Правила обращения с ломом металла. Государственное регулирование заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов. Наказание для физических лиц

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

12. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов, и печатью (при наличии печати).

13. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

14. При каждом случае приема лома и отходов цветных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридического лица и индивидуального предпринимателя - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а при приеме различного оборудования - также реквизиты справки о списании этого оборудования и снятии его с учета;

е) данные о проверке лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов цветных металлов;

з) вес принятых лома и отходов цветных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

15. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов.

16. Ответственность за своевременное и правильное составление приемосдаточных актов и внесение записей в книгу учета, точность содержащихся в них сведений, проверку правомерности сдачи лома и отходов цветных металлов несет должностное лицо, ответственное за прием лома и отходов цветных металлов, или индивидуальный предприниматель.

17. Оплата принятых лома и отходов цветных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при переработке лома или отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов цветных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

IV. Порядок учета отчуждаемого лома и отходов цветных металлов

20. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

21. Каждая партия отчужденных лома и отходов цветных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов цветных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

22. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов цветных металлов

23. Заключение договора на перевозку лома и отходов цветных металлов осуществляется транспортной организацией только с собственником лома и отходов цветных металлов.

24. При транспортировке лома и отходов цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов цветных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме согласно приложению N 2 ;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов цветных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов цветных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов цветных металлов, образовавшихся у них в процессе производства и потребления:

нотариально заверенная копия лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов;

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам.

25. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;Приложение N 1
к Правилам обращения
с ломом и отходами цветных
металлов и их отчуждения

Приемосдаточный акт N _____ от ______________________ Получатель лома и отходов __________________________________________ Сдатчик лома и отходов ___________________ ИНН сдатчика лома и отходов ____________ Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________________ Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц)________________________ _________________________________________________________________________ Транспорт (марка, номер) ___________________________________________ Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы цветных металлов ______________________ _________________________________________________________________________ Краткое описание лома и отходов цветных металлов ___________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Наимено-
вание
Код по
ОКПО
Вид Вес
брутто
(тонн)
Вес
тары
(тонн)
Засоре-
нность
(проце-
нтов)
Вес
нетто
(тонн)
Цена
(рублей)
Сумма
(рублей)
Итого
Вес нетто (прописью) Итого на сумму _____________________________________________________ В том числе НДС ____________________________________________________ За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден. Достоверность предоставленных сведений подтверждаю. Сдачу лома и отходов произвел и акт получил______________________________ (подпись сдатчика лома и отходов) Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТу 1639 - 93 , проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке. Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов _______________________________ Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность ________

Приложение N 2
к Правилам обращения
с ломом и отходами цветных
металлов и их отчуждения
(с изменениями от 15 декабря 2016 г.)

Удостоверение N _____ о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов _________________________________________________________________________ наименование организации " _____ " ___________________200___ г. 1. Получатель лома и отходов цветных металлов: ___________________ __________________________________________________________________ 2. Вид лома и отходов цветных металлов:___________________________ масса ______________ тонн вагон (автомобиль) N________________ накладная N _________________ Указанные лом и отходы цветных металлов являются взрывобезопасными и могут быть допущены к использованию в качестве металлической шихты. Ответственный представитель __________________/ ____________________/ /личная подпись/ /расшифровка подписи/ М.П.

Примечание. Печать проставляется при ее наличии.

Вице-премьер Дмитрий Козак поддержал идею создания биржи вопреки просьбам «Транслома», где предложенные правительством меры названы вредными для всех участников рынка и в целом для экономики страны

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Вице-премьер Дмитрий Козак принял решение перенести начало биржевых торгов ломом на 1 апреля 2020 года. Об этом РБК сообщил представитель вице-премьера Илья Джус.

«Козак провел совещание по обороту лома черных и цветных металлов. Принято решение о продлении действия переходного периода до введения биржевых торгов ломом до 1 апреля 2020 года, при этом действие квотирования как временной меры после 1 января 2020 года продлеваться не будет», — заявил он.

Джус добавил, что введение биржевой торговли на рынке лома черных и цветных металлов с 1 апреля будущего года будет способствовать большей прозрачности на рынке металлолома и устранению рисков трансфертного ценообразования.

Коллективное обращение ломозаготовителей на имя Козака было опубликовано накануне, 7 октября. Поводом послания от семи крупнейших компаний рынка стал проект постановления правительства, который обязывает бизнес экспортировать лом, приобретенный только на бирже, а также отчитываться о внебиржевых сделках. «Считаем данные меры пагубными для всех участников рынка, а также для экономики страны в целом», — говорилось в обращении.

