Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства. основные этапы

1. Формирование древнерусской государственности (Киевская Русь).

Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование рус­ского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, на­звания которых свидетельствуют о привязке к определенной местнос­ти: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), кривич и - полочане (р. Западная Двина, Полот a), дреговичи (от «дрегва» бо­лото, Беларусь), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмос­ковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII–IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интен­сивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет под­сечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее суще­ствование у восточных славян городов. Летописи не приводят вре­мени их появления. Древнейшие города – Новгород, Полоцк, Рос­тов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торго­вых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов.

В начале IX в. идет постепенный процесс складывания госу­дарственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев.

Второе государство складывается на Севере – Северное княжество с центром в Ладоге, затем – Новгороде. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набе­гов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов.

В соответствии с «Повестью временных лет» - представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества.

Древнерусская народность складывалась на основе широ­кого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяй­ственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового, следовательно, и трех образов жизни – оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов. Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Ре­лигиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято на­зывать язычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного ос­воения мира. Языческие религии представляют собой политеизм – многобожие.

Следующий этап в развитии русского этноса и государства в отече­ственной историографии принято называть Киевской Русью, фор­мирование которой началось с конца IX– начала Х в.

Киевская Русь, как политическое объединение, начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной. В 882 г . дружинники Рюрика Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам и остались править Киевом. Князь Олег (882–912) хитростью выманил Аскольда и Дира из города, убил их, а затем объединил Новгородское и Киевское княжества, сделав Киев столицей нового государства. Объединение Южной и Северной Руси в конце IX в. – отправная точка образования Киевской Руси как нового этапа древнерусского государства. Деятельность киевских князей будет направлена на расширение территории Киевского княжества. Олег покорил древлян и обложил данью северян и радимичей. Князю Игорю (912–945) придется вновь присоединять древлян и усмирять угличей. Жена Игоря Ольга (945–964) силой оружия, а также дипломатией существенно укрепила древнерусскую государственность. Их сын Святослав (964–972) присоединил вятичей и завоевывал Дунайскую Болгарию.

Завершается формирование Киевской Руси в качестве политического и культурного центра при Владимире I Святославовиче (980–1015) объединением восточных славян и принятием христианства.

Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом при­нятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г . Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с Византией. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

И еще один момент сыграл значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Важную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В них готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества, оно постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.

