Внеклассное мероприятие «Весенние нотки. Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Первые весенние цветы"

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Цели: вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.

Материал:

На сцене повешены картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Левитана «Март», «Первая зелень», И.И.Шишкина «Апрель» и др.На сцену выходит ведущая в цветном сарафане, в веночке на голове.

Ход занятия:

Один за другим выходят на сцену ребята и читают стихи о весне.

1-й ученик:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
И голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!..
В.Жуковский
2-й ученик:
Весна идет с капелями,
Ручьи журчат,
«Встречайте, прилетели мы!»-
Скворцы кричат.

Один присел на тополе,
Такой смешной.
В ладони мы захлопали:
«А ну-ка спой!»

Он посмотрел обиженно:
« У вас-то дом,
А мы себе и хижины
Здесь не найдем!»

3-й ученик:
Кричим ему уверенно:
«Дружок-скворец,
Мы подарить намерены
Тебе дворец.

Его вчера повесили
Мы в школьный сад,
Тебе там будет весело,
Ты будешь рад.

Будь,скворушка, хозяином-
Твой дом не плох!»
Гостей своих встречаем мы
Всегда тепло!
И.Иванов

Скворец- молодец появляется на сцене в черном костюме и в маске скворца.

Скворец:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну а зовут меня…

Ребята:
Скворец!

Исполняется «Весенняя песенка». (Слова И.Белоусова, музыка Ц.Кюи.)

4-й ученик:
Пришла весна, пришла красна,
Цветы пестреют в поле,
И неба ширь светла, ясна,
И все живет на воле.

Ручей бежит, бежит, шумит,
И шепчет лес листвою;
От птичьих песен лес звенит.
Как хорошо весною!

1-й ученик: Но в марте бывает и так: вдруг тучи закроют небо, подует холодный ветер, пойдет снег большими хлопьями, метель закружит поземкой, будто вновь вернулась зима. Но это не надолго. И опять появляется солнце.

(Вбегают весна и солнышко. На голове весны венок, платье пышное, цветное. В руках цветы.)

(Весна разбрасывает цветы, солнышко взмахивает руками.)

Девочка (подходит к сугробу):
Молчи, сугроб! Весна пришла!
Не спрячешься от тепла!
Ты был ворчливым стариком,
А станешь звонким ручейком.
Покинешь ты лесную тишь
И прямо в речку убежишь!

Сугроб:
А что мне делать старику?
На самом деле утеку!
(Сугроб сбрасывает белое поклывало и набрасывает голубое. Он стал ручейком. Звучит песня «Здравствуй, весна». Слова О.Высотской, музыка А.Островского.)

5-й ученик:
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»

Звучит пьеса П.Чайковского «Подснежник».

Звучит «Песня жаворонка». (Стихи Кукольника, музыка М.Глинки)

6-й ученик:
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я.Колос
Ведущая:
В воздухе веет теплый ласковый ветерок, изредка бывают и грозы. В конце мая весна дарит свой самый лучший майский праздник- бело-розовое душистое море цветущих яблонь, вишен, груш, черемухи.

2-й ученик:
Все темней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей
В чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах
Теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
И.Бунин
3-й ученик:
Зелень буйно расплескалась,
Разгулялась, поплыла.
Солнце в каплях засмеялось
У иссохшего ствола.
Голуби взлетают снизу,
Прячутся на чердаке,-
Ряд головок круглых, сизых,
Словно бусы на шнурке.
М.Рыльский
4-й ученик читает стихотворение Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая»

Ведущая:

Подберите родственные слова к слову "Весна"

Веснушки

Весенний

Весной

Веснушчатый

Веснянка

Веселый

Какое слово лишнее? (веселый)

Учи тель :

Ребята, мы с вами теперь много знаем о признаках и приметах весны. Я предлагаю вам дома нарисовать картины о весне. Из ваших рисунков мы сделаем небольшую книгу со стихами и играми.