Как уточнили представители компаний «Псковвтормет», «Уни-Блок», «Металлторг-Восток», «Метлайн Трейд», «Транслом», «Металлика» и «РМК», в разработанном Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекте изменений в действующие нормативные акты правительства говорится, что экспорт лома и отходов черных и цветных металлов юрлицами и индивидуальными предпринимателями за пределы России в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), допускается исключительно в случаях, когда этот лом приобретался на основании совершенных на биржевых торгах сделок. Там также прописано, что игроки при осуществлении сделок с ломом на внутреннем рынке будут обязаны предоставлять такую информацию бирже для формирования ценовых индикаторов на лом за счет анализа внебиржевых сделок.

Представители отрасли считают, что предлагаемая концепция ценовых индикаторов не может быть объективной и достоверной, так как, несмотря на существующие ГОСТы, предприятия по-разному обозначают один и тот же вид лома. «Лом, имея большую номенклатуру внутри одной марки, имеет большой разброс по ценам; в связи с экономическими, географическими и климатическими особенностями страны цена на один и тот же вид лома металлов может различаться до 50%. Таким образом, определить единый индикатор цен не представляется возможным», — утверждают ломозаготовители.

По словам Андрея Лугового, депутата Госдумы и инициатора законопроектов, направленных на обеление отрасли, против биржи выступал прежде всего «Транслом» при поддержке Минпромторга. Большинство независимых ломосборщиков приветствуют решение Козака о прекращении квотирования экспорта лома и старте биржевых торгов.

Летом стало известно, что Минпромторг подготовил предложения о квотировании экспорта лома, а также об организации торгов им через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Эти предложения 10 июня на совещании у Козака. В рамках встречи было решено, что профильные ведомства обязаны до 25 июня внести в правительство проект постановления о введении квотирования экспорта лома в страны, не входящие в ЕАЭС. Кроме того, вице-премьер поручил ФАС, Минпромторгу, Министерству экономического развития и Министерству финансов до 1 сентября внести в правительство проект, согласно которому с 1 января будущего года продажа лома за рубеж должна будет проходить посредством биржевых торгов.

С 1 сентября и до 31 декабря 2019 года правительство установило квоту на вывоз отходов и лома черных металлов за пределы России в страны, не являющиеся членами ЕАЭС, в объеме около 1,009 млн т. Квота распределяется с учетом поправочных коэффициентов для каждого региона — от 0,5 до 1,5. Для Дальневосточного (ДФО) и Южного федерального округа (ЮФО), где наблюдается дефицит лома, были установлены самые низкие коэффициенты — 0,6 и 0,5 соответственно.

Госдума создала согласительную комиссию по отклоненному президентом закону, ужесточающему оборот лома черных и цветных металлов. У граждан пока сохраняется возможность сдавать в металлолом все что угодно — от алюминиевой миски до трактора.

Сбором, переработкой и экспортом металлолома занимается множество фирм. Обычные расценки приемных пунктов примерно такие: медь — около 60 руб. за 1 кг, алюминий — около 30 руб. за 1 кг, латунь и бронза — около 40 руб. за 1 кг, нержавеющая сталь — около 20 руб. за 1 кг.
Приемщики могут получать 100% прибыли при перепродаже лома на переработку, переработчики — еще больше от экспорта. Внутренняя и экспортная цены лома черных металлов отличаются в два-три раза: внутри страны цена за тонну не превышает 2,5 тыс. руб., а за границей и $200 не предел. Цены на лом цветных металлов различаются еще больше: за границей могут дать свыше $1000 за тонну. В связи с этим более 80% цветного лома идет на экспорт.
Формально существует составленный еще в советское время список изделий, которые разрешается принимать в качестве металлолома. Однако на практике приемщики лома берут все подряд — контроля за ними почти нет, зато всегда есть возможность договорится с кем надо. В итоге граждане волокут в приемные пункты срезанные провода высоковольтных линий, снятые с могил надгробия, детали лифтового оборудования, части памятников и монументов, канализационные люки и т. д. В прошлом году в Самаре у памятника Чапаеву отпилили саблю и отломали 100-килограммовый пулемет. В другом городе у фермера украли трактор, разобрали и сдали его в металлолом. Известны случаи, когда разбирали железнодорожные пути. Однажды в металлолом отправился даже небольшой железнодорожный мост. А кражи у дачников железных печек вообще стали нормой. По оценке МВД, с начала 90-х годов количество преступлений, связанных с хищениями цветных металлов, увеличилось более чем в 30 раз.
По словам члена правления РАО ЕЭС Андрея Трапезникова, хищения проводов высоковольтных линий превратились в серьезную проблему. Хищения особенно учащаются, когда линии выводятся в ремонт и обесточиваются. Срезаются и резервные линии — в отдельных энергосистемах в рабочем состоянии находится только 10% резервных ЛЭП. За последние два с половиной года из-за хищений на длительный срок без электроснабжения осталось почти 7 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 206 тыс. человек.
Перерабатывающие фирмы также не соблюдают правила: они перерабатывают все, что поступает от приемщиков. За последние пять лет наряду с заводами, производящими качественную продукцию из отходов алюминия, меди и других цветных металлов, возникли мелкие перерабатывающие лом производства, которые переплавляют его в так называемые слитки и псевдоизделия, которые можно экспортировать без уплаты 50-процентной экспортной пошлины, установленной сейчас правительством на лом и отходы цветных металлов.
Такие предприятия в основном и занимаются быстрой переработкой незаконно полученного лома. А реализация псевдоизделий организуется по очень простой схеме: торговые организации--посредники скупают их за наличные деньги, скрывая таким образом от налогообложения и контроля реальные объемы производства, а затем экспортируют через фирмы-однодневки, окончательно пряча концы в воду. При этом некоторые еще и получают возврат НДС из бюджета.