Перейти на... Новостной форум Обсуждение проблем подготовки Вопросы к сдаче Модуля I Литература 1. Место дисциплины в системе социально-гуманитарных знаний. Социальные функции исторической науки. 2. Проблема периодизации человеческой истории. Периодизация истории Беларуси 3. Сотрудничество академической и вузовской исторической науки. Гродненская историческая школа. Литература 1. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси. Расселение индоевропейцев 2. Славянизация балтов 3. Консолидация белорусского этнаса 4. Происхождение термина "Белая Русь" Происхождение термина Белая Русь Литература 1. Эволюция взглядов на проблему формирования нации. Определение этнической территории белорусов 2. Экономические основания формирования белорусской нации 3. Оформление белорусской национальной идеи Трещенок Я.И. Две белорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм Формирование белорусской нации (презентация лекции) Литература 1. Советский период развития белорусской нации 2. Национально-государственное строительство в БССР (1921-1927 гг.) 3. Национально-освободительное двиение в Западной Беларуси 4. Развитие белорусского народа в усовиях посвлевоенного времени. Укрепление государственного суверенитета Республики Беларуси Первая мировая война (баталии) Версальско-Вашингтонская система (ребус) Версальско-Вашингтонская система (росстановка сил, положения) Литература 2. Феодальная раздроленность - закономерный исторический процесс развития Европы 3. Первые раннефеодалные государства на территории Беларуси Ефросиния Полоцкая Первые раннефеодальные государства на территории Беларуси Киевская Русь Литература 1. Причины и концепции образования ВКЛ 2. Процесс образования Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского 3. Политическая и правовая система ВКЛ 4. Люблинская уния. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой Вяликия князи ВКЛ Образование ВКЛ Причины и концепции образования ВКЛ Политическая и правовая система ВКЛ Литература 1. Политика Российской империи на белорусских землях в к. XVIII - пер. пол. XIX вв. 2. Общественно-политическое движение в Беларуси в пер. пол. XIX в. 3. Восстание 1863 г. в Беларуси и его социально-политические итоги 4. Общественно-политическое движение в Беларуси в 70-90 гг. XIX в. 5. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. и её последствия 6. Беларусь в период Февральской революции (белорусское национальное движение накануне октябрьских событий 1917 г.)) Жизнь и деятельность К.С. Калиновского Владимир Ильич Ульянов (Ленин) Государственный Совет Российской империи Литература 1. Октябрьская революция. Установление советской власти в Беларуси 2. Установление тоталитаризма в БССР. Массовые репрессии 3. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси 4. Политическая ситуация в первое послевоенное десятилетие 5. Общественно-политическая и социальная жизнь в БССР во вт. пол. 50-х - пер. пол. 80-х гг. 6. Политические реформы и государственное строительство в Республике Беларусь Октябрьская революция 1917 г. Михаил Сергеевич Горбачев Литература 1. Хозяственная деятельность человека на территории Беларуси в первобытную эпоху (100-40 тыс. лет до н.э. - V в. н.э.) 2. Становление раннефеодальной экономики на территории Беларуси (VI - VIII вв.) 3. Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV - пер. пол. XVI вв. 4. Социально-экономическое положение Беларуси в составе Речи Посполитой Древние общества на территории Беларуси Литература 1. Введение христианства. Культура на белорусских землях в IX - XIII вв. 2. Культура Беларуси в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) 3. Реформация и контреформация в ВКЛ. Брестская церковная уния 4. Развитие белорусской культуры в эпоху Просвещения (XVII - XVIII вв.) Замковое строительство в Речи Посполитой Белорусская деревянная резьба (видео) Белорусский портрет (видео) Иконопись XVIII в. (видео) Кальвинский сбор (видео) Слуцкие пояса (видео) Сынковичская церковь (видео) Лидский замок (видео) Крест Ефросинии Полоцкой (видео) Мирский замок (видео) Новогрудский замок (видео) Дворцовый комплекс г.п. Ружаны (видео) Замки ВКЛ Искусство Беларуси в 15-16 вв. Архитектура Беларуси 14-16 вв. Франциск Скорина Гродно: город королевских замков Жан Эммануил Жилибер Николай Радзивил Черный Василий Тяпинский Николай Гусовский Сымон Будный Франциск Скорина Культура Беларуси в 16 - перв.пол. 17 вв. Брестская церковная уния Литература 1. Социально-экономическое значение присоединения белорусских земель к Российской империи 2. Особенности социально-экономического развития Беларуси в перв. пол. XIX в. 3. Реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи и особенности их проведения на белорусских землях 4. Социально-экономические преобразования в Беларуси в нач. ХХ в. Марк Шагал Франтишек Богушевич Жировичи (видео) Костел Вознесения Девы Марии г. Будслав (видео) Церковь Рождества Богородицы (видео) Петропавловская церковь г.Минск (видео) Литература 1. Сущность и содержание НЭПа в БССР 2. Культура БССР в 20-е гг. XX в. 3. Индустриализация в БССР 4. Коллективизация сельского хозяйства в БССР 5. Социально-экономическое положение в Западной Беларуси 6. Социально-экономическое и культурное развитие БССР в 1946 - 1985 гг. Троицкий костел г.п.Глубокое (видео) Костел Вознесения Девы Марии (видео) Костел обретения св. Креста г.Гродно (видео) Костел св.Андрея г.Слоним Костел Сердца Иисуса г.п.Глубокое (видео) Чернобыльская катастрофа Литература 1. Развитие социально-экономической сферы в сер. 80-х - 90-х гг. ХХ в. 2. Особенности белорусской модели социально-экономического развития 3. Изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа Автовокзал "Восточный" - г.Минск (видео) Здание Национальной библиотеки Благовещенская церковь г.Витебск (видео) Коложская церковь г.Гродно (видео) Комаровский рынок (видео) Костел св.Франциска Ксаверия г.Гродно (видео) Площадь Победы (видео) Проспект Независимости г.Минск (видео) Дом Правительства г. Минск (видео) Библиотека им. Ленина г.Минск (видео) Драматический театр г.Гродно (видео) Железнодорожный вокзал г.Минск (видео) Железнодорожный вокзал г.Минск (видео) Кафедральный собор г.Минск (видео) Беловежская пуща Литература 1. Белорусские земли в составе ВКЛ в XIV - перв. пол. XV вв. 2. Политическое положение Беларуси в перв. пол. XVI в. 3. Войны на территории Беларуси в перв. пол. ХVII в. 4. Политический кризис Речи Посполитой в XVIII и ее разделы 5. Война 1812 г. на территории Беларуси 6. Беларусь в годы Первой мировой войны. Советско-польская война 1919-1920 гг. Беларусь в годы Первой мировой войны Напалеон! Буонапарт Советско-польская война 1918-1921 гг. Разделы Речи Посполитой Война 1812 г. Литература 1. Начало Второй мировой войны. Воссоединение западной Беларуси с БССР 2. Беларусь в начальный период Великой Отечественной войны 3. Оккупационный режим на территории Беларуси 4. Антифашистская борьба белорусского народа 5. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков 6. Решающий вклад советского народа в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии Минай Шмырев Николай Францевич Гастелло Адольф Гитлер Ужасы концлагерей Рокоссовский Константин Константинович Василий Корж План \Брабаросса\ Александр Михайлович Василевский Великая Отечственная война Хатынь Литература 1. Участие БССР в основании и деятельности ООН 2. Причины и истоки "холодной войны". Вклад БССР в безопасность народов 3. Распад СССР и образование Содружества Независимых государств. Процесс создания Союза Беларуси и России 4. Республика Беларусь в международном сообществе Организация Объединенных Наций:история создания, современное положение Железный занавес сталин Уинстон Черчиль Леонид Ильич Брежнев Хрущёв Рузвельт Кравчук Станислав Шушкевич НАТО Содружество Независимых Государств План Маршалла Киевская Русь в 9 в. Восточная Европа в 11 в. Древнерусские княжества в 12-13 вв. Древнерусские княжества в середине 15 в. ВКЛ в 13-15 вв. Рост ВКЛ в 13-15 вв. ВКЛ в 14-15 вв. Вхождение/присоединение земель в/к ВКЛ (до 1462 г.) Речь Посполитая в 17 в. Речь посполитая в 1773-1785 гг. Карта Республики Беларусь Карта Гродненской области Карта Брестской области Карта Могилевской области Карта Гомельской области Карта Витебской области Ганчар, А.И. Римско-католический костел в Беларуси (1864-1905 гг.). - Гродно, 2008 Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период Часть 1-1 Часть1-2 Часть1-3 Вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу ГБ (каф. грам. навук) Великая Отечественная война советского народа (курс лекций) Экономическая история: краткий словарь экономических терминов (каф. общ. наук) Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч.2. ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ И ЗАЧЕТАХ Положение о мудульной системе обучения в ГГАУ, 2009 г. Тематический план по дисциплине "История Беларуси" Литература по дисциплине “История Беларуси” Формы “отработки” практических занятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «Отечественной истории» на тему:

Формирование древнерусской государственности

Преподаватель: Борзихина И.В.

Студент: Герасимова Анна Федоровна., экономист., ЭПБп-10Тур

Екатеринбург

План

Введение 2

Основная часть:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. 4

2. Концепции образования древнерусского государства. 7

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. 9

4. Формирование раннефеодальных отношений. 12

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия. 15

Заключение 16

Список литературы 17

Введение.

Изучение прошлого страны имеет большое политическое значение. Историческая и историко-правовая науки, изучая и обобщая опыт прошлого, помогают познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок.

История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.

Конечно, присоединение нерусских народов к России проходило в тех формах, которые были свойственны феодализму во всем мире, хотя в нашей стране имелись и свои существенные особенности. Многонациональный характер Российской империи и исторический тип государства, а также различный уровень развития ее народов обусловили вместе с тем определенное неравноправие и даже угнетение, породившее соответствующие национально-освободительные движения.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.

Летопись "Повесть временных лет" дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере .

Целью данной работы: является изучение истории формирования Древнерусского государства

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

2. Концепции образования древнерусского государства.

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства.

4. Формирование раннефеодальных отношений.

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия.

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Духовные предпосылки.

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным Внешнеполитические предпосылки.

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства. Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности .

Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Социально-политические предпосылки.

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

С 21 по 23 там идет разные странны!

Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения.

Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги . Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты».

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. .

Главная > Документ

«Образование Древнерусского государства»

1. Формирование древнерусской государственности с.4

2. Политика первых киевских князей с.6

3. Современные трактовки норманнской теории с.10

Заключение с.14

Список использованной литературы с.15

Введение

Происхождение русской государственности и русской культуры едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. Непредвзятое изучение событий этого периода показывает, что сложение древнерусской государственности стало возможным в результате процесса естественной эволюции социально-экономической и культурной жизни восточных славян при определенном влиянии внешнего фактора. Точное знание и понимание процессов, приведших к образованию Киевского государства как первой политической системы, сплотившей многочисленные племена и народы и поднявшей их от примитивного первобытного состояния к могучей феодальной державе с единым религиозным мировоззрением, необходимо для того, чтобы здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каждой национальной культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объективного процесса взаимодействия и сближения национальных культур. Сложившееся древнерусское государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Среди них – отражение набегов кочевников – печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

1. Формирование древнерусской государственности

Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни – оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений – это язык. В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках – русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали в Западной Европе. С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в VII-VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они – центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады – хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась «Гардариком» – страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни. Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры. На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом. На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии боров. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога – громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: Дружинным – Перуном (впоследствии – княжеским богом), а купцы – Белесом – богом скота (впоследствии – богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

