а зовут меня…
Ребята:
Скворец!
Исполняется «Весенняя песенка». (Слова И.Белоусова, музыка Ц.Кюи.)
4-й ученик:
Пришла весна, пришла красна,
Цветы пестреют в поле,
И неба ширь светла, ясна,
И все живет на воле.
Ручей бежит, бежит, шумит,
И шепчет лес листвою;
От птичьих песен лес звенит.
Как хорошо весною!
1-й ученик: Но в марте бывает и так: вдруг тучи закроют небо, подует холодный ветер, пойдет снег большими хлопьями, метель закружит поземкой, будто вновь вернулась зима. Но это не надолго. И опять появляется солнце.
(Вбегают весна и солнышко. На голове весны венок, платье пышное, цветное. В руках цветы.)
(Весна разбрасывает цветы, солнышко взмахивает руками.)
Девочка (подходит к сугробу):
Молчи, сугроб! Весна пришла!
Не спрячешься от тепла!
Ты был ворчливым стариком,
А станешь звонким ручейком.
Покинешь ты лесную тишь
И прямо в речку убежишь!
Сугроб:
А что мне делать старику?
На самом деле утеку!
(Сугроб сбрасывает белое поклывало и набрасывает голубое. Он стал ручейком. Звучит песня «Здравствуй, весна». Слова О.Высотской, музыка А.Островского.)
5-й ученик:
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Звучит пьеса П.Чайковского «Подснежник».
Звучит «Песня жаворонка». (Стихи Кукольника, музыка М.Глинки)
6-й ученик:
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я.Колос
Ведущая:
В воздухе веет теплый ласковый ветерок, изредка бывают и грозы. В конце мая весна дарит свой самый лучший майский праздник- бело-розовое душистое море цветущих яблонь, вишен, груш, черемухи.
2-й ученик:
Все темней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей
В чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах
Теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
И.Бунин
3-й ученик:
Зелень буйно расплескалась,
Разгулялась, поплыла.
Солнце в каплях засмеялось
У иссохшего ствола.
Голуби взлетают снизу,
Прячутся на чердаке,-
Ряд головок круглых, сизых,
Словно бусы на шнурке.
М.Рыльский
4-й ученик читает стихотворение Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая»
Ведущая:
Подберите родственные слова к слову "Весна"
Веснушки
Весенний
Весной
Веснушчатый
Веснянка
Веселый
Какое слово лишнее? (веселый)
Учи тель :
Ребята, мы с вами теперь много знаем о признаках и приметах весны. Я предлагаю вам дома нарисовать картины о весне. Из ваших рисунков мы сделаем небольшую книгу со стихами и играми.
Устный журнал для учащихся 5 класса ГКОУ школы-интерната г. Краснодара
«Весна, весна на улице».
Автор: учитель русского языка и литературы Бжигакова Ф.Х.
Оформление: На доске: 1. Экран для презентации. 2.Детские рисунки. 3.Картины знаменитых художников. 4.Фото-вернисаж детских работ.
Оборудование:
Цветные карандаши или фломастеры. Солнышко без улыбки, вырезанное из бумаги (6 штук). Оценочные листы для жюри. (Приложение 1) Грамоты, дипломы, призы для награждения.
Цели:
1.Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей. 2. Обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. 3. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту, бережное отношение к ней, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, доброты. 4. Развивать речь, мышление, смекалку, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. 5. Прививать интерес к предметам «Литературное чтение», «Развитие речи», «Изобразительное искусство».
1 слайд. «Весна, весна на улице».
- Здравствуйте дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать у нас на устном журнале «Весна, весна, весна.
- Ребята, поприветствуйте гостей.
- Сегодня я приглашаю Вас в гости к... к кому вы сейчас сами скажите, отгадав загадки.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, -
Значит, к нам пришла (весна)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,-
Значит, к нам пришла (весна)
- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края и сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – о весне! Весна – это пробуждение!
Читают учащиеся:
1 чтец.
Весна всему свой голос дарит-
Воде, листве, земле - всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
2 чтец.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
3 чтец.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
Ребята, а какой вы представляете себе Весну? Какая она у Вас?
- Весна приходит к нам по-разному. У весны свои приметы и признаки.
- Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?
(отвечают дети)
- растаял снег,
- появились проталины;
- бегут ручьи;
- освободились реки ото льда;
- прилетели птицы и звонко поют;
- солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче;
- стало тепло;
- появилась травка, цветут цветы;
- небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака;
- дни стали длиннее и т д.
