Модернистские направления в литературе начала 20 века. Модернизм как литературное направление. Модернизм в изобразительном искусстве

Заметное место в литературном процессе конца XIX - начала XX вв. занимало творчество писателей модернистских течений - символизма, акмеизма и футуризма. Хотя сами они себя модернистами не называли, а современная им критика чаще использовала расплывчатое определение "новые течения", позднее историко-литературная наука идентифицировала это направление именно как модернизм. В дальнейших главах будет показано многообразие художественных поисков представителей данного направления, но не менее важно выделить и то общее, что их объединяло.

Особенно динамично в рамках модернизма развивалась поэзия, вновь - после пушкинской эпохи - вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Первым по времени возникновения и наиболее масштабным по степени воздействия на русскую культуру модернистским течением стал символизм, претендовавший на решение не только собственно художественных, но и глобальных духовных задач, вставших перед человечеством в эпоху кризиса рационалистического мировоззрения. Именно символизм послужил, по выражению Осипа Мандельштама, "родовым лоном" для всех других модернистских литературных течений и школ. Более того, творчество символистов в значительной мере определило основные пути развития русской литературы на протяжении всего XX в.

Символизм как литературно-художественное направление не исчерпывался только поэзией: символистские идеи проникали в философские, религиозные, научные, биографические, литературно-критические работы. Хотя в русской прозе начала XX в. сильны были традиции реализма, художественная практика символистов оказала заметное воздействие и на эту сферу литературного творчества. Нередко теоретические статьи символистов становились импульсом к их поэтическим поискам или, напротив, прямым продолжением этих поисков, а прозаический текст оказывался своего рода промежуточной стадией перевода поэтических символов на язык эстетики либо, наоборот, философских интуиции - в сферу лирического творчества. Между поэзией того или иного символиста и его прозаическими сочинениями, как правило, возникали множественные мотивно-тематические переклички, устанавливалась система "зеркальных" отражений, так что эти две сферы творчества становились по отношению друг к другу своего рода "сиамскими близнецами", а формула их генетического родства обнажалась в литературно-критических статьях и эстетических декларациях. Это особенно заметно в творчестве Федора Сологуба и Андрея Белого.

Например, в четырех "симфониях" Андрея Белого предпринята попытка построить прозаический текст по образцу музыкального произведения. Основная идея "симфоний" связана с мыслью автора о том, что человек не ограничен земным планом своего существования: он способен вырасти в явление космического масштаба. Быт и бытие становятся у Белого двумя "музыкальными темами", которые разрабатываются и варьируются в его стихоподобной прозе. Главные проявления сознательной ориентации автора на музыкальную стилистику - подчинение художественного текста единому образно-тематическому ритму, разработка системы повторяющихся лейтмотивов, принцип ассоциативного плетения образного ряда, максимальное приближение прозаической речи к поэтической (попеременное использование того или иного стихотворного метра в отдельных фрагментах, повышенная роль звукописи, часто использование инверсий). Эксперименты Андрея Белого - наиболее радикальная попытка стилистического обновления литературы, но они отразили общую тенденцию в развитии символистского творчества: сближение литературы с музыкой. Эта тенденция была выражена и в теоретических выступлениях символистов.

Собственно, с теоретической статьи и берет начало история русского символизма: в 1892 г. Д. С. Мережковский выступил с лекцией "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции, опубликованной в 1893 г., содержалась недвусмысленная оценка состояния литературы, надежда на возрождение которой возлагалась автором на "новые течения". Новому писательскому поколению, по мнению автора, предстояла "огромная переходная и подготовительная работа". Основными элементами этой работы Мережковский называл "мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". В числе ближайших предтеч символизма автор видел крупнейших русских прозаиков второй половины XIX в. - И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, усматривая в их творчестве те начала "нового идеализма", которые надлежало развить новому поколению писателей.

Разрыв с реалистической традицией сказывался в символизме прежде всего в смене этических оценок эстетическими акцентами: даже картины человеческого страдания преподносились не столько как сфера борьбы добра со злом, сколько как проявление вечного соперничества безобразного и прекрасного в душе человека. Продолжая, как и реалисты, говорить о драмах человеческой жизни, о любви и смерти, юности и старости, символисты стремились не к "нравственному учительству", а к поиску мгновений красоты, к утверждению эстетической значимости тех явлений жизни, сквозь которые можно прозревать высший замысел творца. Умением различать в пестрой сутолоке истории узоры вечной красоты символисты наделяют своих лирических героев или тех персонажей прозы, которые особенно близки автору (их образы часто автобиографичны). Нередко такой герой отстраняется от социальной истории по причине "эстетических разногласий" с жизнью. Следствие этих "разногласий" - неустанная работа творческого воображения, замещающего быт мечтой, а историю - мифом. Собственно событийная сторона многих прозаических произведений символистов представляет собой разворачивание ключевых для них символов красоты в сюжет мифа, "творимой легенды".

При всем многообразии индивидуальных дарований конкретных писателей модернизм можно представить как единую художественную систему. В противовес реалистическому принципу отражения жизни в модернизме вообще и в символизме в частности на первый план выходит принцип субъективного моделирования реальности, или, иными словами, "выращивания" реальности в сознании творца. Вне субъективного (а потому переоформляющего) восприятия, по мнению модернистов, нет и не может быть никакой реальности.