2. Политика первых киевских князей

Образование Киевской Руси – закономерное завершение длительного процесса формирования феодальных производственных отношений и складывания раннеклассовых структур в Древней Руси, подготовленное всем ходом социально-экономического развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов. Сложившееся государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы класса феодалов и феодального государства тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, необходимостью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с расширением его территории, а также защитой его границ. Среди них – отражение набегов кочевников – печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внешнюю политику киевских великих князей. Киевский князь Олег стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Вскоре после вокняжения Олега в Киеве дань ему начали платить словене, кривичи, меря, древляне, северяне, радимичи. В 911 г. Олег с войском подошел к стенам Константинополя (Царьграда). «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев... Со всеми ними пошел Олег на конях и кораблях». В результате этого похода был заключен договор с греками. Согласно договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать константинопольского императора о своем приезде. Итогом похода была также и крупная дань, выплаченная греками. Договор Олега с ними обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912–945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией. При Игоре произошло первое народное выступление, – описанное в летописи – восстание древлян в 945 г. Сбор дани в землях древлян осуществлял варяг Свенельд со своими дружинниками. Однажды он собрал большую дань, что вызвало ропот в дружине Игоря, «воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь, и мы». Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится вояк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили. После смерти Игоря его жена Ольга (945–964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала было заживо закопано в земле, второе сожжено в Киеве. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам выдать ей в качестве дани по одной птице с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля, и, когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате этого выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибло, по словам летописи, около 5 тыс. человек. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места для сбора дани. Были выделены специальные лица для сбора дани, так называемые «данщики». В княжения Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и древлян, что говорит о дальнейшем развитии процесса консолидации восточного славянства в рамках единого государства. Правление Святослава (964–972) сына Ольги и Игоря – историки оценивали по-разному. Одни считали его талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждали, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Достаточно своеобразной была внешность Святослава: «среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми, длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова была у него совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным». Всю свою жизнь он провел в военных походах. Отсутствием Святослава в Киеве часто пользовались печенеги, которые появлялись у южных границ Руси в начале X в. и постоянно угрожали своими набегами. Перед Святославом стояла задача защищать Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что позволяет думать о нем, как о способном государственном деятеле и полководце. Святослав в результате многочисленных походов присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и вел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже раздумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, медь, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно: Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но Дунайские земли пришлось вернуть. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги (возможно по подстрекательству греческих агентов) устроили у днепровских порогов. Он был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом и никому не позволял даже притрагиваться к ней. При сыне Святослава Владимире (980–1015) произошло слияние всех восточнославянских земель в единое древнерусское государство. При Владимире происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стучне был сооружен ряд крепостей. Видимо здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри. Приготовления Владимира оказались на редкость своевременными. 16 крупных войн и несчитанное число мелких столкновений пришлось выдержать Руси, пока наконец удалось устранить печенежскую опасность на юге. Развитие феодальных производственных отношений, рост и укрепление государственности, возникновение и эволюция государственного права требовали изменений и в идеологии. На месте племенных богов и культов, религиозной пестроты, обусловленной различными этапами развития социальных отношений, должен был установиться единый пантеон богов, который бы соответствовал тому объединению земель и племен, которого добилась светская власть Руси. Этот пантеон богов, этот единый культ должен был освятить перемены, происшедшие в социальной и политической жизни Руси, освятить нарождающиеся феодальные порядки, новый государственный строй. Позднее одной из причин религиозной реформы выступает внешнеполитическая деятельность Русского государства. Вначале Владимир предпринял попытку объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны. Культ Перуна, который был объявлен главным богом, насаждался в Древней Руси самыми жестокими мерами. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах. В 988–989 гг. Владимир провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство. Около 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. «... повелел (Владимир) ниспровергнуть кумиры, – одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы... После этого Владимир послал по всему городу (Киеву) со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нищего или раба, тот идет против меня». Распространение христианства встречало протест народных масс, почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинах Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и в Новгороде. Христианство вынуждено было идти на уступки, освещая и приспосабливая старые языческие обряды, обычаи, праздники, священные места и самих богов. Принятие христианства, при всей его реакционной сущности, имело большое значение для развития русских земель. Оно укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. После смерти Владимира в результате жестокой кровопролитной междоусобной борьбы между его сыновьями на Киевский престол вступил Ярослав, которого впоследствии стали называть Мудрым (1019–1054). Ярославу Мудрому, также как и Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав год назад разрубил печенегов, был возведен Софийский собор – храм мудрости, божественному разуму, якобы правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу книг на русский язык. Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона – русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненного из цельного куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего». При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за венгерского короля, бывшего одновременно и германским императором. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Время Ярослава Мудрого – это время расцвета древнерусского государства – Киевской Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