Молодцы!
2 слайд
- А вы знаете весенние месяцы?
- Сейчас я буду читать вам загадки о них, а вы должны отгадать, о каком месяце идет речь?
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мягкий тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывается лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запивает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (Май)
А вы знаете, у весны есть три долга!
Первый - тьму земную одолеть. С этим март справляется.
снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьев живой водой отпаивает.
Третий – теплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает.
3 слайд. «Подумай и ответь»
А сейчас начинаем мы опять думать, рассуждать, смекать!
- Читаем вместе и отгадываем!
Загадки о весне:
4 слайд.
Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
5 слайд.
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
6 слайд.
Зимой молчат
Весной журчат
Жителей лесных
Водой напоят. (Ручьи)
7 слайд.
Доброе, хорошее
На людей глядит.
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
8 слайд.
Летом бежит,
Зимою спит,
Весна настала
Опять побежала. (Речка).
9 слайд.
На ветках –
Плотные колючки.
В них дремлют
Клейкие листочки. (Почки)
10 слайд.
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели,
Река пробудилась
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады. (Весна)
Весной восхищаются все и всегда! Писатели, поэты, художники и музыканты отражают ее в своих произведениях. Это видно на нашей выставке картин и книг.
11 слайд.
- И следующая страничка нашего журнала «Литературная страничка «Стихи о весне».
- Сейчас мы услышим замечательные стихотворения знаменитых поэтов о прекрасном времени года – весне, которые прочитают нам ребята.
- Читаем ярко, красиво, выразительно, не торопимся и не волнуемся. Вам доверили поэты передать красоту и величие Весны!
- Начинаем наш конкурс стихотворений, который будет оценивать наше прекрасное,
доброе жюри.
Представить жюри.
Я представляю всем каждого чтеца, называя его имя и фамилию. (Чтец называет автора и название стихотворения).
(Дети читают стихи)
12 слайд.
Какие вы знаете первоцветы?
Физ. минутка. - Что вы можете рассказать о них?
Просыпается цветок - Почему их нельзя рвать?
Тянет к солнцу лепесток
И от ветра он качается
Низко, низко к земле наклоняется
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается!
13 слайд.
Просмотр фильма.
14 cлайд. (дополнительный)
Игры с детьми.
Мы, с вами готовясь к устному журналу, стали и художниками и фотографами, писателями и даже режиссерами.
- Символом весны является яркое солнце. Солнце - это пробуждение, жизнь, счастье, радость, тепло
- Сейчас я, каждому, раздам солнышко, и вы оставите на нём частичку своего тепла и прекрасного настроения! (Приложение 2)
- А как вы думаете, какие запахи у весны?
(Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листочков, расцветающих цветов)
- Ребята вслушивайтесь в музыку весны, всматривайтесь в её краски, чувствуйте запах весны!
- Ребята, у всех прекрасное настроение? А у вас гости?
15 cлайд.
- Дорогие ребята! Вы сегодня молодцы! Очень порадовали нас своим хорошим чтением стихотворений, великолепными рисунками. Они прекрасны, почти как у великих художников. Замечательными сочинениями и удивительными фотографиями. Вы очень хорошо потрудились!!! Принимая участие в этих конкурсах, мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!
- С ней пробуждается всё!
- Всё начинает жить, петь, любить. С приходом весны и мы стаём добрее, милее, улыбчивее, счастливее!
16 cлайд.
Я желаю Вам всем здоровья, весеннего настроения, задора, любить красоту и всё что и кто Вас окружает!
Пусть первый подснежник
Подарит Вам нежность! Весеннее солнце подарит тепло! А майский ветер подарит надежду,И счастье, и радость, и только добро!
Так будьте добрыми, простыми,Всегда с улыбкой на лице!Ну словом, будьте Вы такими,Как подобает быть Весне.
Спасибо Всем за участие в нашем Устном журнале «Весна, весна на улице».
- А теперь награждение за участие в конкурсах наших ребят.
Слово жюри.
