В первой половине XIX века. В первой половине xix в

Общественный строй России в первой половине XIX в.

Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан

Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела.

Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.

Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.).

Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.

Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка.

Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.

Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников.

Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.


Государственный строй России в первой половине XIX в.

По форме правления Россия в 1й пол. XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император. В своей деятель­ности по управлению государством царь опирался на разветвл.чинов. аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей­ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801-1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло­ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу­дарственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст­венной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен­ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба­тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император­ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ­ления.

В 1802 г. началась министерская реформа. В соответст­вии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухо­путных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просве­щения. Министерства управлялись по принципу единонача­лия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств.

Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.

Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян).

1)крестьяне получали личную свободу, свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как, освободившись от помещиков они стали зависимы от крестьянских общин

2)получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений

3)заниматься государственной службой

Но вопрос о земле не был решен сразу.

4)крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка.

6. Крестьянская реформа 1861 г. Правовое положение крестьян после отмены крепостного права .

Крестьяне получили личные и имущественные права:

Самост-но вступать в брак,

Заключать договоры,

Заниматься торговлей, промышленностью,

Право ведения своих судебных дел,

Право участвовать в работе органов обществ-го самоуправления,

Право поступать на службу, на учебу,

Право приобретать движимое/недвижимое им-во.

Но данные права крестьяне получили фактически в отсрочку, т.к в течение 2-х лет нужно было составить уставные грамоты. Именно уставная грамота и регул-ла взаимоотношения крестьянина и помещика. Реально грамоты сост-сь

помещиками. Сами грамоты удостоверяли мировые посредники, которые сглаживали конфликты между крестьянами и помещиками.

После заключения уставной грамоты крестьяне получили надел. С помощью надела менялся правовой статус крестьянина. Он переходил в разряд временнообязанного. Это предполагало, что земля еще собств-ть помещика. И за пользование землёй крестьянин несет повинность.

Самодержавие хорошо подготовило реф-му с целью компенсировать потери помещиков:

1) был произведен передел земли, вся тер-рия страны была разделена в зависимости от качества земли на несколько обл-й, для каждой гос-вом был установлен обязательный надел.

2) Размер надела определялся в рез-те переговоров конкретного помещика со своими крестьянами.(в этом смысл Уставной грамоты)

Итог: Крестьянская реф-ма была крайне непоследовательной. Она ликвидировала такой феод-й пережиток,как крепостничество. Но она сохраняла в неизменном виде крепостную общину.

К концу 19 века большая часть бывшей помещичьей земли фактически перешла к новой соц. группе – русской буржуазии.


7. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы. Их роль в становлении местного самоуправления .

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии).

К 1-й курии (уездных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков).

Ко 2-й курии (городских избирателей).

3-я курия (выборные от сельских общин). На волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.

Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии.

Земская реформа имела много противников. Причина: по законодательству Российской империи любая полит. деят-ть была запрещена! Она считалась исключительной компетенцией правительства. Земства – это органы самоупр-ния, => аппарата. В связи с этим правит-во опасалось, что на основе земств сформируется полит-я сила, которая станет в оппозицию правительству.

Чтобы избежать подобной ситуации, был введен ряд ограничений:

1) в значительной степени д-ть земских органов контролировалась губернатором;

2) земские органы самоупр-я создавались только в отдельных губерниях;

3) отсутствовало общероссийское земство и самоуправление на уровне волости;

4) земству одной губернии запрещалось вступать в контакты с земскими учреждениями др. губерний.

Земства сыграли огромную роль в развитии местной экономики. Для нормального сущ-ния земства и для решения своих задач был учрежден специальный налог. Последствием работы земств являлось то, что сформировалась новая соц. группа – земская интеллигенция. Это прежде всего врачи, учителя, статисты.

16 июня 1870 г. было утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского самоуправления, избравшиеся населением сроком на 4 года.

Распорядительным органом городского сам-ния являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа , которую возглавлял городской голова

Гласных в Гор.думу могли избирать только плательщики городских налогов (домовладельцы)

Все избиратели делились на 3 курии:

1. крупные налогоплательщики

2. средние налогопл-ки

3. мелкие собственники

Образование СССР

Причины образование СССР

1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства.

2) успешная внешнеполитическая деятельность.

Предпосылка образования СССР : наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства.

30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК (Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Общая характеристика периода развития России в первой половине XIX в.

Первая половина XIX века в России характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада.

Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII века, происходила в течение всего столетия. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа был создан Государственный совет.

Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было

образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.

С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее связали его с местными учреждениями.


Александр I вступил на престол в 1801 г. после смерти императора Павла I. В первые месяцы своего правления Александр отменил многие из распоряжений Павла I: была объявлена широкая амнистия; восстановлены жалованные грамоты дворянству и городам; освобождены от телесных наказаний священники; Разрешено было выезжать за границу и пр.

Важнейшей задачей своего царствования Александр I считал изменение государственного строя России в духе либерализма. В1801 - 1803 гг. в общих чертах была разработана программа преобразований. С 1807 г. влияние на императора оказывает М.М. Сперанский (1772-1839).

Предложенный Сперанским план реформирования государственного управления был направлен на модернизацию системы гос. управления, некоторое ограничение самодержавия, более активное участие буржуазии в делах страны, что вызвало недовольство окружения императора. В конце концов в 1812 г. Александр I отправил Сперанского в ссылку, а в начале 20-х годов Сперанский вернулся в Петербург

Во внутренней политике Александра I в первые годы его царствования можно выделить три основные группы мероприятий, касающиеся:

1) системы гос. управления;

2) социально-экономического развития страны;

3) совершенствования системы образования.