Устный журнал для учащихся 5 класса ГКОУ школы-интерната г. Краснодара
«Весна, весна на улице».
Автор: учитель русского языка и литературы Бжигакова Ф.Х.
Оформление: На доске: 1. Экран для презентации. 2.Детские рисунки. 3.Картины знаменитых художников. 4.Фото-вернисаж детских работ.
Оборудование:
Цветные карандаши или фломастеры. Солнышко без улыбки, вырезанное из бумаги (6 штук). Оценочные листы для жюри. (Приложение 1) Грамоты, дипломы, призы для награждения.
Цели:
1.Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей. 2. Обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. 3. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту, бережное отношение к ней, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, доброты. 4. Развивать речь, мышление, смекалку, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. 5. Прививать интерес к предметам «Литературное чтение», «Развитие речи», «Изобразительное искусство».
1 слайд. «Весна, весна на улице».
- Здравствуйте дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать у нас на устном журнале «Весна, весна, весна.
- Ребята, поприветствуйте гостей.
- Сегодня я приглашаю Вас в гости к... к кому вы сейчас сами скажите, отгадав загадки.

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, -
Значит, к нам пришла (весна)

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,-
Значит, к нам пришла (весна)
- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края и сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – о весне! Весна – это пробуждение!
Читают учащиеся:
1 чтец.
Весна всему свой голос дарит-
Воде, листве, земле - всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.

2 чтец.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.

3 чтец.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.

Ребята, а какой вы представляете себе Весну? Какая она у Вас?
- Весна приходит к нам по-разному. У весны свои приметы и признаки.
- Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?
(отвечают дети)
- растаял снег,
- появились проталины;
- бегут ручьи;
- освободились реки ото льда;
- прилетели птицы и звонко поют;
- солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче;
- стало тепло;
- появилась травка, цветут цветы;
- небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака;
- дни стали длиннее и т д.
Молодцы!

2 слайд
- А вы знаете весенние месяцы?
- Сейчас я буду читать вам загадки о них, а вы должны отгадать, о каком месяце идет речь?

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мягкий тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет
И разламывается лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей
Запивает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (Май)

А вы знаете, у весны есть три долга!
Первый - тьму земную одолеть. С этим март справляется.
снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьев живой водой отпаивает.
Третий – теплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает.

3 слайд. «Подумай и ответь»

А сейчас начинаем мы опять думать, рассуждать, смекать!
- Читаем вместе и отгадываем!
Загадки о весне:
4 слайд.
Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

5 слайд.
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

6 слайд.
Зимой молчат
Весной журчат
Жителей лесных
Водой напоят. (Ручьи)

7 слайд.
Доброе, хорошее
На людей глядит.
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

8 слайд.
Летом бежит,
Зимою спит,
Весна настала
Опять побежала. (Речка).

9 слайд.
На ветках –
Плотные колючки.
В них дремлют
Клейкие листочки. (Почки)

10 слайд.
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели,
Река пробудилась
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады. (Весна)

Весной восхищаются все и всегда! Писатели, поэты, художники и музыканты отражают ее в своих произведениях. Это видно на нашей выставке картин и книг.

11 слайд.
- И следующая страничка нашего журнала «Литературная страничка «Стихи о весне».
- Сейчас мы услышим замечательные стихотворения знаменитых поэтов о прекрасном времени года – весне, которые прочитают нам ребята.
- Читаем ярко, красиво, выразительно, не торопимся и не волнуемся. Вам доверили поэты передать красоту и величие Весны!
- Начинаем наш конкурс стихотворений, который будет оценивать наше прекрасное,
доброе жюри.
Представить жюри.
Я представляю всем каждого чтеца, называя его имя и фамилию. (Чтец называет автора и название стихотворения).

(Дети читают стихи)

12 слайд.

Какие вы знаете первоцветы?
Физ. минутка. - Что вы можете рассказать о них?
Просыпается цветок - Почему их нельзя рвать?
Тянет к солнцу лепесток
И от ветра он качается
Низко, низко к земле наклоняется
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается!