В связи с этим появилось множество предложений ужесточить госрегулирование оборота металлолома. Крупные производители заинтересованы в том, чтобы пресечь деятельность демпингующих конкурентов. Совет промышленных предприятий "Вторцветмет", например, предложил изменить действующее с 2002 года правительственное положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов.
Суть предложения проста: переплавку лома надо сделать отдельно лицензируемым видом деятельности (сейчас дается единая лицензия на заготовку, переработку и реализацию). Ключевым требованием для получения лицензии будет соблюдение принятых в ВТО экологических норм и правил техники безопасности на металлургических предприятиях. Экспорт лома следует разрешить только тем предприятиям, которые получили такую лицензию. Торговые организации--посредники также смогут осуществлять экспорт, но они должны быть включены в металлургическую лицензию производителя.
При такой системе, считают во "Вторцветмете", предприятия будут в налоговой отчетности показывать реальные объемы производства, платить все налоги и проводить все платежи только в безналичной форме. А главное, станет возможно проконтролировать, действительно ли в переплавку идет лом.
Депутаты Госдумы решили пойти еще дальше. Думский комитет по промышленности и наукоемким технологиям вместе с межфракционной рабочей группой разработал законопроект "О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов". Депутаты поддержали многие предложения "Вторцветмета" и добавили свои. В частности, они предложили законодательно определить виды лома и отходов цветных и черных металлов, запрещенные к приему у физических лиц, запретить принимать лом у несовершеннолетних, а также проводить расчеты при сделках с ломом в наличной форме. Кроме того, правительство наделяется правом назначить уполномоченные организации, которые будут работать с ломом цветных металлов, образующимся в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте и в военных отраслях. Наконец, как и предлагал "Вторцветмет", вводится отдельная лицензия на переплавку лома с требованием о наличии в собственности технологического оборудования с определенными техническими характеристиками и допустимыми производственными мощностями.
Статьи закона, ужесточающие порядок лицензирования, не понравились президентским юристам. Президент, наложивший вето на закон, в сопровождающем письме отметил, что действующий закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" вместе с соответствующими положениями правительства о процедурах лицензирования в сфере обращения с ломом цветных металлов и так позволяет бороться со злоупотреблениями. По слухам, президентское вето было пролоббировано из Минпромэнерго, давнего противника предлагаемого закона. Однако депутаты намерены побороться за законопроект и доказать президенту свою правоту. Госдума уже создала специальную согласительную комиссию по отклоненному закону. "Власть" будет следить за развитием событий.
ИРИНА ГРАНИК

Буква закона Статья 3. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
...5. Прием от населения лома и отходов цветных и (или) черных металлов производится по предъявлению лицом, сдающим указанные лом и отходы, документа, удостоверяющего личность... Расчеты наличными деньгами при приеме от населения лома и отходов цветных металлов и (или) черных металлов производятся с применением контрольно-кассовой техники. Прием лома и отходов цветных и (или) черных металлов от лиц, не достигших 14 лет, не допускается...

Цифра закона В России перерабатывается 1 млн тонн лома цветных металлов и 15-17 млн тонн черных металлов в год.