Реорганизация органов управления началась с Сената. В 1802 г. были восстановлены его права, однако фактически вся деятельность Сената находилась под контролем императора. Следующим шагом стала министерская реформа, проведенная в Два этапа. В 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь министерств. В 1811 г. министерства были реорганизованы: число их увеличено, функции точно определены, Для совершенствования кадрового состава государственных органов управления в 1809 г. были изданы указы о придворных званиях и о правилах производства в чины по гражданской службе. В 1810 г. был учрежден Государственный совет, высший законосовещательный орган при императоре.

В начала XIX в. одним и важнейших был крестьянский вопрос.

С 1801 г. Александр сократил раздачу казенных крестьян в частные руки. В 1808-1809 гг. был издан ряд указов, ограничивавших произвол помещиков. Наряду с крестьянским вопросом одним из важных направлений социально-экономической политики было оздоровление финансовой системы государства - дефицит гос. бюджета. В 1802 г. было учреждено и министерство финансов, стремившееся укрепить курс бумажного рубля. Финансовая реформа начала осуществляться с 1810 г, то, что было сделано, позволило увеличить государственные доходы более чем в два раза. Среди других мероприятий - активное строительство в 1803-1810 гг. каналов, улучшивших транспортные связи Верхней Волги с Петербургом и Балтийским морем.

Значительное место во внутриполитической деятельности Александра I занимало совершенствование системы образования в России. Реформа народного образования, проведенная в 1803-1804 гг., основывалась на: бесплатное обучение (кроме высшего образования), доступность его для всех сословий, четкая вертикаль образования с преемственностью учебных программ. Однако образование осталось недоступным для основной массы населения.

Важнейшие задачи внешней политики России в этот период были связаны с защитой границ и укреплением позиций в Европе, а также в Закавказье, на Черном море, на Балканах.

Европейское направление российской внешней политики определялось сложной ситуацией, сложившейся в регионе в начале XIX в. Наполеоновская Франция стремилась к усилению своего влияния, захвату новых территорий. Действия Наполеона затронули интересы России. Она порвала дипломатические отношения с Францией, в 1805 г. сложилась 3-я антинаполеоновская коалиция, в 1806 г. сложилась 4-я антинаполеоновская коалиция, В июле был заключен мир.

В 1808-1809 гг. произошла последняя в истории русско-шведская война. В августе 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мирный договор. В результате в составе России было создано Великое княжество Финляндское. .

На восточном направлении внешней политики России в 1801 - 1812 гг. важнейшую роль играли отношения с Османской империей (Турцией) и Персией (Ираном). Возросшая роль России не устраивала Турцию и Персию, а также Англию. В 1804 г. началась продолжительная русско-персидская (иранская) война, завершившаяся в октябре 1813 г. подписанием Гюлистанского мирного договора. К России были присоединены Дагестан и Северный Азербайджан, она получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море.

В 1806 г. началась русско-турецкая война. В мае 1812 г. война завершилась, был подписан Бухарестский мирный договор. Россия получила некоторые земли, России было предоставлено право покровительства христианским подданным Турции.

Армия Наполеона вторглась в Россию июня 1812 г. В августе 1812 г. произошла Бородинская битва . Французам удалось оттеснить русские войска. В сентябре в деревне Фили близ Москвы состоялся военный совет. После обсуждения положения, поняв, что в ближайшее время армия не может быть обеспечена необходимыми резервами, Кутузов приказал оставить Москву. В сентябре 1812 г. Наполеон вступил в Москву, считая, что война кончилась. Москва была разграблена, большая ее часть выгорела. В октябре 1812г. французская армия оставила Москву. 25 декабря 1812г. (6 января 1813г.) Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны, однако война с Наполеоном еще не была закончена.

В январе 1813 г. началась зарубежная кампания (Пруссия, Англия, Австрия, Швеция) 1813-1814 гг. и в октябре в «битве народов» у Лейпцига войска Наполеона потерпели поражение. В марте капитулировал Париж, через несколько дней Наполеон отрекся от престола.

В мае 1814г. новым французским правительством был подписан Парижский договор с Россией, Англией, Пруссией. Австрией; позже к нему присоединились Испания, Швеция, Португалия. Границы. Через два месяца в Вене предполагалось созвать конгресс для создания новой политической системы в Европе.

Венский конгресс проходил с сентября 1814г. по июнь 1815 г. Все европейские государства, кроме Турции, принимали в нем участие. Подтверждались границы Франции, определенные по Парижскому договору; Бельгия присоединялась к Нидерландам; Австрия вновь получала итальянскую Ломбардию и Венецию, а также стала играть руководящую роль в Германии, Польша вновь потеряла независимость, большая ее часть вошла в состав России; Во время работы конгресса Наполеон бежал с острова Эльба и на 100 дней установил свою власть во Франции. в битве при Ватерлоо войска Наполеона были разгромлены, сам он вторично отрекся от престола. В сентябре 1815 г. в Париже между Россией, Австрией, Пруссией был заключен Священный союз

Одним из острейших во внутренней политике 1815-1825 гг, - вопрос о положении крестьянства. С 1818г. шла секретная работа по подготовке проекта отмены крепостного права в российских губерниях. Однако в 20-е годы планы освобождения крестьян были отложены, власть помещиков усилена.

Важным направлением внутренней политики Александра I в последнее десятилетие его царствования была организация военных поселений, в которых военная служба сочеталась с земледелием. Первая попытка в 1810 г., но оказалась неудачной. С осени 1816 г. попытки создания поселений возобновились.

По мнению царя, образование должно было основываться на религиозных принципах. В 1817г. Министерство просвещения преобразовали в Министерство духовных дел и народного образования. Наряду с изменениями в системе образования происходило ужесточение цензуры. В 1822 г. были запрещены тайные общества и масонские ложи.