13 слайд.
Просмотр фильма.

14 cлайд. (дополнительный)
Игры с детьми.

Мы, с вами готовясь к устному журналу, стали и художниками и фотографами, писателями и даже режиссерами.
- Символом весны является яркое солнце. Солнце - это пробуждение, жизнь, счастье, радость, тепло
- Сейчас я, каждому, раздам солнышко, и вы оставите на нём частичку своего тепла и прекрасного настроения! (Приложение 2)
- А как вы думаете, какие запахи у весны?

(Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листочков, расцветающих цветов)
- Ребята вслушивайтесь в музыку весны, всматривайтесь в её краски, чувствуйте запах весны!
- Ребята, у всех прекрасное настроение? А у вас гости?

15 cлайд.
- Дорогие ребята! Вы сегодня молодцы! Очень порадовали нас своим хорошим чтением стихотворений, великолепными рисунками. Они прекрасны, почти как у великих художников. Замечательными сочинениями и удивительными фотографиями. Вы очень хорошо потрудились!!! Принимая участие в этих конкурсах, мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!
- С ней пробуждается всё!
- Всё начинает жить, петь, любить. С приходом весны и мы стаём добрее, милее, улыбчивее, счастливее!
16 cлайд.

Я желаю Вам всем здоровья, весеннего настроения, задора, любить красоту и всё что и кто Вас окружает!
Пусть первый подснежник
Подарит Вам нежность! Весеннее солнце подарит тепло! А майский ветер подарит надежду,И счастье, и радость, и только добро!
Так будьте добрыми, простыми,Всегда с улыбкой на лице!Ну словом, будьте Вы такими,Как подобает быть Весне.

Спасибо Всем за участие в нашем Устном журнале «Весна, весна на улице».
- А теперь награждение за участие в конкурсах наших ребят.
Слово жюри.

Презентация

13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415

Приложение 1

Устный журнал «Весна, весна на улице»

Ф.И. учащегося
Конкурс стихотворений
Конкурс рисунков
Конкурс
сочинений
ФОТО-
конкурс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Горельская средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области

Сценарий внеклассного мероприятия
в начальной школе
«Народ гуляй - весну встречай»

подготовила

учитель музыки

Уланова Людмила Викторовна

с. Горелое
2014


Сценарий внеклассного мероприятия

«НАРОД ГУЛЯЙ – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ»

для учащихся младших классов

Краткое описание: Расширить представления детей о традициях встречи весны у разных народов. Цель : познакомить учащихся с основными традициями празднования дня весеннего равноденствия в разных странах, создать условия для: - обогащения знаний учащихся об окружающем мире; - развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран; - воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира. Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.

Место проведения: празднично украшенный актовый зал.

Ход мероприятия

звучит песня «Весну звали».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как наши певцы прогоняли зиму? Только вот послушается ли она их! Очень уже хочется теплого солнышка, зеленой травки и веселого щебетания птичек дождаться! Да и срок подходит – март на дворе! Как бы нам поскорее с весной встретиться?

1 ученица: (вбегает на сцену) Что я узнала! Что я узнала!

Ведущий: Успокойся, Марина! Видишь, к нам дети в гости пришли. 1 ученица : А я им первым и расскажу, что узнала! Надо срочно весну звать – пришел День весеннего равноденствия! Ведущий: А ты знаешь, что это такое – День весеннего равноденствия? 1 ученица: Нет, не знаю… Сейчас позвоню Наташке, она точно знает - отличница!(убегает) Ведущий: Да тут и без подсказок всем известно, что День весеннего равноденствия – это одна из поворотных точек солнечного цикла, когда световой день становится равным ночи и начинает увеличиваться. Его празднуют во всех без исключения мировых культурах. На всех континентах это ежегодное событие оставило глубокий след в народных традициях. Выходит 2 ученица : А вот я знаю, что в Мексике день весеннего равноденствия, тысячи людей празднуют, собираясь у пирамид Солнца и Луны. Считается, что встретить весну на вершине самой большой пирамиды означает получить благословение на целый год. Ведущий: Если уж знакомиться с традициями встречи весны у разных народов, то нужно начинать со страны Восходящего Солнца – Японии. 1 ученица (выходит, держа за руки двух девочек из 4 класса): Мне девочки сейчас рассказали, что они знают как празднуют этот день в Японии.