Презентация
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
Приложение 1
Устный журнал «Весна, весна на улице»
Ф.И. учащегося
Конкурс стихотворений
Конкурс рисунков
Конкурс
сочинений
ФОТО-
конкурс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Горельская средняя общеобразовательная школа»
Тамбовского района Тамбовской области
Сценарий внеклассного мероприятия
в начальной школе
«Народ гуляй - весну встречай»
подготовила
учитель музыки
Уланова Людмила Викторовна
с. Горелое
2014
Сценарий внеклассного мероприятия
«НАРОД ГУЛЯЙ – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ»
для учащихся младших классов
Краткое описание: Расширить представления детей о традициях встречи весны у разных народов. Цель : познакомить учащихся с основными традициями празднования дня весеннего равноденствия в разных странах, создать условия для: - обогащения знаний учащихся об окружающем мире; - развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран; - воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира. Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.Место проведения: празднично украшенный актовый зал.
Ход мероприятия
звучит песня «Весну звали».
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как наши певцы прогоняли зиму? Только вот послушается ли она их! Очень уже хочется теплого солнышка, зеленой травки и веселого щебетания птичек дождаться! Да и срок подходит – март на дворе! Как бы нам поскорее с весной встретиться?
1 ученица: (вбегает на сцену) Что я узнала! Что я узнала!
Ведущий: Успокойся, Марина! Видишь, к нам дети в гости пришли. 1 ученица : А я им первым и расскажу, что узнала! Надо срочно весну звать – пришел День весеннего равноденствия! Ведущий: А ты знаешь, что это такое – День весеннего равноденствия? 1 ученица: Нет, не знаю… Сейчас позвоню Наташке, она точно знает - отличница!(убегает) Ведущий: Да тут и без подсказок всем известно, что День весеннего равноденствия – это одна из поворотных точек солнечного цикла, когда световой день становится равным ночи и начинает увеличиваться. Его празднуют во всех без исключения мировых культурах. На всех континентах это ежегодное событие оставило глубокий след в народных традициях. Выходит 2 ученица : А вот я знаю, что в Мексике день весеннего равноденствия, тысячи людей празднуют, собираясь у пирамид Солнца и Луны. Считается, что встретить весну на вершине самой большой пирамиды означает получить благословение на целый год. Ведущий: Если уж знакомиться с традициями встречи весны у разных народов, то нужно начинать со страны Восходящего Солнца – Японии. 1 ученица (выходит, держа за руки двух девочек из 4 класса): Мне девочки сейчас рассказали, что они знают как празднуют этот день в Японии.(звучит японская мелодия)
3 ученица: День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии. Японцы связывают его с буддийским обрядовым праздником Хиган. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями умерших родственников, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. Особое внимание уделяется еде, кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого. 4 ученица: По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры- японской вишни. Сакура почитается священным цветком Японии - её символом. В старину японские аристократы любовались её цветением, слагая стихотворения, размышляя о жизни и смерти. Она считается символом красоты и быстротечности жизни.(презентация о сакуре)
5 ученица: Минула весенняя ночь.Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету.
6 ученица: Поистине дивныРастенья заморских земель,
Но ни ароматом,
Ни цветом нельзя их сравнить
С японскою вишней в цвету…
7 ученица : "Цвет зари охватилЕщё сонные ветви,
Дождь его разбудил,
По весеннему светлый!
По бутонам из рос,
По цветочным бутонам,
Ветер краски разнёс,
Бледно-розовым тоном!
Ещё кружевом лёд
Покрывает аллеи,
А весна уж цветёт
И сакурой алеет!"
8 ученик: Казалось, не в силахУгасшее сердце прельстить
Ничто в этом мире –
И опять как будто цепями
Я прикован к вишням цветущим…
Ведущий: Да, я думаю это замечательная встреча красавицы-весны. А вот в Центральной Азии, Северо-Западнм Китае, на Кавказе празднование весны называется Навруз (ноуруз – «новый день»). Навруз является древнейшим земледельческим праздником. До его наступления люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. С первыми лучами солнца мальчики отправлялись в горы набрать подснежников, а затем, привязав их к длинным шестам, шли по домам, даря цветы и приглашая всех на праздник. Накрывают праздничный стол – достархан. Приходят музыканты, устраиваются соревнования в силе, ловкости среди подростков, мужчин. 1 ученица: А я знаю, кто нам поможет побывать на праздновании Навруза! 2 ученица: Приглашаем наших гостей из старших классов!(танец «Лезгинка»)
9 ученица : Ребята, а мы вам расскажем о древнем весенним обереге с которым приглашали весну в славянских странах Болгарии, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии да и у нас на Руси. Это куклы-мартинички. Они были обязательной деталью «закликания» весны в котором, в основном, участвовали молодежь и дети. С мартиничками закликали и встречали весну, вешали их на ветви деревьев, желали друг другу здоровья, любви и удачи. 10 ученица : Март - это встреча зимы и весны. Поэтому куклы вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. 11 ученица : Есть легенда, связанная с этой куклой: "В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета кукол мартиничек символизируют её красную кровь на белом снегу."(дарят гостям кукол-мартинечек)
1 ученица: Что-то мы всё о других странах, А как закликали весну у нас, на Руси? 2 ученица: У нас о весне помнили всю долгую зиму и начинали её закликать ещё в зимнюю стужу, в феврале, называли этот праздник Громницей. Громница - это предвестница тепла, воплощает своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году - когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома. 1 ученица: А вот вторая закличка Весны, или праздник Сорок Сорок (закличка жаворонков), приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.Благослови, мати, Ой, Лада мати, Весну закликати! Зиму провожати! 2 ученица: Сороки (Жаворонки) – заклички Весны, творимые с вершин холмов. По древним славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми люди поднимались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов и что есть силы звали весну. 1 ученица: Давайте и мы все вместе позовём весну!