От автора
Николай Ашлапов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям ("Единая Россия")
Законопроект предусматривает, что лицо, претендующее на получение лицензии, должно иметь в собственности оборудование с определенными техническими характеристиками. Это, во-первых, ограничит создание фирм-однодневок, а во-вторых, позволит правительству опираться на нормы закона при утверждении более жестких лицензионных требований. Как обязательное условие осуществления переплавки лома требуется наличие лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта. Это позволит прекратить работу кустарных печей, в которых обычно переплавляется лом цветных металлов криминального происхождения.

За

Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям ("Единая Россия")
Учитывая большую социальную и экономическую значимость проблемы обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, целесообразно повысить эффективность государственного регулирования данной сферы. В настоящее время правовые основы в должной мере не урегулированы, что создает условия для массовой сдачи в лом похищенных изделий из цветных и черных металлов, а также приводит к существенным потерям бюджета из-за нелегальной переплавки лома. Законопроект предусматривает ряд мер, в частности установление перечней видов лома и отходов цветных и черных металлов, запрещенных для приема от физических лиц.

Против

Владимир Путин, президент РФ
Определение правовых основ обращения с отходами производства и потребления, к которым относятся лом и отходы цветных и черных металлов, является предметом федерального закона "Об отходах производства и потребления". Согласно части 3 статьи 3, заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию. Однако федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" это уже предусмотрено: согласно статье 4, процедура лицензирования указанной деятельности позволяет требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соблюдения особенностей ее осуществления.

Мировая практика
Деятельность по переработке лома и отходов цветных металлов лицензируется практически во всем мире. Лицензии на плавильное производство с жесткими экологическими требованиями необходимы переработчикам лома в США, Великобритании, Германии, Японии и других развитых странах. Металлургическое производство без обеспечения надежных средств производственной и экологической безопасности является сегодня уголовным преступлением в США, во всех странах Западной и Восточной Европы, Японии и Китае.
Кроме того, металлургические производства во многих странах подлежат обязательному страхованию. В некоторых странах предприятия обязаны разместить на срочных банковских депозитах обязательные резервы, которые будут расходоваться правительством в случае экологических аварий и заражений почвы.
В странах СНГ постепенно также ужесточается регулирование оборота лома. Например, Украина ввела обязательное лицензирование металлургического производства с возможностью экспорта готовой продукции только самими производителями.

История вопроса В 1999 году Дума приняла в первом чтении законопроекты "О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов" и "О госрегулировании экспорта лома цветных металлов". В последнем под влиянием металлургического лобби была сделана попытка фактически запретить экспорт лома цветных металлов. Однако противодействие сборщиков лома и их лоббистов надолго похоронило оба законопроекта. Несмотря на это, за последние годы законодательное регулирование оборота лома существенно изменилось. В законе "Об отходах производства и потребления" были установлены требования к обращению с ломом цветных металлов. В законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" появилось требование, чтобы участники рынка металлолома получали лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов. Правительство ввело экспортные пошлины на экспорт лома и утвердило постановление "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов" и положение "О лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов". Кроме того, была введена уголовная ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения.

В законопроекте предлагается статью 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5. Уплата денежных средств физическому лицу, осуществляющему
отчуждение лома и отходов черных и (или) цветных металлов, в размере
свыше десяти тысяч рублей в безналичном порядке при условии, что общая
сумма расчетов наличными денежными средствами с одним физическим
лицом составляет не более пятидесяти тысяч рублей в течение одного
календарного месяца”

В пояснительной записке к законопроекту сказано (цитата):

Проект федерального закона «О внесении изменений Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» направлен на совершенствование регулирования оборота отходов производства и потребления в части осуществления расчетов за сдаваемые металлургическим предприятиям и заготовительным организациям лома и отходов черных и цветных металлов.

Проект предусматривает установление безналичной формы расчетов при осуществлении деятельности по приему у физических лиц лома и отходов цветных и (или) черных металлов в целях их дальнейших заготовки, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения, и реализации.

Предлагаемые законодательные изменения направлены на реализацию подпункта «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» № Пр-140ГС от 24 января 2017 года, которым предписано внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и предусматривающие, в частности, участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Деятельность по обращению с ломом и отходами металлов – это отдельная значимая отрасль экономики России, отвечающая за сырьевую безопасность металлургии и экологизацию. Действующая государственная политика направлена на всестороннее развитие отрасли. Вместе с тем в настоящее время в данной отрасли сохраняется ряд проблем, препятствующих ее эффективному развитию. Одной из таких проблем является осуществление расчетов в наличной форме в случае приобретения лома. По статистике объем наличного оборота составляет 95 %. И лишь 5 % расчетов осуществляется в безналичном порядке.