3. Современные трактовки норманнской теории

Первые русские историки-летописцы не могли пройти мимо вопроса о начале Русского государства. Самым древним общерусским летописным сводом является так называемая Начальная летопись – «Повесть временных лет». В ней описываются события от времени сыновей легендарного Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Традиционно автором первой редакции «Повести временных лет» считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор, хотя русские историки высказывали различные мнения по этому поводу. За авторство Нестора говорят упоминание о Несторе-летописце в послании Поликарпа и существование некоторых списков с прямым указанием на Нестора как автора летописи. Труд Нестора в дальнейшем не раз дополнялся, переписывался, редактировался. На этот счет существует обширная специальная литература, рассматривать которую в рамках контрольной работы просто невозможно. Из наиболее авторитетных изысканий приведем мнение академика Б.А. Рыбакова: «Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XII века). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий – «Повесть временных лет». Хронологический диапазон введения – от V–VI веков нашей эры до 860 года, когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны». Новгородская летопись началом русской государственности считает призвание на нашу землю варягов (норманнов) во второй половине IX в. К этой дате (862 г.) некоторые летописцы подгоняли все остальные известные, им события ранней русской истории. Легенда о призвании варягов послужила основанием для широкого распространения так называемой норманской теории образования государства на Руси. Она была принята историками-монархистами и отражала точку зрения официальной историографии русского самодержавия. В вопросе образования государства на Руси дореволюционная историография исходила из следующих двух положений: во-первых, это важное историческое событие однозначно датировалось 862 г.; во-вторых, оно прямо и непосредственно связывалось с добровольным призванием на Русь варяжского князя Рюрика и его двух братьев – Сииеуса и Трувора. Оба этих утверждения далеки от истины. Дата «862 г.» не выдерживает критики хотя бы потому, что задолго до этого на землях восточных славян уже были государственные образования. Варяги сыграли значительную роль в политической истории восточных славян. Однако в свое время оценка их влияния в деле создания русского государства оказалась завышенной, что породило «норманнскую теорию». Суть ее состоит в утверждении, будто именно варяги принесли нашим предкам государственность, правопорядок и культуру. «Норманнская теория» основывается на летописном рассказе о призвании новгородцами варяжского военачальника Рюрика с братьями Синеусом и Трувором для вокняжения в словенских землях: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв: Рюрик начал княжить сначала в Ладоге, затем в Новгороде, Синеус и Трувор якобы – на Белоозере и в Изборске. (Лингвисты доказали, что Синеуса и Трувора не существовало: летописец неверно истолковал древнешведские словосочетания: sine hus и thru varing, означающие «свой род» и «верная дружина».). Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то переход к нему власти в Новгороде все же не означал создания древнерусского государства, т.к. государство возникает в результате социально-экономического развития общества на том этапе, когда появляются раннеклассовые структуры, а не как следствие действий отдельных выдающихся личностей и завоеваний. После смерти Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов – Олег. В 882 г. спустившись по великому торговому пути «из варяг в греки» воины Олега, представившись купцами, обманом убили киевских князей и захватили Киев. Город стал центром объединенного государства. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Вскоре после вокняжения Олега в Киеве дань ему начали платить словене, кривичи, меря, древляне, северяне, радимичи. История «призвания норманнов», рассказанная в «Повести временных лет», становится одним из самых спорных эпизодов начального периода русской истории. Отношение к рассказу летописи становится проверкой на «патриотизм». «Норманнисты» и «антинорманнисты» рождаются 6 сентября 1749 г. В этот день член императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, официальный императорский историограф Герхард Фридрих Миллер читал ежегодный доклад. На этот раз он был посвящен происхождению русского народа и его имени. Опираясь на труды своего предшественника Готтлиба Зигфрида Байера, академик Миллер изложил теорию создания Киевской Руси норманнами. Но едва он успел развить свою идею, как его прервали крики слушателей. Академик Н.И. Попов, астроном, объявил, что докладчик «бесчестит наш народ». Спор был представлен на рассмотрение императрицы Елизаветы Петровны, которая назначила комиссию для расследования. В комиссию вошел также знаменитый русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Его мнение было однозначным: взгляды немцев «ночи подобны», работы Миллера вредят интересам и славе Российской империи. Публикации академика Миллера были конфискованы и уничтожены, ему было запрещено заниматься древней русской историей. Однако Ломоносов и его малочисленные сторонники не смогли одержать верх над норманистами. Почти вся историческая наука XIX в. – от Н.М. Карамзина до С.М. Соловьева – приняла норманнскую концепцию, а защита норманизма от нападок инакомыслящих стала явно выраженной официальной позицией – царствующая династия Романовых находила ее для себя политически более благонадежной. Спор продолжал бушевать в XIX и XX вв. «Норманнисты» и «антинорманнисты» добывали убедительнейшие аргументы в пользу своих взглядов, опираясь на те же самые источники. Ожесточенность дискуссии нагнеталась патриотическими чувствами противников «норманнской» теории. В 30-е годы XX в. советские историки получили указание считать «антинорманнские» взгляды единственно правильными, следовательно, научными. В разгар войны с Германией академик Б. Греков в статье, опубликованной органом ЦК партии «Большевик», отвергал, как антипатриотическую, теорию «приглашения варягов», утверждая, что сильное, высокоразвитое русское государство существовало уже в VI в. Смерть Сталина не изменила официального советского отношения к истории Древней Руси. В 1963 г. Андрей Амальрик был исключен из Московского университета за студенческую работу «Норманны и Киевская Русь». В 1978 г., комментируя «Повесть временных лет», академик Д. Лихачев настаивает: «Легенда о приходе из-за моря Рюрика, Синеуса и Трувора... чистый домысел, трафарет исторического мышления летописца, его гипотеза, с которой пора перестать считаться». Следует признать, что летописец излагает событие, которое не перестает вызывать споры, чрезвычайно туманно. Новгородские послы отправляются, по свидетельству Нестора, «за море», что достаточно неопределенно. А затем он разъясняет: «И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы...» Возникает множество вопросов. Прежде всего – главный: приглашали чужеземцев княжить или нет? Почему Нестор считает наименования «варяг» и «Русь» синонимами? Иначе говоря: каково происхождение слова «Русь»? Откуда взялось название государства? И дополнительный вопрос: каково отношение между славянами и Русью? Нестор отвечает на это: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне». «Антинорманнисты» категорически отвергают утверждение летописца о тождестве варягов и руссов. Поиски ответов на исторические загадки продолжаются. Выдвигаются новые гипотезы и теории. Идут поиски славянских племен, обитавших в Прибалтике, которые могли бы решить проблему: приглашенные были бы «варягами», но бесспорно славянского происхождения. На острове Рюген в Балтийском море, начиная с VI в., жило славянское племя, которое немецкие хроники называли руссами, русинами. Высказывается предположение, что в Новгород прибыли славяне-руссы. В состав дружины входили также скандинавские викинги. Обосновавшись в Новгороде и его окрестностях, дружины руссов и норманнов спустились по Днепру и основали Киевское государство. Омельян Прицак, американец украинского происхождения, профессор Гарвардского университета, предложил еще более неожиданную теорию. Используя письменные источники VI–VIII вв. на арабском, греческом, латинском и других языках, историк обнаруживает «Русь» в римской Галлии, на юге современной Франции, в окрестностях города Родез, который в VIII в. назывался Рутеницис по-латыни, Руси – по-французски. Арнольд Тойнби производил «рус» от шведского «родгер» – гребец. Вопрос о происхождении термина «Русь» в нашей историографии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Ныне, однако, в общем вполне доказано, что термин этот пришел с севера: так называли финские аборигены пришельцев из Скандинавии, а от них этот же термин стал использоваться и славянами первоначально в том же смысле Правда, сходный термин (форма «рось») существовал издавна и на юге, В иранских языках он означал «светлый» и как таковой фигурировал в различных иранских же этнонимах (роксоланы – светлые аланы, роксамоны – светлые мужи и т.д.). Одно время ряд учений предполагал двойное происхождение термина «Русы» от своеобразного слияния северного «русы» и южного «рось». В принципе это могло случиться, однако нельзя забывать, что местная «туземная» форма этнонима, и от него – названия земли, страны, именно «рус, Русь», тогда как «Рос, Росия» появились первоначально в греческом языке по ассоциации с библейским северным народом Рос (древнеевр. «рош»), которым Библия запугивала цивилизованные народы Средиземноморья еще со времен ветхозаветных пророков. Любопытно, что на Руси форма «Рос» (Россия) появилась поздно (не ранее XVI в.) и стала общепринятой лишь с XVIII в. Исследования истории Древней Руси, не принося окончательного, невозможного, по всей видимости, ответа на вопросы, поставленные далеким прошлым, расширяют наши знания о былом, если не настаивают на их обязательном характере. Хорошо известно, что в спорах истина не рождается.