(текст на экране)
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью, С великою милостью! Со льном высоким, С корнем глубоким!Ведущий: А как пришла Весна-красна, там и до лета рукой подать! Будем радоваться солнечному теплу и праздновать другой праздник – Ивана Купалу, но про него наш рассказ будет в другой раз. М ы не станем нарушать традицию - встречаем Весну с «жаворонками», да с угощением, приглашаем всех к столу!
На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,
звучит песня «Иван Купала».
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Заочная прогулка в лес «Уж тает снег, бегут ручьи…»
Цели : развитие восприятия красоты весенней природы; воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование : картины леса, ранней и поздней весны; костюм весны, шапочки с изображением животных, птиц; рисунки и открытки с изображением растений, рисунок вездехода; скворечник; музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Учитель . Здравствуйте! Сегодня мы отмечаем праздник «Приход весны». Мы будем петь, читать стихи, радоваться приходу весны.
Ученик 1.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
А. Плещеев
Ученик 2. Самые приметные цвета весной ярко-голубой и зеленый. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилет птиц. Распускаются цветы — сережки на деревьях и кустарниках.
Ученик 3.
Береза пробудилась ото сна.
Не руби березы белой,
Не губи глуши лесной!
Не губи и зла не делай!
А особенно весной!
Под музыку входит Весна.
Весна.
Здравствуйте!
Я - Весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход!
Я пришла пригласить вас на прогулку в лес.
Учитель. Отправимся на вездеходе, потому что эта машина способна проходить сквозь любые лесные чащи. Вездеход двигается бесшумно - нельзя пугать птиц и зверей в лесу. Давайте и мы с вами нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда. Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом. Прежде чем отправиться в путь, вспомним правила поведения в лесу.
Ученик 1 . Нельзя шуметь в лесу.
Ученик 2. Нельзя пугать животных криками и громкой музыкой.
Ученик 3 . Нельзя разорять муравейники, гнезда птиц и жилища животных.
Ученик 4 . Нельзя вытаптывать лесную траву, ломать живые ветки деревьев и кустарников.
Ученик 5. Нельзя бросать палки и камни в животных, ловить животных, птиц и насекомых, мучить и убивать их.
Ученик 6. Нельзя мусорить в лесу, бросать банки, бумажки, жечь костры.
Учитель. А вот и первая остановка - лесная полянка.
Выходят два ученика
Учитель . Давайте поздороваемся с лесом.
Дети.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ученик 1.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои.
С. Погореловский
Ученик 2.
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это — лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, парта? Лес!
Оглянись, все вокруг —
Это наш зеленый друг.
Учитель . В лесу так хорошо дышится. Послушайте репортаж, который приготовили дети.
Ученик 1 . Внимание! Внимание! Начинаем лесную передачу о деревьях нашей области (Учителю следует скорректировать изложенную ниже информацию исходя из местной специфики). Самый распространенный — дуб, затем сосна, далее осина, береза, ольха и др. Лес, состоящий из дубов, называется дубрава.
Ученик 2.
Задевая тучи
Головой седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицей черной
Вдруг засвищет в кроне.
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне.
Смотрит в поднебесье
Всех в округе выше!
Много знает песен,
Много сказок слышит.
Учитель. Дуб — очень красивое дерево. В первые годы растет медленно, но корни глубоко пускает в землю. С 9-летнего возраста начинает дуб расти быстро по 30—40 см в год. Первые желуди дуб дает в 20 лет. Старые дубравы у нас остались лишь в Шиповом лесу. Там растет уникальный дуб, которому более 400 лет. А о каком дереве дальше пойдет речь, узнайте из загадки.