Формирование декабристского движения было обусловлено историческим развитием Европы и России в XVIII - начале XIX вв. Они выступали за ликвидацию феодальных порядков, установление более прогрессивного политического строя. Немалую роль в формировании идеологии декабристов сыграла Отечественная война 1812 г., подъем национального самосознания. Отказ царя от реформ, переход к религии вызвали разочарование, решимость бороться за спасение страны собственными силами.

Для разработки новой тактики в январе 1818 г. был создан Союз благоденствия. .Сообщение о том, что Александру I известно о его существовании, стало поводом решения о самороспуске в начале 1821 г.

В марте 1821 г. возникла новая организация - Южное общество. В Петербурге начало формироваться Северное общество. Декабристы Северного общества решили воспользоваться моментом присяги Николаю, восстание было разгромлено. После подавления восстания началось следствие, продолжавшееся до июня 1826 г. Декабристы были казнены.

Главными характерными чертами внутренней политики Николая 1 были укрепление самодержавной формы правления, бюрократизация страны, борьба с любыми проявлениями свободомыслия. Изменения в системе государственного управления были направлены на ее дальнейшую централизацию и бюрократизацию. Собственная его императорского величества канцелярия была создана в конце XVIII в. при Николае I она фактически становится центральным органом гос. управления. В составе Канцелярии за Ремя правления Николая I было образовано шесть отделений. В 1830г. было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В 1833г. были созданы 15 томов «Свода законов Российской империи», излагавшего основные действующие законы.

Наряду с Императорской канцелярией важнейшую роль в управлении страной играли всевозможные временные комитеты и комиссии, их деятельность способствовала бюрократизации государственного управления.

В социально-экономической политике Николая I одним из важнейших направлений было дальнейшее укрепление положения дворянства. Правительством предпринимались меры, направленные на улучшение положения дворянства. Наиболее острым вопросом оставалось положение крестьянства. При Николае I были осуществлены лишь частичные меры, улучшавшие положение крепостных крестьян. Наиболее значительным мероприятием правительства Николая 1 в решении крестьянского вопроса была реформа государственной деревни, проведенная в 1837-1841 гг. Безземельные и малоземельные крестьяне были наделены землей из гос. фонда, Однако система управления государственными крестьянами слишком громоздкой, забюрократизированнойВ 1841-43 гг. произошли массовые волнения. Более эффективными оказались мероприятия в сфере промышленности и торговли. В 1828 г. для содействия развитию промышленности при Министерстве финансов был создан Мануфактурный совет. При Николае 1 в 30-40-х годах в России начинается промышленный переворот, - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры - к фабрике. Началось также строительство железных дорог (1837 г. между Петербургом и Царским Селом) В несколько раз возросло пароходное сообщение, а в 1849 г. был основан Сормовский судостроительный завод близ Нижнего Новгорода.

Правительством Николая I предпринимались меры и для стабилизации финансовой системы. Доходные статьи увеличивались за счет введения новых косвенных налогов, повышения ввозных таможенных пошлин и др. Большую роль в стабилизации финансовой системы сыграла денежная реформа 1839-43 гг. В результате денежная система стабилизировалась. Однако к концу царствования Николая I вырос гос. долг, кредитные билеты начали падать в цене.

Системы просвещения. Вступив на престол, Николай I - в 1828 г. был утвержден новый устав для образовательных учреждений низшего и среднего звена - обучение стало сословным.

Наряду с системой образования важная роль в идеологической политике Николая I отводилась цензуре. В 1826-1828 гг. была разработана новая политика в области печати. С 1848 г. цензура еще более ужесточилась, дабы не допустить проникновение в Россию революционных идей из Европы.

Одним из главных в первые годы правления Николая был польский вопрос. В конце 1830 г. в Польше началось восстание, главной целью которого было восстановление независимого государства в границах 1772 г., Царские войска разгромили восставших. Началось усмирение Польши. Одновременно с польским восстанием активизировалась национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа. В 1830 г. имам Гази-Магомед объявил России джихад священную войну, началась продолжительная Кавказская война. Окончательно подчинить народы Северного Кавказа России удалось уже при Александре II.

В годы царствования Николая I, во внешней политике России основными направлениями оставались восточное и европейское, и появилось еще одно - среднеазиатское.

На восточном направлении перед Россией стояли прежние задачи: укрепление позиций на Балканах, в Закавказье, на Черном море. Иран при поддержке летом 1826 г. первым начал войну с Россией, стремясь вернуть земли, утраченные по Гюлистанскому мирному договору. В феврале 1828 г. война закончилась победой России, был заключен Туркманчайский мирный договор. Николай I, просил турок прекратить военные действия против греков. В итоге русско-англофранцузская эскадра в октябре 1827г. в Наваринской бухте разгромила турецкий флот. Турция начала готовиться к войне. Русско-турецкая война началась в апреле 1828г, сентябре 1829 г. был подписан Адрианополъский мирный договор. В начале 30-х годов Османская империя оказалась в сложном положении в связи с турецко-египетским конфликтом. Египет1832 г. начал военные действия против Турции, Россия предложила свою помощь, летом 1833 г. между Турцией и Россией был подписан Ункиар-Искелесийский договор о дружбе и взаимопомощи сроком на восемь лет. Были подтверждены предыдущие русско-турецкие соглашения, Россия обязалась оказывать Турции военную помощь, Турция устанавливала выгодный для России режим черноморских проливов. В ответ Россия осенью 1833 г. заключила с Австрией Мюнхенгрецкую конвенцию, предусматривавшую совместные действия в случае нового кризиса в Турции.

В 1839 г. произошло второе восстание Египта против Турции.. В 1841 г. подошел к концу восьмилетний срок Ункиар-Искелесийского договора, и в Лондоне была подписана вторая конвенция между Турцией, с одной стороны, и Россией, Англией, Австрией, Пруссией и Францией - с другой. Был установлен международный контроль над черноморскими проливами: пока Турция находится в войне, они должны быть закрыты для военных судов всех держав; в мирное время Турция может пропускать через проливы суда той страны, с которой ей будет выгодно договориться. В результате черноморские проливы на десятки лет оказались закрытыми для русских военных кораблей и открытыми для враждебных России государств.