Заключение

Трудно переоценить историческое значение Киевской Руси. В киевский период своей истории восточные славяне сложились в древнерусскую народность – предка современных русского, украинского и белорусского народов. Наследием киевской поры всех трех восточнославянских народов является яркая, красочная, самобытная древнерусская культура. Культурное наследие Киевской Руси выдержало испытание времени, распространилось и охватило все более многочисленные слои населения. Древнерусская культура оказала огромное влияние на культуру неславянских племен и народов Восточной Европы, входивших в состав древнерусского государства. Вместе с ней широко распространился древнерусский язык. В период Киевской Руси у восточных славян сложились феодальные отношения, что было шагом вперед по сравнению с первобытнообщинными отношениями и отражало развитие производительных сил. Древнерусское феодальное государство явилось более высокой формой объединения восточных славян, чем племенные союзы и племенные княжения. Оно положило начало государственности не только славян, но и других, неславянских народов и племен Восточной Европы, впервые начавших свою политическую жизнь в государственных формах в границах Киевской Руси. Древнерусское государство отстояло независимость восточных славян и неславянских народов и племен и от норманнов, и от степных кочевников. Киевская Русь встала стеной на пути продвижения орд степных кочевников, ослабив их натиск на Византию и страны Центральной Европы. Русь сыграла большую роль в отношениях между Западом и Востоком, выступая восточным форпостом европейского феодального христианского мира.