(звучит японская мелодия)

3 ученица: День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии. Японцы связывают его с буддийским обрядовым праздником Хиган. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями умерших родственников, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. Особое внимание уделяется еде, кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого. 4 ученица: По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры- японской вишни. Сакура почитается священным цветком Японии - её символом. В старину японские аристократы любовались её цветением, слагая стихотворения, размышляя о жизни и смерти. Она считается символом красоты и быстротечности жизни.

(презентация о сакуре)

5 ученица: Минула весенняя ночь.

Белый рассвет обернулся

Морем вишен в цвету.

6 ученица: Поистине дивны

Растенья заморских земель,

Но ни ароматом,

Ни цветом нельзя их сравнить

С японскою вишней в цвету…

7 ученица : "Цвет зари охватил

Ещё сонные ветви,

Дождь его разбудил,

По весеннему светлый!

По бутонам из рос,

По цветочным бутонам,

Ветер краски разнёс,

Бледно-розовым тоном!

Ещё кружевом лёд

Покрывает аллеи,

А весна уж цветёт

И сакурой алеет!"

8 ученик: Казалось, не в силах

Угасшее сердце прельстить

Ничто в этом мире –

И опять как будто цепями

Я прикован к вишням цветущим…

Ведущий: Да, я думаю это замечательная встреча красавицы-весны. А вот в Центральной Азии, Северо-Западнм Китае, на Кавказе празднование весны называется Навруз (ноуруз – «новый день»). Навруз является древнейшим земледельческим праздником. До его наступления люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. С первыми лучами солнца мальчики отправлялись в горы набрать подснежников, а затем, привязав их к длинным шестам, шли по домам, даря цветы и приглашая всех на праздник. Накрывают праздничный стол – достархан. Приходят музыканты, устраиваются соревнования в силе, ловкости среди подростков, мужчин. 1 ученица: А я знаю, кто нам поможет побывать на праздновании Навруза! 2 ученица: Приглашаем наших гостей из старших классов!

(танец «Лезгинка»)

9 ученица : Ребята, а мы вам расскажем о древнем весенним обереге с которым приглашали весну в славянских странах Болгарии, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии да и у нас на Руси. Это куклы-мартинички. Они были обязательной деталью «закликания» весны в котором, в основном, участвовали молодежь и дети. С мартиничками закликали и встречали весну, вешали их на ветви деревьев, желали друг другу здоровья, любви и удачи. 10 ученица : Март - это встреча зимы и весны. Поэтому куклы вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. 11 ученица : Есть легенда, связанная с этой куклой: "В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета кукол мартиничек символизируют её красную кровь на белом снегу."

(дарят гостям кукол-мартинечек)

1 ученица: Что-то мы всё о других странах, А как закликали весну у нас, на Руси? 2 ученица: У нас о весне помнили всю долгую зиму и начинали её закликать ещё в зимнюю стужу, в феврале, называли этот праздник Громницей. Громница - это предвестница тепла, воплощает своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году - когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома. 1 ученица: А вот вторая закличка Весны, или праздник Сорок Сорок (закличка жаворонков), приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.
Благослови, мати, Ой, Лада мати, Весну закликати! Зиму провожати! 2 ученица: Сороки (Жаворонки) – заклички Весны, творимые с вершин холмов. По древним славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми люди поднимались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов и что есть силы звали весну. 1 ученица: Давайте и мы все вместе позовём весну!

(текст на экране)

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью, С великою милостью! Со льном высоким, С корнем глубоким!