На европейском направлении российской внешней политики главной была задача подавления любых революционных выступлений. В 1833 г. в Мюнхенгреце состоялся съезд монархов трех стран, и по его итогам между Россией, Австрией и Пруссией был заключен договор, предусматривавший возможность оказания взаимной помощи в случае внутренней или внешней опасности. В 1848 г. произошла буржуазно-демократическая революция во Франции, за ней в 1848-1849гг. последовали революционные события в других странах. Россия помогла справиться с ними. Влияние России в Европе чрезвычайно возросло, Политическое усиление России вызывало недовольство и возмущение ведущих европейских держав, особенно Англии и Франции. Еще больше обострили отношения этих стран с Россией их противоречия с ней по восточному вопросу, ставшие основной причиной Крымской войны,

Непосредственным поводом к началу войны стал спор между Россией и Францией о «палестинских святынях». В 1853 г. Россия предъявила ультиматум с требованием восстановить привилегии православной церкви в Палестине и признать русского царя покровителем всех православных подданных Османской империи. Ультиматум был отвергнут, и летом 1853 г. русские войска оккупировали подчиненные Турции Дунайские княжества.. В октябре 1853 г. Турция приступила к ответным действиям, война началась. В дальнейшем в нее включились Франция, Англия и с 1855 г. Сардинское королевство.

Каждая из стран - участниц войны преследовала свои цели.

В Крымской войне выделяются два этапа, первый (октябрь 1853 г. - апрель 1854 г.) характеризуется участием в войне только Турции и России. На Черном море в ноябре 1853г. русская в Синопской бухте одержала победу. В начале 1854 г. англо-французская эскадра вошла в Черное море, дипломатические отношения России с Англией и Францией были прерваны.

В апреле 1854 г. начался второй этап Крымской войны - Англия и Франция включились в военные действия.

Главным направлением удара главная база русского черноморского флота - Севастополь. Осада Севастополя, затянулась на 349 дней. Падение Севастополя 27 августа (8 сентября) 1855г. фактически означало прекращение военных действий в Крыму. На Кавказе война еще продолжалась, но успешно для России. С конца 1855 г. начались мирные переговоры, завершившиеся в марте 1856 г. подписанием Парижского мирного договора. Однако произошло это уже при Александре II. Николай I не дожил до окончания Крымской войны, он неожиданно умер 18 февраля 1855 г.

Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. - завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др.

Начинается демократизация культуры, растет ее критическая направленность, непосредственное участие в общественной жизни.

Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. Романтизм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности.



XIX век начался и прошел под знаком Великой Французской рево-люции (1789 - 1794 гг.) Это событие мирового значения, ибо оно знаменовало переход в Европе и северной Америке к индустриальной цивилизации. Ее определяющей чертой явился технологический пе-реворот, создавший возможности для наращивания темпов развития производства.
В политической сфере революция породила парламентскую рес-публику, что привело к расширению гражданских прав.
В социальной сфере в результате классообразующих процессов обостряется борьба пролетариата, развернулись социальные ре-волюции (Германия, Италия, Франция, Англия). Происходит теоре-тическое оформление социалистического учения.
К 30 - 40 гг. XIX в. в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике. Повсеместно ручной труд заменялся на машинный, формировался рынок вольнонаемной рабочей силы. Но в отличие от европейских государств, Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Крепостничество сковывало развитие производитель-ных сил. По объему промышленной продукции Россия отставала от Великобритании и 18 раз, от Германии в 9 раз, от Франции в 7,2 раза. Доля России в мировом промышленном производстве составляла 1,7 процента1.
Анализируя общественно-политическое развитие России В. О. Ключевский выделил основные вопросы времени: социально - политический - новые отношения между классами; коди-фикационный - упорядочение нового законодательства; педагогиче-ский - воспитание умов; финансовый - устройство государственного хозяйства2.
И. Ключевский подчеркивал, что в процессе решения этих задач большую роль играла личность самого императора, его характера. На первую половину XIX в. приходится правление двух императоров: Александра I (1801 - 1825 гг.) и Николая I (1825 - 1855 гг.).
Александр I был воспитан своей бабкой Екатериной II. Она стре-милась подготовить, сделать из него, если не идеального человека, то идеального государя. Александр получил блестящее для того вре-мени образование. Но он был сложной и противоречивой натурой. В начале царствования он слыл либералом, искал пути решительного реформирования российской действительности, а закончил жизнен-ный путь с репутацией гонителя либеральных идей, религиозного мистика.
Для проведения реформ был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако основным центром, в ко-тором разрабатывались идеи преобразований стал Негласный комитет, в который вошли воспитанные на передовых идеях XVIII в. молодые дру-зья царя - граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, польский князь Адам Чартбрыйский, граф Новосильцев Н.Н.
Наиболее либеральной, хотя и противоречивой, была попытка пра-вительства в области образования. Были созданы университеты: Казан-ский, Харьковский, Петербургский. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто московское коммерческое училище, кото-рое положило начало специальному экономическому образованию. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей, первый выпуск которого про-славил А. С. Пушкин. Начался широкий ввоз иностранных книг, впервые были переведены и изданы труды Адама Смита.
Основное внимание было уделено реформированию системы государственного управления. Исключительную роль в разработке этих ре-форм сыграл статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский. Сын бедного сельского священника, он сделал головокружительную карьеру и стал ближайшим советником императора. Великий труженик М. М Сперанский достиг энциклопедических знаний постоянным самооб-разованием. Он подготовил документ «Введение к уложению государст-венных законов». В результате в 1802 г. был учрежден Кабинет минист-ров под управлением самого императора. Министерства заменили устаревшие коллегии, утвердилось единоначалие.
Был реформирован Сенат, ставший высшим судебным органом, надзирающий за соблюдением законности в империи. В 1910 г. по ини-циативе Сперанского был создан Государственный совет - высший за-коносовещательный орган при царе.
Проекты Сперанского могли бы способствовать началу конституци-онного процесса в России, но они были реализованы лишь через сто лет - созыв Государственной думы, например.
Были сделаны некоторые шаги по реформированию почвенного уклада, изменению бедственного положения крепостных крестьян. Огра-ничили продажу крестьян, их нельзя было продавать «в розницу», то есть без семьи. Государственных крестьян запрещалось передавать в частные руки. Указ «О вольных хлебопашцах» предусматривал выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Но освободи-лось к 1825 г. менее 0,5% крепостных. В 1801 - 1805 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике, крестьяне получили личную свободу, но не получили земли.
Но даже все эти скромные меры встретили мощное сопротивление консервативных сил, дворянства. Идеологом консерватизма стал Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», он настаивал на не-зыблемости самодержавия и крепостничества.
В практической жизни консервативные тенденции особенно быстро проявились в «аракчеевщине». Граф А. А. Аракчеев проводил политику, нацеленную на упрочение абсолютизма и ужесточение крепостного права. Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии.
Внешнеполитическая ситуация, связанная с экспансионистской деятельностью Наполеона Бонапарта заставила императора отказаться от преобразовательной деятельности. Россия вступила в антинаполеонскую коалицию и с 1805 г. по сути вела борьбу с Францией. Летом 1807 г. она подписала крайне невыгодный мирный договор с Францией в Тильзите. Он обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Ве-ликобритании, что нанесло значительный ущерб экономике и междуна-родному престижу России.
12 июня 1812 г. Наполеон во главе «Великой армии» вторгся на рус-скую территорию. Французское нашествие вызвало в российском обще-стве подъем патриотических чувств. Армия и народ были готовы к лю-бым лишениям во имя победы. Именно всенародное сопротивление на-шествию обеспечило победу в Отечественной войне. 25 декабря 1812 г. Александр I в Манифесте известил граждан России о победонос-ном завершении войны. В 1813 - 1814 гг. российская армия продолжала бороться с Наполеоном за пределами страны. Успешные заграничные походы русской армии имели большое значение для престижа России в Европе. Александр I стал одним из создателей Священного союза, кото-рый объединил всех монархов Европы. Основой союза стало признание незыблемости существующих европейских монархий. Россия теперь вместе с другими странами решала судьбу европейской цивилизации.