Участники отрасли сбора и переработки лома снимают значительные объемы наличных денежных средств с банковских счетов в целях осуществления расчетов с продавцами лома. Данный порядок расчетов является привычным для участников рынка с учетом отсутствия альтернативных вариантов в истории развития отрасли. При этом неконтролируемый вывод наличных денежных средств стимулирует развитие теневых схем и вызывает повышенное внимание и недоверие со стороны контролирующих органов, что негативно отражается на добросовестных участниках рынка. Привычный подход не позволяет подтвердить целевое распределение снятых юридическими лицами наличных денежных средств, обоснованность объемов выплат, как с точки зрения рыночной стоимости лома, так и с точки зрения идентификации конечных получателей денежных средств – продавцов лома.

С момента снятия со счёта юридического лица дальнейшее движение денежных средств невозможно проследить на уровне банковской системы. В связи с чем отрасль отнесена банковским сектором к одним из рисковых направлений, что ведет к удорожанию банковского обслуживания или закрытию расчетных счетов компаний. Применение безналичной формы оплаты полностью минимизирует описанные риски. Информация о расчетах в отрасли становится прозрачной как для кредитных организаций, обслуживающих переработчиков, так и для Банка России, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, которые получают возможность доступа к расчетным и идентификационным данным получателей денежных средств.

При этом существующие на рынке банковские сервисы позволяют физическим лицам комфортно использовать средства, поступающие на банковские счета за сдачу лома для последующего осуществления безналичных расчетов либо для снятия наличных денежных средств. Проект также соответствует стратегии государства, направленной на увеличение доли безналичных расчетов (пункт 2в перечня поручений Президента Российской Федерации по экономическим вопросам № Пр-707 от 12 марта 2012 года).

При этом проект сохраняет возможность расчетов в наличной форме, если такие расчеты ограничены 10 тысячами рублей на одно физическое лицо при условии, что общая сумма расчетов наличными денежными средствами с составляет не более пятидесяти тысяч рублей в течение одного календарного месяца. Такое ограничение покрывает потребность физических лиц – продавцов лома в расчетах наличными денежными средствами в регионах со слаборазвитой банковской инфраструктурой, и при этом не позволяет осуществлять продажу лома в промышленных масштабах, оставаясь в неконтролируемой и непрозрачной зоне оборота, а также исключает дробление операций на микроплатежи с сохранением неограниченного объема закупок от одного физического лица за наличный расчет.

Таким образом, предлагаемые изменения повышают прозрачность данной отрасли экономики для государства, препятствуют криминализации экономических отношений в части легализации и незаконного оборота наличных денежных средств, а также коррупции при осуществлении контроля за деятельностью субъектов, и вместе с тем укрепляют экономическое положение добросовестных участников рынка.

"Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения"

(в редакции, актуальной с 27 декабря 2016 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст ,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 03.10.2002 г. № 731,
от 12.12.2012 г. № 1287, от 10.12.2016 г. № 1338, от 15.12.2016 г. № 1367)

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления " Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

3. Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящими Правилами.

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов черных металлов

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати).

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению № .

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению № ;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

Абзац 3 подпункта "б" пункта 20 в части слов: "нотариально заверенные" признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 14 апреля 2003 г. № ГКПИ03-151.

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением № к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение № 1

к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения

Приемосдаточный акт № _____ от ____________________

Получатель лома и отходов ____________________________________________

Сдатчик лома и отходов ______________ ИНН сдатчика лома и отходов

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ______________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) _______________________

______________________________________________________________________

Транспорт (марка, номер) _____________________________________________

Основания возникновения права собственности у cдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________________________

______________________________________________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов _______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наименование

Код по ОКПО

Вид

Вес брутто (тонн)

Вес тары (тонн)

Засоренность (процентов)

Вес нетто (тонн)

Цена (рублей)

Сумма (рублей)

Итого

Вес нетто (прописью)

Итого на сумму ______________________________________________________

В том числе НДС ____________________________________________________

За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность предоставленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил (подпись сдатчика лома и отходов) ______________________________________________________________________

Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТ 2787-75 , проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов _____________________

работник (ца) ________________________________________________________

составили настоящий акт о том, что ________ (дата) на территории был произведен отбор (извлечение) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов.

Подлежит списанию с учета лом и отходы черных металлов (вид, вес):

______________________________________________________________________

Подлежат учету лом и отходы цветных металлов (вид, вес, цена, сумма, Ф.И.О. ответственного) _________________________________________________________

Приложение № 3

к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения



Вверх