Понять принципиально новое отношение к категории реальности, сложившееся в русском модернизме, позволяет интерпретация, которую позднее, уже в середине XX в., дал этой категории один из крупнейших прозаиков русского модернизма Владимир Набоков. В ходе одной из лекций о западноевропейской литературе, которые он читал своим американским студентам, Набоков попросил их вообразить трех разных людей в обстановке загородного пейзажа. Для одного из них - горожанина-отпускника, загодя изучившего карту окрестностей, - окружающей реальностью окажутся "какие-то деревья" (он вряд ли отличит дуб от вяза), да недавно построенная дорога, в соответствии с картой ведущая в ближайший городок. Другой человек, на этот раз профессиональный ботаник, увидит реальность иначе: ему откроется интересующая его жизнь конкретных растений, каждое из которых в его сознании закреплено точным термином. Наконец, для последнего из тройки - выросшего в этих местах деревенского жителя - реальностью будет каждое деревце и тропинка, и даже тень от дерева, падающая на эту тропинку, все мельчайшие подробности пейзажа, связанные в его памяти с множеством событий его собственной жизни, все разнообразие связей между отдельными предметами и явлениями. Для местного жителя эта до бесконечности детализированная картина и будет подлинной реальностью.

Таким образом, трем разным людям откроются три разных мира, а общее количество потенциальных реальностей будет пропорционально количеству воспринимающих их живых существ. В модернизме как особой эстетической системе (и в символизме в частности) нет реальности "вообще", а есть множество субъективных образов реальности, зависящих от степени приближения к объекту восприятия и от большей или меньшей меры специализации этого восприятия. Искусство для модерниста начинается там, где память и воображение человека упорядочивают, структурируют хаотический напор внешних впечатлений. Настоящий писатель творит свой собственный мир, дивную галлюцинацию реальности. Главный способ сотворения "подлинной жизни" для модерниста - само литературное творчество, процесс художественного письма. Текущая, непосредственно обступающая человека жизнь - всего лишь "полуфабрикат", социально-бытовое "сырье", подлежащее художественной переработке. Вот как" писал об этом Ф. Сологуб в самом начале романа "Творимая легенда":

"Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я - поэт. Косней во тьме, тусклая, бытовая, или бушуй яростным пожаром - над тобою, жизнь, я, поэт, воздвигну творимую мною легенду об очаровательном и прекрасном".

В силу этого сквозной темой символизма становится тема двоемирия, параллельного существования "мнимого" (социально-бытового) и "подлинного" (идеального, лишь интуитивно постигаемого) миров. Идеальный мир открывается человеку через сновидения, мечты и грезы, а потому и регулируется вовсе не причинно-следственными отношениями, а логикой сновидческих трансформаций. В сновидческом мире отменяются диктат часовой стрелки и бремя привычных пространственных измерений; мимолетные изменения жизни лишь выявляют универсальную устойчивость ее основных узоров; мнимая новизна просвечивает циклической повторяемостью бытийных ситуаций. Иными словами, на смену конкретно-историческим принципам письма приходят принципы мифопоэтические: в пестром карнавале быстротекущей жизни писатель стремится распознать сюжет будто заранее известной ему сказки. Подобным же образом - сквозь призму мифа - автор-модернист воспринимает и свою биографию, последовательно выстраивая персональную мифопоэтическую легенду, как это происходит, например, в поэзии А. А. Блока и Н. С. Гумилева, в прозе А. М. Ремизова и Л. Белого. Внешне модернистский рассказ или стихотворение может выглядеть вполне жизнеподобным (это в особенности относится, в частности, к прозе Ф. Сологуба или поэзии А. А. Ахматовой). Однако присутствующая в тексте цепь метафорических намеков указывает на наличие в нем второго плана содержания, придает произведению смысловую многогранность.

Очень часто в творчестве модернистов используется прием стилизации, когда текст внешне "подражает" какому-либо жанровому образцу или индивидуальной авторской манере писателя-классика. Автор будто перевоплощается в человека иной эпохи и стремится увидеть мир "чужими глазами", воспроизводя - часто до мельчайших деталей - образность, лексику и синтаксис, соответствующие мышлению человека прежних веков или экзотической культуры.

Сегодня с высоты пройденного пути отчетливо видно, что точек соприкосновения у художников Серебряного века больше, чем разногласий. Объединяющим началом была мысль о фундаментальном единстве духа и материи, мечта о проникновении в вечные тайны Бытия, жизни и смерти. Прорваться сквозь быт к Бытию, постичь сущностную цель человеческой жизни каждое из направлений пыталось, разумеется, по-своему, но всех художников, относящихся к культуре Серебряного века, объединила мысль о неисчерпаемом богатстве, многообразии и сложности человеческой личности. У одних (В. Я. Брюсов, И. Северянин) это вылилось в рафинированную проповедь индивидуализма, у других отразилось в поэтизации тончайших переливов душевных состояний (3. Н. Гиппиус, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак), у третьих сказалось в погружении в сферу снов и предчувствий, галлюцинаций и субъективных ассоциаций (А. Белый и А. М. Ремизов, В. Хлебников и С. А. Клычков).

Показательно, что большинство художников Серебряного века, увлекаясь идеями Фридриха Ницше о сверхчеловеке, совершенно по-русски соединяли идею сильной личности с мечтой о всеобщем (едва ли не космическом) благе. Заимствованная у славянофилов идея соборности, истолкованная философом Н. Ф. Федоровым как "братское состояние мира", а В. С. Соловьевым как "всеединство", объединила если не всех, то самых значительных писателей и поэтов рубежа веков. Особое место в духовных исканиях Серебряного века занимала восходящая к древнерусской литературе идея братского единения человека со всем живым миром, получившая в XX в. развитие в учении В. И. Вернадского о ноосфере. Единство человека не только с другим человеком, но и с нашими "братьями меньшими" утверждалась в произведениях С. А. Есенина и М. М. Пришвина, А. М. Ремизова и Б. Л. Пастернака. Самое радикальное воплощение эта идея получила в творчестве Велимира Хлебникова, говорившего об "обратном величии малого" и вдохновенно создававшего картины солидарности людей растений, зверей и мифологических существ.