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Сосна или ель)
Ученик 3.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят смело в небеса.
Учитель . Сосна — наиболее распространенное дерево нашего края. Сосна может расти на песках, на каменистых кругах, на меловых бесплодных землях. В нашей области есть сосны, возраст которых более 200 лет, высота до 400 м (это примерно 14-этажный дом). Известна сосна, возраст которой 384 года. А что это за дерево?
Ученик 4.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Учитель . Верно, береза. Это дерево символизирует нежность и благородство, красоту и щедрость. Береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. Живет береза 100—150 лет. Береза — дерево-пионер. Она первая растет на вырубленном или выгоревшем месте.
Выступающие уходят.
Учитель . Давайте пойдем на полянку цветов.
Входят Весна и дети с открытками, на которых изображены подснежник, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха.
Подснежник.
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
П. Соловьева
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник».
Ландыш . Я зацветаю в мае, «когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесен в Красную книгу.
Одуванчик . А я не жалуюсь. Расту везде, где упадут на парашютах мои семена. Корень у меня длинный, крепкий. И любят меня не меньше, чем другие цветы.
Мать-и-мачеха . Эх, Одуванчик! Цвести бы мне столько, сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, но иногда срывают, обижая меня. А как пойдут листья, цветки пропадают. Во мне жук или муравей спрячется. Один раз я даже пчелу укрыла.
Весна. Все ясно. У нас заботы одни и те же. Губит вас красота и людская жадность. Ребята, обращаюсь к вам с просьбой относиться бережно ко всем растениям.
Ученик 5.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, —
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Т. Собакин
Учитель.
Остановитесь на мгновенье, замрите...
Как красиво вокруг!
Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток,
Он как будто бы вылеплен весь
Из тончайших серебряных ниток.
Итак, позади поляна цветов. Продолжаем наше увлекательное путешествие. А вот и птичья полянка. Послушаем птиц.
Входят ученики в шапочках птиц (скворца, жаворонка, ласточки).
Скворец.
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну а зовут меня... (скворец).
Верно! Вы угадали! Меня зовут скворец! Из года в год, из века в век живу я там, где человек. Селюсь с сельским жителем рядом, слежу за его полем и садом, очищаю растения от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков и клопов. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец! Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.
Дети. Мы рады тебе, скворец-молодец!
Жаворонок.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
Поет, на солнышке сверкая,
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
В. Жуковский
Ласточка.
С юга ласточка явилась,
Прилетела к нам весной,
Хлопотливо закружилась
Над беседкой вырезной.
Слышен писк и щебет птичий,
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей —
Малышам нужна еда.
Учитель . Спасибо, птицы, за выступление.
Инсценировка стихотворения В. Ладонщикова «Спор на скворечне».
Этот случай был в апреле
С юга птицы прилетели.
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.
Скворец. Убирайся вон задира!
Воробей.
Ни за что. Моя квартира.
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю.
Скворец.
Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом остался с детства.
Но туг во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал:
Миша.
Я, друзья, сердечно рад.
Только Миша слез долой,
Воробьишка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Учитель. С приходом весны возвращаются к нам друзья — перелетные птицы. И, кажется, сама весна послала в разведку птицу. Пригнув ветку, ей грач верную дорогу открыл.
Дети.
Грачи-кулички, из-за моря летите,
Весну красную несите,
Лютая зима пристоялась,
По полям-лесам разгулялась.
Холод-стужу напустила,
Ручки-ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.
Учитель. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а через несколько дней — скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домов воробьев. Ребята, надо сделать скворечники и повесить их для наших пернатых друзей.
Ученик 6.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!»
Ученик 7.
Мы не будем разорять! —
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Учитель . Послушав птиц, какой мы сделаем вывод? (Будем бережно и заботливо относиться к нашим пернатым друзьям) Закончилось наше путешествие. Жаль с лесом расставаться. Но мы не раз еще сюда придем, проверим, готовы ли звери встретить весну.
Ученик 8.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Темный лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Дети исполняют песню «Лесной марш» (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).
Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.
Припев:
Мы сами написали в лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса надежные друзья,
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.
Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами-перелесками
Под кедрами красавицы-тайги,
Под соснами полесскими.
Припев.
Нам солнце улыбнется веселей
И каждый день нам радостней покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.