В самой России Отечественная война стала одним из источников зарождения «вольномыслия». У образованных людей возродились надежды, что Россия подвинется в сторону демократии, что император дарует Конституцию. Многие верили, что мужество крестьян в войне будет воз-награждено освобождением от крепостного рабства. Но этого не произошло, и в российском обществе стала формироваться политическая оппозиция. В 1816 г. возникают тайные общества, движения, получившие название декабристского: Декабристы, ядро которых составили молодые офицеры и чиновники с передовыми взглядами, выступили с идеей установления конституционных порядков, против крепостного права, за свободу и равенство граждан. Увидев во время заграничных походов благополучную, динамично развивающуюся Европу, декабристы стремились к ускоренному продвижению России и созданию государства западноевропейского типа.
В ноябре 1825 г. в Таганроге умер Александр I. Возник династический кризис, ибо императором по воле покойного должен был стать не Константин, а младший брат Николай Павлович. Пока шло выяснение ситуации, создалась обстановка междуцарствия. Это создало благопри-ятную обстановку для выступления. 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь в Петербурге вышли офицеры со своими полками. Восстание было жестоко подавлено.
Пятеро руководителей были повешены, сотни офицеров были сосланы в Сибирь и в кавказские полки. Около 2,5 тыс. солдат судили особым судом. На многие годы в России было запрещено упоминать о выступлении декабристов. Поражение восстания и тра-гическое изъятие из активной общественно - политической жизни целого поколения лучших, образованнейших и честных людей страны стало на-циональной трагедией, последствия которой долго сказывались на судьбах общества.
С жестокого подавления восстания началось правление Николая I. Царевич воспитывался для военной карьеры, а не для управления госу-дарством, он перенес армейские методы командования на государст-венные дела. На самые разнообразные должности назначались воен-ные. Генералы управляли народным просвещением, духовным ведомст-вом, губерниями и городами. Из 70 - тысячной армии чиновников поло-вину составляли военные.
Николай I считал, что неукоснительное следование всех граждан бу-кве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому была проведена коди-фикация (упорядочение) запутанного российского законодательства. Под руководством М.М.Сперанского были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собра-нии законов Российской империи» в 45 томах. Первая статья гласила: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограничен-ный».
Николай I, конечно, не мог видеть углубляющегося экономического и социально - политического отставания России от передовых европей-ских стран. Но менять что-либо, тем более кардинально, он не собирал-ся. Внешне николаевская Россия являла собой образец спокойствия и стабильности в противовес раздираемой социальными конфликтами Европы (революции 1830, 1831, 1840,1844 и 1848 гг.) армия блистала на военных смотрах и маневрах. Медленными темпами, но развивалась экономика. Количество мануфактур увеличилось почти в 6 раз. Города превращались в промышленные центры. Возрастали объемы торговли. С 1801 - 1860 г.г. объем среднегодового вывоза увеличился почти в 4 раза, а вывоз хлеба - в 6 раз. Улучшилась система путей сообщения. В 1837 г. была построена железная дорога Санкт-Петербург - Царское село. В 1851 г. начала действовать железная дорога Петербург - Москва, строились шоссе.
Однако по сравнению с Европой Россия развивалась недостаточно и противоречиво. Расплата за отсталость не замедлила сказаться. Если в 1812 г. Россия одержала победу над объединенными силами Европы, то через 40 лет она потерпела поражение в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 г.г.
В Крымской войне против России выступили Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела собственные расче-ты в этом военном конфликте на Ближнем Востоке. Для России перво-степенное значение имел режим Черноморских проливов - Босфора и Дарданелл, ибо проливы были закрыты для всех военных флотов.
Война с Турцией началась с блестящей победы российского флота, когда адмирал П.С.Нахимов в Синопской бухте потопил весь турецкий военный флот. Но последовавшие за этим события продемонстрирова-ли миру промышленную и техническую отсталость России. Ее парусный флот не мог составить конкуренцию паровому флоту противника, а стрелковое вооружение безнадежно отстало от аналогичной техники англичан и французов.
Главной целью объединенного англо - французского командования был захват Крыма и военно-морской базы России - Севастополя. В октябре 1854 г. началась оборона Севастополя. Гарнизон крепости проявил невиданный героизм. Здесь прославились адмиралы: В. А. Жорнилов, П.С. Нахимов, В. И. Истомин, военный инженер Э. И. Тотлебен, генерал-лейтенант артиллерии Г. А. Хрулев, многие мат-росы и солдаты. После падения Малахова кургана Севастополь был за-нят союзными войсками, однако найдя там одни развалины, они верну-лись на свои позиции.
В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. Но так назы-ваемое условие «нейтрализации» Черного моря запретило иметь Рос-сии на море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Это наносило удар по безопасности южных границ и свело на нет роль Рос-сии на Балканах и Ближнем Востоке.
1855 г. положил начало новому периоду в политической жизни России. В феврале умер Николай I и на престол взошел его сын Алек-сандр, император Александр II (1855 - 1881 гг.).
Таким образом, царствование Николая I было прямым логическим продолжением политики второй половины царствования Александра I.