Яркой и многообразной культурой, богатством и могуществом своих ратных сил Русь проложила себе путь в ряды сильнейших и влиятельнейших стран Запада и Востока.

Список использованной литературы

1. Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла русская земля» // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX в. / Сост. С.В. Мироненко. М., 1991. С. 7–33.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.,1992. 268 с.

3. Ионов И. Н. Российская цивилизация IX – начала XX в. М., 1995. С. 32–40.

4. История России: Тексты лекций / Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1998. С. 4-10 .

5. Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. №2–3. С. 3–20.

6. «Повесть временных лет» (Извлечения) // История России IX–XIХ вв. в документах / Сост. Н. Т. Кудинова, Т.А. Рямова. Хабаровск, 1992. С. 3–5.

7. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М.,1984. 351 с.

8. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. 429 с.

9. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. №6. С. 3–13

В VI-IX вв. Восточные славяне занимали огромную территорию Восточно-европейской равнины. Они объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике). По среднему течению Днепра жили поляне, на правобережье Днепра - древляне. По рекам Ока и Москва располагались вятичи, на запад от них жили кривичи, по реке Сожь - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне. Соседями на северо-западе были балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки», возникшего в конце IX в.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решали на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных дань («полюдье»).

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). На территории в районе озера Ильмень располагалась Славия. Ее центром был Новгород. Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое общество «Русь», включавшее в себя и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением.

Но согласно так называемой «норманской территории» государственность Руси возникла в связи с обращением славянских племен к норманскому (скандинавскому) воину Рюрику с братьями Синеусом и Трувором (существует, однако мнение, что они были прибалтийскими славянами) прийти и править ими. Норманскую теорию критиковал еще М.В. Ломоносов, раскрывая в своих исторических трудах этнические различия славян и скандинавов. Русские князья иногда использовали небольшие варяжские дружины как наемное войско. Но однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян. А запись в летописной «Повести временных лет» о призвании Рюриковичей, на которую опираются историки-норманисты, оказалась поздней вставкой в ее первоначальный текст, сделанной из политических соображений киевского князя Владимира Мономаха. Появление норманской теории в середине XVIII в. диктовалось стремлением исторически оправдать засилие иностранцев в управлении русским государством во времена «бироновщины».



Историки обладают убедительными доказательствами того, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до появления варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства выражают конкретные проявления этого процесса.



9 Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв .

Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и политического развития общества. Различают несколько причин феодальной раздробленности. Экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы. Эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование. В каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с великим киевским князем; кроме того, местному боярству нужна была сильная княжеская власть на местах. Внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьёзной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашёл уже слишком далеко. Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства. Она явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель. Положительные черты - вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях. Отрицательные последствия - с течением времени постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель. История и политическая судьба Галицко-Волынского княжества На юго-западе от Киева лежали крупные древнерусские города Галич и Волынь. Галицкие земли отличали теплый климат, богатая природа, плодородная почва, близость к Византии и западным государствам.

Эти земли были богатейшей областью на Руси. Их называли Червонной (Красной) Русью. Здесь процветали земледелие, торговля, ремёсла, добыча каменной соли. Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно, как в Червонной Руси. Рюриковичам всегда здесь было очень трудно править. Положение Рюриковичей осложнялось близостью сильных государств - Венгрии и Польши. Западные католические государства всегда стремились установить здесь своё влияние. В 1199 г. галицкий князь Роман Мстиславич объединил Галич и Волынь и отделился от Киева. Роман Мстиславич круто подавил оппозицию местного боярства. Организуя военные походы на Литву, половцев, западные страны, он мечом расширял пределы своего княжества. В 1205 г. Роман Мстиславич отправился с походом в Германию, но по пути в Польше был убит. Галицко-Волынское княжество охватили боярские смуты. Вдова князя с малолетними детьми - Даниилом и Васильком - едва успела покинуть пределы княжества. В 1221 г. выросший сын Романа Мстиславича Даниил Романович - смог вернуться в отцовскую вотчину. В 1240 г. он смог объединить под своей властью галицкие, волынские и киевские земли, и стал самым сильным на Руси князем. Но в том же году на Южную Русь обрушились монголо-татары и разрушили Галицко-Волынское княжество. Самый сильный на Руси князь оказался в зависимости от монгольского хана. Перед Даниилом встала трудная задача - укрепить разрушенное княжество, защитить от посягательства соседей, восстановить внутри княжества покой и порядок. Даниил Романович реорганизовал свои дружины, стал налаживать торговые связи с Византией, Венгрией, Германией, Римом, строил новые города. Так, на западной границе он выстроил новый город и подарил своему сыну Льву в качестве свадебного подарка. С тех пор этот город называется Львовом. В 1255 г. Папа римский предложил Даниилу титул короля и военную помощь в борьбе против монголо-татар. Даниил же должен был способствовать распространению католичества в своём княжестве. Даниил титул короля "Малой Руси" принял, но способствовать распространению католичества не стал и военной помощи не получил. Укрепление Галицко-Волынского княжества беспокоило монголов. В 1261 г. их огромное войско ворвалось в пределы княжества. Даниилу было приказано уничтожить военные укрепления нескольких городов. Многолетний труд Даниила по укреплению своей вотчины был уничтожен руками самого Даниила. Восстановить разрушенное сил у Даниила уже не было. В 1264 г. Даниил Галицкий умер. Но в памяти народа остались его воинские подвиги, а также то, что в годы суровых испытаний он не потерялся, привёл свою вотчину в цветущее состояние. Но в нём ценили и другую его черту - беспримерную дружбу с братом Васильком. С детских лет они всё делили пополам: и горе, и радости. Такое братское согласие в те времена встречалось не часто. После смерти Даниила Галицкого раздоры бояр вспыхнули с новой силой. Потомки Даниила не смогли удержать единства Галицко-Волынского княжества. Из - за усобиц князей и боярства княжество постепенно слабело и через 100 лет было поделено между Польшей, Венгрией и Литвой.