Мысль о единении людей, о мире как единой семье носила у художников Серебряного века не только религиозный характер, но и связывалась с концепцией единства культуры и единства мировой истории. Не было ни одного художника эпохи Серебряного века, кто не обращался бы к сюжетам и образам Древней Эллады и Древнего Рима. Библия с ее универсальными нравственными коллизиями была настольной книгой и для тех, кто искал связей с церковью, и для тех, кто проявлял к ней равнодушие или даже заявлял о своем атеизме. Именем Данте и образами его творчества перекликались между собой произведения А. А. Блока и В. И. Иванова, М. Л. Волошина и В. Хлебникова, Н. С. Гумилева и О. Э. Мандельштама. Образы Шекспира и Гете, античной и праславянской мифологии, итальянского и русского скоморошеского народных театров по-новому интерпретировались и символистами, и акмеистами, и крестьянскими писателями. Культурно-исторические и мифологические образы и ситуации позволяли художникам выявить в актуальной современности вневременной смысл, помогали в осмыслении судьбы России. В таком соотнесении вечного и исторического не только проступала оппозиция золотого века русской классики и Серебряного века, но и складывалась другая мифопоэтическая оценочная антитеза - противопоставление "серебряного" и "железного" времени.

Век девятнадцатый, железный. Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!

Так Александр Блок воспринимал в поэме "Возмездие" эпоху, непосредственно предшествовавшую Серебряному веку, и утверждал далее:

Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла).

"Век мой безумный", "эпоха роковая" - так характеризовал XX столетие Борис Пастернак. "Век-волкодав" - так назовет его позже Осип Мандельштам. Даже жизнелюбивый Максимилиан Волошин увидит в судьбе родины "Пути Каина" (так он назовет свою поэму). Это осознание трагического промежуточного состояния между "золотым" и "железным" веками (не в хронологическом, а в антропологическом смысле) требовало от художников активной творческой позиции, служило импульсом к новым свершениям.

Говоря о Серебряном веке, нельзя не отметить такую его характерную особенность, как стремление к синтезу различных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, театра. Трансформация реальности, мифологические образы присутствуют не только у литераторов Серебряного века, но и в живописи Михаила Врубеля ("Демон", "Царевна-лебедь", "Пан"), Леона Бакста ("Древний ужас", "Зеленый дьявол") и Валентина Серова ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая"). "Петр I" В. А. Серова воспринимается как живописная параллель к размышлениям Д. С. Мережковского о демонах истории. Мистические мотивы, столь характерные для литературного модернизма, отчетливо проявляются в "Сказании о граде Китеже" Николая Римского-Корсакова, во вневременной тематике полотен Михаила Нестерова ("Пустынник", "Видение отроку Варфоломею"). Мир действительный и отраженный, дематериализованный и таинственный, привлекающий символистов, отразился в "Водоеме" и других полотнах Виктора Борисова-Мусатова. Поэзия прошлой жизни, воспринятая одновременно элегично и иронично, проникла как в поэзию Михаила Кузмина и молодого Георгия Иванова, так и в картины Александра Бенуа (цикл "Последние прогулки Людовика XIV") и Константина Сомова ("Эхо прошедшего времени", "Вечер"). Трагически-романтическая ирония объединяет сомовские "Язычок Коломбины" и "Арлекина и даму" с пьесами Александра Блока и балетом Игоря Стравинского "Петрушка".

Характерной особенностью искусства Серебряного века является сочетание эпичности с лиризмом, монументальности с утонченностью. Тон в этом отношении задавала симфоническая и балетная музыка начала века с ее сложнейшим развитием тем, "гармонией в дисгармонии". Выразительность художественной речи в поэзии Серебряного века (музыкальные эффекты ассонансов и аллитераций, звуковых повторов и подхватов, словотворчество) находит параллели в колористических эффектах живописи Константина Коровина, Игоря Грабаря, Анны Остроумовой-Лебедевой, в акустических "фейерверках" музыки Игоря Стравинского, смелых схемах сценического движения в спектаклях Всеволода Мейерхольда.

Искусство рубежа веков оказало влияние на всю последующую литературу XX в. Одни тенденции получат развитие в советской литературе, другие - в литературе русской диаспоры. В контексте истории мировой литературы русский Серебряный век определяется историко-литературной наукой как одна из самых ярких и художественно продуктивных эпох.

Модернизм - идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Данное направление пришло на смену реализму и стало предшественником постмодернизма, завершающий этап его развития датируется 30-ми годами ХХ века.

Главной особенностью данного направления является полная смена классического восприятия картины мира: авторы больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а напротив демонстрируют их относительность. Линейность повествования исчезает, сменяясь хаотичным, обрывочным, раздробленным на части и эпизоды сюжетом, часто подаваемым от лица сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на происходящие события.

Направления модернизма в литературе

Модернизм в свою очередь разветвлялся на несколько направлений, таких как:

Символизм

(Сомов Константин Андреевич "Две дамы в парке" )

Возник во Франции в 70-80-х годах 19 века и достиг пика своего развития в начале ХХ века, был наиболее распространен во Франции. Бельгии и России. Авторы-символисты воплощали основные идеи произведений, используя многоликую и многозначную ассоциативную эстетику символов и образов, зачастую они были полны таинственности, загадочности и недосказанности. Яркие представители данного направления: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция), Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия), Валерий Брюсов, Александр Блок, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт (Россия)...

Акмеизм

(Александр Богомазов "Разносчики муки" )

Возник как отдельное течение модернизма в начале ХХ века в России, авторы-акмеисты в противопоставление символистам настаивали на четкой материальности и предметности описываемых тем и образов, отстаивали использование точных и ясных слов, выступали за отчетливые и определенные образы. Центральные фигуры российского акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий...