Литература.
Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт. т. 5 - М., 1989.
Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. - М., 1993.
Боханов А. Н. Российские самодержцы. 1801 - 1917. М.,1993.
Крымская война: 1853 - 1856/неизвестные страницы.// Родина. - 1995. №3.
Реформы и реформаторы России. - М., 1995.
Федоров В. А. Сперанский и Аракчеев. - М., 1997.
Чибиряев С. А. Великий русский реформатор. - М., 1997.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М., 1955, С. 214.

Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт. т. 5 М.,1989, С.186.

Отечественная история: конспект лекций Кулагина Галина Михайловна

Тема 10. Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I

10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России

В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура которой была архаична.

Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на подневольном крепостническом труде, обладали низкой производительностью. Все попытки интенсифицировать сельскохозяйственное производство осуществлялись за счет усиления крепостнических форм эксплуатации: увеличения барщины и оброка.

Вместе с тем набрали силу новые хозяйственные отношения, не свойственные феодально-крепостнической системе, что свидетельствовало о ее кризисности и начале разложения.

Рост внутренней и внешней торговли в начале XIX в. стимулировал строительство новых путей сообщения. В северо-западном регионе в 1810–1811 гг. открылись Мариинская и Тихвинская системы каналов. В местах пересечения торговых потоков устраивались ярмарки.

В промышленном отношении в целом лидировали Петербург, Москва, Тула, Ярославль, а горно-металлургическая промышленность была сосредоточена на Урале, Алтае и в Забайкалье.

Постепенно (со второй трети XIX в.) в России начинается промышленный переворот, о чем свидетельствует появление первых железных дорог, спуск на воду паровых пароходов, применение на фабриках и заводах машинного труда.

Социальные отношения дореформенной России основывались на сословности. Общество делилось на сословия, обладающие разными юридическими правами и обязанностями, которые передавались по наследству.

К привилегированным сословиям относились дворяне, занимавшие главенствующее положение и являвшиеся опорой самодержавия. Они владели землей и крепостными, были освобождены от налогов и обязательной службы.

Духовенство представляло собой замкнутое сословие, привилегированность которого определялась доминирующим положением Русской православной церкви в государстве и его духовной сфере.

Ряд существенных привилегий имело купечество. Оно было освобождено от некоторых налогов и имело право сословного самоуправления. Купцы 1-й гильдии освобождались от рекрутской повинности и телесных наказаний.

Полупривилегированным (особым) сословием считалось казачество. Казаки владели землей, освобождались от податей, пользовались казацким самоуправлением. Их главной обязанностью была воинская служба со своим снаряжением.

Непривилегированные сословия (податные) составляли большинство населения страны.

В мещанство записывались городские жители: ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Они платили высокие налоги и несли рекрутскую повинность.

Самое многочисленное сословие представляло крестьянство, которое подразделялось на государственных, удельных и помещичьих. Государственные крестьяне владели землей на общинном праве, имели крестьянское самоуправление, платили подати и несли рекрутскую повинность. Удельные крестьяне принадлежали царской семье и несли все повинности. Помещичьи крепостные крестьяне выполняли все обязанности как собственность дворян (барщина, оброк и др.), несли также в полном объеме рекрутство и платили подушную подать.