Таким образом, одно из богатейших древнерусских княжеств - Галицко - Волынское - в значительной степени из-за постоянных раздоров боярства утратило исторический шанс в будущем возглавить объединительный процесс на Руси. Новгородская боярская республика Новгород - особый город в русской истории: отсюда начиналась русская государственность. Новгород - один из древнейших русских городов, второй по значению после Киева. Судьба Новгорода в русской истории необычна. В ХIII в. Новгород стал называться Великим Новгородом, в ХIУ в. это название стало официальным. Новгородская земля занимала огромную территорию на Северо-Западе Руси. Но особенность этой земли заключалась в том, что она была мало пригодна для занятия земледелием. Население выращивало лён, коноплю. Жители Новгородской земли занимались также солеварением, бортничеством, производством металлов. Особое место в жизни новгородцев занимало ушкуйничество - речной разбой на лодках - ушкуях. Родители охотно отпускали своих детей ушкуйничать и сложили пословицу: "Чужая сторона прибавит ума". Основным богатством Новгорода были леса. В лесах в большом количестве обитали пушные звери - куницы, горностаи, соболи, мех которых был драгоценным и чрезвычайно ценился на Западе. Поэтому главным занятием населения была охота на морского и пушного зверя. Кроме того, Новгород занимал исключительно выгодное место для занятия торговлей, так как стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге. Новгород был самым торговым городом того времени. Но всю торговлю держали в своих руках новгородские бояре. Торговля мехом приносила им баснословные прибыли. Среди киевских князей Новгород считался почётным владением. Сюда на княжение посылали своих сыновей киевские князья. Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали наместника киевского князя Всеволода, городом стала управлять выборная администрация. Сложилась так называемая Новгородская боярская республика со своей оригинальной политической традицией - республиканским правлением. На Руси имелся древний обычай - все главные вопросы решать на общем собрании - вече. Но нигде вече не имело такой силы, как в Новгороде. В Новгороде на вече стали избирать высшие должностные лица: посадник (по современным понятиям - глава правительства Новгорода); посадник руководил вечем, вёл переговоры с соседними областями; тысяцкий (глава новгородского ополчения); епископ (архиепископ) - глава новгородской церкви; епископ обладал и светской властью: ведал городской казной, внешними делами; после избрания на вече, епископ должен был ездить в Киев, где архиепископ посвящал его в сан. По форме новгородская республика была демократичной. Но демократия в Новгороде была элитарной. Все важнейшие вопросы в жизни Новгородской земли решали несколько боярских семей. Мнение народа использовалось для сведения счётов противником. Постоянно согласия на вече не было, соперничающие группировки сходились на мосту через реку Волхов, и начинались кровавые побоища. Поэтому основной характеристикой общественной жизни Новгорода стала постоянная социальная нестабильность, которая сыграет в судьбе Новгорода свою роль.

Государство – это целостная структура, которая образована подчиненностью управляемых управляющим. Государство состоит из законов и политической власти. В догосударственном состоянии люди жили как животные, а потом они объединились и выбрали самого достойного своим вождем. Постепенно у них стали вырабатываться этические нормы, представления о добре и зле и т. д. Позже его представления об идеальном государе изменились. Макиавелли считает, что подданные выбирают его не по принципу силы, а по принципу справедливости и мудрости. Эволюция форм государственности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил – народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись. В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет: 1) единовластие, правление немногих; 2) правление всего народа. В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующие типы: 1) монархию; 2) олигархию; 3) демократию. Все три типа относятся к так называемым неправильным формам



Вверх