Футуризм

(Фортунато Деперо "Я и моя жена" )

Авангардистское направление, возникшее в 10-20 годах ХХ века, получившее развитие на территории России и Италии. Главная особенность авторов-футурологов: интерес не столько к содержанию произведений, а больше к форме стихосложения. Для этого придумывались новые словоформы, пользовались вульгарной, простонародной лексикой, профессиональным жаргоном, языком документов, плакатов и афиш. Основоположником футуризма считается итальянский поэт Филиппо Маринетти, сочинивший поэму «Красный сахар», его сподвижники Балла, Боччони, Карра, Северини и другие. Российские футуристы: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак...

Имажинизм

(Георгий Богданович Якулов - эскиз декорации к оперетте Ж. Оффенбаха "Прекрасная Елена" )

Возник как литературное направлении русской поэзии в 1918 году, его основоположниками были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Целью творчества имажинистов было создание образов, а главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы...

Экспрессионизм

(Эрих Хеккель "Уличная сцена у моста" )

Течение модернизма, получившее развитие в Германии и Австрии в первом десятилетии ХХ века, как болезненная реакция общества на ужасы происходящих событий (революции, Первая мировая война). Данное направление стремилось не столько воспроизводить действительность, сколько передать эмоциональное состояние автора, в произведениях очень распространены изображения болевых ощущений и криков. В стиле экспрессионизма работали: Альфред Деблин, Готфрид Бенн, Иван Голль, Альберт Эренштейн (Германия), Франц Кафка, Пауль Адлер (Чехия), Т. Мичинский (Польша), Л.Андреев (Россия)...

Сюрреализм

(Сальвадор Дали "Постоянство памяти")

Возник как направление в литературе и искусстве в 20-х годах ХХ века. Сюрреалистические произведения отличает применение аллюзий (стилистических фигур, дающих намек или указание на конкретные исторические или мифологические культовые события) и парадоксальное сочетание различных форм. Основоположник сюрреализма — французский писатель и поэт Андре Бретон, известные литераторы данного направления — Поль Элюар и Луи Арагон...

Модернизм в русской литературе ХХ века

Последнее десятилетие 19 века ознаменовалось появлением в русской литературе новых направлений, задачей которых было полное переосмысление старых средств выражения и возрождение поэтического искусства. Данный период (1982-1922 гг.) вошел в историю литературы под названием «Серебряный век» русской поэзии. Писатели и поэты объединялись в различные модернистские группы и направления, игравшие в художественной культуре того времени огромную роль.

(Кандинский Василий Васильевич "Зимний пейзаж" )

Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века, его основоположниками были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, позже к ним присоединились Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Они выпускают художественный и публицистический орган символистов — журнал «Весы (1904-1909 гг.), поддерживают идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем завете и пришествии Вечной женственности. Произведения поэтов-символистов наполнены сложными, мистическими образами и ассоциациями, таинственностью и недосказанностью, абстрактностью и иррациональностью.

На смену символизму приходит акмеизм, появившийся в русской литературе в 1910 году, зачинатели направления: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, также в эту группу поэтов вошли О. Мандельштам, М. Зенкевич, М. Кузьмин, М. Волошин. Акмеисты в отличие от символистов провозглашали культ реальной земной жизни, ясный и уверенный взгляд на реальность, утверждение эстетико-гедонистической функции искусства, без затрагивания социальных проблем. Поэтический сборник «Гиперборей», выпущенный в 1912 году, заявил о появлении нового литературного направления под названием акмеизм (от «акме» - высшая степень чего-либо, пора расцвета). Акмеисты пытались сделать образы конкретными и предметными, избавиться от мистической запутанности, присущей движению символистов.

(Владимир Маяковский "Рулетка" )

Футуризм в русской литературе возник одновременное с акмеизмом в 1910-1912 годах, как и другие литературные направления в модернизме он был полон внутренних противоречий. В одну из самых значительных футуристических группировок под названием кубофутуристы входили такие выдающиеся поэты Серебряного века как В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, А. Крученых, В. Каменский и др. Футуристы провозглашали революцию форм, абсолютно независимых от содержания, свободу поэтического слова и отказ от старых литературных традиций. Проводились интересные эксперименты в области слова, создавались новые формы и обличались устаревшие литературные нормы и правила. Первый сборник поэтов-футуристов «Пощечина общественному вкусу» декларировал основные понятия футуризма и утверждал его как единственного правдивого выразителя своей эпохи.

(Казимир Малевич "Дама на остановке трамвая" )

В начале 20-х годов ХХ века на основе футуризма формируется новое модернистское направление — имажинизм. Его основоположниками были поэты С. Есенин, А.Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев. В 1919 году они провели первый вечер имажинистов и создали декларацию, в которой провозглашались главные принципы имажинизма: главенство образа «как такового», поэтическое выражение посредством использования метафор и эпитетов, стихотворное произведение должно представлять собой «каталог образов», читающийся одинаково как с начала, так и с конца. Творческие разногласия между имажинистами привели к разделению направления на левое и правое крыло, после выхода из его рядов Сергея Есенина в 1924 году группа постепенно распалась.

Модернизм в зарубежной литературе ХХ века

(Джино Северини "Натюрморт" )

Модернизм как литературное направление поваляется в конце 19 начале 19 века накануне Первой мировой войны, его расцвет приходится на 20-30 годы 20 века, развивается он практически одновременно в странах Европы и Америки и представляет собой интернациональное явление, состоящее из различных литературных течений, таких как имажизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.

Возник модернизм во Франции, его яркими представителями, относившиеся к движению символистов были поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Символизм быстро стал популярен и в других странах Европы, в Англии его представлял Оскар Уайльд, в Германии — Стефан Георге, в Бельгии — Эмиль Верхарн и Морис Меттерлинк, в Норвегии — Генрик Ибсен.

(Умберто Боччони "Улица входит в дом" )

К числу экспрессионистов принадлежали Г. Тракль и Ф. Кафка в Бельгии, французская школа - А. Франс, немецкая - И. Бехер. Основателями такого модернистского направления в литературе как имажизм, существовавшего с начала 20 века в англоязычных европейских странах, были английские поэты Томас Хьюм и Эзра Паунд, к ним позже присоединились американская поэтесса Эми Лоуелл, молодой английский поэт Герберт Рид, американец Джон Флетчер.