Ведущий: А как пришла Весна-красна, там и до лета рукой подать! Будем радоваться солнечному теплу и праздновать другой праздник – Ивана Купалу, но про него наш рассказ будет в другой раз. М ы не станем нарушать традицию - встречаем Весну с «жаворонками», да с угощением, приглашаем всех к столу!

На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,

звучит песня «Иван Купала».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Заочная прогулка в лес «Уж тает снег, бегут ручьи…»

Цели : развитие восприятия красоты весенней природы; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование : картины леса, ранней и поздней весны; костюм весны, шапочки с изображением животных, птиц; рисунки и открытки с изображением растений, рисунок вездехода; скворечник; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Учитель . Здравствуйте! Сегодня мы отмечаем праздник «Приход весны». Мы будем петь, читать стихи, радоваться приходу весны.

Ученик 1.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

А. Плещеев

Ученик 2. Самые приметные цвета весной ярко-голубой и зеленый. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилет птиц. Распускаются цветы — сережки на деревьях и кустарниках.

Ученик 3.

Береза пробудилась ото сна.

Не руби березы белой,

Не губи глуши лесной!

Не губи и зла не делай!

А особенно весной!

Под музыку входит Весна.

Весна.

Здравствуйте!

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход!

Я пришла пригласить вас на прогулку в лес.

Учитель. Отправимся на вездеходе, потому что эта машина способна проходить сквозь любые лесные чащи. Вездеход двигается бесшумно - нельзя пугать птиц и зверей в лесу. Давайте и мы с вами нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда. Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом. Прежде чем отправиться в путь, вспомним правила поведения в лесу.

Ученик 1 . Нельзя шуметь в лесу.

Ученик 2. Нельзя пугать животных криками и громкой музыкой.

Ученик 3 . Нельзя разорять муравейники, гнезда птиц и жилища животных.

Ученик 4 . Нельзя вытаптывать лесную траву, ломать живые ветки деревьев и кустарников.

Ученик 5. Нельзя бросать палки и камни в животных, ловить животных, птиц и насекомых, мучить и убивать их.

Ученик 6. Нельзя мусорить в лесу, бросать банки, бумажки, жечь костры.

Учитель. А вот и первая остановка - лесная полянка.

Выходят два ученика

Учитель . Давайте поздороваемся с лесом.

Дети.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ученик 1.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои.

С. Погореловский

Ученик 2.

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это — лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, парта? Лес!

Оглянись, все вокруг —

Это наш зеленый друг.

Учитель . В лесу так хорошо дышится. Послушайте репортаж, который приготовили дети.

Ученик 1 . Внимание! Внимание! Начинаем лесную передачу о деревьях нашей области (Учителю следует скорректировать изложенную ниже информацию исходя из местной специфики). Самый распространенный — дуб, затем сосна, далее осина, береза, ольха и др. Лес, состоящий из дубов, называется дубрава.

Ученик 2.

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Буря птицей черной

Вдруг засвищет в кроне.

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье

Всех в округе выше!

Много знает песен,

Много сказок слышит.

Учитель. Дуб — очень красивое дерево. В первые годы растет медленно, но корни глубоко пускает в землю. С 9-летнего возраста начинает дуб расти быстро по 30—40 см в год. Первые желуди дуб дает в 20 лет. Старые дубравы у нас остались лишь в Шиповом лесу. Там растет уникальный дуб, которому более 400 лет. А о каком дереве дальше пойдет речь, узнайте из загадки.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Сосна или ель)

Ученик 3.

Шумят сосновые леса,

И сосны стройные, литые,

Как будто стрелы золотые,

Уходят смело в небеса.

Учитель . Сосна — наиболее распространенное дерево нашего края. Сосна может расти на песках, на каменистых кругах, на меловых бесплодных землях. В нашей области есть сосны, возраст которых более 200 лет, высота до 400 м (это примерно 14-этажный дом). Известна сосна, возраст которой 384 года. А что это за дерево?

Ученик 4.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Учитель . Верно, береза. Это дерево символизирует нежность и благородство, красоту и щедрость. Береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. Живет береза 100—150 лет. Береза — дерево-пионер. Она первая растет на вырубленном или выгоревшем месте.