В целом население России в начале XIX в. составляло 43,7 млн. человек.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Россия в первой половине XIX в. Начало царствования Александра I После смерти императора Павла I от руки заговорщиков на престол вступил его старший сын, 34-летний Александр. Обстоятельства, при которых начал свое правление молодой император, были весьма щекотливы и опасны.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

автора

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 6 РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. § 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Крестьянство. Самым многочисленным сословием было крестьянство - аграрные работники, владевшие хозяйством, уплачивающие подати и несшие повинности. Крестьянство облагалось подушной податью, другими

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА Весной 1502 г. Василий Иванович, сын Ивана III и Софьи Палеолог, был венчан «великим князем Владимирским и Московским» и стал соправителем отца, а с конца октября 1505 г., после смерти Ивана III, начал править самостоятельно. (Его племянник и

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 4. КОРЕЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ПРАВЛЕНИЕ ТЭВОНГУНА В XVII и первой половине XVIII в. борьба придворных группировок происходила главным образом в рамках так называемых «партий». С середины XVIII в. в результате «политики умиротворения» государя Ёнчжо (1724-1776)

автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II 12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 13. Правление Александра III 13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел VI. Россия в первой половине ХIХ в.

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 11 Социально-экономическое развитие России в XV – первой половине XVI в. ПЛАН1. Сельское хозяйство и крестьянство.1.1. Характер сельского хозяйства: Распространение трехпольного земледелия. – Сохранение экстенсивного характера.1.2. Крестьянское хозяйство.1.3. Социальное

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 3 °Cоциально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. ПЛАН1. Эволюция сельского хозяйства.1.1. Экономическое развитие: Черты экстенсивного и интенсивного развития сельского хозяйства.1.2. Отсталость сельского хозяйства: Экстенсивные методы увеличения

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия: Подъем общественной мысли. – Влияние Отечественной войны 1812 г.1.2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической роли культуры. – Общая

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Тема 6. Российское государство и право в первой половине XIX в. План1. Развитие государственной системы. Изменения в системе высших и центральных органов Российской империи.2. Социальная структура российского общества, оформление новых социальных групп.3. Кодификация права

Введение

Актуальность данной темы обуславливается большой ролью церкви в социально-экономическом и политическом развитии государства. Знакомство с литературой говорит о том, что тема, к сожалению, изучена недостаточно хорошо. Целью работы является освещение эволюции высшего управления Русской православной церкви в первой половине XIX века и его отношения с государственной властью. Исходя из этого, необходимо исследовать следующие проблемы: синод церковь управление

  • 1) взаимоотношения Св. Синода с высшими государственными учреждениями;
  • 2) делопроизводство Св. Синода, работа его канцелярий, изменения внутреннего устройства;
  • 3) деятельность светских чиновников Св. Синода, их кадровый состав и его эволюция в первой половине XIX века.

Объектом изучения данной работы является устройство государство и церкви в первой половине XIX века.

Развитие государственной системы в первой половине 19 века

В первой половине XIX века Россия была абсолютной монархией. В своем лице император совмещал все виды власти. Государственные учреждения имели лишь те полномочия, которые им делегировал царь. Таким образом, под государственной властью в первой половине XIX века следует понимать императора, лиц, поставленных им во главе управления, а также высшие государственные учреждения - Государственный совет, Комитет министров, Сенат, министерства. С помощью этих учреждений император проводил свою политику. К высшим органам государственного управления принадлежал и Св. Синод.

В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств", положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Новыми по существу были министерство внутренних дел и министерство просвещения. В 1811 г. издается "Общее учреждение министерств" - документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств - императором по представлению министра, низшие - министром. В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков. В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", принятый в 1832 г. В одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти 3,5 тысячи заключенных крестьян, присланных туда помещиками. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата. С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий.

Общая характеристика государственного строя России. Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя. Развитие государственной системы. Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII века, происходила в течение всего столетия. Определенно наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления. Установившаяся в последнюю четверть XVIII в. и доведенная до крайности в конце века военно-полицейская диктатура не вызывала "успокоения" страны. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. Этот переворот был последним в истории российского абсолютизма, что свидетельствовало об известной внутренней консолидации класса-сословия помещиков-дворян, вызванной опасностью массовых крестьянских волнений. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа был создан Государственный совет. Председателем Государственного совета являлся император. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов. Члены совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет состоял из пяти департаментов - департамент законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (создан в 1831 г.) В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах. Канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из шести отделений, которые были образованы с 1826 по 1842 гг. Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики. Третье отделение было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было специально создано в 1836 г. для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа. Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В задачи министерств входила организация "сношений с местами", подготовка справок о текущих делах и отчетов. В 1811 г. издается "Общее учреждение министерств" - документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее связали его с местными учреждениями.

Правовое положение церкви. Правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались административные функции Синода, устанавливался контроль над его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. В ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим органом. В 30-е гг. в непосредственное ведение обер-прокурора переходят канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненный обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

Особенности управления окраинами. Система управления окраинами России характеризовалась "особенным" административно - территориальным делением (наместничества, генерал-губернаторства, области, округа, магалы) и наличием "особенных" специфических, нередко только для данной окраины, учреждений и должностных лиц. Специфика управления отдельными окраинами определялась местными задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с горскими народами, в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и т.п. "Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления администрации этих окраин широкой самостоятельности в действиях, известной "независимости" от центральных, а порой и высших правительственных учреждений. Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, наделенный обширнейшими административными, хозяйственными, финансовыми и судебными полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из назначенных царем чиновников. В каждой губернии администрация возглавлялась губернатором, при котором действовал совещательный совет. Губернатор управлял губернией с помощью губернского правления. В губернии действовали казенная палата и губернский суд. Губернии подразделялись на округа. Во главе управления округом стоял окружной начальник, при котором был совещательный окружной совет из чиновников округа. Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский суд. Кроме того, в каждом округе был окружной суд и окружное казенное управление; в городах полицией руководил городничий. Личный состав учреждений был назначаемым. Хозяйственное управление города осуществлялось сословной думой, состоявшей из головы и двух-трех заседателей. Управление в малолюдных городах состояло из городничего и выборного старосты.