Самыми знаменитыми писателями модернистами начала ХХ века считаются ирландский писатель-прозаик Джеймс Джойс, создавший бессмертный роман в стиле «поток сознания» «Улисс» (1922), французский автор семитомного романа-эпопеи «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст, и немецкоязычный мэтр модернизма Франц Кафка, написавший повесть «Превращение» (1912), ставшая классикой абсурда всей мировой литературы.

Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века

Несмотря на то, что модернизм разделяется на большое количество течений, их общей чертой является поиск новых форм и определение места человека в мире. Литература модернизма, возникшая на стыке двух эпох и между двумя мировыми войнами, в обществе, уставшем и истощенным от старых идей, отличается космополитизмом и выражает чувства авторов, потерянных в постоянно развивающейся, растущей урбанистической среде.

(Альфредо Гауро Амбрози "Аэропортрет дуче" )

Писатели и поэты, работавшие в данном направлении, постоянно экспериментировали с новыми словами, формами, приемами и техниками, для того чтобы создать новое, свежее звучание, хотя темы оставались по-прежнему старыми и вечными. Обычно это была тема об одиночестве человека в огромном и пестром мире, о несовпадении ритмов его жизни с окружающей реальностью.

Модернизм это своеобразная литературная революция, в ней участвовали писатели и поэты, объявившие о своем полном отрицании реалистического правдоподобия и всех культурно-литературных традиций в целом. Им выпало жить и творить в непростое время, когда ценности традиционной гуманистической культуры устарели, когда понятие свободы в разных странах имело весьма неоднозначное значение, когда кровь и ужасы Первой мировой войны обесценили человеческую жизнь, и окружающий мир предстал перед человеком во всей своей жестокости и холодности. Ранний модернизм символизировал время, когда разрушилась вера в силу разума, настало время торжества иррациональности, мистицизма и абсурдности всего существования.

Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX векаКонец XIX – начало XX вв. – сравнительно короткий,
но невероятно насыщенный общественными,
политическими и культурными событиями отрезок
русской истории. Это время называют еще
«серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком»
- эпохой наивысшего расцвета русской литературы
и искусства – XIX столетием. На сравнительно
небольшой географической площади Москвы и
Петербурга того времени плотность разнообразных
художественных талантов была настолько высока,
что ей нет соответствующих примеров не только в
русской, но и в мировой истории. Одних поэтов –
великих, крупных и просто значительных – десятки.

Особенности модернизма в литературе:

отрицание классического художественного
наследия;
декламируемое расхождение с теорией и
практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального,
а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не
социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.

Представители модернизма в литературе в России:

Бории́ с Леонии́ дович Пастернаи́ к (29 января 1890, Москва - 30 мая 1960,
Переделкино, Московская область) -
русский писатель, поэт, переводчик; один из
крупнейших поэтов XX века.
В 1955 году Пастернак написал роман
«Доктор Живаго». Через три года писатель
был награждён Нобелевской премией по
литературе, вслед за этим он был
подвергнут травле и гонениям со стороны
БЛОК
Александр
Александрович
советского
правительства.
, русский поэт.

БУНИН Иван Алексеевич (18701953), русский писатель и поэт,
лауреат Нобелевской премии по
литературе (1933 год).
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко)
Анна Андреевна (11 (23) июня 1889
- 5 марта 1966) русская поэтесса,
переводчица и литературовед,
одна из наиболее значимых фигур
русской литературы XX века.
Номинант на Нобелевскую премию
по литературе.

ЕСЕНИН Сергей Александрович
(1895-1925), русский поэт,
представитель новокрестьянской
поэзии и лирики, а в более
позднем периоде творчества -
имажинизма.
МАЯКОВСКИЙ Владимир
Владимирович (7 (19) июля 1893-
14 апреля 1930), русский поэт,
один из ярчайших представителей
авангардного искусства 1910-1920х годов. Один из крупнейших
поэтов XX века.
Помимо поэзии ярко проявил себя
как драматург, киносценарист,
кинорежиссёр, киноактёр,
художник, редактор журналов.

Так же к ним относились Гумилев,
Хлебников, Клюев, Северянин, Белый,
Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин,
Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин,
Цветаева, Ходасевич, Гиппиус,
Мандельштам – это только самые
заметные, да и то не все.

Зарождение модернизма.

Первым модернистским периодическим изданием в
России стал журнал «Мир искусства»,
организованный молодыми художниками А.Н.Бенуа,
К.А.Сомовым, Л. С. Бакстом, Е.Е.Лансере,
С.П.Дягилевым в 1899 г., литераторы (Зинаида
Гиппиус и Дмитрий Мережковский) были
приглашены вести литературный отдел журнала,
главной целью которого была пропаганда новой
живописи. На страницах журнала «Мир искусства»
печатали свои первые произведения Блок, Гиппиус,
Розанов, Мережковский, Брюсов, Белый, Сологуб. В
качестве критика в нем выступал Корней Чуковский.

Раскол модернизма.

Русская литература после революции 1917 г.
разделила трагическую судьбу страны и
развивалась далее уже в трех направлениях:
литература русского зарубежья – И.Бунин,
В.Набоков, И.Шмелев; литература, не
признанная официально и в свое время в СССР
не печатавшаяся – М.Булгаков, А.Ахматова,
А.Платонов и другие; русская советская
литература (по преимуществу
социалистического реализма) – М.Горький,
В.Маяковский, М.Шолохов.

Представители модернизма в зарубежной литературе:

Анна де Ноай (15 ноября 1876- 30
апреля 1933) - французская
поэтесса, хозяйка литературного
салона.
Поль Элюаи́ р (14 декабря 1895-
18 ноября 1952) - французский
поэт, выпустивший более сотни
поэтических сборников.