Выступающие уходят.

Учитель . Давайте пойдем на полянку цветов.

Входят Весна и дети с открытками, на которых изображены подснежник, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха.

Подснежник.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

П. Соловьева

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник».

Ландыш . Я зацветаю в мае, «когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесен в Красную книгу.

Одуванчик . А я не жалуюсь. Расту везде, где упадут на парашютах мои семена. Корень у меня длинный, крепкий. И любят меня не меньше, чем другие цветы.

Мать-и-мачеха . Эх, Одуванчик! Цвести бы мне столько, сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, но иногда срывают, обижая меня. А как пойдут листья, цветки пропадают. Во мне жук или муравей спрячется. Один раз я даже пчелу укрыла.

Весна. Все ясно. У нас заботы одни и те же. Губит вас красота и людская жадность. Ребята, обращаюсь к вам с просьбой относиться бережно ко всем растениям.

Ученик 5.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, —

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Т. Собакин

Учитель.

Остановитесь на мгновенье, замрите...

Как красиво вокруг!

Удивителен утренний лес,

Храм цветов и рогатых улиток,

Он как будто бы вылеплен весь

Из тончайших серебряных ниток.

Итак, позади поляна цветов. Продолжаем наше увлекательное путешествие. А вот и птичья полянка. Послушаем птиц.

Входят ученики в шапочках птиц (скворца, жаворонка, ласточки).

Скворец.

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут меня... (скворец).

Верно! Вы угадали! Меня зовут скворец! Из года в год, из века в век живу я там, где человек. Селюсь с сельским жителем рядом, слежу за его полем и садом, очищаю растения от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков и клопов. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец! Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

Дети. Мы рады тебе, скворец-молодец!

Жаворонок.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая,

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

В. Жуковский

Ласточка.

С юга ласточка явилась,

Прилетела к нам весной,

Хлопотливо закружилась

Над беседкой вырезной.

Слышен писк и щебет птичий,

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей —

Малышам нужна еда.

Учитель . Спасибо, птицы, за выступление.

Инсценировка стихотворения В. Ладонщикова «Спор на скворечне».

Этот случай был в апреле

С юга птицы прилетели.

Таял снег, а воробья

Выгоняли из жилья.

Скворец. Убирайся вон задира!

Воробей.

Ни за что. Моя квартира.

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю.

Скворец.

Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Но туг во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Крепко-крепко привязал

И приветливо сказал:

Миша.

Я, друзья, сердечно рад.

Только Миша слез долой,

Воробьишка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Учитель. С приходом весны возвращаются к нам друзья — перелетные птицы. И, кажется, сама весна послала в разведку птицу. Пригнув ветку, ей грач верную дорогу открыл.

Дети.

Грачи-кулички, из-за моря летите,

Весну красную несите,

Лютая зима пристоялась,

По полям-лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила,

Ручки-ножки познобила,

Белый снег натрясла,

Все тепло унесла.

Учитель. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а через несколько дней — скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домов воробьев. Ребята, надо сделать скворечники и повесить их для наших пернатых друзей.

Ученик 6.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!»

Ученик 7.

Мы не будем разорять! —

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Учитель . Послушав птиц, какой мы сделаем вывод? (Будем бережно и заботливо относиться к нашим пернатым друзьям) Закончилось наше путешествие. Жаль с лесом расставаться. Но мы не раз еще сюда придем, проверим, готовы ли звери встретить весну.

Ученик 8.

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Темный лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Дети исполняют песню «Лесной марш» (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).

Нам птицы просигналили подъем,

Привычными тропинками проходим мы.

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали в лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья,

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я.

Мелькают наших песен огоньки,

Шагаем мы лесами-перелесками

Под кедрами красавицы-тайги,

Под соснами полесскими.

Припев.

Нам солнце улыбнется веселей

И каждый день нам радостней покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.



Вверх