Кодификация русского права. Реформы, в системе центральных органов власти и управления сопровождались развернутой кодификацией русского права. Основные направления работы были намечены в деятельности уложенной Екатерины II. С воцарением Александра I изменились задачи кодификации, которые формулировались следующим образом:

  • а) законы должны утверждаться на "непоколебимых основаниях права";
  • б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности, поданных в соответствии с "духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером";
  • в) они должны располагаться по строгой системе;
  • г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.

Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на территории всей России. Из массы действующих законов следовало выбрать те, которые "наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны". Комиссию возглавил Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), крупнейший государственный деятель, занимавший ряд важных государственных постов (директор департамента Министерства внутренних дел, статс-секретарь царя, государственный секретарь). В октябре 1809 г. Сперанский составил план государственных преобразований - "Введение к уложению государственных законов". В этом проекте Сперанский рекомендовал царю дать стране конституцию, которая должна будет только "облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и тоже пространство самодержавия" В основу государственного устройства Сперанским был положен принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров. Все власти - законодательная, исполнительная и судебная соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете. Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать "мнение народное". В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей. По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: "Никто не может быть наказан без судебного приговора" Давыдов М.А. Оппозиция Его Величества. М., 1994; Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. СПб., 1993.. Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Сперанский внес на его рассмотрение подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже - проект второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали решительную критику, но, несмотря на это, в 1812 г. в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения. При разработке системы Уложения комиссия обратилась к анализу Соборного Уложения 1649 г., шведского, датского, прусского и французского законодательств. В 1813 г. был подготовлен проект уголовного Уложения, в 1814 г. - торговое Уложение. В 1815-1821 гг. был подготовлен свод указов к первым двум частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия Розенкампфа, сменившего Сперанского, подготовила также первую часть устава гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного Уложений. Однако, император Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.). Из двух возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений и составление нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной И. Бэнтамом:

  • а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;
  • б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;
  • в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;
  • г) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

По мысли Сперанского, законы следовало разделять на основе сосуществования двух правовых порядков: государственного и гражданского. Государственные законы подразделяются на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях, а также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные. Гражданские законы подразделяются на три категории: законы "союза семейственного", общие законы об имуществах и законы межевые, определяющие порядок "развода" границ владения, особенные законы об имуществах (сфера торговли, промышленности, кредита); законы о порядке взыскания по бесспорным делам, законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах гражданских взысканий. Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль. Параллельно с работой над Сводом проходила работа по подготовке хронологического собрания законов. Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. 10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена. 6. Характеристика права. В рассматриваемый период в российском законодательстве впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное. В ст. 1 Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный". Смертная власть грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора. Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых норм права: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде. В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья. Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права. Различалось законное и незаконное владение. Закон различал спор о владении от спора о собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса. В Своде так определяется право собственности: " Собственность есть власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно" Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX веков. Л., 1988.. Сервитутные права включали ограничение на "право участия общего" (право проезда по дорогам, на речных судах) - осуществлялось в административном порядке, и ограничение на "право участия частного" (право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки, требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами и не затоплял его пашен и лугов, чтобы сосед не пристраивал ничего к стене его дома, не сорил на его дворе и т.п.). В обязательном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц. Цель договоров не могла противоречить закону и общественному порядку. Договор заключался по взаимному согласию сторон. Средствами обеспечения договоров являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Договоры оформлялись домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядком.

В новых экономических условиях широкое распространение получает договор товарищества. Предусматривались следующие их виды:

  • а) товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки всем своим имуществом);
  • б) товарищество на вере или по вкладам (часть членов, "товарищи", отвечают всем своим имуществом, часть, "вкладчики", - только сделанными вкладами); в) товарищество по участкам или компания на акциях;
  • г) товарищество трудовое или артель (члены связаны круговой порукой, имеют общий счет).

Для возникновения товарищества требовалась регистрация (для возникновения акционерного общества - разрешение правительства). В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода. Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Признавались недействительными завещания сделанные безумными, умалишенными и самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами по суду лишенными прав состояния. Не имели силы завещания недвижимости в пользу евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть недвижимостью. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения. Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся в течение десяти лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.

Уголовное право. В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". В нем сохранился сословный подход к квалификации наказания и определению санкций в соответствии с установленными привилегиями. Под преступлением понималось "как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано". Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности. Вменение устранялось по следующим основаниям: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или результат обмана), принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона. Субъективная сторона подразделялась на: умысел, неосторожность. Соучастники (по сговору либо без сговора) преступления делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей. К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь (ссылка на каторгу, ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ). Лишение прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав. К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, денежные взыскания и др. Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ. Выводы. В первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе (кризис феодального строя, появление в недрах феодальной формации капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими методами управления), укрепление внешней "законности" императорской власти и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического воздействия государства. На рубеже XVIII и XIX вв. произошла смена коллегиальной формы управления министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата. Созданные реформой 1802-1811 гг. министерства и главные управления обособились в самостоятельные управления с более четкой по сравнению с коллегиями компетенцией, порядком взаимоотношений с высшими и местными учреждениями и делопроизводством. Продолжали существовать основные административные, полицейские, финансовые и судебные учреждения и сословные органы, созданные реформами 1775-1785 гг. На большей части окраин правительство создало "особенное" управление, характерными особенностями которого были большая самостоятельность местной администрации наместничества или генерал-губернаторства, слияние военного и гражданского управления, а на некоторых окраинах - привлечение местной феодальной и родоплеменной верхушки в отдельных звеньях управления и суда. Кризис феодально-крепостнического строя отразился и на государственном аппарате России: его основные звенья (управление армией, суд, полицейские, цензурные и финансовые органы) к середине XIX в. оказались неспособными к выполнению своих задач. Антифеодальные выступления крестьян, борьба революционной демократии, политический кризис государственности после Крымской войны поставили вопрос о реформах всего государственного аппарата России.



Вверх