Гийои́ м Аполлинеи́ р (26 августа 1880
- 9 ноября 1918) - французский
поэт, один из наиболее
влиятельных деятелей
европейского авангарда начала XX
века.
Жак Превер (4 февраля 1900- 11
апреля 1977) - французский поэт
и кинодраматург.

Модернизм в изобразительном искусстве.

Модернизм- совокупность художественных направлений в
искусстве второй половины XIX - середины XX столетия.
Наиболее значительными модернистскими тенденциями были
импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм,
фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения -
абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле
модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма,
начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения
модернизма часто называют 1863 год - год открытия в Париже
«Салона отверженных», куда принимались работы художников.
В широком смысле модернизм - «другое искусство», главной
целью которого является создание оригинальных произведений,
основанных на внутренней свободе и особом видении мира
автором и несущих новые выразительные средства
изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем
и определенным вызовом устоявшимся канонам.

Направления модернизма.

Абстрактный экспрессионизм - особая манера живописи, когда художник
тратит на свое творчество минимальное количество времени, разбрасывает
по холсту краски, хаотично прикасается кистями к картине, беспорядочно
наносит мазки.
Дадаизм - художественные произведения в стиле коллажа, компоновка на
холсте нескольких фрагментов одной тематики. Изображения обычно
проникнуты идеей отрицания, циничного подхода к теме. Стиль возник
сразу после окончания Первой мировой войны и стал отображением чувства
безысходности, царящего в обществе.
Кубизм - хаотично расположенные геометрические фигуры. Стиль сам по
себе высокохудожественный, подлинные шедевры в стиле кубизма создавал
Пабло Пикассо. Несколько иначе подходил к творчеству художник Поль
Сезанн - его полотна также входят в сокровищницу мирового искусства.
Постимпрессионизм - отказ от зримой действительности и замена реальных
изображений декоративной стилизацией. Стиль с огромным потенциалом,
но в полной мере его реализовали только Винсент ван Гог и Поль Гоген.

Представители модернизма в искусстве:

Казимир Северинович Малевич–
великий русский художник.
Стили живописи: Авангардизм,
Кубизм, Супрематизм и др. (11
февраля 1878 г. –15 мая 1935 г.).
Казимир Малевич является
знаковой фигурой не только в
русском искусстве, но и в
мировой истории живописи. В
частности именно он был
основоположником нового вида
искусства – супрематизма,
ознаменовав его появление
картиной, которую знают во
всём мире, как – Чёрный
Квадрат. Картина Чёрный
Квадрат была написана в 1915
году и вызвала настоящий
фурор среди ценителей и
критиков. Существовавший

«Чёрный квадрат»
«Англичанин в Москве»

«Аргентинская полька»
Автопортрет

«Бельё на заборе»
«Бульвар»

Фу"лла Людовит словацкий живописец
«Мальчик в шляпе»
М. Паштека: Художник и
натурщики.

М. А. Базовски: Хуторяне.
Э. Шимерова: Натюрморт с газетой.

Модернизм в архитектуре.

Широкие просторы для архитектуры в стиле модернизма
открылись в результате последствий Второй Мировой войны.
Многие европейские города были разрушены. Намечался
мир новой формации. Появилась принципиальная
возможность проектировать целые кварталы без особой
привязки к «старому» архитектурному ансамблю городов.
Самые большие по площади застройки в стиле модернизма
произошли в городах с самыми большими разрушениями –
Берлин и Гавр. На этих гигантских строительных площадках
работали большие интернациональные коллективы
знаменитых архитекторов -модернистов - Ханс Шарун,
Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер,
Пьер Луиджи Нерви, Марсель Брейер, Огюст Перре, Бернар
Зерфюсс и многие другие.

Основные принципы архитектурного модернизма:

использование самых современных
строительных материалов и конструкций,
рациональный подход к решению
внутренних пространств (функциональный
подход),
отсутствие тенденций украшательства,
принципиальный отказ от исторических
реминисценций в облике сооружений,
их «интернациональный» характер.

Дом Висенса (1883-1888) Барселона.

Дом Висенса (18831888) Барселона.
Архитектор Антонио Гауди
(1852-1926). Дом Висенса
развивает тему арабских
сказок «Тысячи и одной ночи».
Закругленные башни, изящные
металлические орнаменты в
виде пальмовых листьев,
ритмично чередующиеся пояса
арок, глухие окна с коваными
решетками… Творчество А.
Гауди перекинуло
своеобразный мост от

Дом Батльо (1904-1906) Барселона.

Дом Батльо (19041906) Барселона.
Голубовато-зеленый фасад Дома
Батльо напоминает то вспененную
морскую волну, то всплески
вулканической лавы, то кожу
диковинных животных.

Саграда Фамилия(1883-1926) Барселона.

Главное творение Гауди – собор
Саграда Фамилия(Святого
семейства), который он не успел
завершить при жизни. По замыслу
он должен был стать
архитектурным воплощением
сюжетов Нового Завета. Фасад
собора состоит из трех порталов,
символизирующих Веру, Надежду
и Любовь. Средний представляет
собой глубокий грот Вифлеема; он

Дом Тасселя(1892-1893) Люксембург.

Дом Тасселя(18921893) Люксембург.
Архитектор Виктор Орта. (1861-1947). «Совершенным зодчим
искусства модернизм» называют бельгийского архитектора
Виктора Орта. Дом Тасселя по праву считается первым образцом «
чистого модернизма», принесшим всемирную известность и славу
начинающему архитектору.

Небоскребы в Чикаго, США.

Архитектор Луис
Салливен. (18561924).
Первый небоскреб чикагского архитектора Луиса
Салливена в городе Сент-Луисе произвел
настоящий переворот в архитектуре. Стальные
каркасы с вертикальными конструкциями,
напичканные скоростными лифтами и другой
техникой, явно бросали вызов классике.

Музей современного искусства в Нью-Йорке (1943-1959) .

Архитектор
Фрэнк Ллойд
Райт.
Музей современного искусства в Нью-Йорке является одним из
первых музеев современного искусства в мире. Сейчас этот
музей, расположившийся на Манхеттене, пользуется
заслуженной славой и весьма популярен у посетителей.

Жилые дома в стиле модернизма. Франция.

Архитектор Ле
Корбюзье (18871965)

Дом компании «Зингер» (1902-1904) Санкт-Петербург.

Дом компании «Зингер» (1902
-1904) Санкт-Петербург.
Архитектор Павел Юльевич Сюзор. В России одним из наиболее
заметных и типичных памятников модерна является Дом компании
«Зингер» (сейчас "Дом Книги") на Невском проспекте в СанктПетербурге. С одной стороны, здание не связано с окружающим
ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой
стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях

Здание Казанского вокзала. Москва. (1902-1904)

Здание Казанского
вокзала. Москва. (19021904)
Архитектор А.В.
Щусев

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

В статье будет рассмотрено такое неоднозначное культурное явление, как модернизм. Основное внимание уделено различным стилям модернизма, в частности, его проявлению в русской культуре и особенно - литературе, а также тем характерным чертам, которые объединяют все эти многочисленные стили.

Что такое модернизм?

Давайте разберемся. Прежде чем дать ответ на вопрос, что сближает разные течения модернизма, стоит дать определение этому явлению. Модернизм - это весьма общее обозначение, применяемое для культуры рубежа 19-20 веков. Впрочем, на хронологические рамки этого явления существуют разные точки зрения, некоторые исследователи считают, что модернизм - явление исключительно 20 века. Этот термин происходит от итальянского слова modernismo, что переводится как «современное течение», или, если смотреть глубже - от латинского modernus - «современный».

Характерные черты модернизма

Период модернизма не только в искусстве (хотя в этой области он проявлялся, пожалуй, ярче всего), но и в философии, и науке, определяется резким разрывом с предыдущими концепциями и опытом, характеризуется желанием опровергнуть устаревшие начала и установить актуальные, появлением новых выразительных художественных форм, которые отличались общностью и схематичностью. Иногда поиск форм выражения субъективного взгляда на реальность был самоцелью в ущерб идейной ценности и эстетики произведения. Все эти особенности модернизма вызывали его негативное восприятие в буржуазном обществе. Ценности его эти течения ставили под сомнение. Буржуазные настроения находили свои отражения в первую очередь в реализме, а модернизм и реализм - прямо противоположные течения. Отрицание традиций культуры, начиная с античности, заканчивая реализмом, принято обозначать как авангардизм (от французского «передовой отряд»), но это понятие относится уже к 20 веку. Впрочем, соотношение понятий модернизма и авангардизма до сих пор нечетко, они воспринимаются то как взаимозаменяемые, то как полностью противоположные.

Культура модернизма

Модернизм, в сущности, был выражением всех внутренних несостыковок и противоречий, существующих в буржуазном обществе. Это произошло как под влиянием развития науки и техники, так и под влиянием мировых социально-политических катастроф. Конфликты и разлад в обществе, безусловно, оказали влияние на изменение психологии людей начала 20 века, так же, как и появление технических новинок и коммуникативных средств.

Культурное и социальное расслоение повлекло за собой возникновение двух субкультур - элитарной и массовой, разделение на которые присутствует в обществе и до сих пор. В этот же период возникло понятие китча, тесно связанное с массовой культурой.

Не касаясь пока что искусства и литературы, можно сказать о модернизме в философии, где он соприкасается главным образом с так называемой философией жизни, а также экзистенциализмом.

В культуре модернизма нашел свое отражение так называемый закат Европы, но суть этого течения не только в изображении культурного и духовного кризиса, но и в непрестанном поиске путей выхода из него. И если говорить о том, что сближает разные течения модернизма, то это в первую очередь то, что все они дают многочисленные разнообразные варианты выхода.

Модернизм в искусстве

Для обозначения модернизма в искусстве обычно используют термин «модерн». Оно начинает изменяться качественно: если раньше авторы изображали в основном скопированную реальность, то с конца девятнадцатого века на полотнах они передают собственный взгляд на эту реальность, свои эмоции и чувства по отношению к ней, стремясь тем самым изобразить настоящую реальность, скрывающуюся за внешней оболочкой.

С конца 19 века возникает огромное количество разнообразных стилей, для общего обозначения которых используется термин «модернизм». Такое резкое появление новых стилевых течений может быть связано с тем, что жизнь в этот период начинает меняться крайне быстро, все постоянно изменяется, и вместе с развитием науки, общественных взаимоотношений, политики возникают, исчезают и видоизменяются различные стили в искусстве и архитектуре. Возникают идеи "искусства для искусства", "искусства для себя", и одновременно с этим искусство становится средством для препарирования окружающей реальности и преодоления ее противоречий.

Среди наиболее значительных и заметных можно назвать импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и абстрактное искусство. Для всех этих жанров характерен разрыв с изображением объективной реальности, крайне субъективный взгляд, элитарность и отказ от художественного наследия предыдущих эпох - классицизма и реализма. Последнее не всегда означает только полный разрыв с ранним художественным опытом, но также и стремление выразить эстетические идеалы в более качественном виде.

Новые стили возникали в разные временные отрезки и в разных странах, зачастую у художников, работающих в модернистских стилях. Что сближает разные течения модернизма, если они были настолько отличны друг от друга? В сущности, часто их не объединяло ничего, кроме следования антиреалистическим тенденциям и стремления выразить свое видение мира.

В качестве нижней планки времени появления модернизма часто называют год возникновения так называемого Салона отверженных - 1863 год. Там выставлялись работы художников, которые не одобрили члены жюри парижского салона - а он был основным средоточием европейского искусства того времени. Появление этого салона связано с именами известных импрессионистов, следовательно, этот стиль условно считается первых проявлением модернизма в живописи. Исчезать же модернизм стал ближе к середине двадцатого века, когда начал появляться постмодернизм.

Модернизм в литературе

Как направление в литературе модернизм складывается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в 20-е годы XX века. Так же, как и в искусстве, модернизм представляет собой интернациональное течение, представленное различными школами - экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.

Основателями модернистского течения в литературе, разработавшими новые приемы работы со словом, считают трех писателей - Д. Джойса, Ф. Кафку и М. Пруста. Сильное влияние на литературу модернизма оказали философ Ф. Ницше, концепции З. Фрейда и К. Юнга.

Литература модернизма состоит из многочисленных разнообразных группировок, объединенных между собой стремлением не описать окружающую реальность, но самовыразиться, что в конечном счете помогло направить фокус общественного внимание на индивидуальность каждого человека и оказало значительное влияние на изменение психологии общества.

Русский модернизм

Интересным явлением предстает модернизм в России. Здесь он был представлен в первую очередь в литературе и имеет ряд особенностей. В частности, как и все модернистские течения, имел интерес к древним мифологическим образам, но в русском варианте модернизма это отразилось особенно ярко, в нем появился четкий ориентир на мифологию и фольклор. Русский модернизм был присущ той части интеллигенции, которая была наиболее европеизирована. Точно так же, как и западный, модернизм в России был в определенной степени пронизан настроениями декаданса, что в особенности касается одного из наиболее крупных течений - символизма. И модернизм во всем мире был представлен приверженцами грядущей духовной революции.

Модернизм в русской литературе

Пожалуй, ярче всего представлен русский модернизм в литературе 20 века. Среди основных течений стоит вспомнить акмеизм, футуризм и символизм. Все эти течения носят в себе характерные особенности модернизма - поиск новых способов изображения реальности и отрицание традиционного искусства.

Символизм

Как направление в литературе символизм появился в конце 19 века во Франции. Поэзия становится индивидуальной, она закрепляет мгновенные впечатления, стремится стать максимально чувственной и выразительной.

По мнению символистов, внешняя и внутренняя действительность не может быть познана рациональным путем, поэтому художник-творец при помощи использования символики способен познать тайные смыслы мира. Символизм в России возник достаточно внезапно, и в качестве его начальной точки обычно отмечают «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» - статью поэта Д. Мережковского. Он, З. Гиппиус, В. Брюсов и другие были одним из представителей старших символистов, в творчестве которых в основном поднимались темы уникальности пути творца, несовершенства мира. Следующее поколение символистов - младосимволисты - использует темы преобразования мира при помощи красоты, соединения жизни и искусства, среди представителей были Блок, Андрей Белый, В. Иванов, это поколение поэтов можно назвать утопистами. Благодаря представителям символизма слово в поэзии получило множество дополнительных смысловых оттенков, язык стал более образным и гибким.

Акмеизм

Это явление возникло как противовес символизму, основываясь на идеях о четкости и ясности взгляда на действительность и соответствующем ее изображении. Слово, по их мнению, не должно быть многозначным, ему следует носить изначальный смысл, стиль должен быть лаконичным, сдержанным и выразительным, структура произведения - строгая и отточенная. Начало существования акмеизма связывают с возникновением «Цеха поэтов», руководителями которого были поэты Гумилев и Городецкий. В этом течении возникает перекличка с литературными традициями Золотого века русской поэзии. Среди других представителей модернизма можно назвать А. Ахматову, О. Мандельштама, М. Кузмина.

Футуризм

Представители этого наиболее авангардного из течений стремились создать искусство, которое коренным образом изменило бы окружающую действительность. Они отличались не только использованием экспериментальных форм творчества, смелого поэтического строя и языка, но зачастую и тем, что совершали эпатажные поступки и вели необычный образ жизни. Футуризм разделялся на несколько подгрупп: эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифугу» и включал в себя таких знаменитых поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк и многих других. Временем появления этого модернистского (и даже больше, авангардистского) течения считают 1910 год, когда был напечатан первый сборник футуристической поэзии «Садок судей».

Модернизм в русской живописи

Модернизм значительно проявил себя не только в русский литературе, но и в живописи. Среди представителей модернизма в этом виде искусства стоит вспомнить в первую очередь М. Врубеля, И. Билибина, А. Бенуа, В. Васнецова - список можно продолжать бесконечно, особенно если вспомнить других художников, которые так или иначе обращались к модерну в разные временные периоды. Их творчество одновременно обнаруживало в себе сходство с теми поисками, которые примерно в это же время происходили в Европе, но и заметно отличалось от них. Для них свойственна определенная условная декоративность, четкие и скульптурные лица и фигуры персонажей на первом плане, орнаментальность и масштабных плоскостей цветов. Все эти характерные черты придавали живописным полотнам большую выразительность и трагичность. Основными темами, к которым обращались художники, были темы смерти, скорби, сна, легенды, эротики. Кроме того, в живописи появилась определенная ценность символики цветов и линий.

Общее в модернистских направлениях

Итак, в финале можно сказать, что разные течения модернизма сближает то, что все они противопоставляют себя реализму и ценностям, которые реализм отражал. Модернистские произведения вне зависимости от направления в искусстве были своеобразными экспериментами, действительно новым, неожиданным и необычным явлением в культуре конца девятнадцатого века, постоянно находящимся в поиске. Модернизм и его стилевые течения стремились стать стилем в отличие от других стилей, возникавших естественным и органичным образом в мировой культуре, в сущности, независимо от желания творцов. Возможно, причиной столь недолгого существования этого течения было то, что в нем ставился слишком сильный акцент на индивидуализм.



Вверх